Статья поступила в редакцию 26.02.2017
УДК 316.422
МОДЕЛИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА КАК ДЕРИВАТОВ ОСМЫСЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА
Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, кандидат физико-
математических наук, профессор, Вячеслав Геннадьевич Миненко, кандидат технических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - разработка модели толерантности и патриотизма как результатов личностного осмысления исторического опыта социума. Согласно современным воззрениям, толерантность и патриотизм - взаимосвязанные и взаимодополняющие личностно-профессиональные качества, необходимые для адаптации индивида к собственной поликультурной социальной среде. В настоящее время чётко определены понятия толерантность и патриотизм, созданы модели данных личностно-профессиональных качеств, выделены их функциональные компоненты, обоснованы их функции. В то же время известно, что толерантность и патриотизм характеризуются общими аспектами, а также во взаимодополняющем сочетании направлены на обеспечение стабильности поликультурного общества. Очевидно, что толерантность и патриотизм должны формироваться во взаимосвязи с адекватным осмыслением исторического опыта социума, однако модели такой взаимосвязи в настоящее время разработаны очень слабо.
Ключевые слова: толерантность, патриотизм, модель, исторический опыт, личностное осмысление.
MODELS OF TOLERANCE AND PATRIOTISM AS HISTORICAL EXPERIENCE UNDERSTANDING DERIVATIVES
Tatiana Leonidovna Shaposhnikova, the doctor of pedagogical sciences, candidate of physical
and mathematical sciences, professor,
Vyacheslav Gennadievich Minenko, the candidate of technical sciences, lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The purpose of investigation is elaboration of the model of tolerance and patriotism as results of society historical experience personal minding. In accordance with the modern reviews, the tolerance and patriotism is interrelated and complimentary personally professional abilities, necessary for individual adaptation to native poly-cultural social environment. Nowadays there are clearly defined the tolerance and patriotism, we have elaborated the models of this personally professional abilities, selected their functional components and described their functions. However, it is known, that the tolerance and patriotism are characterized with the common aspects and oriented complimentary to poly-cultural society stability guarantying. It is clear, that the tolerance and patriotism should be developed interrelated with the adequate minding of the society historical experience; however, the models of this interrelation are developed very insufficient.
Keywords: tolerance, patriotism, model, historical experience, personal minding.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что потребности общества детерминируют актуальность соответствующих личностно-профессиональных качеств. В настоящее время в российском обществе, как никогда, актуальны толерантность и патриотизм [1-3]. Принципиальная значимость первого личностно-профессионального качества обусловлена, прежде всего, поликультурностью (прежде всего - полиэтничностью и поликонфессиональностью) российского общества, его социальной неоднородностью, второго - необходимость сохранения национального суверенитета России как единого государства, её укрепления и дальнейшего развития в сложных современных социально-политических условиях. Для гражданина
полиэтнического государства (особенно России) чрезвычайно важно сочетание высоких уровней обоих качеств, т.к. от этого в решающей мере зависит его (государства) внутренняя безопасность и социальная стабильность. Сочетание толерантности и патриотизма - противоположность экстремистскому (в том числе сепаратистскому) мышлению. И толерантность, и патриотизм неразрывно связаны с уважением к другому человеку (толерантность - к "непохожему", патриотизм - к обществу в целом). Иначе говоря, оба качества детерминируют положительное отношение к некоему социуму (своей стране, своей малой Родине, чужой нации т.д.). Современными специалистами обосновано, что толерантность и патриотизм неразрывно связаны с самоидентификацией, самопониманием личности как составляющей некоторого социума, например, нации [1, 5].
Вместе с тем, анализ научной литературы показал, что по-прежнему слабо изучены становление толерантности и патриотизма в связи с осмыслением исторического опыта социума, к которому принадлежит индивид. Безусловно, сложившиеся знания -лишь предпосылка для соответствующего поведения. Но адекватное осмысление исторического опыта будет способствовать успешному формированию мотивационно-ценностного компонента обоих качеств, позитивного отношения как к "иным" (особенно в пределах собственного социума), так и к социуму в целом. Проблема исследования состоит в вопросе, каким образом становление толерантности и патриотизма связано с осмыслением исторического опыта? Актуальность адекватного осмысления исторического опыта особенно усиливается после трагических событий (яркий пример - трагические события на Северном Кавказе в девяностых годах ушедшего столетия, в значительной мере подорвавшие межэтническую толерантность, как в данном регионе, так и в России в целом). Цель исследования - разработка модели толерантности и патриотизма как результатов личностного осмысления исторического опыта социума.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения авторов, модели исторического опыта социума выглядят в виде кортежа: е = (Т Еу Рг ы} . Здесь: Т - множество временных периодов, Еу - множество значимых исторических событий, Рг - множество исторических личностей, Ы1 -множество связей между историческими периодами, личностями и событиями.
Исторический опыт (включая и события современности) отражают некой системой
информации, модели которой выглядят следующим образом: ю = ш ^ ^ ш ^ .
Здесь: и - объединение множеств, аргументы - соответственно множество порций информации об исторических периодах в целом, "узловых" событиях, значимых личностях и иной информации. Например, множество знаменательных дат в истории России неразрывно связаны с подробным описанием каждой.
Для авторов, очевидно, что образование (в широком понимании, включая самообразование) с математической точки зрения - оператор, превращающий множество порций информации об историческом опыте в относительно самостоятельную составляющую банка знаний индивида (множество знаний об историческом опыте, с учётом взаимосвязей между ними): ю ^ к. Коэффициент полноты формирования знаний у индиви-
Р (к)
да а = —, где Р - мощность множества. Вместе с тем, порции информации могут
Р (ю)
критически (принципиально) значимыми, важными (значимыми) и рекомендательными. Например, порции информации "Суворов - величайший русский полководец", "русская армия в 1790 году под командованием Суворова взяла неприступную крепость Измаил" и "после взятия Измаила резко возрос военно-политический авторитет России" - критически значимые (для становления патриотизма), а "султан издал указ казнить каждого оставшегося в живых защитника Измаила" - рекомендательная. Поэтому более точная
оценка учитывает "веса" критических, важных и рекомендательных порций информации:
, 3 • Р ( Кр ) + 2 ■ Р ( Кж ) + Р ( Кек )
X —-
3 ■ Р (\¥р ) + 2 ■ Р ) + Р (\¥рк ) '
Вместе с тем, одна и та же порция информации (или система информации) об историческом опыте может иметь различные варианты осмысления (интерпретации), личностного отношения конкретного индивида. Например, существуют самые различные интерпретации различных фактов Великой Отечественной войны, эпохах Петра Великого, Ивана Грозного и т.д. Или, например, если государство А в прошлом "пострадало" от государства В, то одни граждане государства А могут нейтрально относиться к государству В, вторые - позитивно (руководствуясь принципом "строить будущее, а не припоминать прошлое"), третьи - негативно. Или, например, имеются личности, считающие, что Пётр Великий не поднял Россию, а "вздёрнул на дыбы". Пусть N - число возможных вариантов осмысления одного и того же исторического факта (элемента исторического опыта), п - их множество, - степень адекватности 1-го варианта, тогда адекватность
1 N N
осмысления социумом исторического факта Р — — У (wi ■ gi) , О — У g¡ , где О - чис-
О 1—1 — '
ло индивидов в социуме, g' - число индивидов, выбравших '-й вариант осмысления. Адекватность осмысления индивидом исторического опыта (совокупности элементов) 1 ^
у — — У , где Q - число осмысленных индивидом элементов исторического опыта,
—1
^^ - адекватность осмысления}-го элемента.
Образование - социальный институт, ответственный за гармонизацию деятельности человека и общества, за трансляцию социального опыта, поэтому формирование толерантности и патриотизма обучающихся (особенно при преподавании социально-гуманитарных дисциплин) должно быть связано с тем, чтобы они научились адекватно осмысливать исторический опыт социума (своей нации, большой и малой Родины, человечества в целом). Тем более, что компетентностный подход требует не просто формирования знаний, а способности эффективно управлять ими [4]. Вероятность адекватного осмысления исторической "единицы" (события, личности или эпохи) есть функция
р' — р' (), где вектор ^ - ряд параметров, таких как сложившееся мировоззрение индивида, внешняя сила влияния (степень доминантности, или весовые коэффициенты) тех или иных вариантов осмысления и т.д. Нахождение данной функции в аналитической форме - перспективное направление авторских исследований. Соответственно, вероятность формирования адекватного сознания (толерантного и патриотичного)
р11 — р" ( р1 (^ ), Т1 Р(), где Т1 и Р1 - уже сформированный уровень толерантности и
патриотизма индивида.
Контрольно-компетентностные оценочные задания - наиболее современные средства формирования и оценивания компетенций обучающихся, в том числе толерантности и патриотизма [2, 4]. Приведём пример. Из учебно-исследовательской работы на тему "Ахмедхан-Султан - дважды Герой Советского Союза" может преемственно вырасти научно-практическая работа "Подвиги сынов Северного Кавказа в Великой Отечественной войне" (имеет значение для сопряжённого формирования толерантности и патриотизма). Или, например, возможно выполнение научно-исследовательской работы на тему "Неправда Виктора Суворова" (для одновременного формирования патриотизма и критического мышления).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенные модели, безусловно, нуждаются в дополнении и уточнении. Но уже полученные результаты могут быть базой для дальнейшего осмысления личностного развития индивида в условиях поликультурного социума. Практическая значимость полученных результатов - в том, что они могут быть положены в основу инновационных технологий преподавания социально-гуманитарных дисциплин, ориентированных на сопряжённое формирование толерантности и патриотизма.
Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта № 16-36-00048 "Современные информационно-образовательные среды" от 17.03.2016 года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аполлонов, И.А. Исследование самопонимания этнокультурной идентичности в титульном этносе и сопряженной диаспоре: герменевтический анализ / И.А. Аполлонов, О.Р. Тучина // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. -2015. - № 11. - С. 46-61.
2. Тихомирова, Т.В. Взаимосвязь становления патриотизма и индивидуального социального опыта студентов / Т.В. Тихомирова, М.Л. Романова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 5. - С. 96-113.
3. Толстикова, С.Н. Феномен толерантности специалистов "помогающих" профессий: междисциплинарный контекст / С.Н. Толстикова, Т.Э. Галкина, В.М. Гребенникова // Человеческий капитал. - 2015. - № 3 (75). - С. 111-116.
4. Kurti, E. Methods of Teaching and their Impact on Learn / E. Kurti // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7. - No 1. - P. 489-500.
5. Murtiningsih, B.S.E. The Role of Cultural Competence to Overcome Intercultural Communication Conflict: Case study of Indonesian and Korean students in Kyungsung University, South Korea / B.S.E. Murtiningsih // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7. - No 6. - P. 213-222.
REFERENCES
1. Apollonov, I.A. and Tuchina, O.R. (2015), "Investigation of self-understanding in dominating ethnos and interrelated nation: hermeneutical analysis", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 11, pp. 46-61.
2. Tihomirova, T.V. and Romanova, M.L. (2015), "Interrelation between patriotism and individual social experience formation at students", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 5, pp. 96-113.
3. Tolstikova, S.N., Galkina, T.E. and Grebennikova, V.M. (2015), "Phenomenon of tolerance of workers of help kinds activity: inter-subject context", Chelovecheskiy capital, No 3, Vol. 75, pp. 111116.
4. Kurti, E. (2016), "Methods of Teaching and their Impact on Learn", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 1, pp. 489-500.
5. Murtiningsih, B.S.E. (2016), "The Role of Cultural Competence to Overcome Intercultural Communication Conflict: Case study of Indonesian and Korean students in Kyungsung University, South Korea", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 6, pp. 213-222.
Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 20.02.2017