Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
712
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / INCLUSIVE EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE / MOTIVATION / STUDENTS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смоловик Ольга Васильевна, Симачевская Ирина Вадимовна

В статье рассмотрены особенности обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья иностранному языку в ВУЗе в условиях инклюзивного образования. В статье предложены методы и приемы эффективного обучения данных студентов иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смоловик Ольга Васильевна, Симачевская Ирина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING FOREIGN LANGUAGE IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

The article deals with the features of teaching a foreign language to students with disabilities in an inclusive education environment of the University. The article offers some methods and techniques for effective teaching.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

широту, глубину содержания и зависимость индивида в возрастных различиях. Для него, человек - субъект деятельности. Изучая его развитие, он доказал что оно представляет собой бесценное богатство и совместное произведение природ и общества [2].

Выводы. Формирование нравственной сферы - целенаправленно организованный процесс приобретения нравственного опыта через освоение заданных обществом нравственных образцов, норм и ценностей, вырабатываемых на основе базисных этических понятий.

Этика - учение о морали и нравственности, определяющая совокупность принципов человеческого поведения в обществе. Она отвечает на нравственный вопрос: На какие нормы, цели и ценности люди должны ориентироваться в своём поведении и отношении к деятельности?».

Нравственная сфера личности - интегрированное компетентное взаимодействие, представленное триадой компонентов:

- когнитивного: нравственное сознание, нравственный смысл, нравственные ценности, нравственные образы, нравственные нормы;

- эмоционального: нравственные чувства, эмпатические проявления в нравственных отношениях;

- поведенческого: нравственное поведение, поступки и действия в их мотивационной направленности [6].

Особая роль принадлежит информированности человека об окружающей социальной действительности, но только одни информированные знания не могут стать для личности руководством к действию во всех жизненных ситуаций.

Согласно Д.И. Фельдштейна [8], духовно-нравственный смысл жизни - процесс совершенствования социальной сущности и духовных оснований.

Согласно высказываниям А.В. Петровского, основу личности составляют духовно-нравственные убеждения, принципы и нормы. Ощущая на себе доброту, человек начинает относиться к себе, как к доброму человеку. Он постепенно овладевал своим поведением и природой с помощью специальных психологических орудий (знаков). Эти пусковые механизмы выступают в качестве психологических орудий для развития психических процессов. В процессе совместного труда шло общение между его участниками с помощью специальных знаков, определявших, что надо делать каждому в трудовом процессе. Сначала действие влияло на личность словом, побуждая ее к действию. Позже главным стал способ общения между людьми, в котором слово действовало сначала на другого человека, а потом уже и на себя.

Постепенно этапы развития сознания шли от начала самосознания, которое постепенно приобретало самостоятельность. Развивалось рациональное мышление и способность смотреть на мир глазами общества через призму выработанных компетентных понятий.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Психология как феномен культуры [Текст]: Л.С. Выготский. - М. - Воронеж, 1996.

2. Дьяченко, М.И. Психологический словарь - справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. -Мн.: Харвест, 2001, - 576 с. - ( Библиотека практической психологии).

3. Ждан, А.Н. История психологии от античности до наших дней [Текст] / А.Н. Ждан. - М.: Академический проспект, 2004. - 576 с.

4. Калинина, О.В. Мельникова, Н.В. Статус эмоциональности дошкольника [Текст] / О.В. Калинина, Н.В. Мельникова: Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Сборник научных т трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. - Ч 4. - 360 с.

5. Мельникова, Н.В. Психология личности взрослого и ребенка с позиции этики [Текст]: учеб. пособие / Н.В. Мельникова. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», — 2004. - 104 с.

6. Мельникова, Н.В. Предметность ценности как философско-психологической категории [Текст] / Н.В. Мельникова. - Изд-во: М.: «Школьная Книга»: журнал «Дошкольник № 3: «Методика и практика воспитания и обучения», 2018г. - С. 10-16.

7. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М., Академия, 2004. - 456 с.

8. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М., 2004. - 672 с.

Психология

УДК 159.922.76:616.89

старший преподаватель Смоловик Ольга Васильевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент факультета гуманитарных наук Симачевская Ирина Вадимовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья иностранному языку в ВУЗе в условиях инклюзивного образования. В статье предложены методы и приемы эффективного обучения данных студентов иностранному языку.

Ключевые слова: инклюзивное образование, иностранный язык, мотивация, студенты с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. The article deals with the features of teaching a foreign language to students with disabilities in an inclusive education environment of the University. The article offers some methods and techniques for effective teaching.

Keywords: inclusive education, foreign language, motivation, students with disabilities.

Введение. В настоящее время обозначилась тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число лиц с ограниченными возможностями здоровья. Тем не менее каждый индивид стремится получить хорошее образование и реализовать себя в жизни. В целом в настоящее время наблюдается рост интереса абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью к образованию, социальному взаимодействию внутри различных социальных групп и общностей [5]. Общепризнанным считается утверждение, что владение

иностранным языком на уровне, позволяющим решать бытовые и профессиональные задачи, является конкурентным преимуществом современного выпускника ВУЗа. В связи с этим проблема получения высшего образования студентами с ограниченными возможностями здоровья в целом, и овладение иностранным языком в частности, является особенно актуальной.Прежде всего, необходимо привести основное определение понятия «обучающийся с ОВЗ», которое официально принято и закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования [121. В зависимости от нозологической группы у лиц с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются следующие особенности: -отсталость в умственном (интеллектуальном) развитии; -нарушения слуха (слабослышащие, глухие); -задержка психического развития (ЗПР);-проблемы со зрением (слабовидящие, слепые);-нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;-речевые отклонения;-расстройства общения и поведения;-множественные проблемы со здоровьем (сочетание нескольких патологий одновременно) [111- В связи с особенностями здоровья, усложняющими процесс обучения, становится очевидно, что студенты с ОВЗ имеют особые образовательные потребности. Согласно С.В. Алехиной, обучающиеся с особыми образовательными потребностями - это обучающиеся, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении [2]. Ведущей тенденцией современной системы специального образования является интеграция и инклюзия лиц с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников [11. Эту задачу помогает реализовать инклюзивное образование.

Изложение основного материала статьи. Инклюзивное образование — это процесс обучения и воспитания, при котором все люди, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку [151. Именно в условиях инклюзии студент с ограниченными возможностями здоровья овладевает новыми знаниями, умениями, навыками, необходимыми для дальнейшей интеграции в общество и профессию.Проблему обучения лиц с ОВЗ пытались решить еще в 17 веке. Начиная с 1806 года в городе Павловске было открыто первое учебно-воспитательное учреждение для 12 глухонемых детей, а в 1807 году было создано такое же учреждение для слепых. Несмотря на открытие инклюзивных учебных заведений, подобная система образования начала развиваться после 1918 года, например, в 1990-х появляются первые экспериментальные школы, принимающие в свои стены детей с различными патологиями.В наше время проблема получила новый виток развития, уже в 2009 году был создан «Институт проблем инклюзивного образования», направленный на развитие наук и методик в инклюзивном образовании. Каждые два года институт проводит «Международную научно-практическую конференцию», на которой проблема получает все больше путей решения.На законодательном уровне инклюзивное образование отражено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.Проблема инклюзии встречается в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей, таких как: С.И. Архангельский, И.Д. Демакова, В.А. Кудрявцев, С.Н. Каштанова, Н.Д. Соколова, Gordon J. [16], Voltz D.L. [17] и многих других.Из результатов исследования, проведенного сотрудниками Нижегородского Государственного Педагогического Университета имени Козьмы Минина, в отчете по данным мониторинга условий получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, проводимым в 2017 году, в котором принял участие 871 вуз страны, была выведена неблагоприятная статистика: всего 3% лиц с ОВЗ и находящихся в подходящем для обучения возрасте, получают высшее образование[131. Результаты исследования выявили неознакомленность абитуриентов с их возможностями в рамках института или программ государственного обеспечения («Доступная среда») или организаций, созданных для поддержания лиц с ОВЗ («Инклюзивная молекула») [14].

Данные негативные показатели должны быть проанализированы и приняты меры для улучшения реальных качественных и количественных показателей обучения студентов с ОВЗ.Обучение студентов с особыми образовательными потребностями на основе инклюзии предполагает получение ими цензового образования, то есть сопоставимого по уровню с образованием нормативных студентов, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место студента должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Исходя из этого, «Иностранный язык» является обязательной дисциплиной [7]. Преподавателям иностранного языка необходимо организовать учебный процесс исходя из психологических, физических и возрастных особенностей данных студентов. Прежде всего педагог должен быть готов к тому, что студенты с ОВЗ мало социализированы, из-за недостатка общения со сверстниками и других причин, связанных с ограниченными возможностями здоровья, т.к. многие из абитуриентов в школе находились на домашнем обучении. Учитывая данный факт, основной задачей педагога становится привитие студентам основного принципа инклюзивного образования, т.е. необходимо показать, что ценность человека не зависит от его способностей или положения.

Важно работать над данным принципом всем участникам группы, как нормативным студентам, так и инклюзивно обучающимся. Реализация этой задачи становится объединяющим фактором в коллективе, студенты параллельно с получением знаний по дисциплине, морально, личностно развиваются как полноценные члены общества, у них прогрессируют такие важные качества как эмпатия, сострадание, толерантность, готовность прийти на помощь, принятие себя и других лиц с их индивидуальными физическими и психологическими особенностями. Следовательно, инклюзивное образование является эффективным не только для студентов с ОВЗ, но и для лиц, не имеющих ограничений по медицинским показателям. Для успешного освоения как всей учебной программы, так и иностранного языка студентам необходима мотивация [10]. При этом вопрос мотивации изучения иностранного языка у лиц с ОВЗ стоит остро, так как его изучение представляет особую сложность в связи с состоянием здоровья студентов. Работать над поддержанием мотивации необходимо регулярно. Прежде всего необходимо осуществлять учебную деятельность основываясь на конкретных ограничениях в физическом состоянии студентов, необходимо применять индивидуальный подход. Для предотвращения мотивационного спада педагогу следует приводить статистику об уже закончивших обучение лиц с ОВЗ, развивать интерес к изучению языка посредством затрагиваемых тем во время изучения предмета, что помогает студентам сформировать другой

взгляд на собственные ограничения, темы и топики, подлежащие усвоению, должны быть личностно-значимые, для этого необходимо доработать учебно-методическую литературу путем добавления актуальных тем к основной программе, предложенной в УМК. Преподавателю также стоит выстроить коммуникационные связи с группой и создать благоприятную психологическую атмосферу на занятиях, в результате которой, студент должен научиться ставить цели и находить пути их достижения, научиться объективно оценивать результаты своих действий, даже если обучение проходит дистанционно. Очень важно формировать у студентов ситуации успеха. Также рекомендуется использование музыкального сопровождения на занятиях по иностранному языку с целью поддержания должного уровня мотивации к изучению предмета [3]. В процессе обучения преподавателю важно сделать все возможное, чтобы студент, вне зависимости от патологии, мог воспринимать и запоминать информацию [6]. Для этого необходимо выявить доминирующий тип восприятия информации. Известно, что по типу восприятия информации индивидуумы подразделяются на визуалов, аудиалов и кинестетиков, поэтому во время первых занятий стоит выявить к какому типу относится тот или иной студент и в дальнейшем применять методы и приемы, являющиеся эффективными для каждого студента, проявляя таким образом индивидуальный подход в обучении иностранному языку. Но, в условиях реализации учебной программы в рамках группового обучения в ВУЗе, предоставление нового материала в режиме индивидуального подхода не всегда представляется возможным. В связи с этим рекомендуется сочетать несколько путей подачи материала, которые отвечают потребностям студентов с теми или иными типами восприятия информации. В дальнейшем, от преподавателя требуется частое аудиальное воспроизведение лексических единиц, предоставление визуальных опор, использование ассоциативных упражнений, которые эффективны для запоминания неизвестной лексики и повторения изученного материала. Данные приемы помогают студентам не только усвоить материал в рамках репродуктивного подхода, но и способствуют самостоятельному изучению предлагаемой темы, что развивает активную позицию в изучении иностранного языка, увеличивает уровень мотивации обучения, создает положительную динамику академических результатов. Изучение иностранного языка требует постоянной и долгой работы над ним, активного вовлечения в интеллектуальную деятельность, развития таких психических познавательных процессов как внимание, мышление, память, все это приводит к осознанию ценности процесса изучения иностранного языка.Для организации практики иноязычной речи преподавателю следует привлекать студентов к участию в иноязычных конкурсах в рамках вуза или факультета, организовывать просмотр фильмов на изучаемом языке, с последующим обсуждением основных моментов на иностранном языке в форме «вопрос-ответ» и/или монологического высказывания. Данная технология включает в себя и использование коммуникативной методики преподавания иностранного языка, и использование ИКТ, что отвечает вызовам времени [8].

Компьютерные технологии давно используются в обучении, а в работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья они являются необходимым средством обучения, благодаря которому студенты осуществляют связь с преподавателями, получают необходимый к усвоению материал в форме видео-лекций, аудио, визуальных опор, таблиц, схем и других наглядностей, выполняют задания, осуществляют их проверку посредством автоматизированной системы, например, в электронном учебно-методическом курсе или/и с помощью преподавателя, решают тестовые и творческие задания, имеют возможность записывать свои видео/аудио и отправлять их на проверку преподавателю, занимаются на электронном учебном тренажере и ежедневно совершают большое количество операций по освоению и отработке учебного материала [9]. Все это привело к тому, что использование ИКТ является неотъемлемым средством обучения студентов с ОВЗ, которое дает им возможность максимально интегрироваться в учебный процесс наряду с нормативными студентами и непрерывно повышает мотивацию студентов к изучению иностранного языка. Также необходимым является создание в ВУЗе условий для реализации инклюзивного образования. К которым, на примере Нижегородского Государственного Педагогического Университета им.К.Минина (7 корпус), можно отнести: безбарьерную архитектурную среду (доступность прилегающей территории, доступа в здание, путей перемещения внутри здания, наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для студентов с ОВЗ), наличие специальных адаптированных образовательных программ, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения (звукоусиливающая аппаратура, мультимедийные средства обучения и т.д.), оснащение аудиторий для проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий (спортивное оборудование, специальные тренажеры и т.д.), возможность предоставления услуг ассистента/помощника, сурдопереводчика, тифлопедагога, возможность проведения групповых и индивидуальных занятий. Также в НГПУ им.К.Минина успешно функционирует ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, где оказывают необходимую поддержку абитуриентам, студентам и выпускникам с ограниченными возможностями здоровья [15].

Все это помогает ненормативным студентам не испытывать трудности в восприятии информации, развивает их деятельность в различных направлениях, а также создание подобных условий входит в план «Федеральной целевой программы образования на 2016-2020 годы» [4].

Выводы. Получение высшего образования, овладение профессией для студентов с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является достижимым благодаря наличию, непрерывному развитию и совершенствованию системы инклюзивного обучения. Инклюзия позволяет данным студентам не только развивать свои интеллектуальные способности, необходимые для достижения определенных академических результатов и получения профессиональных навыков, но и совершенствовать все необходимые личностные характеристики в процессе социализации, активной интеграции в образовательный процесс и внеучебную деятельность совместно с нормативными студентами.

Литература:

1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 10.

2. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья -Красноярск: Сибирский федеральный университет, Красноярский ун-т им. В.П. Астафьева. - 2013. - 123 с.

3. Архипова М.В., Рыжов В.В. Влияние музыки на развитие творческих иноязычных способностей // Вестник университета. 2015. № 2. С. 279-283

4. Колесник, А.А. Актуальность владения иностранным языком в современном мире / А.А. Колесник, С.А. Волкова // Молодой ученый. - 2017. - No 3. - С. 562-564.

5. Краснопевцева Т.Ф., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф. Результаты исследования образовательных потребностей абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №2. С. 7

6. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А.Р. Маллер. - М.: Педагогика - Пресс, 2016. - 284 с.

7. Набокова, Л.А. Особенности преподавания иностранного языка детям с нарушенным слухом в условиях инклюзивной школы / Л. А. Набокова // Дефектология. - 2016. - No 1. - С. 13-20.

8. Общая методика обучения иностранным языкам // под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова,

B.С. Цетлин Изд-во «Просвещение». - 2013. - С. 181

9. Смоловик О.В., Гришунина М.А. использование ИКТ для повышения мотивации студентов при изучении иностранного языка // В сборнике: Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018.

C. 113-116.

10. Смоловик О.В., Шобонова Л.Ю. Сравнительный анализ мотивов учебной деятельности студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 365-369.

11. Соколова Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. - М.: Академия, 2015. - 180 с.

12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

13. Электронный ресурс - https://pedsovet.org/beta/article/tolko-3-ludej-s-ovz-polucaut-vyssee-obrazovanie-pocemu

14. Электронный ресурс - https://akvobr.ru/inklyuzivnoe_obrazovanie_ehto.html

15. Электронный ресурс - https://mininuniver.ru/scientific/inklyuzivnoe-obrazovanie

16. Gordon J.-S. Is Inclusive Education a Human Right? // Journal of Law, Medicine and Ethics. 2013.

17. Voltz D.L. What matters most in inclusive education: A practical guide for moving forward // Intervention in School and Clinic. 2001. Vol. 37, no. 1. Pp. 23-30.

Психология

УДК 159

кандидат экономических наук, доцент Тохчуков Мурат Олегович

ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ БИРЖА ВУЗА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье обосновывается необходимость организации в вузе образовательной биржи. Раскрывается инфраструктура образовательной биржи, представлена типология образовательных бирж. Рассматриваются функции образовательной биржи. Выделяется педагогический потенциал образовательной биржи в профессиональном развитии как студентов, так и преподавателей вуза.

Ключевые слова: образовательная биржа, профессиональное становление, профессиональное развитие, высшее образование, профессиональное образование.

An^tatton. The article substantiates the need to organize an educational exchange at a university. The infrastructure of the educational exchange is revealed, a typology of educational exchanges is presented. The functions of the educational exchange are considered. The pedagogical potential of the educational exchange in the professional development of both students and university teachers is highlighted.

Keywords: educational exchange, professional development, professional development, higher education, professional education.

Введение. Переход к рыночным отношениям в образовании обусловил необходимость формирования современной образовательной биржи, которая начала формироваться еще в 90-х годах прошлого века и по сей день находиться на стадии своего формирования. Это повлекло за собой значительное снижение бюджетного финансирования государственных образовательных учреждений, прекращение распределения обучающихся, закончивших средние профессиональные организации, а также трансформировало деятельность вузов с позиции правовой и организационно-экономической самостоятельности. Однако, становление образовательной биржи в нашей стране процесс весьма сложный, а также имеющий стихийный характер. На сегодняшний день специалистами отмечается отсутствие единой информационной базы образовательной биржи, несформированность органов управления рынком, его инфраструктуры, отсутствие систематического изучения состояния его состояния, а также основных векторов развития [4, с. 2041.

Изложение основного материала статьи. Развитие образовательной биржи и управление ее инфраструктурой является проблемой весьма многоаспектной, выступающей в качестве предмета изучения многих как зарубежных, так и российских исследователей.

В своих трудах М. Вебер, Р. Дарендорф, К. Менгер, А. Мендр, А. Мюллер-Армак, Дж. Ст. Милль, Р. Ликерт, В. Парето, Т. Парсонс, А. Пигу, Н. Смелзер, С. Струмилин, Й. Шумпетер, Ю. Хабермас, Л. Эрхард и др. рассматривают концептуальные аспекты функционирования образовательной биржи.

В свою очередь российские ученые Л.И. Абалкин, С.А. Анесянц, А.И. Белевич, С.И. Берлин, В.Г. Варнавский, В.А. Жаминин, Ю.А. Жаравина, Л.И. Задорожная, Л.В. Залунина, Л.Д. Каминая, В.Н. Лившица, Н.В. Мордовченкова, С.С. Носов, Е.И. Попов, Н.И. Ригина, В.С. Самсонов, С.И. Тюльпанов, Т.С. Хачатуров, С.И. Яковлева и др. также рассматривают развитие инфраструктуры образовательной биржи.

Под образовательной биржей, в статье Ф.Ф. Григорян [1, с. 87] дается следующая трактовка данного термина - «это некая система экономических отношений, складывающаяся между производителями образовательных услуг, потребителями и посредниками по поводу производства, обмена и потребления продуктов, и образовательных услуг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.