Инструменты обратной связи в технологии формирующего оценивания метапредметных результатов школьников1
The Means for Providing Feedback in the Formative Assessment Technology of Students' Meta-Subject Results2
ПОТЕМКИНА АЛЕВТИНА ВЕНЕДИКТОВНА
Учитель математики МБОУ «СОШ № 13» городского округа Вичуга
Е-mail: [email protected] Ивановская область, Россия
СКОРОБОГАТОВА ТАТЬЯНА АРКАДЬЕВНА
Учитель математики МБОУ «СОШ № 13» городского округа Вичуга Е-mail: [email protected] Ивановская область, Россия
ALEVTINA POTEMKINA
Mathematics teacher of Vichuga Secondary School № 13 E-mail: [email protected] Ivanovo region, Russia
TATYANA SKOROBOGATOVA
Mathematics teacher of Vichuga Secondary School № 13 E-mail: [email protected] Ivanovo region, Russia
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются алгоритм разработки листа обратной связи как инструмента формирующего оценивания метапредметных результатов школьников и механизм его реализации в учебном процессе. В основу листа обратной связи положены учебные действия, на которые разбиваются метапред-метные умения в соответствии с таксономией Блума. Предлагается наглядное средство фиксации результатов (экран учебных достижений), позволяющее проследить динамику развития умений и организовать коррекционную работу.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: формирующее оценивание, лист обратной связи, метапредметные результаты.
ABSTRACT. The article discusses the development algorithm of a feedback sheet that can be used as a tool for formative assessment of meta-subject results in schools and the way of its implementation in educational settings. The feedback sheet can be designed through the lens of educational activities that meta-subject skills can be deconstructed into according to Bloom's taxonomy. The paper describes learning achievement screen - a means for visual presentation of education results that allows tracing the dynamics of skills development skills and organize educational adjustments.
KEYWORDS: formative assessment, feedback sheet, meta-subject results.
1 Статья победителя международного конкурса «Практики внутриклассного оценивания - 2019» (http://www.edutech.fund/).
2 The winner of the best article award of the International Contest «Practices of Classroom Assessment - 2019» (http://www.edutech. fund/).
Стандарты нового поколения предполагают трансформацию традиционного оценивания в систему оценки, обеспечивающую управление учебным процессом и достижение новых образовательных результатов. Традиционный подход к оцениванию имеет ряд недостатков. Итоговая суммирующая оценка часто малоинформативна. Она фиксирует учебные достижения, сравнивая их с нормой, оценка обычно производится субъектом, не участвующим в процессе обучения. Такой подход приводит к росту тревожности, снижению учебной мотивации. В системе вну-триклассного оценивания должны быть учтены возможности снижения стрессового действия оценки.
Федеральный государственный стандарт выдвигает четкие требования к системе оценивания: оценивание есть постоянный процесс, естественным образом интегрированный в образовательную практику. Таким образом, внутриклассное оценивание должно быть систематическим, применяться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Заявленные в стандарте принципы оценивания полностью отвечают стратегии и формам формирующего подхода к оценке учебных достижений. Важную роль в таком оценивании играет обратная связь. Она дает учителю представление о достижениях и проблемах учащихся, помогает внести изменения в организацию учебной деятельности. В результате обратной связи учащиеся получают информацию о своих достижениях и пробелах в учении, а также рекомендации по решению проблем.
Технологии формирующего оценивания посвящены работы ученых И.С. Фишман, Г. Б. Голуб, М.А. Пинской. Так, И.С. Фишман, ГБ. Голуб предлагают начать организацию оценочной деятельности с определения планируемых результатов и сопровождать процесс достижения образовательных результатов инструментами обратной связи [6]. В работах М.А. Пинской описаны техники и инструменты формирующего оценивания, в частности оценочные листы: «В естественных дисциплинах и математике для выполнения многих заданий необходимо проделать довольно сложные процедуры, которые не охватываются разовым оцениванием. В этом случае лучше применять оценочные листы, фиксирующие наблюдения преподавателя, или хорошо структурированные записи ответов учеников, в которых регистрируются все детали проделанных действий и их результатов» [1, с. 66]. Анализ данных
работ показывает, что оценочные техники носят общий характер, не адаптированы к конкретному предмету. В Киргизской академии образования разработано методическое пособие, в котором описаны компоненты формативного (название, используемое в пособии) оценивания в процессе обучения математике. «Письменная обратная связь - это предоставление ученику комментариев учителя в письменной форме» [7, с. 21]. Авторы рассматривают письменную обратную связь как инструмент, используемый при проверке письменных работ учеников, таких как домашние работы, самостоятельные, контрольные работы. При этом оценка метапредметных умений осуществляется в скрытой форме, неинформативной для учителя. При таком подходе затруднен процесс выстраивания индивидуальной траектории учащегося, так как результаты разрознены и не зафиксированы. Необходимы такие инструменты обратной связи, которые позволили бы получать информацию о поэтапном формировании метапредметных умений.
В рамках региональной инновационной площадки «Формирующий и критериальный подходы к оценке метапредметных результатов учащихся» на базе МБОУ СОШ № 13 г.о. Вичуга разрабатывается система оценки образовательных результатов, основанная на формирующем оценивании. В ее структуру входят:
• Планируемые результаты. Перед изучением темы (учебного модуля) учитель планирует ожидаемые предметные и метапредметные результаты в соответствии с ФГОС. Мета-предметные результаты разбиваются на более мелкие учебные действия по уровням таксономии Блума.
• Инструменты обратной связи и оценочные техники выбираются в соответствии с формируемым умением и предметным содержанием. Одни оценочные техники направлены на выявление потребностей обучающихся; другие - на сопровождение процесса обучения; развитие самостоятельности и взаимодействия; проверку понимания и метапознания. В качестве инструмента обратной связи применяется лист обратной связи (далее - ЛОС).
• Экран учебных достижений заполняется учителем после проверки листов обратной связи. В нем фиксируется информация о сформированности учебных действий по каждому ученику. Экран учебных достижений позволяет проследить динамику развития умений и организовать коррекционную работу.
Лист обратной связи как инструмент формирующего оценивания работает в соответствии с принципами этой технологии:
• изменение характера и функции отметки с констатирующего на формирующий;
• периодичность и устойчивость обратной связи;
• ориентация на формирование метапредметных образовательных результатов;
• критериальный характер оценивания;
• обеспечение субъект-субъектных отношений в оценочной деятельности;
• формы и критерии оценивания зависят от конкретной учебной ситуации и определяются образовательными целями и задачами.
Лист обратной связи представляет собой таблицу, состоящую из трех столбцов (см. табл. 1).
В первом столбце - учебные действия, сформулированные от первого лица (например, умею определять условие и заключение в математическом предложении). Во втором столбце - задания, проверяющие сформированность данного умения. В третьем столбце - комментарии учителя. В этом столбце педагог рекомендует, что нужно повторить, показывает отдельные шаги решения или дает образец. Комментарий заполняется зеленой пастой (красная паста ассоциируется с традиционной системой оценивания и вызывает негативные эмоции). Результаты ЛОС не переводятся в баллы.
Например, на уроке математики оценить сформи-рованность умений строить отрицание утверждения и контрпримеры помогает следующий ЛОС (см. табл. 2).
Механизм реализации этого инструмента представлен в следующей схеме:
В реализации листа обратной связи можно выделить несколько этапов.
1. Проектировочный
Цель этого этапа - разработка ЛОС-1 на мета-предметной основе (см. приложение 1). Этот процесс включает в себя:
• планирование образовательных результатов урока в соответствии с учебной темой (определение объема и содержания формируемых универсальных учебных действий);
• определение критериев оценки уровня сфор-мированности первичных учебных действий (в соответствии с выбранной таксономией);
Таблица 1. Структура листа обратной связи
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЗАДАНИЯ КОММЕНТАРИИ УЧИТЕЛЯ
умею различать...
понимаю...
умею применять.
умею анализировать (находить ошибки).
умею создавать.
умею оценивать.
• отбор заданий, направленных на формирование и оценку уровня сформированности планируемых универсальных учебных действий в соответствии с содержанием учебного курса;
• определение задач урока как алгоритма деятельности ученика, выбор приемов работы с инструментом ЛОС.
2. Практический
На этом этапе ЛОС является инструментом входного мониторинга, который обеспечивает:
• стартовый контроль (определение актуального уровня сформированности УУД в рамках заявленной учебной темы);
• включение ученика в процесс самоконтроля и самоанализа личных образовательных результатов и учебных проблем;
• организацию обратной связи в системе «учитель-ученик» на основе педагогической поддержки и сотрудничества.
На этом этапе оценивание носит мотивирующий характер. Функцию оценки выполняют комментарии учителя. Учащиеся получают информацию о личных результатах, способах их улучшения. Такой подход позволяет ученику осознать свои учебные проблемы, понять причины ошибок, поддерживает учебную мотивацию. Стартовый уровень сформированности УУД отражается в экране учебных достижений.
3. Коррекционный
Корректировка результатов учебной деятельности - необходимый этап в системе формирующего оценивания. Цель этого этапа - освоение учеником способов умственных действий, составляющих основу формируемого УУД. Этому
Таблица 2. Лист обратной связи по теме «Отрицание. Контрпример»
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЗАДАНИЯ КОММЕНТАРИИ УЧИТЕЛЯ
Владею понятием «контрпример» Заполните пропуски в предложении: Контрпример - это пример, данное утверждение.
Понимаю, как построить отрицание к данному утверждению Постройте отрицание к утверждению «Все отличники в нашей школе - спортсмены».
Умею строить отрицание к математическому утверждению Напишите отрицание утверждения «х > 2».
Умею находить ошибки при построении отрицаний Сережа пообещал, что прочитает летом хотя бы одну книгу, но не сдержал обещание. Какое утверждение верно: □ Сережа прочитал более одной книги. □ Сережа не прочитал ни одной книги.
Умею создавать утверждения, следующие из данного Мама сказала, что отпустит Колю на каток, если он не опоздает в этот день в школу и не получит «2». Постройте утверждения, следующие из маминого условия, описывающие другие случаи, когда Коля сможет в этот день попасть на каток.
Умею оценивать рассуждения Является ли утверждение «Он - мой друг» отрицанием утверждения «Он - мой враг»? При оценке используйте следующий критерий: утверждение и отрицание не могут быть одновременно истинными или одновременно ложными.
Проектирование учителем ЛОС-1 и ЛОС-2
Работа учащегося с ЛОС-1
Проверка учителем ЛОС-1, комментирование работы учащегося, фиксация результатов в ЭУД
Изучение учеником комментариев учителя, анализ ошибок.
Сопровождение
учителем коррекционной работы
Работа
учащегося
с ЛОС-2
Проверка учителем ЛОС-2, комментирование работы учащегося, фиксация результатов в ЭУД
Рефлексивная оценка учащимся работы с ЛОС
Анализ учителя ЭУД, выводы о развитии УУД
Рис. 1
способствует структура ЛОС, в которой учебное действие разбито на отдельные операции, что позволяет организовать наряду с точечной диагностикой коррекцию в ходе учебной деятельности. На этом этапе ЛОС выступает как средство педагогической поддержки, которое
обеспечивает формирующий характер оценивания; индивидуализацию обучения (планирование индивидуального образовательного маршрута ученика с учетом его способностей и возможностей); отражение динамики в освоении и развитии умственных действий.
Результативность коррекционного этапа во многом определяется разнообразием используемых оценочных техник. Применение цифровых образовательных ресурсов, в том числе облачных технологий, заметно повышает эффективность коррекционной работы [4].
4. Контрольно-оценочный
Цель этого этапа - осуществление итогового контроля и анализ достигнутых результатов. Заметим, что контроль и оценка уровня сфор-мированности универсальных учебных действий в определенной степени условны. Развитие умственных операций - процесс непрерывный и планомерный. На этом этапе оценивание в большей степени носит рефлексивный характер. Лист обратной связи (ЛОС-2) выступает здесь как инструмент самооценки, позволяющий ученику оценить достигнутый уровень в освоении способов умственных действий, определить перспективы индивидуальной учебной работы (см. приложение 2). Проектирование ЛОС-2 осуществляется учителем с учетом учебных проблем, зафиксированных в ходе коррекционного этапа. Итоговый уровень сформи-рованности УУД отражается в экране учебных достижений.
5. Рефлексивный
В ходе этого этапа ученик получает возможность проанализировать полученные результаты, переформулировать учебные цели, скорректировать свою образовательную программу в сфере освоения способов учебной деятельности.
Для учителя на этом этапе важно сопоставить стартовые и итоговые показатели, полученные в ходе коррекционного и контрольно-оценочного этапов. Это позволяет оценить результативность образовательного процесса, определить динамику в развитии метапредметных умений учащихся. Опыт показывает, что процесс освоения
способов учебной деятельности, как правило, не может быть завершен в рамках одной учебной темы. Важно определить перспективы применения инструмента ЛОС при изучении новых учебных тем.
Наглядным средством фиксации результатов является экран учебных достижений (табл. 3). Такая форма позволяет отражать статистику в развитии универсальных учебных действий, сопоставлять достигнутые результаты с предыдущими, анализировать динамику в развитии метапредметных умений учащихся.
Лист обратной связи рассматривается также как форма фиксации результата для учащегося. В соответствии с применяемой таксономией ЛОС задает пять уровней в освоении способов учебных действий, которые находят отражение в экране учебных достижений. Лист обратной связи может быть частью ученического порт-фолио. Комплексный подход в использовании инструмента ЛОС позволяет реализовать основные функции оценивания: диагностическую, формирующую, развивающую, констатирующую.
В ходе реализации настоящего проекта в школе создана нормативно-правовая база, систематизированы оценочные техники, способствующие формированию метапредметных результатов, определена структура ЛОС. Накоплен опыт по разработке заданий на метапредметной основе средствами облачных технологий [4]. Разработаны листы обратной связи по оценке познавательных умений и апробированы на параллели 7-8-х классов. В качестве одного из средств формирования и развития метапредметных умений используется интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» [5].
По итогам первичной апробации соотнесены познавательные УУД с содержательными линиями программы по алгебре и геометрии (7-9-й
Таблица 3. Экран учебных достижений (ЭУД)
ФИ УЧЕНИКА
ЛОС-1 УРОВНИ ОСВОЕНИЯ
ЛОС-2 УРОВНИ ОСВОЕНИЯ
>5
X
ф
а
о
>2
X
ф
а
о
Иванов И.
классы). Во внеурочной деятельности адаптирован курс «Учись учиться» (5-6-е классы), разработан курс «Учимся рассуждать и доказывать» (7-8-е классы). Скорректированы задания в листах обратной связи, на основе которых строится процесс оценивания, внесены изменения в технологическую карту урока. Разрабатываются инструменты обратной связи средствами облачных технологий, корректируется форма экрана учебных достижений.
Результаты опытно-экспериментальной работы педагогического коллектива позволяют говорить об определенных эффектах использования инструмента ЛОС для формирования и развития метапредметных умений школьников. Индикаторами результативности этой работы являются:
• положительная динамика результатов комплексных работ, направленных на оценку уровня сформированности метапредметных умений;
• повышение самостоятельности школьников в организации учебной деятельности;
• повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности.
Важным результатом реализации формирующего оценивания метапредметных результатов средствами ЛОС следует считать развитие профессиональной компетентности учителя в сфере организации оценочной деятельности, фиксации полученных результатов и сопровождении индивидуальной образовательной траектории учащегося.
В целом предлагаемые техники внутрикласс-ного оценивания делают процесс формирования метапредметных умений открытым, прозрачным, информативным как для учащегося, так и для учителя. Инструменты ЛОС могут быть востребованы в системе коррекционной работы, в реализации индивидуальных образовательных программ. Разработанные на математическом содержании инструменты обратной связи, в частности ЛОС, могут быть адаптированы для любой предметной области. Комплексный, системный подход в этой работе обеспечит повышение качества педагогического сопровождения образовательного процесса.
Авторы выражают надежду, что предлагаемый опыт будет полезен для международной системы образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Пинская, М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе : учеб. пособие / М. А. Пинская. - М. : Логос, 2010. - 264 с.
2. Потемкина, А. В. Формирующее оценивание на уроках математики / А. В. Потемкина // Региональные инновационные площадки: проблемы и перспективы развития: сб. м-лов I региональной научно-практич. конференции «Региональные инновационные площадки: проблемы и перспективы развития» г. Иваново, 25 июня 2014 г. / под общ. ред. С. В. Кузьмина. - Иваново : ИРОИО, 2014. - С. 98-103.
3. Потемкина, А. В. Формирующее оценивание метапредметных результатов / А. В. Потемкина // Педагогическая мастерская. - 2018. -№ 11 (83). - С. 5-8.
4. Тихонова, Н. М. Развитие метапредметных умений средствами облачных технологий / Н. М. Тихонова, М. В. Уранова, А. В. Потемкина // Облачные технологии в работе учителя : мето-дич. пособие. Ч. 2 [авт.-сост. : Тихонова Н. М.,
Уранова М. В., Потемкина А. В.]. - Иваново : Ин-т развития образования Ивановской обл. -2016. - С. 29-36.
5. Скоробогатова, Т. А. Использование образовательной платформы «Учи.ру» для развития и оценки метапредметных умений школьников / Скоробогатова Т. А. // Инфоурок: ведущий образоват. портал России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://infourok.ru/ ispolzovanie-obrazovatelnoy-platformi-uchiru-dlya-razvitiya-i-ocenki-metapredmetnih-uiTieniy-shkolnikov-3509072.html.
6. Фишман, И. С. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: метод. пособие / И. С. Фишман, П Б. Голуб. - Самара : Учеб. лит., 2007. - 244 с.
7. Формативное оценивание на уроках математики : практич. пособие для учителя / сост. Р. Х. Шакиров, М. Ф. Кыдыралиева, Г Н. Сахарова, А. А. Буркитова. - Б. : Билим, 2012. -76 с.
Приложение 1
ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ № 1 «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ»
ФИ_класс
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЗАДАНИЯ КОММЕНТАРИИ УЧИТЕЛЯ
Умею выделять структуру определения понятия через род и видовое отличие В предложенном определении подчеркните одной чертой термин, двумя чертами - род, волнистой линией - видовое отличие: Серединой отрезка называется точка отрезка, делящая его пополам.
Умею определять ближайшее родовое понятие Укажите род для понятий: • Угол - • Луч - • Биссектриса угла -
Умею определять видовое отличие Подберите видовое отличие: • Прямым углом называется угол, . • Теоремой называется утверждение, .
Умею находить ошибки в определении Найди ошибки в определениях: 1. Медиана треугольника - это когда вершину соединяют с серединой стороны. 2. Биссектрисой треугольника называется отрезок биссектрисы угла треугольника. В чем допущены ошибки? 1 2
Умею создавать определение Создай определение отрезка:
Умею оценивать решение по заданным критериям Оцени созданное тобой определение по следующим критериям: 1. в определении есть термин 2. верно определен ближайший род 3. верно определено видовое отличие 4. нет лишних слов
Приложение 2
ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ № 2 «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ» ФИ_КЛАСС_
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЗАДАНИЯ КОММЕНТАРИИ УЧИТЕЛЯ
Умею выделять структуру определения понятия через род и видовое отличие В предложенном определении подчеркните одной чертой термин, двумя чертами - род, волнистой линией - видовое отличие: Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
Умею определять ближайшее родовое понятие Ука • Р • К жите род для понятий: омб -
вадрат -
Умею определять видовое отличие Подберите видовое отличие: • Прямоугольником называется параллелограмм, • Трапецией называется четырехугольник,
Умею находить ошибки в определении Найди ошибки в определениях: 1. Ромб - это четырехугольник, у которого все стороны равны. 2. Диагональю называется отрезок, соединяющий любые две вершины многоугольника. В чем допущены ошибки? 1
2
Умею создавать определение V2 V На рисунке изображен дельтоид. Создай его определение: у -
Умею оценивать решение по заданным критериям Оцени созданное тобой определение по следующим критериям: 1. в определении есть термин 2. верно определен ближайший род 3. верно определено видовое отличие 4. нет лишних слов
ЕАОКО
Евразийская Ассоциация оценки качества образования