УДК 349.2:36(493) +340.5
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В БЕЛЬГИИ: ВОПРОСЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
© Чебунина Ж. В., 2011
В статье проводится правовой анализ системы социального обеспечения Бельгии, деятельности ее органов, сравнительный анализ некоторых элементов системы социального обеспечения и социального страхования Бельгии и Российской Федерации.
Ключевые слова: социальное обеспечение; социальное страхование; режимы социального обеспечения; социальные выплаты.
Социальная защита в европейских государствах достаточно привлекательна для проведения научных исследований, формирования правовых теоретических и практических знаний, в том числе с целью накопления необходимой базы для учебных курсов. Способствуют этому и развитая система социально-правовых отношений и, как следствие, уровень жизни, законодательство, облекающее в правовую форму особые институты, возникшие и сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Термин «protection» (фр.) используется в законодательстве Бельгии в значении «покровительство», «защита», «охрана». Теории права социальной защиты широко известен термин «protection sociale» — социальная защищенность [1]. Наряду с этим термином применяется понятие «социальное обеспечение» («securite sociale», фр.), обозначающее обязательную государственную (национальную и профессиональную) систему социального обеспечения граждан. В отличие от представленных понятий, термин «социальное страхование» («assurances sociales», фр.) включает в себя лишь систему распределения социальных рисков путем создания из взносов особых страховых фондов. Таким образом, положения отражают классический подход в отношениях по социальному обеспечению и представлены, в том числе, и в Российской Федерации.
За рубежом понятие «социальная защита» получило официальное закрепление в 40-х гг. прошлого столетия, далее распространилось в нормативных актах объединяющейся Европы. Как отмечал Антропов В. В. [2], не всегда усматривается различие
в объеме терминов «protection sociale» и «securite sociale». Однако категория социального страхования, включаясь в систему социальной защиты, является более узкой по смыслу.
Система социальной защиты Бельгии имеет два направления: так называемый классический сектор социального обеспечения — «securite sociale» и сектор социальной помощи — «l’aide sociale».
Социальная защита Бельгии в классическом понимании включает в себя следующие ветви: 1) пенсионное обеспечение по старости и оказание помощи пережившему супругу; 2) помощь, предоставляемая в случае безработицы; 3) страхование против несчастных случаев на производстве; 4) социальное страхование от профессиональных заболеваний; 5) семейные выплаты; 6) страхование от нетрудоспособности и инвалидности; 7) выплаты, связанные с ежегодным отпуском.
Кратко отметим, что, в отличие от российского законодательства, регулирующего систему отношений в сфере несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках единого правового института, бельгийская система права предусматривает разграничение, включая особые правовые требования к тому или другому случаю.
Для работников, самостоятельно обеспечивающих себя работой1, существуют, к тому же, социальное страхование на случай банкротства и режим выплаты пособий по социальному страхованию на случай родов или усыновления ребенка.
Второе направление — режим социальной помощи, устанавливает виды помощи
по остаточному принципу, который включает в себя: 1) выплаты гражданам, не имеющим средств к существованию; выплаты для обеспечения прожиточного минимума (так называемые восполняющие доходы «1е геуепи d’intёgration»); 2) гарантированные выплаты престарелым гражданам; 3) гарантированные семейные пособия; 4) пособия гражданам-инвалидам.
Единая система классического социального обеспечения распределена на режимы, предназначенные для реализации своих прав в рамках тех или отношений: 1) наемных работников, получающих заработную плату от работодателя; 2) независимых работников, самостоятельно обеспечивающих себя работой; 3) должностных лиц, государственных служащих, чиновников [3].
Формируясь под влиянием реформ немецкого канцлера Бисмарка, с одной стороны, и лорда У. Г. Бевериджа (английского политического деятеля и экономиста, одного из авторов реформы социального обеспечения), с другой, системы социальной защиты Бельгии и соседних с Бельгией стран восприняли положения двух вариантов.
Так, в соответствии с вариантами, предложенными Бисмарком, был создан механизм финансирования системы социального обеспечения за счет отчислений, производимых работниками и работодателями, при участии государства в системе выплаты пенсий. Получение социальных выплат было связано, прежде всего, с заработной платой, и эта связь определяла гарантию поддержания жизни на надлежащем уровне, если наступают обозначенные риски. Также к заслугам Бисмарка в определении места в системе социальной защиты Бельгии можно отнести основные принципы солидарности трудящихся граждан.
Роль нововведений лорда Бевериджа заключается в расширении сферы участия в системе социального обеспечения граждан, не ограничиваясь только гражданами, получающими зарплату. За счет налогов появилась возможность предоставить обеспечение всем гражданам, независимо от занятости в случае болезни, безработицы, старости и других рисков.
Так, например, пенсионное обеспечение определяется в зависимости от произведенных выплат (по Бисмарку), в то же время все граждане имеют право на получение выплат с целью покрытия расходов на госпитализацию (основываясь на предложениях
Бевериджа). Также в формировании социальной защиты Бельгии к заслугам Бевериджа, безусловно, можно отнести социальную помощь. Именно сочетание признаков двух систем позволяет говорить о силе и эффективности системы социального обеспечения Бельгии.
Организация системы социального обеспечения Бельгии зависит от наличия особых режимов, к которым относятся:
1) режим для работников, получающих заработную плату;
2) режим для граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой;
3) режим для должностных лиц, служащих государственных органов.
Для режима социального обеспечения работников, получающих заработную плату, — самой многочисленной группы из всех режимов по составу участников, государство в лице Национального ведомства социального обеспечения (l’ONSS — l’Office national securite sociale) организует процесс сбора платежей с работников и работодателей. Для взимания платежей создаются специальные институты: Национальное ведомство семейных пособий для наемных работников (ONFTS — l ’ Office national des allocations familiales des travailleurs salaries), Национальное ведомство занятости (ONEM l’Office national de l’emploi), Национальное пенсионное ведомство (ONP l’Office national de pensions), Национальное ведомство страхования от болезни и инвалидности (INAMI l’Institute national d’assurance maladie — invalidite), Фонд несчастных случаев на производстве (FAT le Fond des accidents du travail), Фонд профессиональных заболеваний (FMP le Fond des maladies professionnelles) [4].
То, что касается независимых (ненаемных) работников, они застрахованы во всех пяти направлениях (ветвях) социального обеспечения, включая случай необходимости получения медицинской помощи, случай нетрудоспособности или инвалидности, страхования на случай материнства, получения семейных пособий, необходимости пенсионного обеспечения, несостоятельности (банкротства).
Независимые работники являются участниками государственной системы и вносят платежи в Национальную кассу социального страхования для граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, или в Национальные кассы дополнительного соци-
ального страхования, организованные для этой же категории работников. Они управляются Национальным институтом социального страхования работников, самостоятельно обеспечивающих себя работой (INASTI l’ Institute National d’Assurance Social pour Travailleurs Indйpendants)2.
Кассы несут обязанность перед участниками в части определенных выплат, в частности, обязанность предоставить семейные выплаты, помощь в связи с материнством, страховые выплаты в случае банкротства и безусловное пенсионное обеспечение.
Национальный институт социального страхования независимых работников (l’INASTI) обязан формировать, в конечном итоге, поступления и координировать выплату пособий (кроме выплат на случай болезни и инвалидности).
Режим для функционеров (государственных служащих и должностных лиц) представлен двумя направлениями: для персонала местных органов и провинций и для остальных. Для обеспечения первой категории создано Национальное ведомство социальной защиты для администраций местного уровня и провинций (l’Office national securite sociale pour les administrations provinciales et locales).
Для других должностных лиц властный орган действует так же, как и работодатель, несет ответственность за уплату взносов, за исключением взносов на оказание медицинской помощи, так как именно эта сфера для государственных служащих и должностных лиц едина с системой трудящихся граждан, получающих заработную плату.
В Хартии социального страхования 1997 г. [5] закреплены важные принципы формирования прав и обязанностей граждан, пользующихся социальным страхованием и вступающих в отношения с учреждениями социального обеспечения. В частности, к ним относят такой принцип, который закрепляет обязанность учреждения социального обеспечения информировать население как можно яснее о его правах в данной сфере. Раскрывается данный принцип, с одной стороны, как предоставление гражданину возможности задать любой специфический вопрос в учреждении со специальной компетенцией, с другой стороны, учреждения обязаны равным образом проявлять инициативу по доведению информации до населения.
Система информирования граждан функционирует на всех уровнях и очень
эффективна. Организованы пункты информации в рамках работы центров социальной защиты (Openbaar Centrum voor Maatschappelijk Welzijn — OCMW [6]), многочисленные интернет-сайты официальных учреждений, раскрывающие структуру и суть работы, информационные центры для молодежи, обучающие семинары по правам и обязанностям. В Бельгии работает качественная система оповещения через все средства связи, в виде предоставления брошюр, рекламных социальных проспектов с адресами и телефонами учреждений, куда каждый гражданин вправе направить запрос по интересующему его вопросу. Если гражданин имеет право на получение социального обеспечения, учреждение в некоторых случаях будет обязано его предоставить без запроса.
Органы социальной защиты должны ответить в максимально короткие сроки на запросы о предоставлении выплат. Решение должно быть принято не позже, чем через 4 месяца, чтобы затем соответствующая сумма была выплачена в следующие 4 месяца. В случае задержки учреждение должно оплатить получателю помощи проценты в качестве ответственности за несвоевременное выполнение обязанности.
Соответствующее учреждение должно собрать для принятия решения по предоставлению выплат в рамках социального страхования информацию об условиях, мотивах получения, реквизиты документации. Существует трехмесячный срок для обращения с жалобой на действия учреждения в суд. В большинстве случаев вопросы рассматривает специальный трудовой суд.
Финансирование системы социального обеспечения зависит от режима, в котором гражданин имеет право на предоставление помощи. В режиме для наемных работников финансовая база формируется за счет работодателей, уплачивающих взносы. Нужно отметить, что, начиная с 1994 г., взносы были зафиксированы для каждой ветви системы социального обеспечения отдельно. Ранее Национальное ведомство социального страхования направляло средств напрямую в различные институты, которые управляли той или иной группой отношений, необходимые суммы, корреспондирующие фиксированной расценке для каждой ветви социального обеспечения.
С января 1995 г. было введено единое финансовое управление средствами соци-
ального обеспечения. Это управление осуществляется в рамках направлений (ветвей) социального обеспечения в связи с их потребностями в средствах, а также в зависимости от фиксированного процента. В законодательстве Бельгии существует разница в режимах рабочих и служащих. Для служащих ежегодный отпуск оплачивается напрямую работодателем, тогда как для рабочих работодатели вносят в виде специальных социальных взносов суммы в Национальное ведомство ежегодных отпусков или в кассы отпускных выплат и в Национальное ведомство социального обеспечения.
Реализация права на отпускные выплаты в Бельгии является специфичной даже для Европы; данная особенность сложилась вследствие исторического развития института оплачиваемого отпуска. Система выплат, связанных с отпуском, в Бельгии находится в рамках регулирования права социального обеспечения, а не трудового права, как это классически регулируется во многих странах, в том числе в Российской Федерации.
Взносы в систему социального обеспечения производятся как работниками, так и работодателями, в некоторых случаях — только работодателем, например в отношении несчастных случаев на производстве и взносов на случай профессиональных заболеваний. Практически равны им взносы в отношении получения медицинской помощи, близки по размеру и платежи на пенсионное обеспечение. В совокупности взносы на социальное обеспечение составляют немногим больше, чем процентный показатель в Российской Федерации.
Существует некоторая двойственность в определении гётипёгаНоп —вознаграждения за труд, и определении взносов, которые должны быть сделаны для выплат пособия в связи с отпуском. В соответствии с трудовым законодательством Бельгии «заработная плата — это любая выгода, предоставляемая в денежном выражении, или которая может быть оценена, предоставленная работодателем своим работникам, как встречное удовлетворение выполненной работы, определенной договором найма труда, в котором работодатель имеет право определять его занятие, как непосредственно, так и опосредованно».
Из этого вытекает то, что комиссионные, премиальные, натуральные выплаты равным образом должны включаться в катего-
рию заработной платы, и с этих сумм также должны отчисляться взносы. Учитывая понятие «вознаграждение за труд», взносы отчисляются практически с любой получаемой работником суммы.
Также законодатель устанавливает различные меры — льготы работодателям, в виде снижения сумм платежей на социальное страхование. Такое снижение предоставлено работодателям в части заключения трудовых договоров с определенными группами работников, например, такими как престарелые работники, как занятые по долгосрочным договорам, как работники, впервые принимаемые на работу, молодыми специалистами. Такие же меры предусмотрены для работодателей, которые используют меру снижения рабочего времени на своих предприятиях до четырех рабочих дней в неделю. Существует система структурного снижения платежей на социальное страхование с целью увеличения конкурентоспособности предприятий.
Однако нагрузку социального страхования несут не только сами работодатели и работники, получающие заработную плату. Государство ежегодно уплачивает фиксированную сумму в Национальное ведомство социального обеспечения. Так, например, в 2007 г. эта сумма превысила 5,5 млн евро [7].
Наряду с системой классического финансирования социального обеспечения существует и система альтернативного финансирования. Цель у такого финансирования двойная, а именно, ограничить субсидии государства и понизить взносы по социальному страхованию. В случае применения налога на занятость, альтернативные средства существенно обогащают фонд социального обеспечения. В 2007 г. около 9,5 млрд евро поступило на социальное обеспечение от работников, получающих заработную плату, и 422 млн от работников, самостоятельно обеспечивающих себя работой [8].
Лица, которые осуществляют свою индивидуальную деятельность и, одновременно с ней, деятельность активного характера, например, наем работников, так же, как работающие пенсионеры, не платят взносы или платят их в уменьшенном размере, если только ежегодная сумма их дохода не превосходит некоторой ежегодной зафиксированной суммы.
Для государственных служащих, должностных лиц, которые не являются служащими областных и местных органов управ-
ления, органы власти действуют как работодатели, которые финансируют социальные институты. Такие служащие не должны уплачивать персональные страховые взносы на пенсионное обеспечение и платежи, направляемые для оплаты получения медицинской помощи. В отношении граждан-служащих областных и местных органов управления работает особое подразделение Национального ведомства социального обеспечения.
В качестве общего вывода можно сказать, что работники администраций, принятые по трудовому договору, находятся в том же режиме, что и работники по трудовому договору, получающие заработную плату и не относящиеся к служащим.
Обязательным условием рассматриваемой Хартии является принцип закрепления бельгийского режима социального страхования граждан. Раскрывается данный принцип в том, что режим социального страхования установлен в отношении тех, кто работает а Бельгии, получает заработную плату по трудовому договору у работодателя, созданного и осуществляющего деятельность в Бельгии. Социальное страхование применяется совместно работниками и работодателями, связанными между собой трудовым договором. Наличие контракта является первостепенным условием. Бельгийский режим социального страхования работников имеет публичный характер и не может быть нарушен соглашениями частных лиц.
Практически все международные конвенции Евросоюза предполагают возможность отделить работников, получающих заработную плату, от системы национального социального обеспечения. Суть такого «отделения» заключается в разрешении работодателю, отправляющему работника, занятого на его иностранном предприятии, с целью трудоустройства на короткий срок (в частности, в государства, с которыми Бельгия подписала соглашение на предмет социального страхования) не оплачивать взносы в специальные учреждения. В течение такого отделения наемный работник по месту проживания (пребывания) прикрепляется к тому режиму социального страхования, к которому он был причислен перед откреплением.
Большое развитие в бельгийском законодательстве получили семейные выплаты, на которые имеют право работники, работаю-
щие по трудовому договору, так же как и независимые работники. Их значимость неоспорима. Если эти граждане не могут получать семейные пособия в каком-либо национальном режиме Бельгии, иностранном или международном режиме, они могут сделать запрос на «предоставление семейных гарантий» в режиме социальной помощи.
Семейные выплаты весьма многообразны и включают в себя обычные семейные пособия, пособия для сирот, фиксированные семейные пособия для детей, имеющих одного кормильца, дополнительные пособия (социальные пособия для детей с расстройствами здоровья или инвалидностью, пособия, выплачиваемые в связи с достижением возраста, в связи с потерей одного кормильца), пособия в связи с рождением и периодом адаптации после рождения.
В режиме семейных выплат представлены три категории субъектов. Первый — это субъект, деятельность которого позволяет получить и реализовать право семейного пособия, в частности, в связи с получением заработной платы, осуществлением деятельности в качестве независимого работника или выполнением государственной службы.
Право на семейные выплаты обычно связано с обездоленностью, вдовством; также выплаты предоставляются студентам, учащимся, молодым гражданам, ищущим работу, гражданам, вступившим в отношения с предприятием в связи с получением образования, не способным к труду гражданам.
Важно указать, что определение получателя всегда происходит с учетом преимущественного права детей. Сущность этого заключается в том, что в системе независимых работников выплаты ниже для первого ребенка. Кроме того, мать, которая работает и получает зарплату, будет иметь приоритет перед отцом, который является самостоятельным работником, по крайней мере, если она работает больше чем полдня. Существует также при определенных ограничениях приоритетное право в классическом режиме работников, получающих заработную плату. Определение получателей — важный этап для выплаты семейных пособий. В классическом режиме работников все работодатели должны быть участниками касс семейных пособий.
Второй субъект — получатели выплат семейных пособий. В режиме для наемных работников семейные пособия выплачиваются матерям, детям, лицам, которые в
действительности несут обязанность по воспитанию и образованию детей. К таким субъектам могут относиться специализированные учреждения. В режиме независимых работников семейные выплаты выплачиваются в первую очередь отцу. Если будет выражена воля получателя, выплаты могут предоставляться и матери. Мать имеет приоритет в получении пособия в случае развода родителей.
Законодатель выделяет также и третьего субъекта, относя к нему детей-получателей. Прежде, чем получатель пособия сможет воспользоваться выплатами на ребенка, необходимо выполнить некоторые условия. Дети-получатели всегда должны иметь родительскую связь с получателем семейных выплат, с его супругом или с человеком, с которым он ведет фактическое домашнее хозяйство или живет совместно на законных основаниях.
Необходимо заметить, что семейные пособия не предоставляются на детей, которые обучаются вне государства. Дети-получатели (бельгийцы или иностранцы), которые обучаются в странах-участниках Евросоюза, могут получать семейные пособия в соответствии с законодательством Евросоюза. Дети-получатели (бельгийцы или иностранцы), обучающиеся в странах, с которыми Бельгия заключила соглашение о социальной защите, получают равным образом семейные пособия в соответствии с этими соглашениями.
Все виды социального обеспечения, объединенные в упорядоченную систему отношений, реализуемые на всех уровнях по территориальному признаку, а также благополучие жителей Бельгии позволяют говорить о правильном выборе государством механизмов реализации институтов социального обеспечения.
1. Гак В. Г., Гашина К. А. Новый французско-русский словарь. 10-е изд., стер. М., 2005. С. 850.
2. Антропов В. В. Социальная защита в странах Европейского Союза. История, организация, финансирование, проблемы. М., 2006. С. 9.
3. Indicateurs de Protection social en Belgique // Service Public Federal securite sociale Direction Generale Appui Strategique Decembre 2009. URL: http://www.socialsecurity.fgov.be/fr/nieuws-publi-caties/publicaties/workingpapers-beleidsondersteun-ing.htm
4. URL: http://ec.europa.eu/employment_social /soc-prot/missoc98/french/f_main.htm
5. Европейская Социальная Хартия ETS N 16З (Страсбург, З мая 1996 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://conventions.coe.int/
6. URL: http://www.ocmwbru.irisnet.be
7. La securite sociale en un clien d’oeil: Chiffres cles 2QQ8 // Service Public Federal securite sociale Centre Administratif Botanique / Editeur responsible Jan Berteles. URL: http://www.handicap. fgov.be/fr
8. Там же.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой в Бельгии, имеют несколько иной статус, чем лица-предприниматели в Российской Федерации. В своем правовом положении они практически уравнены с наемными работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.
2 Systeme mutual d’information sur la protection sociale. La protection sociale dans les Etats members de l’Union europeen, de l’Espace economique europeen et en Suisse.
Social Security of Belgium: Questions of the Comparative Law
© Chebunina Z., 2011
The article is devoted the legal analysis of system of social security of Belgium, activity of the State. The comparative analysis of some elements of social security system and social insurance of Belgium and the Russian Federation is spent.
Key words', social security; social insurance; regime of social security; welfare payment.