Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ БЕВЕРИДЖА / МОДЕЛЬ БИСМАРКА / ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ И ДОБРОВОЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ФОНДЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саитов Р. И., Нигматуллина Г. Р.

В данной статье были рассмотрены три модели организации системы социального страхования и обеспечения на примере зарубежных стран, в которых они преобладают: в США, в Германии, во Франции и в Швеции. Изучена структура системы, функции ее отдельных элементов и способы финансирования социального страхования и обеспечения этих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

кафедра «Бухгалтерский учет и анализ» ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет

Россия, г. Уфа

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье были рассмотрены три модели организации системы социального страхования и обеспечения на примере зарубежных стран, в которых они преобладают: в США, в Германии, во Франции и в Швеции. Изучена структура системы, функции ее отдельных элементов и способы финансирования социального страхования и обеспечения этих стран.

Ключевые слова: Модель Бевериджа, модель Бисмарка, Шведская модель, обязательное и добровольное социальное страхование, социальные программы, фонды и учреждения социального страхования и обеспечения, социальный налог, социальные взносы, финансирование.

Несмотря на различия в практике социального страхования и обеспечения разных стран в современной литературе выделяют три модели: модель Бевериджа, Бисмарка и Шведская модель.

Модель английского экономиста У. Г. Бевериджа предполагает государственное перераспределение доходов посредством взимания налогов и проведения целевых государственных социальных программ, охватывающих всех граждан. Она сочетает обеспечиваемый государством минимальный уровень социальной защиты с дополнительным обязательным профессиональным и добровольным личным страхованием. Беверидж считал, что за счет страховых взносов должны финансироваться только программы дополнительного страхования, а основные программы за счет налоговых поступлений в государственный бюджет [1, 55].

В США в целях финансирования системы социального страхования кроме основных налогов (Налог на прибыль в размере 40%, НДФЛ -39,6% и другие) взимается социальный налог (Federal Insurance Contributions Act Tax) в равных долях с работников и работодателей (по 6,2% с каждого). Самозанятые лица уплачивают социальный налог в полном размере (12,4%). Работники и самозанятые лица могут платить взносы по федеральной программе добровольного медицинского страхования «Медикэр» (Medicare) в размере 2,9% либо 0,9% в зависимости от предоставляемых услуг. Максимальная сумма облагаемого социальным налогом дохода на данный момент установлена в размере 117000 долларов в год (9750 долларов в месяц) [3].

Все отчисления социального налога аккумулируются Налоговым Управлением (Internai Revenue Service) и направляются в соответствующий фонд:

- Федеральный целевой фонд пенсионного страхования по старости и потере кормильца (Federal Old-Age and Survivors Insurance Trust Fund);

- Федеральный целевой фонд страхования на случай инвалидности (Federal Disability Insurance Trust Fund);

- Федеральный целевой фонд медицинского страхования (Federal Hospital Insurance Trust Fund);

- Федеральный целевой фонд дополнительного медицинского страхования (Federal Supplementary Medical Insurance Trust Fund).

Контроль над всей системой осуществляет Государственное управление социальной защиты (United States Social Security Administration) [4].

По объему привлекаемых средств самой крупной программой является Программа пенсионного страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца (Old-Age, Survivors and Disability Insurance Federal Program). Также действуют следующие программы:

- Программа временной помощи нуждающимся семьям (Temporary Assistance for Needy Families);

- Программа медицинского страхования для пожилых и инвалидов (Medicare);

- Программа медицинской помощи гражданам с низким уровнем дохода (Medicaid);

- Программа медицинского страхования детей (Children's Health Insurance Program);

- Программа дополнительного социального дохода (Supplemental Security Income) и др. [5].

Рассматривая модель Бисмарка, отметим обязанность работодателей, наряду с работниками, платить в кассу взаимопомощи страховые взносы на паритетной основе. Это максимально учитывает природу трудовых отношений, предназначение обязательного социального страхования состоит в сохранении для застрахованных работников достигнутого уровня и качества жизни, социального статуса при наступлении страховых случаев. Социальное страхование, организованное по этой модели основывается на профессионально-трудовой социальной солидарности, что позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы, и которые не являются государственной собственностью. Данная модель характеризуется демократичностью управления и прозрачностью финансовых потоков. Товарищества взаимного страхования действуют на основе самоуправления, самофинансирования и некоммерческого хозяйствования под государственным правовым контролем. В этих товариществах ключевую роль играют работодатели и работники. Таким образом, финансирование социальных программ осуществляется с помощью особых отчислений

работающих слоев населения и эти программы распространяются исключительно на них [2].

Модель Бисмарка находит свое отражение в экономике Германии. Здесь обязанность по компенсации производственных несчастных случаев не входит в сферу государственной ответственности, а возлагается на особые структуры - некоммерческие корпорации «публичного права», но которые осуществляют свою деятельность под контролем государственных органов. То есть эта модель сочетает в себе принципы и государственной и частной форм социальной защиты [6].

В Германии существуют следующие учреждения социального страхования и обеспечения:

1. Кассы медицинского страхования (Krankenkassen):

a) Всенародные местные медицинские кассы (Allgemeine Orstkrankenkassen);

b) Профессиональные медицинские кассы (Betriebskrankenkassen);

c) Медицинские кассы ремесленников (Innungskrankenkassen);

d) Прочие кассы (Ersatzkassen).

2. Кассы страхования на случай возникновения необходимости в уходе (Pfegekassen);

3. Организации пенсионного страхования (Rentenversicherungsträger):

a) Федеральная организация пенсионного страхования (Deutsche Rentenversicherung Bund);

b) Местные пенсионные фонды (Regionalträger);

c) Пенсионные фонды для шахтеров и моряков (Rentenversicherung Knappschaft-Bahn-See).

4. Организации обязательного страхования от несчастных случаев (Unfallversicherungsträger):

a) Коммерческие профессиональные ассоциации (Berufsgenossenschaften);

b) Муниципальные страховые ассоциации (Gemeindeunfallversicherungsverbände);

c) Федеральный фонд страхования от несчастных случаев (Unfallkasse des Bundes) [7].

Федеральная организация пенсионного страхования является государственной корпорацией с самоуправлением. Кассы медицинского страхования являются некоммерческими негосударственными организациями. Все учреждения социального страхования и обеспечения подлежат надзору со стороны государственных ведомств [6].

Система социальной защиты Германии финансируется в основном за счет страховых взносов. Несмотря на формальный паритет, большую часть взносов платит работодатель. Только взносы на пенсионное страхование (по 9,45% каждый), страхование на случай необходимости в уходе (по 1,025%

каждый) и на страхование на случай безработицы (по 1,5%) работодатель и работник платят поровну (итого по 11,975% каждый). Взносы на страхование от несчастных случаев платит только работодатель (ставка зависит от класса опасности). При этом максимальная сумма облагаемого взносами дохода в Германии составляет 4462,5 евро в месяц [8].

Современная система социального страхования Франции имеет характер компромисса между моделью Бевериджа и Бисмарка. При ее финансировании сочетаются страховые взносы и социальный налог. Наряду с общими схемами социального страхования в стране функционируют множество дополнительных профессионально-отраслевых систем.

Система социального страхования и обеспечения Франции состоит из следующих элементов:

1. Национальный фонд медицинского страхования работников (CNAMTS) и Первичные медико-страховые фонды (SPAM).

Национальный фонд медицинского страхования определяет на государственном уровне политику медицинского страхования, регулирует деятельность фондов первичного медицинского страхования. Национальный фонд медицинского страхования является публичным административным учреждением с финансовой автономией;

2. Национальный фонд семейных пособий (CNAF), состоящий из сети местных представительств (CAF). Национальный фонд семейных пособий - специфическая организация, орган проведения демографической политики государства;

3. Национальный фонд пенсионного страхования работников (CNAVTS);

4. Союз поступления взносов на социальное обеспечение (URSSAF) - учреждение, ответственное за сбор социальных взносов;

5. Центральное управление социальной защиты (ACOSS) [9].

Взносы рассчитываются на основе процентных ставок,

устанавливаемых на национальном уровне и уплачиваются частично работодателями и частично работниками. Все граждане Франции обязаны уплатить Общий социальный взнос (CSG) в размере 7,5% от доходов и Взнос в погашение социальной задолженности (CRDS) в размере 0,5%. Взносы на страхование от несчастных случаев платит только работодатель по ставке 5,25%. Максимальная сумма облагаемого взносами дохода составляет 3129 евро в месяц.

Кроме основных во Франции существуют обязательные дополнительные системы социального страхования, функционирующие на основе межпрофессиональных национальных соглашений.

Большая часть обязательных дополнительных систем страхования по старости сосредоточена в рамках 2-х фондов:

1. Ассоциация режимов дополнительных пенсий (ARRCO);

2. Всеобщая ассоциация пенсионных учреждений (AGIRC).

Эти фонды финансируются за счет обязательных взносов работодателей и работников (4,58% и 3,05% в ARRCO, 12,8% и 7,75% в AGIRC) [10]. Таким образом, в системе социального страхования Франции тесно переплелись элементы моделей Бисмарка и Бевериджа.

И наконец, рассмотрим Шведскую модель. Ее отличительной чертой является финансирование социальных расходов за счет всех налоговых доходов государственного бюджета, прогрессивная налоговая система, приоритет принципов равенства и солидарности в осуществлении социальной политики, централизованное государственное регулирование.

Необходимым элементом в такой системе выступает государство, берущее на себя функции перераспределения социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Дороговизна подобной системы в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищённости населения [2, 56].

Социальная система страхования охватывает практически всех, кто живет и работает в Швеции. Ответственными государственными органами в этой области являются Шведское агентство социального страхования (Försäkringskassan) и Шведское пенсионное агентство (Pensionsmyndigheten).

Шведская инспекция социального страхования (Inspektionen för socialförsäkringen) отвечает за эффективность процесса социального страхования посредством системных проверок и надзора. Это независимый наблюдательный орган.

Шведская система социального страхования и обеспечения подпадает под юрисдикцию Министерства здравоохранения и социальных дел (Socialdepartementet) и Министерства занятости (Arbetsmarknadsdeparte-mentet) [11].

Система финансируется за счет налогов и взносов работодателей. Работодатели платят страховые взносы в размере 31,42% от фонда заработной платы, самозанятые лица платят страховые взносы в размере 28,97% от своих доходов. Работники платят взносы только на пенсионное страхование в размере 7% от заработной платы, но не более 2570,26 шведских крон (281,96 евро) в месяц. Эти взносы покрывают около 60% всех страховых расходов. Остальные 40% расходов финансируются за счет налогов.

Налогообложение в Швеции является относительно высоким. К примеру, НДФЛ в 2014 году установлен на уровне 57% (максимальный уровень был зафиксирован в 1996 году со ставкой 61,4%, а минимальный размер в 2000 году - 51,5%). Налог на прибыль организаций и НДС составляют 22% и 25% соответственно. При этом установлено большое количество местных налогов [12].

Значительная роль дотаций из государственного бюджета в систему обязательного социального страхования объясняет активную роль

государства в функционировании этой системы, деятельность которой находится под строгим государственным контролем.

Итак, мы рассмотрели три различные модели организации системы социального страхования и обеспечения. Но это модельное деление имеет лишь условный характер, так как во многих странах сложился гибридный тип социального страхования. Каждое государство с учетом уровня социально-экономического развития, национальных традиций может определять цели социального страхования исходя из одной модели, а пути их достижения из другой. Например, положительные и отрицательные стороны взаимодействия моделей Бисмарка и Бевериджа хорошо видны в системе Франции. На данный момент на европейском континенте доминирует модель Бисмарка.

В настоящее время в системах социального страхования развитых стран наблюдаются следующие тенденции:

1. Замещение государственного обеспечения социальным страхованием;

2. Стабильный рост объемов социальных расходов;

3. Уменьшение государственного вмешательства, усиление роли регионального и корпоративного уровней;

4. Снижение ставок страховых взносов с ростом заработной платы работников.

Существующие сегодня во многих странах системы социального страхования основаны на единстве и взаимодействии обязательных и добровольных систем страхования.

Использованные источники:

1. Лушников А. М. Курс права социального обеспечения [Текст] / учебник / А. М. Лушников, М. В. Лушникова. - М.: Юстицинформ, 2009. - 656 с.

2. Якунин В. И. Социальное измерение государственной экономической политики [Текст] / учебник / В. И. Якунин, В. Д. Роик, С. С. Сулашкин. - М.: Издательство «Экономика», 2007. - 208 с.

3. Federal Income Tax Rates [Electronic resource] / Tax Planning U.S. - Mode of access: http://taxes.about.com/od/Federal-Income-Taxes/fl/Federal-Income-Tax-Rates-for-the-Year-2014.htm - 27.05.2014.

4. Social Security in the United States: Overview and Outlook [Electronic resource] / United Nations Publication. - Mode of access: http://www.eclac.cl/publicaciones/xml/0/27160/lcw89i.pdf - 26.05.14.

5. Social Security Programs in the United States [Electronic resource] / Official Social Security Website. - Mode of access: http://socialsecurity.gov/policy/docs/progdesc/sspus/index.html - 26.05.2014.

6. Soziale Sicherheit in Deutschland [Electronic resource] / Die Deutsche Sozialversicherung. - Mode of access: http://www.deutsche-sozialversicherung.de/index.html - 29.05.2014.

7. Sozialversicherung [Electronic resource] / Portal für Finanzen und Versicherungen. - Mode of access: http://www.cecu.de/sozial versicherung.html -29.05.2014.

8. Sozialversicherungsbeiträge 2014 Beitragssatz [Electronic resource] / Ratgeber für Finanzen, Steuer, Lohn und Gehalt. - Mode of access: http : //www.imacc.de/lohnabrechnunggehaltsabrechnung/sozialabgabenarbeitgeber /sozialversicherungbeitraege2010/index.html - 29.05.2014.

9. The French Social Security System [Electronic resource] / Centre des Liaisons Européennes et Internationales de Sécurité Sociale. - Mode of access: http://www.cleiss.fr/docs/regimes/regime_france/an_index.html - 28.05.2014.

10. French Social Security Contributions and Organisations [Electronic resource] / The global expat network FRANCE. - Mode of access: http://france.angloinfo.com/money/social-security/ - 28.05.2014.

11. Social insurance in Sweden [Electronic resource] / Regeringskansliet -Government Offices of Sweden. - Mode of access: http : //www.government. se/sb/d/15473/a/183495 - 05.06.2014.

12. Belopp och procent - inkomstâr 2014 [Electronic resource] / Skatteverket -Sweden Tax Agency. - Mode of access: http://www.skatteverket.se/privat/skatter/beloppprocent/2014.4.46ae6b26141980f 1e2d4366.html - 05.06.2014.

Салихьянов Д. И студент 2 курса Шапошникова Р.Р. ассистент кафедра ГМУ и права ФГБОУВПО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО

ДОКУМЕНТООБОРОТА

Современный этап системных преобразований в России связан с развитием процессов информатизации общества. Именно информационные технологии послужили высокому уровню информатизации общества.

Одним из основных направлений развития информационных технологий являются системы управления, которые применяются для автоматизации таких задач, как управление производством, учетом, кадрами, финансами и информационными ресурсами.

Актуальная проблема это внедрение системы электронного документооборота. Многие сотрудники не готовы к внедрению новых технологий. Эта проблема может завести в тупик весь процесс внедрения. Множество организаций давно внедряют электронный документооборот, тем самым облегчают работу.

Основная задача системы не в отказе от бумаги, а в ускорении процессов обмена документами между руководителями и исполнителями, в контроле исполнения заданий, в предоставлении актуальной информации о документах. Для улучшения качества работы с электронными документами разрабатываются различные программы. Внедрение электронного документооборота позволит: сократить время на поиск необходимых документов; перевести бумажный архивный фонд постоянного срока хранения в электронный вид; автоматизировать и унифицировать деятельность работников архива и других делопроизводственных структур.

Также, проводя ряд мероприятий, решается проблема внедрения. Внедрять новые технологии нужно постепенно, что бы сотрудники могли легко понимать всю систему электронного документооборота. Проводить семинары и презентации, обучать всем обновлениям, открыть курсы. Назначить заместителя по информационным технологиям, который будет заниматься внедрениями, обновлениями и мероприятиями, также помогать и поддерживать отстающим.

Переход полностью к электронному документообороту будет отличным решением организации. Система электронного документооборота - это всегда актуальные и своевременные данные. В результате информационные потоки внутри компании значительно ускоряются, и сокращается количество ошибок при принятии управленческих решений. Это становится возможным благодаря тому, что в отличие от других корпоративных систем электронный документооборот обычно касается практически всех сотрудников, так или иначе работающих с компьютером, что позволяет повысить общий уровень организации предприятия.

В завершение хочется отметить, что, несмотря на проблемы внедрения, система электронного документооборота находит все более широкое применение, так как повышается скорость и качество обслуживания клиентов за счет ускорения движения информационных потоков и четкого контроля всех процессов.

Использованные источники:

1. Филенко, Е.Н. Развитие понятия «документ» с внедрением новых информационных технологий / Е.Н. Филенко// - Делопроизводство. - 2013.

2. Анодина, Н. Н. Документооборот в организации : практическое пособие / Н. Н. Анодина. - М. : Омега-Л, 2012

3. Смирнова Г. Н. Электронные системы управления документооборотом

4. Майкл Дж. Д. Саттон. Корпоративный документооборот. Принципы, технологии, методология внедрения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Независимый портал о СЭД - www.doc-online.ru

Салогуб А. М., д.с. н.

доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.