Е.В Птицына
МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕ \ЛИЗА11ИЯ ПРЕЕМСТВЕННЫХ С ВЯЗПЙ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Преамбула. Данная статья рассматривает проблемы реализации преемственных связей в эстетическом воспитании в процессе непрерывной профессиональной подготовки будущих специачистов образовательного комплекса «Технология» в учебном процессе и внеучеб-ной деятельности.
Изменения, происходящие в системе образования, его дифференциация и индивидуализация, а также переход на многоуровневую структуру образования открывают новые возможности взаимодействия начальных и средних образовательных у феждений с вузами, способствуют совершенствованию и развитию системы непрерывного образования.
В соответствии с данными психолого-педагогической науки можно утверждать, чти категория преемственности является универсальной она присуща любому педагогическому явлению и служит для разрешения противоречий учебно-вос-питательнош процесса и осуществления его логики.
Существенный вклад в разработку проблемы преемственности внесли Б.Г. Ананьер С.Я. Ба-тышев, A.B. Батаршев, В.С Безрукова, Ш.И Га-нелин, С М. Годник, Е.Ю. Захарова Ю.А. Кустов, О.И. Коломок, A.A. Кыверялг, М.И. Махмутов, А.Г. Мороз, В.Э. Тамарин, Д.С. Ягафарова и цр. В работах этих исследователей вскрыт всеобщий характер проявления преемственных связей, намечены основные направления осуществления взаимосвязи между различными ступенями обучения, выявлена динамика в организации учебно-воспитательного процесса с учетом преемственности.
В настоящее время различными авторами преемственность трактуется как закон, закономерность принцип, условие, греб^вание. фактор, способ, правило, средство и т.д. Мы рассматриваем преемственность как принцип в организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий соотношения между целями, содержанием, методами, формами, средствами обучения и воспитания, которые позволяют строить
каждый новый этап с опорой на предыдущий опыт обучающихся, адаптируя их к условиям образования на следующем этапе, осуществляя взаимосвязь и последовательное развертывание ступеней поэтапной профессиональной подготовки специалиста.
Преемственность в эстетическом воспитании помогает устанавливать необходимые связи и соотношения меж чу различными его этапами и результатами, предполагает последовательное развертывание системы эстетического воспитания в диалектической взаимосвязи предшествующего и последующего этапов с целью совершенствования эстетической культуры личности.
Эффективной формой реализации преемственности в эстетическом воспитании является образовательный комплекс «Технология», созданный в Карельском государственном педагогическом университете на факультете технологии и предпринимательства. В данном комплексе осуществляется непрерывная профессиональная подготовка специалистов по образовательным маршрутам:
- специалист с рабочей профессией - учитель технологии и предпринимательства г дополнительной подготовкой в области дизайна, декоративно-прикладного искусства и народных ремесел («профессиональный лицей - университет», НПО- ВПО);
- учитель изобразительного искусства и черчения с дополнительной подготовкой в области декоративно-прикладного искусства и народных ремесел -учитель изобразительного искусства с дополнительной подготовкой в области художественной графики и графической композиции и дизайна окружающей среды» («педагогический колледж - университет», СПО - ВПО).
В ходе совместной опытно-экспериментзль-ной работы профессиональных лицеев № 12, профессиональных училищ № 1 и № 10 г. Петрозаводска, Петрозаводского педагогического колледжа № 1 и факультета технологии и предпринимательства Карельского государственного педагогического университета были разработаны еди-
98
Вестник КГУ им. H.A. Некрасива, 2007, Том 13
© Е.В Птицына, 2007
Педагогические словия формирования опыта исследовательсой деятельности у курсантов
ныс сопряженные учебные планы и рабочие программы для непрерывной профессиональной подготовки будущих специалистов.
Взаимодействие образовательных учреждений, входящих в состав комплекса, осуществляется вовлечением преподавателей вуза в учебно-воспитательный процесс профессионального лицея, училища и педагогического колледжа (проведение лекционных занятий, практикумов, научно-практических конференций, фестивалей и т.д.); в совместной разработке ксперименталь-ных программ и индивидуальных учебных планов; участии в выпускных квалификационных экзаменах, с целью более эффективного формирования студенческого контингента. В образовательном комплексе «Технология» осуществляется последовательная связь в обучении и воспитании путем использования таких средств, как согласование учебных планов, содержания образования, программ, учебников и методических пособий.
Нами была разработана модель эстетического воспитания студентов в образовательном комплексе «Технология» которая была апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы. Рассмотрим компоненты реализации эстетического воспитания студентов в образовательном комплексе (рис 1):
- учебно-воспитательный процесс по дисциплинам художественно-эстетической направленности, учет межпредм зтных и внутрипред-метных связей между образовательными учреждениями, входящих в состав комплекса;
- организация разнообразных форм внеучеб-ной работы вовлечение обучающихся в различные виды х>дожественно-эстетической деятельности:
- организация педагогической практики ху-дожественно-эс гетической направленности.
Реализация эстетического воспитания с учетом преемственных связей будет эффективным лишь тогда, когда оно будет охватывать учебную и внеучебную деятельность студентов. При соблюдении этого условия у обучающихся формируется особый взгляд на мир, появляется возможность познать себя, раскрыть и развить свои способности, творить, совершенствовать эст етичес-кую культуру
Одним из важных компонентов содержания эстетического воспитания студентов является учебно-воспитательный процесс Мы считаем,
что целенаправленный подход к отбору содержания эстетического образования является важным аспектом ор1анизации процесса эстетического воспитания с учетом преемственнь'х связей. Все учебные дисциплины, наряду с передачей студентам основ наук, своими специфическими средствами призваны решать задачи эстетического воспитания, которое направлено на подготовку эстетически воспитанной и образованной, развитой духовно, творчески мыслящей личности
специалиста.
Важная роль в эстетическом воспитании личности будущею специалиста принадлежит предметам художественно-эстетической и профессиональной направленности, которые предоставляют большие возможности для педагогического воздействия на формирование эстетических потребностей, интересов и вкусов студентов, помогают им ощутить свою значимость в культурном контексте. Программы составляются с учетом преемственных связей в отооре их содержания- направлены на дальнейшее развитие и постоянное совершенствование, а также появление новых, на основе отмирания старых, при переходе с одной образовательной ступени на другую, когда предшествующие становятся опорной базой для последующих и постепенно усложняются по содержанию
Изучение дисциплин художественно-эстетического цикла начинается с первого курса, тем самым учитываются преемственные связи между образовательными маршрутами профессиональной подготовки студентов. Это способствует развитию интеллектуального, эмоционального начала, углублению общекультурной и мировоззренческой подготовки обучающихся, их приобщению к высоким образцам художественно-эстетических ценностей, развитию эстетической культуры и воспитанности.
Сближение и интеграция учебных дисциплин эстетического профиля, сотрудничество преподавателей спосооствуег углублению, упорядочению и систематизации полученных знаний, умений и навыков, профессиональной направленности обучения, позво ляет интенсифицировать эстетизацию учебно-воспитательного процесса образовательного комплекса «Технология». Таким образом, в аспекте культурологического подхода, осуществляя преемственность в эстетическом воспитании
Педагогика Психология. Социальная работа. Ювснологи». Социокинетика, № 4. 2007
99
Самосовершенствующаяся, саморазвивающаяся личность будущего специ иста в образовательном комплексе '«Технология»
Предмегные дисциплины художественно-эстетического цикла:
— Вышивка Лоскутная пластика Декоративно-прикладное творчество Народный костюм История костюма
Конструирование и моделирование илежды Спецрисунок Проектирование одежды Кулинария Национальная кухня Культура дома Этикет
- Домашняя экономика 1роектир< шие аксессуаров Обработка кожи и меха Гобелен
- Роспись по ткани Текстильная пластика
- Психология *«цожественного творчества
Имидж
Организация научно-исследовательской работы
- Современные педагогические технологии
Основы моделирования общеобразовательных дисциплин Культурология
- Цвет*, веление Рисунок Живопись
- Композиция
История изобразительного искусства Лерспесстива
- Скульптура и пластическая анатомия
Компьютерная графика
- Основы хупожественного проек. ирования
I рафика
- Гип графика и шрифт Основы дизаина Дизайн упаковки
Самодеятельное художественное творчество (органиэа1 ия и участие в фестивалях конкурсах концертах лиц**а, колледжа, факультету университета)
УчсАмые ниша по дщцитшнш «Технологи*«. кКомпомциа». «Ржужп«. •Нюбранпсльиое исаусстоо*. аЖиюиио*. «Миромп ЯуДО«КС(«а(1М1 1улиу(М»
Коллективы художественной самодеятельности Премиям мш >рокп» ГфМ|ЧШ*Ш1МХ
Организация выставочной деятельности творческих работ студентов и преподавателей
Организация и участие в
научно-практических
конференциях
Проведение мастер-классов по различным видам декоративно-прикладного и изобь зительного искусства
Встречи с деятелями культуры и искусств., (художниками, мастерами декоративно прикладного искусства преподавателями)
Факультативные, элективные
курсы художественно-эстетической направленности
Научно-исследовательская деятельность (курсовые и дипломные работы, конференции и т I.)
Участие в организации зстетики окружающего пространств,.
I |рокдсиит классных часов, тематических шигтий по проблемам художеетнеиио-хстстмческоги воспитанна
Орсвкишциа посещений муке*, иыегмочных тало*, концертов. библиот*». театр«, кино
Ннпчебиа* работа (оргаиииииа и участие ■ классных, обшешколышх мероприяшах. пратлникал •
т*)
Ортаиммши и проведение фпК| .1КТ4ТИЙНМХ. истинных курсов куложесткино-К1СТ ической направленности
Участие в организации эстетики окружающего пространства школы (организация выставок работ школьников, оформление классных уголков учебных кабинетов, фойе и т.д.)
Учебная деятельность
Внеучебная деятельность
Педагогическая практики
хуйожестАинпо-лстетической направленности
Рис 1. Компоненты реализации эстетического воспитания комплекса «Технология»
100
Вестник КГУ им. Н А. Некрас а, 2007, Том 13
Педагогические условия формирования опыта исследоватегсьсой деятельности } курсантов..
образовательного комплекса «Технология», приоритетным направлением является усиление историко-культурологической подготовки через освоение традиций национальной культуры. Этот аспект позволяет будущему специалисту рассма!ривать культуру Карелии в контексте мировой культуры, знать события, традиции, памятники родного края, быть способным к художественно-эстетическому восприятию мира через осмысление национальной культуры и искусства. Таким образом, студенты сами становятся носителями нацис нальной культуры, высыпают проводниками художественных идей народного творчества, являются создателями предметов красоты по канонам национальной культуры и искусства.
В учебный план образовательного комплек са «Технология» входап дисциплины декоративно-прикладного цикла: «Лоскутная пластика», «Народный костюм», «Вышивка» ("преподаватель Яшкова Т.Б.); «Обработка кожи и меха», «Проектирование аксессуаров», «Текстильная пластика» (преподаватель Романова А.В), «Декоративно-прикладное творчество» (преподаватель ГТтицына Е.В ), «Гобелен». «Батик» (преподаватель Матвеева Л.Н.).
На предметных дисциплинах «История костюма», «Конструирование и моделирование одежды», «Спецрисунок», «Основы проектирования: художественное и промышленное проектирование изделий» (преподаватель Белоусова -С.А.), студенты, опираясь на знания, умения и навыки, полученные на первом этапе профессиональной подготовки (профессиональный лицей), прогнозируют на научной основе развитие форм и силуэтов костюма, изучают различные методы конструктивного моделирования, совершенствуют свои профессиональные навыки, развивают творческие способности.
Интеграция учебного материала предметов и дисциплин х> цожественно-эстетического цикла образовательного комплекса «Технология» осуществляется путем погружения об} чающихся в различные виды искусства и художественно-эстетической деятельности и направлена ча эстетическое осмысление и использование полученных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности. Как правило, все дисциплины сопровождаются экскурсиями, выездными шнятиями. практическими работами, творческими проектами.
В исследовании нас интересовал характер выраженности художественно-эстетических интересов студентов образовательного комплекса «Технология». Так, студентам нравится заботиться оЬ уюге в образовательном учреждении классе, доме - 86,3%, посещать театры, музеи, выставки произведений искусства - 80,8%, заниматься художественной самодеятельностыс — 72,6%, читать об искусстве - 60,3%, беседовать с товарищами по вопросам искусства - 58,4%, участвовать в концертной деятельности - 52%, знакомится с историей искусства - 49,3%, писать :тихи-35,6%ит.д. Художественно-эстетические интересы поддерживают жизнедеятельность и развитие личности, являются внутренним толчком творческой активности.
Внеучебные занятия, органически связанные с учебной деятельностью, являются важным фактором реализации преемственности в ■эстетическом воспитании, поэтому в комплексе «Технология» им уделяется большое внимание. Вне-учебная деятельность студентов обеспечивает профессионально-личностное развитие и саморазвитие будущего специалиста на основе индивидуального подхода, свободного выбора эстетических ценностей и приоритетов. Через вне-учебную деятельность можно говорить о погружении обучающихся в специфику профессиональной и художественно-эстетической деятель-ностей.
В контексте исследования внеучебная деятельность образовательного комплекса включает в себя следующие направления, а) деятельность элективных и факультативных курсов художественно-эстетической направленности; б) организацию выставочной деятельности творческих работ студентов и преподавателей; в) организацию системы информации о культурной жизни вуза, факультета, города, края; г) встреча с деятелями культуры и искусства (художниками мастерами декоративно-прикладного искус-стча, преподавателями и т.д.); ц) организацию и участие в научно-практических конференциях факультета, университета, города: участие в традиционных праздниках университета, е) участие в этнографических экспедициях и др.
В контексте исследования нас интересовало, какие место в структуре свободного времени принадлежи» занятиям в области художественно-эстетической деятельности (таблица 1). Данные занятия углубляют влияние эстетических
Педагогика. Психология Социальная работа. Ювенология. Сониокинетика. № 4. 200""
Табл. 1. Занятия обучающихся комплекса «Технология» в области хуцожестьенно-эстетической деятельности
в свободное время (в %)
Виды занятий в свободное время Систематичность занятий
постоянно оедко нет
Занимаются в предметных кружках в лицее (колледже), унивеоситете 38.3 15,1 46,6
Занимаются в кружках и секциях вне лицея (колледжа), университета 20 5 13,7 65.8
Занимаются художественной самодеятельностью 45.2 46.6 8,2
Занимаются изобразительной деятельностью 49,3 32,9 17,8
Занимаются музыкой 9.6 19,2 71,2
Занимаются декоративно-прикладным творчеством. 49,2 - -
- вязанием 18.8 - -
- вышивкой 20 - -
- бисероплетением 6,8 - -
- макраме 1,2 - -
- росписью по шелку 2,4 - -
Занимаются моделированием одежды 23,5 - -
Занимаются компьютерной графикой, изучают графические 11 - -
прогоаммы на ПК
Сочиняют стихи, рассказы 4,7 - -
нравственных, культурных факторов на раз- время важное место занимают занятия воб-
витие точности будущего специалиста. ласти духовно-интеллектуальной деятельности
Среди занятий обучающихся образователь- (таблица 2). ного комплекса «Технология» в сьободное
Табл. 2. Занятия обучающихся образовательного комплекса «Технология» в духовно-интеллектуальной деятельности в свободное от учебы время (в %)
Вицы занятий в своо^аное время систематичнос занятий
постоянно редко нет
Читают х) тожественную литература 26 56,2 17.8
Читают научно-популярную и специальную ппературу 13,7 67,1 19,2
Посещают выставки произведений искусства 71,2 [_2о 2,7
Помешают театр 32.9 46,6 20,5
Посещают конперты 16.4 27,4 56,2
Читают газеты 24.6 64,4 11
Занятия обучающихся в духовно-интеллектуальной деятельности создают благоприят ные условия для максимально широкого развития личности, формирования личностных качеств, системы ценностей, ориентированных на духовное, нравственное, просветительское, инте шек-туальное развитие. В процессе этих занятий расширяется кругозор, раскрывается содержание
ценностей в профессиональной деятельности, формируются познавательные интересы, активная жизненная позиция личности, вырабатываются умения логического объяснения процессов, происходящих в современном обществе.
На наш взгляд, построение общеобразовательными учреждениями многоступенчатого обучения (в данном случае образовательный ком-
102
Вестник КГУ им Н.А. Некрасова 2007, Том 13
плекс «Технология»^ дает возможность устранить разрывы в профессиональной подготовке специалистов, реализовать содержательно ю и методическую проработку концепции непрерывного образования, согласованность программ, изучаемых в колледжах и вузах по отдельным дисциплинам, преемственность в образовательных стандартах на всех уровнях и ступенях образования.
Анализ результатов исследования показал, что включение будущих специалистов в различные виды художественно-эстетической де ятель-ности в учебное и внеучебное время развивает у
них интерес и потребность в творчестве. Таким образом, на первом уровне профессиональной подготовки (НПи. СПО) эстетическое воспитание подразумевает созтание среды для первоначальных профессиональных и >стетических знаний, впечатлений, эмоционального опыта. Второй уровень (ВПО) помимо выше перечисленных функций способствует появлению творческой активности в художественно-эстетической деятельности, развитию эстетической и профессиональной культуры будущих специалистов, а также чредегавляет возможности для реализации художественно-творческих способностей.
Е.В. Турыгина
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-АРХИТЕКТЗ РНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ
Ведущей целью учебн эго процесса на архитектурных ф 1культетах вузов является освоение студентом художественчо-ггооектной деятельности на высоком профессиональном уровне. Это предполагает владение им специальным языком изобразительных средств, конструирующих эту деятельность. Начиная с 20-х годов XX века специализированное изучение средств проектного языка осуществляется по методике пропедевтического обучения (от лат. ргореае^к -предварительное обучение) способа интенсивного усвоения изобразительных знаний, умений и навыков на основе которых и формируется будущий специалист. Задачи пропедевтики заключаются не только в развитии понятийного терминологического аппарата, но и в овладении всем арсеналом изобразительных средств (в том числе и цветом) и использо вании их в последующем архитектурном творческом проектировании.
Учитывая перспективу вхождения России в Европейское обоазовательное пространство, а также современные требования общества к лич-ностно-профессиональному развитию бугущих инженеров-архитекторов, из множества проблемных вопросов мы выбрали проблему формирования их колористической культуры. Для решения этой проблемы была разработана педагогическая •'чхнология, предполагающая совокупность средств и методов воспроизведения те-
оретически обоснованных процессов обучения, воспитания и развития.
В современной педагогической науке понятие \< педагогическая технология» трактуется далеко неоднозначно. В.М. Монахов считает, что в понятии «педагогическая технология» проявляется «продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающие в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [6]. Близки по значимости определения М.В. Кларина и В.П. Беспалько. У первого автора педагогическая технология есть «системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [4]. У В.П. Беспалькс это «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно ре-ализовыьать поставленные образовательные цели» [1].
Однако, с нашей точки зрения, понятие педагогической технологии, как «системного метода сознания применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний, умений и навыков с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования» |
© Е.В. Турыгина, 2007