Научная статья на тему 'Разработка информационной модели организации работы службы безопасности гостиницы'

Разработка информационной модели организации работы службы безопасности гостиницы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
503
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСТИНИЦА / СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОЦЕСС / МОДЕЛЬ "КАК ЕСТЬ" / "КАК ДОЛЖНО БЫТЬ" / ДИАГРАММА / IDEF0 / ВХОД / ВЫХОД / УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМ / DIGITAL ECONOMY / HOTEL / SECURITY SERVICE / PROCESS / MODEL " ASIS" / "TO-BE" / DIAGRAM / INPUT / OUTPUT / CONTROL / MECHANISM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Топольник Вера Григорьевна

С помощью стандартизированной методологии IDEF0 и CASE-средств проведена функциональная декомпозиция процесса организации службы охраны гостиницы. Разработана контекстная диаграмма, которая была декомпозирована на четыре функциональных блоков, и дочерние диаграммы процессов контроля доступа в номер и видеонаблюдения. Для каждого функционального блока определены: входы, выходы, механизмы, управление. Разработанная модель дает четкое представление деятельности, необходимые ресурсы, что является конечным результатом каждой функции в отдельности и всего процесса в целом. На основе анализа модели «как есть», предложена модель «как должно быть». Модель может быть использована для выявления слабого звена в работе, разработки стандарта организации, обучения сотрудников. Работа актуальна, способствует развитию и применению цифровой экономики в гостиничном бизнесе.With the help of standardized methodology IDEF0 and CASE-tools the functional decomposition of the process of organizing the security service of the hotel was carried out. A context diagram was developed, which was decomposed into four functional blocks, and child diagrams of the processes of access control in the room and video surveillance. For each function block are defined: inputs, outputs, mechanisms, control. The developed model provides a clear view of the activities, the necessary resources, which is the end result of each function individually and the entire process as a whole. Based on the analysis of the "as is" model, the "as it should be"model is proposed. The model can be used to identify a weak link in the work, develop a standard of organization, training of employees. The work is relevant, contributes to the development and application of the digital economy in the hotel business

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка информационной модели организации работы службы безопасности гостиницы»

УДК 338.46

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАИОННОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСТИНИЦЫ

Топольник Вера Григорьевна, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила

Туган-Барановского, г. Донецк

E-mail: [email protected]

Аннотация. С помощью стандартизированной методологии IDEF0 и CASE-средств проведена функциональная декомпозиция процесса организации службы охраны гостиницы. Разработана контекстная диаграмма, которая была декомпозирована на четыре функциональных блоков, и дочерние диаграммы процессов контроля доступа в номер и видеонаблюдения. Для каждого функционального блока определены: входы, выходы, механизмы, управление. Разработанная модель дает четкое представление деятельности, необходимые ресурсы, что является конечным результатом каждой функции в отдельности и всего процесса в целом. На основе анализа модели «как есть», предложена модель «как должно быть». Модель может быть использована для выявления слабого звена в работе, разработки стандарта организации, обучения сотрудников. Работа актуальна, способствует развитию и применению цифровой экономики в гостиничном бизнесе.

Abstract. With the help of standardized methodology IDEF0 and CASE-tools the functional decomposition of the process of organizing the security service of the hotel was carried out. A context diagram was developed, which was decomposed into four functional blocks, and child diagrams of the processes of access control in the room and video surveillance. For each function block are defined: inputs, outputs, mechanisms, control. The developed model provides a clear view of the activities, the necessary resources, which is the end result of each function individually and the entire process as a whole. Based on the analysis of the "as is" model, the "as it should be"model is proposed. The model can be used to identify a weak link in the work, develop a standard of organization, training of employees. The work is relevant, contributes to the development and application of the digital economy in the hotel business

Ключевые слова: цифровая экономика, гостиница, служба безопасности, процесс, модель «как есть», «как должно быть», диаграмма, IDEF0, вход, выход, управление, механизм.

Key words: digital economy, hotel, security service, process, model "AS- IS", "TO-BE", diagram, IDEF0, input, output, control, mechanism.

В утвержденной 9 мая 2017 г. Указам Президента Российской Федерации «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы», среди других задач, поставлена задача применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), направленных на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики

(ЦЭ).

Для обеспечения национальных интересов при развитии информационного общества предусматривается создание и применение российских ИКТ. Наряду с этим предусматривается принятие мер по использованию современных информационных платформ российского производства. Одним из показателей этой Стратегии является использование ИКТ [1].

Перед экономикой России поставлена задача массового внедрения цифровых технологий [2]. К преимуществам ЦЭ можно отнести: рост производительности труда, повышение конкурентоспособности компаний, снижение издержек производства, создание новых рабочих мест, возникновение новых возможностей, позитивно отражающихся на жизни человека [3].

По развитию ЦЭ на 2017 г. Россия занимает 45-е место из 195 стран, по вовлеченности людей в ЦЭ - 7-е место (86% населения пользуются интернетом каждый день).

В статистическом справочнике [4], цифровая экономика представлена пятью разделами: население в цифровой реальности, электронный бизнес, электронное государство, рынок телекоммуникаций, кадры цифровой экономики.

Важная составляющая часть туризма - интенсивно развивающейся отрасли экономики - гостиничное хозяйство, не может стоять в стороне от глобальных процессов, происходящих в мире.

Так, по данным [4], использование программных средств для ведения бизнеса, в частности для решения организационных, управленческих и экономических задач осуществляется в 57,4% от общего количества предприятиях гостинично-ресторанного хозяйства (ГРХ) (весь предпринимательский сектор - 54,3%); 12,2% ГРХ предприятий используют ERP-системы (ERP-система - целостная система управления компании); использование интернета для продаж в ГРХ составляет 17,9% (весь предпринимательский сектор - 12,6%); использование «облачных» сервисов в организациях ГРХ на 2017 г. составляет 27,5% от общего количества предприятий, и уступает по уровню только сектору связи (31,2%); использование средств защиты информации в ГРХ 69,9%, весь предпринимательский сектор -75,2%, max - 87,0%.

В то же время, очень важным вопросом для реальной экономики является внедрение процессного подхода в организации и управлении деятельностью компаний.

В любой организации процессов множество. Любую деятельность можно рассматривать как систему процессов, во время функционирования (выполнения) которых входные продукты и материалы превращаются в выходные продукты. Бизнес-процесс представляет собой горизонтальную иерархию внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции или отдельных ее элементов [5]. Процессно-ориентированное управление может охватывать всю компанию или одно из ее подразделений.

Исходя из вышеизложенного, работы, связанные с использованием компьютерных технологий при анализе процессов гостиничных предприятий являются актуальными.

Цель данной статьи - разработать модель процесса организации работы службы безопасности гостиницы, что является определенным вкладом в развитие цифровой экономики в данной сфере и может служить для обучения персонала в качестве стандарта организации.

Модель разработана с применением стандартизированной в России методологии функционального моделирования IDEF0 и компьютерной программы AllFusion Process Modeler 4.1.4 [6, 7].

Назначение службы безопасности в гостинице обусловлено потребностью гостя в сохранении принадлежащих ему вещей (постоялец гостиницы привозит с собой разнообразные материальные ценности и находясь в гостинице всегда хочет, чтобы они оставались неприкасаемые), в сохранении его здоровья и жизни (в чрезвычайных ситуациях - при пожаре, террористической угрозе, природных и техногенных катастрофах). Гостиничное предприятие всегда стремится сохранить свои коммерческие секреты и интеллектуальную собственность коллектива.

На рисунке 1 представлена контекстная диаграмма «Организовать работу службы безопасности гостиницы.

Как видно, работа службы обусловлена необходимостью удовлетворить потребность гостя в сохранности принадлежащих ему вещей и в сохранении жизни и здоровья, а также в сохранности коммерческой тайны гостиницы (вход), в результате правильной организации ее работы гость сохраняет свои вещи, жизнь и здоровье, а гостиничное предприятие сохраняет коммерческую тайну и интеллектуальную собственность (выход).

ШЕОАТ: AUTHOR Топольник DATE: 16.07.2019 ■ WORKING READER DATE ОЖТЕХТ:

PROJECT: Слуяб а безопасно ста REV: 16.07.2019 DRAFT ТОР

RECOMMENDED

NOTES: 123456789 10 PUBLICATION

Потребно сгь в оохр анении ш ммф ч есш й тайны го станицы

Потребность гостя в сохранении вещей

Потребность гостяв сохранении здоровья и жизни

Цель: Проанализировать работу службы

Точка зрения:

Директор гостиницы

Законы РФ Внутренние Инструкции

правила министерств

гостиницы

Организовать работу службы безопасности гостиницы

Персонал

Технические и специал ьные средства

Сохраненная коммерческая тайна и интелл екгу ал ьная со б ственно сгь

Сохраненные вещи гостя

СохраненньЕ здоровье и яизнь госш

Го су дар сгвенньЕ ведомства

-А^О-

Организовать работу службы —безопасности гостиницы-

Рис. 1 Контекстная диаграмма организации работы службы безопасности в гостинице

Для получения нужного результата необходимо руководствоваться соответствующими нормативными документами: законами Российской Федерации, внутренними правилами работы гостиницы и инструкциями министерств (управление). Определены исполнители (персонал) тех или иных функций и используемые при этом технические и специальные средства, а также при необходимости привлечение государственных ведомств (механизм).

На рисунке 2 раскрыто содержание основных выполняемых функций службой безопасности.

о

ШЕОАТ: AUTHOR Топольник DATE: 16.07.2019 ■ WORKING READER DATE CONTEXT:

PROJECT: Спуябабезопажости REV: 16.07.2019 DRAFT

RECOMMENDED

NOTES: 12345678910 PUBLICATION A-0

Потребность гостя в сохранении вещей

Внутренние

правила

гостиницы

Потребность гостя в сохранении здоровьяи жизни

Потребностьв

сохранении

коммерческой

тайны

гостиницы

Законь РФ

Инструкции министерств

Контролировать доступ в гостиничный номер

О?

Админи\ сгратор

Охрана Персонал

Обеспечить противопожарную безопасность

Охран;

Огнегушитег ь-

Система

пожаротушеи

Технические и

специальные федсгва

7 Обеспечить сохранность коммерческой тайны и интеллектуальной

собственности

о? :

-Пожарные

Си стемн ый NN администратор

IT-

технологии

ге здоровье и жизнь го ста

Со хран енные ваци го сгя

Организовать

видеонаблюдение

О? 4

Сохраненная коммерческая тайнаи

интелл екгу ал ьная собственность

Го су дар ственньЕ вед о мства

Ьнтажник Охрана

—Полиция

ж сная техника

Xi.

сгша видео наблюдения

-AÛ-

Организовать работу службы —безопасности гостиницы-

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

Рис. 2 Дочерняя диаграмма организации работы Службы безопасности гостиницы

В данном случае служба безопасности гостиницы выполняет 4 главные функции: контролирует доступ в номер, обеспечивает противопожарную безопасность, обеспечивает сохранность коммерческой тайны и интеллектуальной собственности, осуществляет видеонаблюдение.

Входом в блоки 1, 2 и 4 является «Потребность гостя в сохранении вещей» и «Потребность гостя в сохранении жизни и здоровья», а вход в блок 3 только один - «Потребность в сохранении коммерческой тайны и интеллектуальной собственности гостиницы». Указанные функции выполняются службой автономно, в зависимости от вида опасности, возникающей в гостинице. Все четыре функции управляются с учетом нормативной документацией разного уровня: законодательной, ведомственной и внутренними (предприятия) регламентами (например, устав гостиничного предприятия, коллективный договор, трудовые договоры, правила внутреннего трудового распорядка сотрудников, должностные обязанности руководителей и персонала гостиницы).

У каждого блока есть свои механизмы процесса. Для блока 1 -«Контролировать доступ в гостиничный номер» - это персонал (администратор гостиницы и охрана), технические и специальные средства;

Механизмами блока 2 «Обеспечить противопожарную безопасность» служат: персонал (пожарные), технические средства (система пожаротушения и огнетушители), государственные ведомства (пожарная охрана).

Механизмами блока 3 «Обеспечить сохранность коммерческой тайны и интеллектуальной собственности» служат: персонал (системный администратор), технические средства (информационные технологии).

Выполнение функций блока 4 «Организовать видеонаблюдение» обеспечивают: персонал (монтажники, охрана), технические средства (офисная техника и система видеонаблюдения), государственные ведомства (полиция);

Для блоков 1,2 и 3 выходом процесса являются «Защищенное имущество гостя» и «Сохраненное здоровье и жизнь», «Сохраненная коммерческая тайна и интеллектуальная собственность». Все три выхода присущи блоку 4.

Блок «Контроль доступа в гостиничный номер» (рис. 3) представлен в виде трех параллельно выполняемых функций 1 — «Контролировать вход посетителей»; 2 — «Контролировать выдачу ключей»; 3 — «Организовать внутренние видеонаблюдение». Блок «Организовать видеонаблюдение» (рис. 4) включает пять функций, расположенных в порядке доминирования:

ШЕБАТ: AUTHOR Топольник DATE: 16.072019 ■ WORKING READER DATE CONTEXT:

PROJECT: Служба безопасно ста REV: 16.07.2019 DRAFT

RECOMMENDED 1=11=1

NOTES: 12345678910 PUBIICAHON AO

Потребность го став сохранении вещей

Потребность го став сохранении здоровьяи жизни

Внутренние

правила

гостиницы

Инструкции министерств

Контролировать вход посетителей

Охрана

Контролировать выджачу кпкяей

Ад мин и сгратор

Техническиеи специальные сред ства

Сохраненные вещи гостя

Организовать внутреннее видеонаблюдение

Сохраненные здоровье и жизнь гостя

-JO-

Контролировать доступ в гостиничный1 -номер-

Рис. 3 Декомпозированная диаграмма процесса «Контролировать доступ в номер»

о

о?

ШЕОАТ: AUTHOR Топольник DATE: 16.072019 ■ WORKING READER DATE CONTEXT:

PROJECT: Сл у яб а безопасности REV: 16.07.2019 DRAFT 1=1

RECOMMENDED ^IZZI

NOTES: 123456789 10 PUBLICATION AO

Потребность Законы РФ

го став сохранении здоровый жизни

^Внутренние правил а гостиницы

'Установить наружные и внутренние видео камеры

Потребностьв сохранении коммерческой тайны гостиницы

Инструкции министерств

Вызвать и информировать полицию

О? 4

Телефон!

Охрана

Офисная технига

3 ащитныг мер опр ияшя

Сохраненныг здор овье и жизнь гостя

Сохраненныг воци госта

Занести информацию о ЧП в журнал

О? 5

* ,t

Сохраненная шммфческая тайнаи

интелл еьау ал ьная собственность

Записьвяурнале

Полиция

-А4-

Организовать видео- наблюдение

Рис. 4 Декомпозированная диаграмма процесса «Организовать видеонаблюдение»

1 - «Установить наружные и внутренние видео камеры»; 2 - «Обнаружить нарушение безопасности»; 3 - «Принять оперативное решение»; 4 - «Вызвать и информировать полицию»; 5 - «Занести информацию о ЧП в журнал».

Анализ диаграммы А4 (рис. 4) процесса службы охраны «Организовать видеонаблюдение» показал, что все указанные на контекстной диаграмме входы инициируют процесс, выполняемый блоком 1 «Установить наружные и внутренние видеокамеры». В результате работы установленной системы видеокамер (блок 1) появляется «Видео изображение». В случае несанкционированного проникновения на территорию гостиничного предприятия злоумышленника, видеокамеры фиксируют этот момент. При обнаружении нарушения безопасности служба охраны оперативно принимает решение - самостоятельно предпринимает необходимые меры (защитные мероприятия) или, при необходимости, звонит в полицию. После завершения предпринятых действий против нарушителя безопасного функционирования гостиницы, работник службы охраны с использованием камер видеонаблюдения готовит отчет об инциденте и делает запись в регистрационном журнале.

Директор гостиницы проанализировал в целом организацию работы службы охраны и сделал заключение, что процесс «Организация видеонаблюдения» в гостиничном комплексе организован удовлетворительно, и

на данном уровне развития предприятия в усовершенствовании не нуждается, а процесс «Контролировать доступ в гостиничный номер» (А1, рис. 3) требует усовершенствования. Им принято решение - установить систему контроля и управления доступом (СКУД).

Усовершенствованный процесс представлен на рисунке 5. Он дополнен тремя блоками: установить датчики (блок 1), организовать пропускную систему (блок 2), регистрировать вход посетителей (блок 4).

Рис. 5 Усовершенствованный процесс «Контролировать доступ в гостиничный номер»

Для гостиничных предприятий используют разнообразные датчики, в зависимости от возможностей и потребности гостиничного комплекса:

- датчики, применяемые для охраны дверей здания, в том числе лифтов (магнито-контактные, вибрационные, инфракрасные активные и пассивные);

- датчики, реагирующие на разбитие стекла (акустические);

- датчики, реагирующие на проникновение в помещения (инфракрасные пассивные, микроволновые, ультразвуковые, комбинированные, барометрические и др.);

- датчики, используемые для охраны отдельных, особо ценных объектов: сейфов, витрин с ценностями (емкостные, вибрационные и др.).

Для выполнения этой функции привлекаются инженерные службы, управляется процесс внутренними правилами гостиницы, инструкциями министерства внутренних дел по эксплуатации данной системы и законами РФ. На выходе получаем установленные датчики.

С помощью организованной пропускной системы СКУД обеспечивается беспрепятственный санкционированный доступ в помещения и предотвращается несанкционированный доступ, учитывается время пребывания посетителей, вся информации документируется. СКУД контролируется доступ в номера, служебные помещения, на лестничные площадки.

Так как гости постояльцев не имеют специального пропуска, то необходимо контролировать вход посетителей в помещения гостиничного предприятия. При выполнении данного процесса нужно узнать данные посетителя, цель визита и согласовать с постояльцем время пребывания гостя в гостиничном предприятии. Вся эта информация регистрируется. Регистрация входа посетителей помогает службе охраны и ведомственным структурам в раскрытии правонарушений на территории гостиничного предприятия.

Таким образом, с помощью стандартизированной методологии IDEF0 и CASE-средств проведена функциональная декомпозиция процесса организации службы охраны гостиницы. Разработана контекстная диаграмма, которая была декомпозирована на четыре функциональных блоков, и дочерние диаграммы процессов контроля доступа в номер и видеонаблюдения. Для каждого функционального блока определены: входы (что преобразуется), выходы (каков результат выполнения функции), механизмы (исполнители функции), управление (чем руководствуются исполнители). Разработанная модель дает четкое представление деятельности, необходимые ресурсы ее обеспечивающие, и, самое главное, дает ответ на то, что конкретно является конечным результатом каждой функции в отдельности и всего процесса в целом. На основе анализа модели «как есть», предложена модель «как должно быть». Модель может быть использована для выявления слабого звена в работе гостиницы, для разработки стандарта организации, для обучения ее сотрудников. Результаты вносят определенный вклад в развитие и применение цифровой экономики в гостиничном бизнесе.

Список использованных источников:

1. «Стратегия развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы». Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 25.06.2019)

2. Савина Т.Н. Цифровая экономика как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы // Финансы и кредит. - 2018. - Т. 24. - № 3. - С. 579590. - URL: https://doi.org/10.24891/fc.24 (дата обращения: 25.06.2019)

3. Что такое цифровая экономика. - URL: http://www.fingramota. org/teoriya-finansov/item/2198-chto-takoe-tsifrovaya-ekonomika (дата обращения: 25.06.2019)

4. Цифровая экономика: краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, А.В. Демьяненко и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 96 с. - 250 экз. - ISBN 978-5-75981743. - URL: https://publications.hse.ru /mirror/pubs /share/direct/216154671 (дата обращения: 25.06.2019)

5. Топольник В.Г. Процессный подход к деятельности гостинично-ресторанных комплексов: монография / В.Г. Топольник, Л.В. Крылова. - Донецк: ДонНУЭТ, 2017. - 152 с.

6. Р50.1.028-2001. Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. - М.: Госстандарт России, 2001. - URL: http:// www.gosthelp.ru/text/R5010282001Informacionnye.html (дата обращения: 05.07.2017)

7. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с AIIFusion Process Modeler. - М: Диалог-МИФИ, 2004. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.