Научная статья на тему 'Модели инклюзивного обучения на занятиях иностранного языка'

Модели инклюзивного обучения на занятиях иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / лица с ОВЗ / равный доступ / качественное образование / интеграция / синергия / правовая основа / адаптация

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.Н. Иванова, А.Ю. Поленова

В настоящей работе авторами статьи раскрываются многие актуальные проблемы, связанные с модернизацией инклюзивного образования в России. Авторы работы делают акцент на практике преподавания иностранного языка в высших учебных учреждениях. В статье также представлены модели вовлеченности лиц с ОВЗ, релевантные современной образовательной среде высших учебных заведений. Помимо этого, также дано краткое описание исторической и правовой основы инклюзии в России. Авторы работы на основе проведенного анализа отмечают, что в высших учебных заведениях инклюзивное образование еще находится на стадии формирования. В связи с этим авторы работы делают вывод, что для успешного внедрения инклюзивного образования требуется научно осмыслить проблему и создать методологическую базу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели инклюзивного обучения на занятиях иностранного языка»

Модели инклюзивного обучения на занятиях иностранного языка

Д.Н. Иванова, А.Ю. Поленова Южный федеральный университет

Аннотация: В настоящей работе авторами статьи раскрываются многие актуальные проблемы, связанные с модернизацией инклюзивного образования в России. Авторы работы делают акцент на практике преподавания иностранного языка в высших учебных учреждениях. В статье также представлены модели вовлеченности лиц с ОВЗ, релевантные современной образовательной среде высших учебных заведений. Помимо этого, также дано краткое описание исторической и правовой основы инклюзии в России. Авторы работы на основе проведенного анализа отмечают, что в высших учебных заведениях инклюзивное образование еще находится на стадии формирования. В связи с этим авторы работы делают вывод, что для успешного внедрения инклюзивного образования требуется научно осмыслить проблему и создать методологическую базу. Ключевые слова: инклюзивное образование, лица с ОВЗ, равный доступ, качественное образование, интеграция, синергия, правовая основа, адаптация.

В контексте стремительно трансформирующихся условий общественного развития меняется и подход к образованию в целом и языковому образованию в частности. Как следствие, в системе образования сегодня имеют место радикальные изменения на всех уровнях. Например, в высшем образовании эти сдвиги затрагивают не только содержание обучения, но и технологию или искусство преподавания языка. С одной стороны, нельзя отрицать тот факт, что воздействие на трансформационные процессы в сфере преподавания и методологии имеют как события и решения извне, так и необходимость инноваций, которую ощущают сами образовательные учреждения.

Большое внимание сегодня уделяется включению в систему высшего образования как можно большего количества слоёв населения. Ярким примером такой массовой вовлеченности является инклюзивное образование. Основную цель данной работы авторы видят в описании различных моделей инклюзивного образования, релевантных для современной образовательной парадигмы.

Мы считаем, что направленность образования на создание равных возможностей получения образовательных услуг на всех уровнях (а особенно в вузе) для всех учащихся в нашей стране проходит стадию переходного периода от разработки теоретических положений на стадию практического внедрения в учебный процесс во все образовательные учреждения. Более того, на этом этапе политика инклюзива особенно остро нуждается в поддержке на государственном уровне. Хотя нельзя отрицать тот факт, что право на получение бесплатного качественного образования всеми гражданами закреплено статьей 43 Конституции Российской Федерации. В частности, 3 пункт 43 статьи провозглашает равные права на получение высшего образования на конкурсной основе бесплатно1. Это конституционное право неизменно соблюдалась в нашей стране во все периоды ее развития и мало кем оспаривалось. Однако в рамках инклюзивного подхода это право приобретает особое звучание и актуальность.

Позволим себе напомнить, что первые попытки предоставить возможность получить образование детям-инвалидам были предприняты в России еще в начале XIX века. Так, в 1806 в Павловске было открыто опытное училище для глухонемых, а годом позже появилась школа в Гатчине, которая предоставила возможность получить образование слепым детям. Следовательно, можно сказать, что инклюзивные тренды в образовании имеют более двухсотлетнюю историю в отечественной педагогике. Однако теоретическая база для изменения системы образования в направлении инклюзии в Российской Федерации начала появляется только в середине девяностых годов XX века.

В июне 1994 году в Испании под эгидой ЮНЕСКО состоялась знаковая всего мира конференция по вопросам получения образования лицами с

1 Конституция Российской Федерации. URL: kremlin.ru/acts/constitution (дата обращения: 26.01.2024).

особыми потребностями Именно на этой конференции были озвучены базовые принципы инклюзивного образования и вошел в обиход термин «инклюзив». Согласно концепции ЮНЕСКО, инклюзия представляет собой целостный феномен, предлагающий равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения [1]. В нашем понимании инклюзивное образование есть не что иное как принципиально новая модель, в рамках которой обучаемые, их семьи и педагоги работают над одной общей целью - доступное и качественное образование для всех [2]. Цивилизованное общество сегодня немыслимо без фундаментального переосмысления всей образовательной парадигмы в плане максимальной вовлеченности населения в образовательную среду. Эффективное решение данной проблемы мы видим прежде всего в разработке и внедрении государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для получения качественного образования лицами с особыми потребностями. Примером проведения такой национальной политики может быть принятие в 2012 «Национальной стратегии действий в интересах детей», в которой на законодательном уровне были закреплены права детей-инвалидов . В качестве практических шагов, которые были сделаны на основе принятия этого документа, можно выделить следующие: разработка и внедрение в учебный процесс программ социально-психологической помощи; создание условий для разработки персональных учебных планов.

Система отечественного образования в плане инклюзии прошла в своем развитии две основные модели - модель «интегрированного обучения» и модель «инклюзии». Надо сказать, что эти две модели работают в отечественном образовании и сегодня, но «инклюзия» приобретает доминантный характер и вытесняет «интеграцию».

2 Сайт ЮНЕСКО. URL: unesco.org/ru (дата обращения: 26.01.2024).

3 Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». URL: kremlin.ru/acts/bank/35418 (дата обращения: 26.01.2024).

Остановимся кратко на их характеристике.

В рамках модели интегрированного обучения и инклюзии учащийся учится в обычном классе со всеми детьми. Но интегрированное обучение предполагает помощь педагогов детям с особенностями развития в плане организации дополнительных занятий, причем все дети без исключения обязаны освоить учебную программу.

Инклюзия предусматривает создание более благоприятных условий для формирования индивидуальной образовательной траектории для детей с ОВЗ при максимальной вовлеченности всех учеников класса. Профессиональная поддержка педагогов приобретает в рамках этой модели менее формальный характер и направлена на всех учащихся, а не только на тех, у кого есть особые потребности. И самое главное, на наш взгляд, отличие в том, что при инклюзии меняется само образовательное учреждение, а не обучаемый, который в рамках интегрированной модели вынужден сам адаптироваться к требованиям школы. Этот эффект в том числе достигается с помощью внедрения в образовательный процесс индивидуальных учебных планов, которые обеспечивают достижение академических показателей с учетом личных особенностей обучаемых. Мы попытались графически представить эти две модели, которые четко репрезентируют базовые различия в подходах к инклюзии (Рис. 1).

Рис. 1. - Модели базовых различий в подходах к инклюзии Основной принцип, которым мы сформулировали для себя, чтобы передать суть инклюзии, звучит примерно следующим образом: каждый обучаемый особенный, и все они должны получить равные права на качественное образование с учетом этих особенностей.

В наши дни в сфере методики преподавания иностранных языков уже имеется значительное количество исследований, посвященных инклюзивному образованию. Более того, авторами статьи накоплен достаточный практический опыт работы со студентами с ограниченными способностями (инвалидами и с различными особенностями развития). И именно желанием теоретически осмыслить данный опыт продиктовано написание этой работы. Мы также хотели отметить, что накопленный опыт обучения детей с ОВЗ в основном аккумулирован в школьной системе образования, а в сфере высшего образования осмысление этой проблемы педагогами носит лишь фрагментарный характер и пока только проходит стадию теоретической рефлексии.

Мы рассматриваем инклюзию в высшем образовании в качестве особой философии, позволяющей опираться на разнообразие всех обучаемых, добиваясь эффекта синергии, через призму которого

неоднородность обучаемых воспринимается не как недостаток, а как уникальный шанс для повышения эффективности учебного процесса. Мы согласны с Корпсом, который считает, что инклюзивное образование способствует личному росту, поскольку поддерживает ценность разнообразия и различий как важную часть процесса преподавания и обучения [3].

Если говорить конкретно о преподавании иностранных языков в контексте инклюзии, нельзя не отметить тот факт, что данная область человеческой деятельности сопряжена с гуманистическими принципами и призвана удовлетворить потребности разных типов обучаемых. Студенческие группы неизменно состоят из обучаемых с разными интеллектуальными уровнями, способностями и скоростью усвоения учебного материала. В последние годы все чаще в этих группах появляются и студенты с ОВЗ. Четко выстроенная на национальном уровне политика инклюзии в образовании выступает социально-ценностной и нравственно-психологической основой профессиональной деятельности педагогов, определяющей отношения между всеми субъектами учебного процесса.

Так, в Южном федеральном университете, где на протяжении многих лет преподают английский язык авторы данной работы, инклюзия воплощается как реально функционирующая система, обеспечивающая единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, в первую очередь, с учетом личных потребностей и особенностей, а также руководствуясь социальным заказом.

В ЮФУ у студентов с ОВЗ есть богатая палитра возможностей, направленная на более активную вовлеченность в учебный процесс, в том числе, при подготовке и проведении внеаудиторных мероприятий в рамках Недели академической активности. По мнению Малащенко М.В., Рахматуллиной А.Р., существуют и так называемые «метакогнитивные»

преимущества, а именно: развитие навыков критического мышления, интеллектуальная дисциплина, гибкость, креативность, память, исполнительская дисциплина и улучшение их когнитивных функций [4].

Утверждение, что студенты с ОВЗ не проявляют способностей к изучению иностранного языка, представляется нам существенной помехой в реализации их прав на получение качественного образования. Такое восприятие не основывается на научно-доказанных фактах и полученной статистической картины. Педагоги, исследовавшие данную проблему, пришли к заключению, что такие студенты нередко делают успехи в определенных аспектах изучения иностранного языка, в частности, в письменной речи или чтении, опережая при этом иногда обычных студентов в своих академических достижениях [5-7].

Хотим отметить, что на наш взгляд, иностранный язык как учебная дисциплина в вузе сегодня обладает огромным потенциалом в плане достижения гармонического развития личности студентов с ограниченными возможностями, так как позволяет последовательно реализовывать целый арсенал различных образовательных задач с учетом особенностей обучаемых. Точно заданные цели позволяют моделировать [8,9], реализовывать и оценивать стратегию и тактику обучения, конкретные учебные действия и материалы в плане построения особых образовательных траекторий для учащихся с ОВЗ.

Поэтому, если недостаточно четкое целеполагание и эмпирический подход в какой-то мере были присущи инклюзивному образования на ранних этапах его внедрения в высшие образовательные учреждения, то на современном этапе инклюзия должна получить полномасштабное теоретическое осмысление и научно обоснованный подход.

В контексте вышеозвученного не вызывает сомнения тот факт, что инклюзия требует специфической подготовки как действующих, так и

будущих преподавателей в высшем образовании [10]. Однако уже сейчас преподаватели иностранных языков, работающие в Южном федеральном университете, активно апробируют так называемый «мультисенсорный подход», который предполагает практику внедрения как можно большего количества стилей обучения с целью удовлетворения потребностей студентов, которые по-разному воспринимают и обрабатывают учебный материал.

Экстенсивное внедрение информационных технологий несомненно способствует тому, что преподавателям удалось существенно расширить и дифференцировать практику преподавания иностранного языка в смешанных инклюзивных студенческих группах. У студентов с недостатком слуха есть возможность получения учебной информации с помощью хорошо зарекомендовавших себя речевого синтезатора и мануального переводчика. Студенты со слабым зрением сегодня могут активно пользоваться скрин-ридером и речевым синтезатором. Также в наши дни широко используются компьютерные игры и приложения для лиц с особыми потребностями, иммерсивные дисплеи, совмещающие звук и динамическую картинку.

Суммируя вышесказанное, хотим отметить, что в современном отечественном образовательном пространстве термин «инклюзия» находится в самом центре обсуждения педагогов, вовлеченных во все уровни образовательного процесса. В функциональном воплощении «инклюзия» постепенно переходит на этап внедрения в учебный процесс в школах и в вузах.

Литература

1. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. Москва, 1997. 182 с.

2. Шипицына Л.М. Обучение детей с проблемами в развитии в развитых странах: Хрестоматия. СПб, 1997. 256 с.

3. Дьячкова М.А., Томюк О.Н., Шуталева А.В., Дудчик А.Ю. Инклюзивная организационная культура как культура принятия разнообразия и взаимопонимания // Перспективы науки и образования. 2019. №5 (41). С. 373-385.

4. Малащенко, М.В., Рахматуллина, А.Р. Inclusive education and foreign language teaching // Всероссийская научная конференция (с международным участием) молодых ученых «Актуальные проблемы моделирования, проектирования и прогнозирования социальных и политических процессов в мультикультуральном пространстве современного общества». Ростов н/Д: Изд-во Фонд науки и образования, 2021. C. 178-182.

5. Зайцев Д.В., Селиванова Ю.В. Инклюзивная парадигма современного образования в России: региональная специфика реализации // Гуманитарные науки. 2018. №2 (42). С.43-51.

6. Ikhfi Imaniah, Nurul Fitria Inclusive Education for Students with Disability // SHS Web of Conferences 42, 2018. Pp. 115-124.

7. Anabel Morina Inclusive education in higher education: challenges and opportunities // European Journal of Special Needs Education, 2017. 32. Pp. 3-

8. Розин М.Д., Свечкарев В.П. Проблемы системного моделирования сложных процессов социального взаимодействия //

ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/846/

9. Свечкарев В.П., Розин М.Д. Инженерный прорыв в социальном моделировании // Инженерный вестник Дона, 2013, №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/1979/

10. Мальцева Т.Е., Бойко А.Л. Высшее инклюзивное образование как новая ступень в общей системе высшего образования // ОмГУ. 2017. №3. С.

17.

Инженерный

вестник

Дона, 2012, №2. URL:

32-38.

References

1. Malofeev N.N. Special'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Special education in Russia and abroad]. Moskva, 1997. 182 p.

2. Shipitsyna L.M. Obuchenie detej s problemami v razvitii v razvityh stranah: Hrestomatiya [Teaching children with developmental problems in developed countries: A textbook]. Sankt-Peterburg, 1997. 256 p.

3. Dyachkova M.A., Tomyuk O.N., Shutaleva A.V., Dudchik A.Y. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019. No.5 (41). pp. 373-385.

4. Malashchenko, M.V., Rakhmatullina, A.R. Vserossijskaya nauchnaya konferenciya (s mezhdunarodnym uchastiem) molodyh uchenyh «Aktual'nye problemy modelirovaniya, proektirovaniya i prognozirovaniya social'nyh i politicheskih processov v mul'tikul'tural'nom prostranstve sovremennogo obshchestva». Rostov n/D: Izd-vo Fond nauki i obrazovaniya, 2021. pp. 178-182.

5. Zaitsev D.V., Selivanova Yu.V. Gumanitarnye nauki. 2018. No.2 (42). Pp.43-51.

6. Ikhfi Imaniah, Nurul Fitria Inclusive Education for Students with Disability. SHS Web of Conferences 42, 2018. pp. 115-124.

7. Anabel Morina Inclusive education in higher education: challenges and opportunities. European Journal of Special Needs Education, 2017. 32. Pp. 317.

8. Rozin M.D., Svechkarev V.P. Inzhenernyj vestnik Dona, 2012, №2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/846/

9. Svechkarev V.P., Rozin M.D. Inzhenernyj vestnik Dona, 2013, №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/1979/

10. Maltseva T.E., Boyko A.L. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Psihologiya», 2017. №3. pp. 32-38.

Дата поступления: 26.12.2023 Дата публикации: 7.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.