Научная статья на тему 'Привлечение негосударственных инвестиций в высшее образование в Узбекистане'

Привлечение негосударственных инвестиций в высшее образование в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science review
Область наук
Ключевые слова
ФОНД РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ЭНДАУМЕНТ-ФОНДЫ / FUND OF DEVELOPMENT MATERIAL AND TECHNICAL BASE HIGHER EDUCATION INSTITUTION / RATING SYSTEM / WAGES / ENDOWMENT-FUNDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Режапов Хайрилло Хикматуллаевич

В данной статье предоставлены возможности финансирования высшего образования за счёт негосударственных инвестиций и механизм привлечения высшими учебными заведениям в Узбекистане созданием эндаумент-фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attracting nongovernmental investment in higher education in Uzbekistan

In this article is provided chances of financing for higher education and accordind to nongovernmentet private investment in higher education institutions, mechanisms of attracting to Uzbekistan creation of endowment-funds.

Текст научной работы на тему «Привлечение негосударственных инвестиций в высшее образование в Узбекистане»

Секция 17. Экономика и управление

4. Зайцев Н. Л. Ресурсосбережение/Н. Л. Зайцев Краткий словарь экономиста, - 2000 г. - [Online resource]. URL: http://www.vocable.ru/dictionary/915/word/resursosberezhenie (accessed date 05.03.2014).

5. Сотник I. М. Еколого-економiчнi мехашзми управления шновацшним ресурсозбереженням у машино-будуванш/I. М. Сотник, Ю. О. Мазш. - Суми: Ушверситетська книга, - 2013. - 252 с.

6. Ипполитова И. Я. Ресурсосбережение как направление повышения конкурентоспособности предпри-ятий/И. Я. Ипполитова//Бизнес Информ. - 2010. - № 11. - с. 39-41.

7. Гусаков В. Г. Экономические законы, факторы и принципы управления ресурсосбережением/В. Г. Гусаков, В. И. Буць//Весшк БДУ - 2010. - Сер.3. - № 3. - с. 64-66.

8. Потапова Н. Н. Ресурсосбережение как инструмент управления затратами в регионе/Н. Н. Потапова//Вюник Приазовського державного техшчного ушверситету. Сер1я: Економiчнi науки. - 2010. - № 20. - с. 154-158.

9. Максимов С. В. Проблеми ресурсозбереження та застосування мехашзму його фшансування на тд-приемствах прничо-металургшного комплексу/С. В. Максимов, Г. В. Темченко//ВКник КТУ. - 2009. -№ 23. - с. 257-262.

10. Назарбаев Н. А. Рынок и социально-экономическое развитие: монография/Н. А. Назарбаев. - М.: Экономика. - 1994. - 500 с.

11. 1ппол1това I. Я. Визначення пiдходiв та методiв управлшня ресурсозбереженням на тдприемсга - [Online resource]. URL: http://www.confcontact.com/2007nov/ipollit.php (accessed date 18.02.2014).

12. Рибалко Л. П. Сучаст тдходи до трактування сутносп поняття ресурсозбереження/Л. П. Рибалко//Бiз-нес 1нформ. - 2012. - № 3. - с. 174-179.

Rejapov Khayrillo Xikmatullaeyvich, Master's, Andijan machine-building institute E-mail: hayrillo0606@mail.ru

Attracting nongovernmental investment in higher education in Uzbekistan

Abstract: In this article is provided chances of financing for higher education and accordind to nongovern-mentet private investment in higher education institutions, mechanisms of attracting to Uzbekistan creation of endowment-funds.

Keywords: Fund of development material and technical base higher education institution, rating system, wages, endowment-funds.

Режапов Хайрилло Хикматуллаевич, магистр, Андижанский машинастроительный институт

E-mail: hayrillo0606@mail.ru

Привлечение негосударственных инвестиций в высшее образование в Узбекистане

Аннотация: в данной статье предоставлены возможности финансирования высшего образованияза счёт негосударственных инвестиций и механизм привлечения высшими учебными заведениям в Узбекистане созданием эндаумент-фондов.

Ключевые слова: фонд развития материально-технической базы высших учебных заведений, рейтинговая система, заработная плата, эндаумент-фонды.

В современных условиях высшее образование становится важнейшим условием внедрения во все сферы человеческой деятельности новых технологий, роста конкурентоспособности и повышения уровня жизни в республике. Социальная ответственность

высшего образования в значительной мере заключается в том, чтобы каждый человек мог получать такие квалификационные и социальные навыки, которые позволяют ему оставаться востребованным на меняющемся рынке труда, полноценно участвовать в

231

Section 17. Economics and management

развивающейся инновационной экономике и, тем самым, обеспечивать собственное благосостояние и благосостояние общества в целом. Учитывая возрастающую роль высшей школы, во многих странах стратегия ее развития определяется приоритетами национальной стратегии, и направлена на повышение качества и обеспечение доступности высшего образования.

Узбекистану потребовалась серьёзная перестройка системы, ориентированной на подготовку кадров. Новые условия изменили требования к структуре подготовки специалистов с высшим образованием, к их знаниям и навыкам.

На сегодняшний день, с учетом филиалов различных вузов количество учреждений высшего образования в Узбекистане достигло 58 и 11 их филиалов, из которых, почти половина вузов размещены в регионах, что, казалось бы, позволяет повысить доступность этого вида образования.

Общая численность студентов в вузах в 2011/2012 учебном году составила 241,9 тыс. человек (271,8 тыс. на дневной и 26,1 тыс. на заочной форме обучения) [1].

С 1 января 2013 года вступила новая система послевузовского образования, подготовки и защиты докторских диссертаций, присвоения ученой степени и ученых званий. Научные советы преимущественно будут создаваться при ведущих вузах, которые должны стать не только кузницей кадров высшей квалификации, но и центрами проведения научных исследований. В Узбекистане кардинально пересмотрены структура и Положение о Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров.

С 1 января 2013 года в стране вступила в силу рейтинговая система оценки деятельности высших учебных заведений. Функции по составлению рейтинга возлагаются на Государственный центр

тестирования при Кабинете Министров, который на основе утвержденной (временно) методики составления рейтинговых оценок будет представлять в Правительство ежегодные аналитические доклады о состоянии развития высшего образования в республике. При формировании критериев, по которым будут оцениваться вузы, основное внимание уделяется индексу уровня качества преподавания и научного потенциала вузов, по которым выставляются самые высокие баллы — по 35 процентов, а также индексу квалификации студентов и выпускников, определяемому на основании результатов опроса работодателей, — 20 процентов. Остальные 10 процентов отводятся прочим показателям [2].

Смысл и значение введения рейтинговой системы не только в том, что каждый вуз объективно может увидеть, какое место он занимает среди вузов страны. Самое важное — как результат, появляется здоровая конкуренция и состязательность между ними, а также возможность оценить слабые участки и резервы, выработать конкретные предложения по дальнейшему повышению уровня и качества подготовки высококвалифицированных специалистов.

Основными нормативно-правовыми документами в высшем образовании в Республике Узбекистан являются Закон Республики Узбекистан «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров. В Республике Узбекистан высшее образование имеет две ступени: бакалавриат и магистратура.

Источники финансирования высших учебных заведений в Узбекистане осуществляется за счёт государственных, котрактов студентов и собственные средства и фонда развития материально-технической базы высших учебных заведений при Министерстве финансов Республики Узбекистан (рис. 1).

Рис. 1. Источники финансирования вузов в Узбекистане

232

Секция 17. Экономика и управление

Расходы на высшие учебные заведения планируются отдельно по каждому из них с учетом специфических условий их функционирования, исходя из расходов на одного студента, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы профессорско-преподавательского состава и других показателей. Учебные заведения в республике делятся на 9 групп.

Основным финансовым планом высшего учебного заведения является смета, содержащая общий объем, целевое направление, поквартальное и месячные распределения бюджетных ассигнований. В смете приводятся общие сведения об учебном заведении, учебно-материальной базе. При сводном планировании расходы исчисляются на основе расчетных норм на одного студента. Для этого определяют контингент студентов на планируемый год с учетом их выпуска, приема и возможного отсева [3].

Заработная плата и стипендии планируются как расходы на заработную плату штатного профессорскопреподавательского состава (ППС), включая препода-вателей-совместителей учебных заведений, отделений, факультетов, филиалов и учебно-консультационных пунктов, лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях почасовой оплаты, а также на заработную плату руководящих и прочих работников вузов.

Штаты ППС по должностям разрабатываются и утверждаются ректором вуза в пределах численности и фонда заработной платы, а административно-обслуживающего, учебно-вспомогательного и прочего персонала разрабатываются и утверждаются ректором вуза в соответствии с типовыми штатами и номенклатурой должностей, утвержденными в установленном порядке для данного высшего учебного заведения, в пределах общей расчетной численности работников и фонда заработной платы, утвержденных вышестоящей организацией по указанным категориям работников, а численность работников, относящихся к аппарату управления, — в пределах ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на его содержание и общего фонда заработной платы.

Ректоры высших учебных заведений, в которых штаты устанавливаются в индивидуальном порядке, могут утверждать и вносить изменения в штатные расписания только по утвержденной в установленном порядке номенклатуре должностей.

Порядок и условия оплаты труда профессорско-преподавательского состава и руководящих работников высших образовательных учреждений,

финансируемых из государственного бюджета, или находящихся на смешанном финансировании, определяют: Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию системы оплаты и усилению материального стимулирования труда работников высших образовательных учреждений республики» от 24 июля 2008 года, № ПП-926 и Постановление Кабинета Министров РУз «Об утверждении усовершенствованной системы оплаты труда работников высших образовательных учреждений республики» от 1 августа 2008 года, № 164.

Основой для расчета фонда заработной платы профессорско-преподавательского состава является штатное расписание и должностные оклады работников высших образовательных учреждений, которые образуются на основе базовых должностных окладов, устанавливаемых для каждой должности профессорско-преподавательского состава и руководящих работников высших образовательных учреждений, а также установленных законодательством надбавок и доплат.

С 1 сентября 2008 года в республике введены в действие базовые должностные оклады по оплате труда профессорско-преподавательского состава и руководящих работников высших образовательных учреждений.

Базовые должностные оклады профессорскопреподавательского состава (заведующие кафедрой, профессора, доценты, старшие преподаватели, ассистенты, преподаватели, преподаватели-стажеры) дифференцируются в зависимости от:

- штатной должности;

- наличия ученой степени, ученого звания.

В штатных расписаниях ППС по должностям в схемах базовых должностных окладов предусмотрены два оклада. Должностные оклады по должностям ППС определяются ректором вуза в пределах численности и фонда заработной платы, исчисленного соответствующим министерством (ведомством) по этой категории работников для данного высшего образовательного учреждения. При этом учитывается научная школа, стаж работы, активный вклад в учебно-воспитательный процесс и другие показатели, устанавливаемые руководителем высшего образовательного учреждения.

Изменение базовых должностных окладов работников высших образовательных учреждений осуществляется при повышении заработной платы работникам бюджетных организаций в соответствии с Указами Президента Республики Узбекистан и при

233

Section 17. Economics and management

переходе работника на другую должность в высшем образовательном учреждении.

В докладе, подготовленной совместно со Всемирной организацией по интеллектуальной собственности (ВОИС) и “Глобальный индекс инноваций” за 2012 год международной бизнес-школы “Инссад” (Франция), проведен комплексный анализ инновационного развития 141 страны мира. Одним из основных компонентов анализа является уровень развития человеческого капитала, по которому Узбекистан заняла в этом списке 35-е место. А по уровню развития системы образования Узбекистан занял общее второе место среди 141 государства мира [2].

В Узбекистане создан внебюджетный фонд развития материально-технической базы высших учебных заведений при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

Фонд аккумулирует целевые финансовые ресурсы, направляемые на финансирование мероприятий по модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений и улучшению качества подготовки специалистов.

Управление средствами Фонда развития материально-технической базы высших учебных заведений при Министерстве финансов Республики Узбекистан осуществляется уполномоченным органом.

В статье-59 Бюджетного Кодекса доходы Фонда развития материально-технической базы высших учебных заведений при Министерстве финансов Республики Узбекистан формируются за счет:

• средств республиканского бюджета Республики Узбекистан;

• доходов от размещения временно свободных средств;

• иных источников в соответствии с законодательством.

В статье-80 Бюджетного Кодекса средства Фонда развития материально-технической базы высших учебных заведений при Министерстве финансов Республики Узбекистан используются на:

• финансирование работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту учебно-лабораторных корпусов, спортивных залов и мест проживания студентов и других объектов инфраструктуры высших учебных заведений;

• финансирование оснащения учебно-лабораторных корпусов, спортивных залов, мест проживания студентов высших учебных заведений и межвузовских научно-лабораторных комплексов совместного пользования, мебелью, современным учебно-лабораторным и научным оборудованием, информационно-коммуникационной техникой и спортивным инвентарем;

• другие цели, определяемые в установленном порядке.

В Постановлении №ПП-2099 от 2013 года 25 декабря Президента Республики Узбекистан «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2014 год» утверждён основные параметры Фонда развития материально-технической базы высших учебных заведений при Министерстве финансов Республики Узбекистан (рис. 2) [4].

234

Рис.2. Прогнозы доходов и расходов на 2014 год Фонда развития материально-технической базы вузов Республики Узбекистан

Секция 17. Экономика и управление

Для активизации государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования Узбекистана необходимы универсальные механизмы, основанные не на прямом участии государства, а на эффективном сотрудничестве работодателей и учреждений высших учебных заведений.

Для развития партнерства и решения финансовых проблем между производством и вузом, повышения конкуренции, эффективности использования государственных средств необходимо создание эндаумент-фон-да и выполнение заказа работодателей на подготовку кадров. В то же время для небольших вузов со стандартным перечнем образовательных программ наиболее приемлемо реализовать инвестиционные проекты на базе учреждения с привлечением частных компаний соответствующего производственного профиля.

Рассмотрим актуальные механизмы привлечения негосударственных инвестиций учреждениями профессионального образования более подробно.

Привлечение частных инвестиций в систему высшего образования означает, с одной стороны, получение образовательными учреждениями дополнительных материальных и нематериальных ресурсов. С другой стороны, становясь участником инвестиционного процесса, образовательное учреждение вовлекается в несвойственную ему сферу деятельности, что сопряжено с необходимостью обладания дополнительными знаниями и ресурсами, а также возможностью реализации дополнительных рисков.

В этой связи важным фактором является уровень развития экономического и управленческого потенциала учреждения — гибкость системы управления, эффективность маркетинговой политики и системы финансового менеджмента, в особенности в области планирования, прогнозирования и контроля управления финансовыми ресурсами учреждения.

Рассмотрим механизмы привлечения негосударственных инвестиций высшими учебными заведениями созданием эндаумент-фондов.

В статье «Система профессионального образования: как привлечь негосударственные инвестиции» К. Б. Бахтараева обосновала эндаумент-фонды следущующим образом: «Эндаумент — это форма долгосрочного привлечения и использования средств на определенные цели, как правило, общественно-значимые» [5].

Из вышестояших возникает вопрос какие условия должны предоставить государство для эндаумент-фондам. Налоговый режим для эндаумент-фондов должен быть следующим образом: передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала не облагается НДС, и налогом на прибыль.

Организационно-экономические условия для реализации механизма по привлечению негосударственных инвестиций через эндаумент-фонды зависят от следующих условий:

1. Высокий уровень востребованности качественных выпускников на рынке труда и в крупнейших компаниях.

2. Наличие большого количества специальностей, соответствующих отраслевой структуре экономики региона.

3. Высокий уровень информационной доступности высших учебных заведений.

4. Высокая доля добровольных пожертвований.

5. Активное сотрудничество с частными компаниями по различным направлениям деятельности.

6. Наличие инновационных образовательных программ.

7. Привлечение спонсоров, работодателей, выпускников и родителей учащихся.

В конечном итоге, эндаумент-фонды дадут возможность расширить доходы высших учебных заведений, но и сделает образовательное учреждения устойчивым к изменениям во внешней среде при сохранении основных целей и задач его деятельности.

Список литературы:

1. Ражаббаев Р., Рахимова У А., Назаров Х. Х., Тожиев М., ^одиров Б. Б. Основные показатели высших учебных заведений. (статистический сборник) ”Tafakkur-Bo‘ston”. - 2012, - с. 13-35.

2. Каримов И. А. Наша главная цель - решительно следовать по пути широкомасштабных реформ и модернизации страны. Народное слово. - 19 январь 2013 года 13 (5687), xs.uz.

3. Срожиддинова З. Х. Бюджетная система Республики Узбекистан: Учебник - Ташкент, - 2010. - 480 с.

4. Постановлении №ПП-2099 от 2013 года 25 декабря Президента Республики Узбекистан «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2014 год». Сборник нормативно правовых актов Республики Узбекистан. - 2013. - 52 (604)-глава, 690-статья.

235

Section 17. Economics and management

5. Бахтараева К. Б., руководитель проектов Института финансовых рынков и прикладной экономики Финансовой академии при Правительстве РФ. «Система профессионального образования: как привлечь негосударственные инвестиции». - «Университетское управление: практика и анализ», - № 3, - 2008 г.

Senyshyn Oksana Stepanivna, Ivan Franko National University of Lviv, Associate Professor of Management, the Faculty of Economics

E-mail: ks770@inbox.ru

Chopko Nataliya Stepanivna, Ivan Franko National University of Lviv, Associate Professor of Management, the Faculty of Economics

E-mail: chopko_n@yahoo.com

Method of growth estimation of export potential of Ukraine food complex

Abstract: The article is devoted to the evaluation ofprognostic growth of export potential of the state food industry. In his comprehensive study the calculation ofthe capacity at the state level, namely: export orientation; exports per capita; export quotas; index of intra-industry trade; export to import ratio; index of export concentration and so on are made.

Keywords: export, export potential, commodity and geographical structure of exports, export orientation, export concentration index, foreign trade.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сенишин Оксана Степановна, Львовский национальный университет имени Ивана Франко, доцент кафедры менеджмента, экономический факультет

E-mail: ks770@inbox.ru

Чопко Наталия Степановна, Львовский национальный университет имени Ивана Франко, доцент кафедры менеджмента, экономический факультет

E-mail: chopko_n@yahoo.com

Методика оценки наращивания экспортного потенциала продовольственного комплекса Украины

Аннотация: Статья посвящена прогностической оценке наращивания экспортного потенциала украинского продовольственного комплекса. Для его комплексного исследования осуществлен расчет показателей использования этого потенциала на уровне государства, а именно: уровня экспортной ориентации; экспорта на одного человека; экспортной квоты; индекса внутриотраслевой торговли; коэффициента покрытия экспортом импорта; индекса концентрации экспорта и т. д.

Ключевые слова: экспорт, экспортный потенциал, товарная и географическая структура экспорта, экспортная ориентация, индекс концентрации экспорта, внешняя торговля.

Важной составляющей успешной интеграции Украины в мировое экономическое пространство является создание системы государственной поддержки экспорта и наращивания его потенциала в целом, создание благоприятных условий для отечественных производителей конкурентоспособной продукции на внешнем рынке. Заметим, что в сегодняшних условиях ведения хозяйства особенно актуальным

является повышение эффективности формирования экспортного потенциала с целью удержания достигнутого уровня и поиска новых возможностей наращивания объемов экспорта, расширение его товарной и географической структуры и т. д.

Для комплексного исследования экспортного потенциала продовольственного комплекса и осуществления его прогностической оценки нами

236

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.