Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНОГО С ПОМОЩЬЮ "СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ ПОЖАРНОГО" НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНОГО С ПОМОЩЬЮ "СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ ПОЖАРНОГО" НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПОЖАР / ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ / ЗОНЫ ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорноступ Игорь Борисович, Величко Виктор Максимович, Шалагинов Василий Дмитриевич

В публикации рассмотрены и изучены среднестатистические показатели оперативного реагирования и тушения пожаров по России в 2020 г., средние значения частоты сердечных сокращений при профессиональных оперативных действиях пожарных. На основе полученных данных разработаны методические указания проведения учебного занятия по физической подготовке на тему «Специальная полоса препятствий пожарного», моделирующая деятельность пожарного на пожаре. Выявлены зоны ЧСС в которых она преодолевается, с помощью пульсометра Polar RS 400 и программного обеспечения Polar ProTrainer 5 представлена сводная диаграмма нахождения в зонах ЧСС при занятости пожарных на пожаре и курсантов на специальной полосе препятствий пожарного (СППП). Моделируя деятельность пожарного посредством специальной полосы препятствий, достигаются основные задачи физической подготовки специалистов пожарной охраны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорноступ Игорь Борисович, Величко Виктор Максимович, Шалагинов Василий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION OF A FIREFIGHTER'S ACTIVITY WITH THE HELP OF A "SPECIAL OBSTACLE COURSE FOR FIREFIGHTERS" AT A TRAINING SESSION ON PHYSICAL TRAINING

The publication reviews and studies the average statistical indicators of rapid response and fire extinguishing in Russia in 2020, the average values of heart rate during professional operational actions of firefighters. On the basis of the obtained data, methodological guidelines for conducting the training session on physical training on the topic "Special obstacle course of a firefighter", modeling the activity of the firefighter on fire, have been developed. The heart rate zones in which it is overcome are identified, with the help of the Polar RS 400 heart rate monitor and the Polar ProTrainer 5 software, a summary diagram of being in the heart rate zones when firefighters are engaged in a fire and cadets on a special firefighter obstacle course is presented. By modeling the activity of a firefighter through a special obstacle course, the main tasks of physical training of fire protection specialists are achieved.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНОГО С ПОМОЩЬЮ "СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ ПОЖАРНОГО" НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ»

казателей персонификации среды и на их основе разрабатываются диагностические материалы. Исходя из описания характеристик образовательной среды, составлено качественное описание уровней персонификации образовательной среды школы. Это позволяет создавать самые разнообразные диагностики для комплексного изучения персонификации образовательной среды - анкеты и опросники для педагогов, обучающихся и родителей, карты наблюдений, экспертные листы и др.

Диагностика является одним из важнейших компонентов моделирования персонифицированной образовательной среды, так как позволяет оценить уровень ее персонификации и скорректировать содержание деятельности школы в данном направлении. Моделирование персонифицированной образовательной среды является одним из главных условий достижения качества образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макарова Н.С. Персонификация общего образования в контексте средового подхода / Н.С. Макарова, И.В. Феттер // Горизонты образования : Материалы III Международной научно-практической конференции. - Омск. 2022. - С. 156-158.

2. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «я» человека / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 5-19.

3. Ясвин В.А. Технология средового проектирования в образовании / В.А. Ясвин // Социально-политические исследования. - 2020. - № 1 (6). - С. 74-93.

4. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В.А. Ясвин. - Москва : Народное образование, 2019. - 448 с.

REFERENCES

1. Makarova, N.S. and Fetter, I.V. (2022), "Personification of general education in the field of professional secondary ownership", "Horizons of Education", Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference, Omsk, pp. 156-158.

2. Orlov, A.B. (1995), "Personality and essence: external and manifestation of the "I" of a person", Questions of psychology, No. 2, pp. 5-19.

3. Yasvin, V.A. (2020), "Environmental construction technology in education", Socio-political studies, No. 1 (6), pp. 74-93.

4. Yasvin, V.A. (2019), School environment as a subject of measurement: expertise, design, management, Public Education, Moscow.

Контактная информация: bagautdinova1987@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.07.2022

УДК 796.011

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНОГО С ПОМОЩЬЮ «СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ ПОЖАРНОГО» НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Игорь Борисович Дорноступ, доцент, Виктор Максимович Величко, профессор, Василий Дмитриевич Шалагинов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Академия ГПС МЧС России, г. Москва

Аннотация

В публикации рассмотрены и изучены среднестатистические показатели оперативного реагирования и тушения пожаров по России в 2020 г., средние значения частоты сердечных сокращений при профессиональных оперативных действиях пожарных. На основе полученных данных разработаны методические указания проведения учебного занятия по физической подготовке на тему «Специальная полоса препятствий пожарного», моделирующая деятельность пожарного на пожаре. Выявлены зоны ЧСС в которых она преодолевается, с помощью пульсометра Polar RS 400 и программного обеспечения Polar ProTrainer 5 представлена сводная диаграмма нахождения в зонах

ЧСС при занятости пожарных на пожаре и курсантов на специальной полосе препятствий пожарного (СППП). Моделируя деятельность пожарного посредством специальной полосы препятствий, достигаются основные задачи физической подготовки специалистов пожарной охраны.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, моделирование, пожар, полоса препятствий, зоны частоты сердечных сокращений.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p133-137

SIMULATION OF THE FIREFIGHTER'S ACTIVITY WITH HELP OF THE "SPECIAL OBSTACLE COURSE FOR FIREFIGHTERS" AT THE TRAINING SESSION ON PHYSICAL TRAINING

Igor Borisovich Dornostup, the docent, Viktor Maksimovich Velichko, the professor, Vasily Dmitrievich Shalaginov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Academy of GPS of the Ministry of Emergency Situations ofRussia, Moscow

Abstract

The publication reviews and studies the average statistical indicators of rapid response and fire extinguishing in Russia in 2020, the average values of heart rate during professional operational actions of firefighters. On the basis of the obtained data, methodological guidelines for conducting the training session on physical training on the topic "Special obstacle course of a firefighter", modeling the activity of the firefighter on fire, have been developed. The heart rate zones in which it is overcome are identified, with the help of the Polar RS 400 heart rate monitor and the Polar ProTrainer 5 software, a summary diagram of being in the heart rate zones when firefighters are engaged in a fire and cadets on a special firefighter obstacle course is presented. By modeling the activity of a firefighter through a special obstacle course, the main tasks of physical training of fire protection specialists are achieved.

Keywords: professionally applied physical training, modeling, fire, obstacle course, heart rate

ВВЕДЕНИЕ

Статистические данные Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны (ВНИИПО) МЧС России показывают, что количество пожаров за последние два года резко увеличилось [3]. Что в свою очередь определяет повышение физической нагрузки на пожарные подразделения. Данные представлены на рисунке 1.

1000000 900000 800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0

942800

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Рисунок 1 - Количество пожаров в Российской Федерации 2016-2020 гг.

Одним из основных видов деятельности подразделений МЧС России является тушение пожаров. Достижение ликвидации и локализации пожара является главной боевой задачей по тушению пожара. Базируется на сроке и в размерах, определяемых возможностями привлечения к его тушению средств и сил пожарной охраны. Для выполнения поставленной боевой задачи требуется высокий уровень физической, тактической, профессиональной, психологической подготовки, обладание боевым опытом, высокими

волевыми качествами личным составом подразделений ГПС МЧС России.

Для решения специфических задач физической подготовки личного состава пожарных применяется профессионально-прикладная физическая подготовка, которая должна базироваться на преодолении разнообразных профессиональных полос препятствий, с выполнением специальных физических манипуляций, привязанных к выполнению боевых служебных действий. Представленные положения определяются действующим наставлением по физической подготовке личного состава ГПС МЧС России [2].

Академия ГПС МЧС России является ведущим учебным заведением, выпускающим специалистов в области пожарной безопасности. Профессионально-прикладная физическая подготовка (далее - ППФП) является одной из тем рабочей программы дисциплины «Физическая подготовка». В предварительных научных исследованиях нами были рассмотрены научные публикации о ППФП в силовых структурах, изучены используемые средства ППФП [1]. На основе полученных данных и результатов исследования разработана «специальная полоса препятствий пожарного» с доказанной практической и прикладной направленностью при проведении учебных занятий по физической подготовке с курсантами ГПС МЧС России, [4].

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования - моделирование деятельности пожарного с помощью «специальной полосы препятствий пожарного» на учебном занятии по физической подготовке.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть деятельность профессионального пожарного на пожаре.

2. Разработать методические указания проведения учебного занятия по физической подготовке на тему «Специальная полоса препятствий пожарного», основанные на модельном соответствии деятельности пожарного на пожаре.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для анализа деятельности пожарного при пожаре нами были рассмотрены статистические показатели ВНИИПО МЧС России. Изучены показатели оперативного реагирования и тушения пожаров в 2020 г. в России по данным статистики, средние значения частоты сердечных сокращений (ЧСС) при профессиональных оперативных боевых действиях пожарных-спасателей.

Были разработаны методические указания проведения учебного занятия по физической подготовке на тему «Специальная полоса препятствий пожарного», основанные на модели деятельности пожарного на пожаре, проведены педагогические наблюдения. При помощи инструментария пульсометр Polar RS 400 и программного обеспечения Polar ProTrainer 5 была получена пульсограмма, выполнения специфических упражнений на учебном занятии.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для решения первой задачи нами была рассмотрена деятельность пожарного, а именно занятость на пожаре, зоны ЧСС, в которых она выполняется [3]. Данные представлены в таблице.

Таблица - Среднестатистические временные показатели и зоны ЧСС занятости на пожаре в 2020 г. по России

Показатели Подача первого ствола Локализация пожара Ликвидация открытого горения Ликвидация последствий пожара

Среднее время, с 60 399 541 1732

Зоны ЧСС 5 3-4 2 1

Средняя занятость на пожаре по России составляет 46 минут. В нее входит: время подачи первого ствола, время локализации пожара, время ликвидации открытого горения,

время ликвидации последствий пожара. На основании данных научных источников для каждого выше рассматриваемого действия пожарного известны пульсовые зоны, в которых они выполняются.

Для моделирования деятельности пожарного были подобраны препятствия и физические упражнения с пожарным оборудованием, расставлены поэтапно в определенной последовательности, моделирующей деятельность на пожаре в соответствии с нагрузкой и возможной ЧСС, разработаны методические указания проведения основной части учебного занятия по теме преодоления препятствий дисциплины физическая подготовка, на основе преодоления «специальной полосы препятствий пожарного». Учебная группа курсантов в количестве 20 человек после проведения разминки в подготовительной части занятия и расстановки препятствий в спортивном зале, в основной части учебного занятия поточным методом преодолевала полосу препятствий. Курсанты стартовали в составе группы через 20 секунд. Время однократного преодоления специальной полосы препятствий для каждого курсанта составляло 130-140 секунд. После однократного выполнения полосы препятствий курсант продолжал передвижение легким бегом по периметру зала для постепенного восстановления и по достижению очередности начинал снова преодолевать специальную полосу препятствий пожарного. Таким образом, каждый курсант преодолел разработанную полосу препятствий 5 раз. Что заняло 45 минут. По итогам основной части учебного занятия с помощью инструментария пульсометр Polar RS 400 и программного обеспечения Polar ProTrainer 5 была получена итоговая пульсограмма. На рисунке 2 представлена результирующая объединенная диаграмма нахождения в зонах ЧСС при занятости пожарных на пожаре и курсантов на специальной полосе препятствий пожарного (СППП) в основной части учебного занятия по физической подготовке.

Зоны ЧСС

80

60

40

20

Первая

Вторая I На пожаре, %

Третья и Четвертая На "СППП", %

Пятая

Рисунок 2 - сравнительное соотношение нахождения в зонах ЧСС при занятости пожарных на пожаре и курсантов в основной части учебного занятия по физической подготовке на «специальной полосе препятствий пожарного»

По итогам исследования с помощью построения учебного занятия по физической подготовке на «специальной полосе препятствий пожарного» мы смогли смоделировать временные параметры профессиональной деятельности и нахождение в тех же пульсовых зонах, как и при занятости пожарных на пожаре. Прикладная направленность разработанной полосы препятствий обеспечивалась работой с пожарно-техническим вооружением, преодолением препятствий специфической направленности в изменяемых положениях и плоскостях и логично завершалась переноской условного пострадавшего на носилках в безопасное место.

ВЫВОДЫ

Моделируя деятельность пожарного посредством специальной полосы препятствий, достигаются основные задачи физической подготовки специалистов ГПС МЧС России, развитие физической готовности сотрудников до высокого уровня,

0

позволяющего успешно выполнять поставленные задачи при тушении пожаров. «Специальная полоса препятствий пожарного» является вариативной, позволяет внедрение разнообразных препятствий, изменение последовательности их преодоления, на дальнейших этапах возможно введение специальных стрессорных воздействий: световых эффектов, звуковых сопровождений (сирена, крики людей, звуки обрушения зданий). Разнообразие моделирования препятствий специальной полосы дает возможность творческого подхода преподавателю при построении и проведении практических занятий по физической подготовке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адекватность средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки курсантов институтов ГПС МЧС России требованиям служебной деятельности / Г. Н. Германов, В. А. Сморчков, И. В. Машошина, О. К. Падин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 2(108). - С. 57-60.

2. Наставление по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы (НФП-2011). - Москва : Департамент кадровой политики МЧС РФ, 2011. - 41 с.

3. Пожары и пожарная безопасность в 2020 году: Статистический сборник / П.В. Полехин, М.А. Чебуханов, А.А. Козлов, А.Г. Фирсов, В.И. Сибирко, В.С. Гончаренко, Т.А. Чечетина. Под общей редакцией Д.М. Гордиенко. - Москва : ВНИИПО, 2021. - 112 с.

4. Шалагинов, В.Д. Перспективы применения "специальной полосы препятствий пожарного" в профессионально-прикладной физической подготовке курсантов ГПС МЧС России / В.Д. Шалагинов, И.Б. Дорноступ // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 411-414.

REFERENCES

1. Germanov G.N., Smorchkov V.A., Mashoshina I.V. and Padin O.K. (2014), "Adequacy of means and methods of professionally applied physical training of cadets of the institutes of the Ministry of Emergency Situations of Russia to the requirements of official activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 57-60.

2. Department of Personnel Policy of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation (2011), Manual on the physical training ofpersonnel of the federal fire service (NFP-2011), Moscow.

3. Polekhin, P.V., Chebukhanov,M.A., Kozlov, A.A., Firsov, A.G., Sibirko, V.I., Goncharenko, V.S. and Chechetina, T.A. (2021), Fires and fire safety in 2020: A statistical collection, VNIIPO, Moscow.

4. Shalaginov, V. D. and Dornostup I. B. (2021), "Prospects of using the "special band of fireman's achievements" in professionally applied physical training of cadets of the Ministry of Emergency Situations of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 202, No. 12, pp. 411-415.

Контактная информация: dor-psp@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2022

УДК 796.012.6

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СИНДРОМА «TEXT NECK» У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ

Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань; Людмила Николаевна Порубайко, кандидат медицинских наук, доцент, Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар; Нина Аркадьевна Зинчук, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Владимировна Морозова, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет, г. Астрахань; Анна Анатольевна Резун, студент, Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.