Научная статья на тему 'Модели формирования финансовых ресурсов высших учебных заведений России'

Модели формирования финансовых ресурсов высших учебных заведений России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
807
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ / ЭНДАУМЕНТЫ / SOURCES OF FINANCING / MODELS OF FINANCIAL RESOURCES FORMATION / ENDOWMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухочев Виктор Иванович

В статье автор исследует источники, схемы и способы финансирования образовательной деятельности высших учебных заведений. На основе результатов исследований автор систематизирует и классифицирует существующие схемы формирования денежных средств, которые он предлагает условно назвать «модели формирования финансовых ресурсов высших учебных заведений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF FINANCIAL RESOURCES OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS CREATION IN RUSSIA

The author analyzes the sources, layouts and ways of financing the system of higher education. As result of studies conducted the existing patterns of monetary funds have been classified. These are suggested to be conditionally named «models of financial resources of higher educational institutions».

Текст научной работы на тему «Модели формирования финансовых ресурсов высших учебных заведений России»

Модели формирования финансовых ресурсов высших учебных заведений России

В.И. Сухочев, д.э.н., профессор, Кумертауский ИЭиП

Актуальность проблемы формирования финансовых ресурсов высших учебных заведений в современных условиях обусловлена двумя факторами. Первый фактор — ограниченность государственных бюджетных средств, выделяемых на финансирование системы высшего профессионального образования. Так, Россия ежегодно направляет на финансирование образования около 4% ВВП, США — 5,5%, а Дания — 8%. В то же время необходимо отметить, что ВВП США и ВВП России — это совершенно несопоставимые

цифры. Второй фактор — неблагоприятная демографическая ситуация, сложившаяся в России, что привело и будет приводить вплоть до 2018 г. (в 2018 г. Россия достигнет дна «демографической впадины») к снижению численности студентов, обучающихся в вузах на платной основе. Если в 2003 г. общеобразовательные школы России подготовили более 1,5 млн выпускников со средним (полным) общим образованием, то в 2011 г. — около 700 тыс. выпускников.

В свою очередь, анализ способов и схем формирования финансовых ресурсов вузов показал, что в современных условиях финансирование

деятельности большинства высших учебных заведений осуществляется в основном только за счёт двух источников — бюджетных средств и доходов от платной образовательной деятельности. Однако, как было отмечено ранее, эти источники не в полной мере обеспечивают расширенное воспроизводство образовательной деятельности вузов. В то же время высшие учебные заведения России не в полной мере используют и другие разрешённые законом источники финансирования своей образовательной деятельности.

Эти источники определены не только Законом РФ «Об образовании» и Федеральным законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», но и Федеральным законом РФ «О некоммерческих организациях». Так, в частности, анализ ФЗ «О некоммерческих организациях» показал, что источниками формирования финансовых ресурсов вузов могут быть:

• регулярные и единовременные поступления от учредителей (членов);

• добровольные имущественные взносы и пожертвования;

• выручка от реализации товаров, работ, услуг;

• дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

• доходы, полученные от собственности;

• другие, не запрещённые законом поступления [1].

На основе исследования источников формирования финансовых ресурсов высших учебных заведений, определённых законом, и с учётом сложившейся практики предлагаем следующую классификацию и наименование моделей формирования финансовых ресурсов высших учебных заведений:

• первая модель — бюджетное финансирование (финансирование собственником, учредителем);

• вторая модель — самофинансирование;

• третья модель — смешанное финансирование;

• четвёртая модель — целевое финансирование;

• пятая модель — финансирование через эндаументы.

Схематично изобразим классификацию предлагаемых моделей формирования финансовых ресурсов на рисунке 1.

Первая модель (бюджетное финансирование) предполагает формирование финансовых ресурсов высших учебных заведений за счёт единовременных или регулярных поступлений денежных средств от собственников (учредителей). Высшие учебные заведения в соответствии с законом РФ «Об образовании» могут находиться в собственности органов государственной власти (госу-

дарственные вузы) и местного самоуправления (муниципальные вузы), общественных и религиозных организаций, российских и иностранных организаций или фондов, а также российских и иностранных граждан [2]. Анализ данной модели формирования финансовых ресурсов позволяет сделать вывод о том, что из всех перечисленных собственников только органы государственной власти и местного самоуправления финансируют деятельность учреждённых ими вузов, поэтому первая модель формирования финансовых ресурсов вузов и получила условное наименование — бюджетное финансирование. Анализ формирования финансовых ресурсов негосударственных вузов показал, что собственники (учредители) созданных ими негосударственных вузов практически не финансируют деятельность учреждённых ими учебных заведений. Такого же мнения придерживается и член-корреспондент РАО М.Л. Левицкий, который в своём интервью журналу «Платное образование» отмечал: «Хотелось бы найти те НОУ, где учредитель действительно финансирует своё учреждение. Боюсь, что таких не найдётся» [3].

В Федеральном законе РФ «О некоммерческих организациях» отмечено, что порядок денежных поступлений от учредителей (членов) определяется учредительными документами [1]. Однако анализ этих документов показал, что в них не отражены размеры и периодичность поступлений бюджетных средств в государственные вузы. Всё это позволяет органам исполнительной власти государства нарушать сроки и периодичность перечисления бюджетных средств на расчётные счета вузов. Кроме того, перечисление этих средств идёт через федеральные казначейства, что создаёт дополнительные бюрократические барьеры в использовании денежных средств вузами России. Всего около 50% вузов РФ (т.е. абсолютное большинство) формирует свои финансовые ресурсы по первой модели.

Вторая модель формирования финансовых ресурсов высших учебных заведений получила условное название — самофинансирование. Данная модель подразумевает, что формирование финансовых ресурсов вузов осуществляется исключительно за счёт доходов от собственной образовательной и иной деятельности: от реализации основных и дополнительных образовательных услуг; от реализации платных услуг населению; от выполненных научно-исследовательских работ по договорам с организациями; от учебнопроизводственной деятельности; от малых предприятий, созданных при вузах, и т.д. Анализ показал, что по второй модели формирования финансовых ресурсов в основном финансируется деятельность всех негосударственных вузов, к которым можно отнести вузы, учреждённые гражданами, общественными и религиозными

Рис. 1 - Авторская классификация моделей формирования финансовых ресурсов высших учебных заведений

организациями, российскими и иностранными гражданами или организациями. Необходимо отметить, что по второй модели формирования финансовых ресурсов вузов финансируется деятельность около 40% вузов России.

Название третьей модели формирования финансовых ресурсов вузов (смешанное финансирование) уже предполагает, что финансирование деятельности высших учебных заведений осуществляется по смешанной схеме. Вузы, формирование финансовых ресурсов которых осуществляется по третьей модели, используют все разрешённые законом источники финансирования, то есть финансирование их деятельности осуществляется с использованием всех рекомендованных автором статьи моделей. Данная модель наиболее распространена среди как государственных, так и негосударственных вузов. Вряд ли мы сегодня сможем найти вузы, которые не используют данную модель формирования своих финансовых ресурсов. Практически все государственные вузы формируют свои финан-

совые ресурсы по третьей модели. Источниками финансирования для них являются бюджетные средства, доходы от реализации платных образовательных услуг и средства, поступающие по целевому назначению. Кроме того, необходимо отметить, что начиная с 2012 г. негосударственные вузы, имеющие государственную аккредитацию, получили возможность финансирования своей деятельности из бюджета. Таким образом, часть негосударственных вузов (те, кто имеют государственную аккредитацию) будут формировать свои финансовые ресурсы по третьей модели.

Четвёртая модель (целевое финансирование) предполагает финансирование обучения отдельных категорий граждан по целевому направлению органов местного самоуправления, работодателей или иных заказчиков образовательных услуг. К целевому финансированию с определённой долей условности можно отнести и денежные средства, поступающие от физических лиц, обучающихся на платных (внебюджетных) отделениях вузов. Работодатели также могут фи-

нансировать целевым назначением подготовку кадров для себя. К целевому финансированию можно отнести субвенции и субсидии, т.е. денежные средства, выделяемые государством вузам для финансирования целевых расходов. На наш взгляд, целевое финансирование в ближайшее время получит более широкое распространение и постепенно вытеснит бюджетное финансирование.

К источникам формирования финансовых ресурсов негосударственных высших учебных заведений законодательство относит: добровольные имущественные пожертвования; целевые взносы физических и юридических лиц; денежные средства, полученные в форме дара или по завещанию; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам. В то же время данные источники по ряду объективных и субъективных причин пока не получили в России достаточно широкого распространения. Между тем вузы в США и Великобритании для пополнения своих финансовых ресурсов уже давно используют так называемые эндаументы. Эндаумент — это специализированный фонд, созданный либо при вузе, либо отдельно от него для долгосрочного финансирования учебного заведения. Полученные от благотворителей денежные средства специализированные фонды (эндаументы) вкладывают в ценные бумаги, депозиты, недвижимость, акции и другие активы через управляющие компании. Доходы, получаемые от вложения этих благотворительных средств в активы других организаций, фонды (управляющие компании) перечисляют учебным заведениям, которые расходуют их на образовательные цели в соответствии со своим уставом и договором пожертвования. О. Гусанова отмечает, что благотворительные фонды за рубежом в основном создаются бесприбыльными организациями (МОМ-ргоШ;), в число которых входят и учебные заведения [4]. Эти фонды создаются на основе пожертвований от компаний или частных лиц. Чтобы данные пожертвования не были потрачены на какую-нибудь одну, пусть важную, но единовременную цель, основной капитал эндау-ментов ежегодно инвестируется в активы других организаций, а расходуются только получаемые с активов доходы. Главная идея эндаументов за рубежом — приносить доход вечно. Хотя вузовские специализированные фонды существуют в разных странах, несомненное первенство в этой области принадлежит университетам США. Обладателем крупнейшего эндаумента является Гарвард. Сумма, в которую оценивается целевой фонд этого вуза, приближается к 30 млрд долларов. Эндаумент Йельского университета составляет 18 млрд долларов, размер эндаумента ещё трёх вузов — Стенфорда, Техасского и

Принстона — перевалил за 10 млрд долларов. В настоящее время эндаументы более шестидесяти американских вузов превысили планку в 1 млрд долларов. Эти показатели значительно выше, чем, например, в Великобритании, где эндаументы только двух крупнейших университетов — Оксфорда и Кембриджа, — каждый из которых составляет примерно по 2 млрд фунтов стерлингов, можно сравнить с американскими показателями. Как правило, залогом успешной инвестиционной политики американских вузов становится максимальное разнообразие типов вкладов. Особое внимание в последние годы уделяется инвестициям на зарубежных рынках. За управление активами университетских эндаументов отвечают управляющие компании, которые могут иметь различные статус и структуру. Так, управляющая компания Гарварда (Harvard Management Company) является дочерней компанией университета. Управляющая компания Стэнфорда (Stanford Management Company) хотя и имеет собственный совет, тем не менее является административным подразделением университета. Значительное число благотворителей университетов в США составляют выпускники. Университеты активно поддерживают у бывших выпускников чувство принадлежности к сообществу родного вуза. Немаловажным фактором в сборе благотворительных средств оказывается и налоговая политика в отношении эндаументов. Пожертвования на благотворительные цели за рубежом делаются непосредственно из прибыли, причём благотворитель получает полный налоговый вычет на эту сумму [4].

На основании анализа зарубежного опыта можно сделать вывод о том, что доходы от использования денежных средств эндаументов в России также могли бы стать одним из источников формирования финансовых ресурсов высших учебных заведений. С целью создания необходимых условий для организации работы эндаументов в России в декабре 2006 г. Государственной Думой РФ принят Федеральный закон РФ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Поскольку высшие учебные заведения являются некоммерческими организациями, они также могут воспользоваться для пополнения своих финансовых ресурсов механизмом работы эндаументов. В то же время практика финансирования вузов через целевые фонды (эндаументы) в России не получила широкого распространения.

Литература

1. О некоммерческих организациях. ФЗ № 7-ФЗ от 12.01.96.

// Собрание законодательства РФ. 1996.

2. Об образовании. Закон Российской Федерации. М.: Издательство «Ось-89», 2004.

3. Некоммерческая отрасль // Платное образование. 2003. № 5.

4. Гусанова О. Мировая практика // Платное образование.

2006. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.