Вестник Института экономики Российской академии наук
3/2017
ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
ЦИ ВЭИЧАО
аспирант кафедры международных экономических отношений МГУ им. М.В. Ломоносова
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В ЭКОНОМИКЕ КНР
В данной статье рассмотрено нынешнее состояние и перспективы развития сферы услуг в экономике КНР - как с позиции государственного сектора, так и частных предприятий. На основе анализа статистической информации, мнений различных исследователей, открытой информации средств массовой информации определены подходы к развитию сферы услуг Китая и ее роли в экономике страны.
Ключевые слова: Китай, экономика, сфера услуг, государственный сектор, частное предприятие.
В настоящее время Китай осуществляет переход на новый, более высокий уровень социально-экономического развития, поставив себе четкую цель - превратить свою страну, занимающую уже сейчас первое место в мире по ВВП на душу населения, по паритету покупательной способности, в мирового лидера. Политика новых реформ была провозглашена в Коммюнике Третьего пленума ЦК КПК 18-го созыва (ноябрь 2013 г.) [7]. В мае 2014 г. тезис о достижении «нового нормального» состояния был озвучен председателем КНР Си Цзиньпином. При этом достижение нового состояния экономики, осуществляемое за счет совершенствования структуры экономики, при приоритете инновационного развития, будет происходить на фоне замедления темпов экономического развития страны [9].
Результатом проведения намеченных в Китае реформ должен стать очередной «скачок», переход к некоему «новому нормальному» состоянию, соответствующему более высокой ступени развития китайского общества по сравнению с уже достигнутыми успехами, и к более высокому положению в мире. При этом значительное внимание в ходе реформ в Китае будет отводиться развитию сектора услуг.
Ъ80.
При исследовании нынешнего состояния экономики Китая, тенденциях и перспективах ее развития необходимо учесть, что в КНР используется собственная классификация отраслей экономической деятельности (частично напоминающая стандартную классификацию), а именно:
- «первая промышленность» - сельское хозяйство (далее будем называть ее «первичный сектор экономики»);
- «вторая промышленность» - промышленное производство и строительство (далее будем называть ее «вторичный сектор экономики»);
- «третья промышленность» - сфера услуг (далее будем называть ее «третичный сектор экономики»).
В начале китайских реформ, в конце 1980-х годов, сфера услуг занимала в ВВП около 20%. В течение 2014-2016 гг. отмечался значительный рост доли сферы услуг в ВВП Китая, и уже сегодня третичный сектор экономики занимает лидирующее место в экономике страны, составив по итогам в 2016 г. 51,6% (см. рис.).
52
§ 48
О
ч:
46
2014 2015 2016
Год
Рис. Изменение доли третичного сектора экономики в ВВП Китая в 2014-2016 гг., % [4], [12].
Сегодня сфера услуг Китая представлена как государственным сектором, так и частным. В ходе реформирования, т.е. с конца 1980-х годов, в сферу услуг пришли индивидуальные предприниматели, а также крупные частные компании. Значительное развитие получили оптовая и розничная торговля, что привело к появлению в стране широкой сети торговых центров и розничных магазинов различного формата. Повышение заработной платы дало китайским потребителям возможность совершать больше покупок и чаще путешествовать. В настоящее время в Китае активно развивается как въездной туризм, так и выездной, растет количество туроператоров и турагентов, ресторанов и отелей. Туризм стал весомым фактором увеличения занятости населения и источником поступления иностранной валюты в страну. Так, в дни национальных праздников число человеко-поездок с тури-
Ж
48,2
50,5
51,6
Г*
Вестник ИЭ РАН. №3. 2017 С.162-170
стическими целями внутри Китая превышает 1 млрд [11]. Руководство КНР рассчитывает на то, что в ближайшие годы будет происходить дальнейший рост сектора услуг Китая, поскольку китайцы хотят получать лучшие развлекательные, медицинские, образовательные и туристические услуги, которые способны внести вклад в рост доли услуг в ВВП до 60%.
В экономике Китая обозначилась новая тенденция - постепенное превращение сектора услуг в главный драйвер экономического роста страны. Можно констатировать, что китайское общество переходит к следующей фазе социально-экономического развития - от удовлетворения потребностей в потребительских товарах к росту потребности в различных услугах. Это подтверждают и международные исследования: согласно критериям Всемирного банка, Китай отнесен к странам со «средне-высоким уровнем дохода», при котором удовлетворены первичные потребности в еде, одежде и т.п. и отмечается рост доли расходов в семейном бюджете, приходящихся на услуги. Вместе с тем Китай пока отстает от экономически развитых стран по доле услуг в объеме ВВП. Так, к примеру, в США доля сферы услуг в ВВП составляет около 78% [17].
Власти страны рассчитывают, что рост сектора услуг сможет компенсировать сохраняющийся недостаточный объем экспорта, не способствующий росту экономики Китая, сделать экономическую модель страны более сбалансированной, менее ориентированной на производство и более - на потребление и сферу услуг. В течение многих лет, благодаря низкой стоимости труда, Китай был крупным экспортером. В последние годы, при снижающемся объеме производства, сфера услуг КНР продолжает расти. Так, согласно государственной статистике, за первые 9 месяцев 2015 г. продажи билетов в кинотеатры выросли более чем на 50%, в годовом выражении, примерно до 33 млрд юаней (5,1 млрд долл. США). При этом за тот же период грузовые железнодорожные перевозки сократились более чем на 11%, а пассажиропоток увеличился примерно на 10% [12].
Данные о потреблении и по сфере услуг появляются нечасто и нерегулярно, и многие аналитики скептически относятся к достоверности официальной статистики. Но, как отмечает Н. Ларди, эксперт по Китаю и старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона, анализ последних данных, а также частные исследования позволяют предположить, что китайская экономика становится все более сбалансированной. Некоторые исследователи отмечают, что на самом деле доля сектора услуг в экономике Китая больше, поскольку государственная статистика не учитывает малый бизнес - местные парикмахерские, кафе и рестораны, которые к тому же зачастую не облагаются налогами. Так, Э. Мэтток, главный
управляющий Matthews China Fund, отмечает, что в связи с постоянным появлением новых компаний, работающих в сфере потребления и услуг, охватить исследованием все китайские компании достаточно сложно [11].
О росте сектора услуг в Китае и перспективах его развития можно судить по деятельности иностранных инвесторов. Так, Thornburg International Value Fund приобрел акции China Mobile после публикации данных о том, что интернет-трафик на мобильных устройствах за 2015 г. почти удвоился. Также данному фонду принадлежат акции оператора Шанхайского международного аэропорта, чей пассажиропоток стабильно растет, и местного производителя ликеров Kweichow Moutai (спрос на китайский традиционный алкогольный напиток байцзю растет быстрее, чем на пиво и вино). В свою очередь Federated Investors, делая ставку на развитие интернет-торговли в стране, недавно приобрел облигации китайского гиганта Alibaba [11].
Для сокращения ограничений, сдерживающих развитие «новой экономики», и в частности сферы услуг, Китай решил ускорить процесс утверждения, пересмотра, отмены законов и нормативных актов и позволить местным властям реализовывать свои собственные правила для тестирования новых бизнес-моделей в секторах с низкими рисками, таких как логистика, образование и туризм.
Как сообщила Всекитайская логистическая и закупочная ассоциация (ВЛЗА), в 2016 г. число занятых в сфере электронной торговли и логистики в Китае увеличилось более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом. Согласно докладу о развитии электронной коммерции и логистики Китая в 2016 г., опубликованному ВЛЗА, в прошлом году индекс занятых в сфере электронной торговли и логистики в стране составил в среднем 136,9 пункта, что ознаменовало рост их числа более чем на 30% по сравнению с показателем 2015 г. [6].
Необходимо отметить, что Шэньчжэньская и Шанхайская фондовые биржи являются основными в Китае. Национальный биржевой индекс (National Equities Exchange and Quotation, NEEQ), также известный как «новая третья площадка», был основан в 2006 г. Первоначально это была экспериментальная платформа для маленьких технологических компаний из Пекинского научного парка. NEEQ в ее нынешнем виде была официально учреждена 16 января 2013 г. Она дополняет существующие в стране биржи и рассматривается как простой финансовый канал с низкой себестоимостью и упрощенными листинговыми процедурами.
NEEQ - это внебиржевой рынок (OTC), который предоставляет различные финансовые услуги для малых и средних компаний из материкового Китая. NEEQ регулируется государством - китайской Комиссией по надзору за ценными бумагами (China Securities Regulatory Commission (CSRC). Еженедельно на площадки NEEQ выхо-
дят все новые малые и средние предприятия - от нескольких десятков до сотен. Так, только в течение 23-27 января 2017 г. 106 малых и средних предприятий дебютировали в Китайской общегосударственной системе по продаже акций малых и средних предприятий NEEQ, а оборот на площадке в этот период достиг 4,08 млрд юаней (около 595 млн долл. США) [1]. В начале февраля (данные на 11 февраля) 2017 г. общее число зарегистрированных компаний в системе NEEQ возросло до 10524. Сегодня NEEQ является крупнейшим внебиржевым рынком в мире [2].
Объем электронной коммерции в Китае, согласно принятой в стране отраслевой программе развития на 2016-2020 гг., вырастет за 5 лет до 40 трлн юаней, а розничных онлайн-продаж - до 10 трлн юаней. Намечено, что в данной отрасли будут заняты 50 млн китайцев. Данный рынок услуг развивается под контролем государства. Программа развития электронной коммерции на 13-ю пятилетку была подготовлена Министерством коммерции КНР (Департаментом электронной коммерции и информатизации) совместно с канцелярией Центральной руководящей группы по кибербезопасности и информатизации, а также Государственным комитетом по делам развития и реформ [10].
Китайский рынок электронной коммерции - крупнейший в мире. На протяжении 20 лет он, стремительно развиваясь, играл серьезную роль в содействии росту национальной экономики, в развитии предпринимательской и инновационной деятельности, в борьбе с бедностью. Но в этом процессе стали давать о себе знать и противоречия, например, растущая территориальная неравномерность развития электронной коммерции, а также становящаяся все более ожесточенной борьба за ресурсы между традиционными и новыми рыночными субъектами, проблемы честности ведения бизнеса и безопасности операций, решение которых требует все больше усилий. В результате органы исполнительной власти КНР признали, что сегодня возникла необходимость разработки программы, которая способствовала бы здоровому развитию сферы электронной коммерции при обеспечении упорядоченности. Если в программе на предыдущую пятилетку электронная коммерция была определена как «новый драйвер», то в новой программе она стала «ключевым драйвером».
Основные задачи, которые предстоит решить Китаю в данной области в 2016-2020 гг., заключаются в улучшении качественных характеристик отрасли электронной коммерции, углублении ее интеграции с традиционными отраслями, в развитии рынков факторов производства для электронной коммерции, включая рынки труда, технологий, капитала и земли, совершенствовании системы, которая дала бы всем слоям населения возможность извлекать пользу из быстрого развития электронной коммерции, и, наконец, в улучшении управления [10].
В данном случае необходимо говорить о такой модели развития электронной коммерции, при которой частным лицам предоставлена значительная свобода действий, но государство выполняет четкие регулирующую и контролирующую функции. В подтверждение этого приведем тот факт, что 20 декабря 2016 г. законопроект об электронной коммерции был впервые (после 4 лет активного развития данного рынка) внесен на рассмотрение высшего законодательного органа Китая - Всекитайского собрания народных представителей. Цель закона состоит в содействии продолжительному и успешному развитию электронной коммерции, регулированию этого сегмента рынка и защите законных интересов всех его участников [5].
Также на данной сессии Всекитайского собрания народных представителей было предложено одобрить следующие законопроекты, непосредственно касающиеся сферы услуг: о традиционной китайской медицине и фармацевтике, об обеспечении социально-культурных услуг. Сегодня активно развивается негосударственная составляющая в сфере услуг: появляются новые бизнес-модели в данной отрасли. Так, к примеру, во многих городах страны распространяется такой вид услуг, как каршеринг (краткосрочная аренда автомобиля), после того как велошеринг (краткосрочная аренда велосипеда) уже завоевал популярность по всему Китаю [15].
Между тем в современных условиях влияние государства в КНР на сферу услуг остается весьма значительным, в том числе и в связи с тем, что в данной отрасли функционирует достаточно много государственных предприятий. Необходимо отметить, что в условиях построения «новой экономики» в КНР важное место отводится реформированию государственного сектора, в том числе и оказывающего услуги населению.
Так, на пленуме ЦК КПК в ноябре 2013 г. были сформулированы 300 конкретных задач, ориентирующих Китай на обеспечение внутренней и глобальной стабильности, на дальнейший экономический рост и повышение благосостояния людей [13]. В коммюнике Третьего пленума ЦК КПК 18-го созыва были отмечены основные пункты реформ, среди которых, в частности, говорится о повышении активности, контроля и влияния государственного сектора экономики [7].
Государственные предприятия до сих пор остаются значительной частью китайской экономики, поэтому сейчас китайские власти активно развивают идею изменения структуры китайской экономики в сторону преобладания частных компаний. Это требует совершенствования действующего законодательства в направлении ужесточения требований к государственной сфере услуг и качеству предоставляемых услуг населению. В этих целях Четвертым пленум ЦК КПК 18-го созыва в октябре 2014 г. было принято постановление, касаю-
щееся практики управления государством на основании закона, которое ужесточило подходы к контролю деятельности государственных структур [14].
В ноябре 2015 г. Госсоветом КНР была выпущена директива о повышении контроля за государственными корпорациями, которая предполагает: усиление публичного контроля над их работой, публичную открытость, повышение ответственности сотрудников за понесенные убытки, а также за ущерб, нанесенный государственной собственности, и др. [8]. Существующий сегодня план реформ государственных предприятий в Китае полностью пересматривает их роль в экономике. Изменения касаются правил ведения бизнеса, менеджмента в компаниях и надзора за их деятельностью. Для совершенствования государственного управления и контроля в Пекине, а также в провинциях Шаньси и Чжэцзян планируется проведение специального эксперимента с реформой государственной системы контроля. Важно отметить, что в последнее время государственный сектор в Китае подвергался жесткой критике. Всего в стране существует 155 тыс. государственных предприятий, но большинство из них нельзя назвать прибыльными. По прибылям они примерно вдвое уступают частным компаниям, что явно указывает на необходимость проведения реформ.
По плану к 2020-му году все госпредприятия станут платить более высокий налог правительству - 30% от своей прибыли. Сейчас этот налог составляет от 5 до 20%. Но, по мнению китайских экспертов, реформы будут успешными только в том случае, если они позволят убирать с рынка убыточные предприятия. Кроме производственных секторов (нефтяного, газового, электроэнергетического) реформы коснутся и секторов сферы услуг - железнодорожного, телекоммуникаций, коммунальных услуг. При этом многие предприятия подвергнутся реструктуризации.
Как отмечает китайский экономист Сян Бин, для того чтобы успешно конкурировать в КНР, никогда не нужна была сложная система менеджмента. В некоторых секторах достаточно было просто находиться в хороших отношениях с правительством - и предприятие уже считалось успешным. Но сегодня бизнес становиться все более рыночно ориентированным [3].
Авторы реформы государственного сектора исследуют самые разные варианты финансовых стимулов для работников. Тем сотрудникам, которые готовы строить долгосрочные планы вместе с предприятием, будут платить премии за длительный стаж работы. Для привлечения специалистов из частного сектора, намечено повышение зарплат работникам госпредприятий, которые сейчас примерно в 10 раз ниже, чем в частном секторе. Укрепление менеджерского звена поможет глобализации компаний [3].
Таким образом, по итогам анализа подходов к модели развития сферы услуг КНР в государственном и частном секторах экономики можно сделать следующие выводы:
1. Сектор услуг (третичный сектор экономики) Китая динамично развивается, превысив половину доли ВВП, что указывает на постиндустриальный характер формирования современного общества в КНР. Вместе с тем доля сферы услуг в Китае пока номинально уступает развитым экономикам, где сфера услуг превышает 3/4 от ВВП. На возможности дальнейшего роста сферы услуг в КНР указывают как растущие потребности населения и рост благосостояния, так и проводимые в стране реформы по созданию «нового нормального состояния» экономики.
2. Сегодня активно развивается негосударственная составляющая в сфере услуг: появляются много новых бизнес-моделей в данной отрасли. В ряде секторов сферы услуг, например, в электронной коммерции используется такая модель развития, при которой частным лицам предоставлена значительная свобода действий, но государство выполняет четкие регулирующую и контролирующую функции.
3. Важное место в условиях построения «новой экономики» в КНР отводится реформированию государственного сектора, в том числе и оказывающего услуги населению. Рядом программных и нормативных документов, подготовленных руководством КНР, определены подходы к повышению контроля за государственными корпорациями, за деятельностью сотрудников и др. Изменения касаются правил ведения бизнеса, менеджмента в компаниях и надзора за их деятельностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. 106 новых малых и средних предприятий зарегистрированы в NEEQ. russian.news.cn/2017-01/30/c_136020889.htm.
2. 57 малых и средних предприятий дебютировали на китайской внебиржевой электронной площадке NEEQ. russian.news.cn/2017-02/11/c_136049498.htm.
3. Государственный сектор в Китае в последнее время подвергался жесткой критике // CNTV - Центральное телевидение Китая. cntv. ru/2015/09/14/VIDE1442241237860883.shtml.
4. Доля сектора услуг в ВВП Китая достигла рекордного уровня в 2016 году // СИНЬХУА Новости. russian.news.cn/2017-01/20/c_135999917. htm.
5. Законопроект об электронной коммерции впервые внесен на рассмотрение высшего законодательного органа Китая. russian.news. cn/2016-12/20/c_135919315.htm.
Вестник ИЭ РАН. №3. 2017 С.162-170
6. Китай: в 2016 году число занятых в сфере электронной торговли и логистики выросло более чем на 30 процентов. russian.news. cn/2017-02/16/c_136061475.htm.
7. Коммюнике Третьего пленума ЦК КПК 18-го созыва: самое главное // Жэньминь жибао. russian.people.com.cn/95181/8455422.html.
8. Михеев В.В. Китай: новые тренды развития на рубеже 2015-2016 гг. / В.В. Михеев, С. А. Луконин // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60. № 6. C. 24-34.
9. Начало нового нормального роста Китая // CNTV - Центральное телевидение Китая. cntv.ru/2014/10/04/ARTI1412388872146982.shtml.
10. Объем электронной коммерции в Китае планируется довести к 2020 году до 40 трлн юаней. russian.news.cn/2016-12/30/c_135945041. htm.
11. Сектор услуг Китая переживает бум // Ведомости. vedomosti.ru/ economics/articles/2015/10/20/613582-sektor-uslug-kitaya-bum.
12. Сектор услуг Китая продолжает быстро расти // Вести. Экономика. vestifinance.ru/articles/80701.
13. Третий пленум ЦК КПК 18-го созыва // Жэньминь жибао. russian. people.com.cn/31857/208701/index.html.
14. Четвертый пленум ЦК КПК 18-го созыва // Жэньминь жибао. russian.people.com.cn/31857/310514.
15. Январские данные свидетельствуют о стабильном росте китайской экономики. russian.news.cn/2017-02/17/c_136064719.htm.
16. National Bureau of Statistic of China. stats.gov.cn.
17. World Bank Country and Lending Groups. datahelpdesk.worldbank. org/knowledgebase/articles/906519.
TSI VEYCHAO
graduate student of department of the international economic relations of the Moscow state
university named after M.V. Lomonosov, Moscow, Russia
THE MODELS OF THE SERVICES SECTOR DEVELOPMENT IN THE ECONOMY OF CHINA The paper distinguishes the present state and the prospects of development of a services sector in the economy of China both from a position of public sector, and private enterprises. On the basis of the analysis of statistical information, opinions of various researchers, open information of mass media approaches to development of a services sector of China and its role in the national economy are defined. Keywords: China, economy, services sector, public sector, private enterprise.
JEL: L80.