Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний: законодательство зарубежных стран
Мамаев Энвер Азаматович
аспирант, кафедра истории общественных движений и политических партий, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, mamaev.enver@bk.ru
В статье дан анализ системе страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в зарубежных странах. Выделено три основные модели социального страхования: германская модель, британская модель, частно-корпоративная модель. Каждая страна формирует свою систему социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, но в соответствие с международным законодательством. Наиболее стабильной и сбалансированной система страхования является в тех странах, где установлен государственный контроль страховых организаций или имеется развитая государственная система страхования. Отмечено, что государства стремятся защитить своих граждан, гарантируя им компенсации за травму на производстве. В России проблема социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний так же актуальна. В работе дан анализ отношения российских партий к вопросу страхования. Ключевые слова: социальное страхование, профзаболевание, германская модель, британская модель, частно-корпоративная модель, социальные тарифы, МОТ.
Система страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний возникла в зарубежных странах в XIX веке. Первой страной, где начали выплачивать компенсацию за производственные травмы, была Германия, в 1884 году там было принято новое социальное законодательство. Немецкая система страхования получила название Модель Бисмарка, так как в период правления Отто фон Бисмарка социальное законодательство было принято.
К концу XIX века законы о социальном страховании от несчастных случаев были приняты в следующих европейских странах:
1887 г. - Австрия;
1894 г. - Норвегия;
1895 г. - Финляндия.
На сегодняшний день программы страхования работников имеются в 165 странах мира[3, с.12]. Координацией деятельности национальных систем страхования занимается Международная Организация Труда (МОТ). Однако каждая страна реализует свою систему страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и имеет собственную законодательную базу. Наиболее востребованными в мире являются германская модель Бисмарка, британская модель и частно-корпоративная модель Дании[6].
Обязательное страхование от несчастного случая в Германии предусматривает следующее[6]:
1.Если работник получал производственную травму, ему должна быть оказана первая медицинская помощь и последующее лечение в медицинском учреждении;
2.Оказание финансовой помощи самому пострадавшему и его семье;
3.Страховые взносы по страхованию от несчастного случая оплачивает работодатель.
Важной задачей страховых компаний Германии является предотвращение несчастных случаев на производстве и быстрая реабилитация пострадавшего. Поэтому компании по страхованию формируют систему тарифов и предусматривают премиальные выплаты за недопущение страховых случаев. Используются и неэкономические стимулы для предприятий в целях работы их без производственных травм, например, предоставление услуг по консультированию или обучению работников[9].
В Великобритании страхованием занимается государство, Департамент труда и пенсий занима-
ем
и *
о х
а
а
и о т
V
сч сч о
СЧ
ется выплатой пособий и компенсаций травмированным на производстве. Существуют два типа выплат, травмированным на производстве:
- по временной нетрудоспособности;
- по инвалидности.
Выплаты осуществляются из государственных средств и не связаны с конкретным работодателем. Поэтому, как правило, пострадавший, получив компенсацию за причинённый вред от государства, обращается в суд, чтобы получить компенсацию и с работодателя за полученную травму или профзаболевание.
Частно-корпоративная система страхования применяется в таких странах, как Дания, Нидерланды, Бельгия, Испания, Финляндия. Частные коммерческие компании занимаются профессиональным страхованием наряду с другими видами страхования[9].
В Финляндии страхование от несчастного случая регулируется Законом о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний, который принят в 2015году, а действует с начала 2016[10].
Под действие закона попадают все трудящиеся, за исключением спортсменов и тех, кто занят в сельском хозяйстве.
В Дании так же страхование охватывает всех работников. Под обязательное страхование попадают не только работники предприятий, но и работающих в сфере частных услуг. В соответствии с законом о страховании от несчастных случаев выделяют следующие формы возмещения вреда[6]:
- компенсация при временной и длительной нетрудоспособности;
- различные формы реабилитации;
- пособия по случаю смерти работника, у которого есть иждивенцы.
Каждое государство устанавливает размеры страховых выплат. Например, в Польше страховые взносы уплачиваются работодателем и работником в следующей пропорции[2,с.56]:
- страхование инвалидности: работодатель платит 6,5%, работник - 1,5%;
- страхование по болезни: работник платит полностью 2,45%;
-страхование от несчастных случаев на производстве: полностью платит работодатель 0,67 -3,33%. Размер взноса зависит от вида деятельности.
Отдельно следует рассмотреть страхование от несчастного случая такой категории работников, как самозанятые, которых становится всё больше в зарубежных странах и в России. Самозанятые не имеют работодателя, поэтому участвуют в системе страхования добровольно, самостоятельно выплачивают страховые взносы. В Германии самозанятые выплачивают 50% страховых взносов[2, с.56].
Обязательное страхование в Германии для преподавателей не предусмотрено, они могут оформить страховку добровольно[12].
Каждое из государств, применяет свою систему тарифов. Так в азиатских странах Филиппинах,
Вьетнаме, Индии имеется система единых тарифов. В Индонезии и Китае — дифференцированные тарифы[12].
Немецкая страховая система устанавливает страховые тарифы в зависимости от того как предприятие соблюдает меры безопасности работников. В случае, если на предприятии имеются несчастные случаи, для него устанавливается более высокий тариф, при тяжёлых несчастных случаях применяется повышенный тариф. Поэтому немецкие работодатели стремятся соблюдать технику безопасности и предотвращать профилактические заболевания. В Германии от несчастного случая застрахованы все, кто имеет договор, в том числе и ученический[12].
Компенсации и пособия выплачиваются в соответствие с международным законодательством, а именно:
1. Конвенция 1952 г. - установила минимальные нормы социального обеспечения;
2. Конвенция МОТ 1964 г. - установила минимальные размеры компенсации при получении производственной травмы;
3. Рекомендация 2002 г. - сформирован перечень профессиональных заболеваний;
4.Конвенция 2006 г. - правила безопасности и гигиены труда.
В соответствие с рекомендациями МОТ каждая страна составляет свой список профессиональных заболеваний. Например, в Швеции список заболеваний включает перечень только инфекционных заболеваний. Все заявления о компенсации по случаю получения производственной травмы, рассматриваются индивидуально.
Во Франции принят строгий перечень профессиональных заболеваний. Специальным документом определены болезни и их симптомы, а также тип работы, которому противопоказаны данные забо-левания[9]. Возмещение вреда при потере трудоспособности в Германии происходит даже в том случае, когда работник нарушил технику безопасности, но не в том случае, когда нарушение было умышленным. Страховая выплата осуществляется вне зависимости от формального подтверждения работодателем наступления страхового случая. По закону работодатель не несёт ответственности за произошедший несчастный случай, но обязан обеспечить безопасные условия труда, и несёт ответственность за не обеспечение этих условий.
Среди азиатских стран особого внимания заслуживает опыт социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Республики Корея. В соответствие с новым законом в сфере защиты жизни и здоровья работников, принятым в 2008 году в Корее была разработана система помощи пострадавшим работникам, чтобы они как можно быстрее вернулись на производство. Занимается этим вопросом Корейская Служба компенсации и социального обеспечения (COMWEL). Разработанная этой организацией система помощи пострадавшим работникам
предусматривает не только компенсационные выплаты, но и медицинскую и профессиональную реабилитацию.
Под эгидой COMWEL созданы специальные реабилитационные центры, где проводится лечение пострадавших на производстве по индивидуальной программе. В центрах пострадавшим оказывается наряду с лечением психологическая помощь, в итоге многие пострадавшие после лечения и реабилитации возвращаются к трудовой деятельности
Следует отметить, что система реабилитации в Корее построена таким образом, что благодаря жёсткому контролю, лечение пострадавшим предоставляется своевременно, а качественная реабилитация позволяет быстро восстановить здоро-вье[9].
Вопрос Социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний является важным и для России, что подтверждается отношением к данной проблеме российских политических партий.
В.Л. Шаповалов на основании анализа политических программ российских партий, сделал вывод о степени интереса партий к социальным проблемам. В программе таких партий, как КПРФ, «Справедливая Россия», «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», «Коммунисты России» и «Родина» есть отдельный раздел, посвященный социальной политике. Есть такие разделы и в программах «Единой России» и «Патриотов России», но судя по структуре партийного документа, он не является приоритетным как для первых пяти партий. В программах партий ЛДПР и «Гражданская Платформа» отсутствует раздел, посвященный социальной проблематике, а партии «Яблоко», «Зеленые», «Партия Роста», «Гражданская Сила» социальными вопросами занимаются мало, несмотря на то, что соответствующие разделы в их программных документах есть, но конкретные мероприятия и предложения в них не обозначены^, с.60].
Вопросы социального страхования пытаются решить только несколько партий. Между тем, в российском обществе существует серьёзная проблема снижения доверия граждан к страховым организациям, что подтверждается данными, приведёнными в таблице 1 [1 ,с.19].
Таблица 1
2006 2017
Доверяют 16,40% 16,00%
Не доверяют 40,20% 44,70%
Соотношение 0,39 0,36
Из представленных данных таблицы видно, что уровень доверия граждан за десять лет уменьшился на 4,5%. Вполне очевидно, что данной проблемой следует заниматься всем политическим структурам.
Из политических партий наиболее продуманная политика в области страхования предлагается «Единой Россией». В Программном документе пар-
тии «Народной программе» было предложено многочисленные социальные выплаты, которые получают граждане, объединить и производить выплаты через «одно окно», что упростит саму процедуру получения компенсации гражданами[7]. Это предложение «единороссов» нашло воплощение в федеральном законе № 236-Ф3 «О Фонде Пенсионного и социального страхования Российской Федерации», принятом летом 2022 года. На основании закона два фонда объединяются в единый Социальный фонд России, работа которого начнётся с 1 января 2023 года.
Партия ЛДПР в 2021 году предложила реализовать проект «Социальное казначейство», которое занималось бы всеми социальными выплатами, что обеспечило бы адресность, комплексность и простоту получения социальной помощи[5].
Партия КПРФ обращает внимание на то, что различные внебюджетные фонды имеют одинаковые функции, поэтому их так же можно объединить. Перевод обслуживания граждан в электронной форме, повысит уровень обслуживания граждан, для работодателей упростится процедура уплаты страховых взносов и сдачи отчётности[8].
Следует отметить, что конкретных предложений по вопросам компенсаций за несчастный случай или профзаболевание в программах российских партий нет.
На основании проведённого анализа можно говорить, что каждое государство стремится защитить своих граждан, гарантируя им компенсации за несчастный случай или профзаболевание. Система социального страхования в зарубежных странах разная, наиболее сбалансированной она представляется там, где государство осуществляет контроль страховых компаний или само учреждает государственные страховые организации.
Законодательная база социального страхования основывается на международных актах МОТ, но имеет отличия в каждой отдельно взятой стране.
Литература
1. Козырева П.М., Смирнов А.И. Эволюция российских партий и ожидания общества//Власть. -2019.- № 2. Т.27. - С. 17-27.
2. Пьянова М.В. Зарубежный опыт налогового регулирования самозанятости // Налоги и налогообложение. - 2022. - № 2. - С. 47 - 71
3. Усиление роли программ страхования в предотвращении несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости/Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. - Москва: ILO, 2016.-56 с.
4. Шаповалов В.Л. Социальное благополучие граждан в программах российских политических партий//Вестник финансового университета. -2019. №2 - С. 58-69.
5. Исаев Р. Меры социальной поддержки должны стать доступнее.- URL: https://magadanmedia.ru/news/1316965/?from=68 (дата обращения: 16.10.2022).
U
и *
о х
а
а
а) о т
V
6. Международный опыт: основные модели социального страхования от профессиональных рисков в ведущих странах Европы. //Клинский институт охраны и условий труда. - 2020 - URL: <https://www.kiout.ru/info/publish/38039 (дата> обра-щения:15.10.2022)
7. Сайт Единая Россия URL: https://er.ru/activity/news/andrej-isaev-frakciya-edinoj-rossii-podderzhit-zakonoproekt-o-sozdanii-edinogo-fonda-pensionnogo-i-socialnogo-strahovaniya (дата обращения: 16.10.2022).
8. Сайт КПРФ. URL: https://kprf.ru/dep/gosduma/activities/211332.html (дата обращения: 16.10.2022).
9. International comparison of occupational accident insurance system // OSHwiki URL: https://oshwiki.eu/wiki/International_comparison_of_o ccupational_accident_insurance_system (дата обращения: 14.10.2022).
10. Työtapaturma- ja ammattitautilaki // Finlex URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/alkup/2015/20150459#Pidp4 48385120 (дата обращения: 14.10.2022).
11. Enhancing the return to work of workers with work-related injury or disease through the Workers' Compensation Rehabilitation Service: Rehabilitation for Korean workers // Good Practices in Social Security: 2018 // International Social Security Association URL: https://www.issa.int/documents/10192/20311277/2_no t-available_KWCWS-AFM-C0REE_2018_235513.pdf (дата обращения: 14.10.2022).
12. Überblick über die Unfallversicherung // Bundesministerium für Arbeit und Soziales URL: https://www.bmas.de/DE/Themen/Soziale-Sicherung/GesetzlicheUnfallversicherung/gesetzliche-unfallversicherung.html%3Bjsessionid%3D3D7F1DE9 5BEC62ABDA579B3068FB1AEB&xid=17259,157000 21,15700186,15700191,15700253,15700256,157002 59 (дата обращения: 16.10.2022).
Social insurance against accidents at work and occupational diseases: legislation of foreign countries
Mamaev E.A.
Moscow State University named after M.V. Lomonosov
The article analyzes the system of insurance against industrial accidents and occupational diseases in foreign countries. There are three main models of social insurance: the German model, the British model, and the private-corporate model. Each country forms its own system of social insurance against industrial accidents and occupational diseases, but in accordance with international legislation. The most stable and balanced insurance system is in those countries where state control of insurance organizations is established or there is a developed state insurance system. It is noted that states seek to protect their citizens by guaranteeing them compensation for injury at work. In Russia, the problem of social insurance against industrial accidents and occupational diseases is also relevant. The paper analyzes the attitude of Russian parties to the issue of insurance.
Keywords: social insurance, occupational disease, german model, british model, private-corporate model, social tariffs, ILO.
References
1.Kozyreva P.M., Smirnov A.I. The evolution of Russian parties and society's expectations // Power. - 2019.- No. 2. V.27. - S. 17-27.
2.Pyanova M.V. Foreign experience of tax regulation of self-employment // Taxes and taxation. - 2022. - No. 2. - P. 47 - 71
3.Strengthening the Role of Insurance Programs in the Prevention of Occupational Accidents and Diseases/ILO Decent Work Technical Support Unit and Office for Eastern Europe and Central Asia. - Moscow: ILO, 2016.-56 p.
4. Shapovalov V.L. Social well-being of citizens in the programs of Russian political parties // Bulletin of the Financial University. - 2019. No. 2 - S. 5869.
5.Isaev R. Social support measures should become more accessible. - URL: https://magadanmedia.ru/news/1316965/?from=68 (date of access: 10/16/2022).
6.International experience: main models of social insurance against occupational risks in the leading countries of Europe. //Klin Institute of Safety and Labor Conditions. - 2020 - URL: https://www.kiout.ru/info/publish/38039 (date of access: 10/15/2022)
7.United Russia website URL: https://er.ru/activity/news/andrej-isaev-frakciya-edinoj-rossii-podderzhit-zakonoproekt-o-sozdanii-edinogo-fonda-pensionnogo-i-socialnogo-strahovaniya (date of access: 10/16/2022).
8.Website of the Communist Party. URL: https://kprf.ru/dep/gosduma/activities/211332.html (date of access: 10/16/2022).
9.International comparison of occupational accident insurance system // OSHwiki URL:
https://oshwiki.eu/wiki/International_comparison_of_occupational_accide nt_insurance_system (дата обращения: 14.10.2022).
10.Tyotapaturma- ja ammattitautilaki // Finlex URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/alkup/2015/20150459#Pidp448385120 (date: 14.10.2022).
11.Enhancing the return to work of workers with work-related injury or disease through the Workers' Compensation Rehabilitation Service: Rehabilitation for Korean workers // Good Practices in Social Security: 2018 // International Social Security Association URL: https://www.issa .int/documents/10192/20311277/2_not-available_KWCWS-AFM-COREE_2018_235513.pdf (Дата обращения: 14.10.2022).
12. Overview of accident insurance // Federal Ministry of Labor and Social Affairs URL: https://www.bmas.de/ De/topics/social security/statutory accident insurance/statutory accident insurance.html%3d3d7f1DE95BEC62ABDA57B3068FB1AEB & XID = 17259.15700186.15700256,15700259
СЧ СЧ
о
сч