УДК 658.0
ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО РАЗВИТИЯ У СОВРЕМЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
CHARISMATIC LEADERSHIP AND THE POSSIBILITY OF ITS DEVELOPMENT
OF MODERN MANAGERS
О.В. Шкурко
O.V. Shkurko
Омский филиал РГТЭУ
Представлены параметры, определяющие харизматическое лидерство и харизму. Рассматривается вопрос о возможности развития харизматического лидерства у современных руководителей.
The article presents the parameters that define the charismatic leadership and charisma. The problem of possibility of the development of charismatic leadership of modern managers is considered.
Ключевые слова: харизма, харизматическое лидерство, руководство.
Key words: charisma, charismatic leadership, guidance.
В последние годы лавинообразно растет число публикаций о харизматическом лидерстве. Как источник лидерской власти, харизма связана со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. На уровне подсознания закрепляется убеждение, что современный руководитель непременно должен быть в роли харизматичного лидера. Однако, как показывает практика, далеко не все представители высшего звена обладают такой способностью. При этом существует противоречивое мнение о том, что харизму, как и другие какие-либо качества человека, можно развить. Попробуем разобраться в данном вопросе. Обратимся первоначально к различным взглядам исследователей на понятия «харизма» и «харизматическое лидерство».
В социальные науки термин «харизма» введен немецким теологом и социологом Э. Трельчем и проанализирован М. Вебером в его концепции идеальных типов господства. Харизматическое лидерство (от греч. charisma
- особая одаренность, исключительность) является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства. Эти качества обеспечивают обладателю харизмы власть над последователями. Вебер писал: «Термин "харизма" будет применяться к определенному качеству индивида, благодаря которому он выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделенным сверхъестест-
венными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, исключительными способностями и качествами. Они рассматриваются как исходящие от божества, или образцовые, и на их основе данный индивид считается лидером» [1, с. 139].
М. Вебер считал, что не так уж важно, в чём состоит харизма лидера сама по себе. Харизма возникает, когда складывается соответствующая социально-психологическая потребность. Харизма лидера - это результат слияния массы и лидера, свидетельство единства образа их мыслей, ближайших устремлений и интересов. Решающее значение имеет то, как к ней относятся потенциальные последователи. Если они признают данное качество харизматическим, то и его носитель оказывается харизматическим лидером. Но это признание не является безусловным, так как лидер должен доказать свою харизматическую миссию, совершив «чудо» или вызвав какое-либо «знамение».
Н.П. Романова в своей статье «Харизма как экстраординарное свойство лидера: общие представления» рассматривает харизму как универсальную космическую, или божественную силу, проявляемую в том или ином аспекте в конкретном индивиде (событии, предмете) и оказывающую воздействие на кого-либо или на что-либо. Харизматические личности имеют настолько магическое, почти религиозное влияние на окружающих, что это граничит с оккультизмом [9, с. 118].
© О.В. Шкурко, 2013
Как отмечает Джей Конгер, харизма - это стержень успешного предпринимательства, руководства изменениями, стратегического прогнозирования и побуждения [5].
По мнению О С. Виханского, харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят [2, с. 521].
Конгер видит харизматическое лидерство как «способность заставить ординарных людей делать сверхординарное в случае неблагоприятной обстановки» [12]. При этом харизма -вовсе не комплекс качеств исключительности, сверхъестественности только лишь узкого круга индивидов. Она свойственна в большей степени тем лидерам, которые точно и конкретно представляют себе конечную цель крупных событий, «заражая» остальных своим видением решения проблемы, несмотря на то, что оно зачастую не всегда приводит к положительным результатам.
Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Со-ломанидина харизматические качества лидера определяют как ореол особой значимости, исключительности и магнетизма:
■ практически полная уверенность в своих суждениях и способностях;
■ умение видеть перспективу лучше, чем остальные;
■ способность увлечь своей идеей остальных, умело разъясняя и убеждая (таким образом, что многие начинают относиться к новой идее как к собственной);
■ преданность идее, готовность рисковать и взять на себя ответственность;
■нетрадиционное поведение, иногда не соответствующее общепринятым нормам (если такое поведение позволяет добиваться результата, то оно может вызывать восхищение остальных);
■ умение хорошо чувствовать ситуацию и находить ресурсы, необходимые для достижения цели [7, с. 176].
Н.В. Фреик, исследовавшая литературу о харизматическом лидерстве, анализирует многообразие подходов разных авторов к пониманию харизмы. Смысл одного из подходов состоит в том, что харизматическое лидерство зависит от распространенной веры в экстраординарные и сверхъестественные способности, тогда как в современном рациональном обществе подобные верования практически исчез-
ли, отсюда харизма возможна лишь в «ранние эпохи», а также в обществах, продолжающих оставаться несовременными в указанном смысле слова. Следовательно, речь идет о невозможности подлинной харизмы в современном мире. Предполагается, что изменения в социальных и политических структурах обусловили минимальные шансы появления истинной формы харизмы в современном обществе, и можно слышать уже новые термины «сфабрикованная харизма» (Р. Глассман), «псевдохаризма» (Й. Бенсман, М. Гайввант) [11, с. 3].
П. Друкер считает, что сама по себе харизма еще не гарантирует, что ее носитель будет эффективным лидером. Более того, часто харизма губит лидеров. Она мешает им быть гибкими, заставляет их уверовать в собственную непогрешимость, делает их неспособными к переменам [4].
Современная практика менеджмента убедительно доказывает, что харизма - ключевой элемент бизнеса, однако отмечено, что у харизмы есть и негативная сторона. Она, как правило, связана с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя. Амбициозный и недобросовестный лидер, обнаружив, что обладает некоторой магнетической властью, может вполне нажиться на этом свойстве человеческой натуры. Он создает себе образ, который подчеркивает его личную силу; у чувствительных людей это может возбуждать восхищение, страх и даже благоговение, а вместе с ним и слепое повиновение [2].
Попробуем в контексте проведенного исследования обобщить вышесказанное и выделить основные черты харизматического лидера. Во-первых, такие люди обладают сверхъестественными, сверхчеловеческими, исключительными способностями и имеют высокую потребность во власти. Во-вторых, важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения радикальных изменений в связи с критичностью ситуации, т. е. когда складывается соответствующая социально-психологическая потребность. В-третьих, в современном мире истинная харизма утрачивает свои привычные формы. И последнее, у харизмы помимо позитивной, есть и негативная сторона, которая связана с узурпацией личной власти.
Понимая силу харизматического лидерства в бизнесе, многие руководители различных организаций сегодня задаются вопросом: «можно ли развить в себе харизму»? Раскроем данный аспект изучаемой проблемы более подробно, остановившись на многообразии мне-
ний исследователей лидерства, чтобы провести их некоторую систематизацию.
Выяснено, что в науке не существует единого подхода к исследованию феномена харизмы. Принимая основные положения веберовской концепции харизмы, ряд исследователей обращают внимание на необходимость ее модификации в связи с принципиальными изменениями современного мира в целом. До сих пор многие подчиненные считают харизму недосягаемым качеством для простых смертных, и им остается только восхищаться теми людьми, которых природа одарила ею.
Новаторский взгляд прослеживается в научных идеях Н.П. Романовой, которая считает, что харизматические лидеры являются ключевыми фигурами инновационного процесса. Подчиненные руководителя, обладающего харизмой, более уверены в себе, работают больше положенного времени, находят свою работу более значительной, больше верят в своих руководителей и более исполнительны, чем подчиненные эффективно работающих, но не обладающих харизмой руководителей. Лаура Роуз, консультант из Атланты, специализирующаяся на изучении харизматического поведения руководителей, определила, что харизмой обладает каждый, и ее можно развить и изучать. Руководители должны работать над своей харизмой, отсутствие харизмы как раз является проблемой бюрократических организаций, в которых нет места фантазии. Личности, обладающие харизмой, всегда точно знают цель, к которой они стремятся, способны заставить других поверить в их мечту и последовать за ними. Оптимизм, исходящий от харизматической личности, заражает и водушев-ляет последователей. Точка зрения руководителя, обладающего харизмой, становится точкой зрения служащих [9].
Представляется уместным подчеркнуть, что, по мнению Эндрю Лэй, в реалии постсоветского пространства, необязательно делать акцент на «истинной» харизме, достаточно будет произвести эффект харизмы, который позволит руководителям заражать последователей своими идеями, находить разумный способ решения проблемы. Эффект харизмы - это умение нацелить все свои способности на то, чтобы произвести сильное неизгладимое впечатление на окружающих, оказывая на них эмоциональное и интеллектуальное влияние, т. е. воздействуя на их мысли, отношение и поведение. Развить эту природную способность можно с помощью практических упражнений. И если создание харизмы в чистом виде пред-
ставляется весьма затруднительным, то создание уникального эффекта харизмы - вполне осуществимым. Этот эффект, по мнению Э. Лей, -секрет успешного общения с людьми, позволяющий добиться их согласия, доверия, преданности и восхищения. Встречающиеся у
Э. Лэй трактовки добавляют еще одну характеристику изучаемому понятию: распространенное представление о недосягаемости харизмы мешает человеку раскрыть свой потенциал и научиться производить сногсшибательное, запоминающееся впечатление на окружающих; в некоторой степени каждый может овладеть подобием харизмы - так называемым эффектом харизмы [6].
Опираясь на мнение Э. Лэй, современному руководителю можно учиться харизматическому лидерству, если перестать воспринимать харизму как нечто невозможное.
Сходной точки зрения, отражающей возможность развития харизмы у руководителей, придерживается Н.В. Фреик, которая утверждает, что харизматическим качествам можно и полезно научить (в первую очередь, способам установления доверительных отношений между руководителем и подчиненными, различным риторическим приемам, способам решения организационных проблем и т. п.)
[11, с. 5].
Близким контексту данного исследования является мнение Теодора Домбровского, автора книги «Харизма», который утверждает: «Встречаются люди, влияние которых чувствуешь всем сердцем, их окружает мощнейшее энергетическое поле - так действует их харизма. Все дело в энергетике, у кого-то она сильная у кого-то слабая. Но для нас это не столь важно, важно, то, что ее можно развить, как и любой навык человека!» [3].
По мнению Радислава Гандапаса, бизнес-тренера, специалиста в области публичных выступлений, харизма необходима руководителю, особенно во времена кризисные, когда ему трудно принять решение, когда нужно действовать вопреки своим личным целям и интересам. То есть почти всегда. В первую очередь харизма легитимизирует власть. И власть эта работает до тех пор, пока подчиненные признают за руководителем право на нее. Харизма снижает критичность в оценке руководителя и его поступков. Ошибки и проступки лидера могут оцениваться даже как позитивные. Харизма позволяет отдавать распоряжения и добиваться их выполнения без объяснения важности и необходимости этого действия, без включения дополнительных механизмов моти-
вации. Поступки харизматика вызывают желание подражать и «соответствовать». Харизма настолько же врожденное понятие, как талант. Харизма тоже дается от природы, но ее можно корректировать и развивать [8, с. 5].
Диапазон качеств, определяющих харизматичность личности, достаточно широк. Н.П. Романовой выделены основные из них: уверенность в своих силах и душевное равновесие; коммуникабельность и умение устанавливать долговременные и прочные межличностные отношения; личное обаяние; положительное восприятие жизни и т. д. (всего 15 качеств). Можно ли выработать и развить данные качества, или они являются приобретенными? На этот вопрос автор однозначного ответа не дает. Ориентируясь на параметры, определяющие харизму, она предполагает, что при определенных усилиях харизматические способности можно в себе распознать, выработать и развить. В то же время следует помнить, что абсолютно харизматических или абсолютно нехаризматических личностей не существует. Есть те, кто достаточно осознал и проработал в себе все это, и те, кто сделал это недостаточно [9].
Л.В. Сморкаловой отмечено, что если изначально о харизме рассуждали как о неком качестве, присущем только великим вождям, то в последнее время создается множество руководств для лидеров «средней руки» и для всех, кто желает сформировать личную харизму, т. е. набор привлекательных черт характера и ценных коммуникативных навыков [10, с. 133]
Итак, интерес к феномену харизматического лидерства в современном обществе не ослабевает, и целесообразно предположить, что проблема о возможности развития харизматического лидерства у современных руководителей наметит перспективные направления ее дальнейшего исследования. Приобретение харизмы - это долгий и трудный путь, но реальный для большинства руководителей, которые
искренне стремятся использовать все свои возможности и способности, чтобы оказывать на подчиненных эмоциональное и интеллектуальное влияние. Какими формами и методами можно достигнуть желаемого результата -тема дальнейшего исследования.
1. Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования. - 1988. -№ 3.- С. 139-147.
2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. - 3-е изд. - М. : Гардарики, 2002.
- 528 с.
3. Домбровский Т. Харизма. СПб. : Питер, 2002. - 192 с.
4. Друкер П. Эффективный управляющий
- URL: http://royallib.ru/book/druker_piter/
effektivniy_upravlyayushchiy.html
3. Ландрам Д. Фред Смит - харизматический. - URL: http://www.bestlibrary.ru On-line библиотека.
6. Лэй Э. Харизма. Искусство производить сильное и незабываемое впечатление: пер с англ. - М. : Протекст, 2010. - 277 с.
7. Карташова Л. В., Никонова Т. В., Со-ломанидина Т. О. Организационное поведение.
- М., 2001. - 220 с.
8. Павловская О. В. Харизма - качество врожденное? // Аргументы и факты в Беларуси. - 2010. - № 41. - С. 3.
9. Романова Н. П. Харизма как экстраординарное свойство лидера: общие представле-ния//Вести. ЧитГУ 2011,-№8,- С. 118-124.
10. Сморкалова Л. В. Харизматическое лидерство как феномен социальной жизни // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2011. - № 3. - С. 133-141.
11. Фреик Н. В. Политическая харизма: версии и проблемы // Соц. исслед. - 2014. -№ 12. - С. 3-3.
12. Conger J. A. The charismatic leader Beyond the Mystique of Leader. - New York, 1962. - P. 18-19.