Научная статья на тему 'Формирование инфраструктуры инновационной экономики в регионе в условиях изменений законодательной базы'

Формирование инфраструктуры инновационной экономики в регионе в условиях изменений законодательной базы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шичков А.Н., Ефремова А.А.

Доля бюджетного финансирования высших учебных заведений региона постоянно сокращается, вынуждая их руководство искать новые внебюджетные каналы финансирования. Фактором, способствующим этому процессу, является изменение законодательства, в частности, принятие в 2006 году Закона РФ «Об автономных учреждениях» и Закона РФ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». В статье рассмотрены схемы менеджмента инновационных процессов и ресурсов, осуществить которые стало возможно на основе принятых законов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инфраструктуры инновационной экономики в регионе в условиях изменений законодательной базы»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕГИОНЕ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ

А Н. ШИчкоВ, доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и технологии производственных процессов

а.а. ефремова

Вологодский государственный технический университет

Удельный вес России на мировом рынке продукции наукоемких отраслей составляет около 0,3 %, в то время как этот показатель для США — 36 %, Японии — 30 %, Китая — 6 %. Основная доля в затратах на инновации российских предприятий (свыше 60 %) приходится на приобретение машин и оборудования, зачастую устаревших моделей [1]. Чтобы изменить ситуацию, необходимо уже сегодня начать предпринимать шаги в сторону развития инновационной экономики, в связи с чем актуальна подготовка квалифицированных специалистов.

Переход на инновационный путь развития экономики подразумевает постепенную смену материального производства интеллектуальным. При этом необходимо эффективное взаимодействие всех участников процесса: бизнеса, власти, общественных структур и науки.

Важно разработать схемы инфраструктуры инновационной экономики в регионе на основе существующей законодательной базы с учетом возможности взаимодействия бизнеса, власти, общественных структур и науки.

Одной из наиболее самостоятельных и потенциально инновационных составляющих инфраструктуры экономики является высшее учебное заведение.

Бюджетное финансирование — это приоритетный источник доходов, доля которого в бюджетах вузов постоянно сокращается, вынуждая их руководство искать новые внебюджетные источники средств [2]. В существующей сегодня монопольной

государственной системе управления образованием бизнесу сложно участвовать в финансировании и последующем контроле за целевым использованием вузом средств и соответствии содержания научных исследований потребностям бизнеса.

Инновационный процесс реализуется в рыночном поле. Основным сдерживающим фактором в реализации инновационного подхода к развитию экономики региона является отсутствие финансового рынка.

В качестве возможного решения указанных выше проблем предлагается реализация в регионе схем менеджмента инновационных ресурсов и инновационных процессов, представленных на рис. 1 и 2.

Схемой менеджмента предусмотрено формирование рынка инноваций, рынка науки, рынка знаний и финансового рынка, которые обеспечат рыночный механизм инновационного развития экономики области.

Рынок науки сформирован на основе конкурсного отбора разработок кафедр и лабораторий автономного учреждения Вологодского технического университета (АУ ВоТУ), созданного на основе Закона РФ «Об автономных учреждениях», опытно-конструкторских бюро и научных центров при крупных предприятиях и малого научно-исследовательского бизнеса. Заказчиком и потребителем инновационных ресурсов является инновационный центр.

Рынок инноваций образует центр инновационного развития, реализующий инновационный процесс на

КАЗНАЧЕЙСТВО

Банковская

система Вологодской области

Правительство Муниципальные

области образования

(бюджет) (бюджет)

\ „ \

Попечительский Совет по инновационному развитию области

БИЗНЕС

АУ ВоТУ

подготовка специалистов

^-Е

Кредит под 3%_ ^

Инновационный ресурс (научная разработка)

п Фонд

О X о инновационного

развития

ч: (Endowment fund)

Кафедры и лаборатории АУ ВоТУ

ОКБ и НЦ предприятия иМНИБ

Кредит под 3% Возврат кредита

Малые инновационные предприятия

Рис. 1. Структура инновационного развития экономики при кредитном инвестировании инновационного бизнеса

малых инновационных предприятиях на конкурсной основе.

Малое инновационное предприятие — это специально созданное или выделенное из крупного бизнеса предприятие для освоения данной инновационной технологии и (или) инновационного продукта. Возврат средств фонду осуществляется из дохода малого инновационного предприятия, полученного от производственной деятельности.

Рынок знаний реализуется путем свободного доступа предприятий и организаций к участию в учредительстве фонда, созданного на основе Закона РФ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», который финансирует учебный процесс в АУ ВоТУ.

Высшим органом управления инновационным центром является попечительский совет, который должен формироваться самими учредителями. В состав совета входят представители государственного органа власти, муниципалитета, бизнеса и вуза. Так как АУ ВоТУ не является учредителем фонда, то оно может войти в совет.

Финансовый рынок реализуется на основе фонда инновационного развития (Endowment fund), учрежденного в данном случае банковской системой Вологодской области, органами государственного и муниципального управления и бизнесом.

В настоящее время малые предприятия не могут брать кредитов для освоения инноваций. Доход, полученный фондом от инвестирования в промышленное производство, направляется на финансирование подготовки кадров в АУ ВоТУ, которые в дальнейшем будут работать на предприятиях учредителей фонда, и на конкурсной основе — на кредитование инновационного центра, малых инновационных предприятий (при ставке три или менее процента годовых). Выбор столь низкой ставки процентов связан с опытом других стран, например Японии, где банки предоставляют кредиты промышленным предприятиям с годовой ставкой 0,5 %. Кроме того, еще при Александре II создавались банки, которые позволяли брать кредиты под три и менее процента годовых. Эта практика имела место во времена Столыпина. Если открывалось производство, то кредит «прощался». Американский президент Т. Рузвельт использовал «политику» пониженных процентных ставок по кредитам (не более трех процентов) в целях ликвидации «великой депрессии». Если банки увеличивали процент, то их ликвидировали.

Фонд, при наличии свободных средств, может кредитовать предприятия и отрасли, не занимающиеся освоением инноваций, под существующую рыночную ставку [3].

Реализация подобной схемы в регионе стала возможной благодаря принятию в 2006 г. двух указанных выше законов.

Для финансирования некоммерческих, в том числе научных, организаций за рубежом широко используются капитальные фонды (endowments). В соответствии со ст. 2 ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» целевой капитал некоммерческой организации — сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователями в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода...».

Отличием «эндаумента» от обычной благотворительной организации является строго целевой

РЕПОНАЛЬКАЯ ЭКОНОМИКА:

теория и практика

61

характер деятельности (как правило, «эндаумент» создается для поддержки какой-либо одной организации, например определенного университета) и нацеленность на получение дохода за счет инвестирования средств [4].

«Эндаументы» впервые возникли в США и использовались, прежде всего, для негосударственной поддержки образовательных учреждений. В настоящее время «эндаумент» Гарвардского университета составляет более 24 млрд долл., Йельского — 12,7 млрд, Принстонского и Стэнфордского — свыше 10 млрд долл. каждый.

Главное преимущество вложения средств в фонд целевого капитала — это освобождение от налогообложения взносов в фонд, доходов от инвестирования средств фонда и средств, получаемых из «эндаумента» целевыми учреждениями.

В пункте 2 ст. 251 НК РФ указано, что «при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению». Пункт, согласно Федеральному закону от 30.12.2006 № 276-ФЗ, будет дополнен несколькими подпунктами, в соответствии с которыми «к указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности» с 1 января 2008 г. будут относиться:

• денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

• денежные средства, полученные некоммерческими организациями — собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

• денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом

в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Коммерческая организация, осуществившая вложения в фонд, не получает при этом никаких налоговых льгот [5].

Поскольку осуществлять вложения могут как юридические, так и физические лица, то объединить свои денежные средства в фонд могут и родители, желающие обучать детей в определенном учебном заведении.

Таким образом, с принятием закона о целевом капитале стало возможным реальное партнерство между бизнесом, властью, банковской системой и сферой науки и образования на взаимовыгодной основе.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона РФ «Об автономных учреждениях», принятого в октябре 2006 г., автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта [6].

Предполагается, что автономные учреждения будут действовать наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями. Однако в отличие от последних, будут обладать большей свободой в отношении переданного им имущества и в осуществлении поставленных перед ними целей, закрепленных в уставе автономного учреждения. Учреждение, становясь автономным, получает право самостоятельно распоряжаться заработанными средствами и имуществом, приобретенным на эти средства. Наконец, у учреждения появляется собственный бюджет, который можно планировать. Согласно п. 2 ст. 2 Закона «Об автономных учреждениях» автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Введение нового типа государственного учреждения, как и принятие Закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», создают новые условия для дальнейшего развития рынка знаний в регионе, а, значит, и экономики инновационного типа.

На рис. 2 представлена схема инновационных технологий, предусматривающая создание негосударственного образовательного учреждения с персонализированной системой подготовки кадров.

В схеме предусмотрено вместо кредитного инвестирования венчурное инвестирование в инновационный процесс. В этом случае инвестиционный фонд выступает в качестве соучредителя инновационного предприятия с долей уставного капитала инновационного предприятия менее 50 %. При завершении инновационного процесса и начале производственной деятельности инновационное предприятие отчисляет долю дохода инвестору (фонду).

Затем фонд продает свою долю инновационного предприятия по рыночной стоимости. Инновационный центр находится в составе АУ ВоТУ [3].

В результате реализации рассмотренного подхода к управлению центром инновационного развития получен механизм развития экономики области. Использована схема кредитования инновационных процессов из бюджетов двух уровней, т. е. инновационные процессы являются способом увеличения доходной базы регионального и муниципальных бюджетов. Конкурентоспособность бизнеса зависит от того, насколько «качественные кадры» работают на предприятиях и в финансовой сфере. В этом плане высшее образование стало экономической категорией. Главной задачей сейчас является перевод количества специалистов в их качество. При этом необходимо воспринимать научно-образовательный комплекс как единое целое, в котором сосредоточена главная движущая сила инновационного развития.

Анализ результатов разработки данной темы позволяет сделать вывод о том, что совершенствование законодательной базы является одним из важнейших факторов развития в регионе экономики, основанной на знаниях, то есть экономики инновационного типа.

Возможное направление дальнейших исследований — разработка количественных параметров описанных в работе схем. Примерами могут быть уровень рентабельности авансированного фондом в малые инновационные предприятия капитала,

Рис. 2. Структура инновационного развития экономики при венчурной схеме инвестирования инновационного бизнеса

параметры, отражающие условия приобретения научных разработок инновационным центром и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инновации: учебное пособие / А. В. Барышева, К. В. Балдин, С. Н. Галдицкая [и др.]. — М.: Дашков и Ко, 2007. - 382 с.

2. Предпринимательские университеты в инновационной экономике / Ю. Б. Рубин, С. В. Зубков, А. И. Коваленко [и др.]; под ред. проф. Ю. Б. Рубина. Академическая серия. — М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2005. — 402 с.

3. Шичков А. Н. Формирование инфраструктуры рынка знаний в регионе / А. А Ефремова, А. Н. Шичков // Актуальные проблемы менеджмента в России на современном этапе: перспективы развития теории и практики управления сложными социально-экономическими системами и процессами: тез. доклад. науч. -практ. конференции. — СПб.: ОЦЭиМ, 2007. — 226 с.

4. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: Федер. закон от 30.12.2006 № 275—ФЗ // Российская газета. 2007, № 2.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть II) от 05.08.2000 № 117—ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000, № 32. Ст. 3340.

6. Об автономных учреждениях: Федер. закон от 03.11.2006 № 174—ФЗ // Российская газета. 2006, № 250.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА:

теория и практика

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.