Научная статья на тему 'Государственная стратегия развития предпринимательства в Китае'

Государственная стратегия развития предпринимательства в Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3425
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогатов Михаил Дмитриевич, Чжан Янь

Авторы анализируют роль государства в процессе становления и развития предпринимательства в Китае в эпоху рыночных реформ. В статье показывается, что именно государственная стратегия развития предпринимательства стала ключевым фактором становления предпринимательского движения в различных организационно-правовых формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT STRATEGY ON DEVELOPING PRIVATE BUSINESS IN CHINA

The authors argue that the developing of effective entrepreneurship in China in the period of market reforms was the result of state regulation strategy in sphere of economy. State capitalism, therefore, is the main instrument of the promoting different organizational forms of entrepreneurship in China.

Текст научной работы на тему «Государственная стратегия развития предпринимательства в Китае»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КИТАЕ

М.Д. РОГАТОВ, ЧЖАН ЯНЬ

Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198, Москва, Россия

Авторы анализируют роль государства в процессе становления и развития предпринимательства в Китае в эпоху рыночных реформ. В статье показывается, что именно государственная стратегия развития предпринимательства стала ключевым фактором становления предпринимательского движения в различных организационноправовых формах.

С конца 1970-х гг. Китай приступил к осуществлению всесторонней экономической реформы, охватившей сперва деревню, а потом и город, и добился результатов, привлекших внимание во всем мире. В течение 20 лет, начиная с 1978 г., среднегодовой рост ВВП составил 9,8%. Это - период самых высоких темпов развития со времени образования Китайской Народной Республики, когда ее экономика стала самой быстро развивающейся в мире. В этот период среднегодовой рост ВВП Китая в расчете на душу населения составил 8,4%, т.е. достиг темпов роста, которыми характеризовался период быстрого развития азиатских «четырех малых драконов», сотворивших «восточноазиатское чудо». Что же касается пяти китайских приморских провинций, по размеру территории и численности населения соответственно в 5 раз и в 4 раза превосходящих четырех «малых драконов», то эти провинции устойчиво сохраняли экономический рост в 12% и, следовательно, превзошли по темпам роста «четырех малых драконов» и сотворили чудо, невиданное во всей экономической истории.

Идеология частного предпринимательства в программных документах Коммунистической партии Китая в 1970-1980-е гг.

Основная движущая сила новой экономики Китая - это частное предпринимательство. С начала эры реформ в 1978 г. частный сектор имел годовой рост в 20%, что намного превосходит средний годовой рост китайской экономики в 8% в этот же период. Этот период также создал более 30 миллионов частных бизнесменов, которые сейчас привносят значительную долю в налоговые доходы правительства и обеспечивают работой миллионы людей, которые потеряли ее из-за сокращений на государственных предприятиях.

В течение продолжительного периода времени в условиях централизованно управляемой экономики сфера предпринимательства минимизировалась, предпринимательские навыки подавлялись, а предпринимательская активность вытеснялась за рамки легальной деятельности. Потенциал предпринимательства оставался невостребованным.

В настоящее время доля частного сектора в экономике КНР является доминирующей и составляет две трети валового объема производства (ВВП), фактическая доля произведенной частным сектором продукции в общекитайском экспорте составляет около 20%. Между тем размеры потенциала предпринимательского сектора экономики Китая, включающего предприятия малого и среднего бизнеса и другие формы самодеятельной предпринимательской активности населения, огромны.

С одной стороны, в современных условиях КНР малый бизнес проявляет присущие ему черты в рыночной экономике любого типа: динамично реагирует на конъюнктуру, активизирует структурную перестройку отраслей, создает дополнительные рабочие места, преодолевает монополизм, решает региональные социально-экономические задачи. С другой стороны, он выполняет ряд специфических функций, обусловленных проблемами выживания для отдельных граждан, предприятий, отраслей: способствует первоначальному накоплению капитала, смягчает кризис неплатежей, содействует финансовой устойчивости крупных предприятий и т.д.

Хорошо известно, что в ряде экономически развитых стран малый предпринимательский бизнес дает свыше 20% валового внутреннего продукта, до 50% всех поступлений в государственный бюджет, обеспечивает около 70% общего числа рабочих мест. Вовлечение этого потенциала в экономику - необходимое условие для подъема как социальной, так и экономической сфер народного хозяйства. В связи с этим стратегия создания благоприятных условий для развития предпринимательства должна рассматриваться как стержневой элемент социально-экономической политики страны в целом.

С первых шагов экономической реформы в Китае началось восстановление и развитие предпринимательской деятельности, сначала в виде индивидуальной трудовой деятельности, затем в частной ее форме. Это развитие стало неотъемлемой частью общего процесса рыночных преобразований и способом решения целого ряда проблем, связанных с обеспечением занятости населения и повышением материального уровня жизни различных слоев общества.

В развитии индивидуальных и частных предприятий решающую роль играет политика государства, направленная на поддержку и поощрение их деятельности. Государство использует широкий спектр политических, экономических и административных инструментов. Оно обозначило общую стратегию развития частного сектора, определило основные параметры, формы и методы деятельности, разработало систему законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих экономические и юридические права частников, порядок взаимодействия с госструктурами и другие вопросы.

Впервые в истории КНР положение о частном секторе как «необходимом дополнении к общественному сектору, который один не в состоянии удовлетворить всех потребностей народа», было выдвинуто еще в 1956 г. в ряде выступлений Лю Шаоци и Чэнь Юня, но не получило в те годы поддержки. Очень скоро оно было отброшено и подвергнуто резкой критике, особенно в период «культурной революции» (1966-1976 гг.), так как вступало в очевидное противоречие с развернутой в китайском обществе борьбой за «чистоту социализма», а на деле - за безраздельное господство сверхцентрализованной, полностью огосударствленной экономики как основы тоталитарного режима.

Начало политической реабилитации частнопредпринимательской деятельности (как индивидуально-трудовой, так и частнохозяйственной с применением наемного труда) связывают с 3-м пленумом ЦК КПК 11-го созыва в декабре 1978 г. В

отношении мелкотоварного производства (индивидуально-семейного хозяйства, не использующего чужой труд или использующего его в ограниченных масштабах) процесс разработки новой политической концепции был в основных чертах завершен уже к 1981-1982 гг. Эту концепцию можно рассматривать как одну из производных и составляющих выработанного КПК на начальном этапе реформы экономической системы курса на диверсификацию, или «рациональное сочетание и развитие многообразных хозяйственных форм».

Разъясняя сущность данного курса, ЦК КПК и Госсовет КНР в совместно опубликованном заявлении от 30 марта 1981г. указывали, в частности, на то, что «для развития многообразного хозяйствования надо развернуть активность двух сторон - коллективов и отдельных лиц», в сельской местности необходимо «посредством договоров и других форм активно поощрять и поддерживать членов коммун, в индивидуальном порядке или на паевых началах ведущих хозяйственную деятельность в сфере обслуживания, кустарной промышленности, перевозках и других отраслях» [1, с. 22].

В принятом 6-м пленумом ЦК КПК 11-го созыва 27 июня 1981 г. «Решении по некоторым вопросам истории партии со времени образования КНР» был сделан принципиально важный шаг к признанию «индивидуального» хозяйства «одной из составных частей структуры собственности на средства производства в Китае на современном этапе» [2, с. 23]. В этом документе программного значения модель концептуального подхода КПК к «индивидуальному» хозяйству и определению его роли в экономике КНР получила дальнейшее развитие и приобрела довольно четкую и логически завершенную форму. Впоследствии данная модель с некоторыми корректировками использовалась во многих партийных и законодательных документах, касающихся как индивидуальной трудовой деятельности, так и «частного хозяйства» после XIII съезда КПК.

«Перестройка и совершенствование социалистических производственных отношений, - говорилось, в частности, в упомянутом решении ЦК КПК, - должны соответствовать состоянию производительных сил и способствовать развитию производства. Государственное и коллективное хозяйства являются основными формами экономики в Китае, тогда как функционирующее в установленных рамках индивидуальное хозяйство тружеников представляет собой необходимое дополнение к экономике, основанной на общественной собственности. Следует проводить в жизнь конкретные системы управления и распределения применительно к различным укладам хозяйства» [2, с.55]. Таким образом, в 1981 г., после более 25-летнего периода игнорирования объективных экономических законов, китайское руководство было вынуждено вновь взять на вооружение (правда, в несколько модернизированном виде) тезис о дополняющей роли мелкотоварного частного предпринимательства, отторгнутый административно-бюрократической системой еще в конце 1950-х годов.

Указанный тезис не был абсолютно новым в экономической мысли КНР, но обращение к нему, возведение его в ранг одной из фундаментальных концепций современной хозяйственной реформы - это весьма знаменательный шаг на пути к осознанию китайскими политиками объективности частной собственности как общественной формы развития производительных сил в КНР.

В документах XII съезда КПК (сентябрь 1982 г.) положение о Дополняющей роли «индивидуального» хозяйства было воспроизведено и интерпретировано в виде следующей политической директивы: «В деревне и городе необходимо поощрять надлежащее развитие индивидуального хозяйства трудящихся в установленных государством рамках и при наличии управления со стороны

промышленно-торговых административных органов, как хозяйства, являющегося необходимым и полезным дополнением общественной собственности» [3, с. 27]. В подобных формулировках курс КПК в отношении индивидуальной трудовой деятельности излагался и в ряде последующих выступлений китайского руководства, партийных решениях и постановлениях, в частности, на встрече Генерального секретаря ЦК КПК с представителями коллективных и индивидуальных предприятий в августе 1983 г., в документах Всекитайского совещания по работе в деревне, состоявшегося в ноябре того же года.

Определенную роль в подготовке общественного сознания к политической легализации крупного частного хозяйства сыграл выдвинутый Дэн Сяопином тезис о «поощрении достижения частью людей зажиточности раньше других», активно пропагандировавшийся в печати начиная с 1983 г. [4, с. 14]. Своеобразными «подступами», «ступеньками» к такой легализации были: «Постановление ЦК КПК о реформе экономической системы», принятое 3-м пленумом ЦК КПК 12-го созыва (октябрь 1984 г.); официальное возведение Госсоветом КНР в 1985 г. реформы отношений собственности в ранг одного из ключевых вопросов хозяйственной перестройки; и, наконец, принципиальное политическое решение 6-го пленума ЦК КПК 12-го созыва (1986 г.) о необходимости развития при социализме «многообразных экономических укладов», включая несоциалистические [5, с. 25].

Настоящий прорыв в политике КНР в отношении частного сектора связывают с XIII съездом КПК (октябрь-ноябрь 1987 г.), в документы которого впервые за последние более чем тридцать лет в истории народного Китая был включен тезис о «допущении существования и развития» в стране частного хозяйства, использующего наемный труд (причем численность работников на одном предприятии не ограничивалась какими-либо верхними пределами) [6, с. 32].

XIII съезд, концептуально обосновав модель «начальной стадии социализма» (сформулированную на 6-м пленуме КПК 11-го созыва в 1981 г.) в качестве нового политического курса КПК в отношении национального капитала, подготовил почву для переосмысления самого понятия «социализм» на основе отказа от традиционных, догматических представлений о нем, неизбежного в условиях перехода от административной экономики к рыночной.

При обосновании объективности «начальной стадии социализма» как особого исторического периода в Китае на съезде были названы следующие обстоятельства: социализм в КНР вышел из недр полуколониального, полуфеодального общества; по уровню социально-экономического развития страна далеко отстает от капиталистических государств, занимая одно из последних мест в мире по среднедушевой доле валового национального продукта. Производительные силы страны в различных регионах и отраслях развиты неравномерно и имеют поэтому многоуровневую структуру, а товарное производство и рыночные отношения крайне неразвиты. Все это предопределяет для Китая необходимость весьма длительного (не менее 100 лет) «начального этапа социалистического строительства», в течение которого «предстоит осуществить индустриализацию страны, обобществление, коммерциализацию и модернизацию производства, то есть проделать то, что многие другие страны проделали в условиях капитализма». На указанном этапе для КНР «особенно необходимо» развивать многоукладную экономику («при условии сохранения ведущей роли за общественной собственностью»), «поощрять в городе и деревне развитие кооперативных, индивидуальных и частных хозяйств» [6, с. 25].

Принимая политическое решение о легализации частнокапиталистического уклада в Китае, руководство КНР, во-первых, исходило из стремления

использовать для преодоления экономической отсталости любую адекватную реалиям Китая форму собственности и хозяйствования, если она исторически не изжила себя и способна обеспечить устойчивый рост производительных сил. «Все, что благоприятствует развитию производительных сил, - заявлялось в этой связи на XIII съезде, - отвечает интересам народа, а потому диктуется социализмом и допускается им... Вся проводимая нами перестройка - от развития экономики, основанной на разных формах собственности, среди которых ведущая роль принадлежит общественной собственности, вплоть до допущения существования и развития частного хозяйства - обусловлена реальным состоянием производительных сил на начальной стадии социализма. Только такая перестройка может содействовать развитию производительных сил» [6, с. 32].

Кроме того, учитывалось, что частнокапиталистическое хозяйство характеризуется более высокой степенью «индустриализации, коммерциализации, обобществления и модернизации производства», а в конечном итоге и более высокой производительностью труда по сравнению с укладами и элементами укладов, на базе которых осуществляется его генезис («индивидуальное» хозяйство, мелкие кооперативы). В частности, в одном из официальных аналитических материалов Государственного статистического управления (ГСУ) КНР, опубликованном в 1989 г., отмечалось по этому поводу, что «в настоящее время частные предприятия находят лучшее применение своим доходам, чем индивидуальные. Они не только проявляют тенденцию к более высокой продуктивности, но и используют более современные технологии и оборудование, вследствие чего создают большую долю материальных ценностей по сравнению с вложенными в производство средствами» [6, с. 41].

Далее, руководители КНР принимали во внимание общее позитивное воздействие частного хозяйства на развитие товарно-денежных отношений, насыщение потребительского рынка, решение проблемы трудоустройства и безработицы. В отчетном докладе ЦК КПК съезду в связи с этим указывалось на то, что развитие частного хозяйства благоприятствует стимулированию производства, оживлению рынка, увеличению занятости, позволяет лучше удовлетворять разнообразные потребности народа, является необходимым и полезным дополнением к экономике, основанной на общественной собственности.

Наконец, лидеры КПК не могли не учитывать того обстоятельства, что, функционируя в макроэкономических условиях, во многом определяемых еще сохраняющимися государственно-монополистическими структурами, частный сектор не обладает полностью независимым социально-экономическим статусом. На съезде по этому поводу говорилось, что частное хозяйство не существует изолированно, «находится под огромным влиянием», «неизбежно оказывается связанным с экономикой, основанной на общественной собственности»; в этих условиях оно хотя и является «несоциалистическим укладом», но, будучи включенным экономически и юридически в сферу действия механизма «государственного регулирования рынка и рыночного ориентирования предприятий», в единую систему «социалистической товарной экономики», играет строго контролируемую государством, «дополняющую» по отношению к обобществленным секторам роль [6, с. 15, 41].

Учитывая вышеизложенное, можно, заключить, что политическая легализация частнокапиталистического хозяйства в КНР была результатом взвешенной оценки устойчивых тенденций, проявившихся в годы реформы в развитии «индивидуального» и других негосударственных секторов экономики, тенденций, усиление которых тесно связано с постепенным переходом страны от

административно-командной системы хозяйствования к рыночной. В узком смысле эту легализацию можно рассматривать как форму корректировки официальной политической концепции «строительства социализма со спецификой Китая».

В более широком смысле политическое признание частной собственности в Китае стало, во-первых, радикальным шагом к приведению политико-правовой надстройки в соответствие с объективными процессами в хозяйственной сфере, отражающими реальные уровень и структуру развития производительных сил страны. В 1960-1970-е гг. эти процессы были деформированы административно-командной системой и «вытеснены» ею в сферу теневой экономики. Во-вторых, это стало ответом КНР на императивы общемирового развития, одна из форм ее внутренней социально-экономической «подготовки» к постепенной интеграции в мировое хозяйство.

Политика по отношению к частному сектору в 1990-е гг.

Политическое положение частного сектора в общественной системе Китая, сложившееся к началу 1990-х гг., можно характеризовать как относительно стабильное и устойчивое по сравнению с началом 1980-х гг. (и тем более 1950-1970-ми гг.). Даже рецидив авторитарно-бюрократического давления на частный сектор, связанный с политическим кризисом лета 1989 г. и последовавшим за ним обновлением высшего звена руководства КПК, носил скорее характер тактического ужесточения политики и не привел к сколько-нибудь радикальным регрессивным переменам в политической стратегии китайских коммунистов в отношении частного предпринимательства (хотя и вызвал, в сочетании с рядом других факторов, временное снижение темпов экономического роста сектора).

Уже осенью 1989 г. в речи Генерального секретаря ЦК КПК Цзян Цзэминя на 5-м пленуме ЦК КПК 13-го созыва со всей определенностью констатировалась стабильность курса на «развитие многообразных хозяйственных укладов на начальной стадии социализма»; в заявлениях ответственных функционеров промышленно-торговой администрации критиковались «перегибы на местах» в кампании перерегистрации частных предприятий, вызвавшие беспокойство их владельцев, звучали призывы к сочетанию в регулировании частного сектора мер «поощрения и контроля» [5, с. 28].

«Индивидуальное и частное предпринимательство - полезное и необходимое дополнение к общественному хозяйству, - говорил в этой связи заместитель премьера Госсовета Тянь Цзиюнь, анализируя задачи правительства КНР в 1990 г. -ограничивая негативные проявления, надо полностью раскрыть его позитивную роль в развитии социалистической экономики» [7, с. 19].

Принципиальная неизменность выработанной в 1980-е гг. общей политической схемы места и роли частного предпринимательства в китайском обществе неоднократно подтверждалась руководителями КНР и в начале 1990-х гг., после окончания периода «упорядочения» экономики (1989-1991 гг.). Так, в одной из бесед в ходе инспекционной поездки по югу страны (январь-февраль 1992 г.) Дэн Сяопин, критикуя «боязнь совершить что-либо капиталистическое», поощрительно отзывался о предпринимателях, «ставших зажиточными раньше других». Нельзя «трясти людей, наживших миллионы, - повторял он свое давнее предостережение, сделанное еще в начале 1980-х гг., - если трясти людей, то они станут говорить, что политика изменилась, и ущерба от этого будет больше, чем пользы... Основные политические установки на проведение реформ в городе и деревне непременно требуют длительного сохранения стабильности» [8].

В документах XIV съезда КПК (октябрь 1992 г.) тезис о дополняющей роли частного хозяйства по отношению к общественному был вновь воспроизведен и вошел составной частью в концепцию "социалистической рыночной экономики", принятую в качестве обновленной версии официальной политической доктрины КНР и заменившую прежнюю концепцию «социалистической товарной экономики». В отчетном докладе на съезде Цзян Цзэминя по этому поводу, в частности, говорилось: «Бедность - не социализм. Всем одновременно прийти к зажиточной жизни невозможно. Надо позволять и поощрять часть районов и часть людей становиться зажиточными раньше других... Не стоит сковывать себя идеологически и практически абстрактными спорами о том, каким именем это называется - Социализм или Капитализм... Зарубежный капитал, ресурсы, технику и технологию, специалистов, а также в качестве полезного дополнения сам частный сектор нужно и можно использовать в интересах социализма... Система социалистической рыночной экономики органично сочетается с основными системами социализма. Доминирующая в структуре собственности общественная собственность, которая включает общенародную и коллективную собственность, дополняется индивидуальным и частным секторами, а также сектором экономики, основанным на иностранном капитале. Различные сектора экономики будут совместно развиваться в течение длительного времени, что не исключает и их добровольного хозяйственного объединения в самых разнообразных формах... Доминирующее в системе распределения распределение по труду дополняется другими формами распределения, причем учитываются как эффективность, так и принцип справедливости» [9].

Итак, после поездки по югу страны (январь-февраль 1992 г.) Дэн Сяопина многие политические лидеры и простые люди начали принимать концепцию «социалистической рыночной экономики». Они стали понимать, что ключевым критерием, по которому можно судить, является ли экономика социалистической или капиталистической - это не централизованное планирование, так как план и рынок - только инструменты построения социализма. Речь Дэна серьезно перевернула общественное мнение и окунула Китай в золотое время для развития частного сектора, особенно частных предприятий. К концу 1992 г. количество зарегистрированных частных предприятий достигло 139600 - на 29,5% больше, чем в предыдущем году, а количество занятых на них достигло 2015000 - на 26,1% больше, чем в 1991 г. Более того, более 220 тысяч бывших госслужащих оставили свои должности и окунулись в «океан бизнеса» [10, с. 324-325].

В сентябре 1997 г. 15 съезд КПК признал, что необщественный сектор экономики является важным компонентом китайской социалистической рыночной экономики, и сосуществование различных форм собственности также является ключевым фактором экономического роста КНР. КПК и китайское правительство, как центральное, так и местные, начали принимать меры по защите легально полученных доходов различных предприятий, поощрять развитие всех факторов производства, включая капитал и технологию, участвовать в распределении доходов, защищать права собственности всех типов предприятий и обеспечивать условия для свободной конкуренции между предприятиями всех форм собственности. Поправки к Конституции, принятые в 1999 г., также утверждают, что индивидуальный бизнес и частные предприятия являются важным компонентом Социалистической рыночной экономики. Это яркое подтверждение активной роли частного сектора в китайской национальной экономике послужило для дальнейшей ликвидации препятствий на пути развития индивидуального и частного предпринимательства.

Теперь, в целях создания большего числа рабочих мест, ускорения реконструкции госсектора и стимулирования внутреннего спроса правительство всесторонне поощряет развитие частного сектора. Среди принятых мер следующие: поощрение частнопредпринимательских инициатив по поглощению малых и средних предприятий госсектора; требования к государственным банкам расширить кредитование малого и среднего бизнеса (включая частные предприятия); поощрение инвестиций частных предприятий в сферу производства; стимулирование ученых к созданию высокотехнологичных фирм в парках высоких технологий, созданных правительством; предоставление некоторым крупным частным предприятиям права участвовать в экспортно-импортных операциях.

Заметим, что до 15 съезда КПК 1997 г. частный сектор продолжал рассматриваться как источник макроэкономических проблем и социальных нестабильностей. Во времена, когда правительство решило поддерживать экономический порядок и реструктуризировать национальную экономику, частное предпринимательство зачастую было мишенью, некоторые предприниматели были не в состоянии выполнять свои обязательства, им требовались дополнительные ресурсы, но коммерческие банки не желали предоставлять кредиты частному сектору.

Начиная с 1997 г., когда Центральный Комитет КПК объявил, что: «Правительство должно создавать такие условия, которые предоставили бы равные возможности всем участникам экономики не зависимо от формы собственности, и относится ко всем предприятиям без дискриминации», инвестиционный климат стал постепенно изменяться. 15-й Национальный конгресс КПК удачно учёл тенденции социально-экономического развития и заявил, что «необщественный сектор экономики, включая частный сектор, безусловно, важный компонент национальной экономики. Партия позволяет и поощряет все факторы производства участвовать в распределении дохода, защищает легальные доходы». Эти перемены во взглядах КПК и правительства на частный сектор должны расчистить каналы получения частными предприятиями больших объемов кредитов от государственных и коммерческих банков, других кредитных организаций. Китайская Банковская Корпорация Миншенг также была организована в 1997 г., и именно с целью расширить кредитование частного сектора.

Развитие частного сектора экономики пошло ускоренными темпами. К началу 1999 г. в стране было создано около 30 млн. индивидуальных и частных предприятий, с общей численностью свыше 70 млн. чел., в том числе в городах и посёлках - 32,3 млн. чел. Их доля в общем объеме валовой промышленной продукции достигла 20%, в розничном товарообороте - 42%. Инвестиции в основные фонды составили 363,8 млрд. юаней - 13% общей суммы

капиталовложений в стране. Зарегистрированные основные фонды превысили 800 млрд. юаней [11. с. 31].

Деятельность частных предприятий в Китае: правовые особенности.

В соответствии с партийными установками и Конституцией КНР, начиная с 1981 г., Госсоветом КНР был принят целый ряд административно-правовых актов, некоторыми министерствами и ведомствами - ряд уведомлений и распоряжений, в которых регламентировались различные стороны частной хозяйственной деятельности, регулировались вопросы правовых и экономических взаимоотношений индивидуальных и частных хозяйственников с государством.

Индивидуальная форма хозяйствования основывается на частной собственности небольших размеров. Индивидуальный предприниматель - это мелкий

товаропроизводитель и частный собственник одновременно. Являясь собственником средств производства, он ведет товарное производство, товарный обмен или предоставляет услуги населению. Ему принадлежат все доходы, получаемые от производственной деятельности, за вычетом налогов и оплаты труда учеников и помощников.

К сфере хозяйствования индивидуального предпринимателя относят местную кустарную промышленность (ремесленное производство), розничную торговлю, сеть питания, сферу обслуживания и бытового ремонта, ремонтно-строительные работы, транспортировки грузов и пассажиров, т.е. где широко применяется ручной труд и требуются незначительные капиталовложения

Право заниматься индивидуальным предпринимательством принадлежит практически всем гражданам КНР, имеющим прописку в городах и посёлках. При этом преимущество на получение индивидуальной хозяйственной лицензии имеют безработные, пенсионеры, бывшие кадровые работники и военнослужащие, а также сельские жители, не нашедшие себе работы в деревне. Кроме того, в порядке совместительства индивидуальной трудовой деятельностью разрешается заниматься медицинским работникам, преподавателям и научно-техническим специалистам по их профилю. Запрещается заниматься предпринимательской деятельностью всем без исключения кадровым работникам, военнослужащим, работникам партийно-государственного аппарата, пока они не покинут’ свой пост.

Каждое индивидуальное предприятие должно пройти регистрацию в административном управлении промышленности и торговли соответствующего уровня и получить лицензию. Привлечение ими помощников и учеников оформляется заключением с ними трудового договора (контракта), в котором оговариваются права и обязанности сторон, формы и размер оплаты труда, условия труда, порядок страхования, срок действия договора и т.п. Индивидуальным хозяйственникам разрешено нанимать не более двух учеников (при наиболее технически оснащенных производствах - не более пяти). Однако на практике подавляющее большинство единоличников вообще не привлекают наёмной рабочей силы и опираются только на свой труд и труд членов семьи [12, с. 115].

Структура индивидуального сектора отличается большим удельным весом торговли и общественного питания, потом идут промышленность, транспорт и связь, здравоохранение, образование и другие виды деятельности [12, с. 116].

Со второй половине 1980-х гг., после политической легализации национального капитала, центр тяжести в правовом регулировании частного сектора переносится с его мелкотоварного на капиталистический блок.

В апреле 1988 г. 1-й сессией ВСНП 7-го созыва было принято дополнение к Конституции (статье 11), которое гласит: «Государство разрешает существование и развитие частного хозяйства в определенных законом рамках. Частное хозяйство -дополнение к социалистической экономике, основанной на общественной собственности. Государство охраняет законные права и интересы частного хозяйства, осуществляет его ориентирование, контроль и управление» [11, с. 54].

В июне 1988 г. Госсовет КНР принял «Временные положения о частных предприятиях КНР». Этот документ содержит комплекс правовых норм, конкретизирующих легализацию общественного статуса среднего и крупного предпринимательства и регламентирующих важнейшие стороны его хозяйственной деятельности и взаимоотношений с государством.

Во «Временных положениях» дано официальное определение «частного» предприятия как находящейся в собственности отдельного лица (или группы лиц) рентабельной хозяйственной единицы с 8 и более наёмными работниками (ст. 2).

По организационно-правовой форме частные предприятия подразделяются на три типа:

1. Частное единоличное предприятие, действующее на средства одного лица. Его инвестор несет неограниченную ответственность по долговым обязательствам предприятия

2. Частное предприятие на паях (товарищество), когда не менее 2-х человек на основе соглашения вкладывают свои капиталы и ведут совместное хозяйствование, сообща несут полную ответственность за прибыли и убытки;

3. Частная компания с ограниченной ответственностью (КОО) - предприятие с числом инвесторов не менее двух и не более 50-ти, которые несут ответственность пропорционально сумме вложенного ими капитала. Согласно «Закону КНР о компаниях» зарегистрированный капитал КОО должен быть не менее установленной законом минимальной суммы (100-500 юаней в зависимости от вида деятельности).

КОО предоставляется статус юридического лица, однако запрещается выпускать акции с целью пополнения фондов.

Частные предприятия, как правило, возникают на основе успешно развивающихся семейных индивидуальных предприятий; значительная их часть -это бывшие коллективные, главным образом, поселково-волостные предприятия по мере своего развития сменившие, форму собственности. Они также создаются на основе мелких предприятий государственной и коллективной собственности путём передачи в аренду, подряд или акционирования.

При найме рабочей силы также составляется трудовой договор. Правовой статус наемных работников приравнен к статусу государственных рабочих и служащих.

На начальном этапе развития преобладали частные предприятия, основанные на единоличной собственности, однако в 1990-е годы более быстрыми темпами увеличивалось число частных КОО.

Сфера деятельности частных предприятий охватывает главным образом промышленность, строительство, транспорт и связь. В основном это небольшие предприятия со средним размером производственных фондов 50 тыс. юаней и средним числом занятых 16 чел. С начала 1990-х гг. ускорилось внедрение предпринимательства в сферу услуг, высоких технологий, электронику, автоматику, производство экспортных видов продукции.

В течение 30 дней после получения лицензии частное предприятие, как и индивидуальное, обязано пройти регистрацию в местной налоговой администрации.

Устанавливается, что жалованье директоров (управляющих, председателей правления) частных фирм не должно превышать среднего заработка персонала более чем в 10 раз. Не менее 50% прибыли частного предприятия, оставшейся после уплаты налогов, должно быть инвестировано в производство.

Фонд развития ЧП должен использоваться в следующих целях: 1) расширения производства; 2) капиталовложений в другие предприятия; 3) погашения ссуд; 4) компенсации убытков. Использование фонда в других целях - только с разрешения налоговой администрации.

С 1993 г. частные компании являются плательщиками налога на прибыль предприятий (до этого - подоходный налог на частные предприятия и налог на персональные доходы вкладчиков частных предприятий). Правовой основой взимания налога на прибыль предприятий являются Временная инструкция по налогу на прибыль предприятий от 13 декабря 1993 г. и Разъяснения по ее исполнению от 4 февраля 1994 г.

Налоговые вычеты по налогу на прибыль могут быть предоставлены предприятиям, отвечающим определенным требованиям, а именно: использующим высокие технологии; занимающимся переработкой отходов; вновь созданным компаниям, расположенным в конфликтных, бедных и иных подобных местностях; предприятиям, страдающим от стихийных бедствий; вновь созданным компаниям, предоставляющим социально значимые услуги (например, услуги по трудоустройству населения); благотворительным организациям; городским предприятиям и др.

Хотя оба законодательства, как о частном, так и индивидуальном хозяйствовании, отличаются относительной юридической точностью и лаконичностью, достаточной системностью и комплексным подходом к объекту нормотворчества, окончательная разработка законодательства ещё не завершена.

Тем не менее, мы можем с уверенностью сказать, что налоговое регулирование, наряду с нормативно-правовым законодательством, оказало и оказывает заметное влияние на функционирование и развитие индивидуального и частнокапиталистического предпринимательства.

Меры по поощрению частного бизнеса в Китае.

Так, в период становления частного сектора, государство будучи заинтересованным в поощрении роста сектора, всё же было вынуждено руководствоваться и чисто фискальными интересами, так как испытывало огромные потребности в централизованном перераспределении средств на нужды структурной перестройки экономики, социальные программы, конверсию и т.п., что стало главной причиной сохранения довольно высоких ставок налогов. По мере становления развитого рыночного хозяйства и занятия частным сектором доминирующих позиций в экономике государство идёт на сокращение налоговых ставок.

Однако заметим, что, стимулируя масштабное воспроизводство, новая система налогообложения оказалась наиболее приемлемой для относительно небольшой прослойки крупных фирм, в то же время оказавшись невыгодной для большинства мелких и средних частных хозяйств, находящихся на начальной стадии капиталонакопления. Кроме того, существующая финансово-банковская система страны создает определенные преграды на пути развития частного сектора.

Да и в целом, в Китае взаимоотношения между государством и частным сектором не похожи на «отношения отца и сына» между правительством и общественным сектором. На самом деле в Китае существует множество государственных организаций, отвечающих за управление и защиту общественного сектора, но не имеющих никаких функций по отношению к частному сектору. Основным подразделением, имеющим функции управления частным сектором на уровне центрального и местных правительств, является Государственный торгово-экономический комитет. Торгово-промышленная палата Китая - это институт, который содействует развитию частного сектора. Другие государственные организации, например, Главное налоговое управление, Комитет защиты окружающей среды, Министерство труда и социальной защиты, обладают некоторыми функциями регулирования и инспектирования частного сектора, но не поддерживают его развитие. Поэтому частные предприниматели, а также их наемные работники говорят, что они не являются «детьми своей мамы», т.е. они сироты. Например, когда индивиды в частном секторе испытывают какие-либо трудности или имеют вопросы о развитии своих предприятий, им не найти помощи от государства, но когда предприятие этого индивида зарабатывает много денег,

сразу множество государственных чиновников стремятся проинспектировать его в соответствии с законами и правилами. По нашему мнению, в таких ситуация чиновников больше занимает «поиск ренты», чем реальное состояние дел на предприятии, т.е. они пытаются получить какие-либо выгоды для себя, проводя такой контроль, что является источником коррупции в КНР.

В последние годы, особенно после 15-го съезда КПК, правительство, как центральное, так и местные, приняли множество документов в поддержку частного сектора и поощряющих развитие частного предпринимательства.

Политический статус частного предпринимательства был значительно повышен за последнее время. Например, 48 и 372 частных предпринимателя были избраны в Конгресс соответственно на национальном и местном уровне, количество частных предпринимателей в Комитете Народной Политической Консультационной Конференции на национальном и местном уровне составляет 46 и 895 человек, а в Китайской Федерации Промышленности и Торговли членами исполнительного комитета являются 183 частных предпринимателя, включая 3 вице-председателей и 46 членов Постоянного комитета [13, с. 214-221]. В соответствии с речью Цзян Цзэминя 1 июля 2001 г., одаренные частные предприниматели будут приниматься в КПК и станут государственными лидерами в ближайшие годы.

Роль частного предпринимательства в экономическом развитии значительно усилилась в последние годы. Например, к концу 2000 г. в стране было более 3,95 млн. официально зарегистрированных предпринимателей, что на 21,5% больше чем в 1999. На практике эти предприниматели являются владельцами своих частных фирм. Их официально зарегистрированный капитал составляет более 113,08 млрд. юаней, что в 13 раз больше, чем в 1991 г. Если бы правительство не поддерживало и стимулировало развитие частного сектора, оно бы не было таким стремительным. На практике с 1999 г. многие местные и региональные правительства выпустили документы, которые поощряют и стимулируют развитие частного сектора более быстрыми темпами.

Идеология также благоприятно воздействует на развитие частного предпринимательства. Например, в своей речи 1 июля 2001 г. Цзян Цзэминь заявил, что хотя состав рабочих Китая изменился, их классовый статус не изменится, хотя появились новые классы и сословия. Новые сословия, например основатели частных предприятий, частные техники, менеджеры частных фирм, индивидуальные предприниматели, частные брокеры и люди свободных профессий, все работники законного и легитимно открытого бизнеса для того, чтобы заработать на жизнь и чтобы внести свой вклад в развитие социалистического общества. Они также создают особые социалистические образования, отвечающие практике Китая [14, с. 169].

Его речь подтвердила, что в будущем возрастающее число капиталистов в «красных шляпах» ’ войдут в КПК, так как они доминируют в управлении экономическими ресурсами КНР и будут иметь вес в обществе, потому что успешны в своем деле. В этой ситуации, если они хотят следовать дорогой социализма вместе с остальными китайцами и будут поддерживать позиции КПК, они не только станут членами Партии, но и ее лидерами. Основная цель КПК -

1 Термин «красная шляпа» означает, что фирма получает лицензию коллективного или государственного предприятия на производство или реализацию, заплатив административные взносы государственному, коллективному предприятию или предприятию в собственности местного органа управления. Обычно взнос составляет 1-2% объема производства фирмы или 5-10% ее оборота. После уплаты взносов, частный владелец сможет избегать государственных ограничений на деятельность частного сектора и идеологических преследований на время действия лицензии.

продвигать вперед развитие китайского общества и увеличивать богатство страны. Любой, кто сможет вести людей к достижению этой цели станет не только важным членом, но и лидером КПК.

Этот подход противоречит другому документу «Замечание по укреплению структуры КПК», выпущенному Центральным Комитетом в 1989 г., согласно которому частные предприниматели не могут быть членами КПК. Если член КПК становится частным предпринимателем, но не распределяет свою прибыль после налогообложения в целях создания большего социального богатства или развития общественных проектов, то этот человек не сможет сохранить свое место в КПК [15 р. 243]. Если бы эта политика до сих пор была бы в силе, результат легко предсказать. К счастью, сейчас курс и теории КПК практически полностью изменились, и частный сектор стал частью экономической системы страны. Это изменение очень важно, оно означает, что инфраструктура развития человеческого потенциала устремлена в будущее, и перспективы развития частного предпринимательства - это только вопрос времени, а не вопрос определения политики. Мы надеемся, что 16-й Национальный Конгресс КПК примет еще более важные решения, что ускорит и продвинет развитие инфраструктуры.

Одной из главных тем 3-го пленума ЦК КПК 16-го созыва - укрепление институтов рыночной экономики, которые в частности были отражены в поправках к Конституции 1982 г.

В конце декабря были открыто опубликованы «Предложения ЦК КПК относительно изменения части содержания конституции». Наиболее существенные изменения относились к области конституционных гарантий экономических прав. Текст второго абзаца статьи 11 «Государство защищает законные права и интересы индивидуальной и частной экономики. Государство направляет, осущетвляет контроль и управление индивидуальной и частной экономикой» сформулирован по-новому: «Государство защищает законные права и интересы индивидуальной, частной и других форм экономики необщественной собственности. Государство поощряет, поддерживает и направляет развитие экономики необщественной собственности, а также осуществляет контроль и управление необщественной экономикой на основании закона». Новая формулировка направлена на поддержку развития частного (необщественного) бизнеса, который сможет в будущем рассчитывать на поощрение и поддержку со стороны государства. Интересам предпринимателей соответствует также новая формулировка о законодательном характере государственного контроля над деятельностью бизнеса.

Сердцевиной конституционного закрепления новых экономических реалий стали изменения статьи 13, гласившей: «Государство защищает законные доходы, сбережения и жилище граждан, а также право собственности на другое законное имущество. Государство в соответствии с положениями закона защищает право наследования законного имущества граждан». В новой редакции эта статья сформулирована так: «Законное частное имущество граждан неприкосновенно. Государство в соответствии с положениями закона защищает право частной собственности граждан и право наследования. Государство может в общественных интересах по закону отчуждать или использовать частное имущество граждан с выплатой компенсации».

Появление в Конституции слов о законодательной защите частной собственности отражает понимание руководством страны важности частного бизнеса и частной инициативы для экономического развития Китая. Расширение сферы охраняемой собственности за пределы личного имущества дает уверенность в

завтрашнем дне владельцам средств производства, что способствует улучшению инвестиционного климата в масштабах всей страны.

Решения пленума по проблемам собственности, без сомнения, дадут дополнительный импульс развитию частного бизнеса и приведут к дальнейшему сокращению сферы государственной экономики. Эти решения укладываются в рамки прежнего курса на повышение статуса деловой элиты и ее сращивание с политической элитой страны.

Проблемы финансирования частного предпринимательства в Китае.

Обзор частных предприятий, проведенный Международной финансовой корпорацией (1РС) в Пекине и еще четырех крупных городах Китая, выявил, что около 80% считают серьезным ограничением в своём развитии недостаток финансирования. Частные компании преимущественно ориентируются на самофинансирование, как для становления бизнеса, так и для его расширения. Более 90% первоначальных капиталов было получено от основных владельцев, основателей компаний и их семей. Как минимум 62% составляют источники средств, направляемых на развитие компании, полученные от владельцев или путём капиталонакопления. Среди внешних источников примерно равными долями выступают неформальные каналы, средства кредитных союзов и коммерческих банков (см. табл. 1).

Таблица 1

Источники финансирования частных компаний в КНР

и зависимость их использования от срока функционирования предприятия

Показатель Самофинан- сирование Банковские кредиты Нефинансовые институты Другие источники

Срок функционирования: менее 3-х лет 92,4 2,7 2,2 2,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3-5 лет 92,1 3,5 0,0 4,4

6-10 лет 89,0 6,3 1,5 3,2

более 10 лет 83,1 5,7 9,9 1,3

Всего 90,5 4,0 2,6 2,9

Примечание: The Financing of Private Enterprise in China - Finance&Development magazine of the International Monetary Fund - http://www.irnf.org

При этом прослеживается определенная зависимость преимущественного использования того или иного источника финансирования от размера компании (рис. 1).

Для мелких фирм важнейшим источником являются неформальные каналы, тогда как доля займов коммерческих банков увеличивается с ростом размеров фирмы. Коммерческие банки - второй по важности источник финансирования для крупных фирм после собственным накоплений.

Казалось бы, этот факт отражает ситуацию, что банки ориентируются прежде всего на финансирование крупных и успешно функционирующих частных предприятий. Но это не совсем так. Дело в том, что банки вообще играют незначительную роль в финансировании частных предприятий. Только 29% частных компаний прибегали к привлечению коммерческих кредитов за последние 5 лет.

Рис. 1. Рост зависимости предприятий от внешних источников средств с увкличением размеров фирмы [16]

Китайские предприятия опираются на самофинансирование в большей степени, чем предприятия других стран с переходной экономикой и развитых стран. Проведенный Всемирным банком в 2000 г. анализ деловой среды в странах с переходной экономикой выявил, что доля самофинансирования в странах, совершивших переход относительно удачно, значительно ниже - в Эстонии она составляет 33%, в Польше - 34% и Литве 37%. В США самофинансирование составляет еще более низкую долю: даже для мелких и средних предприятий со сроком функционирования менее двух лет самофинансирование достигает максимальных размеров в 54% от всех источников финансирования вместе взятых [16].

Проблемы с привлечением финансовых ресурсов в частный сектор Китая вызваны частично факторами функционирования финансовой системы страны, и частично их можно отнести на саму природу китайских предприятий.

На протяжении реформ в Китае произошло значительное сокращение государственного вмешательства в процесс банковского кредитования. Однако местные правительства все еще проводят мероприятия по стимулированию банков в кредитовании преимущественно государственных предприятий, предоставляя гарантии. Более того, банки, зная по опыту, что если государственное предприятие окажется не в состоянии обслуживать долг, правительство почти наверняка возьмет его на себя, не рассматривают «плохие» долги госпредприятий столь же серьезной проблемой, как «плохие» долги частных компаний. Тем самым возникает «асимметрия» в рисках, с которыми сталкивается банк, осуществляя кредитование предприятий с различными видами собственности с дискриминацией частного сектора.

Следовательно, банкам нужны дополнительные стимулы для кредитования частных предприятий. Одним из таких стимулов могла бы стать более высокая доходность, но большинство банков в Китае принадлежат государству и ограничены в конкуренции, что ведет к существенному ослаблению стимула прибыли.

После реформы финансовой системы НБК требует от всех банков внедрения принципа «индивидуальной ответственности», согласно которому работники

банков несут личную ответственность за предоставленные займы, тем самым еще более сокращаются стимулы кредитования проектов, осуществляемых частным сектором.

Дополнительным препятствием на пути получения банковских кредитов являются банковские процедуры. Процедуры, как формальные, так и неформальные, основываются на личных отношениях в большей степени, чем на оценке проекта. Согласно обзору, обращение за кредитом - это бюрократизированный и недешевый процесс. Около 70% опрошенных фирм заявили, что бумажная волокита являлась важнейшим препятствием для получения обычного займа. Обеспечение кредита, стоимость оформления заявки и взаимоотношения между банками и клиентами значительно осложняют доступ к финансированию для малых предприятий (рис. 2).

Рис. 2. Главные ограничители для частных фирм в процессе банковского

заимствования [16]

Обеспечение кредита - наиболее важная проблема. Несмотря на то, что многие активы рассматриваются как подходящие для обеспечения в теории, на практике недвижимость является наиболее распространенным, а зачастую - единственным активом, принимаемым под обеспечение кредита. Но многие частные фирмы не имеют права распоряжаться землей и строениями на ней из-за недоработанное™ законодательства о частной и коллективной собственности на землю.

Кроме этого, взаимоотношения между финансовыми институтами и частными фирмами осложняются непрозрачностью последних. Путем уклонений от использования официальных бухгалтерских систем и ведения нескольких комплектов учётных книг фирмы осложняют проведение аудиторских проверок, а банки не хотят принимать финансовые отчёты, которым нельзя доверять. Насущность проблемы подтвердило недавнее принятие поправки к закону о финансовом и бухгалтерском учете, которая постановила, что каждое предприятие должно иметь только один набор бухгалтерских книг.

Для облегчения доступа частных фирм к финансовым ресурсам необходимо осуществление согласованных усилий как со стороны предприятий по повышению их прозрачности, так со стороны правительства по установлению и поддержанию

более высокого уровня функционирования финансовой системы и созданию

условий для инвестирования в частный сектор.

Среди основных направлений можно выделить:

- создание условий для развития и укрепления позиций частной

собственности в финансовом секторе;

- развитие альтернатив банковского кредитования, таких как лизинг и

факторинг;

- создание предпосылок развития частного рынка капиталов и ценных бумаг. Оффшорные венчурные фонды представляют сейчас в Китае куда более

значительный источник капитала для создания новых предприятий, чем внутренние источники. Осознавая важность частного рынка капиталов и ценных бумаг для сектора высоких технологий, правительство предпринимает попытки по его развитию и разрабатывает законодательство в отношении венчурного капитала и инвестиционных фондов.

В целях стимулирования инвестирования частного сектора в Китае проводится гибкая политика процентной ставки, но ставки процента необходимо дальше либерализовать, чтобы привлечь больше кредитных средств в частный сектор. Ожидается, что правительство ослабит ограничения еще больше в контексте вступления Китая в ВТО.

Впечатляющий рост частного сектора за последнее десятилетие, к 1998 г. составляющего 27% ВВП и занимающего 2-е место после государственного, был профинансирован преимущественно из внутренних источников. Международный опыт показывает, что такая ситуация не может продолжаться долго. Как только начинается укрупнение компаний, увеличивается их устойчивость и стабильность, они нуждаются во внешнем финансировании. Поэтому необходимо принять меры по облегчению доступа частного сектора к внешним источникам финансирования. Но эти перемены должны осуществляться взаимно - со стороны самих заёмщиков, банков и регулирующих структур. С ростом доступа к внешним ресурсам, китайские частные предприятия по-прежнему будут играть важную роль в экономическом росте и трансформации экономики Китая.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исследование индивидуального хозяйства современного Китая (на кит. яз.) - Пекин, 1986.

2. Решение Центрального Комитета Коммунистической партии Китая по некоторым вопросам истории партии со времени образования КНР (на кит. яз). - Пекин, 1981.

3. Сборник документов XII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая (на кит. яз.). - Пекин, 1982.

4. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. - Пекин, 1987.

5. Корпусов В.В. Частное предпринимательство в Китае - М.: Восточная литература, 1996.

6. Документы XIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. - Пекин, 1988, с. 32.

7. Beijing Review. - 1990. - № 2.

8. Основные положения бесед товарища Дэн Сяопина, проведенных в городах Учане, Шэньжэне, Чжухае и Шанхае (с 18 января по 21 февраля 1992 г.) - Документ ЦК КПК №2 от 28.02.1992.

9. Жэньминь жибао, 21.10.1992.

10. Chinese Reform and Development Institution. In: The Development of Chinese Private Economy. - Hainan: Democracy and Construction Press, 1995.

11. Чуванкова В.В. Государственное регулирование индивидуального и частного предпринимательства в КНР //Информационный бюллетень. РАН. Институт Дальнего Востока. - 1999. - № 4.

12. Чуванкова В. В. Индивидуальная и частная форма хозяйствования в Китае // Проблемы Дальнего Востока. - 1998. -№ 2.

13. Lu, Xueyi, éd., Report on the Social Estates of Contemporary China. - China Social Science Documentation Publishing House, 2002.

14. Jiang, Zemin. On the Theory of'Three Representations. - Central Documentation Publishing House, 2001.

15. A Notice for Strengthening CCP's Construction, quoted by Xueyi.

16. The Financing of Private Enterprise in China // Finance & Development. -http://www.imf.org

GOVERNMENT STRATEGY ON DEVELOPING PRIVATE BUSINESS IN CHINA

M.D. ROGATOV, CHAN YAN

Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya sir., 6, 117198, Moscow, Russia

The authors argue that the developing of effective entrepreneurship in China in the period of market reforms was the result of state regulation strategy in sphere of economy. State capitalism, therefore, is the main instrument of the promoting different organizational forms of entrepreneurship in China.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.