Научная статья на тему 'Формирование инклюзивной культуры в вузе как ключевое направление успешности развития общества'

Формирование инклюзивной культуры в вузе как ключевое направление успешности развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2180
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассказова А.А., Правдина О.А.

Инклюзивная культура в высшем учебном заведении представляет собой специфическую систему взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Несформированность инклюзивной культуры накладывает негативный отпечаток на образовательный процесс и существенно снижает результаты обучения. Структура инклюзивной культуры образовательного учреждения включает в себя миссию учебного заведения, ценности и принципы его деятельности. В статье также выделены ее составляющие: гражданская, социальная, профессиональная, педагогическая и информационно-коммуникативная. Формирование инклюзивной культуры в вузе способствует стимулированию и поддержке максимального участия субъектов образовательного процесса в реализации как целей образования, так и целей инклюзии, и влияет на социально-экономические показатели развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рассказова А.А., Правдина О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инклюзивной культуры в вузе как ключевое направление успешности развития общества»

УДК 376

ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ УСПЕШНОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Рассказова А.А., Правдина О.А., 2018 Бокситогорский институт (филиал) ГАОУВО ЛО «ЛГУ имени А.С. Пушкина», старшие преподаватели кафедры информатики, экономики и управления, Бокситогорск

Аннотация: инклюзивная культура в высшем учебном заведении представляет собой специфическую систему взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Несформированность инклюзивной культуры накладывает негативный отпечаток на образовательный процесс и существенно снижает результаты обучения. Структура инклюзивной культуры образовательного учреждения включает в себя миссию учебного заведения, ценности и принципы его деятельности. В статье также выделены ее составляющие: гражданская, социальная, профессиональная, педагогическая и информационно-коммуникативная. Формирование инклюзивной культуры в вузе способствует стимулированию и поддержке максимального участия субъектов образовательного процесса в реализации как целей образования, так и целей инклюзии, и влияет на социально-экономические показатели развития общества.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная культура, высшее образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности.

THE FORMATION OF AN INCLUSIVE CULTURE IN THE UNIVERSITY AS A KEY ELEMENT OF THE SUCCESS OF THE COMPANIES

Rasskazova A. A., Pravdina O. A., 2018 Boksitogorsky Institute (branch) OF A. S. Pushkin state UNIVERSITY, senior teachers of the Department of

Informatics, Economics and management, Boksitogorsk

Annotation: inclusive culture in higher education is a specific system of relations between all participants of the educational process. Non-formation of inclusive culture has a negative impact on the educational process and significantly reduces learning outcomes. The structure of an inclusive culture of an educational institution includes the mission of the institution, its values and principles of its activities. The article also highlights its components: civil, social, professional, pedagogical and information and communication. The formation of an inclusive culture in the University promotes the stimulation and support of maximum participation of the subjects of the educational process in the implementation of both the goals of education and the goals of inclusion and affects the socio-economic indicators of society.

Key words: inclusive education, inclusive culture, higher education, persons with disabilities, special educational needs.

В России, как и во всем мировом пространстве, все чаще разгораются дискуссии по поводу инклюзивного образования, подразумевающего совместное обучение «обычных» учащихся и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Однако Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование трактует как обеспечивающее равный доступ к образованию всем обучающимся, в том числе с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями [1].

Особые образовательные потребности (далее - ООП) и индивидуальные возможности зачастую связывают с одной категорией обучающихся - с умственными и/или физическими недостатками или медицинскими проблемами, в то время как есть иная категория обучающихся -одаренные лица, которые также имеют особые образовательные потребности. Таким образом, охват инклюзивного образования должен быть несколько шире, чем трактуется на сегодняшний день, поскольку оно должно быть нацелено на лиц разных умственных или физических способностей, различных интересов, культур, социальных статусов и так далее. Все это говорит о том, что любое учебное заведение, в том числе и высшее, может быть неоднородным по составу обучающихся. Поэтому необходимо сформировать инклюзивную культуру в рамках высшего учебного заведения,

поскольку именно вузы, являясь общественными культурными центрами, диктуют новые тенденции, регулируя социальные отношения.

Инклюзивная культура - это уровень развития общества, выражающийся «в толерантном, гуманном, терпимом, безопасном отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются всеми принимающиеся инклюзивные ценности» [5]. Инклюзивные ценности вместе с нормами и идеалами являются важнейшими составляющими инклюзивной культуры. Несформированность инклюзивной культуры накладывает негативный отпечаток на образовательный процесс и существенно снижает результаты обучения. Создавая идеальные условия обучения здоровых лиц и лиц с ООП посредством обеспечения доступной образовательной среды, зачастую не уделяется достаточное внимание человеческому фактору.

Инклюзивная культура основана на осмыслении инклюзивного образования как возможности получения высококачественного образования на различных уровнях для людей, которые имеют различные образовательные возможности и потребности, обучаясь совместно. Также ее можно определить как культуру, направленную одновременно на успешное достижение целей организации и целей инклюзии, то есть способствующую успешному достижению целей вуза как образовательной организации (повышению качества образования и профессиональной подготовки обучающихся) и одновременно содействующую успешному решению задач инклюзии [2, С.7].

Инклюзивная культура в высшем учебном заведении представляет собой специфическую систему взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса (руководством, профессорско-преподавательским составом, обучающимися, партнерами университетского сообщества), функционирующую на основе принятых всеми ценностей и принципов инклюзивности, способствующих их эффективному взаимодействию для реализации миссии вуза [6]. В рамках инклюзивной культуры данные ценности и принципы оказывают решающее влияние на политику вуза и повседневную образовательную практику. Развитие и совершенствование высших учебных заведений становится непрерывным процессом.

Структура инклюзивной культуры образовательного учреждения включает в себя миссию учебного заведения, ценности и принципы его деятельности [6].

К задачам вуза относятся:

- удовлетворение потребностей граждан в качественном высшем профессиональном образовании;

- проведение научных исследований;

- развитие профессионализма будущих специалистов и их личных качеств, включая патриотизм и гуманизм;

- применение доступных информационных ресурсов и прочие.

При определении миссии вуза необходимо делать упор на:

- всестороннее улучшение общества за счет поддержки лиц с различными умственными или физическими способностями, интересами, культурами;

- интеллектуальное, социальное, экономическое, культурное развитие общества;

- удовлетворение образовательных потребностей независимо от индивидуальных особенностей и т.д.

К ключевым ценностям высших учебных заведений относят: образование, развитие личности, индивидуальность, уникальность, успешность, целеустремленность, равенство, права и свободы личности, поддержка, уважение, сопереживание, дружба.

Перечисленные ценности можно использовать в качестве критериев оценки инклюзивной деятельности вуза и для выявления степени готовности всех участников образовательного процесса.

Можно выделить следующие принципы культуры инклюзии: гуманность, взаимопомощь, доступность, защита, информирование, вовлеченность, принадлежность к сообществу, сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса, педагогический оптимизм и прочие.

Таким образом, при формировании инклюзивной культуры в высшем учебном заведении необходимо соблюдение ряда условий:

1) миссия высшего учебного заведения и ценности инклюзивной культуры должны приняты и реализованы всеми участниками образовательного процесса;

2) ценности и принципы инклюзивной культуры составляют фундаментальную основу деятельности вуза и взаимоотношений между участниками процесса обучения.

Инклюзивная культура носит социальный характер. В рамках системного подхода выделим ее составляющие:

1. Социальная.

Данный элемент включает в себя взаимодействие следующих компонентов, каждый из которых в свою очередь выступает как система:

- сообщество - люди (субъекты) с учетом их потребностей, знаний, интересов, эмоций, целей, представлений и т. д.;

- социальные связи - взаимоотношения между субъектами для удовлетворения личных или коллективных потребностей, целей, интересов и прочее;

- социальные нормы - правила, на основании которых выстраиваются социальные связи и осуществятся социальные процессы;

- социальные процессы - различные изменения в вышеуказанных элементах [3, С.35].

В процессе формирования системы инклюзивного образования в вузе встает вопрос о том, чтобы организовать безбарьерное инклюзивное социокультурное пространство как отдельно взятого высшего учебного заведения, так и в целом системы образования. Поскольку социокультурная компонента способствует всестороннему гармоничному развитию обучающегося.

2. Педагогическая.

Данную составляющую можно представить как динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения педагога. К элементам педагогической составляющей можно отнести: педагогическую позицию в виде определенного морального выбора и ценностного базиса собственных действий и профессионально-личностные качества педагога.

Необходимо сформировать команду педагогов, демонстрирующих необходимые компетенции, с учетом их дальнейшей работы в различных образовательных условиях. Это подразумевает обладание педагогами не только стандартным перечнем необходимых для преподавания компетенций, но и инклюзивной компетентностью [4, С.113].

3. Профессиональная.

Являясь частью инклюзивной культуры, ее рассматривают в контексте профессиональной деятельности лиц с ОВЗ и профессиональных взаимоотношений.

Выделяют две стороны профессиональной культуры:

- праксиологическую, включающую профессиональные умения, навыки, знания, мировоззрение, профессиональное сознание;

- духовную: профессиональную мораль и профессиональную эстетику [3, С.35].

Переход к обществу с равными для всех возможностями требует переосмысления вопросов профессиональной ориентации, рационального трудоустройства и карьерного роста всех людей не зависимо от особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Инновационные средства, формы и технологии в области профориентационной работы с лицами с ОВЗ, а также эффективное взаимодействие между высшими учебными заведениями, государственными структурами, общественными организациями и бизнесом, содействуя трудоустройству обучающихся, является одной из стратегических задач современной высшей школы.

4. Информационно-коммуникативная.

В современном динамично меняющемся мире информация занимает ключевую позицию среди структурных компонентов любой социальной системы. Информационно-коммуникативная компонента позволяет перестроить образ жизни и характер коммуникаций, повлиять на поведение и сознание человека.

Создание информационно-аналитической инфраструктуры и открытого коммуникативного пространства способствует эффективному управлению процессами инклюзивного образовательного пространства вуза [3, С.34].

5. Гражданская.

Данную компоненту можно считать важнейшей для формирования активной гражданской позиции и инициативного поведения. Такая направленность в развитии инклюзивной культуры в рамках вуза в наибольшей степени способствует созданию общества равных возможностей. Ключевым понятием является гражданская идентичность, проявляющаяся в осознании собственной принадлежности к обществу и в самоопределении за счет знания истории и традиций своей страны, уважения прав и свобод других людей, толерантности и прочее.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что формирование инклюзивной культуры в вузе способствует стимулированию и поддержке максимального участия субъектов образовательного процесса в реализации как целей образования, так и целей инклюзии, и, в свою очередь, влияет на социально-экономические показатели развития общества.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.

2. Алехина, С.В. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования / С.В. Алехина, А.Ю. Шеманов // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. - 2018. - С. 5-13.

3. Кудрявцев, В.А. Культура инклюзии как стратегический ориентир в построении общества равных возможностей / В.А. Кудрявцев В.А., С.Н. Каштанова, Е.А. Ольхина, Е.Ю. Медведева, Н.В. Карпушкина // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. сборник статей. Сер. "Библиотека журнала «Психологическая наука и образование»". - М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2018. - С.30-39.

4. Правдина, О.А. Проблемы готовности участников образовательного процесса к внедрения инклюзивного образования в вузах / О.А. Правдина, А.А.Рассказова // материалы международной научной конференции XXII Царскосельские чтения. - СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2018. - С. 111-115.

5. Кириллова, Е.А. Инклюзивная культура как фактор развития поликультурного образования в России [Электронный ресурс] / Е.А. Кириллова. Режим доступа: https://kpfu.ru/staff_files/F 1196477887/Sekciya_2__Kirillova_E._A..pdf.

6. Tikhomirova, Е. Creating an Inclusive Culture in Higher Education / E.Tikhomirova, E.Shadrova [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ide-journal.org/article/2016-volume-3-number-3-creating-an-inclusive-culture-in-higher-education/.

УДК: 378

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ВУЗАХ

Зима А.Г., 2018

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, студент,

Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье будет затронута важная и актуальная проблематика современной речевой культуры у студентов. Нашему рассмотрению будет представлено изучение этой дисциплины в архитектурно-строительных ВУЗах, ее необычайной ценности в современном информационном обществе. Проанализируем на примере архитектурно-образовательной системы, в чем состоит ценность курса культуры речи. Рассмотрим важность включения литературы в сферу высшего образования, ведь данная дисциплина не изучается в «старшой школе». Но ее нравственное, культурное, ценностное влияние на подрастающее поколение трудно переоценить. Поэтому данная тематика статьи крайне важна в современном быстроизменяющемся мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.