Особенности использования ИКТ в дошкольном образовании
Куликова Е. А.,
педагог дополнительного образования (английский язык)
МБДОУЦРР д/с №447, г. Н.Новгород, Россия
Беликова Н. В.,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУВПО НГПУ им. КМинина, г. Н.Новгород, Россия
На сегодняшний день (2015 год) существует ряд нормативно-правовых документов, указывающих на необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе любой ступени: закон № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ», распоряжение правительства РФ «Об утверждении Концепции региональной информатизации», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и др. Внедрение ИКТ предъявляет новые требования не только к педагогам и их профессиональной компетенции в данной области, но и к образовательным организациям, их готовности создать единое для всех участников образовательного процесса информационно-образовательное пространство.
Целью использования ИКТ в дошкольной образовательной организации (далее ДОО) являются оптимизация и повышение качества образования, формирование устойчивой положительной мотивации дошкольников к образовательному процессу.
Таким образом, ДОО ставит перед собой следующие задачи:
1. Создать информационно-коммуникационную среду;
2. Использовать ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с детьми, а так же в процессе взаимодействия ДОО с родителями;
3. Использовать ИКТ в организации методической работы с педагогическими кадрами.
Под ИКТ в ДОО подразумевают использование:
- локальной компьютерной сети (стационарные компьютеры, ноут- и нетбуки)с выходом в интернет или wi-fi;
- переносных USB устройств, CD, DVD;
- мультимедийного проектора;
- МФПУ (много функциональные печатающие устройства);
- стационарного и переносного экрана;
- музыкального центра, колонок, саббуферов;
- микрофона;
- фотоаппарата и видеокамеры;
- магнитной доски
- сайта ДОУ;
- блога профессиональной деятельности воспитателя/ педагога.
Создание сайта ДОО и ведение персонального блога педагогом активизирует процесс взаимодействия воспитателя и родителей, результатом этого взаимодействия является психологическая готовность ребенка младшего возраста к обучению. На примере МБДОУ ЦРР д/с №447 г. Нижний Новгорода можно проследить взаимодействие педагогов детского сада и родителей воспитанников. В специальном разделе «Страница педагога» на сайте ДОО педагоги размещают информацию, актуальную для детей разного возраста. Для детей младшего возраста создана медиатека с аудиозаписями сказок, потешек и стихов; видео и фото презентаций по темам «Времена года», «Фрукты», «Овощи», «Мой дом», «Моя семья», «Одежда», «Обувь», «Дикие и домашние животные», «Птицы»; а также методические рекомендации родителям по обучению и воспитанию.
Психологические особенности восприятия детей раннего дошкольного возраста определяют методики подачи материала. У детей 3-4 лет преобладает наглядно-образное мышление, их восприятие носит предметный характер, именно поэтому в своей работе педагоги сопровождают образовательный содержательный компонент наглядным, демонстрационным и раздаточным материалом. Демонстрация презентационных материалов при помощи ИКТ повышает эффективность восприятия в несколько раз. Просмотр видеоматериала, прослушивание аудиозаписей, ознакомление с окружающим миром посредством презентаций мотивируют воспитанников к изучению нового материала, активизируют их познавательную деятельность, формируют устойчивую положительную мотивацию, что в дальнейшем ляжет в основу успешного обучения в школе.
Таким образом, ИКТ является многофункциональным механизмом современного образовательного процесса, одновременно выступая формой, методом и средством при решении образовательных задач. Более того, ИКТ - это еще и инструмент, способствующий самообразованию и самосовершенствованию педагогов. Освоение данного ресурса представляется увлекательным многоуровневым процессом, поскольку сфера 1Т представляется наиболее динамично развивающейся системой настоящего десятилетия и открывает широкие возможности для творческого замысла, воплощения авторских методов и технологий в современную образовательную практику. Активно используя ИКТ в работе педагог не только делает образовательный процесс эффективным и увлекательным, самосовершенствуется и развивается сам, но и помогает родителям в поиске точек соприкосновения с собственным ребенком.
Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1999. - 383 с.
2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 -2020 годы)"
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
5. Распоряжение Правительства России от 29 декабря 2014 года № 2769-Р «Об утверждении Концепции региональной информатизации»
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"