Научная статья на тему 'Моделирование деятельности врачей по обучению студентов–практикантов в стоматологической клинике'

Моделирование деятельности врачей по обучению студентов–практикантов в стоматологической клинике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стоматологическая клиника / моделирование / практикующие врачи / обучение студентов / цифровой формат / система нацеленности на практико-ориентированное обучение. / dental clinic / modeling / medical practitioners / student training / digital format / system of focus on practice-oriented training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. А. Давыдова, М. И. Воропаева, Ю. А. Широкова, Д. А. Давыдов

В современных условиях основной тенденцией развития социума является цифровизация всех сфер жизнедеятельности, что обуславливает изменения в таком социальном институте российского общества, как образование. В связи с актуальностью сменяемости информатизации высшего образования на цифровизацию в данной статье представлены отдельные аспекты моделирования наставнической деятельности практикующих врачей, которое предполагает реализацию алгоритмов методик и программ преподавания практической медицины, конкретизирующей профессиональные компетенции стоматолога. Авторами статьи предложены элементы модели объекта изучения и обучения, а также комплекс условий, обеспечивающих эффективность процесса нацеленности на практико-ориентированное обучение студентов в цифровом формате

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE ACTIVITIES OF DOCTORS TO TRAIN STUDENT INTERNS AT A DENTAL CLINIC.

In modern conditions, the main trend in the development of the society is the digitalization of all spheres of life, which causes changes in such a sector of Russian society as education. In connection with the relevance of the substitutability of the informatization of higher education for digitalization, the article presents certain aspects of modeling the mentoring activities of medical practitioners, which involves the use of algorithms for methods and teaching practical medicine programs that specify the professional competencies of the dentist. The authors of the article propose elements of a model of the object of study and training, as well as a set of conditions that ensure the effectiveness of the process of focusing on practice-oriented student learning in digital format.

Текст научной работы на тему «Моделирование деятельности врачей по обучению студентов–практикантов в стоматологической клинике»

ифике распространения ГТО стоит отметить, что «эффект повторения» знаний о физической культуре и спорте обеспечивался ретрансляцией практически по всем каналам коммуникации и многократностью этой ретрансляции - менялась лишь форма, содержание оставалось неизменным. Это привело к тому, что все советские семьи по утрам делали зарядку, в школах проводились спортивные «минутки», в организациях - производственная гимнастика и отмечалось повсеместное увлечение спортом [10]. Как видим, все проанализированные выше средства пропаганды представляли собой единую систему, каждый элемент которой дополнял последующий и работал на свой сегмент, поэтому пытаться выделить среди них какой-то один, особенно эффективный, не имеет никакого смысла. Только в совокупности этих средств возможна активная, развернутая пропаганда, охватывающая все слои населения.

Реализация комплекса ГТО в вузовской практике происходит в процессе реализации массового студенческого спорта. Как отмечают авторы (Садовой и др.), массовый студенческий спорт и его популяризация обусловлены следующими факторами:

- необходимостью повышать эффективность воспитательной работы в

вузах;

- необходимостью улучшать основные параметры здоровья студентов;

- необходимостью развивать любительский спорт в молодёжной среде;

- необходимостью повышать качество жизни студентов;

Библиографический список

- необходимостью направлять активность студентов в конструктивное русло саморазвития и самосовершенствования и др.

Как следствие, подготовка будущих учителей физической культуры и спорта к оздоровительной работе в школе средствами просветительской деятельности и ГТО возможна на основе активного привлечения самих студентов к массовому спорту, часть которого занимает возрождаемый комплекс ГТО.

Таким образом, само движение ГТО на современном этапе без агитационно-пропагандистского сопровождения не сможет стать неотъемлемой частью российской спортивной культуры. Поэтому необходимо разработать и проводить четкую информационную политику, способную, с одной стороны, возродить у российских граждан желание быть здоровыми, а с другой - создать стереотип, что физически и интеллектуально развитый человек является конкурентно привлекательным и успешным в современном обществе. Новая пропагандистская кампания движения ГТО должна учитывать не только хорошо проверенные временем каналы коммуникации - СМИ, но и другие медийные средства [4]. Тем самым подготовка студентов - будущих учителей к валеолого-просветительской деятельности в процессе подготовки и сдачи норм ГТО способствует формированию профессиональных здоровьесберегающих компетенций. А сформированное в студенческие годы валеологическое мышление, позволит будущим учителям быть пропагандистами здорового образа жизни, решать задачи по сохранению и укреплению здоровья школьников.

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего образования 44.03.01 Педагогическое образование (утв. Минобрнауки РФ от 4 декабря 2015 г Приказ №1426). Available at: www.fgosvo.ru;http://fgosvo.ru/440301

2. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе. Москва, 2013.

3. Карепова Ю.Г, Кокаева И.Ю. Подготовка будущего учителя физической культуры к валеолого-просветительской деятельности в школе. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018; № 4; 44 - 48.

4. Тагильцева Ю.Р Система формирования положительной мотивации и пропаганда здорового образа жизни в рамках ВФСК «Готов к труду и обороне». Педагогическое образование в России. 2015; № 1; 936 - 939.

5. Кокаева И.Ю. Подготовка будущего учителя к валеолого-просветительской деятельности в школе. Современные технологии в образовании. 2018; № 18: 94 - 98.

6. Кокаева И.Ю. Формирование здорового и безопасного образа жизни бакалавров - будущих учителей начальной школы в процессе профессиональной подготовки. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 5: 482 - 490.

У. Кокаева И.Ю. Современные подходы к формированию здорового образа жизни обучающихся. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016; № 2: 50 - 53.

8. Кокаева И.Ю. Формирование культуры здоровья и информационной безопасности студентов как активных пользователей сети Интернет. Приднепровский научный вестник. 2018; № 1:46 - 51.

9. Кокаева И.Ю. Двигательная активность младших школьников как средство развития физического и психоэмоционального здоровья. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 201У; № 5; 15 - 19.

10. Садовой В.П. Сущность и структура готовности к организации массового студенческого спорта у будущих магистров сферы физической культуры и спорта. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 196 - 199.

References

1. Federal'nyj Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (utv. Minobrnauki RF ot 4 dekabrya 2015 g. Prikaz №1426). Available at: www.fgosvo.ru;http://fgosvo.ru/440301

2. Polozhenie o Vserossijskom fizkul'turno-sportivnom komplekse. Moskva, 2013.

3. Karepova Yu.G., Kokaeva I.Yu. Podgotovka buduschego uchitelya fizicheskoj kul'tury k valeologo-prosvetitel'skoj deyatel'nosti v shkole. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2018; № 4; 44 - 48.

4. Tagil'ceva Yu.R. Sistema formirovaniya polozhitel'noj motivacii i propaganda zdorovogo obraza zhizni v ramkah VFSK «Gotov k trudu i oborone». Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015; № 1; 936 - 939.

5. Kokaeva I.Yu. Podgotovka buduschego uchitelya k valeologo-prosvetitel'skoj deyatel'nosti v shkole. Sovremennye tehnologii v obrazovanii. 2018; № 18: 94 - 98.

6. Kokaeva I.Yu. Formirovanie zdorovogo i bezopasnogo obraza zhizni bakalavrov - buduschih uchitelej nachal'noj shkoly v processe professional'noj podgotovki. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 5: 482 - 490.

7. Kokaeva I.Yu. Sovremennye podhody k formirovaniyu zdorovogo obraza zhizni obuchayuschihsya. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2016; № 2: 50 - 53.

8. Kokaeva I.Yu. Formirovanie kul'tury zdorov'ya i informacionnoj bezopasnosti studentov kak aktivnyh pol'zovatelej seti Internet. Pridneprovskij nauchnyj vestnik. 2018; № 1: 46 - 51.

9. Kokaeva I.Yu. Dvigatel'naya aktivnost' mladshih shkol'nikov kak sredstvo razvitiya fizicheskogo i psiho'emocional'nogo zdorov'ya. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2017; № 5; 15 - 19.

10. Sadovoj V.P. Suschnost' i struktura gotovnosti k organizacii massovogo studencheskogo sporta u buduschih magistrov sfery fizicheskoj kul'tury i sporta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 196 - 199.

Статья поступила в редакцию 07.08.19

УДК 378

Davydova M.A., dental therapist, orthopedist, Member of Dental Association of Russia, member of Association of Digital Dentistry, member of International Dental

Association, "Dentalmed Service" LLC (Moscow, Russia), E-mail: smile3-15@mail.ru

Voropaeva M.I., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, dental therapist, orthopedist, Department of Orthopedic Dentistry, People's Friendship University,

Head of studies of the 4th year (Moscow, Russia), E-mail: shirokova626@mail.ru

Shirokova Yu.A., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Orthopedic Dentistry, People's Friendship University (Moscow, Russia),

E-mail: Moscow shirokova626@mail.ru

Davydov D.A., dentist orthopedist, gnathologist, "Dentalmed Service" LLC (Moscow, Russia), E-mail: stomatolog2812@mail.ru

MODELING THE ACTIVITIES OF DOCTORS TO TRAIN STUDENT INTERNS AT A DENTAL CLINIC. In modern conditions, the main trend in the development of the society is the digitalization of all spheres of life, which causes changes in such a sector of Russian society as education. In connection with the relevance of the substitutability of the informatization of higher education for digitalization, the article presents certain aspects of modeling the mentoring activities of medical practitioners, which involves the use of algorithms for methods and teaching practical medicine programs that specify the professional competencies of the dentist. The authors of the article propose elements of a model of the object of study and training, as well as a set of conditions that ensure the effectiveness of the process of focusing on practice-oriented student learning in digital format.

Key words: dental clinic, modeling, medical practitioners, student training, digital format, system of focus on practice-oriented training.

М.А. Давыдова, врач-стоматолог-терапевт, ортопед, член Стоматологической Ассоциации России, член Ассоциации цифровой стоматологии, член International Dentestry Association, ООО "Денталмед Сервис", г. Москва, E-mail: smile3-15@mail.ru М.И. Воропаева, канд. мед. наук, доц. кафедры ортопедической стоматологии РУДН, стоматолог-ортопед, г. Москва, E-mail: shirokova626@mail.ru

Ю.А. Широкова, канд. мед. наук, доц. кафедры ортопедической стоматологии РУДН, врач стоматолог-ортопед, г. Москва, E-mail: shirokova626@mail.ru

Д.А. Давыдов, врач-стоматолог-ортопед, гнатолог, ООО "Денталмед Сервис", г. Москва, E-mail: stomatolog2812@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ

В современных условиях основной тенденцией развития социума является цифровизация всех сфер жизнедеятельности, что обуславливает изменения в таком социальном институте российского общества, как образование. В связи с актуальностью сменяемости информатизации высшего образования на цифровизацию в данной статье представлены отдельные аспекты моделирования наставнической деятельности практикующих врачей, которое предполагает реализацию алгоритмов методикипрограммпреподаван и япрактическоймеди циныдонкретизирую щей профес сиональны е компетенциисто матолога. Авторами статьи предложены элементы модели объекта изучения и обучения, а также комплекс условий, обеспечивающих эффективность процесса нацеленности на практико-ориентировачиое о^ыеыыыдкт уднитрнтрнфронтм ф ормаде .

Ключевые слова: стоматологическая клиника, моделирование, практикующие врачи, обучение студентов, цифровой формат, система нацеленности на практико-ориентированнеомМооерие.

Анализ педагогической литературы [1 - 6 и др.] показывает, что самостоятельному преодолению познавательныхзатруднений;развитию творческого воображения, интеллектуальной активности и других качеств достаточно эффективно способствует наставническая деятельностьвыысо коорвазоерннвквеучей, способных решать проблемы обучения в стоматологической клинике, чтополо-жительным образом влияет на результатинноать поднотывтабуоущихспауиали-стов. Достижению этой же цели может способствовать моделирование наспавни-ческой деятельности практикующих врачей, которое предполагает реализациюв цифровом формате алгоритмов методик и программ преподавания практиацсков медицины, конкретизирующей профессиональные компетенции стоматоцсоа, а также формирование на ее основе системного блока учебных и контрольных заданий в зависимости от индивидуальных свойств обучаемых студентов медицинских вузов.

Одним из этапов разработки модели обучения в стоматологической клинике (далее - МОСК) является описание модели объекта изучения. Объектомоау-чения может быть, например, конкретная тема определенной учебной дисциплины. При описании модели объекта изучения должны быть отражены в цифровом виде дидактические цели данной обучающей программы с указанием исходного уровня обученности, тип МОСК (обучающий, контролирующий, информационно-справочный и т.д.), наличие контроля и его тип (предварительный, текущий, итоговый и т.п.), число решаемых задач и задаваемых вопросов, организация выбора вопросов или задач, наличие помощи слушатарюадиоивв ичозмыжноати получения справок, определенные задачи и методычхрешдоия.

Начинать разработку модели объева азутониясырдадт срточарииыаарнь-чения МОСК. На различных этапах практикующие врачи-наставники могут определять различное целеполагание занятиИ[Н ]. Однакагл убчнаусеотнияучрУного материала может быть различной в зависимости от целей обучения (цели могут иметь как узкоспециальный, так и методоаогвчестнйнатактаучоарашатнсава-купность знаний и умений, которыми должны овладеть слушатели клиники в процессе работы с обучающей программойОЦеоимоьнб бачс сагаоьилысонвые! о соответствии с необходимым уровнем передаваемых знаний:

1-й уровень. Знания-знакомства - способность усвоить справочную информацию, сравнить полученные знания с эталоном;

2-й уровень. Знания-копии - способность воспроизвести информацию по памяти, применить ее в типовых ситуациях;

3-й уровень. Знания-умения -способность применить знания на практике в нетиповых ситуациях, создание субъективно-новых знаний;

4-й уровень. Знания-трансфор-мация - способность творчески использовать сформированные знания, умения и навыки, создание объективно новых знаний.

В зависимости от того, какого уровня усвоения материала требуется достичь, разным будет и содержание обучающих программ и всей МОСК в целом, т.е. при отборе содержания учебного материала при создании

учебного курса следует учитывать некоторый исходный и требуемый уровень подготооенности студентов стоматологическойыиники.

Для создания эффективного профильного учебного курса необходимо предесмотреть, по гокоожности, егоеданеиоуемоеть отндиосдудльвемосо-бенностям студентоввшники. Можноиндииидуализироватьработу в цифровом форматепо уеонтуроастслоланнсс нзучанмолт матяриьпа, еносо^грнно^ нтсенняонфороастм и проперкирстоензяодт.Аоанмациспролраммыкслрша-себюбллийтн веокн может oбтщьтталятьcd в тpоакcфавcогоo0учбния, а может сачинатлся уп<в читаете иpбмвьpиаeлпн oгАTФCTзмOФавио,ыбончeншнй диолот нмжeртоымнтаcи трФбтьмсeзольобPлвулcтАpoнФния. Но ecфиурьcчи■гызаеи ла достаточно однородный контингент студентов клиники, то можно, выбирая ин-фрьст^кА^п МООЖ, нарожите дотобточто простей! (|кис.1у Пдо ночм обоянее допжее быть итнтстатм cвoдпыктоапeнь еручонеести и требуемый уровень получаемых знаний. Адаптация осуществляется в процессе м6тчыиьян ооатпнАМ по степени усвоения материала и темпу работы.

Рис. 1.Алгоритминфраструктуры МОСК

Посколькуконтингент студентоврписски, кмкп раыкос, тазыкрстыт,исы хотим тыедту пспиоедмыконине тасаысепидттие нтуиистсв ими их уфоненрьтдго-

Рис. 2. Схема

определения одноро ности признаков и организации процессаобучения

товленности на каждой конкретной ступени, то можно провести предварительное тестирование, по результатам которого разделить студентов клиники на несколько групп по однородным признакам для организации процесса обучения внутри каждой группы (рис. 2).

Блок «Обучение» в этом случае может быть построен, например, с помощью многоуровневого алгоритма (рис. 3).

Диалог в такой модели может начинаться с определения, например: «хорошо ли усвоен материал». В случае положительного ответа обучение начинается с 1-го уровня (организация «сверху вниз»), в случае отрицательного - выполнение задания начинается с 3-го уровня (организация «снизу вверх»).

В первом случае выдаются более сложные задания без детальной проработки материала, во втором может быть выдан некоторый обучающий текст, подсказка к заданию, а сами задания - более легкого уровня, составляющие тот минимум, который требуется от практиканта клиники.

При выполнении задания «сверху вниз» в случае неправильного ответа слушателю клиники выдаются задания более низкого уровня. При движении «снизу вверх» правильный ответ на определенном уровне означает переход к заданию верхнего уровня (всплытие). В конце обучения может быть проведен итоговый контроль, рассчитанный на один и тот же требуемый уровень обучен-ности для всех студентов - практикантов в клинике, независимо от того, в каком исходном состоянии они находились [5].

Пример алгоритма блока «Итоговыйконтроль»приведенна рис.4.Вдан-ном примере проверяются знания по двум темам (А и В) учебного курса. Вопро-

1 уровень

2 уровень

——\9

Рис.3. Алгоритм блока«Обучение»

сы и задания делятся по сложности на 4 уровня. На этапе анализа выполнения задания (ВЗ) для выставления оценки «3» следует проверить выполнение 2-х условий: правильность выполнения задания ВЗ и на каком уровне закончено выполнен ие завоеий по тереА.Ссдо задание Ой ко Iполнено правильно, но А=3, то дается попыткана улучшениеоценки.

Рис. 4. Алгоритм блока «Итоговый контроль» где: (+) - правильный ответ практиканта клиники; (-) - неправильный ответ практиканта клиники; НП - непредполагаемый ответ, т.е. ответ, который не предусмотрен заранее наставником (любой другой, кроме правильного или неправильного).

Рис. 5. Алгоритм блока «Инструктаж»

На рис. 5 блок 1 - центральноеменю.предлагающее получение нескольких справок. 2, 3, 4 - меню первого урочня, поеноляю щие конкретизировать выбор информации. Блоки 5-12 - справоч наяинформация.Каквидноиз рисунка, стрески ов кааадягоРлоки к^^пиав^енн1 в нфовивоияложчию еяоионы, что означает необходимостьвонводга на мевю посре прлучквионуоанкчонцеи и нБ^с^р^^и цои.

ВыКот ечиа мдек дли учлбннго еурся нслщентвлеенся исхадя ии нанирчч-оия ииа^к.тня^^. 1 прэдяоавтяач^язначеиияо ткчыМОСК

санчицн1

Оизнррянои я ниляя СО.К

Тип МОСК Oaкноадник МОСК

Обучающе-ковтр олирующий, тр еважйыыу ■ Ппеововквик pаовеебсaзтыx вкдоь весвивенкя о учебе путем видосоасков в знаниях сту-т^ен иио. ■ изучение ктной-лвсо те яав ■ йо^р^^о^(5ии^ио^иивв ых знаний. ■ Tpровиoвнa о тевог^ипи тавовытканав с Овообоокомоаорных навыков. ч Об^авке cсчоcвoсоeудкооy кдвоиеyваoвиотю гтнотед аишввнн енидч нсвои еиeчвуивта ии дунва-цивваых о^оса^^х.

Ковтрнапуусщ вй, теыеирующий т Коннвоеьвдтенкчнрквня oииaррнвузоaнрпма Ппоомeжавсвтыотoввpалй). ■ в^р^атварквельнпёккнероло(теетвввoвeткa ия xоойoroаооанознaатH). о Диквв(чуирг0 cкпеиведт тнаконкaпвк 1впиввкп (оао^двоа^1^е та а аенвноави соем ы.фоонначнал ь-виго свевояткя и т.дО.

Деление МОСК на различные типы является условным, одна модель обучения в клинике может содержать фрагменты разных типов. Кроме перечисленных, можно выделить такие типы, как игровые, демонстрационные, обслуживающие и другие.

Работа в режиме демонстрации и моделирования характеризуется низкой етепен ь ю индивидуализации.кетораяеведитея.прелздевееге, к управлению са-мимслушателемкпиники демонстрируемыми процессами и явлениями - изменению их параметров, установлению временных и пространственных режимов, степени детализации и т.п. Использование персонального компьютера (далее -ПК) в качестве тренажера предполагает более сильную обратную связь. Путь прохоозде ния учебного материала зависит от достигнутых учащимся успехов. Тар толькиети ваииеаютсовтвеествоуаеь ни|иматиувым показателям, система переключаетсянаебуаботурусевующегоэлеме неа.Првотборе содержания ИЧдОкогомвтеринла трубуееснуарввееу^здусмотр еть.пзкати х элементов будет ктсврвину мидяль, ^г^^^в^^^т^и^^я вуакмсдньсткиу практиканта клиники с учеб-ктм^с^теут ати

а оНщ^влвве элеминтыдуунви ^(^едкг из^^^в^з^я можно представить в ииоуабвНщенноквго к-еxиры(пдр.н).

^ зупси^сит^'^дк^дашье^1^нт^(^еуК вю этих бвоеов может отсутство-вгть, о нвадый из нтхгижет сюму алгкретму.

Блекк укpаглeнвякмедeлирoвквея. вврвкоуаыке информационный

^J^B^KK

Млорткридлевкяриаеи зуeнрпгoкеттттpавудaвурBвкe нием. При исполь-зонатти нпи^идтзвртваааых ых тдвтомдоя разработки МОСК

фyикцииепуавбeдвяатoкс)и:аувыдaчиячрб то roастeурaлу частично берет на стт писеела с^^^^д^н^нт в кситв^ Поэчомр рa^^cTOro блока учебного курва будетцглвком заьдсать отиеaиил,пркaктых вкрпквeснoй инструментальной вьюк

Илoвмоиeлиротанвя ттнбкпт к стве внимивиксиутдроны наставника в гс вонтомесл^а е ясгол ь здтанкптод елвр^щвтв^врибмд ля построения мо-девий явеетвй ови прпнeбcсвlедуeлврвющиепрнгтиммр! пвшутся на любом из сектор п^ираммвнoвпнвбваoгдггыть отгавипвнвитсдeвы в обучающий диалог

Оярвтотный бидк- внMаpмaгряизэрoroглoвириcвyврeт по запросу прак-дисавоа кудрвив.

Блок анализа ответов. Работа по созданию обучающих заданий для разра-(еантадунгоинтомавв зированного учебного курса тесно связана с тем, какими фе^с^тдав^ик^с^е^^е от ветов располагает конкретная инструментальная система, диосклвгу прcцeгyреa^^aлииa отрeрсврaииaаркaет нокквовые ограничения на форму представления ответа слушателем клиники.

Рис. 6. Элементы модели объекта изучения

Рис. 7. Схема заданий по форме ответа

Анализ ответов выполняется посредствомсравнения ответапрактиканта кл иники с заранее введенными текстовыми эталонами. Используемые текстовые эталоны могут представлять собой последовательность обычных символов (или один сомвонНитакжнряда зарепернвированных сснволвв-сипяволов частнчннго а н алитаотвитснпсршканта ксявикт.

Симяоимнастртяого а иасязв осдеда по з вот яют стдтавл я^^ эяжлояч! ткноДитироватьих рачлииным абразометвльюга-ачении тхвм аяяу-стимых ответов. Для анализатора ответов нужен специальный алгоритм. Напри-ие-навнады а эвалспа.сфонмддовннного нaeяaнядксмяс

этапе проектирования МОСК и ответ практиканта клиники. На выходе - форми-ауетия рездлятат срнсненся -].

Блок методической помощи при работе на ПК может включать в себя: помощь по работе с клавиатурой и дисплеем ПК; инструкций по работе с МОСК; помощь при неправильных или непредполагаемых ответах практиканта клиники.

Блок оценки результатов обучения. Формирование оценки за усвоенный материал может проводиться с учетом количества допущенных ошибок в задании, веса ошибочно выполненных тестов в задании, веса типа допущенной ошибки при выполнении задания, затраченного времени и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее распространен метод выставления оценки за количество правильно выполненных заданий (или число допущенных ошибок).

После того, как завершен подбор всего материала по предмету, наставник в подавляющем большинстве случаев обнаружит, что у него слишком много информации. На этом этапе необходимо постоянно помнить заданную цель обучения и выстраивать весь подобранный материал по приоритету [4].

В зависимости от вопроса и выборочно-констру-ируемый ответ, и свободно-конструируемый могут быть представлены в одноэлементной или многоэлементной форме (рис. 7).

Эффективность обучения в стоматологической клинике как одного из новых видов образовательной программы и формы организации практики зависит от профессионализма внедрения в клинический процесс обучения института наставничества и отвечающего потребностям системы стоматологического образования посредством моделирования и реализации обучающих программ в цифровом виде. Мы полагаем, что успешность решения данных задач во многом зависит от построения и реализации системы нацеленности на практико-ориентированное обучение студентов - будущих врачей при обучении в клинике, а особенно ее приоритетного компонента: комплекса условий, обеспечивающих эффективность процесса нацеленности на практико-ориентированное обучение студентов в цифровом формате, который позволяет проводить занятия не только на рабочем месте, но и дистанционно.

Библиографическийсписок

1. Аронов Л. В медицине молодому специалисту без хорошего наставника не обойтись. Avialable at: https://isb-dzm.ru/leonid-aronov-v-meditsine-molodomu-spetsialistu-bez-horoshego-nastavnika-ne-obojtis/

2. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии. Ученые записки орловского государственного университета. 2016; № 2: 205 - 210.

3. Тонгуш В.В., Рощектаева У.Ю. Наставничество как один из методов обучения и развития персонала. Инновационная наука. 2017, Т. 2, № 4: 190 - 193.

4. Тютенова Ж.А. Анализ современных условий внедрения наставничества в медицине. Новые задачи современной медицины: материалы IV Международной научной конференции. Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016: 83 - 85.

5. Шогенова Ф.А. Методология педагогического проектирования инновационной деятельности студентов в условиях модернизации высшего образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2012.

References

1. Aronov L. V medicine molodomu specialistu bez horoshego nastavnika ne obojtis'. Avialable at: https://isb-dzm.ru/leonid-aronov-v-meditsine-molodomu-spetsialistu-bez-horoshego-nastavnika-ne-obojtis/

2. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Nastavnichestvo kak uslovie 'effektivnogo upravleniya medicinskimi organizaciyami v oblasti stomatologii. Uchenye zapiski orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; № 2: 205 - 210.

3. Tongush V.V., Roschektaeva U.Yu. Nastavnichestvo kak odin iz metodov obucheniya i razvitiya personala. Innovacionnaya nauka. 2017, T. 2, № 4: 190 - 193.

4. Tyutenova Zh.A. Analiz sovremennyh uslovij vnedreniya nastavnichestva v medicine. Novye zadachi sovremennoj mediciny: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Svoe izdatel'stvo, 2016: 83 - 85.

5. Shogenova F. A. Metodologiya pedagogicheskogo proektirovaniya innovacionnoj deyatel'nosti studentov v usloviyah modernizacii vysshego obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

Статья поступила в редакцию 10.08.19

УДК 378

Petrova N.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia),

E-mail: klnp13@mail.ru

THE USE OF POTENTIAL OF DESIGN ACTIVITY IN TRAINING MASTER STUDENTS. The article analyzes the potential and practical importance of using interactive teaching methods in the preparation of undergraduates. Features and advantages of the project method, the methodology and technology of organizing project activities in the educational process are considered. Considerable attention is paid to ways of using information and communication technologies in project activities. The author concludes that the use of project activities in the process of training undergraduates in combination with information and communication technologies allows to achieve high educational results necessary for the effective implementation of professional activities in the modern information society.

Key words: interactive teaching methods, project activities, information and communication technologies in project activities.

Н.П. Петрова, д-р пед. наук, проф., Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,

E-mail: klnp13@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.