6. Leontiev, A.N. (1975), Activity. Consciousness. Personality, Politizdat, Moscow.
7. Novikov, A.M. and Novikov, D.A. (2007), Methodology, SINTEG, Moscow.
8. Podlipnyak, Yu.F. (1985J, Pedagogical bases of system ofphysical preparation of students of universities of the USSR Ministry of internal Affairs, dissertation, Moscow.
9. Tumanyan, G.S. (2006), School of excellence wrestlers, judoka and Sambo wrestlers, publishing center "Academia", Moscow.
10. Chekhranov, Yu.V. (2013), "The issues of similarities and differences of the techniques and tactics of wrestling", 75 years of Sambo. Results and perspectives - Proceedings of the XIII intern. scientific-practice conf. in memory of E.M. Chumakov, Moscow, pp. 58-60.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.03.2017
УДК 316.422
ИНФОРМАЦИОННО-ВЕРОЯТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ ОСМЫСЛЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА
Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, Вячеслав Геннадьевич Миненко, кандидат технических наук, доцент, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - разработка информационно-вероятностной модели осмысления студентами исторического опыта. Согласно современным воззрениям, самоидентификация личности неразрывно связана с осознанием своей принадлежности к определённому социуму, который, в свою очередь, характеризуется своим историческим опытом. Осмысление исторического опыта своего социума (нации, государства, региона и т.д.) - неотъемлемая составляющая личностно-профессионального развития индивида, но оно может фактором как формирование социально значимых личностно-профессиональных качеств (толерантности, патриотизма), так и их разрушения. Осмысление индивидом исторического опыта своего социума - вероятностный (стохастический) процесс, детерминированный множеством факторов, в том числе внутренних (психологических); это, прежде всего, уже достигнутый уровень толерантности, патриотизма, социальной компетентности и критического мышления. Для авторов очевидно, что личность с высоким уровнем толерантности и патриотизма характеризуется адекватным осмыслением исторического опыта своего социума.
Ключевые слова: исторический опыт, личностное осмысление, информационно-вероятностная модель.
INFORMATIONAL-PROBABILITY MODELS OF HISTORICAL EXPERIENCE UNDERSTANDING BY STUDENTS Tatiana Leonidovna Shaposhnikova, the doctor of pedagogical sciences, candidate of physical and mathematical sciences, professor,
Vyacheslav Gennadievich Minenko, the candidate of technical sciences, lecturer,
Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The purpose of investigation is elaboration of the informational-probability model of historical experience understanding by the students. In accordance with the modern views, the personal self-identification is tightly connected with understanding of its affiliation to some society, which, in its turn, has a historical experience. The understanding of the own society historical experience (nation, state, region etc.) is a compulsory part of the personally professional development, but it may be the factor of formation or destroying of the important personally professional abilities (such as tolerance and patriotism).
The personal understanding of the society historical experience is stochastic process, determined by many factors, such as internal (psychological); it is, at first, is current level of the tolerance, patriotism, social competence and critical thinking. For authors it is clear that the person with high level of tolerance and patriotism is characterized with the adequate understanding of the society historical experience.
Keywords: historical experience, personal minding, and informational-probability model.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время не вызывает сомнений, что формирование целостного стабильного общества и сохранение национального суверенитета государства немыслимо без воспитания личностей с высокими нравственными качествами (прежде всего - толерантностью и патриотизмом), в целом - без формирования адекватного общественного сознания [1, 3, 4]. Трудность решения указанной проблемы обусловлена не только недостаточной разработанностью соответствующих образовательных технологий, но, прежде всего, недостаточной изученностью факторов становления толерантного и патриотического сознания у индивида, а также отсутствием чётких и однозначных ответов на ряд вопросов: "Что такое патриотизм?", "Необходимо ли осознание национальной идентичности в эпоху глобализации?" и т.д. В современном мире проблемы самотождественности и социокультурной идентичности приобрели особое звучание.
Самотождественность и социокультурная идентичность неразрывно связаны с осмыслением индивида исторического опыта социума, к которому он принадлежит (государство, нация, регион муниципальное образование, учебное заведение и т.д.). Современными специалистами выделены критерии осознаваемости образовательной среды как социальной системы [3]. С точки зрения авторов настоящей статьи, предложенные критерии можно применить для оценки осознаваемости социальной системы любого рода и уровня иерархии.
К сожалению, в современном российском обществе (в целом) по-прежнему неадекватно осмысливают исторический опыт. Подтверждением тому являются результаты недавно проведённого социологического исследования среди студентов вузов Краснодарского края, свидетельствующие о неадекватном понимании, как феномена героизма, так и его роли в обществе, снижении социальной значимости подвига (составляющей героизма!) в сознании студенческой молодёжи [1].
Несмотря на актуальность проблемы формирования толерантного и патриотичного общественного сознания (в частности, подобного сознания студенческой молодёжи), по-прежнему не разработаны модели социокультурной идентичности (в целом - самотождественности), а также процесса индивидуального осмысления исторического опыта социума. Даже критерии осознаваемости образовательной среды, предложенные ранее (в работе [3]), не отражают такого важного аспекта, как адекватность осмысления индивидами исторического опыта своего социума (а авторами настоящей статьи в работе [4] был представлен такой критерий). Проблема исследования состоит в вопросе, каким образом связано осмысление обучающимся исторического опыта с особенностями его личности и социального окружения? Цель исследования - разработка информационно-вероятностной модели осмысления студентами исторического опыта. Научной базой настоящего исследования послужили, помимо признанных концепций толерантности и патриотизма, авторские модели (представлены в работе [4]) исторического опыта социума, как объекта осмысления.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения авторов, осмысление исторического опыта своего социума (нации, государства и т.д.) - стохастический процесс, отражаемый информационно-вероятностными моделями [2]. Пусть R - множество возможных вариантов осмысления одного и того же исторического опыта (данное множество можно сократить путём объ-
единения близких по смыслу вариантов), г = Р (Я) - мощность этого множества, р. - вероятность выбора индивидом _|-го варианта осмысления (понимания); очевидно, что
Т.р. = 1
1=1
Приведём интересный пример. Существует немало трактовок всевозможных великих революций (оказавших решающее влияние на судьбы стран и народов). Помимо научно обоснованных теорий (основанных на социологических и исторических знаниях), существует немало так называемых "теорий заговора", при том, в различных модификациях. Так, например, помимо разрекламированной в девяностых годах "германской" версии Октябрьской революции, существует "английская" версия, согласно которой, Февральская и Октябрьская революции - "звенья одной цепи", "организованной" британской разведкой.
Вероятность адекватного осмысления исторического опыта индивидом Р' = Рвт ' Н , где рвиз - вероятность того, что индивид владеет верной исторической информацией, Н - коэффициент его научаемости (вероятность верного применения сложившихся знаний в мыслительной деятельности). Вероятность формирования адекватного сознания индивида (толерантного и патриотичного) р ' = рвиз ■ Н ■ О +(1 - рвиз )• Е ,
где О - вероятность того, что у индивида будет формироваться адекватное сознание при условии адекватного осмысления исторического опыта, Е - вероятность того, что индивидуальные (психологические) и социально обусловленные установки на формирование нравственных качеств превзойдут по значимости неверное осмысление исторического опыта (например, индивиду был впитан патриотизм с "малых лет" с "материнским молоком").
Вероятность формирования искажённых знаний и представлений нельзя недооценивать. Так, например, у значительной части студенческой молодёжи в представлении о героизме выхолощена идея подвига [1]. А как оценить имевшие место в печально известных девяностых годах "переписывание истории", "переоценку ценностей" и т.д.?
Очевидно, что параметры О и Е в решающей мере зависят от уровня развития личностно-профессиональных качеств и компетенций индивида, в том числе уже сформированного уровня толерантности и патриотизма. Параметр Б опишем логистической
б
е
моделью: Е =-, где Б - доминирование положительных факторов (в логитах), е -
1 + ев
основание натуральных логарифмов. Пусть М - число факторов (точнее, число сочетаний
( м Л м ё''
"позитивное - негативное"), тогда Б = 1пI ^ё. I = ^ 1п(ё.), ё. =—у. Здесь: ё' и ё'
V .=1 1) .=1 1 1 ' '
- соответственно значение позитивного и "парного" негативного фактора. Например, это может быть доминирование личного позитивного опыта толерантного поведения над негативным опытом интолерантного.
Положительные факторы формирования у индивида нравственных качеств (толерантности и патриотизма) - прежде всего, их уже достигнутые уровни (в сочетании с сопряженными качествами, особенно с социальной компетентностью), а также социальное окружение индивида (для студента - студенческий коллектив).
Цель воспитательного процесса - высокий уровень нравственных качеств у коллектива студентов, задача образовательных технологий - высокий уровень адекватности осмысления студенческим коллективом исторического опыта социума. Для авторов очевидно, что адекватность осмысления коллективом (например, студенческим) историче-
ского опыта социума равно А, если не менее чем у А процентов членов коллектива адекватность осмысления исторического опыта не менее чем А процентов у каждого. Данный метод применим и к диагностике общественного сознания. Соответственно, неадекватность осмысления коллективом исторического опыта равна В, если не менее чем у В процентов членов коллектива неадекватность осмысления не менее чем В процентов у каж-
( A ^
дого. Доминирование адекватного осмысления над неадекватным у = ln I — I. По упро-
^ B J
щённой схеме адекватность осмысления коллективом исторического опыта и индекс до-
1 ^ ( A ^
минирования определяют следующим образом: A = — / a. , у = ln - . Здесь: N
Njt j I A - A J
J 1 \ max /
- число членов коллектива (например, студентов в потоке), А1аях - максимально возможное значение (по балльной шкале) адекватности осмысления исторического опыта, a. -адекватность осмысления исторического опыта социума j-м членом коллектива.
Заключение. Полученные результаты - научная основа для дальнейшего осмысления проблемы становления толерантности и патриотизма в обществе, а также повышения уровня осознаваемости своей социальной среды (в том числе и государства). Данное исследование является логическим продолжением проводимых ранее авторами исследований [4].
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта № 16-36-00048 "Современные информационно-образовательные среды" от 17.03.2016 года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Миронец, Е.В. Героизм в представлении студенческой молодежи / Е.В. Миронец, И.П. Яковлева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 119. - С. 192-202.
2. Образовательный процесс в информационно-вероятностной интерпретации / Е.С. Киселева, Л.Н. Караванская, М.Л. Романова, Р.В. Терюха // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 72-77.
3. Современные модели и методы диагностики осознаваемости образовательной среды / В.С. Матвеев, Д.А. Романов, Л.А. Матвеева, В.Л. Шапошников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 148-152.
4. Шапошникова, Т.Л. Модели толерантности и патриотизма как дериватов осмысления исторического опыта / Т.Л. Шапошникова, В.Г. Миненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 278-281.
REFERENCES
1. Mironets, E.V. and Yakovleva, I.P. (2016), "Heroism in Representation of Student's Youth", Polythematical network electronic scientific journal of Kuban State Agrarian University, No 119, pp. 192202.
2. Kiseleva, E.S., Karavanskaya, L.N., Romanova, M.L. and Teryuha, R.V. (2013) "Educational Process in Informational-Probability Interpretation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 2, Vol. 96, pp. 72-77.
3. Matveev, V.S., Romanov, D.A., Matveeva, L.A. and Shaposhnikov, V.L. (2016), "Modern Models and Assessment Methods of Educational Environment Perception", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 5, Vol. 135, pp. 148-152.
4. Shaposhnikova, T.L. and Minenko, V.G. (2017) "Models of Tolerance and Patriotism as Historical Experience Understanding Derivatives", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 2, Vol. 144, pp. 278-281.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.03.2017
УДК 796.325
ВЛИЯНИЕ МОДЕЛЕЙ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ
АДЕКВАТНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМУ ИГРОВОМУ ПРОТИВОБОРСТВУ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Владимир Михайлович Шулятьев, доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой, Ольга Владимировна Тимофеева, кандидат педагогических наук, доцент,
Валентин Валентинович Иванов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва
Аннотация
В статье рассматривается влияние тренировочных занятий на функциональное состояние организма волейболистов с учетом структуры соревновательного игрового противоборства. Установлено, что существует прямая связь между степенью адекватности тренировочных занятий соревновательному игровому противоборству и величиной сдвигов в функциональном состоянии организма волейболистов. При осуществлении тренировки в рамках моделирования основных уровней соревновательного игрового противоборства у волейболистов происходит трансформация избирательных эффектов, характерных для игровой деятельности.
Ключевые слова: соревновательная игровая деятельность, соревновательное игровое противоборство, функциональное состояние организма, волейболисты 15-16 лет.
INFLUENCE OF MODELS OF TRAINING SESSIONS OF VARYING DEGREES OF ADEQUACY TO COMPETITIVE GAME CONFRONTATION ON THE FUNCTIONAL STATE OF VOLLEYBALL PLAYERS ORGANISM
Vladimir Mikhailovich Shulyatiev, the doctor of pedagogical sciences, professor, department
chairman,
Olga Vladimirovna Timofeeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Valentin Valentinovich Ivanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
RUDN University, Moscow
Annotation
The article considers the influence of training sessions on the functional condition of organism of the volleyball players taking into account the structure of competitive game antagonism. It is established that there is direct link between the degree of adequacy of training occupations to the competitive game antagonism and size of shifts in functional condition of the organism of volleyball players. Under implementation of the training within modeling of the main levels of the competitive game antagonism the volleyball players undertake the transformation of the selective effects being characteristic for the game activity.
Keywords: competitive gaming activities, competitive game confrontation, functional state of organism, volleyball players aged 15-16.
ВВЕДЕНИЕ
Соревновательная игровая деятельность, как известно, обусловливает структуру процесса тренировки и содержание тренировочных воздействий на спортсмена. Так как любое тренировочное занятие должно соотноситься с целью подготовки игрока и команды к конкретной игре или к отдельному турниру, то это предполагает создание таких тренировочных условий, которые обеспечили бы возможность проявления максимального уровня подготовленности игрока в групповых и командных действиях в рамках структурных параметров модели соревновательного игрового противоборства (СИП). Поэтому в единстве и взаимосвязи тренировочной и соревновательной деятельности лежат функциональные закономерности формирования определенных адаптационных возможностей, обеспечивающих эффективную деятельность игрока и команды в процессе сорев-