Научная статья на тему 'МОДЕЛИ НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ'

МОДЕЛИ НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
339
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
мультикультурализм / национальная идентичность / полиэтничность / полиязычие / независимость государства.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калиев Д.

Наследие Союза Советских Социалистических Республик состояло из многих проблемных вопросов, которые требовали немедленного современного решения в странах бывшего постсоветского пространства. Одной из главных проблем, была проблема нациестроительства и самоидентификации, которая была размыта процессами внедрения Союзом Советских Социалистических Республик по всей территории бывших республик своей концепции «советского гражданина», которая, в свою очередь, предполагала денационационализацию периферийных народностей Союза Советских Социалистических Республик и гегемоническую диктатуру русского языка. Целью данной статьи является определение и описание моделей нациестроительства в Республике Казахстан, которые применялись или прописывались в теории нациестроительства после обретения республикой независимости для сохранения национальной идентичности и самобытности. Методы, которые использовались в ходе написания статьи соответствуют как критериям общих научных исследований, так и критериям специальных исторических исследований: это исторический метод, историко-генетический метод, генетический метод, конструктивный метод, историко-типологический метод, историко-системный метод и историко-сравнительный метод, а также методы абстрагирования, мысленного моделирования, индукции и дедукции, анализа и синтеза. В результате исследования были определены и описаны такие модели нациестроительства Республики Казахстан как мультикультурализм, феномен «миграции столиц», который был создан в качестве способа решения кратковременных проблем в процессе строительства государства, а также найдены предпосылки для создания новой модели нациестроительства, которая основывалась на гражданской и этнической идентификации, необходимых для построения казахстанского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-40-47 NIION: 2018-0076-9/21-155 MOSURED: 77/27-023-2021-09-354

Досжан КАЛИЕВ,

докторант факультета философии и политологии, Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби, e-mail: d.kaliyev7554@nanyang-uni.com

МОДЕЛИ НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ

Аннотация. Наследие Союза Советских Социалистических Республик состояло из многих проблемных вопросов, которые требовали немедленного современного решения в странах бывшего постсоветского пространства. Одной из главных проблем, была проблема нациестроительства и самоидентификации, которая была размыта процессами внедрения Союзом Советских Социалистических Республик по всей территории бывших республик своей концепции «советского гражданина», которая, в свою очередь, предполагала денационационализацию периферийных народностей Союза Советских Социалистических Республик и гегемоническую диктатуру русского языка. Целью данной статьи является определение и описание моделей нациестроительства в Республике Казахстан, которые применялись или прописывались в теории нациестроительства после обретения республикой независимости для сохранения национальной идентичности и самобытности. Методы, которые использовались в ходе написания статьи соответствуют как критериям общих научных исследований, так и критериям специальных исторических исследований: это исторический метод, историко-генетический метод, генетический метод, конструктивный метод, историко-типологический метод, историко-системный метод и истори-ко-сравнительный метод, а также методы абстрагирования, мысленного моделирования, индукции и дедукции, анализа и синтеза. В результате исследования были определены и описаны такие модели нациестроительства Республики Казахстан как мультикультура-лизм, феномен «миграции столиц», который был создан в качестве способа решения кратковременных проблем в процессе строительства государства, а также найдены предпосылки для создания новой модели нациестроительства, которая основывалась на гражданской и этнической идентификации, необходимых для построения казахстанского общества.

Ключевые слова: мультикультурализм, национальная идентичность, полиэтнич-ность, полиязычие, независимость государства.

Annotation. The legacy of the Union of Soviet Socialist Republics consisted of many problematic issues that required an immediate modern solution in the countries of the former post-Soviet space. One of the main problems was the problem of nation-building and self-identification, which was blurred by the processes of the Union of Soviet Socialist Republics introducing its concept of a "Soviet citizen" throughout the territory of the former republics, which, in turn, assumed the denationalization of the peripheral peoples of the Union of Soviet Socialist Republics and the hegemonic dictatorship of the Russian language. The purpose of this article is to define and describe the models of nation-building in the Republic of Kazakhstan, which were applied or prescribed in the theory of nation-building after the republic gained independence to preserve national identity and originality. The methods that were used in the course of writing the article correspond to both the criteria of general scientific research and the criteria of special historical research: this is the historical method, the historical-genetic method, the genetic method, the constructive method, the historical-typological method, the historical-systemic method and the historical-comparative method, as well as methods of abstraction, mental modeling, induction and deduction, analysis and synthesis. The study identified and described such models of nation-building in the Republic of Kazakhstan as multiculturalism, the phenomenon of "migration of capitals", which was created as a way to solve short-term problems in the process of building a state, as well as found prerequisites for creating a new model of nation-building, which was based on civil and ethnic identification required to build a Kazakh society.

Key words: multiculturalism, national identity, polyethnicity, multilingualism, state independence.

Doszhan KALIYEV,

Doctoral Student of the Faculty of Philosophy and Political Science,

Al-Farabi Kazakh National University

MODELS OF NATION-BUILDING IN KAZAKHSTAN

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Введение

Разработка моделей нациестроительства в Республике Казахстан обрели свою популярность и значимость с момента выхода государства из состава Союза Советских Социалистических Республик (СССР) и провозглашения независимости. На протяжении долгого периода существования СССР культура Казахстана упрощалась под влиянием советского режима и все более русифицировалась, постепенно утрачивая свою самобытность. На момент обретения независимости большую часть правящих государственных должностей как в военном секторе, так и в аппарате управления, занимали русские [1]. Как отмечается в статье [2] в период СССР 90% всех офицеров Республики Казахстан были русскими. Их появление на территории Казахстана было обусловлено программами русификации, которые привели к тому, что на своих землях уже в 1959 году казахи составляли этническое меньшинство - всего 30% населения республики, а к 1962 году этот показатель упал до 28,9% [3]. Целью нациестроительства являлось искоренение последствий русификации, которая проводилась в СССР на территории Казахстана, а также решение вопроса полиэт-ничности государства, когда множество этнических групп без явного контроля государства представляют опасность для государственной целостности и могут в будущем дестабилизировать ситуацию внутри республики. В настоящей статье в качестве объекта исследования изучаются статистические материалы, которые дают возможность определить достижения нациестроительства за период независимости; проанализировать показатели развития самобытности казахского этноса после применения моделей нациестроительства, а также выделить этапы их внедрения - от декларативности и невыполнения требований до фактических результатов.

Актуальность статьи состоит в том, что со времен распада СССР и, соответственно, обретения республикой Казахстан независимости прошло не менее трех десятков лет, что является достаточным сроком для того, чтобы увидеть и оценить результаты заложенных еще в первых годах обретения независимости конституционных положений, программ и законов, принятых для старта процесса, обратного русификации - каза-хизации [4-6]. Именно сейчас является возможным на базе статистических данных различных социологических опросов, в том числе опросов об этнической принадлежности и языковых предпочтениях людей, проживающих на территории республики Казахстан, узнать, насколько эффективными оказались внедряемые государством и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

призванные восстановить нацию программы. Работы научных исследователей практически не затрагивают тему нациестроительства в Казахстане, а также моделей, которые там применяются, и именно в этом заключается новизна данной статьи. Поскольку раскрытая в этой статье тема имеет небольшое поле исследований, она нуждается в более детальном освещении и продуманном описании, которое позволило бы дополнить недостающую информацию о моделях нациестроительства в республике Казахстан.

Несмотря на то, что тема нациестроительства в республике Казахстан не изучена достаточно детально для того, чтобы считать ее исчерпанной, некоторые ученые проводили достаточно обоснованные исследования связанные, однако, в большей мере с самими историческими процессами, происходящими в ходе становления Казахстана вновь как национального государства.

Цель данной статьи - определить и описать модели нациестроительства в Республике Казахстан, которые применялись или прописывались в теории нациестроительства после обретения республикой независимости для сохранения национальной идентичности и самобытности.

Материалы и методы

В процессе изучения моделей нациестроительства в Республике Казахстан был применен такой метод исследования как анализ литературных источников. Были проанализированы научные статьи, а также было проведено сравнение статистических материалов и анализ исторических текстов. В процессе написания статьи использовались как общие методы научного исследования, так и специальные исторические методы. Специальные исторические методы дали возможность наиболее объективно взглянуть на ситуацию нациестроительства на начальных этапах независимости Республики Казахстан и наблюдать, а также прогнозировать результаты введенных реформ в виде имплементированных в конституционную составляющую теорий моделей нациестроительста. Исторический метод позволил в ходе исследования изучать и анализировать события в их хронологической последовательности, проводить четкие схемы причинно-следственных и связей и связывать события друг с другом на основании общего знаменателя. Также благодаря историческому методу стало возможным наблюдать развитие нациестроительства, его тенденции и поэтапные изменения в этническом составе общества в результате процессов внедрения его моделей в повседневную жизнь казахского народа. Историко-генетический метод, также использованный при исследовании материалов

на заданную тематику, позволил обнаружить и раскрыть изменения в реальности казахского народа, а также свойства и функции каждого определенного периода, предшествовавшего контрастным изменениям. Историко-генетический метод позволил проанализировать социальные явления исследуемого периода и сделать вывод о социальных колебаниях в обществе того времени. Конструктивный метод, который является одним из методов дедуктивного построения научных теорий, позволил объединить наблюдаемые в тогдашних идеологических движениях явления в определенные модели нациестроительства.

Также использовался историко-типологиче-ский метод и историко-системный метод. С помощью этих методов удалось изучить и выявить социально-экономические и социально-культурные исторические типы исследуемого периода, то есть создать его историческую типологию. Исто-рико-типологический метод применяется вместе с дедуктивным методом для теоретического осмысления рассматриваемого явления, тогда как исто-рико-системный метод используется для изучения процессов прошлого как целостной исторической системы вместе с методами системного анализа и математического моделирования. Историко-си-стемный метод также позволяет на основе проанализированного поведения системы предсказывать ее поведение в будущем, то есть дает возможность прогнозировать вероятные результаты и степень влияния нациестроительства на этнические меньшинства и местное население, достигнутое с помощью внедрения различных моделей нациестроительства. Особенность историко-си-стемного метода заключается в том, что с помощью наблюдения за одной из единиц системы (выбранной модели) можно смоделировать поведение самой системы в целом, то есть перейти от конкретно-исторического знания к теоретическому; в данном случае этот метод помогает расширить взгляд на исследование вследствие переноса модели поведения с одной выбранной единицы системы на другие.

Историко-сравнительный метод является одним из главных методов исследования в современной историографии и в данном исследовании также использовались его возможности как инструмента аналитики и научного опровержения (подтверждения). С помощью сравнительного метода в данной статье исследовались общие и отличительные признаки различных моделей нациестроительства, что позволило более детально увидеть и уяснить в каком направлении должна была работать та или иная модель, на что она, по мнению ее лоббистов, должна была вли-

ять и на что она в конечном счете на самом деле влияла. Общие методы научного исследования, которые использовались в статье, помогли более детально исследовать структуру изучаемого предмета. В статье использовались такие методы теоретического исследования как абстрагирование, мысленное моделирование, индукция и дедукция, анализ и синтез. В статье также использовался такой метод эмпирического исследования как сравнение. В качестве материалов были взяты научные статьи, статистические данные, первоисточники, рукописи, различные публикации, а также архивные материалы и аналитические сводки, касающиеся этнической ситуации в Республике Казахстан.

Результаты

Казахстанское государство представляет собой цельное полиэтническое государство, наподобие других стран в евразийском пространстве. Население Казахстана уже в 2016 год, по статистическим данным, составило 17 млн. человек. Однако, с 2014 года наблюдается негативная тенденция оттока населения из Республики Казахстан, к тому же с каждым годом возрастает количество граждан, покинувших пределы государства. К примеру, в 2014 году, в Казахстан прибыло чуть больше 16 тысяч человек [7-11]. Нациестрои-тельная стратегия Казахстана строилась на основополагающих позициях, которые структурно были описаны в посланиях Президента Казахстана и программах развития государства «Стратегия Казахстана - 2030» и «Стратегия Казахстана - 2050», которые определяли нациестроительные пути развития Казахстана [11]. Этнокультурное разнообразие Казахстана, а также вместе с тем вопросы сохранения и развития казахского языка, при действии лояльного конституционного правового поля предполагают логическую и по меркам восточный стран неторопливую концепцию развития, что так демонстрировало казахское руководство.

Одним из позитивных и стратегических решений президента Н.А. Назарбаева является создание Ассамблеи народа Казахстана, ставшей одной из моделей полиэтнического казахстанского общества. Ассамблея народа Казахстана продвигает гражданскую идентичность и при этом Республика Казахстан последовательно пережила ряд исторических экспериментов над своей идентичностью и при этом сохранила посредством системы власти свою этничность. В 2015 году был выдвинут правительственный документ Указ Президента Республики Казахстан № 147 «Об утверждении Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства» [12].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Концепция определяла вектор развития общества, основанный на общенациональной идее «Мэнгшш Ел» [13], выдвинутой Н.А. Назарбаевым. Содержание документа опирается на консолидацию идей, основанных на принципах гражданства, общенациональной ценности этнорелигиозного разнообразия казахстанского общества и казахстанской идентичности. Единство было прописано в формате одна страна - одна судьба, опирающееся на симбиотическое развитие языков английского, казахского и русского.

Второй пункт стратегической программы правительства Казахстане, состоял в возвращении этнических казахов, проживающих за рубежом. Такая политика была обусловлена тем, что после распада СССР, численность казахов составляло только 40% от населения республики, в такой ситуации правительство обратилось к казахской диаспоре с просьбой вернуться на родину. С 1993 года начался процесс интеграции этнических мигрантов. Уже к 1998 году были регламентированы правовые вопросы, возможности переселения в Казахстан и права новоприбывших переселенцев, а также их репатриации (финансовая помощь) как возвратившимся. Таким образом, постановлением правительства от 16 сентября 1998 года, практически всем вернувшимся на родину переселенцам гарантировалось казахское гражданство. В тоже время программа репатриации предлагала переселенцам из зарубежья финансовую и социальную государственную помощь, а также содействие в расселении и обустройстве [14].

Позже была принята на 2009-2011 года программа «Нурлы кош - Светлое кочевье», которая, по сути, решала множества задач для правительства [15]. Восполняются пробелы в численности населения в связи с миграцией русскоязычного населения, появляется возможность, по мнению чиновников, возродить депрессивные районы, а также реанимировать традиционное культурно-этническое казахское общество. Несмотря на положительные эффекты данной программы и возможность решения с помощью нее множества правительственных и социальных проблем, она вызвала неоднозначные оценки в этническом казахском обществе. Это происходило по нескольким причинам. Во-первых, всех переселенцев размещали в слаборазвитые северо-восточные регионы Казахстана, которые по явным причинам не пользовались популярностью. Переселенцев привлекали развитые юго-западные регионы Казахстана, Астаны (ныне Нур-Султан) и Алматы. В развитых регионах они были готовы даже жить,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

нелегально обустроив себе жилища, где для этого есть возможность.

Во-вторых, реализации программы проводилась в период экономического кризиса, что вызывало цепную негативную реакцию у этнических казахов, а также снижала их уровень жизни, особенно в сельской местности. Программа «Нурлы кош - Светлое кочевье» предусматривала постройки специального социального жилья или точнее сказать поселений для переселенцев, которые они могли выкупить у государства спустя 10 лет [15]. Однако сами поселенцы видели в этих местах резервации, которые ущемляли их свободу, что вызывало беспорядки на почве социального неравенства. В казахстанской прессе, на фоне протестов оралманов (переселенцев), появились четкие высказывания о необходимости ограничений приезда переселенцев, до того момента пока социальная инфраструктура не будет готова. По их мнению, менталитет переселенцев отличался от этнического казахского, ведь последние никогда не выступали против правительства: «переселенцы еще недостаточно поработали на благо страны и у них нет никакой заслуги в развитии экономики страны» [14].

В-третьих, социальная проблема переселенцев была тесно связана с их трудоустройством. Для них был характерен высокий уровень безработицы вследствие отсутствия у них специальных профессиональных и образовательных компетенций. Переселенцы из-за рубежа, к сожалению, в большинстве своем имели очень низкий уровень образованности. К примеру, из числа трудоспособных переселенцев только 8,7% имели высшее образования, 20,5% среднее специальное, 61% общее среднее и 9,8% вообще не имели образования [14]. В-четвертых, при активном транснациональном взаимодействии у переселенцев, у них были фактически нулевые контакты с местным населением. Местное же население обвиняло из-за этого приезжих казахов в потере национальной идентичности и полагало, что нужно помогать тем, кто не покидал родину во времена бедствий. К тому же усугубляло ситуацию то, что казахский язык не является связующим звеном между приезжими и этническими казахами.

Таким образом, можно считать, что модель нациестроительства Казахстана в реалиях постройки гражданской и этнической идентичности, являлась неоднозначной. Казахское общество на том этапе было объеденино с советским прошлым. При этом новое поколение, которое выросло в годы независимости, еще не выработало программу, по которой можно было бы идти,

вследствие отсутствия эмоционального фона. Переселенцы не вписываются в «долгое прошлое» Казахстана. И им нужно время чтобы сформулировать общую коллективную память для формирования общей казахстанской истории. В таких условиях можно считать, что модель нацие-строительства Казахстана состоит в строительстве плюралистической модели государственной идентичности. Это позволяет ожидать, что в будущем поднимется вопрос о модели нациестрои-тельства для создания моноэтнического общества. Возможно, в дальнейшем станет безразлично, родился ли, вырос и получил образование на территории Казахстана тот или иной человек -все живущие на территории Казахстана в итоге станут гражданами Казахстана и данный месседж будет заложен в патриотической идее «Мэнгшш Ел» [13] в качестве условия политической стабильности и равенства.

Обсуждение

Особенную важность национальная идентичность имеет в полиэтнических обществах, где культурные и конституционные засады равенства всех взносов, формирует политическое единения общества. В условиях, в которых пребывает ново-созданное независимое государство Республика Казахстан, встает проблема формировании нации из полиэтнического и поликонфессионального населения. Тут и ложиться главная проблема национальной сферы Казахстана - взаимодействие гражданской и этнической идентификации. Казахстанское государство является полиэтническими и насчитывает более 100 этносов. По данными 2016 года часть казахов в государстве составляа 66,48%, русских - 20%, а других национальностей 12,91%. Но со времен получения независимости государство до сих пор находится в процессе создания национального государства. По этим причинам между казахстанскими научными и политическими кругами идет общественная полемика насчет будущего развития Казахстана. В этой полемике основною борьбу ведут два теоритических подхода: гражданский национализм и этнокультурный национализм. Приверженцы двух теорий развития ведут полемику о гражданстве, представительстве этнических групп в органах власти, а также ряде вопрос касающихся мультикультурализма, миграции, идеологии и так далее [16; 17].

Современная политика казахстанского государства сохраняет баланс между этническими и гражданскими концепциями и нашла свое воплощение в казахстанской модели межэтнического мира и согласия. Данная модель была реализована с помощью титанической работы президента

Казахстана Н.А. Назарбаева, неоднократно заявляющего о приверженности к идеям мульти-культурализма, и которая получила признание не только в государстве, но и за его пределами. Ключевым механизмом в реализации казахстанской модели мультикультурализма и создания межэтнического согласия и единства стала инициатива президента Казахстана в создании Ассамблеи народа Казахстана, с помощью которой возможно объединять и координировать работу многочисленных этнокультурных центров республики по воспитанию казахстанского гражданина в условиях патриотизма и толерантности. Политические и конституционные реформы, которые проходят в Казахстане, а в особенности метаморфозы, которые происходят с Ассамблеей народа Казахстана, положительно влияют на единство государства. В законах о выборах были введены положения о квотировании 9-ти мест в парламент Казахстана от Ассамблеи народа Казахстана, а также об организации в парламенте для этих мест отдельного конституционного органа. В начале создания Ассамблеи народа Казахстана ее роль заключалась в реализации и охране прав национальных меньшинств только в культурной и языковой сфере. После политических и конституционных реформ Ассамблея народа Казахстана была призвана защищать интересы всех этносов Казахстана не только как совещательный орган, но и как политический правозащитник в парламенте [18].

Таким образом, по причине создания Ассамблеи народа Казахстана возник новый механизм представительства и защиты всех народов Казахстана, функционирование которого должно было существенно повысить уровень защиты национальностей и продвижение их интересов. В такой ситуации этнический вопрос становиться политизированным, что в будущем может привести к нахождению новых путей развития мультикульту-рализма как модели нациестроительства Казахстана [19]. Однако, несмотря на некоторые успехи в решении межэтнической политики, на данном этапе мультикультурная модель нациестроительства сталкивается с трудностями. Возникла неопределенность в функционировании принципов мультикультурализма, в условиях которой он размывает государственную идентичность. К этому ощущается необходимость в создании научных центров по изучению межэтнических процессов в Казахстане, так как совершенно отсутствует обоснованные исследования и теории для конструктивного внедрения новых мультикультурных идео-логем в практику Казахстана. Таким образом, вопрос о моделях нациестроительства в Казах-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

стане остается открытым. От того, как будут развиваться этнокультурные и гражданские типы идентификации в Казахстане и какое будет соотношение между ними, а также какие приоритеты в развитии культурной и цивилизационной идентичности будут в целом, зависит культурно-цивилиза-ционная ориентация Казахстана как молодого государства [20].

Идеи национального самоопределения и индивидуализма в западных трактовках представляют интерес только для малого количества казахской интеллигенции. Большая же часть казахов идентифицирует себя с помощью неразрывных связей с кочевым образом жизни. Национальная историография неоднократно отмечала, что Казахстан всегда балансировал между Европой и Азией, пребывая в дихотомии двух векторов развития. На данном этапе эту дихотомию власть Казахстана хочет конвертировать во благо с помощью реализации евразийской геостратегии. Одим из примеров столичной миграции является принцип седентаризации (перехода к оседлому способу жизни) и урбанизации казахских степей. То есть несмотря на то, что в Новое время на современной территории Казахстана существовали города (созданные из русских крепостей), к концу нового времени, процент оседлого населения Казахстана составлял 1%. В такой ситуации чиновникам приходилась разрабатывать схему адаптации населения к городской оседлой жизни. Урбанизационные процессы, которые происходили в этот момент являются одним из важнейших факторов нациотворения и формирования национальной идентичности.

Выводы

Особенностью Республики Казахстан на протяжении ее независимости является разработка моделей нациестроительства для создания нового государства. Модели нациестроительства брали свое начало во многих теориях и, с помощью президента республики Н.А. Назарбаева, обрели свою форму во множестве нациестрои-тельных проектах. Одной из главных моделей нациестроительства является модель мульти-культурализма. Казахстанское государство, которое в национальном аспекте в большинстве своем является полиэтническим, имеет множество проблем, связанных с развитием республики из-за нерешенных этнических вопросов, что может создать множество проблем в будущем. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать мультикультурализм, который был введен в качестве модели нациестроительства.

Мультикультурализм имеет в своей основе уникальную систему представительства, которая

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

была введена президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым. Уникальная система представительства обрела название Ассамблеи народа Казахстана и за годы своего существования прошла ряд реформ и конституционных изменений. Одной из главных реформ в Республике Казахстан стало конституционное закрепление представительства этнических меньшинств в казахстанском парламенте, что фактически утверждало решение проблемы с этническими меньшинствами, проживающими на территории Республики Казахстан, путем создания равноправного полиэтнического государства, в котором главы этнических меньшинств будут иметь представительскую власть в парламенте. Одним из решений национального вопроса стала модель мигрирующей столицы, как одного из векторов нациестроительства. Суть состояла в том, что необходимо было создать символическую столицу казахстанской нации, с которой можно было бы контролировать все политические и социальные процессы. Гражданская и этническая идентификация является моделью уже позднего нацие-строительства казахстанского государства, которая предполагает введение в теорию идеи казахского гражданина и намерена методами культурного единения объединить нацию, состоящей из сотни этносов.

Список литературы:

[1] Dufhues, T., Möllers, J., Traikova, D., Buchenrieder, G., Runschke, D. Why Villagers Stay Put - a Structural Equation Model on Staying Intentions // Journal of Rural Studies. 2021. Vol. 81. P. 345-357.

[2] Ghalib H., El-Khorazaty M.T., Serag Y. New Capital Cities as Tools of Development and NationBuilding: Review of Astana and Egypt's New Administrative Capital City [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://cutt.ly/8n99Lt6 (дата обращения: 15.10.2021).

[3] Sayabayev, D. Sociopolitical Associations in Independent Kazakhstan: Evolution of the Phenomenon // Pacific Science Review B: Humanities and Social Sciences. 2016. Vol. 2, N 3. P. 94-99.

[4] Thore, S., Tarverdyan, R. The Sustainable Competitiveness of Nations // Technological Forecasting and Social Change. 2016. Vol. 106. P. 108-114.

[5] Zhanarstanova, M.B., Nechayeva, E.L. Contemporary Principles of Political Representation of Ethnic Groups // Procedia Economics and Finance. 2016. Vol. 39. P. 76-82.

[6] Caffee, N. Between First, Second, and Third Worlds: Olzhas Suleimenov and Soviet

Postcolonialism, 1961-1973 // Russian Literature. 2020. Vol. 111-112. P. 91-118.

[7] Защиринская, О.В., Лаптева, А.В. Специфика представлений о дружеских отношениях у младших школьников с нарушениями интеллекта // Научное мнение. 2017. № 7-8. С. 74-79.

[8] Kudaibergenova, D.T. Compartmentalized Ideology and Nation-Building in Non-Democratic States // Communist and Post-Communist Studies. 2019.Vol. 52, N 3. P. 247-257.

[9] Anker, T.B. Corporate Democratic NationBuilding: Reflections on the Constructive Role of Businesses in Fostering Global Democracy // European Management Journal. 2017. Vol. 35, N 1. P. 1-7.

[10] Cinnirella, F., Schueler, R. Nation Building: The Role of Central Spending in Education // Explorations in Economic History. 2018. Vol. 67. P. 18-39.

[11] Deery, J. Consuming Reality. London: Palgrave Macmillan, 2012. - P. 225.

[12] Указ Президента Республики Казахстан № 147 «Об утверждении Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1500000147 (дата обращения: 15.10.2021) (In Russ).

[13] Mangilik El [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.nkzu.kz/page/ view?id=872&lang=ru (data obrashhenija: 15.10.2021) (In Russ).

[14] Chibirkin, E.A. Concepts of "NationBuilding" by F. Fukuyama and R. Cooper and their Importance for Modern Practice of Nation-Building // Izvestiya of Saratov University. 2021. Vol. 21, N 1. P. 118-122.

[15] Pooshhrenie i zashhita vseh prav cheloveka, grazhdanskih, politicheskih, jekonomicheskih, social'nyh i kul'turnyh prav, vkljuchaja pravo na razvitie (General'naja Assambleja) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// adilet.zan.kz/rus/docs/O1100000006 (data obrashhenija: 15.10.2021) (In Russ).

[16] Stewart, K.L. Democratic and Autocratic Nation Building // Nationalities Papers. 2020. Vol. 49, N 2. P. 205-212.

[17] Дементьев, К.Н., Защиринская, О.В., Пристав, О.В. Возможности использования фит-нес-технологий в системе специального и инклюзивного образования детей // Теория и практика физической культуры. 2016. № 7. С. 41-43.

[18] Yerekesheva, L. Functions of Religion and Dynamics of Nation Building in Kazakhstan and Uzbekistan // The Muslim World. 2020. Vol. 110, N 1. P. 64-88.

[19] Baranov, N.A., Kok, S. The Difficult Path to a Civil Nation: The Experience of Nation-Building in Modern Kazakhstan // Post-Soviet Issues. 2021. Vol. 8, N 1. P. 136-151.

[20] Isaacs, R., Polese, A. Nation-Building and Identity in the Post-Soviet Space. London: Routledge, 2016. 272 p.

Spisok literatury:

[1] Dufhues, T., Möllers, J., Traikova, D., Buchenrieder, G., Runschke, D. Why Villagers Stay Put - a Structural Equation Model on Staying Intentions // Journal of Rural Studies.2021. Vol. 81. P. 345357.

[2] Ghalib, H., El-Khorazaty, M.T., Serag, Y. 2021. New capital Cities as Tools of Development and Nation-Building: Review of Astana and Egypt's New Administrative Capital City. 2021. [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: https://cutt.ly/8n99Lt6. (data obrashcheniia:12.10.2021).

[3] Sayabayev, D. Sociopolitical Associations in Independent Kazakhstan: Evolution of the Phenomenon // Pacific Science Review B: Humanities and Social Sciences. 2016. Vol. 2, No. 3, P. 94-99.

[4] Thore, S., Tarverdyan, R. The Sustainable Competitiveness of Nations // Technological Forecasting and Social Change. 2016. Vol. 106. P. 108114.

[5] Zhanarstanova, M.B., Nechayeva, E.L. Contemporary Principles of Political Representation of Ethnic Groups // Procedia Economics and Finance. 2016. Vol. 39. P. 76-82.

[6] Caffee, N. Between First, Second, and Third Worlds: Olzhas Suleimenov and soviet postcolonialism, 1961-1973 // Russian Literature. 2020. Vol. 111112. P. 91-118.

[7] Zashchirinskaya, O.V., Lapteva, A.V. Spetsi-fika predstavleniy o druzheskikh otnosheniyakh u mladshikh shkol'nikov s narusheniyami intellekta // Nauchnoye mneniye. 2017. № 7-8. S. 74-79.

[8] Kudaibergenova, D.T. Compartmentalized Ideology and Nation-Building in Non-Democratic States // Communist and Post-Communist Studies. 2019. Vol. 52, No. 3. P. 247-257.

[9] Anker, T.B. Corporate Democratic Nation-Building: Reflections on the Constructive Role of Businesses in Fostering Global Democracy // European Management Journal. 2017. Vol. 35, No. 1. P. 1-7.

[10] Cinnirella, F., Schueler, R. Nation Building: The Role of Central Spending in Education // Explorations in Economic History. 2018.Vol. 67, P. 18-39.

[11] Deery, J. Consuming Reality. London: Palgrave Macmillan, 2012.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

[12] Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan № 147 «Ob utverzhdenii Koncepcii ukreplenija i razvitija kazahstanskoj identichnosti i edinstva» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://adilet.zan.kz/rus/ docs/U1500000147 (data obrashhenija: 15.10.2021) (In Russ).

[13] Marçgilik El [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.nkzu.kz/page/ view?id=872&lang=ru (data obrashhenija: 15.10.2021) (In Russ).

[14] Chibirkin, E.A. Concepts of "Nation-Building" by F. Fukuyama and R. Cooper and Their Importance for Modern Practice of Nation-Building // Izves-tiya of Saratov University. 2021. Vol. 21, No. 1. P. 118-122.

[15] Pooshhrenie i zashhita vseh prav cheloveka, grazhdanskih, politicheskih, jekonomich-eskih, social'nyh i kul'turnyh prav, vkljuchaja pravo na razvitie (General'naja Assambleja) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://adilet.zan.kz/rus/

docs/O1100000006 (data obrashhenija: 15.10.2021) (In Russ).

[16] Stewart, K.L. Democratic and Autocratic Nation Building // Nationalities Papers. 2020. Vol. 49, No. 2. P. 205-212.

[17] Dement'yev, K.N., Zashchirinskaya, O.V., Pristav, O.V. Vozmozhnosti ispol'zovaniya fitnes-tekh-nologiy v sisteme spetsial'nogo i inklyuzivnogo obra-zovaniya detey // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 2016. № 7. S. 41-43

[18] Yerekesheva, L. Functions of Religion and Dynamics of Nation Building in Kazakhstan and Uzbekistan // The Muslim World. 2020. Vol. 110, No. 1. P. 64-88.

[19] Baranov, N.A., Kok, S. The Difficult Path to a Civil Nation: The Experience of Nation-Building in Modern Kazakhstan // Post-Soviet Issues. 2012. Vol. 8, No.1. P. 136-151.

[20] Isaacs, R., Polese, A. Nation-Building and Identity in the Post-Soviet Space. London: Rout-ledge., 2016.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.