Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ – ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ'

МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ – ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственно-правового регулирование / предпринимательская деятельность / идеи и принципы взаимодействия государства / права / экономики / механизм рыночной саморегуляции.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатьева С.В.

Рассматриваются модели государственно-правового регулирования предпринимательской деятельности в развитых зарубежных странах. Рассмотрены концептуальные аспекты взаимодействия государства, права и экономики в теоретических установках неоконсерваторов, в теориях эффективного спроса Дж.Кейнса, в моделях неолиберализма ФА.Хайека и М.Фридмана , в учении об общественном выборе, в теориях государственного индикативного программирования . Формулируются основные идеи и принципы, которые должны быть положены в основу практической реализации государственно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Место и роль государства и права определяется с учетом соблюдения оптимального баланса механизмов рыночной саморегуляции и государственного регулирования рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ – ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-249-257 NIION: 2018-0076-6/22-770 MOSURED: 77/27-023-2022-6-969

ИГНАТЬЕВА Светлана Викторовна,

доктор юридических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, профессор кафедры государственного права, Россия,

e-mail: svetignateva60@mail.ru

МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ -ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ

Аннотация. Рассматриваются модели государственно-правового регулирования предпринимательской деятельности в развитых зарубежных странах. Рассмотрены концептуальные аспекты взаимодействия государства, права и экономики в теоретических установках неоконсерваторов, в теориях эффективного спроса Дж.Кейнса, в моделях неолиберализма ФА.Хайека и М.Фридмана, в учении об общественном выборе, в теориях государственного индикативного программирования .

Формулируются основные идеи и принципы, которые должны быть положены в основу практической реализации государственно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Место и роль государства и права определяется с учетом соблюдения оптимального баланса механизмов рыночной саморегуляции и государственного регулирования рынка.

Ключевые слова: государственно-правового регулирование, предпринимательская деятельность; идеи и принципы взаимодействия государства, права, экономики; механизм рыночной саморегуляции.

IGNATIEVA Svetlana Viktorovna,

doctor of law, Professor, honored worker of higher school of the Russian Federation. Location: St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation,

Professor of the Department of State Law, Russia, St. Petersburg

MODELS OF STATE-LEGAL REGULATION OF ENTREPRENEURSHIP ABROAD - HISTORICAL AND LEGAL EXPERIENCE

Annotation. The article examines the models of state-legal regulation of entrepreneurial activity in developed foreign countries. The conceptual aspects of the interaction of the state, law and economy in the theoretical attitudes of the neoconservatives, in the theories of effective demand by J.Keynes, in the models of neoliberalism by F.A .Hayek and M. Friedman, in the doctrine of public choice, in the theories of state indicative programming.

The main ideas and principles that should be the basis for the practical implementation of state-legal regulation of entrepreneurial activity are formulated. The place and role of the state and law is determined taking into account the observance of an optimal balance of mechanisms of market self-regulation and state regulation of the market.

Key words: state and legal regulation, entrepreneurial activity; ideas and principles of interaction of the state, law, economy; mechanism of market self-regulation.

Динамика современного буржуазного общества на протяжении столетия определялась движением в двух противоположных направлениях: постепенным расширением экспансии рыночных отношений и огра-

ничением экспансии рыночных регуляторов по определенным направлениям. Как указывает Роберт А. Даль, «саморегулируемый рынок достиг апогея своего функционирования в 1834 г. вместе с реформой закона о бедноте» [10, стр. 22]. Затем

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

он все чаще нуждался в регулировании, настолько, что в 1884 г. Герберт Спенсер, один из глашатаев свободного рынка, составил длинный список «ограничительных» факторов, большую часть которых поддержали либералы, поступившиеся по его мнению, своими принципами.

В списке фигурировали законы, предусматривающие наказание за использование труда малолетних, предписывающие опекунов принуждать людей делать прививки, назначать проверку за обеспечением должной калорийности пищи и многие другие.

Как констатировал К. Полани [21, стр. 21-22] и другие исследователи проблем регулирования рынка, при анализе свободного рынка следует исходить из «двух основополагающих аксиом;

1) нерегулируемый рынок неизбежно несет страдания определенным людям (это могут быть бизнесмены, рабочие, потребители и кредиторы) обездоливает их, лишает прежних преимуществ;

2) если люди, испытывающие на себе неблагоприятные воздействия рынка, располагают свободой, силой и возможностью, они будут пытаться регулировать рынок, чтобы устранить или, по крайней мере, смягчить эти неблагоприятные воздействия. Будет ли это осуществляться «вполне разумно» - другой вопрос».

В условиях, когда начинает складываться монополистический капитализм, необходимость регулирования рынка усиливается. Примером этого служит принятие правительством антимонопольного законодательства, большого числа программ социального развития "закон о минимальной заработной плате, о защите потребителя, о контроле за деятельностью частных фирм и др.). Государство в этих условиях начинает активизировать свою деятельность в интересах профсоюзов, трудящихся (защите их прав и свобод), а не в интересах монополий.

Еще более значительное вмешательство государства в экономику капиталистических стран наблюдалась на рубеже 30-40-х годов XX века после экономического кризиса (1929-1933 гг.). Именно в эти годы видный английский экономист Дж. Кейнс в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» [14], опубликованной в 1936 г., впервые попытался подвести теоретическую базу под требование государственного регулирования капиталистического воспроизводства и найти методы, обеспечивающие выход из глубочайшего кризиса и преодоления массой безработицы. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. В одной из газетных статей 1924 г. Кейнс признался, что с точки зрения неоклассической теории его взгляды

являются еретическими: «Я покидаю точку зрения Laisser-faire, правда без энтузиазма, и не потому, что испытываю неуважение к этой доктрине, а потому, что нравится нам это или нет, времена ее успехов миновали» [14, стр. 10].

Главная идея его теории состоит в стимулировании экономики посредством расширения платежеспособного спроса. При этом решающей компонентой эффективного спроса Кейнс считал стимулирование инвестиций путем прямого вмешательства государства в хозяйственную жизнь. Речь шла о стимулировании, «накачивании спроса» путем дефицитного бюджетного финансирования посредством увеличения государственных расходов на капиталовложения и расширения государственных закупок товаров. Таким образом, в работах Кейнса четко проявилась тенденция к стимулированию инвестиций за счет бюджетной политики, его склонность к инфляционным методами оздоровления экономики.

Идеи Дж. Кейнса нашли применение на практике в 30-40 гг., они широко использовались правящими кругами многих стран (Франция, Швеция, Австрия, Англия, США) и после второй мировой войны, когда появились попытки буржуазного государства обеспечить в определенных пределах пропорциональность и высокие темпы развития с помощью рыночных методов управления спросом. В известной степени это было достигнуто в 50-е и 60-е годы.

Ситуация изменилась в конце 70-х годов, когда заметный рост цен обусловили в 70-х годах выдвижение инфляции в качестве серьезной и даже основной опасности как для процесса экономического воспроизводства, так и социально-политической стабильности во многих странах. Однако неспособность оценить опасность инфляции и предложить программу, которая бы обеспечила стабильность покупательной силы денег, были главными причинами, которые обнаружили, что кейнсианская теория далеко не безвредна. Превышение рациональных пределов государственного вмешательства в рыночные преобразования процессы обернулось снижением эффективности экономики и дестабилизацией финансовой системы.

В этой связи верным является замечание о том, что «свободное предпринимательство, свободный обмен товарами и услугами, свободная продажа собственного интеллекта требует регулирования, но очень и очень осторожного, сдержанного, умеренною», высказанное российским классиком теории государства и права [22] В.В. Лазаревым в лекции «Право и экономика» [20, стр. 204].

С критикой теории «неограниченного свободного предпринимательства и саморегулирую-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

щегося рыночного механизма» выступили и представители институционального направления (Тор-стейн Веблен [8] - основоположник институциона-лизма, его ученик Уэсли Митчелл [18], теоретик и политический деятель Джон Гэлбрейт [9], экономист Ян Тинберген [24]). В этих трудах теория государственного регулирования получила свое дальнейшее развитие.

Отличительной особенностью институцио-нализма является рассмотрение человека, как объекта исследования, не только с позицией экономического человека, а как всесторонне развитую личность, о чем вел речь еще русский классик Ф.М. Достоевский [2; 3; 4; 5]. Такой подход предполагает междисциплинарный анализ поведения хозяйствующих субъектов, который включает социальную психологию, социологию, право, политологию и другие гуманитарные науки. Представители институционального направления выступают за расширение социальных программ, за создание «государства всеобщего благоденствия», которое способно взять под свою опеку экологию, образование и медицину.

Права и свободы индивида в новых конституциях «государств всеобщего благоденствия» или социальных правовых государств неотделимы от обязанностей, которые следует осуществлять во «благо общества», чтобы принести общую пользу.

В новых конституциях социальных правовых государств появляются формулировки типа: «Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу» (ст. 14 ч.2 Основного закона ФРГ) [25, стр. 35]; «Собственность находится под защитой закона. Право на нее не может, однако, осуществляться в ущерб общественным интересам» (ст. 17 ч.1 Конституции Греции) [15, стр. 110]; «Частная хозяйственная инициатива не может развиваться в противоречии с общественной пользой или так, чтобы причинять ущерб безопасности, свободе или человеческому достоинству» (ст.41 Конституции Италии) [13, стр. 34].

Указанный поворот вызывает как одобрение, так и осуждение на Западе. Защитниками старых либеральных индивидуалистических ценностей ныне, чаще всего выступают консерваторы, пришедшие к власти в начале 90-х годов в США, Великобритании, ФРГ. Отличительная черта идеологии неоконсерватизма - стремление к возрождению «традиционных ценностей»: не ограниченного государством частного предпринимательством, конкуренции, рыночного механизма. По утверждению неоконсерваторов, буржуазное государство следует освободить от реформистского балласта, каким его загрузили сторонники «государства благоденствия». Они предлагают запре-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

тить вмешательство государства в экономику (за исключением тех случаев, когда этого требуют интересы обороны государства). Неоконсерваторы заходят так далеко, что объявляют государственное социальное обеспечение опасным для свободы гражданина - он по их мнению тем самым становится зависимым от государства, теряет былую самоопределенность, становится несамостоятельным, манипулируемым, опекаемым. По их мнению социальная сфера - одна из тех, где должен проявляться принцип «ограничения правления», ибо в «свободном обществе» каждый должен сам заботиться о себе, а роль государства ограничивается лишь созданием благоприятных условий для неограниченного свободного предпринимательства и саморегулирующегося рыночного механизма, которые и обеспечат необходимые пропорции и устойчивость экономики.

Теоретической основой консервативных теорий явились работы таких видных западных теоретиков неолиберального направления как Мил-тон Фридман, Фридрих фон Хайек, Людвиг Эрхард. Так, например, признанный лидер этой школы, американец Милтон Фридман писал: «...правительство не в состоянии так «настроить» экономику, чтобы устранить любое колебание. Его попытки осуществить это делают такие колебания еще более сильными, а не сглаживают их... Существуют довольно жесткие границы той пользы, которую государство может принести экономике, но нет почти никаких пределов для вреда, который оно может причинить» [32].

В качестве важнейшего направления государственного регулирования монетаристы используют не «вливания» из государственного бюджета, а денежно-кредитную политику, количественную теорию денег.

Монетаристы считают, что к числу неблагоприятных аспектов функционирования рыночной экономики относится инфляция, циклическая безработица и кризис платежного баланса, которые проистекают от неправильной денежной политики..

По мнению монетаристов призыв к государственному вмешательству ведет к нарушению нормального хода экономического развития. Государственное регулирование должно ограничиться контролем над денежный обращением [23; 26, стр. 59-60].

Монетаризм явился своеобразной реакцией на длительный период принижения роли денежных факторов в хозяйственных процессах. Но в принципе разумный взгляд, что деньги важны для экономического развития, принял в теориях монетаристов гипертрофированную форму «только деньги имеют значение для экономического развития». Взгляды монетаристов не только полу-

чили признание в академических кругах, но и широко использовались правительственными органами ряда стран, в первую очередь США, Англии, ФРГ, Канады и Японии.

Показателен опыт Федеральной резервной системы (ФРС) США - ведущего инструмента реализации политики государственного регулирования в этой стране.

В течение многих лет, вплоть до 60-х годов политика ФРС в области контроля за состоянием денежного рынка и направлением движения финансовых ресурсов базировалась, прежде всего, на регулировании уровня динамики и процентных ставок. В основе такого подхода лежали концепции кейнсианцев, в которых норма процента играет ключевую роль.

На протяжении десятилетия руководство ФРС настойчиво осуществляло политику сдерживания притока кредитно-денежных ресурсов в экономику США, рассматривая эти ограничения в качестве единственной гарантии против инфляции и ослабления валютного курса.

Подобная политика принесла определенные положительные результаты, эффективность производства повысилась и теория монетаризма легла на благоприятную почву: придя к власти неоконсерваторы на протяжении 90-х годов существенно ограничили вмешательство государства в дела частного бизнеса. Поэтому интерес к экономической философии неолиберальных теорий на Западе значительно возрос.

К числу неолиберальных доктрин принято относить наиболее известные концепции: современный монетаризм, экономику «предложения», теорию национальных ожиданий, учение об общественном выборе.

Современные представители западного либерализма исходят из того, что свободное функционирование рыночного механизма создает наилучшие условия для экономического роста и отстаивают максимальную свободу предпринимательской деятельности.

Всесторонне и по-настоящему глубоко западная модель либерализма аргументируется главным теоретиком неолиберализма Ф.А. Хайе-ком [27; 29].

Опыт последнего десятилетия показывает, что правящие круги стран Запада проявляют большую готовность следовать рекомендациям Фридриха А.Хайека, Милтона Фридмана и других экономических экспертов, принадлежащих к откровенно консервативному направлению. Наиболее общей чертой, их объединяющей, является ограничение деятельности государства во всех областях, создание условий для развития предпринимательской свободы.. Регулирующая роль государства при этих воззрениях ограничивается

лишь созданием политико-правовых гарантий для предпринимательских новаций.

Бюджетная политика также должна быть направлена на максимальное высвобождение предпринимательской активности. Данная точка зрения получила определенное оформление в виде неолиберальной концепции «экономики предложения», суть которой состоит не в стимулировании «спроса», а в стимулировании капиталов и рабочей силы с помощью налоговой политики государства, т.е. в стимулировании «предложения».

Подобные теоретические рассуждения (по стимулированию сбережений и инвестиций, а не стимулированию потребительской покупательной способности) служат своеобразной проповедью перед лицом общественности. Они убеждают людей в необходимости пожертвовать программами государственной помощи социально мало защищенным слоям. Людей убеждают в необходимости сокращения затрат на социальные программы помощи и социальное страхование. Снижение социальных гарантий - это якобы неизбежная цена повышения эффективности системы.

Для реализации намеченного экономического курса в деле прибыльного размещения финансовых ресурсов, администрации США пришлось изменить приоритеты бюджетной и денежно-кредитной политики и повлиять «на правила игры». Стремясь расширить влияние предпринимательского сектора на размещение финансовых ресурсов неоконсерваторы традиционно провозглашают своей целью значительное снижение уровня бюджетного перераспределения валового дохода через каналы бюджетной системы. В действительности же новые цели в бюджетной политике, оказалось легче провозгласить, чем достичь. Бюджетная политика США приняла в результате парадоксальную форму. С одной стороны, поддержание неизменных пропорций бюджетного перераспределения финансовых ресурсов перестало быть подлинно регулирующим мероприятием. С другой стороны, попытки активизировать бюджетное регулирование путем пересмотра приоритетов государственных ассигнований и проведения налоговых реформ блокируются противоречиями заинтересованных сторон. В последние годы споры вокруг бюджета перерастали в подлинную конфронтацию.

Особенно обострились проблемы налогового регулирования и налогового законодательства. Государственное воздействие на инвестиционный процесс здесь проявляется особенно ярко. Налоговая стратегия строилась из расчета, что снижение налогов обеспечит бурный прилив финансовых ресурсов в инвестиции и в экономику. Однако, из всего стройно теоретически очер-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

ченного здания бюджетного воздействия на экономику удалось реализовать только две крайние и наиболее удаленные друг от друга конструкции. Налоги действительно были снижены. Предпочтение было отдано общему снижению налогов на доходы корпораций и частных лиц [11, стр. 144]. В то же время, военные расходы значительно увеличились. В целом понижение налоговых ставок больше стимулировало потребление, а не накопление и не вызвало увеличения темпов экономического роста, достаточных для покрытия бюджетных ассигнований. В результате лишенное реальных экономических основ сооружение сбалансированного бюджета осталось на бумаге. Принятые меры привели к положению, когда не производилось снижения дефицита федерального бюджета даже в период возобновившегося экономического роста [17, стр. 26].

Прямым и непосредственным результатов дефицитного финансирования государственных расходов США стало разрастание долга федерального правительства. Уже на протяжении нескольких лет перед администрацией США стоят задачи сокращения величины бюджетного дефицита. Данный вопрос занимает центральное место и бюджетной политике правительства. Но формальное обязательство балансировать бюджет, даже если оно облечено в форму конституционного требования, имело бы мало что общего с экономической действительностью.

В сложившихся условиях теоретические установки неоконсерваторов, утверждающих, что наиболее короткой дорогой к цели является свертывание государственного вмешательства и экономику, просто не могут быть проведены в жизнь практически. Опора исключительно на рыночную конкуренцию как на стимулятор инновации и структурной перестройки обрекает правительство на движение но замкнутому кругу и бесконечную повторяемость: консервативная политика стимулирования конкурентоспособности будет успешной, если вырастет конкурентоспособность

По мнению сторонников государственного активизма (их лозунгом является проведение структурной перестройки экономики), на плечи государства ложится значительная часть ответственности как за развитие целых секторов экономики, так и за координацию усилий частного бизнеса.

Однако конкретные предложения сторонников государственного активизма весьма далеки от идей социальных реформ кейнсианства и касаются переориентации прежде всего бюджетной политики федеральной системы США. Долю инвестиционных расходов в федеральном бюджете предполагается резко увеличить. Необходимые финансовые ресурсы предполагается получить

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

как за счет сокращения военных ассигнований, так и путем урезания трансфертов бюджетных средств в рамках социальных программ. В целом эти идеи укладываются в общую схему пересмотра национальных приоритетов, отказе от максимального индивидуального и коллективного потребления и перехода к увеличению накопления. В этом сторонники государственного активизма полностью солидаризируются с идеологами консерватизма и свободы предпринимательства.

Очевидно, что данная программа весьма далека от традиционных концепций кейнсианцев, связанных с идеологией буржуазного реформизма и политического либерализма США. Вместе с тем, идеи государственного активизма имеют непосредственную связь с кейнсианской традицией в экономической системе США, но уже с гораздо более консервативной ее трактовкой.

Предлагаемые сторонниками индустриальной политики меры не являются простым повторением тех, что уже принимались правительством США и с весьма малыми результатами в прошлом. История государственной индустриальной политики в США представляет собой серию таких правительственных действий (налоговые льготы, антимонопольное регулирование, различные субсидии) каждое из которых проводилось в ответ на требование различных заинтересованных групп в промышленности или же в целях разрешения каких-либо сиюминутных проблем.

Для преодоления существующих в практике США недостатков, Л.Туроу предлагает внедрение определенной формы индикативного программирования экономики. Его позиция не отрицает фундаментальной роли рынка и конкуренции. Однако, предлагается возложить на государство значительную часть ответственности за развитие инвестиционного процесса [30, р. 23].

Весьма высока роль государственного индикативного программирования в организации процессов экономического развития Франции в сочетании с весьма заметным уровнем государственного регулирования по сравнению с другими европейскими странами. При этом, следует заметить, что считающаяся на Западе весьма жесткой система государственного регулирования французской экономики, никогда не претендовала на изменение самого рыночного ее характера. Напротив, французские экономисты, как правило, подчеркивают, что французское планирование всегда стремилось не заменить, а дополнить рынок. И несмотря на то, что 80-е годы были отмечены во Франции новым этапом либерализации экономики, до настоящего времени французская система государственного регулирования остается одной из наиболее детализированных и регламентирующих.

Одним из важнейших направлений государственного регулирования во Франции является бюджетная политика. Государственные ассигнования во Франции играют существенную роль и практически соответствует 20% внутреннего валового продукта [6]. Бюджет не включает операции, связанные с социальным страхованием (от безработицы, болезни, несчастных случаев), а также расходы местных органов власти (регионов, департаментов, коммун).

Характерной чертой всей французской системы государственного регулирования является учет интересов центра и его оппонентов на основе всестороннего диалога при обеспечении верховенства центра через систему контроля, что лежит в основе практически всех решении по построению механизма экономического регулирования. Этот принцип используется для регулирования отношений между правительственными структурами - при подготовке и реализации бюджета. Его широкое применение в отношениях государства со всеми другими хозяйствующими субъектами позволяет достичь высокого уровня эффективности системы регулирования.

Среди приоритетных объектов, помимо бюджета, во Франции выделяется проблема денежно-финансового регулирования. Стремление к конкурентоспособности страны на мировой арене обусловливает жесткие требования к управлению инфляцией, точнее, к соответствию динамики цен во Франции и в наиболее благополучных странах, прежде всего странах Европейского Сообщества. Денежно-финансовая политика, проводимая французскими властями, в общем виде включает в себя ослабление (по мере возможности в условиях свободных цен и конкуренции) роста различных категорий доходов и государственных финансов для сдерживания внутренних денег.

В течение продолжительного периода опасность инфляции заставляла французское государство активно вмешиваться также и в процессы ценообразования. Безусловно, прямое фиксирование цен ушло вскоре после преодоления послевоенной разрухи, но на протяжении долгого времени оставались наблюдение и контроль за ценами, которые государство осуществляло через заключение соглашений с предпринимателями. В этих соглашениях отмечалось снижение отдельных цен в виде компенсации за повышение других, фиксировались обязательства предпринимателей но общему росту цен и т.п.

Однако с середины 90-х годов прямое вмешательство государства в процесс ценообразования стало уступать место регулированию.

Неотъемлемым условием проведения ценовой политики во Франции сегодня считается обеспечение соблюдения всеми экономическими

агентами правил конкуренции. Процедуры наблюдения и контроля весьма разнообразны. Закон запрещает ограничительные действия на рынке: навязывание цены поставщикам, отказ от продажи, объединение продаж, квотирование и т.д. Запрещается заключение соглашений по ценам, раздел рынков, препятствование доступа на рынок, злоупотребление доминирующим положением на рынке (продажа по демпинговым ценам и т.д.).

Таким образом, бюджетная, денежно финансовая и ценовая политика наряду с политикой доходов во взаимной связи составляют, суть системы государственного регулирования экономики во Франции в отличии, например, от английского подхода, где предпочтение отдастся денежной политике.

Классическим примером рационального следования рекомендациям управляемой (регулируемой) рыночной экономики является индустриальная модель Японии. Когда экономическая конъюнктура ухудшается, японская промышленность сразу же добивается осуществления протекционистских и преференциальных мер. «В мире бизнеса либерализм означает лишь то, что контроль государственного аппарата не должен преступать черты, определенной самим бизнесом», отмечает А. Мураками [19].

Политика «гибкого протекционизма» в Японии выдвигает в качестве главной задачи государственного регулирования создание новых отраслей, «отраслей будущего» и производств, основанных на новейших технологиях (этим японская модель регулируемой рыночной экономики отличается от американо-европейской). Именно в отрасли, требующие интенсивного использования капитала и технологий вкладывается существенная доля государственных инвестиций. Это такие отрасли, как автомобилестроение, самолетостроение, радиоэлектроники и компьютерная техника, робототехника, нефтехимия и самолетостроение. Подобные конкретные акции поощрения ведущих отраслей научно-технического прогресса координировались в Японии, с помощью выработки единой стратегии экономического развития страны с использованием инструментов государственного среднесрочного программирования и целевых планов развития отраслей и территорий. Западная литература изобилует примерами того, как именно японские правительственные учреждения осуществляют свой «план на игру», поощряя инновации в японской промышленности [1; 28, р. 9-10; 31, р. 57].

В 80-е годы в Японии, Италии, Франции государственное регулирование национальных экономик начало все больше смещаться в сторону экономических мер, и его масштабы сокращались.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

Главные усилия консерваторов, в этих странах были направлены на выработку неолиберальной версии государственного активизма в экономической сфере, на перестановку акцентов, на обновление целей и методой. В таких отраслях как газо-, электро- и водоснабжение, добывающая промышленность, кредитно-банковская сфера и строительство государственное регулирование распространялось на 100% всего предпринимательского сектора [16, стр. 11].

Следует заметить, что большинство стран Западной Европы и Япония отличаются гораздо большей интенсивностью государственного вмешательства в экономику, чем Северная Америка [7]. Такое положение имеет давние корни и сохраняется до настоящего времени. Япония и страны континентальной Европы исторически позже вступили на путь капиталистического развития, чем США и Великобритания. «Молодым» капиталистическим странам свойственно было прибегать к силе административного государственного аппарата для подстегивания своего движения вперед. Эти традиции особенно сильны были в Центральный, Восточной и Южной Европе, а также в Японии.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что примеры использования различных моделей государственного вмешательства в экономику можно обнаружить практически в любой стране Запада. Эти различия определяются спецификой хозяйственного механизма национальных моделей современного капитализма. Исторически переход к последовательному неолиберальному консервативному политическому курсу вслед за Англией и США не был совершен ни в одной из высокоразвитых стран мира. Об ошибочных представлениях функционирования современных западных моделей рыночного хозяйства нас предупреждали многие видные ученые Запада. Среди них: В.П. Леонтьев, П. Самуэльсон, Дж. Гэлбрейт, М. Вебер и др. Они предостерегают, что свободный рынок остался в XIX веке и в индустриально развитых странах давно не существует [12].

В 80-90 годы маятник общественных социально-политических настроений ушел далеко и сторону неолиберального индивидуализма и свободы предпринимательства во имя роста эффективности производства. Однако общественный консенсус по поводу необходимости социальных мер поддержки для ряда групп населения, определенных сфер предпринимательства не был разрушен. Принципиальное значение имеет тот факт, что консервативное правление ни в одной стране Запада не привело к демонтажу институтов социальной инфраструктуры - социального страхования, медицинского обслуживания, образования. Следующее десятилетие, возможно, принесет

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

возрождение реформаторских ценностей большей социальной справедливости, солидарности и взаимозависимости людей. Переход к новому порядку развития означает преодоление мировоззренческой и политической конфронтации и достижение в самых различных областях общественной жизнедеятельности консенсуса. Утверждение такого порядка дает надежду на то, что человечество справится с глобальными кризисами.

Список литературы:

[1] Аоки М. Фирма в японской экономике. Информирование, стимулирование и заключение сделок в японской экономике / Пер. с англ.; науч. ред. и послесл. В.С. Катькало. - СПб.: Лениздат, 1995. - 430,[1] с.

[2] Бастрыкин А.И., Сальников В.П. Идея человека в учении Ф.М. Достоевского о праве и государстве // Вестник института права Башкирского государственного университета. - 2021. - № 4. - С. 9-19.

[3] Бастрыкин А.И., Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Взаимосвязь идеи абсолютного добра и свободы человека в философии права Ф.М. Достоевского // Юридическая наука: история и современность. - 2021. - № 6. - С. 176-181.

[4] Бастрыкин А.И., Исмагилов Р.Ф., Сальников В.П. Идея Добра в творчестве Ф.М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права (к 200-летию Ф.М. Достоевского) / Вступительное слово профессора А. Александрова; Следственный комитет Российской Федерации. - СПб.: Фонд «Университет», 2021. - 380 с. (Серия: «Наука и общество»).

[5] Бастрыкин А.И., Исмагилов РФ., Сальников В.П. Человек и народ как высшие ценности в философии права Ф.М. Достоевского // Юридическая наука: история и современность. - 2021. -№ 3. - С. 165-172.

[6] Безруков В., Косарев А. Формирование системы государственного регулировании (опыт Франции) // Экономист. - 1991. - № 5. - С.38-47.

[7] Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко; коммент. А.Ф. Филиппова. - М.: Прогресс, 1990. - 804,[1] с.

[8] Веблен Т.Б. Теория праздного класса / Пер. с англ.; вступ. ст. С.Г. Сорокиной. - М.: Прогресс, 1984. - 367 с.

[9] Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1969. -483 с.

[10] Даль Роберт Алан. Рыночно-либераль-ная революция // Рынок и демократия. - М. 1993.

[11] Джейн А. Дорн. К политическим основам свободы // Рынок и демократия. - М. 1993.

[12] Игнатьева С.В. Теоретико-правовые аспекты взаимодействия государства, права и экономики в условиях рыночных преобразований в Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 2(62). - С. 19-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[13] Италия: Конституции и законодательные акты / Пер. с итал.; под ред. В.А. Туманова; вступ. ст. Т.А. Васильевой, Н.Ю. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - 391,[1] с.: ил.

[14] Кейнс Дж. Избранные произведения / Пер. с англ.; Предисл., с. 5-24, сост. А. Г. Худокор-мова; Имен. указ., коммент. Ю. Н. Калашнова. - М.: Экономика, 1993. - 540,[1] с. : ил.

[15] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х т. Т.1. - М.: БЕК, 1993.

[16] Коуз А. Фирма, рынок, право: Сб. ст. / Пер. с англ. Б. Пинскера; науч. ред. Р. Капелюшни-ков. - М.: Дело, 1993. - 192,[1] с.

[17] Мервиль А.Ю. США - сдвиг вправо? Консерватизм идейно-политической жизни США 80-х годов / Отв. ред. Ю. А. Замошкин ; АН СССР, Ин-т США и Канады. - М.: Наука, 1986. - 214, [2] с.

[18] Митчелл У. Экономические циклы. Проблема и ее постановка. - М.: Л.: Гос. изд-во, 1930.

- LXXX, 504 с.: ил.

[19] Мураками Я. Критика неолибералист-ской экономической политики // Мировая экономика и международные отношения - 1985. - № 2.

- С. 74-91.

[20] Общая теория права. Курс лекций / Под ред. проф. В.К. Бабаева. - Нижний Новгород: Нижегородская высшая школа МВД России, 1993.

- 544 с.

[21] Полами К. Почему несовместимы демократия и свободный рынок // Рынок и демократия: Реф. сб. / Рос. акад. управления, Науч.-информ. отд.; Отв. ред. Иванов Г.И. - М. : РАУ, 1994. - 90 с.

[22] Сальников В.П., Эбзеев Б.С., Хабибу-лин А.Г. Классики современной российской теории государства и права. К 75-летию доктора юридических наук, профессора Валерия Васильевича Лазарева // Юридическая наука: история и современность. - 2015. - № 11. - С 11-19.

[23] Солодков В.М. Экономическая теория Милтона Фридмана // США: экономика, политика, идеологии. - 1992. - № 6. - С. 9-21.

[24] Тинберген Я. Пересмотр международного порядка / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1980. -416 с.

[25] ФРГ. Конституция и законодательные акты. - М.: Прогресс, 1991. - 472 с.

[26] Фридман М. Капитализм и свобода / Пер. с англ. В.Козловского и А Гальперина. - New York: Chalidze, 1982. - 286 с.

[27] Хайек Ф.А.. Дорога к рабству / Пер. с англ. М. Гнедовского. - М.: Астрель : Полиграфиз-дат, 2012. - 317 с.

[28] Govennent innovation Policy. Design Imleineiitatiou Evaluation Ed by Roewuer L.V. 1988.

[29]Hayek F.A. The Constitution of Liberty. Chicago, 1960.

[30] International Currency Review. 1991. October.

[31] US Competitiveness in the World Economy / Ed. by B.Scott, I..Lodge. Combridge, 1985.

[32] US News and World Report. 1980. 15. XII.

Spisok literatury:

[1] Aoki M. Firma v yaponskoj ekonomike. Informirovanie, stimulirovanie i zaklyuchenie sdelok v yaponskoj ekonomike / Per. s angl.; nauch. red. i pos-lesl. V.S. Kat'kalo. - SPb.: Lenizdat, 1995. - 430,[1] s.

[2] Bastrykin A.I., Sal'nikov V.P. Ideya cheloveka v uchenii F.M. Dostoevskogo o prave i gosudarstve // Vestnik instituta prava Bashkirskogo gosudarstven-nogo universiteta. - 2021. - № 4. - S. 9-19.

[3] Bastrykin A.I., Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Vzaimosvyaz' idei absolyutnogo dobra i svobody cheloveka v filosofii prava F.M. Dostoevskogo // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. -2021. - № 6. - S. 176-181.

[4] Bastrykin A.I., Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Ideya Dobra v tvorchestve F.M. Dostoevskogo i ee vliyanie na razvitie filosofii prava (k 200-letiyu F.M. Dostoevskogo) / Vstupitel'noe slovo professora A. Aleksandrova; Sledstvennyj komitet Rossijskoj Fed-eracii. - SPb.: Fond «Universitet», 2021. - 380 s. (Seriya: «Nauka i obshchestvo»).

[5] Bastrykin A.I., Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. CHelovek i narod kak vysshie cennosti v filosofii prava F.M. Dostoevskogo // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2021. - № 3. - S. 165-172.

[6] Bezrukov V., Kosarev A. Formirovanie sis-temy gosudarstvennogo regu-lirovanii (opyt Francii) // Ekonomist. - 1991. - № 5. - S.38-47.

[7] Veber M. Izbrannye proizvedeniya / Pep. s nem.; sost., obshch. red. i poslesl. YU.N. Davydova; predisl. P.P. Gajdenko; komment. A.F. Filippova. - M.: Pporpecc, 1990. - 804,[1] s.

[8] Veblen T.B. Teoriya prazdnogo klassa / Per. s angl.; vstup. st. S.G. Sorokinoj. - M.: Progress, 1984. - 367 s.

[9] Gelbrejt Dzh. Novoe industrial'noe obshchestvo / Per. s angl. - M.: Progress, 1969. - 483 s.

[10] Dal' Robert Alan. Rynochno-liberal'naya revolyuciya // Rynok i demokra-tiya. - M. 1993.

[11] Dzhejn A. Dorn. K politicheskim osnovam svobody // Rynok i de-mokratiya. - M. 1993.

[12] Ignat'eva S.V. Teoretiko-pravovye aspekty vzaimodejstviya gosudarstva, prava i ekonomiki v usloviyah rynochnyh preobrazovanij v Rossijskoj

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

Federacii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universi-teta MVD Rossii. - 2014. - № 2(62). - S. 19-24.

[13] Italiya: Konstitucii i zakonodatel'nye akty / Per. s ital.; pod red. V.A. Tumanova; vstup. st. T.A. Vasil'evoj, N.YU. Popova. - M.: Progress, 1988. -391,[1] s.: il.

[14] Kejns Dzh. Izbrannye proizvedeniya / Per. s angl.; Predisl., s. 5-24, sost. A. G. Hudokormova; Imen. ukaz., komment. YU. N. Kalashnova. - M.: Ekonomika, 1993. - 540,[1] s. : il.

[15] Konstitucionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnyh stran. V 4-h t. T.1. - M.: BEK, 1993.

[16] Kouz A. Firma, rynok, pravo: Sb. st. / Per. s angl. B. Pinskera; nauch. red. R. Kapelyushnikov. -M.: Delo, 1993. - 192,[1] s.

[17] Mervil' A.YU. SSHA - sdvig vpravo? Kon-servatizm idejno-politicheskoj zhizni SSHA 80-h godov / Otv. red. YU. A. Zamoshkin ; AN SSSR, In-t SSHA i Kanady. - M.: Nauka, 1986. - 214, [2] s.

[18] Mitchell U. Ekonomicheskie cikly. Pro6lema i ee postanovka. - M.: L.: Gos. izd-vo, 1930. - LXXX, 504 s.: il.

[19] Murakami YA. Kritika neoliberalistskoj eko-nomicheskoj politiki // Mirovaya ekonomika i mezh-dunarodnye otnosheniya - 1985. - № 2. - S. 74-91.

[20] Obshchaya teoriya prava. Kurs lekcij / Pod red. prof. V.K. Babaeva. - Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskaya vysshaya shkola MVD Rossii, 1993. - 544 s.

[21] Polami K. Pochemu nesovmestimy demokratiya i svobodnyj rynok // Rynok i demokra-

tiya: Ref. sb. / Ros. akad. upravleniya, Nauch.-inform. otd.; Otv. red. Ivanov G.I. - M. : RAU, 1994. - 90 s.

[22] Sal'nikov V.P., Ebzeev B.S., Habibulin A.G. Klassiki sovremennoj rossijskoj teorii gosudarstva i prava. K 75-letiyu doktora yuridicheskih nauk, professora Valeriya Vasil'evicha Lazareva // YUridich-eskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2015. - № 11. - S 11-19.

[23] Solodkov V.M. Ekonomicheskaya teoriya Miltona Fridmana // SSHA: ekonomika, politika, ide-ologii. - 1992. - № 6. - S. 9-21.

[24] Tinbergen YA. Peresmotr mezhdunarod-nogo poryadka / Per. s angl. - M.: Progress, 1980. -416 s.

[25] FRG. Konstituciya i zakonodatel'nye akty. - M.: Progress, 1991. - 472 s.

[26] Fridman M. Kapitalizm i svoboda / Per. s angl. V.Kozlovskogo i A Gal'perina. - New York: Chal-idze, 1982. - 286 s.

[27] Hajek F.A.. Doroga k rabstvu / Per. s angl. M. Gnedovskogo. - M.: Astrel' : Poligrafizdat, 2012. -317 s.

[28] Govennent innovation Policy. Design Imleineiitatiou Evaluation Ed by Roewuer L.V. 1988.

[29] Hayek F.A. The Constitution of Liberty. Chicago, 1960.

[30] International Currency Review. 1991. October.

[31] US Competitiveness in the World Economy / Ed. by B.Scott, I..Lodge. Combridge, 1985.

[32] US News and World Report. 1980. 15. XII.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.