Научная статья на тему 'ОПЫТ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ'

ОПЫТ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
инклюзивное образование / иностранный язык / студенты с ограниченными возможностями здоровья / специальные методы обучения / индивидуальный подход / инклюзивная образовательная среда / inclusive education / foreign language / students with disabilities / special teaching methods / individual approach / inclusive educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова К.Д.

Статья посвящена актуальным вопросам организации инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья при обучении иностранному языку в высших учебных заведениях. Рассмотрен опыт преподавания иностранного языка различным категориям студентов с ОВЗ. Проанализированы основные принципы и подходы к созданию инклюзивной языковой среды в вузе, включая применение специальных педагогических методик и средств обучения, разработку индивидуальных учебных планов, формирование мотивирующей образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF INCLUSIVE EDUCATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY

The article is devoted to current issues of organizing inclusive education for students with disabilities when teaching a foreign language in higher educational institutions. The experience of teaching a foreign language to various categories of students with disabilities is considered. The basic principles and approaches to creating an inclusive language environment at a university are analyzed, including the use of special pedagogical methods and teaching aids, the development of individual curricula, and the formation of a motivating educational environment.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»

УДК 376.2

Баранова К.Д.

Московская международная академия (г. Москва, Россия)

ОПЫТ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Аннотация: статья посвящена актуальным вопросам организации инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья при обучении иностранному языку в высших учебных заведениях. Рассмотрен опыт преподавания иностранного языка различным категориям студентов с ОВЗ. Проанализированы основные принципы и подходы к созданию инклюзивной языковой среды в вузе, включая применение специальных педагогических методик и средств обучения, разработку индивидуальных учебных планов, формирование мотивирующей образовательной среды.

Ключевые слова: инклюзивное образование, иностранный язык, студенты с ограниченными возможностями здоровья, специальные методы обучения, индивидуальный подход, инклюзивная образовательная среда.

Актуальность темы инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при обучении иностранному языку в вузе обусловлена ростом числа лиц с ОВЗ, поступающих в высшие учебные заведения для получения профессионального образования наравне со здоровыми сверстниками, что требует адаптации образовательного процесса в вузах к потребностям таких студентов. Кроме того, владение иностранным языком становится важным навыком для специалистов в различных сферах в условиях глобализации. Однако традиционные методы преподавания иностранного языка часто недостаточно эффективны для студентов с ОВЗ.

Сегодня существует необходимость разработки специальных педагогических технологий и методик преподавания иностранного языка студентам с различными ограничениями здоровья (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.) в условиях инклюзивного образования. Отмечаем наличие потребности в научном обосновании принципов построения инклюзивной языковой среды в вузе, позволяющей студентам с ОВЗ успешно овладевать иностранным языком наряду с остальными обучающимися. Таким образом, комплексный анализ особенностей инклюзивного языкового образования студентов с ОВЗ представляется весьма актуальным. Решение этой многоплановой проблемы имеет важное практическое значение для развития системы высшего профессионального образования.

Эта проблематика нашла отражение в трудах ряда отечественных авторов, которые рассматривали различные аспекты инклюзивного образования студентов с ОВЗ при обучении иностранному языку в вузе: Е.Н. Бондаренко [1] исследовала социально-педагогическую диагностику как основу сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ; Е.Н. Гурьянова касалась вопроса о преподавании иностранного языка студентам с ОВЗ [2]; В.И. Литовченко [4] рассматривал реализацию технологий инклюзивного образования на занятиях по иностранному языку в вузе; А.О. Манохин [5] исследовал реализацию технологий инклюзивного образования при обучении иностранным языкам; А.Г. Михайлова, Т.А. Кокодей, С.П. Строкина и Р.В. Кира [3] рассматривали изучение иностранного языка в контексте инклюзивного образования.; М.Ю. Романович и Н.В. Щербакова [8] рассматривали обучение иностранному языку лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в условиях лингвистического вуза; О.В. Смоловик и И.В. Симачевская [9] анализировали обучение иностранному языку в условиях инклюзивного образования.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко

всем людям, и создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Так, В. И. Литовченко отмечает важность удовлетворения различных потребностей и стилей обучения студентов - в его работе используются разнообразные педагогические методы, которые, при правильном применении, изменяют подход к обучению. Это позволяет перейти от реактивного подхода, ориентированного в основном на учителя, к активному подходу, ориентированному на студента [4, с. 121].

Преподаватели внедряют активные методы обучения и разнообразные подходы, что способствует вовлеченности и самостоятельности студентов в учебном процессе. Открытость и поддержка педагогов влияют на то, насколько студенты будут открытыми и мотивированными в процессе обучения [10;12;13]. Инклюзивное обучение расширяет эти передовые практики, предоставляя преподавателям следующие возможности:

1. Разрабатывать курс, начиная с обратной конструкции, где определяются цели обучения.

2. Представлять информацию разными способами, используя разнообразные форматы, такие как устный, визуальный, письменный, видео, аудио, графические материалы и другие.

3. Готовить материалы с различными видами деятельности, чтобы привлечь интерес студентов, такие как мини-лекции, тематические исследования, сценарии, вопросы, дебаты и др.

4. Поддерживать студентов в процессе обучения, используя современные технологии, включая системы управления курсом, доступность для ответов на вопросы через электронную почту и другие средства, а также предоставление поддерживающих стратегий обучения, таких как учебные пособия, наставничество и помощь в написании работ [11].

Для обеспечения успешного обучения студентов иностранному языку, преподаватели могут применять разнообразные методы инклюзивного обучения. В середине и в конце семестра, они могут проводить анонимные опросы среди студентов, чтобы узнать, как их индивидуальное обучение

связано с работой преподавателя и что можно улучшить с точки зрения активного, увлекательного и включающего обучения. [4, с. 122].

Существует несколько подходов и стратегий, которые помогают преодолеть трудности, с которыми сталкиваются студенты с ОВЗ при изучении иностранного языка в различных аспектах и видов речевой деятельности. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, в том числе их тип восприятия (визуальное, кинестетическое, звуковое, дискретное), для разработки оптимальных учебных планов и подходов:

1. Первоначальная диагностика языковых способностей и учёт индивидуальных особенностей помогают определить цели, задачи, сроки и основные направления в обучении языку для каждого студента.

2. Применение индивидуального подхода в учебном процессе требует готовности преподавателя представить материал разными способами. Например, для студентов с ограниченными возможностями здоровья можно предоставить электронный вариант информации в виде текстовых файлов, презентаций или аудиозаписей.

3. Чёткая инструкция и поэтапный алгоритм выполнения заданий на адаптированных рабочих листах помогают студентам соблюдать шаблон и успешно выполнять задачи.

4. В учебном процессе следует использовать современные образовательные технологии, информационно-коммуникационные средства, игровые элементы, иллюстративный и аудиоматериалы, а также наглядные пособия, таблицы и жесты, чтобы сделать обучение более интересным и эффективным.

5. Создание благоприятного психологического климата в учебной среде помогает преодолевать психологические и коммуникативные барьеры, способствуя успешному обучению студентов [5, с. 204].

Объединение этих стратегий и подходов обеспечивает более эффективное и адаптированное обучение иностранному языку для студентов с особыми образовательными потребностями, содействуя их успехам и развитию.

О. В. Смоловик высказывает мнение о необходимости адаптации учебного процесса преподавателями иностранного языка в зависимости от психологических, физических и возрастных особенностей студентов [9, с. 343346]. Главное требование к педагогу заключается в готовности к тому, что студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут быть недостаточно социализированы из-за ограниченного общения со сверстниками и другими факторами, связанными с их состоянием здоровья. Это особенно актуально, учитывая, что многие из них проходили обучение в домашних условиях в школе.

Из этого следует, что главной задачей преподавателя становится внедрение в студентов принципов инклюзивного образования, демонстрируя, что ценность личности не зависит от способностей или статуса. Этот принцип важно применять ко всей группе студентов, включая как обычных, так и тех, кто нуждается в инклюзивном обучении. Реализация этой задачи способствует единству и солидарности в коллективе, позволяя студентам развиваться как личности, совершенствуя такие качества, как эмпатия, сострадание, терпимость и готовность помогать друг другу, а также принимать и понимать себя и других с их индивидуальными физическими и психологическими особенностями.

Следовательно, инклюзивное образование эффективно не только для студентов с ограниченными возможностями здоровья, но также для всех остальных студентов, не имеющих медицинских ограничений. Для успешного овладения как учебной программой в целом, так и иностранным языком в частности, студенты нуждаются в постоянной мотивации. Особенно актуально обеспечение мотивации для лиц с ОВЗ, у которых изучение иностранного языка может быть сложным из-за их физического состояния. Поддержание мотивации требует регулярных усилий, включая индивидуальный подход, учитывающий конкретные физические ограничения студентов.

М. Ю. Романович и Н. В. Щербакова подчеркнули, что основной целью инклюзивного обучения является обеспечение студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) полным участием в обществе и профессиональной жизни [8, с. 161]. Это включает предоставление им равных прав и реальных возможностей для участия в разнообразных сферах, не только в академической среде, но и в профессиональной и социальной жизни, взаимодействуя с другими людьми [6].

Таким образом, интегрированное образование представляет собой результат длительной педагогической работы, направленной на адаптацию человека с ограниченными возможностями здоровья к реальной жизни. Это включает в себя сложные задачи, такие как придание «особенному» студенту конкурентоспособности на профессиональном рынке в условиях жесткой конкуренции, поскольку настоящий рынок труда и профессиональных услуг не предоставляет никаких освобождений. Важно не только помочь студентам с ОВЗ поверить в себя, но и развить у них

Для организации практики устной речи на иностранном языке преподаватель может вовлекать студентов в участие в вузовских или факультетских иноязычных конкурсах. Также полезным методом является организация совместного просмотра фильмов на иностранном языке с последующим обсуждением ключевых моментов через диалоги и монологические высказывания. Эта стратегия подразумевает использование коммуникативных методов обучения иностранному языку, включая также компьютерные технологии (ИКТ), чтобы отвечать современным вызовам [7, с. 181].

Компьютерные технологии давно занимают важное место в образовании и являются неотъемлемой частью обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Они предоставляют студентам возможность взаимодействовать с преподавателями, получать учебный материал в различных форматах (видео, аудио, визуальные поддержки, схемы и др.), выполнять задания с помощью автоматизированных систем, а также

осуществлять самостоятельные тесты и задания. Кроме того, студенты могут записывать и отправлять видео и аудио материалы для проверки преподавателем, использовать электронные тренажеры и активно заниматься отработкой учебного материала.

Это привело к тому, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стало неотъемлемым инструментом в обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это позволяет им максимально интегрироваться в учебный процесс наравне с обычными студентами и постоянно поддерживает их мотивацию для изучения иностранного языка.

Благодаря наличию и постоянному развитию системы инклюзивного обучения, студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получать высшее образование и осваивать профессию. Инклюзия позволяет им развивать интеллектуальные способности, необходимые для достижения академических результатов и профессиональных навыков, а также совершенствовать личностные характеристики через социализацию и активную интеграцию в образовательный процесс и внеучебную деятельность вместе с обычными студентами.

В рамках организации инклюзивного обучения М. Ю. Романович и Н. В. Щербакова [8] как преподаватели Московского государственного лингвистического университета ставили перед собой следующие задачи для обучения студентов с полной потерей зрения:

1. Подбор учебных материалов, соответствующих академической программе, но адаптированных для чтения вслепую;

2. Разработка системы домашних заданий и методов их проверки;

3. Создание удобной формы финального контроля усвоенных знаний;

4. Поиск оптимальных электронных ресурсов для решения всех перечисленных задач;

5. Оказание максимальной помощи студентам в адаптации к учебным условиям и социальной жизни университета.

Студенты, имеющие ограничения по зрению (ОВЗ), проходили обучение по указанной дисциплине в течение первого и второго курсов. На аудиторных занятиях они участвовали с другими зрячими студентами своей учебной группы. Чтобы облегчить им процесс обучения, студенты с ОВЗ использовали специальные технические средства для получения и передачи информации в доступной для них форме, а также электронные образовательные ресурсы.

Одним из самых распространенных способов чтения и письма для незрячих является шрифт Брайля, разработанный Луи Брайлем в 1824 году. Эта система тактильного чтения для слепых состоит из шеститочечных знаков, называемых ячейками или клетками.

Шрифт Брайля существует на разных языках и используется незрячими по всему миру. Однако, из-за ограниченной скорости письма по Брайлю, в настоящее время в аудиториях преимущественно используют компьютеры и специализированные технологии, основанные на шрифте Брайля.

Компьютерные тифлотехнологии представляют собой набор инструментов, обеспечивающих незрячим и слабовидящим людям возможность самостоятельного использования персональных компьютеров и программ технических устройств (ПТУ).

Одним из важных аспектов инклюзивной профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями зрения является возможность самостоятельного использования компьютерных технологий. У таких студентов установлены специальные программы и устройства для облегчения работы с компьютером.

В рамках учебного процесса на аудиторных занятиях студенты с ограниченными возможностями зрения получают специально подобранные учебные материалы в аудиоформате, подготовленные преподавателем:

- учебники или учебные пособия в формате PDF;

- контрольные работы, тесты и материалы для экзаменов в формате

Word.

В процессе аудиторных занятий студенты с нарушениями зрения активно участвуют: отвечают на вопросы преподавателя, вступают в диалоги с ним и со своими одногруппниками, а также выполняют все задания и упражнения, способствующие развитию и совершенствованию навыков устной речи на английском языке.

В ходе обучения английскому языку студенты с ограниченными возможностями зрения (ОВЗ) и их зрячие одногруппники участвовали в аудиторных занятиях, где преподаватель осуществлял проверку письменных домашних заданий и контрольных работ студентов с помощью компьютера. Студенты с ОВЗ предоставляли свои работы на USB флэш-носителе. Если в работе студента с ОВЗ обнаруживалась ошибка, преподаватель выделял ее в скобках, чтобы облегчить тактильное прочтение слепым студентом, и при необходимости давал комментарий, чтобы помочь студенту осмыслить и исправить ошибку [8].

По мнению Е. Н. Гурьяновой [2], инклюзивное образование в настоящее время находится на начальной стадии развития - университеты признают право студентов с ограниченными возможностями здоровья на высшее образование, но пока не полностью подготовлены к обучению таких лиц и инвалидов. В связи с этим, важным направлением городской и образовательной политики становится развитие доступной инфраструктуры.

Также следует обеспечить доступность учебной информации для слепых и имеющих остаточное зрение студентов, предоставив материалы по системе Брайля и имея тифлопедагога в штате вуза. Все эти меры помогут создать более инклюзивную образовательную среду, обеспечивая лучшие условия обучения для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Лица с нарушением слуха нуждаются в специальной образовательной среде, где им предоставляются различные типы звукоусиливающей аппаратуры и компьютерных технологий. Преподаватели должны применять дифференцированный подход, учитывая особенности студентов, и создавать условия для расширения образовательного пространства и социального

взаимодействия. Важно учитывать специфику восприятия информации и преодолевать трудности, связанные с восприятием учебного материала.

Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) требуют особого подхода к обучению, включая специализированные компьютерные и ассистивные технологии, а также индивидуализацию процесса обучения. Особое внимание уделяется созданию пространственной среды, которая была бы доступной и адаптированной к их потребностям, включая бесбарьерную архитектуру и поддерживающее сопровождение.

Лица с общими заболеваниями нуждаются в особой образовательной среде, включая специальные помещения и комфортные условия. Преподаватели должны индивидуально подходить к каждому студенту и создавать поддерживающую атмосферу, способствующую их активному участию и развитию.

Студенты первого курса часто сталкиваются с проблемами приспособления к учебному процессу, расписанию занятий, а также испытывают трудности в общении с одногруппниками, преподавателями, тьюторами, кураторами и администрацией. Е. Н. Бондаренко отмечает, что важными задачами социально-педагогической поддержки студентов с инвалидностью и ОВЗ являются: формирование у студентов навыков эффективного обучения; психологическая адаптация первокурсников к условиям образовательного учреждения, процессу обучения и коллективу; помощь в развитии у студентов с ОВЗ профессионально-значимых личностных качеств [1].

Касаясь обучения студентов с ОВЗ иностранному языку, преподаватели сталкиваются с рядом проблем:

1. Недостаточные знания преподавателей о различных видах нарушений и методах работы с ними у студентов с ОВЗ.

2. Сниженная мотивация и непонимание необходимости изучения иностранного языка у студентов с ОВЗ, что может затруднить их успешное обучение.

3. Неадекватное отношение со стороны некоторых преподавателей, возникающее из-за незнания диагноза студента с ОВЗ.

4. Некоторые студенты с ОВЗ могут нуждаться в дополнительном времени и поддержке для выполнения заданий или выражения своих мыслей.

5. Возможное негативное отношение со стороны сокурсников, которые не имеют ОВЗ и чувствуют неудобство из-за дополнительного времени и ожидания своей очереди.

6. Для решения данных проблем необходимо создание благоприятной атмосферы и комфортного психологического климата для каждого студента, независимо от их особенностей.

7. Некоторые педагоги-практики сомневаются в необходимости изучения иностранного языка студентами с ОВЗ, однако подчеркивается, что погружение в иноязычную среду способствует развитию произвольного внимания, памяти, артикуляционного аппарата и слуха, а также обеспечивает равные возможности в современном мире.

Итак, инклюзивное образование имеет свои достоинства и недостатки, исследование которых может занять много времени. Однако для учителя, работающего в интегрированном классе, главная задача - определить формы и методы обучения, которые будут способствовать развитию каждого ученика, независимо от его состояния здоровья. В современных условиях разнообразие и инклюзивность стали неотъемлемыми частями профессиональной деятельности в области преподавания и обучения. Преподаватели должны ориентироваться на потребности студентов и уважать разнообразие в обучении. Первоначально они должны проанализировать свои методы преподавания, чтобы понять свои собственные ценности и ожидания. Это поможет создать и поддерживать позитивную и дружелюбную обучающую среду, что особенно важно при работе со студентами с особыми образовательными потребностями.

Для обеспечения инклюзивного обучения, педагоги могут использовать разнообразные методы, взаимодействовать со студентами, предоставлять доступный контент и постоянно оценивать процесс обучения - эти факторы

играют важную роль в создании подходящей образовательной среды. Когда речь идет об изучении иностранного языка, особую роль играют специальные образовательные стратегии и материалы, которые позволяют студентам успешно усваивать и применять изученный материал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бондаренко Е.Н. Социально-педагогическая диагностика как основа сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья / Е. Н. Бондаренко // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 1(57). - С. 678-681.

2. Гурьянова Е.Н. К вопросу о преподавании иностранного языка студентам с ОВЗ / Е. Н. Гурьянова // Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации: инновации, проблемы и перспективы : сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции, Москва, 25 декабря 2018 года. - Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2019. - С. 74-80.

3. Изучение иностранного языка в контексте инклюзивного образования / А. Г. Михайлова, Т. А. Кокодей, С. П. Строкина, Р. В. Кира // Гуманитарно-педагогическое образование. - 2020. - Т. 6, № 1. - С. 124-131.

4. Литовченко В.И. Реализация технологий инклюзивного образования на занятиях по иностранному языку в вузе / В. И. Литовченко // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9, № 4(33). - С. 121-123.

5. Манохин А.О. Реализация технологий инклюзивного образования при обучении иностранным языкам в вузе / А. О. Манохин // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам : Сборник научных статей по итогам IX Международной научно-практической конференции, Брянск, 1416 октября 2021 года. - Брянск: «Брянский государственный инженерно-технологический университет», 2021. - С. 202-209.

6. Назарова Н.М. Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях/ Н.М. Назарова // Специальное образование. 2012. Вып. 3. - С. 6-12.

7. Общая методика обучения иностранным языкам // под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин Изд-во «Просвещение». - 2013. - С. 181

8. Романович М. Ю. Обучение иностранному языку лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в условиях лингвистического вуза / М. Ю. Романович, Н. В. Щербакова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2021. -№ 2(839). - С. 160-169.

9. Смоловик О.В. Обучения иностранному языку в условиях инклюзивного образования / О. В. Смоловик, И. В. Симачевская // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. - С. 343-346.

10. Barkley E. Student Engagement Techniques / E. Barkley- A Handook for College Faculty, San Francisco, CA: Jossey-Bass Publishers. 2010. - 416p.

11. Beaudoin J. P. Introduction to inclusive teaching practices / J. P. Beaudoin -University of Ottawa. 2013. - 16 p.

12. Bowman N. A. College Diversity Experiences and Cognitive Development: A Meta-Analysis / N. A. Bowman- Review of Educational Research. 2010. - Р. 4-33.

13. Shaw J. The diversity paradox: does student diversity enhance or challenge excellence? / J. Shaw // Journal of Further and Higher Education. - 2010. - № 4. - Р. 321-331.

Baranova K.D.

Moscow International Academy (Moscow, Russia)

EXPERIENCE OF INCLUSIVE EDUCATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY

Abstract: the article is devoted to current issues of organizing inclusive education for students with disabilities when teaching a foreign language in higher educational institutions. The experience of teaching a foreign language to various categories of students with disabilities is considered. The basic principles and approaches to creating an inclusive language environment at a university are analyzed, including the use of special pedagogical methods and teaching aids, the development of individual curricula, and the formation of a motivating educational environment..

Keywords: inclusive education, foreign language, students with disabilities, special teaching methods, individual approach, inclusive educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.