Научная статья на тему 'Феномен лидерства как социально-психологическая проблема'

Феномен лидерства как социально-психологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5021
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕР / КАЧЕСТВА / ТИПОЛОГИЯ / СВОЙСТВА / ПСИХИКА / ФОРМИРОВАНИЕ / АВТОРИТЕТ / ПРИЕМЫ / КРИТЕРИИ / ТЕОРИИ / МОДЕЛИ / PROPERTIES. MENTALITY / LEADERSHIP / LEADER / QUALITIES / TYPOLOGY / FORMATION / AUTHORITY / CRITERIA / MODELS / RECEPTIONS / THEORIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитраков А. М., Андриенко Ю. И.

Статья посвящена рассмотрению лидерства как социально-психологической проблемы и формированию лидерских качеств у курсантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leadership phenomenon as socially - a psychological problem

Article is devoted leadership consideration as a socially-psychological problem and to formation лидерских qualities at cadets.

Текст научной работы на тему «Феномен лидерства как социально-психологическая проблема»



й

НРОУГК^С. ТЕОРИЯ ПРАКТИКА. >

ФЕНОМЕН ЛИДЕРСТВА КАК СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

LEADERSHIP PHENOMENON AS SOCIALLY - A PSYCHOLOGICAL

PROBLEM

УДК 159.923

А.М. ДМИТРАКОВ,

заместитель начальника по работе с личным составом (Белгородский юридический институт МВД России)

тел. (4722)55-71-16;

Ю.И. АНДРИЕНКО,

кандидат политических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected].

A.M. DMITRAKOV,

the deputy chief of institute on work with staff (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal

Affairs of Russia);

YU.I. ANDRIENKO,

candidate of political sciences, assistant professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal

Affairs of Russia)

Аннотация: статья посвящена рассмотрению лидерства как социально-психологической проблемы и формированию лидерских качеств у курсантов.

Ключевые слова: лидерство, лидер, качества, типология, свойства, психика, формирование, авторитет, приемы, критерии, теории, модели.

Abstract: article is devoted leadership consideration as a socially-psychological problem and to formation лидерских qualities at cadets.

Keywords: leadership, the leader, qualities, typology, properties. Mentality, formation, authority, receptions, criteria, theories, models.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях организации совместной деятельности. Лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом учебном взводе. Термин «лидер» имеет два значения: индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной, а также лицо, за которым коллектив признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения курсантского интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплотить и объединить курсантов для достижения задач, стоящих перед коллективом.

Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения во взводе, отстаивает ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование коллективных ценностей и в некоторых случаях символизирует их. Лидер является доминирующим лицом курсантского коллектива.

Рассмотрим проблему с позиции, когда курсант готовится стать руководителем коллектива. Лидерство - это психологический феномен. Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые». Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», на деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами. «Открытые» лидеры не столь заметны, но они

4

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'1

последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время.

Ученых всегда привлекала проблема формирования лидерства и качеств лидера. Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, организуя и направляя их усилия на достижение определенных целей. В подходах к анализу лидерства выделяют: 1) подход с позиции личных качеств; 2) поведенческий подход к лидерству. На этой же основе разработана классификация стилей лидерства: авторитарный, демократический, либерально-попустительский, ситуационный подход. Большое влияние на исследователей оказала типология, разработанная немецким философом и социологом М. Вебером [1]. Он выделил традиционное лидерство, харизматическое и рационально-легальное лидерство. За основу типологии, как правило, берутся следующие критерии: отношение к власти, способы и методы достижения поставленных целей, тип деятельности, отношение к действительности. Выделяют также формальное и неформальное лидерство. Лидерство, зависящее от направленности влияния на реализацию целей организации, делится на конструктивное и нейтральное. Ролевая теория личности выделяет три типа лидерства: деловое, эмоциональное и ситуативное. Интересной представляется типология лидерства, предложенная проф. Б.Д. Прыгиным [2]. В ее основу положены три различных критерия: во-первых, по содержанию (различают лидеров-вдохновите-лей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения; лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы; лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами); во-вторых, по стилю (различают авторитарный, демократический и пассивный). Помимо названных нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров: 1) «один из нас»; 2) «лучший из нас»; 3) «хороший человек»; 4) «служитель».

Наиболее характерными теориями лидерства являются личностная и поведенческая. В соответствии с личностной теорией лидерства лучшие руководители обладают определенным набором личных качеств, общим для всех: уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый

смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, высокая степень уверенности в себе и так далее. Этот подход базировался на убеждении, что лидерами рождаются, а не становятся. Исходя из этих качеств, ученые старались определить лидерские качества, измерить их и использовать для выявления лидера. В 1948 году Ральф Стогдилл пришел к выводу, что существуют, в основном, пять качеств, характеризующих лидера: ум или интеллектуальные способности, господство или преобладание над другими, уверенность в себе, активность и энергичность, знание дела. Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Л.С. Вечер выделяет некоторые качества и умения, которыми должен обладать лидер: дальновидность, рассудительность, энергичность, решительность, последовательность, справедливость, безжалостность, самопознание и способности [3].

Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг. XX века. Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств: управление вниманием подчиненных, управление значением (способность так передать значение идеи, чтобы она была понятна и принята подчиненными), управление доверием подчиненных, управление собой [4]. Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные или интеллектуальные, и личностные или деловые. В разных ситуациях руководители демонстрируют различные личные качества. В основном важны следующие пять качеств: интеллектуальные способности, господство над другими, уверенность в себе, активность и энергичность, профессионализм. Одна из многочисленных проблем, с которыми мы сталкиваемся, состоит в том, что управление людьми находится в тесной связи с культурой. Определенная культура предполагает определенный тип руководства, определенный стиль управления. А культура руководителя предполагает наличие у него авторитета. Авторитет - это влияние одного члена служебного коллектива на остальных, предполагающее осознанное подчинение воле авторитетного члена коллектива. Видами авторитета являются: личный, профессиональный, должностной, общественный,

5

2015'1

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

нравственный, семейный. Согласно теории лидерства В. Парето существуют такие типы лидеров, как львы и лисы: а) тип «лисы» соединяет в себе такие качества, как умение лавировать, предугадывать ход событий, скрывать свои истинные цели, намерения, быть хитрым, осторожным, уметь не попасть в расставленные капканы, запутать свои следы и т.д.; б) тип «львы» действуют в основном прямолинейно, методом силового давления и чаще всего попадают в капкан. Их основной принцип - сокрушить противника в решающий момент в открытом бою. Идеальный тип - руководитель, обладающий сокрушающей силой и твердостью льва, ловкостью и хитростью лисы. Однако это весьма редкое явление [5]. Среди поведенческих теорий личности следует отметить следующие. Профессор в области управления Дуглас Мак-Грегор написал книгу «Человеческий фактор на предприятии», в которой изложил интересную теорию. Она называется теория X и Y и состоит в том, что стиль вашего руководства определяется тем, как вы оцениваете своих подчиненных. Он провел анализ и составил классификацию стилей лидерства: автократическое и демократическое руководство. К. Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократическое. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация. Меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно более зависимое и покорное поведение. Его вывод состоит в том, что автократическое руководство обеспечивает более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное. Умение найти баланс между этими проблемами главное отличие выдающихся руководителей. В своих исследованиях Р. Лайкерт развил выводы, где различие в поведении эффективных и неэффективных лидеров определялось двумя факторами: концентрацией внимания лидера на работе и на работниках. Эти лидеры уделяют основное внимание человеческому фактору и развивают групповые подходы к выполнению работы. Р. Лайкерт предложил использовать понятие «организационный климат» и придавал большое значение моральному и психологическому климату внутри организации [6]. Именно реализация проблем морального-психологического обеспечения

учебной и служебной деятельности заложена в плане морально-психологического обеспечения учебной и служебной деятельности в Бел ЮИ МВД России на 2015 год.

Рассматривая сущностные характеристики лидерских качеств личности, необходимо отметить, что умение руководить - это личное качество, которое требуется курсанту. Лидер представляется нам как личность, которой присущи решительность, сила воли, мужество, популярность. Лидеры всегда на нужном месте, они из тех, кто всегда побеждает. Они выглядят предсказуемыми людьми и внушают подчиненным уверенность в том, что способны сделать все, о чем они говорят. Их поведение отвечает их намерениям и демонстративно соответствует провозглашенным целям. Лидеры наделены сильной волей. Они с готовностью принимают руководство и утверждают свою власть над ситуацией и над людьми. Лидеры говорят простым языком. Лидеры сфокусированы на поставленных целях. Лидеры обладают харизмой. Харизма - это комплекс личных качеств, которые окружающие предписывают лидеру. П. Друкер (1964) собрал свой набор качеств, присущих лидеру: честолюбие, умение анализировать, взвешивать обстановку, делать правильный выбор, улаживать разногласия и организовывать. Лидер обязан выслушивать, быть объективным, владеть собой, быть человеком слова, допускать критику, мыслить перспективно, не увлекаться деталями, не упускать главное, сохранять уверенность перед неопределенностью. Он должен обладать скромностью, не гнушаться просить совета у знающих людей, быть красноречивым, обаятельным, энергичным [7].

В настоящее время выявились две основные характеристики лидерства, два стиля руководства. Первый - сосредоточенность на выполнении поставленной задачи, второй - на поддержании взаимоотношений между членами группы. Они имеют и другие названия: «автократичный» и «демократичный» стили: ориентация на производство и ориентация на сотрудников; директивное и участливое поведение; поведение, соответствующее разработанной Дугласом МакГрегором (1906-1964) теории X (негативное и директивное) и теории Y (позитивное и облегчающее); «озадачивающее» поведение и поведение в духе соционально-эмоцио-нальной поддержки [8].

Различают еще два подхода к лидерству - мужской и женский. Лидерство в работе

6

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'1

мужского типа - это превращение себя и других в орудие для решения задачи и склонность рассматривать межличностные отношения как вспомогательные. Лидерство женского типа предполагает решение задачи путем сохранения в группе гармонических взаимоотношений.

Каждому лидеру полезно знать свои собственные наклонности, чтобы развить в себе черты лидерства и использовать их в группе, где он осуществляет руководство. Роль лидера в организации более заметна во время напряженных периодов и в периоды неопределенности. Самое лучшее время для совершенствования лидера - это период спокойной работы. Лидерство - это комплекс навыков, которые можно систематически развивать, и большинство из нас на это способны. Но чтобы развивать навыки лидерства, их надо четко обозначить, понять и испытать на практике.

Говоря о функциях лидера, отмечают такие: лидер как администратор; лидер как планировщик; лидер как политик; лидер как эксперт; лидер как представитель группы во внешней среде; лидер как регулятор отношений внутри группы; лидер как источник поощрений и наказаний; лидер как третейский судья и миротворец; лидер как пример; лидер как символ группы; лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность; лидер как проводник мировоззрения; лидер как «отец»; лидер как «козел отпущения». Одной из важнейших функций лидера является установление целей и основной линии поведения коллектива. Особое место в сознании людей занимают лидеры эталонных групп.

Концепция атрибутивного лидерства опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение подчиненных, обусловлено реакцией лидера на поведение последних. Рассматриваемый подход предполагает, что знание причин, создавших ситуацию, усиливает лидерское понимание и способность предсказать реакцию людей на ситуацию. В рамках данного подхода лидер главным образом выполняет работу информационного процессора. Объяснение причин направляет его лидерское поведение. Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа,

организационное окружение или обстоятельства.

Концепция харизматического лидерства предполагает две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая - ведет к лидерской харизме и попытке подчиненных приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества. Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над подчиненными. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на подчиненных и сослуживцев [9].

В концепции преобразующего лидерства понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством. Лидер-реформатор мотивирует всех путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения подчиненных в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор - это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет подчиненных от результата к результату, а не от обещания к обещанию. Эта модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять на подчиненных через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От подчиненных требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и подчиненными, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же, наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных.

7

2015'1

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя [10].

Модель «Основы эффективного лидерства» [11] ставит перед собой следующие задачи: создание гибкой и надежной системы найма; преобразование квалификационной системы; улучшение системы исполнения решений; совершенствование системы обучения и развития служащих; обеспечение равных возможностей для всех работающих сотрудников; сокращение бумажных потоков; формирование партнерских отношений между служащими и руководителями.

В ядро квалификации высших руководителей входят: стратегическое видение, управление человеческими ресурсами, развитие и оценка программ, планирование и управление ресурсами, представление интересов организации и взаимодействие, управление конфликтами, творческое мышление, решительность, осведомленность о внешней обстановке, гибкость, управление человеческими ресурсами, навыки межличностных отношений, лидерство, управленческий контроль и интеграция, устные и письменные коммуникации, планирование и оценка, решение проблем, самоуправление, формирование команды, техническая компетентность, управление технологиями, общее видение.

Таким образом, для формирования лидерских качеств у курсантов необходимо создать социально-психологические условия развития. Для проявления лидерских качеств у курсантов должны быть сформированы должные условия работы. Во-первых, необходимо для определения наличия лидерских качеств у курсантов применять научные методики, такие как многофакторный опросник Кеттела, тест «Личностный дифференциал», а также теорию Карделла о существовании качеств - «разъединителей», которые резко отрицательно сказываются на формировании такого качества, как лидерство. Во-вторых, подспорьем являются повсеместное внедрение в учебный процесс деловых игр, которые являются весьма эффективным способом конструирования поля лидерства. Условия деловой игры во время учебных занятий, интерактивные методы учебного процесса позволяют актуализировать лидерские возможности и лидерскую готовность курсантов. Одним из условий развития лидерского потенциала курсантов является подготовленность педагогов [12] к работе с лидерами: знание педагогами особенностей работы с лидерами, понимание феноменов

лидерства в современных условиях, умение диагностировать лидерский потенциал курсантов и организовать подготовку лидеров, способность создать поле лидерства в курсантском коллективе. Умение и стремление к взаимодействию с лидерами определяют подготовленность педагога. В-третьих, зная структуру психики личности и психологии курсантского коллектива, легче будет организовать процесс формирования лидерских качеств у курсантов. В-четвертых, при формировании лидерских качеств у курсантов необходимо учитывать среду, которая окружает курсантов и сферы личности, которые нужно развивать. Сферы личности:

а) духовная (начинается с чувства ответственности за себя, ближних и происходящее в окружающей действительности);

б) рациональная (самосознание, самоощущение и самовосприятие, самонаблюдение, самооценка);

в) эмоциональная (самопереживание, самоутешение, самоуспокоение, самоотвлечение, самопрощение, самоодобрение, самолюбие, самоуважение, самовнушение);

г) волевая (самоорганизация, самоконтроль, самоограничение, самодисциплина, самостоятельность мышления и действий);

д) деятельная (самореализация, самовоспитание, поведенческий облик, социальная роль) [13].

В-пятых, педагогам необходимо знать приемы и условия достижения добровольного исполнения распоряжений преподавателя курсантами (взаимопонимание с подчиненными, высокий уровень общей культуры и общего интеллектуального развития подчиненных, полнота информации, логичность изложения, концентрированность внимания подчиненных, интонация); в-шестых, добиваться, чтобы вас поняли. Понять - это еще не значит принять. Условиями принятия являются: непротиворечивость, устранение разногласий с подчиненными, поиск личного интереса подчиненного в выполнении приказаний, четкая текстовая информация, персонифицированная информация, применение психологических приемов формирования аттракции (симпатии, приязни, чувство расположения), не пользоваться методом слежки, способность к напряженной работе, хорошее здоровье, восприимчивость к новым методам руководства, умение передавать часть своих полномочий починенным, умение изучать индивидуальные особенности подчиненных, умение стимулировать подчиненных, умение наладить отчет и контроль,

8

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'1

не оказывать покровительство; в-седьмых, принципы лидерства основываются на противоположности репрессивному управлению, основой которого является наказание. Вряд ли курсанты смогут проявлять должный энтузиазм, если будут подсознательно готовиться к наказаниям и репрессивным методам. Проблемой многих формальных лидеров становится злоупотребление руководством, властью [14].

Определив, кто является в коллективе лидером и рассмотрев черты лидеров, можно судить о тех качествах, которые ценятся в данном курсантском коллективе. Как правило, это: высокий интеллект, эмпатия, умение понять окружающих, а также уверенность в себе, независимость, воля. Существует возможность для нелидеров повысить свой статус. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает курсанту некоторое независимое существование, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение равных, имеет решающее значение для юношеского самоуважения. В числе самых востребованных сегодня лидерских компетенций преобладают компетенции, которые относятся к принципам жесткого лидерства, чтобы решить больше не стратегические, а тактические задачи управления. Если говорить о приоритетах руководителей, то они отводят предпочтение лидерским компетенциям, которые ранее оставались не особенно востребованными компаниями - это, в основном, относится к мягкому

лидерству и стратегическому управлению. Естественно, гораздо проще быть жестким лидером. Однако можно с уверенностью утверждать - подразделения, которые возглавляют руководители, придерживающиеся принципов поддержки, доверия и развития, а не высокой ответственности и страха, располагают большими конкурентными преимуществами. Быть лидером - важное умение, которое может существенно облегчить жизнь подчиненным, а уж на руководящих позициях без этого качества и вовсе не обойтись. Анализируя характеристики представленных выше профессиональных и психологических компетентностей сотрудника органов внутренних дел - лидера, представляется необходимым выделить существенные признаки лидерских качеств офицера полиции, которыми должен обладать курсант: высокий интеллект; наличие четких личных целей (целеустремленность); способность к психоанализу и рефлексии, использование интуиции; стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, способность управлять собой, эмпатичность (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека); организаторская проницательность; способность к активному психологическому воздействию; тактичность; высокая требовательность в сочетании с заботой, справедливостью и уважением личного достоинства; высокий профессионализм; коммуникабельность, красноречивость; умение влиять на подчиненных (работать с группой); способность к творческому решению задач (стремление к достижениям) [15].

Литература

1. Тургаев А.С., Хренов А.Е. Политология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2005.

2. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. - Л., 1973.

3. Вечер Л.С. Поведение руководителя: практическое пособие. - М.: Новое знание, 200. С. 208.

4. Беннис Уоррен. Организаторский гений: секреты творческого сотрудничества. - М., 1997.

5. Мутузова Н.И., Малько А.В. Политология для юристов: курс лекций. - М., 2007. С. 774.

6. Карлоф Б. Вызов лидеров. - М., 2005. 453 с.

7. Питер Ф. Друкер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. - М., 1992.

8. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / пер. с англ. под ред. В.А. Спи-

вака. - СПб.: Питер, 2001. С. 258-269.

9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М., 2004. С. 469-525.

10. Островская И.В., Камынина Н.Н., Пьяных А.В. Менеджмент и лидерство: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 528 с.

11. Лобанов В. США: Модели компетентности руководителей государственных учреждений // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 7.

12. Менчинская МА. Приёмы самоуправления познавательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. - М.: Просвещение, 2008.

13. Лукичев И.Г. Некоторые аспекты формирования коммуникативности у оперативного состава подразделений по борьбе с экономическими преступлениями на этапе обучения и профессионального

9

2015'1

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

становления // Вестник НА МВД России. 2007. № 7. С. 158-161.

14. Майрик Дж. Кораблестроитель: пять древних принципов руководства. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

15. Радина Н.К. Социокультурные аспекты лидерства: учебно-методическое пособие к курсу «Индивидуальное и политическое лидерство». - Нижний Новгород: Издательство НФ МГЭИ, 2002. С. 128.

References

1. Torgaev A.S., Khrenov A.E. Political Science in diagrams and comments. - SPb.: Peter, 2005.

2. Parygin B.D. Management and Leadership. - L., 1973.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Vecher L.S. Supervisor Behaviour: a practical guide. - M.: New knowledge, 200. Р. 208.

4. Bennis Warren. Organizing genius: the Secrets of creative collaboration. - M., 1997.

5. Mutuzova N.I., Malko A.V. Political Science for lawyers: a course of lectures. 2007. Р. 774.

6. Karlof B. Challenge the leaders. - M., 2005. 453 p.

7. Peter F. Drucker. Market: how to become a leader. Practice and principles. - Moscow, 1992.

8. Sheldrake J. The theory of management: from Taylorism to japanization / translated from English. edited

by V. A. Spivak. - St. Petersburg: Piter, 2001. Р. 258-269.

9. Vikhanski O.S., Naumov A.I. Management. - M., 2004. P. 469-525.

10. OstrovskaiaI.V, KamyninaN.N., Pianikh A.V. Management and leadership: a textbook. - Moscow: GEOTAR-Media, 2009. 528 p

11. Lobanov V. United States: models of competence of managers of public institutions // Problems of theory and practice of management. 2004. № 7.

12. Menchinskaya M.A. Techniques of self-government educational activities and personal development. Theoretical problems of management of human cognitive activity. - M.: Education, 2008.

13. Lukichev I.G. Some aspects of the formation of communicativeness in operational units for combating economic crimes at the stage of training and professional development // Vestnik of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2007. № 7. P. 158-161.

14. Myrick J. Shipbuilder: five ancient principles of leadership. - Rostov-on-don: Phoenix, 2006.

15. Radina N.R. Socio-cultural aspects of leadership: a textbook for the course “Individual and political leadership”. - Nizhny Novgorod: Publishing house NF MGEI, 2002. Р. 128.

(Статья сдана в редакцию 12.01.2015)

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.