Научная статья на тему 'Модели сопровождения ребёнка с особыми образовательными потребностями в дошкольной организации'

Модели сопровождения ребёнка с особыми образовательными потребностями в дошкольной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель поддержки / инклюзивное образование / особые образовательные потребности. / support model / inclusive education / special educational needs.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жалмендина Д.Ж., Уразалина С.А.

В статье рассматриваются вопросы педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательных групп дошкольных организаций. Представлен опыт дошкольной организации по созданию модели сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Models of supporting a child with special educational needs in a preschool organization

The article deals with the issues of pedagogical support of children with special educational needs in the conditions of general education groups of preschool organizations. The experience of a preschool organization in creating a model of accompanying a child with special educational needs is presented.

Текст научной работы на тему «Модели сопровождения ребёнка с особыми образовательными потребностями в дошкольной организации»

Педагогическая наука и практика

УДК 373.2.02 ГРНТИ 14.23.09

МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ацдатпа

Макалада мектепке дешнп уйымнын, жалпы бШм беру топтары жагдайында ерекшебiлiм беру к;ажеттыжтер1 бар балаларды педагогикалык колдау мэселелерi карастырылган. ерекшебiлiм беру кажеттiлiктерi бар баланы сYЙемелдеу мо-делш куру бойынша мектепке дейiнгi уйымнын, жумыс тэжiрибесi усынылган.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательных групп дошкольных организаций. Представлен опыт дошкольной организации по созданию модели сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями.

Annotation

The article deals with the issues of pedagogical support of children with special educational needs in the conditions of general education groups of preschool organizations. The experience of a preschool organization in creating a model of accompanying a child with special educational needs is presented.

На начало 2023 года по данным Агенства РК по статистике в Казахстане насчитывается 161156 детей с особыми образовательными потребностями, среди них большинство составляют дети с речевыми нарушениями (47022 ребенка, 29%) и ЗПР (50826 детей, 32%). За последние 10 лет официально число детей с речевыми нарушениями выросло на 25%. Причем увеличивается не только количество, но и тяжесть патологий, проявляющаяся в различных клинических формах[1].

Жалмендина Д.Ж.,

воспитатель,

Уразалина С.А.,

воспитатель, ясли-сад «Балдаурен»,

п.Сарыколь, Костанайская область

Heai33i свздер: суйемел-деу модели инклюзивтi бшм беру, арнайы бшм беру цажеттшктерь

Ключевые слова: модель поддержки, инклюзивное образование, особые образовательные потребности.

Keywords: support model, inclusive education, special educational needs.

s

X

<

CQ О

m

Si

РЭ О

ИЗ u u и E о

О.

E

Щ

US x

X

о

s <

CQ О X X

s

шш

Педагогикалык гылым жэне практика

Сегодня остро стоит вопрос обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей.

Инклюзивное обучение в дошкольных организациях делает возможным оказание необходимой психолого-педагогической и социальной помощи большому количеству детей, позволяет обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы, но с учётом индивидуальных особенностей ребёнка с ООП и составлением индивидуального образовательного маршрута[2, с 31].

В результате внедрения системы инклюзивного воспитания встал вопрос разработки эффективной модели сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в дошкольной организации. Предпочте-о; ние было отдано использованию ком-ж плексной социально-педагогической § модели организации работы с детьми <с с ООП. Преимущества в данном случае о получают все дети. Применение дани ной модели подразумевает использо-ЙЦ вание новых подходов к обучению, ва-2 риативных программ, форм и методов ш обучения и воспитания, адекватных ж потребностям, возможностями способ-§ ностям детей с особенностями в раз-< витии. И самое главное, данная модель § подразумевает комплексное слаженна ное взаимодействие всех педагогов, работающих с детьми с ООП.

В нашем ясли-саду в 3 группах воспитываются 4 детей, имеющие особые образовательные потребности. Все дети имеют ОНР. Также детям свойственны особенности поведения аути-стического спектра, гиперактивность, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Педагоги яс-ли-сада проводят совместную работу с детьми с особенностями в развитии, так как именно комплексный подход позволяет достичь максимально высоких результатов.

Модель включает в себя работу по следующим направлениям:

1)Тесная взаимосвязь и сотрудничество всех специалистов яслей-сада (методист, воспитатели, логопед, психолог, инструктор по физической культуре) при работе с детьми с ООП. Тесная взаимосвязь всех специалистов позволяет корригировать психофизические отклонения, речевые нарушения, оказывать социально-психологическую поддержку. Специалисты имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые и иные нарушения: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми разного возраста. При совместной деятельности, появляется возможность осуществлять методическую работу: разрабатывать проекты и составлять индивидуальные маршруты.

2)Разнообразная, доступная и безопасная предметно пространственная среда. Предметно-пространственная среда в ясли-саду создана с учётом требований безопасности, комфортности, она уютна, вариативна, постоянно обновляется. Постоянное обновление среды позволяет поддерживать интерес детей, развивать их представ-

Педагогическая наука и практика

Шшш

ления о многообразии окружающего мира. Среду обновляем путём создания игровых пособий, приобретения нового нестандартного оборудования совместно с родителями воспитанников. Все пособия и игрушки безопасны, их можно использовать в разных видах деятельности с учётом принципа вариативности. Яркая, разнообразная среда, которая доступна детям, создаёт комфортную для развития и взаимодействия детей и педагогов обстановку.

3) Сотрудничество с родителями; проведение целенаправленной и систематизированной работы с семьей, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка. Работа с родителями включает индивидуальные консультации воспитателя, логопеда, психолога, работу консультационного пункта на базе яс-ли-сада, тренинги, собрания, тематические выставки [3].

Семейное консультирование, как часть психолого-педагогического сопровождения - это целостная система. Ее можно представить, как разворачивающийся во времени процесс, совместно - разделённую деятельность консультанта и семьи, в которой выделяются три основных компонента. Диагностический - систематическое отслеживание динамики развития ребенка и семьи, обратившейся за помощью; информационный - сбор и накопление сведений, включающих в себя минимальные и достаточные диагностические процедуры; результативный - когда потребности семьи и ребенка будут удовлетворены по совместному решению. Основным этапом консультирования является отбор и применение средств, которые позволяют создать условия для продуктивного взаимодействия. Поэтому одним

из актуальных методов психолого-педагогического сопровождения детей с особыми нуждами, является обучение и консультации родителей с целью регулирования взаимоотношений в се-мье[4].

Созданные социально-педагогические условия позволяют правильно спланировать траекторию развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Модель имеет системный характер, разработана в морфологическом, структурном, функциональном и генетическом аспектах. В морфологическом аспекте модель была представлена составом ее компонентов (управленческое, педагогическое, коррекционное сопровождение). В структурном аспекте все компоненты взаимосвязаны. В функциональном аспекте модель отражает и разграничивает функции участников образовательного процесса. В генетическом аспекте организована специальная образовательная среда, позволяющая эффективно взаимодействовать всем участникам образовательно-воспитательного процесса.

Модель командного взаимодействия

всех специалистов эффективна, так как

учитываются не только речевые, но и

индивидуальные особенности детей; ^

прослеживаются результаты монито- ас

ринга развития детей, а также плани- §

руются индивидуальные траектории <с

коррекционной работы на краткосроч- §

ную и долгосрочную перспективу. Со- ^

гласованность действий специалистов ёЦ

позволяет эффективно скорректиро- 2

вать имеющиеся нарушения в разви- и

3

тии и помогает ребенку легко адапти- ас

роваться в дошкольной среде, успешно §

развиваться и обучаться. <

Мониторинг развития знаний, уме- §

ний и навыков детей с особенностями к в развитии в прошлом учебном году

rn

Педагогикалык гылым жэне практика

демонстрировал неуклонный рост (обратите внимание на слайд), что говорит об эффективности предложенной в ясли-саду модели работы с детьми с особенностями в развитии в рамках инклюзивного образования. Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательно-образовательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с особенностями в развитии, не смотря на имеющиеся у них нарушения.

В результате реализации модели сопровождения детей с особыми образовательными потребностями стали-возможны качественные изменения у детей, которые отражены: в развитии

памяти, внимания, мышления, активной речи и общего физического развития.

Подводя итоги, можно отметить, что для успешной инклюзии необходим комплексный подход с распространением его на систему всех социально-экономических и общественных отношений. Необходимо объективно и всесторонне оценивать возможности каждого ребенка. А пока мы в самом начале большой и кропотливой работы в результате которой маленький и слабый человек должен стать уверенным и сильным. Суметь адаптироваться в социуме и реализовать себя. Для этого необходимо, чтобы те, кто его окружает и ведет за руку, были готовы понять, принять и помочь.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Агенство Республики Казахстан по статистике. - URL: https://stat.gov.kz/ru/ (дата обращения: 20.01.2024).

2.Баймуратова А.Т., Дербисалова Г.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном детском саду. Часть 1. Ситуационный анализ состояния коррекционно-пе-дагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных общеобразовательных организациях Республики Казахстан: методические рекомендации. - Алматы: ННПЦРСИО, 2022. - 48 с.

3.Бабунова Т.М., Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников.- Магнитогорск. МаГУ, 2005.

4.Бактыбаева К.С. Проблема педагогического сопровождения // Бтм- Обра-

| зование.- 2017.- № 3. - С. 32-36.

о m

tfl О

и и ш EJ

0 Q-Е Ш

1 I

о к

EJ

С

CQ

0

1 I S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.