Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ КОНГРЕСС-ЦЕНТРА В ГОСТИНИЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ В НОТАЦИИ IDEF0'

МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ КОНГРЕСС-ЦЕНТРА В ГОСТИНИЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ В НОТАЦИИ IDEF0 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЦА / УСЛУГИ КОНГРЕСС-ЦЕНТРА / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ДИАГРАММА / IDEF0 / ВХОД / ВЫХОД / УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМ / HOTEL / CONGRESS CENTER SERVICES / BUSINESS PROCESS / MODELING / DIAGRAM / ENTRANCE / EXIT / MANAGEMENT / MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Топольник В.Г., Цыцора Е.Д.

В работе обоснована актуальность моделирования бизнес-процессов в нотации IDEF0. Процесс предоставления услуг конгресс-центра относится к основным (деловым) процессам, представляющим ценность для бизнес-туристов, создает добавленную стоимость, благодаря чему гостиница имеет доход. При моделировании бизнес-процесса «Предоставить услуги конгресс-центра» средствами IDEF0 разработаны три диаграммы: контекстная, ее дочерняя диаграмма (процессов верхнего уровня) и дочерняя диаграмма процесса «Подготовить помещение» к проведению в нем мероприятия, оформленного договором. Для каждой функции определены: исполнители (механизм), что преобразуется (вход), чем руководствуются исполнители (управление), каков результат выполнения функции (выход). Предлагаемая модель может быть использована для разработки стандарта организации, для выявления слабых и уязвимых мест в деятельности бизнс-отеля, для обучения его сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE BUSINESS PROCESS OF PROVIDING SERVICES OF THE CONGRESS CENTRE IN HOTEL COMPLEXES IN IDEF0 NOTATION

The paper substantiates the relevance of business process modeling in the IDEF0 notation. The process of providing services to the Congress center refers to the main (business) processes that are of value for business travelers, creates added value, so that the hotel has an income. When modeling the business process "to Provide the services of the Congress center" by means of IDEF0, three diagrams were developed: context, its child diagram (of the top-level processes) and the child diagram of the process "to Prepare the room" for the event in it, issued by the contract. For each function identified: service providers (mechanism) that converts (incoming) what motivates artists (management), what is the function execution result (output). The proposed model can be used to develop a standard of the organization, to identify weaknesses and vulnerabilities in the business of the business hotel, to train its employees.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ КОНГРЕСС-ЦЕНТРА В ГОСТИНИЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ В НОТАЦИИ IDEF0»

УДК 338.3.01

Топольник В.Г., доктор технических наук

профессор

кафедра сервиса и гостиничного дела

Цыцора Е.Д. студент магистратуры факультетресторанно-гостиничного бизнеса ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» Донецкая Народная Республика Украина, г. Донецк МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ КОНГРЕСС-ЦЕНТРА В ГОСТИНИЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ В

НОТАЦИИ IDEF0 Аннотация: В работе обоснована актуальность моделирования бизнес-процессов в нотации IDEF0. Процесс предоставления услуг конгресс-центра относится к основным (деловым) процессам, представляющим ценность для бизнес-туристов, создает добавленную стоимость, благодаря чему гостиница имеет доход. При моделировании бизнес-процесса «Предоставить услуги конгресс-центра» средствами IDEF0 разработаны три диаграммы: контекстная, ее дочерняя диаграмма (процессов верхнего уровня) и дочерняя диаграмма процесса «Подготовить помещение» к проведению в нем мероприятия, оформленного договором. Для каждой функции определены: исполнители (механизм), что преобразуется (вход), чем руководствуются исполнители (управление), каков результат выполнения функции (выход). Предлагаемая модель может быть использована для разработки стандарта организации, для выявления слабых и уязвимых мест в деятельности бизнс-отеля, для обучения его сотрудников.

Ключевые слова: гостиница, услуги конгресс-центра, бизнес-процесс, моделирование, диаграмма, IDEF0, вход, выход, управление, механизм

Topolnik V.G., doctor of technical Sciences, Professor Professor of the Department of service and hotel business TH University "Donetsk national University of Economics and trade

named after Mikhail Tugan-Baranovsky» Donetsk people's Republic, Donetsk

Cycora E. D.

master's student of the faculty of restaurant and hotel business TH University "Donetsk national University of Economics and trade

named after Mikhail Tugan-Baranovsky» Donetsk people's Republic, Donetsk

MODELING THE BUSINESS PROCESS OF PROVIDING SERVICES OF THE CONGRESS CENTRE IN HOTEL COMPLEXES

IN IDEF0 NOTATION

Abstract: the paper substantiates the relevance of business process modeling in the IDEF0 notation. The process of providing services to the Congress center refers to the main (business) processes that are of value for business travelers, creates added value, so that the hotel has an income. When modeling the business process "to Provide the services of the Congress center" by means of IDEF0, three diagrams were developed: context, its child diagram (of the top-level processes) and the child diagram of the process "to Prepare the room" for the event in it, issued by the contract. For each function identified: service providers (mechanism) that converts (incoming) what motivates artists (management), what is the function execution result (output). The proposed model can be used to develop a standard of the organization, to identify weaknesses and vulnerabilities in the business of the business hotel, to train its employees.

Keywords: hotel, Congress center services, business process, modeling, diagram, IDEF0, entrance, exit, management, mechanism

Чтобы приспособиться к новым условиям ведения бизнеса предприятия и организации вынуждены совершенствовать принципы своей деятельности и структуру.

К середине 10-х годов XXI века широкое прикладное использование получило развитие бизнес-систем на основе внедрения процессного подхода (на микроуровне) [1].

Появляются многочисленные публикации, посвященные реинжинирингу процессов в различных организациях производственной сферы и сферы услуг, направленного на повышение эффективности их деятельности. Любой процесс должен быть поставлен так, чтобы результаты процесса приводили к достижению целей бизнеса [2].

В российской консалтинговой компании iTeam, функционирующей на рынке с 2002 г., зародился и проводится в жизнь масштабный проект -система управления организациями «Русский менеджмент», ориентированный на управление процессами [3].

Процессный подход к управлению деятельностью предполагает, прежде всего, разработку модели тех деловых процессов, которые необходимо совершенствовать для повышения эффективности деятельности организации.

Формальное (графическое) описание бизнес-процессов позволяет: четко определить требования, предъявляемые к оказанию услуг; конкретизировать функции отдельных сотрудников, подразделений и их взаимодействие; выявить слабые места в организации работы и наметить пути ее оптимизации; систематизировать знания о компании и ее бизнес -процессах [4]. Особенно важно определить, что является результатом выполнения процесса.

Графическая модель бизнес-процесса может служить для обучения новых сотрудников их должностным обязанностям, согласованным действиям между

структурными подразделениями компании.

Госстандарт России разработал и ввел с 1 июля 2002 г. в действие регламент на функциональное моделирование [5], поддерживаемый пакетом прикладных программ AllFusion Process Modeler 4.1.4. По мнению С.В. Маклакова [6], он является наиболее эффективным инструментом при разработке моделей бизнес-процесса в нотации IDEF0.

В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Правительством РФ, Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ и Федеральным агентством по туризму разработана Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.) [7].

Гостиничное хозяйство, как элемент инфраструктуры туризма, не может не учитывать как общие тенденции развития туристской сферы, так и научно-теоретические и практические разработки реальной экономики.

В течение последнего десятилетия в российском экономическом пространстве наблюдается стремительное развитие гостиничного бизнеса. Российский гостиничный рынок ежегодно расширяется на 15-20 % [8].

Неотъемлемой частью любого бизнес-отеля является конгресс-центр. Наибольшим спросом среди услуг конгесс-центра пользуется услуга предоставления помещения для проведения какого-либо мероприятия (например, семинар, совещание, конференция и т.п.) [9].

Цель данной работы - разработать средствами IDEF0 модель бизнес-процесса предоставления услуг конгресс-центра.

На контекстной диаграмме (рис. 1) бизнес-процесс «Предоставить услуги конгресс-центра» изображен одним блоком, стрелки отображают связь объекта моделирования с окружающей средой. Модель разработана с целью описания последовательности процессов с точки зрения коммерческого директора отеля.

Рис. 1. Контекстная диаграмма предоставления услуг конгресс-центра Исходная информация, которая используется и преобразуется в процессе (вход в систему), представлена потребностью в услуге, помещением конгресс-центра и денежными средствами заинтересованных лиц в данной услуге. Управление процессом осуществляется на основании положений Закона «О защите прав потребителей» и Правил предоставления гостиничных услуг. Механизмы, поддерживающие выполнения функции -персонал и технические средства гостиницы. В результате деятельности (выход) формируется счет об оплате (доход гостиницы) и проведенное мероприятие (предоставленная услуга).

Блок контекстной диаграммы декомпозирован (рис. 2).

и8ЕО АТ:

AUTHOR: Топольшик, Цыцора PROJECT: Предоставление услуг кошре сс-це нтра

NOTES: 12 34 5 6 7 8 9 10

DATE: 20.04.2018 REV: 30.07.2018

WORKING READER DATE CONTEXT:

DRAFT

RECOMMENDED

PUBLICATION A-0

Правила предоставлениягостиничных услуг

Потребность в услуге

Помещение конгресс-центра

офисная техника

Админи стратор

Персонал

Админи стратор

офисная техника

офисная техника

Бух галтер

чК

ческий I эабо'ник

Подготовить помещение 0р. 4'

средства уборки

Провести мероприятие 0р_ 5

Проведенное мероприятие

льти медии Координатор мероприятия

Техничсекие средства

Vtf

льти едии

Убрать помещение 0р. 6

Технический

Убранное помещение

работник

средства уборки

NODE:

A0

TITLE:

Предоставить услуги конгресс-центра

NUMBER:

Рис. 2. Декомпозированная (дочерняя) контекстная диаграмма

Как видно, процесс «Предоставить услуги конгресс-центра» включает в себя шесть блоков: 1 - «Принять заявку», 2 - «Составить договор». 3 -«Получить оплату», 4 - «подготовить помещение», 5 - «Провести мероприятие», 6 - «Убрать помещение».

Каждый блок имеет управление, механизмы и выход. Выход из блока 6 «Убрать помещение» имеет обратный вход в блок 4 «Подготовить помещение».

Блок 4 был декомпозирован (рис. 3) на три блока: 1 - «Провести уборку», 2 - «Расставить мебель», 3 - «Настроить оборудование».

Как видно, блок 2 «Расставить мебель» имеет два одноименных входа: один - выход из блока 1; второй - выход из блока 6 диаграммы А0. Это значит, для того, чтобы оказывать услугу конгресс-центра, должно быть помещение (вход, обозначенный граничной стрелкой), которое после проведения в нем заказанного и оформленного договором мероприятия, должно быть убрано (второй вход) и готово для проведения следующего мероприятия.

иЗЕБ АТ:

AUTHOR: Топольник, Цыцора PROJECT: Предоставление услуг конгресс-центра

NOTES: 12 34 5 6 7 8 9 10

DATE: 26.04.2018 REV: 30.07.2018

WORKING READER DATE CONTEXT:

DRAFT

RECOMMENDED 1—1

PUBLICATION A0 =

Правила предоставления гостиничных услуг

Убранное помещение

средства уборки

Техни ческий работник

Расставить

мебель

°р. 2

Расставленная ^мебель

Составленный договор

Инструкция по

"-эксплуатации

Настроить аппаратуру

0Е_

мебель

Системо техник

Подготовленное помещение

мульти медии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

NODE: TITLE: Подготовить помещение NUMBER:

A4 1

Рис. 3. Дочерняя диаграмма процесса «Подготовить помещение» Процессы, выполняемые блоками 2 и 3 диаграммы А4, управляются конкретными положениями составленного договора, где указывается какая потребуется аппаратура для проведения мероприятия, от чего зависит вид мебели, необходимой для использования этой аппаратуры.

Таким образом, процесс предоставления услуг конгресс-центра относится к основным (деловым) процессам гостиницы, представляющим ценность для клиентов, приезжающих с деловыми целями, создающим добавленную стоимость, благодаря чему гостиница имеет доход. При моделировании бизнес-процесса «Предоставить услуги конгресс-центра» средствами IDEF0 разработаны три диаграммы: контекстная, ее дочерняя диаграмма (процессов верхнего уровня) и дочерняя диаграмма процесса «Подготовить помещение» к проведению в нем мероприятия, оформленного договором.

Использованные источники:

1. Морозова Ю.С. К вопросу о необходимости адаптации инструментария теории менеджмента в неоиндустриальных экономических системах //РИСК Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. -2015. - №2. - С. 284-287.

2. Андреев О.С. Реинжиниринг как новое качество управления технологиями проектирования бизнес-процессов в условиях обучения в современном вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. № 1. С. 89-98. 001: 10.7442/2071-9620-2016-1-89-98

3. Топольник В.Г. Описание процесса «закупка товаров» средствами IDEF0 / В.Г. Топольник, Л. В. Крылова. /Лучшая научная статья 2017: Сборник

статей X Международного научно-практического конкурса. /Под обш. ред. Г.Ю. Гуляева - Пенза: МЦНС "Наука и Просвещение" - 2017. - С. 101-111.

4. Ковалев С.М. Описание бизнес-процессов - к вершинам мастерства / С.М. Ковалев, В.М. Ковалев // Консультант директора. - №10. - 2004. URL: http : //www.betec.ru/index. php?id=06&sid=21 (дата обращения 3.07.2017).

5. Р50.1.028-2001. Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования [Текст] - М.: Госстандарт России, 2001. URL: http : //www.gosthelp .ru/text/R5010282001Informacionnye. html (дата обращения 03.07.2016). : http://www.cals.ru (дата обращения 05.11.2016)

6. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с AIIFusion Process Modeler. -М: Диалог-МИФИ, 2004. - 240 с.

7. Валединская Е.Н. Роль и значение стратегического развития сферы услуг туризма и гостеприимства в региональной экономике // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 4. С. 79-86.

8. Мачалкин С.Е. Некоторые особенности развития гостиничного бизнеса в экономике России / С.Е. Мачалкин, О.Ю. Тарасова. // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2012. Вып.9 (113). - С. 65- 74.

9. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 348 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.