Научная статья на тему 'Модель внутриклассного оценивания образовательных результатов как средство формирования осознанного отношения обучающихся к учебно-познавательной деятельности'

Модель внутриклассного оценивания образовательных результатов как средство формирования осознанного отношения обучающихся к учебно-познавательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ВНУТРИКЛАССНОГО ОЦЕНИВАНИЯ / MODEL CLASSROOM ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыженков Игорь Валерьевич, Брусиловская Елена Николаевна, Коротаева Ирина Александровна

В статье рассматриваются такие вопросы, как новые подходы к оцениванию образовательных результатов в образовательной организации, которые направлены на удовлетворение потребностей всех участников образовательной деятельности, отслеживание индивидуального прогресса в обучении, выбор техник внутриклассного оценивания, которые будут использоваться как средство управления развитием учебной деятельности школьников и позволят определить динамику развития не только предметных, но и универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыженков Игорь Валерьевич, Брусиловская Елена Николаевна, Коротаева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Model of Classroom Assessment of Educational Results for Developing Conscious Attitude to Education in Students

The article focuses on new approaches for the evaluation of educational results that aim at meeting the needs of both teachers and learners. It provides the means for monitoring individual learning progress, selecting the proper techniques for classroom assessment that can be used for managing the development of students’ cognitive work, and addressing the dynamics of subject and universal learning skills development.

Текст научной работы на тему «Модель внутриклассного оценивания образовательных результатов как средство формирования осознанного отношения обучающихся к учебно-познавательной деятельности»

Модель внутриклассного оценивания образовательных результатов как средство формирования осознанного отношения обучающихся к учебно-познавательной деятельности1

The Model of Classroom Assessment of Educational Results for Developing Conscious Attitude to Education in Students2

РЫЖЕНКОВ ИГОРЬ ВАЛЕРЬЕВИЧ

Директор МБОУ «СОШ № 98» E-mail: dirsch98@mail.ru Железногорск, Россия

БРУСИЛОВСКАЯ ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 98» E-mail: brus_el@mail.ru Железногорск, Россия

КОРОТАЕВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 98» E-mail: ir.ra80@mail.ru Железногорск, Россия

IGOR RYZHENKOV

Principal of Municipal Budget Educational Institution «Secondary school № 98» E-mail: dirsch98@mail.ru Zheleznogorsk, Russia

ELENA BRUSILOVSKAYA

Deputy Director for teaching of the Municipal Budget Educational Institution «Secondary school № 98» E-mail: brus_el@mail.ru Zheleznogorsk, Russia

IRINA KOROTAEVA

Deputy Director for teaching of the Municipal Budget Educational Institution «Secondary school № 98» E-mail: ir.ra80@mail.ru Zheleznogorsk, Russia

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются такие вопросы, как новые подходы к оцениванию образовательных результатов в образовательной организации, которые направлены на удовлетворение потребностей всех участников образовательной деятельности, отслеживание индивидуального прогресса в обучении, выбор техник внутриклассного оценивания, которые будут использоваться как средство управле-

ABSTRACT. The article focuses on new approaches for the evaluation of educational results that aim at meeting the needs of both teachers and learners. It provides the means for monitoring individual learning progress, selecting the proper techniques for classroom assessment that can be used for managing the development of students' cognitive work, and addressing the dynamics of subject and universal learning skills development.

1 Статья победителя международного конкурса «Практики внутриклассного оценивания - 2019» (http://www.edutech.fund/).

2 The winner of the best article award of the International Contest «Practices of Classroom Assessment - 2019" (http://www.edutech. fund/).

ния развитием учебной деятельности школьни- KEY WORDS: model classroom assessment. ков и позволят определить динамику развития не только предметных, но и универсальных учебных действий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модель внутриклассного оценивания.

Исследования, наблюдения, анкетирования, проведенные в школе, показали, что пока учителями оцениваются в основном только предметные результаты, которые формируются у школьника в процессе учебной и творческой деятельности и которые фактически отражены в самом ее продукте. Универсальные учебные действия достаточно сложно формализовать и измерить. В большинстве случаев оценивание осуществляется интуитивно. Поэтому в условиях ФГОС остро стоит вопрос выработки подходов к оцениванию метапредметных результатов. Это существенно изменяет систему педагогического оценивания.

Возможным решением проблемы может стать внутриклассное оценивание как оценивание для обучения. Это принципиально новый для нашей школы подход к оцениванию образовательных результатов. Очевидно, что учителю потребуются дополнительные профессиональные компетенции, связанные с планированием и оцениванием образовательных достижений обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Нами была разработана модель внутриклассного оценивания как средства формирования осознанного отношения обучающихся к учебно-познавательной деятельности. Внутрикласс-ное оценивание ориентировано на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении учащимся того или иного элемента содержания образования, с тем чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, и не предполагает сравнения результатов разных учащихся. Ученик получает доступ к оцениванию: он понимает, как его оценивают, и становится сознательным участником деятельности обучения.

Новая система оценивания направлена на удовлетворение потребностей всех участников образовательной деятельности (ученика, родителей, учителя).

Ученики получают возможность самооценивания, являющегося важнейшим компонентом образовательного процесса, так как только рефлексия позволяет учащимся извлекать опыт из своей деятельности, активизировать внутренние ресурсы для решения поставленной задачи, лучше понимать себя.

Родители, заинтересованные в развитии ребенка и получении им качественного образования в комфортных психологических условиях, в продолжение получения образования в школе учащихся разных способностей: как одаренных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, в процессе обучения устанавливается обратная связь между учителем, учеником и родителями, что дает объективное понимание уровня освоения учащимся изучаемого материала; повышается участие родителей в образовательном процессе.

Учитель получает возможность:

• познакомиться с альтернативной системой оценивания образовательных результатов, по-иному посмотреть на новые образовательные цели и способы их реализации;

• повысить уровень теоретических знаний в области формирующего оценивания результатов, сформированности навыков владения технологиями оценки образовательных результатов в соответствии с УМК, образовательными системами, используемыми в учебном процессе; обеспечения комплексного подхода к оценке результатов.

Основными задачами внутриклассного оценивания являются:

• развитие и совершенствование внутрикласс-ной системы оценивания;

• формирование и развитие у учащихся навыков рефлексии; развитие способов получения обратной связи в образовательной деятельности;

• разработка содержания и организационных основ внутриклассного оценивания,

направленных на формирование учебно-познавательной деятельности учащихся, и экспериментальная проверка их эффективности;

• создание условий для участия самого ребенка в выработке критериев оценки, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.

Поставленные цели и задачи реализуются

через:

• подготовку учителей и родителей к новой системе оценивания;

• определение процедур оценивания;

• овладение обучающимися приемами контрольно-оценочной деятельности;

• формирование у обучающегося оценки самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, то есть самооценки;

• активное участие обучающихся в процессе учения;

• формирование сознательного отношения к результатам обучения;

• определение собственных образовательных интересов и постановки образовательных задач;

• повышение уровня личностного развития, развития мотивационно-деятельностной сферы (участие в образовательных событиях разного уровня), сформированности регулятивных и познавательных УУД на данном этапе обучения;

• инструменты внутриклассного оценивания;

• информационно-коммуникативную технологию;

• разработку технологии проведения урока с использованием техник внутриклассного оценивания.

К педагогическим средствам, направленным

на решение задачи контрольно-оценочной самостоятельности, относятся:

• работа с «картой знаний» учащихся (проводится в течение всего учебного года; подобная работа является началом пути к созданию индивидуальной образовательной программы в старшей школе через построение индивидуальных образовательных траекторий в основной школе);

• разновозрастное сотрудничество учащихся (работа в позиции «учителя» развивает учебную самостоятельность школьников; в рамках возрастного сотрудничества центральными являются уроки, цель которых - организация контроля и оценки школьников. Тексты самих

работ, критерии оценки, заготовки оценочных листов готовят учащиеся другого класса. Эффекты такого сотрудничества важны для становления учебной самостоятельности: повышение учебной мотивации, условия для рефлексии);

• место и время для предъявления личных достижений учащихся и класса (одним из принципов системы оценивания личностных результатов является принцип «ситуации успеха»; на оценку выносится только то, что ученик считает для себя готовым для публичной оценки. Средством, позволяющим поддерживать высокую учебную мотивацию, может быть портфолио, электронный дневник с индивидуальным кодом доступа для каждого родителя, для педагогов и для администратора);

• организация самостоятельной работы учащихся вне урока (такая работа организуется специально с целью заложить потребность учащихся в работе по собственной инициативе. Здесь важно, чтобы ребенок сам по своей инициативе выбирал карточки с заданиями разного объема и сложности, выполнял их, фиксировал их в листе учета, хотел и желал предъявлять результаты своей работы; такой вид работы служит для разворачивания индивидуальной самостоятельной работы - индивидуальных образовательных маршрутов).

Важным условием реализации эффективной оценочной деятельности является выбор техник внутриклассного оценивания, которые будут использоваться как средство управления развитием учебной деятельности школьников и позволят определить динамику развития не только предметных, но и универсальных учебных действий.

Результаты изменения в системе оценивания:

• использование различных техник внутри-классного оценивания (например, недельные отчеты - приложение 1) для построения индивидуального образовательного маршрута;

• использование инструментов внутриклассного оценивания (например, карты понятий -приложение 2);

• использование разнообразных форм оценивания с целью получения информации о процессе обучения. Разработаны листы учета достижения учащихся (приложение 3), листы достижения и фиксации предметных УУД (приложение 4);

• использование разнообразных форм оценивания на уроках (например, на уроке - приложение 5);

• использование интегральной оценки, в том числе портфолио, выставок, презентаций и дифференцированных оценок отдельных аспектов обучения;

• использование самоанализа и самооценки обучающихся.

Для обучающихся:

• овладение приемами контрольно-оценочной деятельности;

• положительная динамика образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) у различных категорий учеников (особенно относящихся к категории неуспешных) - повысилось качество обучения;

• активное участие школьника в оценивании, благодаря чему самостоятельно отслеживается освоение материала и развиваются навыки самооценивания;

• рост учебной мотивации;

• непрерывная обратная связь между учеником и учителем;

• сформированность регулятивных и познавательных УУД на данном этапе обучения.

Для педагогов:

• повышение уровня теоретических знаний и практическое применение техник внутри-классного оценивания;

• обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы общего образования, позволяющей вести оценку предметных, мета-предметных и личностных результатов;

• организует деятельность, позволяющую вовлечь учащегося в саморефлексию и самооценку своих индивидуальных достижений.

Для родителей:

• повышение уровня заинтересованности результатами обучения и воспитания своих детей;

• установление в процессе обучения обратной связи между учителем, учеником и родителями, что дает объективное понимание

уровня освоения учащимся изучаемого материала;

• активизация деятельности родителей как участников образовательной деятельности.

Опыт внедрения практик внутриклассного оценивания:

• проведен педагогический совет «Новые подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся (внутриклассное оценивание)»;

• проведен круглый стол с родителями «Эффективность формирующего оценивания»;

• проведен городской семинар-практикум «Внутриклассное оценивание как средство формирования осознанного отношения обучающихся к учебно-познавательной деятельности»;

• описание педагогического опыта на V муниципальном образовательном форуме практик;

• педагогический опыт опубликован в сборнике XI краевой конференции «Химическая наука и образование Красноярья», г. Красноярск, 2018 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мазурова, У. А. Рефлексивное портфолио старшеклассника : учеб.-практ. пособие / У. А. Мазурова. - Омск : Полиграфический центр КАН, 2013. - 128 с.

2. Пинская, М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе : учеб. пособие / М. А. Пинская. - М. : Логос, 2010.

3. Рябинина, Л. А. Как сделать оценку качества образования в начальной школе инструментом развития учителя и школы / Л. А. Рябинина, О. И. Свиридова, Т. Ю. Чабан // Управление начальной школой. - 2015. - № 6. - С. 47-58.

4. Фишман, И. С. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся : методич. пособие / И. С. Фишман, П Б. Голуб. - Самара : Учебная литература, 2007. - 244 с.

Приложение 1

ТЕХНИКИ ВНУТРИКЛАССНОГО ОЦЕНИВАНИЯ (НЕДЕЛЬНЫЕ ОТЧЕТЫ)

Недельные отчеты обеспечивают быструю обратную связь, в которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Недельные отчеты - это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса:

• Чему я научился за эту неделю?

• Какие вопросы остались для меня неясными?

• Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Недельные отчеты дают ученикам возможность отрефлексировать вновь приобретенные знания, задать вопросы о том, что им неясно. Читая отчеты, учитель может:

• узнать о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников;

• получить полезную обратную связь и реорганизовать содержание курса;

• проникнуть в то, как учащийся осознает собственную учебную деятельность (метакогни-тивные процессы).

Цели оценивания с помощью инструмента недельных отчетов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Объективировать понимание учениками того, как они учатся.

• Исследовать, насколько хорошо школьники понимают содержание и логические связи изучаемого материала.

• Документировать возникающие у учеников вопросы и выбрать наиболее типичные. Дать детям обратную связь относительно содержа-

ния и уровня сложности тех вопросов, которые они считают существенными.

• Проследить развитие письменных навыков учеников и их умения строить рассуждение.

• Обеспечить возможность зафиксировать и измерить эмоциональное удовлетворение школьников или уровень их фрустрации содержанием курса.

Цели учителя при использовании недельных отчетов

Учебные результаты ученика:

• понимает разницу между наблюдаемыми фактами, принципами и теориями;

• успешен в письменной коммуникации; задает существенные вопросы;

• осуществляет рефлексию собственных знаний и процесса учения.

Педагогические результаты учителя:

• регулярно отвечает на вопросы учеников;

• преодолевает разрыв между учением (ученик) и оцениванием (учитель);

• развивает и корректирует преподавание на основе обратной связи с учениками;

• получает регулярную обратную связь от учеников;

• отслеживает типовые вопросы учеников.

Использование в качестве инструмента обучения. Недельные отчеты - это способ практиковаться в рефлексии своих знаний и того, как они получены.

Приложение 2

ИНСТРУМЕНТЫ ВНУТРИКЛАССНОГО ОЦЕНИВАНИЯ (КАРТЫ ПОНЯТИЙ)

Карты понятий позволяют оценить, как хорошо обучающиеся могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы. Карта состоит из названий понятий, помещенных в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, учитель может:

• понять, как ученики воспринимают темы;

• проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;

• оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.

Кроме этого, карту понятий можно использовать учителю для собственной подготовки к занятиям либо как графический органайзер во время урока, а также для того, чтобы подтолкнуть учеников к рефлексии своих знаний. Составление карты понятий является хорошим основанием для совместной работы в группах.

Цели оценивания: исследовать, насколько хорошо обучающиеся понимают то, как связаны понятия внутри данного предмета и какова природа возникающих у них ошибочных понятий, а также как процесс понимания развивается с течением времени.

Приложение 3

ЛИСТ УЧЕТА ДОСТИЖЕНИЙ по учебному предмету «Русский язык»

Ученика (цы)_класса

№ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДАТЫ

НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА I ЧЕТВЕРТЬ II ЧЕТВЕРТЬ III ЧЕТВЕРТЬ IV ЧЕТВЕРТЬ КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

Звуко-буквенный анализ

Алфавит

Умение видеть рабочую строку

Написание строчных и заглавных букв

Умение определять границы предложения

Оформление предложений

Перенос слов

Сочетания ЖИ, ШИ

Сочетания ЧА, ЩА

Сочетания ЧУ, ЩУ

Словарные слова

Парные звонкие и глухие согласные

Составление предложений на заданную тему

«+» - освоил, «-» - не освоил

Приложение 4

МАТЕМАТИКА 1-Й КЛАСС

Ф. И УЧАЩЕГОСЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ОСНОВНЫМ ПРИЗНАКАМ ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10 СЛОЖЕНИЕ ВЫЧИТАНИЕ СРАВНЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ НАЗВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ НАЗВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

1

2

ИТОГО:

«+» - да «-» - нет 1 - I четверть, 2 - II четверть

Приложение 5

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧЕНИКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ФИЗИКИ И ИСТОРИИ,

7-Й КЛАСС

Тема урока

РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

КРИТЕРИИ: ОЦЕНКА (1 ИЛИ 0 БАЛЛОВ) КРИТЕРИИ: ОЦЕНКА (1 ИЛИ 0 БАЛЛОВ) ОЦЕНКА (1 ИЛИ 0 БАЛЛОВ)

Знаю понятия: Возрождение

Гуманизм

Знаю характеристики периода Возрождения

Могу объяснить явление ИНЕРЦИЯ

Умею объяснить практическую значимость явления «инерция»

Умею работать с текстом

Умею проводить наблюдения/ эксперимент

Умею формулировать вывод

Приложение 6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТЫ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Индивидуальная карта урока учени_5-го класса_

№ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТМЕТКА (+/-)

Прочитайте слова про себя и назовите общую орфограмму. По...лететь, о...мотать, о...скочить, на...резать, з...звонить, на...пилить, п...целовать, пр.бежка, предпраздничный, н. воднение. Сформулировать орфограмму

Определение знаний по теме Вставь пропущенные буквы И.чезать - и...жить, Чре...мерный - чере.чур Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней

Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней

Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней

Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней

Задание Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на -з (-с). (без) шума - (без) цвета - (без) радости -(без) вкуса - (без) края - (без) платы -(без) числа - (без) предела - (без) страха -(без) пользы - (без) сна - «5» - без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок

Запишите слова в 2 столбика, объясните правописание приставок. И.вестие, бе.боязненный, изменяемость, ни...ходить, бе...ветреный, во.наградить, бе.покойство, бе...плодный, бе.козырка, ра.кол, ра...вести, ра.печатать, ни...падать, бе...голосый, во.ход, и.нос, ра.грузить, в.пылить, в.глянуть Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней

Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней

Мне кажется, что я не понял эту тему и не смогу выполнить задания по ней

Я не понял эту тему и не смогу выполнить задания по ней

ЕАОКО

Евразийская Ассоциация оценки качества образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.