Научная статья на тему 'Механизм целевого капитала в образовании и перспективы российской эндаумент-индустрии'

Механизм целевого капитала в образовании и перспективы российской эндаумент-индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВОЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ЭНДАУМЕНТ / УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ / ТRUST CAPITAL INVESTMENT / ENDOWMENT / MANAGEMENT COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорчук Ю. М.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования и управления целевым капиталом, выявления скрытых угроз и трудностей реализации, перспективы эндаумента в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм целевого капитала в образовании и перспективы российской эндаумент-индустрии»

ВВП Н Активы компаний

Рис. 3. Потенциал роста лизингового рынка, 2007 г.

2006-й год ознаменовался бурным развитием рынка секьюритизации в России. Развитие секьюритизации в России также началось с банковских активов. Только, в отличие от стран Запада, где первым и доминирующим классом активов всегда оставались ипотечные кредиты, в российской практике можно отметить иную специфику: дебютными активами для секьюритизации стали потребительские кредиты, автокредиты и платежи по кредитным картам [3, с. 34]. Первая сделка была реализована в 2004 г., когда Росбанк секьюритизировал поступления по кредитным картам. Вскоре успешному примеру последовали и другие российские банки, применив инструмент к новым активам: «Союз» (автокредиты), «Хоум Кредит» и «Русский стандарт» (потребительские кредиты), «Альфа-Банк» (платежные права). Первые пробные сделки по секьюритизации лизинговых платежей были также успешно апробированы в докризисный период [1, с. 19].

Первая сделка российской секьюритизации лизинга (т.н. «Красная стрела») была реализована весной 2006 г. группой лизинговых компаний (в т.ч. «Магистраль Финанс») по договорам лизинга с ОАО «Российские железные дороги». Стоимость сделки составила 12,573 млрд р., а в качестве предмета секьюритизации в сделке выступал портфель из семи лизинговых контрактов. Сделка «Красная стрела» -классический случай секьюритизации (true sale), при которой имеет место уступка прав требования по

договору лизинга и реальная продажа предмета лизинга. В результате секьюритизации были эмитированы обеспеченные еврооблигации сроком на 6 лет с доходностью 7,875 %; эмитентом облигаций выступила компания RAIL.

Вторая сделка российской секьюритизации лизинга была проведена летом 2007 г. Это был выпуск пятилетних евробондов, обеспеченных лизинговыми платежами компании ЗАО «Бизнес Альянс». В отличие от рассмотренной выше первой сделки true sale секьюритизации, эта сделка представляет собой пример синтетической секьюритизации, когда реальной продажи активов не происходит и они остаются на балансе лизинговой компании. Предметом секьюритизации в сделке выступали лизинговые платежи по текущим и будущим лизинговым контрактам от ОАО МОЭСК, а предмет лизинга - объекты городской инфраструктуры: линии электропередач, оборудование для городских энергосистем, залог которых выступал в структуре сделки в качестве дополнительного обеспечения. Доходность размещения составила 8,875 % [2, с. 29].

О том, что спрос на данный инструмент есть, говорят первые примеры проведенных сделок, а при оптимистичном сценарии развития событий можно было бы рассчитывать лет через семь на достойное место секьюритизации в числе инструментов заемного финансирования российской отрасли лизинга.

Список литературы

1. Об общих принципах секьюритизации и перспективах ее развития на российском рынке // Лизинг ревю. -2004. -№3.~ С. 3-32.

2. Солдатова, А.О. Секыоритизация лизинга: продолжение следует / А.О. Солдатова // Лизинг ревю. - 2007. -№6,-С. 3-36.

3. Солдатова, А.О. Секыоритизация лизинговых активов: марш-бросок в России / А.О. Солдатова // Лизинг ре-вю.-2006,-№4.-С. 3-40.

4. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

УДК 330. 378

Ю.М. Федорчук

МЕХАНИЗМ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА В ОБРАЗОВАНИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ЭНДАУМЕНТ-ИНДУСТРИИ

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования и управления целевым капиталом, выявления скрытых угроз и трудностей реализации, перспективы эндаумента в сфере образования.

Целевой капитал, инвестирование, эндаумент, управляющие компании.

The paper discusses theoretical and practical aspects of trust capital formation and management, identifies hidden dangers and difficulties of implementation and prospects for an education endowment.

Trust capital investment, endowment, management companies.

Российская система образования функционирует в условиях активной трансформации внутренней и внешней среды, обусловленной адаптацией к вызовам экономики и общества. Это выражается в институциональных изменениях, в выработке механизмов стратегического партнерства с бизнес-окружением, реинжиниринга основных процессов, смены архитектуры финансовых потоков. Для выполнения ре-формаций нужны дополнительные финансовые ресурсы. Одним из механизмов инвестирования в систему образования является формирование Фонда целевого капитала (ФЦК). Данный механизм широко распространен в мире и является оригинальным финансовым инструментом привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов в систему некоммерческих организаций. Мировой аналог целевого капитала - эндаумент (endowment)1. Основа данного механизма - деятельность по привлечению благотворительных средств - фандрайзинг2, которая особенно развита в США, где сильны традиции пожертвований в социальную сферу. Эндаумент, как и целевой капитал, формируется и пополняется на протяжении многих лет, аккумулируя разовые пожертвования в единый долговременный инвестиционный ресурс и обеспечивая стабильный доход бенефициару (получателю пожертвований).

В 2006 г. Российский союз промышленников и предпринимателей инициировал принятие федерального закона № 257-ФЗ от 30.12.2006 «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» [1]. В законе дано определение целевого капитала (ЦК) некоммерческой организации как сформированной за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, части имущества некоммерческой организации, переданной некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации.

Три года существует данный механизм в российском правовом и экономическом пространстве некоммерческих организаций в основном в сфере образования. На август 2010 г. в России было зарегистрировано около 50 фондов целевого капитала. Общая сумма сосредоточенных в них средств, по данным из открытых источников, составляет около 2,7 млрд р. Крупнейший ФЦК - Фонд развития МГИМО, чей капитал к маю 2010 г. достиг 524 млн р. На втором месте фонд «Форсэно», созданный Академией народного хозяйства и Институтом экономики пере-

1 От англ. to endow - наделять, одарять, обеспечивать постоянным доходом. Эндаумент - вклад, взнос, определенный объем финансовых средств, предоставляемый в пользу некоммерческой организации на определенных условиях. Данные средства аккумулируются в специальный фонд, инвестируются и дают регулярный доход.

" От англ. fimdraismg - процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации как определённого социального проекта, так и серии проектов, объединенных одной общей идеей или же «вектором движения».

ходного периода (390 млн р.), на третьем - фонд Европейского университета в Санкт-Петербурге (примерно 240 млн р.) [2].

Широкое распространение фонды целевого капитала получили, прежде всего, в тех странах, где государственная поддержка образования, науки и культуры исторически отсутствует, а культурные традиции поощряют частную благотворительность. Для нашей страны с патерналистско-государствен-ным менталитетом это не характерно, поэтому традиции благотворительности и филантропии не так развиты. Дополнительными причинами являются постоянное принуждение к сборам со стороны государственных органов различных уровней, сложившийся стереотип благотворительности в область религии, отсутствие налоговых льгот для доноров, недоверие к фондам, факты коррупции и мошенничества в этой сфере и мн. др. Если институт пожертвований станет привычным явлением в принципе, то, естественно, целевые капиталы вузов также станут реальным дополнительным финансовым ресурсом их развития.

Рассмотрим сам механизм формирования целевого капитала. Пожертвования могут быть получены как за счет физических, так и за счет юридических лиц. По сути целевой капитал работает как специализированный инвестиционный фонд, капитал которого формируется из различных источников. При этом количество доноров может быть бесконечным. Доходы, получаемые в результате управления капиталом, могут быть целевыми (определяемыми желаниями донора) или на усмотрение менеджмента вуза и идти на реализацию благотворительных программ, финансирование перспективных научных разработок, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, выплаты стипендий одаренным студентам. В США, согласно данным Council for Aid to Education3, 49 % всей финансовой помощи, передаваемой в эндаумент университета, имеет целевой характер и только 3 % спонсируются без специальных условий. Оставшиеся 48 % распределяются следующим образом: 39 % поступивших средств передается на специально оговоренные текущие операции, 9 % - на текущие операции без специальных условий.

Пожертвованиями могут быть денежные средства (в редакции закона 2006 г.), а с мая 2010 г. - ценные бумаги и объекты недвижимости (поправки к закону от 22.05.2010 г.). Для осуществления расчетов, связанных с получением средств на формирование целевого капитала, передачей средств, составляющих целевой капитал в доверительное управление управляющей компании, а также с использованием, распределением дохода от ЦК некоммерческая организация обязана открыть отдельный банковский счет. Закон прописывает ведение обособленного бухгалтерского учета всех операций, связанных с получением денежных средств на формирование ЦК, передачей денежных средств, составляющих ЦК, в доверительное управление управляющей компании, а

3 http://www.cae.org/content/about.htm

также с использованием, распределением дохода от ЦК.

Денежные средства, составляющие ЦК, в том числе иностранная валюта, могут быть размещены в:

- государственные ценные бумаги РФ, государственные ценные бумаги субъектов РФ, облигации иных российских эмитентов;

- акции российских эмитентов, созданных в форме ОАО;

- государственные ценные бумаги иностранных государств, соответствующие требованиям, определяемым к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда РФ;

- облигации и акции иных иностранных эмитентов;

- ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах;

- инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов, если правилами доверительного управления этими фондами предусматривается выплата дохода от доверительного управления не реже 1 раза в год;

- инвестиционные паи интервальных и открытых паевых инвестиционных фондов;

- объекты недвижимого имущества;

- депозиты в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях.

Законодательно закреплено, что размещение имущества, составляющее ЦК, в перечисленные выше ценные бумаги (за исключением паев открытых инвестиционных фондов) может осуществляться только если такие ценные бумаги обращаются на организованном рынке ценных бумаг или в ценные бумаги, выпущенные Правительством РФ для размещения средств институциональных инвесторов. Прописанные в законе объекты инвестиций ЦК схожи с теми, которые установлены для пенсионных фондов, и характеризуются надежностью, минимальным риском и низкой доходностью.

Договором пожертвования между некоммерческой организацией и жертвователем может быть предусмотрена передача средств как для формирования ЦК, так и для пополнения уже сформированного ЦК. Также специально может быть оговорено конкретное назначение и цели использования дохода от ЦК, срок, на который формируется ЦК. Если в договоре не оговорено, то в законе прописано, что минимальный срок, на который формируется ЦК, составляет 10 лет.

Подчеркнем, что законом предусмотрено формирование нескольких целевых капиталов на основании отдельных договоров пожертвования, завещаний, а также в случае, если договором пожертвования определены различные цели формирования ЦК. В этом случае бухгалтерский учет ведется обособленно по каждому сформированному ЦК. Если балансовая стоимость имущества, составляющего ЦК, превышает на конец отчетного года 20 млн р., то годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному ежегодному аудиту (ст. 6) [3].

Доход от ЦК - доход от доверительного управле-

ния имуществом, составляющим ЦК (ст. 2), - сумма, определяемая как увеличение стоимости чистых активов в результате доверительного управления имуществом за отчетный период.

Некоммерческая организация - собственник ЦК -вправе использовать на административно-управ-ленческие расходы, связанные с формированием ЦК и осуществлением деятельности, финансируемой за счет дохода от ЦК, не более 15 % суммы дохода от доверительного управления имуществом, составляющим ЦК, или не более 10 % суммы дохода от ЦК, поступившего за отчетный год. Такими расходами являются, в частности, оплата аренды помещений, зданий, расходы на приобретение основных средств и расходных материалов, расходы на проведение аудита, выплату заработной платы работникам некоммерческой организации, расходы на управление некоммерческой организацией или ее отдельными структурными подразделениями (ст. 3).

В анализируемом ФЗ введены понятия получателей дохода от ЦК, специализированных компаний управления ЦК и управляющих компаний. Получателями дохода от ЦК некоммерческой организации -собственника ЦК, не являющейся специализированной организацией, является только данная некоммерческая организация.

Каким образом могут участвовать в процессе формирования и управления ЦК государственные и муниципальные учреждения? Государственные и муниципальные учреждения могут быть получателями дохода от ЦК, согласно ст. 2 п. 7 ФЗ-№275, вместе с тем они не могут быть собственниками ЦК. Так, согласно ст. 2 п. 4, собственником ЦК может быть только некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации. Государственные и муниципальные учреждения в этот перечень не входят.

Вся правовая конструкция бюджетного учреждения устроена так, что его имущественные права как собственника ЦК практически невозможно разделить с имущественными правами его учредителя/собственника, т.е. государственными и муниципальными органами власти. Следовательно, очень трудно поставить заслон на пути огосударствления ЦК и управления им, если бюджетное учреждение становится собственником ЦК.

Таким образом, в российском законодательстве предусмотрены две разные схемы формирования ЦК:

- некоммерческая организация формирует для себя ЦК, т.е. является собственником ЦК и единственным получателем дохода. Такая схема предусмотрена только для некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации;

- создается специализированная организация управления ЦК в пользу иных получателей доходов от ЦК. Такой специализированной организацией может быть только некоммерческая организация —

собственник ЦК, созданная в организационно-правовой форме фонда. Она сама не может быть получателем дохода от ЦК. Она создается исключительно для формирования ЦК, использования, распределения дохода от ЦК в пользу иных получателей дохода.

В законе вводится понятие специализированной компании ЦК: специализированная компания ЦК -это некоммерческая организация, собственник ЦК, созданная в организационно-правовой форме фонда исключительно для формирования ЦК, использования, распределения дохода от ЦК в пользу иных получателей дохода от ЦК.

Источниками формирования имущества специализированной организации могут являться пожертвования и имущество, полученное в порядке наследования на формирование ЦК, регулярные и единовременные поступления от учредителей специализированной организации, добровольные имущественные взносы, а также пожертвования и имущество, полученное в порядке наследования, на цели, не связанные с формированием ЦК.

Управляющая компания - это юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Необходимо отметить, что российское законодательство регулирует три вида посредничества на фондовом рынке - брокерскую деятельность, дилерскую деятельность и деятельность по доверительному управлению. При этом, как правило, большинство лицензиатов совмещает эти три вида деятельности. Среди них есть банки, так как в России, в отличие от других стран, не существует ограничений на операции коммерческих банков на рынке ценных бумаг. Предусматривается вознаграждение управляющей компании за счет дохода от доверительного управления имуществом, составляющим ЦК, полученного управляющей компанией за отчетный год, но не более 10 % такого дохода (ст. 18).

Отметим, что ФЗ-№275 регулирует отношения, связанные с формированием и управлением именно ЦК, а не разовыми пожертвованиями и благотворительностью. Действие закона не распространяется на отношения, связанные с получением некоммерческими организациями пожертвований, а также с приносящей доход деятельностью некоммерческих организаций, если некоммерческие организации не формируют ЦК.

Разовые пожертвования сразу и непосредственно направляются на благотворительные цели и расходуются на их достижение. ЦК формируется также за счет пожертвований, но он не расходуется сразу и непосредственно, а передается в доверительное управление для получения дохода на долгосрочной основе.

Введение данного закона упразднило практику двойного налогообложения. Ранее благотворитель вносил средства из своей чистой прибыли и платил с

них налоги, затем уже некоммерческая организация облагалась налогом, поскольку получение денежных средств признавалось внереализационным доходом и при фактическом отсутствии внереализационных расходов (так как оно получается безвозмездно) налог на прибыль необходимо было уплатить со всей суммы. Теперь некоммерческие организации получили существенные налоговые льготы: операции, связанные с формированием и использованием ЦК, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, а получаемые доходы освобождаются от уплаты налога на прибыль. Вместе с тем каких-либо налоговых льгот для благотворителей (доноров) не предусмотрено. В отличие от мировой практики, взносы в счет эндаумента вычитаются из сумм, подлежащих налогообложению.

Помимо первых двух этапов механизма ЦК - деятельности фандрайзеров по привлечению средств (минимальная сумма эндаумента - 3 млн р.) и создания фонда, - следующими этапами являются формирование принципов управления целевым капиталом и выбор управляющей компании.

Основными принципами управления ЦК являются:

- долгосрочное управление и целевое использование;

- принцип порционных трат - невозможность единовременной растраты;

- разумное инвестирование.

Каждый вуз, формируя ЦК, сталкивается с проблемой разработки метода инвестирования, распределения ответственности за принятые решения, взаимодействия с профессиональными управляющими. Поскольку установлены ограничения перечнем вложений, а вуз заинтересован в максимизации доходов от целевого капитала, то, следовательно, университет вынужден искать «золотую середину» между инвестициями в разрешенные законом минимально доходные инвестиционные инструменты и проблемой ежегодного увеличения ЦК.

Кому и в каком виде должна представляться информация о результатах операций с ЦК? Как показывает мировая практика, информация об инвестиционной политике университета является конфиденциальной и доступна лишь попечителям и администрации университета. Как правило, попечительский совет ежегодно утверждает инвестиционную политику университета - документ, в котором определены ключевые показатели на год. Согласно документу, администрация университета, включая вице-президента по финансам, казначея, инвестиционного менеджера, осуществляет ежедневную инвестиционную деятельность. Для широкой общественности доступны лишь отчеты о прошедших периодах и полученных результатах.

Рассмотрим механизмы управления ЦК. Можно выделить два подхода к управлению ЦК. При первом подходе университет самостоятельно осуществляет инвестиционную деятельность. При этом инвестиционные менеджеры могут работать как во внутреннем административном подразделении, так и в отдельной компании, контролируемой администрацией вуза.

При втором подходе управление эндаументом передается сторонней управляющей компании. Как было отмечено выше, российские вузы могут создавать специализированные компании управления ЦК, которые формируют, используют и распределяют доход от ЦК. Для операций с ЦК, в частности для инвестирования средств, российские университеты должны воспользоваться услугами профессиональных управляющих компаний, имеющих соответствующие лицензии. Таким образом, в РФ законодательно разрешен лишь второй тип управления и вузам предоставлена свобода лишь в выборе управляющей компании.

В большинстве американских университетов управление эндаументом также передается сторонним управляющим компаниям, но если сравнивать эффективность управления ЦК, то доходность вузовских менеджеров по инвестициям выше, чем рыночных. Известностью пользуется так называемая Йель-ская модель, разработанная управляющим йельского эндаумента Д. Свенсоном, которому удалось добиться средней доходности фонда на уровне более 15 %. Результаты работы инвестиционных менеджеров определяются не по принципу «доходы/убытки», а сравниваются со среднерыночными показателями и контрольными значениями для каждого инвестиционного актива, поэтому инвестиционные менеджеры вуза активно сотрудничают с внешними инвестиционными компаниями.

Под системой инвестирования понимается определенная последовательность действий на рынке (последовательность совершения операций), построенная на основе одного из методов инвестирования и рассчитанная по его параметрам для конкретного рынка инвестиционных инструментов с учетом имеющихся в распоряжении средств. Основной задачей метода инвестирования является контроль, ограничение возможных потерь при наличии вероятности достижения положительной доходности от операций на рынке.

Фондовый рынок открывает широкие возможности для инвестирования ЦК. Сопоставляя между собой законодательно разрешенные инвестиционные инструменты, можно констатировать, что доходности отличаются. Так, например, в среднем доходность по акциям российских эмитентов превышает доходность по депозитам в рублях и иностранной валюте или доходность по облигациям и акциям иных иностранных эмитентов.

Выбор управляющей компании является важным этапом управления ЦК. Управляющая компания (УК) - коммерческая организация, получившая право на инвестирование средств инвесторов в акции, облигации и другие ценные бумаги. Она имеет статус юридического лица и работает за вознаграждение в соответствии с законодательством РФ. Наиболее активной на российском рынке целевых капиталов стала УК «Газпромбанк - управление активами», ведающая фондами МГИМО, школы «Сколково», Тюменского и Санкт-Петербургского госуниверситетов. В этих фондах сосредоточено около 40 % всех целевых капиталов России - порядка 1 млрд р. На

втором месте по количеству управляемых эндаумен-тов УК Банка Москвы. Она управляет фондами Новосибирского госуниверситета, «Инсора» и Финансовой академии. «Ренессанс-Управление инвестициями» обслуживает ФЦК Российской экономической школы и Высшей школы экономики [2].

Рейтинг управляющих компаний составляет РЭА «Эксперт». Методика составления рейтинга включает в себя анализ качества предоставляемых услуг управляющими компаниями, детальный анализ показателей финансовой отчетности, отчетности ФСФР и т.д. Необходимо отметить, что помимо рейтинга УК, составляемого РЭА «Эксперт», существуют рейтинги Национального рейтингового агентства (НРА), рейтингового агентства НАУФОР и ряд других.

Оценка УК происходит путем присвоения ей соответствующей категории надежности. Категория выражается буквами и знаками. Шкала категорий надежности состоит из следующих буквенных обозначений:

ААА- максималь- ВВВ- достаточ- СС- невысокая

ная на- ная надеж- надеж-

дежность ность ность

АА- очень вы- ВВ- средняя с- низкая

сокая на- надеж- надеж-

дежность ность ность

А- высокая В- удовлетво- Б - категория

надежность рительная «дефолт»

надеж-

ность

Каждая категория, кроме ААА и Б, дополнительно подразделяется на уровни, которые обозначаются знаками «+», «-» либо их отсутствием, что соответствует также высокому или низкому уровню надежности в отдельной категории. Рейтинги надежности УК позволяют оценить эффективность работы отдельной УК и убедиться в качестве предоставляемых ею услуг.

Выбор университетом управляющей компании предполагает реализацию следующих этапов:

1. Организация процессов сбора информации об инвестиционных стратегиях УК, о подходах к диверсификации инвестиционного портфеля. УК могут придерживаться агрессивной, консервативной или умеренной инвестиционной политики.

2. Анализ финансового состояния УК; сбор исторических данных о результатах деятельности УК. Поскольку целевой капитал формируется как минимум на 10 лет, то долгосрочные отношения с УК очень важны. На данном этапе анализируется размер собственного капитала УК, величина активов, чистой прибыли, обороты по сделкам с ценными бумагами, общий объем заключенных сделок.

3. Собственный капитал рассчитывается в соответствии с методикой ФК ЦБ России от 05.02.2003 № 034/ПС «Об утверждении методики расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг» и свидетельствует о надежно-

сти компании. С 1 января 2009 г. норматив достаточности собственных средств УК инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и компании инвестиционных фондов - 40 млн р.

Можно выделить следующие критерии, на основе которых осуществляется выбор УК [3]:

-надежность компании (для управления ЦК необходима компания с рейтингом не ниже ВВВ);

-величина собственного капитала. Чем больше этот показатель, тем меньше риск клиентов потерять вложенные средства (например, в случае неправомерных действий управляющих), так как именно собственный капитал используется для возмещения убытков;

- рейтинг УК по объему/величине активов. Величина активов должна иметь постоянную величину, т.е. необходимо убедиться, что большой объем сохранялся на протяжении определенного промежутка времени, а не месяц, а в остальное время был невысоким;

-количество и состав клиентов выбранной УК, так как не исключена ситуация, что большую часть клиентуры составляет один крупный клиент и в случае отказа от услуг данной компании общий объем активов резко сократится. Не исключены ситуации проблем с аффилированными структурами, хотя если это общеизвестный банк и компания, то это означает, что такая УК уже обеспечена репутацией и дополнительными ресурсами для развития;

-исторические результаты УК в сравнении со среднерыночными показателями.

Таким образом, проанализировав механизм целевого капитала и перспективы российской эндаумент-индустрии, можно сделать следующие выводы:

1. Невысокие показатели ФЦК объясняются запуском программы в канун мирового финансового кризиса, поэтому собрать пожертвования даже на минимальную сумму для образования ФЦК -3 млн р. - не под силу среднестатистическому вузу; и модель внесения управляющей компанией первоначального капитала для регистрации ФЦК не получила распространения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Недостаточность дохода от целевого капитала как финансового ресурса. При условии бюджета вуза в 1 млрд р., при самом крупном эндаументе (МГИМО) 524 млн р., при доходности 15 % годовых за минусом управленческих расходов это примерно около 50 млн р. в год (т.е. около 5 % годового бюджета). Существующим или создающимся российским эндаументам требуется примерно 10 лет развития, чтобы начать покрывать 10 - 15 % бюджетов опекаемых вузов. Цифры эти несопоставимы с американскими: в Принстоне эндаумент покрывает 47 % бюджета университета, в Йеле - 35 %, в Гарварде -33 %, в Стэнфорде — 23 %. При этом большинство российских ФКЦ настолько малы, что не могут покрывать расходы на свой аппарат из доходов от управления капиталом. В России штат ФЦК состоит в лучшем случае из нескольких человек.

3. Менеджмент вуза должен профессионально разбираться в инвестиционных продуктах для определения собственной инвестиционной стратегии. Управляющая компания, с которой заключается до-

говор, должна следовать данной стратегии при формировании инвестиционного портфеля с учетом специфики сформированного ЦК, особенностей фондового рынка, индивидуальных пожеланий жертвователей ЦК. Целесообразна разработка подобного инвестиционного меморандума, который служил бы ориентиром в работе с УК.

4. Привлечение бизнеса к финансированию образовательных учреждений должно стимулироваться определенными экономическими преференциями, в первую очередь налоговыми льготами. Компания выделяет средства из своей чистой прибыли и платит с них налоги, затем уже некоммерческая организация облагается налогом, поскольку получение денежных средств признается внереализационным доходом. Выведение этих сумм из-под налога на прибыль будет огромным стимулом для инвестиций в систему образования. Вместе с тем необходимо отметить, что введение стимулирующих льгот для бизнеса, вкладывающего средства в систему образования, сдерживается тем, что государство традиционно усматривает возможность для недобросовестных представителей бизнеса уходить от налогов и осуществлять иные финансовые махинации. Необходим системный подход к развитию экономических отношений между вузом, государством и бизнес-средой.

5. Необходимо предусмотреть возможность формирования ЦК некоммерческих организаций за счет бюджетных и собственных средств. В настоящей редакции закона такая возможность не предусмотрена. Ст. 1 п. 1 указывает на то, что «...Особенности формирования ЦК некоммерческих организаций за счет бюджетных средств и особенности доверительного управления им в этом случае могут устанавливаться другими федеральными законами». Вместе с тем МЭРТ не исключает, что впоследствии создаваемые фонды ЦК будут формироваться в том числе и за счет государственных средств. Можно предположить, что инвестирование бюджетных средств в ЦК станет следующим шагом, если процесс формирования и использования ЦК эффективно заработает с частными средствами. Если будет предусмотрена возможность НКО вкладывать в эндаументы средства, полученные от своей коммерческой деятельности, то это даст вузу определенный стимул для активного включения в бизнес-институциональную среду.

6. В мировой практике все чаще используется термин «венчурная филантропия», подразумевающий инвестиции в общественную среду с целью укрепления социальной инфраструктуры и создания саморазвивающихся механизмов решения общественных проблем. В России многие потенциальные благополучатели и доноры не готовы к созданию эндаумента с точки зрения организационной и финансовой культуры. Основной камень преткновения -неспособность некоммерческой организации объяснить бизнесу свои потребности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что потенциал механизма целевого капитала в образовании высокий. При нивелировании указанных недостатков работающая и технологичная модель эндаументов позволит вузу не только увеличить финансовое наполнение собственного бюджета, но и

наладить стратегическое партнерство с бизнес- и региональным сообществом.

Список литературы

1. Электронный ресурс: федеральный закон №257-ФЗ от 30.12.2006 «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». - URL:

www. Consultant.ги>Федеральное законодательство>{с12007-01-08.html

2. Ендовицкий, Д.А. Эндаумент-фонды в системе высшего образования РФ / Д.А. Ендовицкий, В. Титов. - URL: http://viperson.ru/ wind.php?ID=551062&soch=l

3. Курушин, A.A. Поддержка принятия инвестиционных решений в системе профессионального образования: автореф. дис. ... канд. экон. наук / A.A. Курушин. - М., 2007.

УДК 658.511.1

А.Н. Шичков, О.Г. Колоколъников ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

В статье рассматриваются понятия «предприятие» и «организация», сравниваются термины «менеджмент», «управление», «руководство» и «администрирование», уточняются экономические критерии: расходы, затраты и издержки, определяется термин «доход производственной деятельности», разделяются понятия «заработная плата» и «оплата труда».

Организация, предприятие, менеджмент, управление, руководство, администрирование, доход, затраты, расходы, издержки, заработная плата, оплата труда.

The paper considers such basic concepts as "enterprise" and "organization", compares terms "management" and "administration", specifies economic criteria of expenses and costs, defines the term of production activity income, differentiates the concepts of wage and work compensation.

Organisation, enterprise, Management, administration, income, expenses, costs, wage, compensation.

Продвижение управленческого учета во многом сдерживается отсутствием современных методологических подходов к выбору управленческих решений. Основная причина, приводящая налаженный бизнес к кризисной ситуации, - некачественное предоставление информации для принятия управленческих решений. Это вызвано тем, что основным носителем информации считаются данные бухгалтерского учета, построенного для предоставления информации государственным органам и контрагентам. Система управленческого учета формируется для помощи руководителям в достижении поставленных перед бизнесом целей. Управленческий учет является «параллельным» бухгалтерскому и финансовому учету, но он не отказывается от получения данных из других форм учета. В этой связи важное место занимает понятийный аппарат, регламентирующий в дальнейшем практику учета, способствующий одинаковому пониманию описываемых производственных процессов всеми участниками. При этом используемые понятия могут отличаться от нормативно установленных, ведь пересмотр законодательных актов происходит постоянно, и не всегда надо под них подстраиваться.

Прежде всего, необходимо уточнить, что будет пониматься под объектом учета. Существуют различные формы, подразумевающие ведение бизнеса, -фирма, компания, предприятие, организация, учреждение, корпорация, холдинг, синдикат, траст, трест, концерн, холдинг, картель и др. В какой форме должно быть представлено объединение основных

факторов, наиболее соответствующее производственной деятельности?

Необходимо отметить, что при рассмотрении производственной деятельности чаще всего в России говорят о предприятии, что, несомненно, является довольно сомнительным применением данного понятия. Такому распространению способствовало принятие в момент рыночных преобразований закона РСФСР № 445-1 от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности», утратившего силу с 1 января 2005 г. В этом законе под «предприятием» понимался самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжающийся выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Такое понимание является понятным, когда мы говорим о внутренней среде организации, осуществляющей производственную деятельность.

В дальнейшем последовали изменения, связанные с вступлением в силу Гражданского кодекса РФ, в котором понятие «предприятие», согласно ст. 132, стало включать в себя лишь объект имущественных прав, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. имущественный комплекс, используемый не для предпринимательской деятельности, предприятием не является. Предприятие в целом как имущественный комплекс,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.