УДК 37. 01 DOI 10.14526/01_1111_18
МОДЕЛЬ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ ХГХ-ХХ в.в.
Назаренко О.С. - аспирант Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
г. Ульяновск
THE MODEL OF NON-SCHOOL UPBRINGING IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF SIMBIRSK GOVERNMENT AT THE TURN OF
THE XIXth-XXth CENTURIES
Nazarenko O.S. - post-graduate Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N.Ulyanov,
Ulyanovsk
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: образование, внешкольное воспитание, гуманизация, структура управления.
Аннотация. Современная система школьного образования характеризуется значительными изменениями в его организации, содержании и направленности по сравнению с существовавшей организацией внешкольного образования в конце XIX- начале XXв.в., когда государство и общество были заинтересованы в повышении грамотности населения страны, в духовно-нравственном развитии подрастающих поколений. Существовавшие изменения в политической, экономической и социальной сферах жизнедеятельности страны обусловили значительную деформацию государственной системы школьного образования и воспитания. В практике деятельности общеобразовательных школ это нашло свое конкретное отражение в значительном снижении качества воспитательного процесса и привело к резкому снижению духовно-нравственного развития детей и подростков. Это свидетельствует о недостаточном внимании общества и государства к воспитанию подрастающих поколений.
Методы исследования: анализ архивных документов, обобщение научно-методической литературы, моделирование.
Материалы. В процессе моделирования внешкольного воспитания в Симбирской губернии в контексте гуманизации образования на рубеже XIX-XX вв. была изучена система деятельности внешкольных учреждений с направленностью на обеспечение воспитательного процесса как основного условия формирования личности будущих граждан страны.
Результаты. С помощью модели были выявлены особенности структуры управления внешкольными учреждениями, задачи и функции каждого субъекта данного процесса. Выявлены разновидности внешкольных учреждений со спецификой их деятельности, типы и формы работы; определены и раскрыты функции внешкольных учреждений; установлены элементы воспитательного пространства, без учета которых невозможно обеспечение эффективности воспитательного воздействия на детей и подростков. Рассмотрены условия повышения эффективности деятельности образовательных учреждений при решении воспитательных задач. Благодаря моделированию воспитательной деятельности внешкольных учреждений появилась возможность целостного восприятия государственной
125
системы внешкольного образования в Симбирской губернии в контексте его гуманизации в рассматриваемый период общественного развития, ее сопоставление с современной системой школьного образования.
Заключение. В результате сравнительного анализа деятельности внешкольных учреждений и их направленности на решение задач воспитания подрастающего поколения создались условия для выявления тенденции дальнейшего развития системы школьного образования и воспитания, эффективных форм их деятельности, а также разработки объективных критериев оценки работы не только общей системы образования и воспитания, но и каждого, отдельно взятого школьного и внешкольного учреждения.
Keywords: education, non-school upbringing, humanization, management structure.
Annotation. A modern system of school education is characterized by considerable changes in its organization, content and orientation in comparison with the existing system of non-school education at the end of the XIXth- at the beginning of the XXth centuries, when the state and society were interested in literacy level increase among population, in spiritual-moral dev elopment of the oncoming generations. The changes in political, economic and social spheres in the country conditioned a considerable deformation of a state system of school education and upbringing. In the practice of comprehensive schools it led to the quality of the upbringing process and the level of spiritual-moral development decrease among children and teen-agers. It proves insufficient attention of society and state to oncoming generations ' upbringing.
Research methods: archiv al documents analysis, scientific-methodical literature summarizing, modeling.
Materials. During the process of non-school upbringing modeling in Simbirsk government in the context of education humanization at the turn of the XIXth-XXth centuries the activity system of non-school establishments (with the orientation to the upbringing process provision as the main condition for personality formation of the future citizen) was studied.
Results. With the help of the model the structure peculiarities of non-school establishments management, the objectives and functions of each subject of this process were revealed. Different kinds of non-school establishments with the specificity of their activity, types and forms of work were revealed; the functions of non-school establishments were defined and revealed; the elements of an upbringing process were determined, not taking into account these elements it is impossible to provide the effectiveness of upbringing influence on children and teen-agers. The conditions of effectiveness increase of educational establishments' activity are considered while solving upbringing problems. Owing to upbringing activity modeling of non-school establishments there appeared an opportunity of an integral perception of state system of non-school education in Simbirsk Government, in the context of its humanization during the considered period of society development, its comparison with a modern system of school education.
Conclusion. As the result of the comparative analysis of non-school establishments activity and their orientation at the problems solution of the oncoming generation upbringing there appeared conditions for the tendency of further development revelation of the system of school education and upbringing, the effective forms of their activity and objective activity evaluation criteria creation of the general system of education and upbringing at each school and non-school establishment.
Актуальность. Повышение
эффективности воспитательного процесса во внешкольных образовательных учреждениях связано с выявлением его особенностей в различные периоды общественного развития.
Совершенствование современной системы воспитания детей и подростков
обусловлено необходимостью
разностороннего изучения принципов и содержания процесса обучения, важной составляющей которого является воспитание. Неразрывность обучения и воспитания обусловлена тем, что при формировании системы разнообразных знаний учитель воздействует на личность
ученика. В результате положительного влияния на личностные свойства детей и подростков формируется убеждение в необходимости проявления трудолюбия, настойчивости и других черт характера, способствующих более глубокому усвоению новой информации,
расширяющей и обогащающей
образовательное пространство индивида [1, 2, 4, 10].
Метод моделирования, являясь основным в процессе научного исследования, позволяет установить закономерности и принципы
формирования личности. Знание принципов и методов воздействия на личность ученика позволяет выявлять тенденции дальнейшего развития процесса обучении и воспитания в новых условиях существования системы внешкольного образования.
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости разработки модели внешкольного воспитания в контексте гуманизации образования на рубеже XIX-XX вв.
Задачи исследования:
1. Изучить структуру управления внешкольными учреждениями, осуществляющими процесс воспитания детей и подростков.
2. Выявить виды, типы и формы работы внешкольных учреждений, осуществляющих реализацию идей гуманизации образования.
3. Определить условия эффективности воспитательной деятельности внешкольных образовательных учреждений.
Методы исследования: анализ архивных документов, обобщение научно-методической литературы, моделирование.
Материал. Современная система образования и воспитания детей и подростков базируется на традициях деятельности внешкольных учреждений, существовавших на этапе становления основ государственного образования. Основные методологические положения и принципы образовательно-
воспитательного процесса формировались
в процессе практической деятельности педагогов, личность которых, уровень образованности, профессионализма,
осознания личной ответственности за образование и воспитание подрастающих поколений определяют эффективность внешкольного воспитания учащихся в контексте гуманизации образования. В процессе моделирования устанавливаются структурные компоненты воспитательной деятельности, характер и виды их взаимосвязей и взаимообусловленности; степень воздействия на результативность деятельности внешкольных учреждения при решении задач воспитания детей и подростков в контексте гуманизации образования в период конца XIX и начала XX вв.
Результаты и их обсуждение. В
процессе разработки модели
устанавливаются функции внешкольных учреждений, элементы воспитательного пространства, а также условия эффективности их деятельности (рисунок 1).
На этапе становления внешкольного образования в Симбирской губернии структура управления внешкольными учреждениями была представлена Министерством народного просвещения, Губернской дирекцией народного образования, органами городского управления, земскими учреждениями, Попечительным обществом, а также благотворительной деятельностью. Каждая структурная единица существовавшей системы управления решала конкретные задачи, обеспечивающие
функционирование внешкольных
учреждений, направленных на образование подрастающих поколений. Так,
Министерство народного просвещения России разрабатывало и направляло в различные губернии, в том числе и в Симбирскую, директивы по улучшению организации и содержания
образовательного и воспитательного процесса. Губернская дирекция народного образования была призвана
контролировать выполнение данных директив с учетом особенностей
организации внешкольного образования в данной губернии; условий деятельности различных внешкольных учреждений и давала соответствующую оценку.
Все формы внешкольного образования способствовали решению воспитательных и обучающих задач. Отсутствие внешкольного образования понижало результаты деятельности начальной школы, т.к. в нее «поступает необработанный сырой материал в виде детей, оставшихся без постоянного призора занятых домашними заботами матерей и без руководства опытных учителей-воспитателей, в возрасте между 4-8 годами» [11].
Отсутствие послешкольного
образования, когда детям в возрасте 11-13 лет нечем заняться, когда они остаются без надлежащего внимания взрослых, без возможности заняться интересным и нужным делом, обрекает их «на дурное влиянии улицы и порочных товарищей». Избыток юных сил нужно на что-нибудь тратить, и они тратятся на дела, часто далеко не похвальные. Директор народных училищ Симбирской губернии предлагал конкретные пути частичного решения поставленных самой жизнью проблем в области внешкольного образования. Во-первых, необходимо было изучить «передовой опыт» Нижегородской, Пермской и Уфимской, Вятской и Полтавской губерний; на очередное губернское земское собрание вынести на обсуждение вопросы о создании сети районных народных библиотек по Симбирской губернии, о выработке сети районных народных библиотек по Симбирской губернии и плана их осуществления. Во-вторых, привлечь широкую общественность, всех, кому дороги «интересы нашего края», к организации внешкольного образования; руководство этим процессом должно находиться в руках городского самоуправления, уездных и губернских земств.
Как свидетельствуют архивные материалы, постановка внешкольного
образования в Симбирской губернии на рубеже Х1Х-ХХ вв. вызывала пристальное внимание учителей, руководителей образовательных организаций,
инспекторов народных училищ. Они осознавали его роль и значение и в деле поднятия грамотности детей низших сословий, и в воспитании нравственных личностных качеств, и в предотвращении дурного влияния социальной среды. Внешкольное образование
позиционировалось и как элемент системы непрерывного образования [7, 8, 11]. Резюмируя вышеизложенное, можно выделить следующие типы внешкольных учреждений для детей и подростков в Симбирской губернии: воскресные школы, ремесленные учреждения (курсы, училища); детские приюты, народные библиотеки, народные чтения, детские площадки, учреждения эстетической и сельскохозяйственной направленности. В работе каждого из них в той или иной степени представлены идеи,
раскрывающие выделенные нами ценностные основания гуманизации образования. Органы городского управления, а также земские учреждения осуществляли инспектирование работы различных типов и видов внешкольных учреждений, выявляли лучших учителей, рекомендовали обобщение опыта их педагогической деятельности.
Попечительное общество и благотворительная деятельность как структурные элементы управления внешкольными учреждениями выявляли условия жизни отдельных учеников, оказывали материальную помощь нуждающимся семьям, дети которых посещали учреждения внешкольного образования. В Симбирской губернии на рубеже Х1Х-ХХ столетий существовала разветвленная система внешкольных учреждений, деятельность которых была направлена на реализацию идей гуманизации образования. Разнообразие внешкольных учреждений позволило выявить их различные виды, типы и формы работы.
Рисунок 1. Модель внешкольного воспитания в контексте гуманизации образования.
129
Основным, наиболее
распространенным видом внешкольных учреждений были воскресные школы. Как показывает историко-педагогический
анализ, воскресные школы - это не только и не всегда церковно-приходские школы. Исходя из задач, стоящих перед ними, из особенностей организации учебного и воспитательного процесса воскресные школы представлены конфессиональными школами (церковно-приходскими) как «институт начального религиозного и общего образования» и
общеобразовательными. Воскресные
школы, отмечает в своем исследовании С.А. Коннонова, определяются в развивающейся системе образования России, ее культурно-социальной жизни смыслообразующим компонентом [6]. Первая воскресная школа была открыта в Симбирске в 1860 году с разрешения попечителя Казанского учебного округа для распространения грамотности и развития нравственности среди
ремесленников. Она пользовалась большой популярностью среди населения. Успех воскресной школы, как пишет известный краевед П. Мартынов, объясняется возросшим под влиянием крестьянской реформы среди городского населения стремлением к самообразованию [7]. Воскресные школы в Симбирской губернии в отличие от общероссийской тенденции в основном были женские (женская воскресная школа А.А. Знаменской, Языковская женская воскресная школа) и смешанные, к примеру, воскресная смешанная школа при Часовенском училище.
Предметами преподавания, так же как и в министерских начальных училищах, являлись закон Божий, чтение, письмо, арифметика. Преподаватели воскресных школ использовали
прогрессивные методы обучения грамоте, используя в качестве учебной литературы «Азбуку» Л.Н. Толстого, «Родное слово» К.Д. Ушинского, построенных на основе реализации принципа народности, с учётом основных дидактических
положений: доступности,
последовательности, наглядности.
Разночинный и возрастной состав учениц свидетельствует о доступности воскресных школ широким слоям населения, но в основном школы посещали низшие сословия, не имевшие возможности обучаться в начальной школе или на дому.
Большой популярностью
пользовалась Симбирская воскресная школа А.А. Знаменской. Заботясь о притоке слушателей, руководительница школы расклеила объявления по городу о приеме в школу и начале занятий. О том, что данная воскресная школа пользовалась популярностью, а ее педагоги заботилась о своих подопечных и в плане воспитания, и в вопросах обучения, свидетельствует тот факт, что в нее записывались и ученицы, раннее посещавшие школу, т.е. «прошлогодние ученицы». Всех учениц можно разделить на две возрастные группы: от 12 до 20 лет и от 20 до 35 лет. По вероисповеданию все ученицы школы были православными; по социальному сословию - преимущественно крестьянки, дворянкой была только одна девочка 14 лет [1, 5, 8]. Воскресные школы отмечались также значительным разнообразием, что позволило выделить их различные типы, среди которых наибольшее распространение получили церковно-приходские школы
Разнонаправленность деятельности
большего количества внешкольных учреждений обусловила значительное разнообразие форм их деятельности, среди которых одно из ведущих мест принадлежало семейно-педагогическому кружку. Главная особенность деятельности данного кружка заключалась в обучении грамоте всех членов семьи. Это позволяло родителям оказывать помощь детям в усвоении изучаемых предметов, а дети, в свою очередь, быстрее усваивая основы грамоты, воздействовали на старших членов семьи, активизируя их образовательную деятельность.
Система внешкольных учреждений Симбирской губернии выполняла
различные функции, среди которых наиболее значимыми явились:
образовательная; нравственно-
воспитательная, особенность которой заключалась в многообразии ее реализации и позволяла осуществлять
благотворительную функцию, досуговую, практико-ориентировочную и
художественно-эстетическую [4-6, 8]. В процессе моделирования внешкольного воспитания в контексте гуманизации образования в Симбирской губернии в конце XIX и начале ХХ столетий были выявлены элементы воспитательного пространства, обеспечивающего
эффективность личностного развития детей и подростков. Основными элементами явились:
- условия для самоопределения подростка;
- формирование детской общности;
- развитие гуманных личностных качеств.
Одной из задач деятельности учреждений внешкольного образования явилось обучение подростков конкретному виду профессиональной деятельности. Для определения предрасположенности
ребенка к определенному ремеслу необходимо создать условия, при которых подросток мог бы ознакомиться с содержанием деятельности специалистов различных профилей (слесарной мастерской, обувной, кузнечной и др.). Выявление способностей и возможностей детей и подростков осуществлялось более успешно при организации детского коллектива, члены которого выполняли одну и ту же работу. Такой подход позволял видеть разные результаты труда учащихся и укреплять уверенность в своих силах, глядя на то, как другие дети успешно справляются с поставленными задачами. В процессе создания воспитательного пространства возникали условия для формирования трудолюбия, настойчивости, ответственности за порученное дело, что способствовало формированию гуманных личностных качеств [3, 5, 10].
Важным компонентом модели внешкольного воспитания в контексте гуманизации образования в
рассматриваемый период являются условия эффективности внешкольного
образования, реализация которых позволяла выявить психические особенности каждого ребенка, а также условия его жизнедеятельности; формировать навыки партнерских отношений учителей и учащихся; использовать активные формы и методы воздействия на личностные качества подростка.
Заключение. Таким образом, моделирование внешкольного воспитания в контексте гуманизации образования в Симбирской губернии на рубеже ХЖ-ХХ
в.в. позволило создать целостное представление о существовавшей системе образования и воспитания, осуществляемой внешкольными учреждениями; выявить особенности структуры управления их деятельностью; установить различные виды, типы и формы работы; раскрыть специфику деятельности каждого внешкольного учреждения с учетом поставленных задач; определить функции внешкольного учреждения с учетом поставленных задач; выявить и раскрыть элементы воспитательного пространства, а также условия повышения эффективности воспитательной деятельности внешкольных учреждений.
Литература
1. Богуславский, М. В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала ХХ в. / М. В. Богуславский // Педагогика. - 2000. - № 4. - С. 6370.
2. Гершунский, Б. С. Философия образования / Б. С. Гершунский // Московский психэлого-социальный институт. - М. : Флинта, 1998. - 432 с.
3. Дергаева, С. С. Гуманистическая тенденция в отечественной педагогике и образовании второй половины XIX века : дисс. ... к.п.н. / Дергаева С. С. - Архангельск, 2010. - 215 с.
4. Деятельность комиссии внешкольного воспитания при семейно-педагогическом кружке в
г. Симбирск за летний сезон 1911 // Свободное воспитание. - 1911-1912. - № 6. - С. 116-118.
5. Народная педагогика как основа гуманизации дошкольного образования / Л. М. Захарова // Вестник Ярославского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. - 2010. - № 4 (14), октябрь-декабрь. - С. 35-39.
6. Кононова, С. А. Становление внешкольного образования в России в 60-е годы XIX в. - начале XX в. (на материале Курской губернии) : дис. ... канд. пед. н. / С. А. Кононова. -Курск, 2007. - 168 с.
7. Мартынов, П. Город Симбирск за 250 лет его существования : систематический сборник исторических сведений о г. Симбирске / П. Мартынов. - Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. - 400 с.
8. Отчёт о деятельности Симбирского духовно-просветительного Совета Братства Трех Святителей при семинарской церкви за 1887 г. -Симбирск, 1888. - 58 с.
9. Семченко, А. В. Социально -педагогические взгляды С. Т. Шацкого : монография /
A. В. Семченко. - Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. - 127 с.
10. Смолко, В. В. Развитие универсального гуманизма как направления гуманистической педагогики России (вторая половина XIX-XX вв.) : автореф. дис. ... к.п.н. / В.
B. Смолко, 2006. - 22 с.
11.Фонд 99. опись 1. ед. хр 123. Переписка с Симбирской губернской
городской управой, дело №1146.
References
1. Boguslavskiy M. V., Pedagogika [Pedagogics], 2000, No. 4. pp. 63-70.
2. Gershunskiy B. S., Filosofija obrazovanija [Philosophy of education], Moscow : Flinta, 1998, 432 p.
3. Dergaeva S. S., Gumanisticheskaja tendencija v otechestvennojpedagogike i obrazovanii vtoroj poloviny XIX veka [Humanistic tendency in native pedagogics and education of the second half of the XIXth century], Arkhangelsk, 2010, 215 p.
4. Svobodnoe vospitanie [Free upbringing],
1911-1912, No. 6, pp. 116-118.
5. Vestnik Jaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija Gumanitarnye nauki [Yaroslavl State University bulletin. Humanities series], 2010, No. 4 (14), pp. 35-39.
6. Kononova S. A., Stanovlenie vneshkol'nogo obrazovanija v Rossii v 60-e gody XIXv. — nachale XX v. (na materiale Kurskoj gubernii) [Non-school education formation in Russia in 60-s in the XIXth century - at the beginning of the XXth century (on the base of Kursk government)], Kursk, 2007, 168 p.
7. Martynov, P. Gorod Simbirsk za 250 let ego sushhestvovanija : sistematicheskij sbornik istoricheskih svedenij o g. Simbirske [Simbirsk during 250 years of its existence : systematic collection of historical data about Simbirsk], Simbirsk : Tipo-literature organization A. T. Tokareva, 1898, 400 p.
8. Otchjot o dejatel'nosti Simbirskogo duhovno-prosvetitel'nogo Soveta Bratstva Treh Svjatitelejpri seminarskoj cerkvi za 1887 g [The report on activity of Simbirsk ecclesiastical - enlighting Council of Three Prelates Brotherhood in seminary church during 1887], Simbirsk, 1888, 58 p.
9. Semchenko A. V., Social'no-pedagogicheskie vzgljady S. T. Shackogo [Social-pedagogical views of S. T. Shatskiy], Tambov : G.R. Derzhavin Tambov State University publishing house, 2002, 127 p.
10. Smolko V. V., Razvitie universal'nogo gumanizma kak napravlenija gumanisticheskoj pedagogiki Rossii (vtoraja polovina XIX-XX vv.) [Universal humanism development as the direction of humanistic pedagogics in Russia (the second half of the XIXth-XXth centuries)], 2006, 22 p.
11. Fund 99. list 1. Units of storage 123. Perepiska s Simbirskoj gubernskoj gorodskoj upravoj, delo №1146.
[Correspondence with Simbirsk government town council, file №1146]
Статья поступила в редакцию: 06.05.2015 г.