Научная статья на тему 'Эволюция научных взглядов на роль государства в регулировании рынка'

Эволюция научных взглядов на роль государства в регулировании рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МИРОВОЙ РЫНОК / КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горин Виктор Сергеевич, Савченко-Бельский Владимир Юрьевич, Степанов Алексей Алексеевич, Мальцева Мария Валерьевна, Тищенко Андрей Владимирович

В статье представлены результаты сравнительного анализа концепций государственного регулирования рынка. Идея государственного регулирования впервые была предложена сторонниками «меркантилизма». Они считала роль государства позитивной для развития торговли и предпринимательства. Основная идея сторонников экономического либерализма Адама Смита заключалась в саморегулировании рынка. В основе процесса саморегулирования лежит личный интерес в получении прибыли участников рынка. Этот механизм получил название «невидимая рука». Поэтому государственное вмешательство в рыночные отношения не нужно. Последователи Адама Смита (Д.Рикардо, А.Маршалл и другие) относятся к классической школе. Идеи современных неоклассических концепций (монетаризм, теория рациональных ожиданий) опираются на классические взгляды на рыночную экономику. Экономический криз 20-х, 30-х годов прошлого века потребовал новой теории. Такую теорию предложил Дж.Кейнс. Новое направление западной экономической мысли получило название кейнсианство. В его основе лежало активное использование государством денежно-кредитных механизмов. Практическая реализация макроэкономической политики в послевоенный период показала эффективность кейнсианских методов. Поиск механизмов, сочетающих государственные и рыночные регуляторы, остается актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция научных взглядов на роль государства в регулировании рынка»

Эволюция научных взглядов на роль государства в регулировании рынка

г-

сэ

сч

£

Б

ей

2 ©

Горин Виктор Сергеевич

д.э.н., заведующий кафедрой управления транс-портно-экспедиционным обслуживанием ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», auto_guu@mail.ru

Савченко-Бельский Владимир Юрьевич

д.э.н., профессор кафедры управления транс-портно-экспедиционным обслуживанием ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», s-b_v@mail.ru

Степанов Алексей Алексеевич

д.э.н., профессор кафедры управления транс-портно-экспедиционным обслуживанием ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», astepanov@guu.ru

Мальцева Мария Валерьевна

к.э.н., доцент кафедры управления транспорт-но-экспедиционным обслуживанием ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», m_maltseva@list.ru

Тищенко Андрей Владимирович

к.э.н., генеральный директор ООО «Юнисила», tishchen@yandex.ru

В статье представлены результаты сравнительного анализа концепций государственного регулирования рынка. Идея государственного регулирования впервые была предложена сторонниками «меркантилизма». Они считала роль государства позитивной для развития торговли и предпринимательства. Основная идея сторонников экономического либерализма Адама Смита заключалась в саморегулировании рынка. В основе процесса саморегулирования лежит личный интерес в получении прибыли участников рынка. Этот механизм получил название «невидимая рука». Поэтому государственное вмешательство в рыночные отношения не нужно. Последователи Адама Смита (Д.Рикардо, А.Маршалл и другие) относятся к классической школе. Идеи современных неоклассических концепций (монетаризм, теория рациональных ожиданий) опираются на классические взгляды на рыночную экономику. Экономический криз 20-х, 30-х годов прошлого века потребовал новой теории. Такую теорию предложил Дж.Кейнс. Новое направление западной экономической мысли получило название кейнсианство. В его основе лежало активное использование государством денежно-кредитных механизмов. Практическая реализация макроэкономической политики в послевоенный период показала эффективность кейнсианских методов. Поиск механизмов, сочетающих государственные и рыночные регуляторы, остается актуальным. Ключевые слова: мировая экономика, мировой рынок, концепции регулирования рынка.

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику значительно варьировалось на разных этапах ее становления и развития [4,6,7]. В период формирования рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовавшее в то время течение «меркантилизм» смотрело на государственное регулирование как безусловно необходимое для развития в стране торговли и промышленности. С развитием рыночных отношений набиравший силу класс предпринимателей стал рассматривать государственное вмешательство как помеху своей деятельности, в связи с вводимыми государством ограничениями. В конце XVIII века на смену меркантилизму приходит экономический либерализм, который негативно оценивает государственное вмешательство в экономику. Наиболее полно идеи экономического либерализма изложены в известном труде Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» [3], где сформулированы два главных положения предложенной концепции. Во-первых, экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Во-вторых, равновесие между предложением и спросом на всех рынках устанавливается за счет саморегуляции. Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука»- личный интерес, связанный со стремлением к прибыли каждого из участников рыночного процесса, выступающий как главная побудительная сила экономического развития. В конечном итоге «невидимая рука» - цена, приводящая к равновесию между спросом и предложением. Идея «свободной игры рыночных сил» подразумевает проведение государственной политики Laissez Faire. Точное выражение: laissez faire, laissez passer (фр.) - пусть каждый идет своим путем, английский вариант этого выражения: «let it be» - пусть все идет как идет. Поскольку главным координатором, согласно А.Смиту, выступает рынок, то ему должна быть предоставлена полная свобода действий. Последователей А.Смита относят к так называемой классической школе, связанной с именами Д.Рикардо, Д.Милля, А.Маршалла [2,6,7]. Так, рождение нового термина «economics», под которым понимается наука об использовании людьми ограниченных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательская способность) для производства товаров и услуг, их распределении и обмене между членами общества в целях потребления, связано с именем одного из основоположников неоклассического направления английского экономиста Альфреда Маршалла. В 1890 году выходят его «Принципы экономики» [7], где механизм ценообразования рассматривается с точки зрения соотношения спроса и предложения. В основу теории спроса А.Маршалл положил маржинализм - учение о предельной полезности, развитое в работах У.Джевон-са, Э.Бем-Баверка, Л.Вальраса и других; в основу «теории предложения» - концепцию факторов производства, дополненную позднее теорией предельной производительности Дж. Б. Кларка. А.Маршалл исходил из субъективных оценок хозяйствующих субъектов, опираясь на «свободу выбора» [6,7].

Классическая концепция не является только лишь историческим этапом в развитии экономических школ. Идеи современных неоклассических концепций (монетаризм, теория рациональных ожиданий) исходят из классических воззрений на рыночную экономику.

Вне зависимости от господствующих доктрин на протяжении всей истории цивилизации государство рассматривалось как неотъемлемая часть экономики. Все сходятся в понимании того, что «невидимая рука рынка» должна дополняться «видимой рукой» государства. Представители классической школы, несмотря на их приверженность тезису невмешательства государства в экономику, понимали, что существуют сферы, которые находятся вне досягаемости конкурентного рыночного механизма. А.Смиту государство виделось, прежде всего, как гарант и защитник прав собственности, целостности национального суверенитета, законности и правопорядка, стабильности национальной валюты. Однако большинство этих функций можно отнести к «предэкономическим», так как без их реализации стабильный и эффективный рынок невозможен, но непосредственного влияния на экономические результаты они не оказывают. Таким образом, задачи макроэкономического регулирования сформули-

рованы не были. Что касается государственного регулирования на микроэкономическом уровне, то это прежде всего производство общественных благ, то есть товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система) и регулирование побочных эффектов, так как механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые представляют угрозы для человечества.

Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., что существуют ситуации так называемого фиаско рынка, причиной которого является «провал координации». Джон Мейнард Кейнс [1,7] одним из первых обратил внимание на проявление этого провала -несоответствие между решениями домашних хозяйств о сбережениях и решениями фирм об инвестициях. Он показал, что существуют условия, при которых рынок не в силах выйти из неравновесного состояния, при котором экономика функционирует на уровне гораздо ниже потенциального. Иначе говоря, ответы на вопросы: «что?; как?; для кого?» производить, которые дает саморегулирующая рыночная система, не всегда отвечают действительным потребностям общества.

Еще одной важнейшей причиной фиаско рынка является свойственная ему тенденция к монополизации, что подрывает свободную конкуренцию как условие наиболее полного выявления регулирующей функции рынка. Теория Маршалла фактически абстрагировалась от деятельности монополий. Однако после кризисов 20-30 годов XX в. и особенно Великой депрессии 1929-1933 гг. не заметить влияние монополий на ценообразование было уже нельзя. В 1933 г. выходят «Теория монополистической конкуренции» Э.Чемберлена и «Экономика несовершенной конкуренции» Дж.Робинсона [7]. Однако подлинную революцию в теоретическом осознании роли государства произвела опубликованная в 1936 г. «Общая теория занятости, процента и денег» Дж.Кейнса [1,7], породившая новое направление западной экономической мысли - кейнсиан-ство. Поскольку, согласно Кейнсу, проблема заключается в сбое работы координирующего механизма рынка, в основном финансового, а деньги являются прежде всего общественным институтом, ответственность за функционирование которого лежит на государстве, то проблема фиаско рынка может быть решена только на макроэкономическом уровне. Рынок, с точки зрения Кейнса, не может

обеспечить «эффективный спрос», поэтому государство должно стимулировать его посредством денежной кредитной политики, направленной на стабилизацию денежного обращения, уровня цен, валютного курса и процентной ставки. Центральный банк из чисто расчетного центра и хранителя золотого запаса, согласно Кейнсу, должен превратиться в важнейший институт, превентивные меры денежно-кредитной политики которого способны предотвратить чрезмерно резкие спады деловой активности. Переосмысление роли государства в формировании макроэкономического климата коснулись не только сферы денежного обращения и кредита. Государственный бюджет и государственный долг в работах кейнсианцев из пассивно реагирующего на текущую экономическую и политическую конъюнктуру превратился в мощное средство воздействия на совокупный спрос и экономический цикл. Эффект от бюджетно-налоговых мер в сочетании с соответствующей кредитно-денежной политикой должен способствовать снижению вероятности возникновения «великих » кризисов и депрессий.

Практическая реализация макроэкономической политики в послевоенный период показала со всей наглядностью эффективность кейнсианских методов. С начала 50-годов неокейнсианцы (Р.Хар-род, Е.Домар, Э.Хансен и другие) [7, 8] активно разрабатывают проблемы экономической динамики, темпов и факторов роста, стремясь найти оптимальное соотношение между занятостью и инфляцией. Изначальная осторожность в масштабах государственного вмешательства постепенно сменилась стремлением использовать государственные расходы для регулирования макроэкономических процессов с целью сглаживания текущих колебаний экономической активности, вследствие чего резко увеличилась их доля в национальном доходе. Правительства приняли на себя ответственность за темпы роста экономики, уровень безработицы, величину процентной ставки. На это же была направлена концепция П.Э.-Самуэльсона «неоклассического синтеза», пытавшегося объединить методы рыночного и государственного регулирования. Посткейнсианцы (П.Сраффа, Н.Калдор и др.) в 60-70-е годы сделали попытку дополнить кейнсианство идеями Д.Рикардо. Они выступают за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, проведение системы мер для эффективной борьбы с инфляцией [7, 8].

Однако 70- годы XX в. стали периодом разочарования в кейнсианстве. В это время в странах с развитой рыночной экономикой стала активно проводиться политика «дерегулирования», которая проявилась, в частности, в передаче в частное управление государственных (муниципальных) предприятий. Например, в США был ослаблен контроль за финансово-кредитной сферой (банки, фондовые биржи, страховые компании), средствами связи. В Великобритании, Германии, Франции, Японии и некоторых других странах упор был сделан на приватизацию государственных предприятий. Предпосылкой дерегулирования явилось общее оживление экономики после «нефтяного шока» начала 70-х годов. Более вескими причинами приватизации выступили необходимость минимизации расходов на государственное управление, в том числе бюджетных субсидий и административных расходов, повышение удельного веса информационного комплекса и сферы услуг, возможность проникновение новых компаний в отрасли, бывшие сферой естественных монополий. В результате произошли стремительное развитие техники и технологий, интенсификация международных связей, выразившаяся в активизации перемещений людей, товаров, капиталов и информации, то есть были заложены основы современной глобализации.

Предлагаемые кейнсианские «рецепты» оказались недостаточно эффективными, чтобы остановить рост инфляции, падение производства и увеличение безработицы. Противники активной государственной макроэкономической политики указывали на полное фиаско правительств многих развивающихся стран в регулировании экономики, где расширение сферы государственного вмешательства заканчивалось банкротством государства и социальным кризисом.

Вновь возрождается неоклассическое направление. Основными направлениями критики кейнсианцев стали вопросы экономической политики (проблемы инфляции, политики занятости). Исходные предпосылки этой критики были сформулированы Милтоном Фридменом в его работах «Очерки позитивной экономи-ки»(1953), «Капитализм и свобода» (1962), «Свобода выбора» (1979), положивших начало новой концепции - монетаризму [7].

Монетаризм, как и классический либерализм, рассматривает рынок в качестве саморегулирующей системы и выступает против чрезмерного вмеша-

© £

Я

3

9

2 а

7

г-

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

тельства государства в экономику. Определяющим фактором развития экономики монетаристы считают денежную массу, находящуюся в обращении.

Критики новой концепции справедливо указывали на отдаленность многих предпосылок монетаристов от реальности. Например, рассматриваемая ими совершенная конкуренция, гибкость цен, полнота экономической информации, зависимость роста национального дохода от темпов роста денежной массы и так далее. Методологическая уязвимость теории монетаристов обусловила ее критику не только со стороны кейнсианцев, но и более последовательных представителей классического либерализма.

Кроме монетарной теории в группу «неоклассических экономических теорий» входят теория рациональных ожиданий, теория экономики предложения и теория общественного выбора, которые так же базируются на гипотезе наличия тенденций автоматического достижения экономического равновесия и связывающие экономические катаклизмы с возрастающим государственным вмешательством.

Если в центре внимания кейнсианцев находится эффективный спрос, то их критики акцентируют внимание на предложении товаров и услуг. Представители направления «экономики предложения» (А.Лаффер, Дж.Гилдер, М.Эванс и др.), сложившейся в 70-е годы, считали, что необходимо снижение налогов и предоставление льгот корпорациям, при этом сокращение дефицита государственного бюджета в таких условиях будет способствовать оздоровлению экономики.

Представители ведущего направления новой классической экономики (Дж.Мут, Р.Лукас, Т.Сарджент, Н.Уоллес, Р.Барро и др.) «теории рациональных ожиданий» [7] последовательно возрождают идеальную рыночную модель. Возвращаясь в своих постулатах в XIX век, они абстрагируются от явлений смешанной экономики второй половины XX века, характеризующейся несовершенной конкуренцией, проблемами государственного сектора, безработицы и инфляции, кризисов и антикризисной политики. В центре их внимания оказываются экономические агенты, способные быстро адаптироваться к меняющейся хозяйственной конъюнктуре благодаря рациональному использованию получаемой информации. Согласно этой теории, каждый индивид способен адаптироваться к меняющимся внешним условиям сам, следовательно, вмешательства государства не требуется. Однако, «новые классики» недооце-

нивают фактор времени, необходимый на сбор и обработку информации, а также неравномерный доступ к информации различных экономических субъектов.

Этот недостаток пытались преодолеть сторонники сформировавшейся в 5060-е гг. «теории общественного выбора» (Дж.Бьюкенен, Г.Таллок, М.Олсон, Д.Мюллер, У.Несканен и др.), которая базируется на принципах индивидуализма [7]. Главный тезис этой теории - люди занимаясь коммерческой деятельностью, преследуют свои личные интересы. Так как бизнес и политика тесно взаимосвязаны, то люди руководствуются такими принципами и будучи на службе у государства, а значит, процесс принятия правительственных решений во многом определяется личными интересами, поэтому процесс государственного регулирования неэффективен.

При этом новая теория не отрицала самой необходимости макроэкономической политики и ее денежно-кредитного и бюджетно-налогового инструментария. Менялась цель государственной политики. Кейнсианцы стремились добиться наибольшего воздействия на экономику за счет максимальной оперативности в ответ на текущие колебания экономической конъюнктуры. Консерваторы во главу угла поставили предсказуемость экономической политики и ее стабильность, неизменность. По их мнению, это бы и позволило максимально адаптироваться экономическим субъектам к деятельности государства по регулированию рыночного хозяйства на макроуровне, облегчало процесс планирования и создавало бы стабильные параметры макросреды, которые затем закреплялись бы в хозяйственных планах миллионов субъектов экономической деятельности.

Проведенный сравнительный анализ показал, что при несхожести подходов представители всех рассмотренных концепций и течений сходятся в понимании необходимости дополнения «невидимой руки» рынка «видимой рукой» государства. Дискуссионным остается вопрос, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы, формы и методы государственного вмешательства.

В промышленно развитых странах наряду со стимулированием развития конкурентной среды государственное вмешательство направлено на улучшение качественных параметров экономического развития и активную социальную политику. К ним относятся нацеленные на улучшение качества жизни меры по со-

зданию стимулов к всестороннему развитию работников, установлению контроля за качеством и безопасностью потребительских товаров и услуг, защите прав потребителей, обеспечению надлежащих условий труда,обеспечение экологической безопасности.

В России продолжается институциональное реформирование экономики, что требует одновременного решения как теоретических, так и практических задач. В этих условиях необходимо учитывать как мировые тенденции, так и национальные особенности, что позволит сформировать по-настоящему эффективную модель экономического развития.

Литература

1. Кейнс Д.М. Общая теория занятости. - М.: Гелиос АРВ, 2011.-352с.

2. Рикардо Д. Принципы политической экономии и налогообложения. Избранное: Пер. с англ.-М:-Эксмо, 2007.-960с.

3. Смит А. Исследование о природе и причине богатства народов. - М.: 1962. -654 с.

4. Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. -М.: Книга по требованию, 2011.-432с.

5. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. -М: Экономика, 1995.- 540с.

6. Экономикс: принципы, проблемы и политика (в 2 томах, 11-е изд.): пер. с англ. /Макконел К., Брю С. М.: Республика, 1995. - 400с.

7. Экономический словарь / Под редакцией А.Н. Азрилияна. 2-е изд. - М.: Институт новой экономики. 2008. - 1152 с.

8. Тищенко А.В. Повышение эффективности государственного регулирования рынка автотранспортных услуг в условиях углубления экономических реформ / Дисс. на соиск. уч.степени кан.э-кон.наук. -М.: 2004. - 217с.

Evolution of scientific views on the role of

the state in market regulation Gorin V.S., Savchenko-Belsky V.Yu., Stepanov A.A., Maltseva M.V., Tishchenko A.V. State University of management, LLC Yunisil The article presents the results of a comparative analysis of the concepts of state regulation of the market. The idea of state regulation was first proposed by supporters of «mercantilism». They considered the role of the state to be positive for the development of trade and entrepreneurship. The main idea of Adam Smith's supporters of economic liberalism was self-regulation of the market. The self-regulation process is based on the personal interest of market participants in making a profit. This mechanism is called «invisible hand». Therefore, government intervention

in market relations is not necessary. Followers of Adam Smith (D. Ricardo, A. Marshall and others) belong to the classical school. The ideas of modern neoclassical concepts (monetarism, the theory of rational expectations) are based on classical views on the market economy. Economic crisis of the 20s, 30s of the last century demanded a new theory. This theory was proposed by J.Keynes. New direction Western economic thought called keynesian. It was based on the active use of monetary mechanisms by the state. The practical implementation of macroeconomic policy in the post-war period showed the effectiveness of Keynesian methods. The

search for mechanisms that combine state and market regulators remains relevant. Key words: world economy, world market, market

regulation concepts. References

1. Keynes D.M. General theory of employment. -

M.: Helios of ARV, 2011. - 352 pages.

2. Ricardo D. Principles of political economy and

taxation. Favourites: The lane with English -M:-Eksmo, 2007. - 960 pages.

3. Smith A. A research about the nature and the

reason of wealth of the people. - M.: 1962.654 pages.

4. Hayek F.A. Individualism and economic order. -

M.: Book on demand, 2011. - 432 pages.

5. Schumpeter J. Capitalism, socialism and

democracy. - М: Economy, 1995. - 540 pages.

6. Экономикс: the principles, problems and policy

(in 2 volumes, the 11th prod.): the lane with English / Makkonel K., Bryu S. M.: Republic, 1995. - 400 pages.

7. The economic dictionary / Under A.N. Azriliyan's

edition. 2nd prod. - M.: Institute of new economy. 2008. - 1152 pages.

8. Tyshchenko A.V. Increase in efficiency of state

regulation of the market of motor transportation services in the conditions of deepening of economic reforms / Diss. on соиск. уч. canal degrees экон. sciences. - M.: 2004. - 217 pages.

О

3

В

s

2 e

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.