Научная статья на тему 'Состояние и тенденции развития консалтинговой деятельности в Российской Федерации'

Состояние и тенденции развития консалтинговой деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1277
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубан В.Е., Бойко А.А.

Рассмотрены особенности консалтинга, основные проблемы и перспективы развития консалтинговой деятельности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции развития консалтинговой деятельности в Российской Федерации»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Для проекта экологической направленности такое развитие событий можно считать успехом, так как положительные эффекты, полученные от деятельности проекта, ориентированы как на коммерческий аспект, так и на социальный. При оптимистичном ва-

рианте развития событий проект демонстрирует крайне хорошие динамические показатели, что так же увеличивает его инвестиционную привлекательность.

© Резаев Е. И., Тюлюш Ч. О., 2013

УДК 334.722.1

В. Е. Рубан Научный руководитель - А. А. Бойко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНСАЛТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассмотрены особенности консалтинга, основные проблемы и перспективы развития консалтинговой деятельности в России.

В развитии малого бизнеса в Российской Федерации наблюдается единство и борьба противоположностей. С одной стороны, государство декларирует важность и необходимость развития малого бизнеса и предпринимательства в стране. С другой стороны, многие идеи и начинания в области развития бизнеса остаются на декларативном уровне, и в реальных условиях существует большое количество преград, снижающих заинтересованность в развитии бизнеса [1].

Консалтинг в России - бурно развивающееся и, безусловно, перспективное направление. Спрос на консалтинговые услуги в России растет, это объясняется тем, что качественно изменяется и улучшается как квалификация российских управленцев, так и квалификация, качество услуг отечественных консультантов.

Суммарная выручка 150 крупнейших консалтинговых групп по итогам 2011 года увеличилась на 21 % и стала двенадцатизначной, достигнув почти 104 млрд рублей.

Самыми динамичными в своем развитии за 2011 год стали консалтинговые практики в области производства и управления человеческими ресурсами. За 2011 год в этом сегменте услуг она достигла почти 2,5 млрд рублей, а ее рост, по сопоставимым данным, составил 67 %.

Суммарная выручка консалтинговых групп из нынешнего списка, полученная от услуг НЯ-консалтинга (управление персоналом), за 2011 год увеличилась на 40 % и составила 2,82 млрд рублей.

Благоприятная экономическая конъюнктура за 2011 год обусловила высокие доходы от оценочной деятельности и финансового консультирования. Суммарная выручка участников ренкинга от оценки по итогам 2011 года составила 8,5 млрд рублей, а от услуг финансового консалтинга - 7,97 млрд рублей, что, по сопоставимым данным, означает прирост за год на 20 % и 9 % соответственно.

Весомыми в 2011 году оказались и суммарные доходы по направлениям налоговых и юридических практик. Согласно данным участников ренкинга, эти услуги в прошлом году принесли им 7,49 и 5,03 млрд рублей соответственно. Опережающими темпами рас-

тут доходы от налогового консалтинга - на 21 % за год против 12 % роста выручки от юридического консалтинга.

Традиционно высокие доходы демонстрируют компании, специализирующиеся на ИТ-консалтинге: общая выручка в этом секторе услуг в 2011 году составила 53,3 млрд рублей, из них 63 % приходится на услуги разработчиков и системных интеграторов, а остальное - на услуги управленческого консалтинга. Прирост выручки по этим направлениям за год составил 23 и 18 % соответственно. Сектор ИТ-консалтинга продолжает расти за счет внедрения бизнес-приложений [2].

В настоящее время в России существует две модели экономики консалтинговых услуг. К первой относятся частные независимые консалтинговые и другие профессиональные (аудиторские, тренинговые, юридические и т. д.) компании. Ко второй модели относятся сохранившиеся госбюджетно финансируемые научно-исследовательские структуры (входящие в систему Академии наук, отраслевых и функциональных министерств и т. д.).

Первая модель имеет тенденцию к ускоренному росту и работает на рыночных началах, вторая - обслуживает в основном органы государственного управления и имеет тенденцию к сокращению. Это объясняется тем, что старые государственные формы внедрения научных знаний (через различные научно -исследовательские институты) практически исчезли, культура же привлечения независимых консультантов еще не успела получить достаточно широкого распространения.

Как показывает опыт, российские предприятия зачастую прибегают к «самолечению» проблем, пытаясь «сэкономить», что очень часто приводит к усугублению этих проблем, а также к финансовым и материальным потерям. Всё это происходит лишь потому, что большинство российских руководителей не обращаются за помощью к услугам консультантов, так как не имеют соответствующей информации о необходимых им консультационных услугах.

Делать прогнозы о процентных перспективах роста того или иного вида консалтинговых услуг было

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

бы неразумно в современных экономических условиях. Мы можем сказать одно, что динамика роста привлечения консалтинговых компаний руководителями предприятий и организаций в ближайшие десять лет будет стабильно возрастать вместе с ростом культуры использования консалтинговых услуг не только в случае кризиса, но и коррекции или совершенствования существующей ситуации, когда дела идут довольно успешно. Вполне логично будет предположить, что наиболее востребованными консалтинговыми услугами в ближайшие годы будут услуги по вопросам внешнеэкономической деятельности, маркетингу (в частности сбыту), общему управлению, финансам и подбору управленческих кадров, а также консультации по обучению кадров.

Современный рынок консалтинговых услуг весьма перспективен потому, что существует достаточное количество так называемых «потенциальных клиентов» или «неопределившихся клиентов», которые осознают важность работы с внешними консультантами, но в силу недостаточной информированности, отсутствия конкретных предложений со стороны консультантов или своей невысокой платежеспособности не решили, с кем из консультантов им следует со-

трудничать. Именно эта аудитория должна стать объектом внимания для консультантов при формировании спроса на консалтинговые услуги.

Консалтинговый бизнес имеет большие резервы для дальнейшего развития и увеличении его доли в экономике России, но для реализации этих резервов необходимы шаги со стороны государства по облегчению организации и развития предпринимательской деятельности, так и со стороны малого бизнеса по созданию нормальной конкурентной среды и понимания всех трудностей, с которыми приходится сталкиваться при осуществлении консалтинговой деятельности.

Библиографические ссылки

1. Самохвалов А. С. Стратегический подход к развитию предпринимательства в России // Экономика и предпринимательство. 2012. № 6 (204). С. 43-46.

2. Ханферян В. Снова в строю // expert.ru: общенациональный деловой журнал «Эксперт». URL: http://expert. ru/expert/2012/15/snova-v-stroyu/ (дата обращения: 04.04.2013.).

© Рубан В. Е., 2013

УДК 316.46

Л. А. Свердюк Научный руководитель - А. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Рассматриваются современные модели лидерства.

Любая организация может рассматриваться с двух сторон: как формальная и неформальная. В них возникают два типа отношений: формальные - должностные, функциональные и неформальные - эмоциональные, психологические. Руководство - это феномен формальных, официальных отношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных отношений. Руководитель назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия. Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, равных ему по статусу.

Лидерство это же тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к общей цели. Лидерство характеризует отношения, в основе которых лежит доверие, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление перенимать положительный опыт.

В теориях лидерства существуют традиционные и ситуационные концепции, заключающиеся в том, что лидерство и его управленческий эффект могут быть измерены и легко определены. К сожалению, на практике это не всегда так. Потребность в разработке но-

вых подходов к изучению лидерства была вызвана тем, что традиционные и ситуационные подходы делали односторонний упор либо на черты поведение лидера, либо на ситуацию, в которой он выбирал нужный ему стиль. Поэтому появившиеся в последнее время концепции лидерства пытаются соединить эти две хорошо изученные стороны вместе.

Следовательно, выделяют 3 современные модели лидерства: концепция атрибутивного лидерства; концепция харизматического лидерства; концепция преобразующего лидерства.

Концепция атрибутивного лидерства - данная концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлено реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.