Научная статья на тему 'Фонды целевого капитала российских вузов: состояние и перспективы развития'

Фонды целевого капитала российских вузов: состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1128
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фандрайзинг / эндаумент-фонд / ДОНОРЫ / ДОГОВОР ПОЖЕРТВОВАНИЯ / fundraising / endowment fund / donors / donation contract

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина Ирина Евгеньевна, Прощаева Наталья Владимировна

Проанализирована нормативно-правовая база формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций. Приведен алгоритм создания целевого капитала на примере высших учебных заведений. Рассмотрены основные проблемы пополнения и развития фонда как эффективного инструмента укрепления финансовой базы университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors analyze laws and regulations for forming and using non-profit institutions endowment. The algorithm of forming the endowment is introduced by the example of the higher education institutions. The article examines the main issues of the fund replenishment and development as the efficient instrument for the university financial base consolidation.

Текст научной работы на тему «Фонды целевого капитала российских вузов: состояние и перспективы развития»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: Национальный доклад. - М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008. - 168 с.

2. Кузнецова О.Б. Стратегия развития региона и совершенствование института социального партнерства // Управление общественными и экономическими системами. - 2006. - № 1. -С. 87-110.

3. Роль некоммерческого сектора в экономическом развитии

России // SOCPOLITIKA.RU: информационно-аналитический портал. 2011. http://www.socpo1itika.ru/ms/ngo/res-

еагсЬ/ёосишей4693^Мт1 (дата обращения: 31.05.2011).

4. Мониторинг социально-экономического развития Томской области за январь-март 2011 года // tomsk.gov.ru: официальный Интернет портал администрации Томской области. 2011. http://tomsk.gov.ru/export/sites/ru.gov.tomsk/ru/economy_finan-ces/socia11y_economic_status/monitoring/monitoring-01-03-2011.pdf (дата обращения: 31.05.2011).

5. Социальная ответственность бизнеса // urbaneconomics.ru: сайт фонда «Институт экономики города». 2011. http://www.urbaneconomics.ru/texts.php?fo1der_id=202&mat_ d=104&page_id=2122&from=search (дата обращения:

31.05.2011).

Поступила 24.03.2011 г.

УДК 378.3

ФОНДЫ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

И.Е. Никулина, Н.В. Прощаева

Томский политехнический университет E-mail: proshaeva@mail.ru

Проанализирована нормативно-правовая база формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций. Приведен алгоритм создания целевого капитала на примере высших учебных заведений. Рассмотрены основные проблемы пополнения и развития фонда как эффективного инструмента укрепления финансовой базы университета.

Ключевые слова:

Фандрайзинг, эндаумент-фонд, доноры, договор пожертвования.

Key words:

Fundraising, endowment fund, donors, donation contract.

В последние несколько лет фонды целевого капитала стали известным явлением в российском университетском фандрайзинге. Понятие «эндау-мент» (фонд целевого капитала) постепенно входит в повседневную практику не только образования, но культуры и искусства. Университетское сообщество стало осознавать новые возможности, которые несут в себе эндаумент-фонды. Мировая практика показывает, что ведущие университеты мира получают стабильный источник финансирования образовательных, научных и других программ от поступлений из фонда порядка 25...45 % доходов бюджета. Размер эндаументов 80-и вузов мира превышает $1 млрд. Большинство вузов - США, но в их число входят и несколько университетских вузов Великобритании, Японии и Австралии. Крупнейшими фондами в мире являются эндаументы Гарварда ($25,7 млрд), Йеля ($16,3 млрд), Стэнфорда ($12,6 млрд), Принстона ($12,6 млрд) [1].

Мировая практика фондов целевого капитала насчитывает 500-летнию историю. Первый аналог современных эндаументов появился в 1502 г. в Великобритании. Леди Маргарет Бюфорт, бабушка короля Генри VIII, внесла пожертвования на создание кафедр богословия в университетах Оксфорда и Кембриджа. В США в 1649 г. четыре выпускника завещали университету (Гарварду) небольшой уча-

сток земли. Сегодня на этой территории находится университетская библиотека Уайднера [1].

Идея создания эндаумент-фондов при российских вузах была озвучена предпринимателям на встрече с В.В. Путиным в 2006 г. Курировал прохождение данного законопроекта Д.А. Медведев, будучи в должности вице-премьера. Сегодня он продолжает уделять большое внимание этому вопросу. Так, 11 февраля 2010 г. Президент РФ Д.А. Медведев встречался со студентами томских университетов. Отвечая на один из вопросов аудитории о модернизации науки и развитии университетов, говоря о финансировании науки, Президент сказал: «...я надеюсь, всё-таки будут начинать развиваться университетские эндаументы, о которых мы не так давно принимали решения, и будут вкладываться деньги в лабораторную базу, и вообще в университетскую материальную базу со стороны частных спонсоров и просто даже выпускников университета. ... Я призывал и призываю всех наших крупных бизнесменов просто вкладывать в родные вузы» [2].

В то же время нельзя не отметить, что в дореволюционной России как минимум с XVIII в. меценаты вносили так называемый «вечный» вклад в банк, проценты по которому направлялись на благотворительность.

В настоящее время в России существует около 45 эндаумент-фондов. Большинство из них - вузовские, но есть несколько фондов, финансирующих музеи, спортивные общества. Целевые капиталы российских эндаумент-фондов являются пока небольшими по сравнению с зарубежными, учитывая недавнюю историю их развития в нашей стране.

Процесс создания эндаумент-фондов в России идет достаточно медленно. Многие вузы, стоят перед дилеммой, стоит создавать эндаумент-фонд или же привлекать средства только на текущие проекты, предпочитая жить «сегодняшним днем», учитывая достаточно напряженные бюджеты вузов.

Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ-275 целевой капитал -это сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций

[3].

Целевой капитал формируется за счет пожертвований денежных средств, получения денежных средств по завещанию и передается в доверительное управление управляющей компании. Управляющая компания - это некоммерческая организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами и/или лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Ограничение продиктовано соображениями «прозрачности» и контроля на всех этапах формирования и использования целевого капитала. Доход может использоваться только на цели, которые определены при формировании целевого капитала и прописаны в Уставе фонда.

При создании фонда целевого капитала как юридического лица применяется общий порядок создания некоммерческой организации. Необходимо провести собрание учредителей некоммерческой организации с оформлением протокола, затем осуществляется регистрация фонда как юридического лица в Федеральной регистрационной службе с получением соответствующих документов: свидетельство Федеральной налоговой службы о внесении записи в ЕГРЮЛ о фонде как юридическом лице, выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство Федеральной регистрационной службы о государственной регистрации некоммерческой регистрации. Следующий этап - регистрация фонда в налоговых органах с получением идентификационного номера налогоплательщика, после чего осуществляется получение статистических кодов.

Затем необходимо провести ряд мероприятий для функционирования организаций, а именно из-

готовить печать, открыть банковский счет, поставить фонд на учет в Пенсионный фонд, фонд медицинского и социального страхования, заключить договор аренды помещения, заключить трудовой договор с Исполнительным директором. Провести собрание высшего органа управления некоммерческой организации (Правления) с оформлением соответствующего протокола (ст. 8 275-ФЗ), на котором принимается решение о формировании целевого капитала. Также, некоммерческая организация обязана создать совет по использованию целевого капитала (Попечительский совет). Порядок формирования совета осуществляется в соответствии с нормами федерального закона о целевом капитале. Первое заседание можно провести после формирования целевого капитала. Заседание является правомочным, если на нем присутствует более половины членов этого совета [3].

Важным этапом является формирование целевого капитала. При этом следует руководствоваться ст. 4 указанного выше закона, заключать договор пожертвования.

При достижении суммы пожертвований размера 3 млн р. в течение двух месяцев с даты накопления указанной суммы фонд обязан передать поступившие денежные средства в доверительное управление управляющей компании, определенной высшим органом управления Фонда на основании договора доверительного управления. Со дня передачи таких денежных средств в доверительное управление управляющей компании целевой капитал считается сформированным.

Согласно п. 12 ст. 6 275-ФЗ, если за год капитал в указанном минимальном размере не будет сформирован, имеющиеся средства должны быть возвращены жертвователю, если договором пожертвования не предусмотрено иное или если денежные средства получены в порядке наследования [3].

Минимальный срок, на который формируется целевой капитал - 10 лет (п. 11 ст. 6 Федерального закона). Закон не ограничивает максимальный срок формирования целевого капитала, т. е. может быть сформирован на неопределенный срок.

Наличие целевого капитала у некоммерческих организаций призвано:

1. повысить финансовую стабильность в результате увеличения доли гарантированного дохода в общем доходе некоммерческой организации;

2. обеспечить возможность долгосрочного планирования деятельности при наличии долговременного источника финансирования;

3. поднять престиж вуза.

Однако практика показала, что необходимо внести ряд изменений в действующее законодательство. В частности, расширить источник формирования имущества специализированной организации - собственника целевого капитала. Закрытый перечень разрешенных источников формирования имущества организации затрудняет ее нормальное функционирование: например, в случае получения пожертвования в валюте при

ее продаже может возникнуть внереализационный доход в виде курсовой разницы, который при буквальном прочтении ч. 3 ст. 6 в действующей редакции 275-ФЗ является недопустимым для специализированной организации.

В части 5 ст. 9 275-ФЗ, регулирующей формирование Совета по использованию целевого капитала (далее - Совет), слова «не могут входить два и более лица» заменить словами «могут входить не более двух лиц» [4]. Практика показывает, что в состав Советов по использованию целевых капиталов зачастую включаются лица с высоким статусом, занимающие ответственные должности, которые в силу занятости не всегда могут присутствовать на заседаниях Советов. Для таких случаев предлагается создать возможность включения в Совет двух лиц от одной организации: один человек - для выполнения преимущественно представительских функций, второй - для непосредственного активного участия в деятельности Совета.

По мнению ряда экспертов, целевой фонд даже не слишком известного регионального российского института должен составлять не менее 300 млн р. В этом случае ежегодный доход от использования эндаумента составит примерно 20...25 млн р. Ректор Высшей школы экономики Я.И. Кузьмино-ва считает, что это минимально необходимая сумма для того, чтобы такой вуз мог развиваться. Оптимальный размер эндаумента ведущего университета России должен составлять не менее $1 млрд, что обеспечит текущее финансирование от $50 млн в год. Эндаументы к 2015 г. могли бы обеспечить 20.30 % финансирования 20 ведущих университетов страны, а к 2020 г. - 30.40 % финансирования 40 ведущих университетов. Поэтому важным этапом развития фонда целевого капитала является кампания по привлечению средств [5].

Основные категории потенциальных доноров вуза - это выпускники и их родители, друзья и единомышленники, корпорации и благотворительные фонды. Ключевые мотивы донорства со стороны выпускников - желание выразить признательность Alma mater за то образование, которое позволило им реализоваться и достичь профессиональных высот, стремление сделать успешными всех, кто связан с вузом. Друзья и единомышленники искренне стремятся помочь вузу, так как разделяют мнение близких им людей, разделяют ценности и миссию университета. Корпорациям вуз интересен как кузница квалифицированных кадров, научно-исследовательский центр, на базе которого ведутся прикладные исследования, возможность реализовать на практике принцип социального партнерства бизнеса и государства, поддержав процесс подготовки кадрового резерва страны. Для благотворительных фондов вузы - идеальная возможность оказывать долгосрочное воздействие на общество для достижения уставных целей.

Для эффективного сотрудничества со всеми категориями доноров необходимо создание структурных подразделений, которые обеспечат взаимодей-

ствие с ними. Например, ассоциация выпускников или отдел по работе с выпускниками, центр карьеры или центр трудоустройства выпускников, центр дополнительного образования, отдел по научной работе. Успешная работа данных структур закладывает благоприятную основу для взаимодействия с потенциальными донорами, которые могут перейти в категорию действующих. Для успешного функционирования системы образовательного фандрайзинга в целом необходима координация вышеперечисленных структур, которые, как правило, находятся в подчинении разных проректоров. Эту задачу может взять на себя отдел, подчиняющийся напрямую ректору.

Первоначально необходимо провести анализ и систематизацию текущей работы с донорами. Большинство вузов взаимодействуют с работодателями, 3-5 крупными жертвователями. Важно выявить все структурные подразделения занятые в этом процессе. Основываясь на результатах анализа, необходимо определить конкретные задачи и цели, прописать стратегию благотворительной кампании вуза, а также сводный календарный план действий, в котором выделить основные этапы работы по созданию системы фандрайзинга, практические мероприятия со сроками, конкретными подразделениями вуза и результатами каждого этапа. Стратегию и план действий целесообразно одобрить на Ученом совете вуза для избежания бюрократических проволочек в ходе дальнейшей работы [6].

Получить первый целевой капитал (3 млн р.) для столичных вузов, как правило, не вызывает сложностей. Средства дают ключевые доноры-выпускники или доноры-друзья, помогавшие и до регистрации эндаумента. Тогда как для вузов региональных - это может вызвать затруднения, так как нет своих: В.О. Потанина, В.Ф. Вексельберга, А.Б. Усманова, П.К. Шодиева, М.Д. Прохорова и других видных деятелей бизнеса, науки, культуры. Поэтому такие университеты изобретательнее подходят к решению данного вопроса. Так, 11 февраля 2010 г. Д.А. Медведев внес в эндаумент Томского политехнического университета свою месячную зарплату. Его примеру последовали А.Л. Кудрин, А.Б. Чубайс, Л.Д. Рейман.

Однако намного сложнее вовлечь в процесс жертвования более широкий круг выпускников, стратегических партнеров. Изначально штат фан-драйзинговой структуры состоит из исполнительного директора и бухгалтера, работающих по совместительству. Для сравнения в передовых мировых вузах подобный штат насчитывает 200-400 человек. И важная роль отводится волонтерам. Это студенты, выпускники, представители топ-менеджмента вуза, бизнесмены.

Основная ошибка на первоначальном этапе фандрайзинговой кампании заключается в убеждение того, что выпускники должны. Вузы проводят Ассамблеи, собрания, советы, куда приглашают 100-200 партнеров. Рассказывают им о создании эндаумент-фонда и в конце просят деньги. Но вы-

пускники, изначально довольные фактом приглашения в родной вуз, покидают данное мероприятие с ощущением того, что «про нас не помнили десятилетия, затем собрали, попросили денег и снова забыли». Данное мероприятие оказывается бесполезным и неэффективным. Поэтому структура, взаимодействующая с выпускниками, должна регулярно работать с ними, взращивать плоды. Например, проводить празднование дня рождения вуза, тематические мероприятия для разных поколений выпускников, ежегодных вручений премий ассоциации наиболее выдающихся выпускников, прославляющих свою Alma mater; развивать вебпортал для общения и выпускать информационный бюллетень с новостями из вуза, сборники воспоминаний, книги об истории вуза, привлекать членов ассоциации к участию в благотворительных акциях внешних организаций, чаще говорить «спасибо». Сам момент «просьбы» наступает не сразу, а после нескольких встреч с выпускниками, в ходе которых происходит их вовлечение в дела вуза. Необходимо воспитывать поколения выпускников с мыслью о том, что родному вузу нужно помогать, т. е. воспитывать культуру поддержки университетов выпускниками. Разработать большое количество программ пожертвований, позволяющих выбрать наиболее удобные и эффективные для спонсора формы пожертвований. Рассмотреть возможность создания именных стипендий. Например в Томском политехническом университете действует программа «учреди стипендию «имени себя». Доноры могут получать ряд нематериальных «бонусов» и привилегий, которые могут включать как создание «аллеи славы», именных учебных аудиторий, корпусов, библиотек, так и возможность получения льгот при пользовании услугами образовательных учреждений (при проведении конференций, открытых лекций, торжеств и др.). Фонд целевого капитала должен быть прозрачным и иметь понятную структуру для жертвователей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в высшем образовании России // Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в России: Сб. практ. рекомендаций для участников Междунар. научно-практ. конф. - МГИМО (У) МИД России, 27-29 апреля 2010 г. / под. ред. Е.С. Бирюкова, Д.А. Дегтерева, А.В. Стельмаха. - М.: МГИМО, 2010. - 148 с.

2. Стенограмма встречи Президента РФ Д.А. Медведева со студентами томских университетов, 11 февраля 2010 г. иЯЬ: http://www.kremlin.ru/news/6837 (дата обращения: 10.01.2011).

3. Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ (ред.

от 25.11.2009) «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» // Российская газета. - 2007. - № 2. - 11.01.2007.

Важнейшим моментом фандрайзинга вуза является активное участие в работе руководства вуза. Эндаументы формируются и пополняются, когда имеются личностные отношения. Создание и формирование целевого капитала Национального исследовательского Томского политехнического университета - это результат активной деятельности именно руководства вуза.

Прошло 5 лет с момента принятия Федерального закона. Однако проблемы по привлечению средств в фонд целевого капитала существуют как у столичных, так и региональных вузов. Низкая активность связана не только с экономической ситуацией в стране, но и организационными, правовыми барьерами. Для многих созданных фондов характерны закрытость и низкий уровень информационной прозрачности, т. е. нет сайтов или на них недостаточно информации, отсутствуют годовые отчеты фондов в свободном доступе. В основном, в качестве получателей доходов от целевого капитала выступают ведущие экономические, технические и классические вузы, что свидетельствует о недоступности данного механизма для мелких вузов менее востребованного профиля (гуманитарного, педагогического). Отсутствие в России культуры благотворительности, подготовленных кадров сотрудников эндаументов, налоговых льгот для жертвователей - физических и юридических лиц.

Несмотря на все это, построение системы фандрайзинга в вузе и создание эндаумент-фонда способно послужить импульсом для успешного инновационного развития, однако это ставит новые масштабные задачи перед образовательным учреждением. Необходимо не только определить новые формы функционирования и развития вуза, научиться привлекать денежные средства выпускников, компаний и фондов, но и создать новые механизмы принятия управленческих решений, эффективные и прозрачные условия для частного финансирования в высшие учебные заведения.

4. Миркин Я.М., Бахтараева К.Б., Левченко А.В., Кудинова М.М. и др. Эндаумент-фонды (фонды целевого капитала) государственных и муниципальных образовательных учреждений: организация деятельности, состояние и перспективы развития. -М.: Финансовый университет, 2010. - 144 с.

5. Что делать с профицитом? Видные экономисты предлагают инвестировать в нематериальные активы. 2011. http://www.hse.ru/news/1163619/1131021.htm1 (дата обращения:

14.01.2011).

6. Бахтараева К.Б. Система профессионального образования: как привлечь негосударственные инвестиции // Университетское управление: практика и анализ. - 2008. - № 3. http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/984 (дата обращения:

06.11.2011).

Поступила 01.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.