Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИЗМЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ФАКТОРА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИЗМЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ФАКТОРА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / INCLUSIVE EDUCATION / STUDENTS WITH DISABILITIES / ETHNOCULTURAL PECULIARITIES / INNOVATIVE APPROACH / MODEL OF EDUCATION DEVELOPMENT / PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сучков Максим Александрович

В статье автор описывает особенности внедрения инновационного подхода к развитию инклюзивного образования в этнокультурном контексте в трех измерениях: организация образовательного процесса, инклюзивная культура образовательной организации и общественный уровень. Представлены некоторые образовательные технологии и методы обучения в профессиональных учебных заведениях с учетом этнокультурных особенностей страны. Автором предложены собственные показатели индекса инклюзии для оценки уровня развития инклюзивной культуры в учебном заведении. Описан инновационный подход к повышению осведомленности среди общественности об идеях социальной и образовательной инклюзии, межкультурной толерантности через использование механизма «инклюзивного навигатора». Представлены важные психолого-педагогические аспекты развития инклюзивного образования в этнокультурном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сучков Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN THE PRISM OF ETHNOCULTURAL FACTOR: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

The author describes the specifics of implementing the innovative approach to inclusive education in the ethno-cultural context in three dimensions: educational process, inclusive culture of educational institution and public level. Several educational technologies and methods used in professional educational institutions are presented taking into account the ethno-cultural peculiarities of the country. The indicators of index for inclusion which evaluate the level of inclusive culture development in the institution are offered by the author. Author describes the innovative approach to enhancing the population awareness about the social and educational inclusion, intercultural tolerance through the use of «inclusive navigator». The important psycho-pedagogical aspects of inclusive education development in the ethno-cultural context are presented.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИЗМЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ФАКТОРА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

Литература:

1. Северные родники: Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. - Сыктывкар - 1995.

2. Приходько М., Приходько О. Хомани: Книга о жизни лесных ненцев. Сказки, стихи, легенды -Санкт-Петербург - Изд. Дом «Светлячок». - 2006 - 296 с.

3. Сказки народов Севера. Предисловие. Издательство «Дрофа», 1999; URL: [https://www.litmir.me/br/?b=197955&p=1]

4. Уткин К.Д. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии: Учебное пособие в 5 частях / Якут. гос. с-х акад.; Якутск: Бичик, 2000 - 224 с.

5. Павлова Т.В. Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект): Монография. - СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001 - 263 с.

6. Народы крайнего Севера и Дальнего Востока России Н30 в трудах исследователей XX в. / Сост. Т.Н. Емельянова, М.В. Южанинова. - М.: Северные просторы, 2002. - 528 с. (Северная библиотека школьника).

Педагогика

УДК 37

кандидат экономических наук, доцент Сучков Максим Александрович

Кыргызский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Казанский национальный исследовательский технологический университет" (г. Кант)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИЗМЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ФАКТОРА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. В статье автор описывает особенности внедрения инновационного подхода к развитию инклюзивного образования в этнокультурном контексте в трех измерениях: организация образовательного процесса, инклюзивная культура образовательной организации и общественный уровень. Представлены некоторые образовательные технологии и методы обучения в профессиональных учебных заведениях с учетом этнокультурных особенностей страны. Автором предложены собственные показатели индекса инклюзии для оценки уровня развития инклюзивной культуры в учебном заведении. Описан инновационный подход к повышению осведомленности среди общественности об идеях социальной и образовательной инклюзии, межкультурной толерантности через использование механизма «инклюзивного навигатора». Представлены важные психолого-педагогические аспекты развития инклюзивного образования в этнокультурном контексте.

Ключевые слова: инклюзивное образование, студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), этнокультурные особенности, инновационный подход, модель развития инклюзивного образования, психолого-педагогические аспекты.

Annotation. The author describes the specifics of implementing the innovative approach to inclusive education in the ethno-cultural context in three dimensions: educational process, inclusive culture of educational institution and public level. Several educational technologies and methods used in professional educational institutions are presented taking into account the ethno-cultural peculiarities of the country. The indicators of index for inclusion which evaluate the level of inclusive culture development in the institution are offered by the author. Author describes the innovative approach to enhancing the population awareness about the social and educational inclusion, intercultural tolerance through the use of «inclusive navigator». The important psycho-pedagogical aspects of inclusive education development in the ethno-cultural context are presented.

Keywords: inclusive education, students with disabilities, ethno-cultural peculiarities, innovative approach, model of education development, psycho-pedagogical aspects.

Введение. «Способность достичь единства в разнообразии станет великолепием нашей цивилизации и главным вызовом для нее...» - отметил индийский политический деятель Махатма Канди в своем обращении к людям. В этих словах подчеркивается призыв к уважению и признанию культурного, языкового, этнического разнообразия в обществе. Достижение этой цели в глобальном контексте крайне значимо для социальной стабильности, устойчивого социально-экономического развития в разных обществах, особенно в многоэтнических государствах.

Что способствует достижению «единства в разнообразии» в разных сферах нашей жизни? Безусловно, воспитание и образование являются главной движущей силой в формировании инклюзивных ценностей и идей, а инновация, в свою очередь, является тем сильным рычагом, способным быстро реагировать на происходящие глобализационные процессы, открывать новые возможности для образовательных учреждений и педагогов, способствовать духовному единению и прогрессу.

Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании представлен инновационный подход к развитию профессионального инклюзивного образования в этнокультурном контексте, включающем в себя, с одной стороны, учет специфики культуры этноса, картины мира, устоявшихся взглядов, норм и обычаев, а с другой стороны, обучение и воспитание в условиях культурного и этнического разнообразия.

«Инновации», «инновационный подход», «образовательная инновация» в сфере инклюзивного образования в отечественных и зарубежных исследованиях.

В отечественных и зарубежных трудах авторы дают разную трактовку таким понятиям, как: «инновация», «инновационный подход». Слово «инновация» (от англ. «innovation»-нововведение) означает определенные изменения, новшества, преобразования в той или иной сфере. Инновация - это также внедрение улучшенных идей, знаний и практик [1]. Подход - это определенная концепция и позиция, комплекс принципов, лежащих в основе организации определенного процесса. А.А. Ремнев и А.А. Тумабекова [2] рассматривают две стратегии, лежащие в основе инновационного подхода: активно-приспособительская (направлена на изменения внутри системы образования и на приспособление к внешним социокультурным изменениям) и активно-адаптирующая (воздействие на внешнюю образовательную среду для реализации определенных целей в образовании).

Обращаясь к понятию «образовательная инновация», О. Кондур [31 подчеркивает, что она включает в себя педагогическую инновацию (использование в образовании новых инновационных моделей, изменения в стиле обучения и организации образовательного процесса), научную и методологическую инновацию (обновление содержательной стороны образовательных программ) и образовательную, технологическую инновацию (использование усовершенствованных технологий обучения, включая дистанционные образовательные технологии и др.).

Понятие «инновационный подход в сфере образования» рассматривается с позиции нового видения преподавания, обучения, организации образовательного процесса, функционирования образовательных учреждений. Он направлен скорее на качественные, нежели количественные изменения в образовательной сфере, которые приведут к высокой эффективности и улучшению качества образования, результатов обучения и равенству образовательных возможностей [41.

По мнению В. Поликова, инновационный подход в образовании всегда представляет собой серьезный вызов для педагогов, специалистов в сфере образования, разработчиков учебных программ, правительств [5]. А.В. Цыганов [6] рассматривает два типа инновационных подходов в учебной деятельности: инновации-модернизации (направлены на достижение результатов в учебном процессе) и инновации-трансформации (направлены на развитие исследовательского характера учебной деятельности).

Инновационный подход к подготовке педагогов сферы инклюзивного образования представлен П. Вульфберг, Э. Кук, П. Лепэйдж (Государственный Университет Сан-Франциско, Калифорния) [71. Авторы представили две инновационные программы: Программу комбинированного начального и специального образования, направленную на подготовку специальных и общих педагогов, работающих в инклюзивных государственных школах, и Программу по аутистическому спектру, направленную на подготовку высококвалифицированных педагогов, способных осуществлять обучение детей с расстройством аутистического спектра.

Инновационный подход к управлению сферой инклюзивного образования в средних школах изучен Г. Укпабио и С. Экере [81. Повышение осведомленности среди населения о проблемах детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по мнению авторов, следует осуществлять через активную коммуникацию, преодоление негативных стереотипов людей к этой проблеме, внутреннюю «перестройку» школьной среды, проведение мероприятий, направленных на информирование населения об инклюзивном образовании.

ЮНИСЕФ представил ряд инновационных технологий в инклюзивном образовании, таких как: использование электронной библиотеки Bookshare (для людей с нарушениями зрения, дислексией, ДЦП), программного обеспечения LIVOX (для обеспечения более легкой и быстрой коммуникации людей с ОВЗ), симулятора аутизма, позволяющего пользователю окунуться в мир аутизма в виртуальной реальности [91.

Проведя обзор имеющихся исследований по данной тематике, мы выявили, что в настоящее время во многих из них описан инновационный подход к использованию технологий инклюзивного образования, организации педагогического процесса, к подготовке педагогов и повышению уровня их квалификации в данной сфере. Исследования, в основном, ограничиваются рамками изучения особенностей организации инклюзивного образовательного процесса для учащихся с ОВЗ. При этом недостаточно освещены инновационные идеи в области изучения этнокультурных особенностей страны и построения вектора развития инклюзивного образования с учетом этих особенностей. В трудах М.А. Сучкова [101 рассматривается этнокультурный фактор развития инклюзивного образования (на примере Российской Федерации и Республики Кыргызстан), разработана и внедрена инновационная модель развития инклюзивного образования в этнокультурном контексте. «Разнообразие» в исследованиях автора включает в себя не только разные потребности и возможности обучающихся, особенности их физического и интеллектуального развития, но и этнокультурное, религиозное и языковое многообразие.

Инновационный подход развития инклюзивного образования в призме этнокультурного фактора: три измерения.

Предложенный нами инновационный подход рассматривается в трех измерениях: организация образовательного процесса, инклюзивная культура образовательной организации и общественная среда (рис. 1). Инновации и преобразования, осуществляемые в разных измерениях, являются взаимосвязанными между собой.

•учет этнокультурных особенностей при выборе средств, методов и техно л о п й о бу ч ем и

•наполнение учебного материала этнокультурным содержанием;

• внедрение элективного курса для учащихся по теме <! Зато ку л ъ турныг аспекты внедрения идей инклюзивного образования»;

•использование элементов народного творчества в учебной и внеу чсбной д сятсл ьно си 1

Инклюзивная культура образовательной организации

7

V

■ организацияучеоным введением мерооприятий по с оциоку л ьту р ной и языков ой а д аптащ л I иностранных студентов, мигрантов,беженцев и относящихся к этническим меньшинствам учащихся;

•расширение

этноку л ьту р ного [ I

инклюзивного

мир ое оззр енпя пец а гого в;

•организация методе л огач еских семинаров для педагогов по теме "Инклюзивное образование в

■разраоотка и внедрение механизма «инклюзивного навигатора» среди общественности;

•организация просветительских бесед с родителями;

•участие граждан в правотворческой инициативе по

вопросам регулирования этнокультурных аспектов инклюзивного образования

V зшогт ль тур ной призме" у

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД

г

Рисунок 1. Инновационный подход к развитию инклюзивного образования в призме

этнокультурного фактора

Образовательный процесс. В данном измерении осуществляется учет этнокультурных особенностей страны при организации учебной деятельности, использовании технологий, методов и средств обучения, форм учебной и внеучебной деятельности учащихся. Например, мы предлагаем использовать методы арт-терапии, направленные на развитие этнотолерантности, культурного взаимообогащения личности через развитие эмоциональной, сенсорной и когнитивной сфер личности. Мы предлагаем использовать в учебном процессе проекты межкультурной направленности, при разработке которых под руководством педагогов студенты познают разные культуры, преодолевают негативные этнические стереотипы. Использование словесных средств обучения в учебном заведении рассматривается нами в лингвострановедческом контексте, в рамках которого этнокультурное мировоззрение студентов расширяется при развитии языковых, коммуникативных, речевых и страноведческих навыков одновременно.

С опорой на жизненные ценности кыргызского народа и народов России мы представили свое собственное видение того, каким именно образом может быть внедрен в учебных заведениях этих стран инклюзивный подход, какие могут быть использованы образовательные технологии. Например, опираясь на кыргызскую философию сплоченности и единства народов, мы предложили проведение психологических тренингов в студенческих инклюзивных группах, ролевых игр на тему «Вместе поможем людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации». На наш взгляд, именно такое гармоничное сочетание технологии с учетом этнокультурных особенностей будет наиболее эффективно способствовать реализации идеи инклюзии.

Для развития этнокультурной компетенции студентов, формирования гуманного и уважительного отношения к людям разных возможностей и способностей, этнической принадлежности мы разработали и внедрили элективный курс под названием «Этнокультурные аспекты внедрения идей инклюзивного образования» (36 часов).

Инклюзивная культура образовательной организации. В данном измерении мы предложили собственные показатели индекса инклюзии, отражающие уровень развития инклюзивной культуры в профессиональном учебном заведении с точки зрения этнокультурного подхода:

наличие четко разработанных мероприятий учебного заведения по организации социокультурной и языковой адаптации мигрантов, беженцев и относящихся к этническим меньшинствам учащихся, оказание им помощи в психологической адаптации к новым социальным нормам и установкам;

совместное участие сотрудников учебного заведения в обсуждении проблемы этнокультурного образования, организация бесед с родителями о социальных и культурных нормах и способах адаптации студентов к местной культурной среде.

Следующей идеей является проведение методологических семинаров и тренингов для педагогов, руководителей и сотрудников профессиональных учебных заведений на тему «Инклюзивное образование в этнокультурной призме», направленных на повышение уровня осведомленности об идеях инклюзивного образования, преодоление негативных этнических стереотипов о социальной и образовательной инклюзии, формирование этнотолерантности. Через разработанные нами тренинги межкультурной сензитивности мы нацелены на формирование готовности педагога к осуществлению профессиональной деятельности в поликультурной среде, оказание индивидуальной психологической поддержки студентам с ОВЗ, другой расовой или этнической принадлежности. Деятельность педагогов и руководителей должна быть направлена

на создание условий для развития уникальности личности каждого студента независимо от национальной и религиозной принадлежности, состояния здоровья, возможности, а также на оказание помощи студентам в поиске их собственного профессионального пути.

Общественный уровень. На общественном уровне мы предложили разработать и внедрить механизм «инклюзивного навигатора» среди общественности, направленный на повышение осведомленности среди населения о значимости социальной инклюзии, межкультурной толерантности. «Инклюзивный навигатор» -абстрактное понятие, подразумевающее комплекс различных мероприятий:

- организация просветительских бесед с родителями о социальных и культурных нормах учебного заведения и способах адаптации студентов к местной культурной среде;

- формирование позитивных и уважительных отношений к учащимся, педагогам других этнических принадлежностей, повышение уровня межкультурной осведомленности, развитие этнорелятивизма через усиление партнерства между культурными организациями и образовательными учреждениями;

- проведение студентами вузов различных театральных постановок, спектаклей для общественности, сюжетной линией которых является уважительное и равное отношение к людям разного социального статуса, этнической принадлежности, состояния здоровья;

- реализация правотворческой инициативы общественными и научными объединениями, инициативными группами граждан по различным вопросам регулирования инклюзивного образования, его этнокультурных аспектов. Это может быть инициатива о разработке новых правовых актов, а также о внесении поправок или дополнений в существующие правовые акты.

Итак, разработанный нами инновационный подход в развитии инклюзивного образования в этнокультурной призме способен внести серьезные положительные изменения в формирование благоприятной атмосферы для обучения, а также положительного восприятия субъектами образования идей доступного и равного образования «для всех», в том числе, в поликультурной среде. Тем не менее, воплощение в жизнь любой инновации всегда сопряжено с рисками, трудностями, возможными препятствиями. Следовательно, при внедрении инноваций в контексте нашего исследования важно не просто внешне проектировать образовательные процессы и технологии, предполагая, что они будут однозначно успешными для определенной этнокультурной среды. Большое значение имеет обращение к важнейшим идеям и достижениям таких наук, как: педагогическая психология, специальная психология, этнопсихология и этнопедагогогика, когнитивная психология, этнолингвистика и других.

Ниже представлены наиболее значимые закономерности этнопсихологических проявлений в контексте обучения, воспитания, межличностных отношений, лежащих в основе проведенного нами исследования и описанного выше инновационного подхода:

1. Этнопсихологические особенности личности студента (психический склад этноса, этническое сознание, мышление, этнический характер) влияют на жизненные ценности, миропонимание, характер взаимоотношений обучающихся в студенческой группе, а также на отношение к педагогам, на специфику восприятия учебного материала, на характер эмоциональной и волевой активности.

2. Этническая стереотипизация (исторически сложившиеся этнические представления и убеждения о социальной группе, социальном явлении) формирует характер межличностных взаимоотношений, межкультурную коммуникацию и отношение к обучающимся с ОВЗ, восприятие идеи инклюзии, равенства в образовании.

3. Социальная перцепция (от англ. «perception» - восприятие) учащихся и педагогов формируется под влиянием этнических установок, предубеждений, эмоционального настроя и отражает отношение к ограничениям в состоянии здоровья, другой культуре, этносу, расе, другим языковым и религиозным особенностям.

4. Психолингвистические особенности этноса влияют на конструирование процесса коммуникации, они основаны на взаимосвязи между языком, мышлением и сознанием людей данной этнической принадлежности.

5. Эффективная кросскультурная коммуникация достигается благодаря учету особенностей поведения и общения в определенной социокультурной среде. Культура и язык в совместном диалоге между собой отражают мировоззрение этноса.

6. Среда проживания и жизнедеятельности конкретного этноса, как и природно-климатические условия, географический ландшафт (горная, степная, пустынная местность) оказывают влияние на процессы его мышлении, склад характера и языковую картину мира.

7. Индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся с ОВЗ, а также их психосоциального развития влияют на уровень их словесно-логического, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, степень психологической готовности к совместному обучению.

Выводы. Итак, инновационный подход в образовании всегда подразумевает поиск наилучшего и верного пути в реализации новых и уникальных идей в обучении, воспитании, организации образовательного процесса. Внедрение предложенного нами инновационного подхода к развитию инклюзивного образования в этнокультурном контексте позволит расширить представления обучающихся, педагогов, родителей об идеях инклюзии, привнести идеи межкультурной толерантности и гуманности в образовательной организации. В результате, другая культура в сознании людей уже не будет рассматриваться субъектами образования как «чуждая», «странная», «посторонняя» в негативном контексте, так же, как и ограничение в состоянии здоровья, воспринимаемое обществом как «недостаток», «неполноценность». Скорее, наоборот, в контексте нашего подхода такие особенности обучающихся станут восприниматься как специфические черты, присущие «особенному», «своеобразному», «самобытному» жизненному миру определенного этноса и человека в отдельности.

Литература:

1. Cerna L. Innovation, Governance and Reform in Education // CERI Conference Background Paper. 2014. 38 p. URL: http://www.oecd.org/education/ceri/CERI%20Conference%20Background%20Paper_formatted.pdf

2. Ремнев А.А., Тумабекова А.А. Инновационный подход к управлению школой в современных условиях // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Организационные инновации в управлении интегрированными образовательными учреждениями». 2002. № 2. С. 443-446

3. Mykhailyshyn H., Kondur, O., Serman L. (2018). Innovation of Education and Educational Innovations in Conditions of Modern Higher Education Institution // Journal of Vasyl Stefanyk Precarpathian National University. 2018. Vol. 5. № 1. P. 9-16. URL: https://doi.org/10.15330/jpnu.5.1.9-16

4. Innovating Education and Educating for Innovation: The Power of Digital Technologies and Skills. OECD Publishing, Paris. 2016. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264265097-en

5. Polikov V. Innovation in Education is more than a new approach. URL: https://www.gettingsmart.com/2017/04/innovation-in-education-is-more-than-a-new-approach/ (дата обращения: 20.06.2020)

6. Цыганов А.В. Инновационные подходы в моделировании учебного процесса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 136. С. 136-143

7. Wolfberg P., LePage P., Cook E. Innovations in inclusive education: two teacher preparation programs at the San-Francisco State University // International Journal of Whole Schooling. 2009. Vol. 5. № 2. P. 16-27

8. Ukpabio G., Ekere S. Innovative Management for Inclusive Education Secondary Schools // International Journal of Educational Development. 2018. Vol. 22 (3). P. 99-108

9. Innovative Assistive Technologies for Inclusive Education. URL: https://www.unicef.it/Allegati/Innovative_Assistive_Technologies_for_inclusive_education.pdf (дата обращения: 20.06.2020)

10. Сучков М.А. Этнокультурный фактор развития инклюзивного образования (на примере Российской Федерации и Республики Кыргызстан) // Высшее образование в России. 2020. Т.29. № 5. С. 127-135. URL: https://doi.org/1031992/0869-3617-2020-29-5-127-135

11. Hammer, M.R., Bennett, M.J., & Wiseman, R. (2003). Measuring intercultural sensitivity: The intercultural development inventory. International Journal of Intercultural Relations, 27 (4), 421-433

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры прикладной математики факультета математики и информационных технологий Тарасова Татьяна Николаевна

ФГБОУ ВО Оренбургский государственный университет (г. Оренбург)

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА НАПРАВЛЕНИЯ 01.03.02 ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА

Аннотация. Цель исследования, представленного в статье, - гармонизация требований профессиональных и образовательных стандартов уровня ФГОС 3++ на основе создания компетентностной модели организационно-управленческого типа профессиональной деятельности выпускника направления Прикладная математика и информатика, ориентированной на соответствие требованиям профессиональных стандартов и учитывающей особенности современного образовательного пространства. Предложен нормативный подход к построению модели, основными этапами которого являются: декомпозиция требований профессиональных стандартов до уровня трудовых действий с последующим синтезом компетентностных требований к результатам освоения обучающимися образовательной программы -профессиональных компетенций и индикаторов их достижения.

Ключевые слова: организационно-управленческий тип профессиональной деятельности, профессиональный стандарт, профессиональные компетенции, компетентностная модель деятельности.

Annotation. The purpose of the study presented in the article is to harmonize the requirements of professional and educational standards of the FSES 3 ++ level based on the creation of a competence model of the organizational and managerial type of professional activity of a graduate of the Applied Mathematics and Informatics direction, focused on meeting the requirements of professional standards and taking into account the features of the modern educational space. A normative approach to building a model is proposed, the main stages of which are: decomposition of the requirements of professional standards to the level of labor actions, followed by the synthesis of competence requirements for the results of mastering the educational program by students - professional competencies and indicators of their achievement.

Keywords: organizational and managerial type of professional activity, professional standard, professional competencies, competence model of activity.

Введение. В первой модернизированной версии образовательных стандартов 3 поколения (ФГОС 3+) была нормативно закреплена возможность образовательных организаций высшего образования участвовать в разработке образовательной программы и отборе применяемых образовательных технологий. В том числе, вузы получили право самостоятельно определять тип (типы) профессиональной деятельности выпускников, на которые ориентируются основные образовательные программы.

Актуализация задачи выбора деятельных ориентиров обучающихся, освоивших вузовскую образовательную программу, укрепляет процессы взаимодействия вузов как разработчиков образовательных программ с профессиональными сообществами, работодателями по целому ряду актуальных вопросов: анализу системы профессиональных задач, исследованию структуры трудоустройства выпускников, долгосрочному и среднесрочному прогнозам развития соответствующих сфер трудовой деятельности и т.д. Для региональных вузов - это дальнейшее развитие и углубление связей с работодателями, исследование регионального рынка труда, обеспечение потребностей региона в кадрах востребованных направлений и квалификации.

Такое направление образовательных ориентиров обусловлено новым уровнем требований к системе профессионального образования как со стороны обучающихся, так и работодателей и общества в целом. Профессиональное сообщество ожидает от выпускников вузов, освоивших образовательные программы, достаточно быстрой адаптации в практической сфере профессиональной деятельности. Ожидания обучающихся связаны с достойным трудоустройством, возможностью самостоятельно активно действовать, принимать решения, адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. В этих условиях приоритетом вузовского образования становится не теоретическая подготовка выпускника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.