Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»
бы неразумно в современных экономических условиях. Мы можем сказать одно, что динамика роста привлечения консалтинговых компаний руководителями предприятий и организаций в ближайшие десять лет будет стабильно возрастать вместе с ростом культуры использования консалтинговых услуг не только в случае кризиса, но и коррекции или совершенствования существующей ситуации, когда дела идут довольно успешно. Вполне логично будет предположить, что наиболее востребованными консалтинговыми услугами в ближайшие годы будут услуги по вопросам внешнеэкономической деятельности, маркетингу (в частности сбыту), общему управлению, финансам и подбору управленческих кадров, а также консультации по обучению кадров.
Современный рынок консалтинговых услуг весьма перспективен потому, что существует достаточное количество так называемых «потенциальных клиентов» или «неопределившихся клиентов», которые осознают важность работы с внешними консультантами, но в силу недостаточной информированности, отсутствия конкретных предложений со стороны консультантов или своей невысокой платежеспособности не решили, с кем из консультантов им следует со-
трудничать. Именно эта аудитория должна стать объектом внимания для консультантов при формировании спроса на консалтинговые услуги.
Консалтинговый бизнес имеет большие резервы для дальнейшего развития и увеличении его доли в экономике России, но для реализации этих резервов необходимы шаги со стороны государства по облегчению организации и развития предпринимательской деятельности, так и со стороны малого бизнеса по созданию нормальной конкурентной среды и понимания всех трудностей, с которыми приходится сталкиваться при осуществлении консалтинговой деятельности.
Библиографические ссылки
1. Самохвалов А. С. Стратегический подход к развитию предпринимательства в России // Экономика и предпринимательство. 2012. № 6 (204). С. 43-46.
2. Ханферян В. Снова в строю // expert.ru: общенациональный деловой журнал «Эксперт». URL: http://expert. ru/expert/2012/15/snova-v-stroyu/ (дата обращения: 04.04.2013.).
© Рубан В. Е., 2013
УДК 316.46
Л. А. Свердюк Научный руководитель - А. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Рассматриваются современные модели лидерства.
Любая организация может рассматриваться с двух сторон: как формальная и неформальная. В них возникают два типа отношений: формальные - должностные, функциональные и неформальные - эмоциональные, психологические. Руководство - это феномен формальных, официальных отношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных отношений. Руководитель назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия. Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, равных ему по статусу.
Лидерство это же тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к общей цели. Лидерство характеризует отношения, в основе которых лежит доверие, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление перенимать положительный опыт.
В теориях лидерства существуют традиционные и ситуационные концепции, заключающиеся в том, что лидерство и его управленческий эффект могут быть измерены и легко определены. К сожалению, на практике это не всегда так. Потребность в разработке но-
вых подходов к изучению лидерства была вызвана тем, что традиционные и ситуационные подходы делали односторонний упор либо на черты поведение лидера, либо на ситуацию, в которой он выбирал нужный ему стиль. Поэтому появившиеся в последнее время концепции лидерства пытаются соединить эти две хорошо изученные стороны вместе.
Следовательно, выделяют 3 современные модели лидерства: концепция атрибутивного лидерства; концепция харизматического лидерства; концепция преобразующего лидерства.
Концепция атрибутивного лидерства - данная концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлено реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Концепция харизматического лидерства - имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая - ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества. Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных.
Концепция преобразующего лидерства - понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидером, но трактуется существенно. Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности цели, предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации.
Рассмотрим на примере компании «Gloria Jeans» современные модели лидерства. Компания «Gloria Jeans» является одной из крупнейших компаний в России по производству джинсовой одежды. И этому она обязана своему президенту и генеральному
директору Владимиру Мельнику. Владимир Мельник обладает отличными лидерскими способностями. Один из главных принципов, которым он руководствуется, это поддержание низкой себестоимости. Он обладает не только хорошей интуицией, но и огромным опытом ведения бизнеса. Он постоянно меняет управленческие подходы, в связи с расширением своего производства. Исходя из того что Владимир Мельник - лидер-руководитель который меняет свою модель поведения в зависимости от ситуации, можно сделать вывод что он вписывается в рамки ситуационного подхода. А конкретно в современных моделях лидерства используется концепции атрибутивного лидерства. Согласно концепции руководитель ведет себя по-разному - в зависимости от требований реальности.
Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации.
Новые подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей.
Библиографические ссылки
1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент : учебник. 3-е изд. М. : Экономисту, 2003. 528 с.
2. Медведев В. П. Основы менеджмента : учеб.-метод. пособие. В 2 т. М. : ИКК «ДеКА», 2002.
3. Мэскон М. Х., Альберт М., Жедоури Ф. Основы менеджмента. М. : Дело, 2002.
© Свердюк Л. А., 2013
УДК 658.5
М. В. Сухобокова Научный руководитель - Е. С. Рыбакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РОЛЬ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Рассмотрены основные критерии и их роль, благодаря которым осуществляется принятие управленческих решений и эффективная деятельность организации.
На протяжении всей деятельности организации постоянно возникают ситуации, когда перед руководством компании ставится задача эффективного выбора одного из возможных вариантов управленческих решений. Исходя из формируемых решение критериев, можно сделать вывод о том, что управленческое решение есть результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов для достижения конкретной цели менеджмента. Разработка управленческих решений есть важнейший процесс, связывающий основные функции управления: плани-
рование, организацию, мотивацию, контроль. Важное условие существования и развития организации -принятие эффективных решений [1]. В экономике под эффективностью понимают соотношение результатов финансово-хозяйственной деятельности, которые характеризуются прибылью и затратами, которые влияют на прибыль.
Выделяют следующие критерии принятия управленческих решений [2]:
- внутренние, соответствующие показателям целей и производным от них показателям подцелей, стоящих перед предпринимательской структурой;