"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
УДК 378.14
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-11-36-39
MODELS OF TEACHERS TRAINING FUTURE TO ORGANIZE EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Lingevich O. V.
Tomsk State Pedagogical University, Russian Federation, Tomsk, Russian Federation
МОДЕЛИ ПОГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лингевич О.В.
Томский государственный педагогический университет, Российская Федерация, г. Томск, Российская Федерация
Abstract. The process of socio-cultural modernization of the general education system primarily determined the structural and substantive development of the educational process of modern schools in the Russian Federation. One of these changes is the consolidation of extracurricular activities as a mandatory component of the main educational programs of general education. The process of staffing the implementation of extracurricular activities of schoolchildren should be based on the experience ofpreparing future teachers for this type of activity that has developed in the history of education. A peri-odization of the stages of the formation of the preparation of future teachers for the organization of extracurricular activities of schoolchildren in Russia is proposed: 1) the stage of the emergence of the system of training future teachers for the organization of extracurricular work, the features of which are associated with the formation of a system of training future teachers for the organization of extracurricular activities; 2) the stage of formation of the Soviet system of training future teachers for the organization of extracurricular, extracurricular activities, whose originality was due to the tendency towards the formation of a state model of extracurricular work with children; 3) the stage of evolution of the Soviet system of training students of pedagogical universities for the organization of extracurricular activities, associated with the formation of a practice-oriented approach; 4) the stage of systemic and structural transformations in the preparation of future teachers for the organization of extracurricular work, characterized by the focus of the system of training future teachers in the Russian Federation on the design and organization of the educational process; 5) the stage of modernization of the system of psychological and pedagogical training of students for the organization of extracurricular activities, aimed at the formation of a competence-based approach to the preparation of students of pedagogical universities in the Russian Federation; 6) the stage of standardization of the process of preparing future teachers for the organization of extracurricular activities, which is implemented as part of the formation of modern educational models.
Аннотация. Процесс социокультурной модернизации системы общего образования в первую очередь обусловил структурное и содержательно развитие образовательного процесса современных школ РФ. Одно из таких изменений- закрепление внеурочной деятельности как обязательного компонента основных образовательных программ общего образования. Процесс кадрового обеспечения реализации внеурочной деятельности школьников должен опираться на сложившейся в истории образования опыт подготовки будущих учителей к данному виду деятельности. Предлагается периодизация этапов становления подготовки будущих учителей к организации внеурочной деятельности школьников в России: 1) этап зарождения системы подготовки будущих учителей к организации внешкольной работы, особенности которого связаны со становлением системы подготовки будущих учителей к организации внешкольной деятельности; 2) этап становления советской системы подготовки будущих учителей к организации внешкольной, внеклассной деятельности, чье своеобразие было обусловлено тенденцией к становлению государственной модели внешкольной работы с детьми; 3) этап эволюции советской системы подготовки студентов педагогических вузов к организации внеклассной деятельности, связанный с формированием практико-ориентирован-ного подхода; 4) этап системно-структурных преобразований в подготовке будущих учителей к организации внеурочной работы, характеризовавшийся направленностью системы подготовки будущих педагогов в РФ на проектирование и организацию образовательного процесса; 5) этап модернизации системы психолого-педагогической подготовки студентов к организации внеурочной деятельности, направленный на становление компетентностного подхода к подготовке студентов педагогических вузов в РФ; 6) этап стандартизации процесса подготовки будущих педагогов к организации внеурочной деятельности, реализующийся в рамках становления современных образовательных моделей.
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
Key words: modernization, psychological and pedagogical training of students, pedagogical universities, organization of extracurricular activities
Ключевые слова: модернизация, психолого-педагогическая подготовка студентов, педагогические вузы, организация внеурочной деятельности
[1]
REFERENCES
Additional education for children: textbook. manual for students of higher educational institutions / ed. O. E. Lebedeva. Moscow: 2003.256 p.
[2] Ministry of Education and Science of the Russian Federation [Electronic resource]: official site. Access mode: http: //xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (date of access: 12.05.2017)
[3] Competence approach in pedagogical education. Qty. monograph / ed. prof. V. A. Kozyreva, prof. N.F.Ra-dionova, prof. A.P. Tryapitsyna. St. Petersburg: Publishing house of the RGPU im. A. I. Herzen, 2008.392 p.
[4] Professional standard "Teacher" (pedagogical activity in preschool, primary general, basic general, secondary general education (educator, teacher). Approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated October 18, 2013 [Electronic resource] // Ministry of Education and Science of the Russian Federation Access mode: http: //minobrnauki.rf/documents/3071 (date of access: 03.12.2017).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. О. Е. Лебедевой. М: 2003. 256 с.
[2] Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный реурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://xn--80аЬисЩЬ^9а.хп--рЫ/ (дата обращения: 12.05.2017)
[3] Компетентностный подход в педагогическом об образовании. Кол. моногр. / под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой, проф. А. П. Тряпицыной. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 392 с.
[4] Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель). Утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российкой Федерации от 18 окт. 2013 г. [Электронный ресурс] // Минобрна-уки РФ. Режим доступа: http://минобрна-уки.рф/документы/3071 (дата обращения: 03.12.2017).
Authors ' contributions. Lingevich O.V.- concept and design of the study, literature review, text writing, collection and processing of materials.
Conflict of Interest Statement. The author declares no conflicts of interest. Lingevich O. V. - SPIN ID: 8087-0127; ORCID ID: 0000-0003-3644-9996
Вклад авторов. Лингевич О.В.- концепция и дизайн исследования, обзор литературы, написание текста, сбор и обработка материалов.
Заявление о конфликте интересов. Автор заявляют об отсутствии конфликта интересов. Лингевич О. В. - SPIN ID: 8087-0127; ORCID ID: 0000-0003-3644-9996
Введение. Процесс социокультурной модернизации системы общего образования в первую очередь обусловил структурное и содержательно развитие образовательного процесса современных школ РФ. Одно из таких изменений- закрепление внеурочной деятельности как обязательного компонента основных образовательных программ начального, общего, среднего образования (средствами нормативных документов, организационно-методических материалов, финансирования). Это способствовало формированию определенных требований к кадровому ресурсу реализации данной составляющей образовательного процесса, а, соответственно, определила необходимость изменения системы подготовки будущих педагогов к организации внеурочной деятельности обучающихся. При этом процесс проектиро-
вания содержания и технологий реализации основных и дополнительных программ профессионального педагогического образования, включающего компоненты, направленные на формирование компетенций будущих учителей, связанных с реализацией внеурочной деятельности, должен опираться на историко-педагогический опыт подготовки будущих учителей к данному виду деятельности, те модели, которые были созданы в процессе становления российского педагогического образования.
Цель настоящего исследования - выявление и систематизация сложившихся в российском педагогическом образовании подходов и моделей подготовки будущих педагогов к организации внеурочной деятельности.
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
Материалы и методы. Методологической основой данного исследования стали компетентност-ный подход при построении содержания образования и модели специалиста (З. А. Аксютина, В. П. Бездухов, О. М. Бобиенко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. Ф. Радионова, А. В. Райцев, А. В. Хуторской, Н. В. Чекалёва и др.); системно-деятель-ностный подход к обучению (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, А.В. Хуторской и др.). Методы исследования: общетеоретические (анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме; анализ; обобщение, классификация, сравнение, систематизация) Результаты и обсуждение. На основании анализа исторического опыта, можно констатировать, что система подготовки будущих учителей к реализации воспитательного потенциала изучалось классиками отечественной педагогики с начала XX века (П. П. Блонский [1], Н. К. Крупская [1], А. С. Макаренко [1], Е. Н. Медынский [1], С. Т. Шацкий [1] и др.). Данные учёные рассматривали вопросы слияния педагогики школы с педагогикой внешкольной жизни ребёнка, подготовкой педагогов для внешкольных учреждений, методикой общественно-воспитательной работы в условиях школы, пионерской и комсомольской организаций. Систему подготовки будущих педагогов к организации внешкольной, внеклассной, внеурочной деятельности на основании содержания и направленности подготовки, мы предлагаем условно разделить на шесть этапов: рассмотрим данный тезис подробнее.
Первый этап (1900 -1917 гг.) - этап зарождения системы подготовки будущих учителей к организации внешкольной работы. Особенностью данного этапа являлось становление системы подготовки будущих учителей к организации внешкольной деятельности. Изначально внешкольное образование определялось, как просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц и не входило в государственную систему народного образования. Оно объединяло такие формы как публичные лекции, вечерние школы, народные библиотеки и театры, народные университеты, профессиональные курсы. Первыми исследователями внешкольного образования стали: К. Д. Ушинский [1], К. Н. Венцель [1], П. Ф. Лесгафт [1], Н. И. Пирогов [1] и др. Так, Е. Н. Медынским [1] в данный период был разработан и впоследствии реализован курс лекций по внешкольному образованию на базе Санкт-Петербургской педагогической академии. Подготовка к организации внешкольной деятельности осу-
ществлялась на различных курсах, в том числе созданных на базе педагогических высших учебных заведений.
Второй этап (1918 -1939 гг.) - этап становления советской системы подготовки будущих учителей к организации внешкольной, внеклассной деятельности. Своеобразие данного этапа было обусловлено тенденцией становления государственной модели внешкольной работы с детьми [1]. На базе педагогических техникумов, педагогических институтов, университетских педагогических факультетов организовывались краткосрочные курсы, параллельно с которыми создавалась система заочного обучения, которая была призвана дать законченное педагогическое образование [1]. В это же время формировались методологические и теоретические представления о подготовке учителей к организации внеурочной деятельности [1]. Большую роль в этом сыграли работы П. П. Блонского [1], Н. К. Крупской [1], А. С. Макаренко [1], С. Т. Шацкого [1] и др. Таким образом, на данном историческом этапе начался процесс формирования современных представлений о подготовке будущих учителей к организации внеурочной деятельности, апробировались различные способы подготовки кадров к данному виду педагогической деятельности.
Третий этап (1940 -1991 гг.) - этап эволюции советской системы подготовки студентов педагогических вузов к организации внеклассной деятельности. Особенность данного этапа связанна с усилением практико-ориентированности в подготовке будущих учителей, особенно в году Великой Отечественной войны, что зачастую происходило стихийно. В послевоенные годы согласно решениям XIX, ХХ съездов миссия советской школы стала заключаться в обеспечении высокого качества образовательного и воспитательного процесса, которые тесно связаны с жизнью, то широкое распространение получили различные типы внешкольных трудовых объединений учеников в городе и селе. К 80-м гг. ХХ в. внешкольная деятельность была представлена не только системами дополнительной работы педагогов с обучающимися по предметам, но и сложившейся «индустрией» дополнительного образования школьников[1].
Четвёртый этап (1992 - 2000 гг.) - этап системно-структурных преобразований в подготовке будущих учителей к организации внеурочной работы. Этот этап связан со становлением системы подготовки будущих педагогов, ориентированной на проектирование и организацию образовательного процесса. Анализ Государственных
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
образовательных стандартов высшего педагогического образования 1994 - 2005 годов позволяет утверждать, что требования к выпускнику были очень обобщенными, поскольку в них обозначались только дисциплины с учебными часами, но не учитывались такие аспекты подготовки как развитие творческих способностей обучающихся, обеспечение свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания и др. [2].
Пятый этап (2001 - 2013 гг.) - этап модернизации системы психолого-педагогической подготовки студентов к организации внеурочной деятельности. Данный этап был направлен на становление компетентностного подхода к подготовке студентов педагогических вузов. Разработанная и внедренная модель многоуровневой подготовки педагогов создала основу для интеграции российской системы образования с общемировыми стандартами подготовки учительских кадров и предполагала у квалифицированного специалиста не только сформированность профессиональных знаний, умений и навыков, но и компетенций, которые способствуют высокой результативности и эффективности профессиональной работы. Во ФГОС ВПО от 22 декабря 2009 года № 788 [2] определились новые правила к подготовке будущих учителей, в частности была прописана так называемая «готовность к организации внеурочной деятельности на базе общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования» [2].
Рассмотрим отдельные модели подготовки студентов педвузов к организации внеурочной деятельности, сложившиеся в тот исторический промежуток: предложенные Н. Д. Неустроевым (учитель широкого профиля), Л.В. Байбородовой (специалист, классный руководитель разновозрастных коллективов), Е.С. Гуртовым (модель подготовки педагога, связанная с интеграцией психологической и педагогической подготовки на основе акмеологиче-ского подхода) и др. [3]. Их сравнительный анализ позволяет говорить о том, что к инвариантным элементам модели подготовки будущих педагогов к организации внеурочной деятельности относятся: це-леполагание курсов «Педагогика» и «Психология» на проектирование и формирование навыков развития личностных и метапредметных универсальных
учебных действий обучающихся; включение в содержание курсов педагогики и психологии отдельных тем (модулей), направленных на формирование когнитивного компонента обучающихся; организация производственной практики на базе детских оздоровительных лагерей, ориентированной на формирование навыков организаторской (вожатской) деятельности; проектирование и реализация производственной практики на базе общеобразовательных учреждений, сосредоточенной на формирование навыков организации внеклассной деятельности.
Шестой этап (с 2013 г. по наст. время) - этап стандартизации процесса подготовки будущих педагогов к организации внеурочной деятельности. Реализация данного этапа осуществляется в рамках становления современных образовательных моделей. В мае 2014 г. [4] была разработана «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций», в рамках реализации которой были апробированы модели сетевого взаимодействия вузов, созданы рабочие группы по разработке ОП и методических рекомендаций. Например, на базе РГПУ им. Герцена были созданы школы-лаборатории с целью решения проблемы сетевого взаимодействия вуза и школы, в Томской области на базе Открытого молодёжного университета была разработана модель «Территория интеллекта», Омский государственный педагогический университет является инициатором создания регионального профессионально-педагогического кластера. Одной из задач современного этапа модернизации педагогического образования, по мнению С. А. Писаревой и А. П. Тряпициной, является повышение практико-ориентированности подготовки будущих учителей к организации внеурочной деятельности, ее решение предполагает обновление содержания рабочих программ учебных дисциплин и образовательных программ [3].
Выводы. Таким образом, можно констатировать, что, в процессе исторической трансформации были сформированы только отдельные представления о моделях подготовки будущих учителей к организации внеурочной деятельности. Использование современных инвариантных компонентов внесли значительный вклад в процесс разработки механизмов формирования готовности будущих учителей к организации внеурочной деятельности.
Ответственный за переписку: Лингевич Ольга Владимировна - старший преподаватель кафедры педагогики и психологии образования, Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Российская Федерация, E-mail: [email protected]
Responsible for correspondence: Lingevich Olga Vladimirovna - Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Education, "Tomsk State Pedagogical University ", Tomsk,
Russian Federation, E-mail: [email protected]