РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
MULTI-LEVEL LEARNING ON THE BASIS OF DIFFERENTIATION OF MENTALLY RETARDED PUPILS IN RURAL UNGRADED SCHOOLS
O.A. Козырева, T.B. Ивченко
O.A. Kozyreva, T.V. Ivchenko
Дифференциация, дифференцированный подход, комп-лект-класс VIII вида, модель.
В статье рассматривается проблема разноуровневого обучения на основе дифференциации умственно отсталых школьников в условиях сельской малокомплектной школы.
Differentiation, differentiated approach, class-grade of VIII type, model. The article considers the problem of multi-level learning based on the differentiation of mentally retarded pupils in rural ungraded schools.
В сельских малокомплектных школах Красноярского края в настоящее время реализуется обучение учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости в специальных (коррекционных) комплект-классах VIII вида. Дети комплект-классов интегрированы в данные школы с целью их максимально возможной социализации, допрофессиональной подготовки для последующего профессионального обучения и трудоустройства в органах социальной защиты или индивидуальной трудовой деятельности.
В силу неоднородности психофизических и интеллектуальных отклонений эти комплект-классы разновозрастные. И вследствие малочисленности данной категории обучающихся в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы VIII вида формируются из обучающихся разных классов и функционирует как единый класс-комплект.
Целью нашего исследования являлась разработка модели разноуровневого обучения на основе дифференциации как системы обучения умственно отсталых учащихся в условиях сельской малокомплектной школы. На наш взгляд, данная
модель является одним из возможных решении проблемы эффективной организации учебно-воспитательного процесса с умственно отсталыми учащимися в специальных (коррекционных) разновозрастных комплект-классах VIII вида.
В соответствии с этой целью были выдвинуты следующие задачи:
1) выявить объективные социальные, психологические и педагогические основания разноуровневого (дифференцированного) обучения;
2) рассмотреть основные компоненты дифференцированной основы разноуровневого обучения;
3) обосновать дифференциацию умственно отсталых учащихся в условиях сельской малокомплектной школы;
4) определить необходимые для разноуровневого обучения границы дифференциации содержания учебного предмета «Русский язык»;
5) осуществить экспериментальную проверку эффективности Модели разноуровневого обучения на основе дифференциации, направленной на достижение каждым умственно отсталым учащимся ближайших и отдаленных целей обучения.
<
m
Щ
$9
I %
tí и
о
ь
к к
W m н
сJ
Рч
<
о ^ О о
о Q
$ W
н S о
Рч W
0 §
к
1
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
Д
н и
щ
PQ
Основными положениями разноуровневого обучения на основе дифференциации умственно отсталых школьников в условиях сельской малокомплектной школы являются следующие.
- Формирование методологии, специальных приёмов, наглядности и дидактики коррек-ционного образования на основе знаний физиологических и психических особенностей детей с лёгкой степенью умственной отсталости.
- Специфичность структуры урока в специальном (коррекционном) комплект-классе.
- Применение индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с лёгкой степенью умственной отсталости.
- Единая система медико-социального и психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося с лёгкой степенью умственной отсталости.
- Расчленение учебного материала по русскому языку по его содержанию и объему с учетом ведущего компонента учебного предмета.
Реализация модели разноуровневого дифференцированного обучения умственно отсталых учащихся может обеспечить малокомплектной сельской школе:
1) достижение полученных результатов ФГОС для лиц с умственной отсталостью при обучении исследуемой категории детей;
2) повышение целостности, упорядоченности учебного процесса, ориентированного на когнитивную и личностную парадигмы обучения;
3) выход на вариативность темпа изучения учебного материала по русскому языку, темпа продвижения умственно отсталых учеников, учитывающего различный уровень возможностей школьников, как средство построения индивидуального маршрута обучения.
Структура модели разноуровневого обучения на основе дифференциации умственно отсталых школьников в условиях сельской малкомплектной школы
Согласно концепции разноуровневого обучения на основе дифференциации умственно отсталых школьников с лёгкой степенью умственной отсталости в условиях сельской мало-
комплектной школы нами разработана и реализуется модель, основанная:
- на дифференциации умственно отсталых учащихся по уровню развития, способностям, наклонностям и интересам;
- расчленении учебного материала по русскому языку по его содержанию и объему с учетом ведущего компонента учебного предмета;
- выделении в технологии обучения методов, адекватных усвоению данного материала умственно отсталыми учениками 3-4 комплект-классов начального звена школы.
Структурными элементами представленной модели являются:
1. Особенности организации учебно-воспитательного процесса.
2. Содержание учебного предмета «Русский язык».
3. Психолого-педагогическая диагностика.
4. Мониторинг.
5. Комплексное сопровождение учащихся в процессе обучения.
Остановимся подробнее на содержании перечисленных структурных элементов модели разноуровневого обучения на основе дифференциации умственно отсталых школьников в условиях сельской малокомплектной школы.
Особенности организации учебно-воспитательного процесса
Структура уроков в комплект-классе также специфична: уроки, целиком посвященные объяснению нового материала, не проводятся. Это обусловлено особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы, разным возрастом учащихся класса.
Новый материал сообщается небольшими порциями с последующим многократным его закреплением. Необходимо так организовать работу на уроке, чтобы при знакомстве с новым материалом одной части класса, другая была занята повторением или закреплением ранее изученного. Задания выполняются при строгом контроле учителя, чтобы не закрепить ошибочного понимания материала. При этом необходимо требовать от учащихся класса комментирования своих действий.
Особое место отводится самостоятельной работе. Подбираются виды самостоятельной работы с учетом программы, возможностей каждого ученика класса. Упражнения для самостоятельной работы не только формируют приемы и способы учебной работы, но и активизируют познавательную деятельность учащихся.
Особенностями организации учебно-воспи-тательного процесса разноуровневого обучения на основе дифференциации умственно отсталых школьников в условиях сельской малокомплектной школы являются: подготовка разноуровневого дидактического материала; использование большого спектра форм контроля и разноуровневых проверочных и контрольных работ.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Использованы программы по русскому языку для 3 и 4 специальных (коррекционных) классов VIII вида. За основу была взята программа по русскому языку для специальных (коррекционных) школ под редакцией В.В. Воронковой. Специфика программ для специальных (коррекционных) школ такова, что содержание построено «концентрически». Это продиктовано нарушениями всей познавательной деятельности учащихся с умственно отсталостью, необходимостью многократного повторения из-за слабых устанавливающихся причинно-следственных связей у данной категории детей. Таким образом, мы считаем, что возможно построить структуру рабочих программ для учащихся 3 и 4 комплект-классов так, что основные разделы предмета будут изучаться в один временной промежуток, количество часов, отведенных на изучение того или иного раздела, сделать одинаковыми. Если у одного из классов по программе количество часов по данному разделу меньше, чем у другого, то можно включить для учащихся этого класса уроки на повторение и закрепление пройденного материала.
Психолого-педагогическая диагностика
Для класса детей с умственной отсталостью характерно разнообразие первичного дефекта и его причин, особенностей развития вто-
ричных дефектов, уровней овладения знаниями и умениями. И как следствие, у каждого ученика свой темп усвоения материала, согласно его индивидуальным и специфическим особенностям. Для дифференциации умственно отсталых учащихся по уровню развития и способностям производится психолого-педагогическая диагностика.
В школьном личном деле учащегося специального (коррекционного) класса VIII вида учитель имеет возможность изучить данные клинического и психологического обследования ПМПК, а также вести определённую документацию: дневники наблюдения, индивидуальная карты развития, дополнять их педагогическими наблюдениями. Изучать и анализировать письменные работы рабочих и контрольных тетрадей. В результате этого создаются педагогические характеристики учащихся, отражающие состояние их речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом и индивидуальной работы с каждым учеником в течение урока.
Мониторинг
Мониторинг уровня усвоения знаний и умений по конкретному предмету, в частности по русскому языку, обеспечивают различные формы контроля и дифференцированные контрольные работы.
Комплексное сопровождение учащихся в процессе обучения
Одной из приоритетных задач сопровождения является организация конструктивного сотрудничества с ребенком с ОВЗ, которое открывает перспективы его личностного роста, автоматически запускает процессы социальной адаптации и последующей успешной социализации.
<С
Î
ч
с m
о
ь
X
Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о ^ h О Й
Е* W H
s о
Рч
w
0
1
X %
«
«
о w
V
s
ь
l-ч
<с п w с
« s
X
H U
W
м
Мы рассматриваем медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания умственно отсталого школьника с точки зрения содержания и технологий реализации как систему организации психолого-педагогических условий и мер, направленных на помощь ребенку и его развитие.
Организация комплекса специальных психо-лого-педагогических и образовательных условий обучения школьника с умственной отсталостью, объединенных в единую систему медико-социального и психолого-педагогического сопровождения, требует вклада усилий команды специалистов различного профиля [Козырева, 2014; Уфимцева, 2005].
Представленная модель разноуровневого (дифференцированного) обучения детей с легкой степенью умственной отсталости в условиях сельской малокомплектной школы является одной из множества возможных моделей реализации концепции дифференцированного разноуровневого обучения.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. Именно проблема организации учебно-воспитательного процесса умственно отсталых учащихся в специальных (коррекционных) раз-новозрастныхкомплект-классах\/111 вида обусловила необходимость разработки модели разноуровневого обучения на основе дифференциации как системы обучения этой категории учащихся в условиях сельской малокомплектной школы [Козырева, 2014; Уфимцева, 2005].
2. Педагогическая модель - это система, включающая методологию, организацию учебного процесса, комплексное сопровождение специалистов образовательного учреждения
при обучении конкретной категории детей в конкретных условиях.
3. Модель разноуровневого (дифференцированного) обучения умственно отсталых детей в условиях сельской малокомплектной школы, представленная авторами, является одним из решений проблемы организации и обучения умственно отсталых детей, которые в силу малочисленности в условиях сельской малокомплектной школы организованы в разновозрастные комплект-классы [Козырева, 2014].
4. Модель апробирована и успешно реализуется в данный момент МБОУ СОШ «Есаульская» Березовского района Красноярского края.
Список сокращений
1. ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
2. ПМПк - школьный психолого-медико-педагогический консилиум.
3. ОВЗ - ограниченные возможности здоровья.
Библиографический список
1. Козырева O.A. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. 2014. № 1. С. 112-115.
2. Уфимцева Л.П. Психологические проблемы интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2005. № 6. С. 65-70.
3. Халимова Н.М., Найданова О.С. Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29). С. 127-130.