ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 35:39
Назаренко Оксана Сергеевна
Аспирант, кафедра дошкольной педагогики Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, [email protected], Ульяновск
роль семейно-педагогического кружка в симбирске В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
В статье проанализирована деятельность семейно-педагогического кружка в Симбирске в начале ХХ века. Среди основных направлений его деятельности выделены: научное обсуждение актуальных проблем воспитания и обучения детей, организация детского досуга, деятельность по охране и укреплению здоровья детей, оказание методической помощи в изучение школьных дисциплин, создание музея.
Деятельность членов семейно-педагогического кружка строилась в русле гуманизации образовательного процесса, с учетом принципов краеведения; активности процесса познания; на основе глубокого изучения теоретических положений известных отечественных педагогов П. Ф. Лесгафта, С. Т. Шацкого и др.
Ключевые слова: внешкольная работа, педагогический кружок, летняя площадка, воспитание детей, формы работы.
Nazarenko Oksana Sergeevna
Graduate student, department ofpreschool pedagogy Ulyanovsk state pedagogical university named after IN Ulyanov, [email protected], Ulyanovsk
THE ROLE OF FAMILY AND CIRCLE OF TEACHERS IN SIMBIRSK IN THE ORGANIZATION OF ExTRACURRICULAR ACTIVITIES with CHILDREN
In this paper analyzed the activity of the circle of family and teachers in Simbirsk in the early twentieth century. Among the main activities marked: scientific discussion of actual problems of upbringing and education of children, the organization of children’s leisure, work to protect and promote children’s health, provision of guidance in learning school subjects, creating a museum. The activities of the members of the family-teacher mug constructed in line with the humanization of the educational process, taking into account the principles of local history, the activity of cognition, based on in-depth study of theoretical propositions known domestic teachers PF Lesgaft, ST Shatsky, etc.
Keywords: out-work, teaching circle, summer playground, parenting, forms of work.
Современные условия развития нашего общества, определяя основные направления в развитии отечественного образования, способствуют появлению как положительных, так и негативных тенденций в образовании. Минимизация обязательных школьных дисциплин в соответствии с новыми образовательными стандартами, праздное времяпровождение детей из-за нежелания или невозможности посещения секций, кружков ориентирует родителей и педагогов на создание условий для удовлетворения образовательных, коммуникативных
потребностей формирующейся личности за пределами школьной программы в рамках дополнительного образования детей. Для отечественной педагогики характерно обращение к опыту прошлого в определении своего дальнейшего пути развития, в том числе и в решении задач, стоящих перед дополнительным образованием, которое в советское время рассматривалось в качестве преемника внешкольного образования в России.
К концу девятнадцатого века в России значительный опыт внешкольной работы был накоплен детскими клубами, спор-
тивным площадками, летними оздоровительными колониями [4]. Их деятельность отражала педагогические искания учителей, общественных деятелей в обновлении школы, воспитательного и учебного процесса. Теоретическая база организации внешкольной работы с детьми была разрабо-танаизвестнымиотечественнымипедагогами С. Т. Шацким, А. У Зеленко, П. Ф. Лесгаф-том, Л. К. Шлегер. Они считали, что главная задача внешкольных учреждений - развитие личности ребенка, оказание ему помощи в выборе занятий по интересам, создание условий для разумного досуга. Идеи педагогов в области внешкольного образования детей были реализованы в практической работе с детьми и взрослыми во многих городах России того времени.
На рубеже Х1Х-ХХ веков в педагогической жизни страны, в развитии народного образования и педагогики значительное место занимают общественно-педагогические организации. При многих губернских и уездных земствах и городских управах создавались комитеты и комиссии по народному образованию. В этот период просветительная деятельность выходила за рамки начальной школы, распространяются общества содействию женскому, профессиональному, внешкольному и другим видам образования.
Подъем общественно-педагогического движения в 1990-х годах, в ходе которого остро обсуждался вопрос о кризисе школы, о необходимости ее коренной реформы, способствовал возникновению новых общественно-педагогических организаций -обществ, педагогических и семейно-педагогических кружков, отделов педагогики при различных обществах.
Среди наиболее крупных общественнопедагогических организаций этого времени были Педагогическое общество взаимной помощи в Петербурге (1893), Педагогическое общество при Московском университете (1898), педагогические общества при Казанском и Новороссийском университетах. Педагогические общества становились важными центрами педагогической и общественной жизни страны [3].
Ещё большее распространений в конце 90-х годов получили педагогические кружки, члены которых активно включались в обсуждение школьных проблем, вопросов
воспитания и образования детей, в разработку вопросов реформы школы. Некоторые из них, несмотря на скромное название «кружка» выполняли функции педагогического общества. Среди них и семейно-педагогический кружок в г. Симбирске, который начал свою деятельность в 1903 году. Кружок объединил всех заинтересованных, неравнодушных к воспитанию и образованию людей. Уже в названии «семейно-педагогический кружок» просматриваются его главные задачи: оказание помощи в воспитании и образовании детей за пределами школьного обучения; организация детей, не охваченных школьным образованием, оказание помощи семье в организации досуга детей, педагогическое просвещение взрослых.
На момент создания в кружке было двенадцать действительных членов и 94 сотрудника. Весь спектр деятельности семейно-педагогического кружка можно объединить по нескольким направлениям: деятельность библиотечной комиссии, организация детских игр, «общие четверговые собрания».
Исходя из этих направлений, можно выделить и основные функции семейно-педагогического кружка:
- общественно-просветительскую (устройство библиотек, проведение бесед, чтение лекций) ;
- образовательную (расширение детских представлений в разных областях наук);
- организаторскую (создание внешкольных учреждений, организация катка, утренников) ;
- оздоровительную (укрепление здоровья детей);
- научно-исследовательскую (заслушивание рефератов, обсуждение научных сообщений);
- филантропическую (бесплатная раздача билетов на утренники, подарков неимущим детям).
Особая роль в определении теоретических подходов к воспитанию и обучению детей, как в условиях общественного, так и семейного воспитания, принадлежала общим собраниям членов семейно-педагогического кружка. Проблемы, рассматриваемые на общих собраниях, касались разных сторон воспитания и методик преподавания (о наградах и наказаниях, о воспитании гражданина), проблем эстетического разви-
тия, преподавания отдельных дисциплин (в частности, музыки), реализация принципа наглядности в обучении, учет психологических особенностей детей в их воспитании и обучении, о преемственности дошкольного и школьного воспитания. При обсуждении разных воспитательных проблем рассматривались различные точки зрения, определялась собственная позиция, тем самым можно констатировать, что общественная инициатива играла ведущую роль на рубеже веков не только в распространении грамотности и развитии различных видов образования, но в развитии науки.
Особую заинтересованность члены кружка проявляли при обсуждении вопросов, связанных с развитием у детей самодеятельности. Это было значимо и актуально на рубеже веков при нарастающей активности народных масс, при проведении реформирования общества, для которого требовался активный человек, знающий и умеющий осуществлять преобразования в общественной, производственной сфере, что так актуально и для наших дней. «Для развития самодеятельности, - подчеркивалось в одном из научных сообщений, - детям необходимо давать работу, соответствующую их силам и пониманию» [7, С. 2]. Значение самостоятельной работы члены кружка рассматривали в развитии у детей стремления к изучению окружающего, познавательного интереса; в развитии нравственных качеств, «поскольку дети заняты интересной работой и у них нет времени для праздности и дурных наклонностей» [там же].
Ещё одно направление деятельности семейно-педагогического кружка - работа комиссии игр, которая в большей степени связана с организацией досуга, полезного для здоровья детей. Прежде всего, это устройство катка, как «здорового развлечения для детей». Каток был доступен для детей разных социальных слоёв, всем желающим, поскольку члены семейно-педагогического кружка осуществляли и бесплатную раздачу билетов для учащихся мужской и Мариинской гимназии, духовной семинарии и духовного училища, трехклассного городского училища. В функции комиссии игр входило устройство детской ёлки для беднейших детей города. Новогодние празднества обязательно сопровождались раздачей подарков
из одежды (платья, шапки, валенки, материал для пошива), продуктов питания и сладостей.
Наибольшей популярностью среди детей пользовались игры, организуемые на летней площадке. Возраст и социальное положение детей, посещавших площадку, был самым различным, о чём свидетельствуют данные таблиц 1, 2.
Таблица 1
Число детей, посещавших площадку (1913 год)
Возраст 14 13 12 11 10 9 8 7
мальчики 15 27 65 60 59 46 31 34
девочки - 9 50 39 45 57 62 47
Таблица 2
Социальный состав детей
Социальное положение родителей Кол-во детей
Дети ремесленников и прислуги 173
Дети сторожей 141
Дети служащих 121
Дети торговцев и приказчиков 108
Дети полицейских и городовых 24
Дети духовенства 10
Дети военных 7
Дети учителей 6
О том, что деятельность организаторов площадки строилась на научно-методической основе, свидетельствует квалификация педагогов и последовательность работы в организации детского сообщества. Поскольку только что собравшиеся дети не имели навыков взаимодействия, не были знакомы с правилами игры, то организаторы -ученицы и последовательницы взглядов П. Ф. Лесгафта, предлагали простые игры, в которых бы дети могли познакомиться друг с другом, понять последовательность игровых действий. Затем работа с детьми строилась с определенным усложнением и дифференциацией по возрастному составу. В последующие годы деятельность летней площадки значительно расширились за счет введения «педагогической гимнастики», организации занятий по лепке, обучения столярному ремеслу для всех желающих. Таким образом, детскую площадку можно рассматривать как интегрированную форму современных учреждений дополнительного образования детей, с предоставлением им возможности
найти удовлетворение своим образовательным запросам, приобретения практических навыков.
Решению задач физического, трудового и умственного воспитания подрастающего поколения способствовали и проводимые комиссией игр прогулки и походы с детьми для знакомства с окружающей природой и с предприятиями города. Члены семейно-педагогического кружка рассматривали данные формы работы с детьми как средство расширения детских естественнонаучных знаний о природе, а осмотр заводов и технических заведений (губернской типографии, свечного завода) вызывал огромный интерес у детей не только к производственному процессу, но и заинтересованность данными видами профессий. Для правильной организации подобных мероприятий, проведению бесед с детьми требовалась тщательная подготовка взрослых, что становилось предметом особого обсуждения на заседаниях семейно-педагогического кружка.
Организаторы внешкольной работы с детьми осознавали необходимость осуществления работы по эстетическому воспитанию, развитию эстетических чувств у детей, принадлежащих к низшим слоям населения, родители которых не могли обеспечить им занятия музыкой, посещения культурных мероприятий. В связи с этим комиссия игр организовывала детские спектакли с участием самих детей, создала детский хор. Однако был ряд трудностей в организации детских спектаклей: не хватало хороших детских пьес, дети не всегда могли справиться с ролью, в педагогической литературе не было методического обоснования этого вопроса, поэтому «пение бесспорно лучше удавалось детям, чем сценическое искусство» [С. 18, 2].
Задачам эстетического воспитания, развития детского творчества и одновременно умственному развитию способствовали «детские утра».
Комбинированные мероприятия предполагали чтение детям рассказов по истории, географии, и детское исполнение басен, стихов, хоровое пение и организацию игр. Современные программы культурно-массовых мероприятий с детьми в своей основе строятся на подобном комбинировании разных видов деятельности.
Организаторы семейно-педагогического
кружка в Симбирске достаточно активно реагировали на запросы общественности, критические замечания в адрес своей деятельности. Как ответ на запрос оказания методической помощи детям в изучении естественных наук в 1907 году был организован естественноисторический музей. К его организации члены кружка подошли с научно-методических позиций. В основу деятельности музея были положены идеи К. Д. Ушинского о наглядном методе преподавания, делающим процесс обучения более понятным, доступным и интересным для детей. Идеи Ушинского прослеживаются и при введении принципа «отчизноведения». К. Д. Ушинский считал, что в качестве основы для изучения Отечества необходимо развивать у детей «инстинкт местности», где они живут, то есть знание своего непосредственного окружения и умение сопоставлять его с изучаемым материалом. Познание отчизны связано с изучением географии, истории, естествознания, родного языка. Содержание «Отчизновения» К. Д. Ушинский рассматривал как комплексную характеристику края, региона проживания, где общенаучные знания формируются на основе местных сведений в результате сравнения и обобщения. Организованный членами семейно-педагогического кружка музей решал общеобразовательные задачи в тесной связи с реализацией «регионального компонента». Это положение находит подтверждение в задачах музея: ознакомление взрослого и учащегося «населения местного края:
- с естественной историей вообще и местными особенностями природы в частности» в научно-теоретическом и практическом отношении;
- с ботаникой, физикой, зоологией;
- сведениями по лесоводству, сельскому хозяйству, рыболовству;
- с образцами различных пород почв;
- с устройством и моделями промышленных и сельскохозяйственных орудий.
Материально-техническая база музея включала в себя коллекцию бабочек, растений, минералов, птичьих гнезд; чучела экзотических животных, птиц; микроскопические препараты; микроскопы. Он оказывал дополнительную помощь в «рациональной постановке преподавания», в развитии инте-
реса у учащихся в познании, в выборе профессии, в получении дополнительных знаний работающих [1].
Ещё одно направление деятельности семейно-педагогического кружка связано с устройством библиотеки, книгами которой в первое время пользовались только члены кружка, а в последствие библиотечный фонд стал доступен для всех желающих.
Таким образом, анализ деятельности семейно-педагогического кружка в г. Симбирске в начале двадцатого века позволяет рассматривать его как организационноуправленческую структуру, деятельность которой связана с решением общеразвивающих задач в контексте внешкольной работы с детьми; воспитательных задач подрастающего поколения; педагогического просвещения взрослого населения; задач научнометодического обоснования и обеспечения образовательного процесса.
Деятельность членов семейно-педагогического кружка строилась в русле гуманизации образовательного процесса, с учетом принципов краеведения; активности процесса познания; дифференциации процесса образования, что так актуально и значимо в наши дни.
Библиографический список
1. Исторический очерк возникновения Симбирского областного музея и отчет о его деятельности за 1909 год. - Симбирск, 1910. - 39 с.
2. Отчет о деятельности семейно-педагогического кружка в г. Симбирске за 1904 год. - Симбирск, 1905. - 57 с.
3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX- начало XX в. / под ред. Э. Д. Днепрова. - М.: Педагогика, 1991. - 448с.
4. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 томах. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. - Т. 1. - 608 с.