Моделирование интерактивной образовательной среды ДОО
Саввинова Саргылана Ивановна
МБДОУ Д/с №96 "Брусничка" г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Ключевые слова:
Интерактивная, образовательная, среда, дошкольная, организация, информатизация
В статье выделена основополагающая идея, которая заключается в том, что эффективность организации интерактивной образовательной среды ДОО обеспечивается созданием комплекса условий (нормативно-правовых, организационных, научно-методических, кадровых, предметно-содержательных, материально-технических, условий информационно-коммуникационного взаимодействия), которые способствуют оптимальному использованию средств информационно-коммуникационных технологий и становлению на этой основе новых форм взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Цель - разработать и апробировать комплексную модель интерактивной образовательной среды ДОО.
Мир меняется быстротечно - сменяя свои ориентиры, практически меняя интерпретацию многих понятий. Если мы раньше считали, что Среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. То на современном этапе развития образования, среда обретает несколько иное значение, не ограничиваясь материальными объектами. Образовательная, развивающая среда ДОО не ограничивается стенами детского сада.
Мы часто говорим, что среда - это то, что нас окружает, но при этом говорим о предметах -домах, театрах, домах культуры, поликлиниках и т.д. Условно среда, окружающая нас, имеет множество точек соприкосновения, направленностей взаимодействия с нами.
Мы в своей работе выделили три направления, которые имеют наибольшее влияние на развитие дошкольника:
1) Социальная среда
2) Культурно-досуговая среда
3) Информационно-коммуникационная среда, в частности интерактивная среда.
Интерактивная среда - системный объект, который состоит из взаимосвязанных программных и технических компонентов. Назначение этой среды - создание условий и предоставление ресурсов, которые обеспечивают:
- осуществление образовательного процесса;
- организацию деятельности и управление образовательным учреждением;
- взаимодействие участников образовательного процесса.
ИКТ-среда решает следующие задачи, в соответствии с вышеперечисленными назначениями:
Таблица 1.
Способствуя осуществлению образовательного процесса Способствуя организации деятельности и управлению образовательным учреждением Способствуя взаимодействию участников образовательного процесса
• создание условий для • планирование
использования в деятельности
образовательном образовательного
процессе имеющихся учреждения и его
средств ИКТ; структурных
• компьютерная подразделений;
визуализация учебной • автоматизация
информации и формирования и учета
моделирование контингента учащихся;
изучаемых (и/или • автоматизация
исследуемых) объектов; обработки персональных
• автоматизированный данных учащихся и
мониторинг и контроль работников
качества результатов образовательного
образовательного учреждения;
процесса; • планирование
• создание условий для образовательного
подготовки процесса, распределение
дидактических учебной нагрузки;
материалов; • автоматизация процессов
• обеспечение доступа информационно-
участников методического
образовательного обеспечения
процесса к образовательного
информационным процесса;
ресурсам; • организация
• подготовка и участие электронного
учащихся в документооборота;
дистанционных • осуществление
проектах, олимпиадах и мониторинга и контроля
конкурсах. качества результатов
образования;
• анализ результатов
деятельности
образовательного
учреждения;
• обеспечение
информационного
обмена и
документооборота с
другими
образовательными
учреждениями и
вышестоящими органами
управления
образованием;
• создание условий для
эксплуатации в
образовательном
учреждении
программных
компонентов
муниципальных и
региональных
автоматизированных
систем управления.
• информационное
взаимодействие учащихся и учителей (с помощью электронной почты, чатов и т. д.);
• обеспечение быстрой обратной связи между родителями учащихся и педагогическим персоналом образовательного учреждения;
• обеспечение доступа родителей учащихся к персональным данным и данным о результатах обучения и воспитания ребенка, а также о его
__личных достижениях. _
Для решения поставленных задач в дошкольном учреждении реализуются проекты по направлениям:
1) Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс. ЦОР в детском саду.
2) Повышение ИКТ-компетентности педагога ДОО. «Школа ИКТ».
3) Сайт ДОО, как эффективная форма взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
4) Виртуальный детский сад. Организация воспитательно-образовательной деятельности детей, неорганизованных дошкольным образованием, и консультации для их родителей (законных представителей) через ИНТЕРНЕТ-ресурсы, в частности через социальные сети.
Ресурсное обеспечение
Нормативно-правовое обеспечение:
1.разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОО (приказов, положений, правил, функционалов), заключение договоров с партнерами.
Научно-методическое обеспечение:
1.функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОО;
2.внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта.
Кадровое обеспечение:
1.привлечение необходимых специалистов извне;
2.формирование творческих групп.
Материально-техническое обеспечение:
1.оснащение ДОО оргтехническими средствами, мультимедийным и интерактивным оборудованием.
2.Оснащение и переоборудование методического кабинета, организация рабочего места.
3.Организация медиатеки «Тематический демонстрационный материал», приобретение дисков-носителей, переносных жестких дисков, флеш-носителей.
Финансовое обеспечение:
1.план финансово-хозяйственной деятельности;
2.спонсорская и благотворительная помощь.
Таблица 2.
План реализации проекта
Направле-ние деятель-ности. Мероприятия, организационные действия по обеспечению данного направления деятельности Планируемые результаты. Индикаторы эффективности Трудности, риски Организационн ые (управленчес кие) мероприятия, о беспечивающие результативнос ть. Мотивация персонала.
Детский сад Партнеры, организации, оказывающие помощь
Приоритетные направления деятельности администрации.
Автоматизация управленческой деятель-ности. Автоматизация планирования и организации деятельности Консультацион ная помощь методиста (ДО, ИМО, ЦИТ) управления образования Доступ к информации всех участников педагогическог о процесса. Облегчение труда
Автоматизация административ но-финансовой и хозяйственной деятельности Ведение эффективного электронного д окументооборо та по финансовой и хозяйственной деятельности. Низкий уровень знаний и навыков по ведению электронного д окументооборо та Курсы повышения квалификации для администра тивного персонала по данной тематике
Ведение мониторинга качества образования Компьютерный мониторинг качества образования Консультацион ная помощь методиста управления образования Осуществляется развернутый мониторинг Низкий уровень навыков работы на компьютере Развернутый мониторинг
Организа-ция подго-товки педагогических кадров через работу творческой группы Создание системы обучения сотрудников начальным умениям работы на ПК (учебный план модульных блоков «школа ИКТ») Сотрудничеств о со школой, ЦИТ Овладение педагогов элементарными навыками работы с компьютером Затруднения в овладении навыками у педагогов Организация постоянно действующего семинара по обучению педагогов работе на компьютере и умению использовать другие технические средства.
Электрон-ный д окумен- тооборот. Создание банка данных для информати зации управления ОУ. Переход ДОО на электронный документообор от. Максимальное использование всех Выбор и эффективное использование программного продукта. Необходимость вести двойной д Использование только электронных журналов планирования в оспитательно-о бразовательног о процесса.
имеющихся ресурсов. окументооборо т.
Приоритетные направления деятельности педагога ДОО.
Создание документов средствами Microsoft Word Консультации, отработка практических навыков. Компьютерный класс школы, библиотека. Создание электронного портфолио педагога Недостаточнос ть компьютериз ированных рабочих мест Подготовка к аттестации
Создание мульт имедийных презентаций в Microsoft Power Point. Создание медиатеки «Тематический демонстрацион ный материал». Приобретение в каждую возрастную группу интерактивного оборудования: стационарный, подвесной проектор, настенный экран, ноутбук. Консультацион ная помощь учителя информатики Демонстрация презентаций на педсоветах, родительских собраниях, МО, Использование электронных де монстрационны х материалов вместо устаревших бумажных плакатов в восп итательно-обра зовательной деятельности. Быстрый износ техники Поощрение воспитателей, р азрабатывающ их собственные презентации. + баллы к аттестации. Использование электронных де монстрационны х материалов вместо устаревших бумажных плакатов в восп итательно-обра зовательной деятельности.
Активный пользователь сети Интернет. Использование интернет-модемов (в наличии в методическом кабинете 2 шт. - БИЛАЙН, МТС) Использование компьютерного класса школы Повышение уровня информ ационной культуры Недостаточнос ть компьютеров (точек) подключенных сети ИНТЕРНЕТ Развитие и саморазвитие педагога, совер шенствование его учебно - методической деятельности, п едагогического мастерства и ин формационной компетентности
Приоритетные направления деятельности родителя.
Повышение ИКТ -компетенции родителей Получение информации о проводимых мероприятиях через сайт д/с ^ tp://dou.yaguo.r и/ Участие родителей в реализации проекта. Информирован ность о деятельности ДОО через сайт http://dou.yaguo .ги/ Недостаточный материальный уровень семей Быстрый доступ к информации
Оказание посильной помощи для внедрения ИКТ Проведение презентации для родителей о работе ДОО по проекту Участие родителей в реализации проекта Разработка механизмов привлечения родителей, рассматривая их как активных участников проекта инфор
|матизации ОУ |
Список литературы:
1.Авдеева, С.М. Российская школа на пути к информационному обществу : проект «Информатизация системы образования» / С.М. Авдеева, А.Ю. Уваров // Вопр. образования. - 2005. - № 3. - С.33-53.
2.Берг, А.И. Информация и управление / А.И. Берг, Ю.И. Черняк. М. : Экономика, 1966. -275 с.
3.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский М. : Педагогика, 1991. -479 с.
4.Гаврилов, Н.А. Информационно-коммуникационная компетентность учителя основа информатизации образования / Н.А. Гаврилов, В.Т. Курдин, С.В. Шубин // Информатика и образование. - 2004. - № 12. - С. 139.
5.Глинский, Б.А. Моделирование как метод научного познания / Б.А. Глинский. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1965. - 248 с.
6.Горбунова, JI.H. Освоение информационно-коммуникационных технологий педагогами в контексте ориентации на профессионально-личностное развитие / JT.H. Горбунова, A.M. Семибратов // Информатика и
7.Гриншкун, В.В. Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования: дис. . д-ра пед. наук / В.В. Гриншкун. М., 2004. - 554 с.
8.Гук, О.Б. Методологические и методические условия и пути оптимизации образовательного процесса с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
(http://www.mhpi.ru/tutor/departments/natural/works/learningoptimization.htm.).
9.Дахин, А. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и . неопределенность / А. Дахин // Нар. образование. 2002. - № 2. - С.55-60.