Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ УПРУГИХ КОЛЕБАНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА'

МОДЕЛЬ УПРУГИХ КОЛЕБАНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРУГИЕ КОЛЕБАНИЯ / МОДЕЛЬ ЭЙЛЕРА-БЕРНУЛЛИ / ПОПЕРЕЧНЫЙ ИЗГИБ / ДИНАМИКА ПОЛЁТА

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Ромадов Сергей Владимирович, Козырь Андрей Владимирович

Рассмотрены вопросы построения математической модели динамики гибкого летательного аппарата на основе уравнения Эйлера-Бернулли. Проведено компьютерное моделирование. Сделаны выводы о влиянии экспериментальных параметров и критериях, которым должна соответствовать система управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Ромадов Сергей Владимирович, Козырь Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF AIRCRAFT ELASTIC OSCILLATIONS

Constructions issues of flexible aircraft mathematical model based on Euler-Bernoulli equation are considered. A computer simulation has been done. Conclusions are drawn about the influence of experimental parameters and criteria which control system must meet.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ УПРУГИХ КОЛЕБАНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

Феофилов Сергей Владимирович, д-р техн. наук, профессор, svfeofilov@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

COMPERATIVE ANALYSIS OF NEURAL NETWORK EMULATORS FOR NONLINEAR DYNAMIC OBJECTS

N.A. Bezzubov, S. V. Feofilov

The article presents a comparative analysis of neuroemulators of dynamic objects. A simulation has been carried out showing the successful solution of the problem of emulation of a nonlinear object using neural networks of back propagation and networks of radial basis functions, due to their universal approximation properties. The advantage of radial-basis function networks over a multilayer perceptron in terms of emulation of nonlinear dynamic objects is shown.

Key words: neural network control, neuroemulator, radial basis function neural network, back-propagation neural network, nonlinear dynamic object.

Bezzubov Nikita Andreevich, postgraduate, nikobezzubov@gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Feofilov Sergey Vladimirovich, doctor of technical sciences, professor, svfeofilov@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 681.5

DOI: 10.24412/2071-6168-2023-1-79-84

МОДЕЛЬ УПРУГИХ КОЛЕБАНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

С.В. Ромадов, А.В. Козырь

Рассмотрены вопросы построения математической модели динамики гибкого летательного аппарата на основе уравнения Эйлера-Бернулли. Проведено компьютерное моделирование. Сделаны выводы о влиянии экспериментальных параметров и критериях, которым должна соответствовать система управления.

Ключевые слова: упругие колебания, модель Эйлера-Бернулли, поперечный изгиб, динамика полёта.

Упругое поведение гибких звеньев приводит к нежелательным колебаниям конструкции [1], что затрудняет разработку системы управления для таких систем. При неучёте упругих колебаний автомат стабилизации ЛА будет некорректно интерпретировать отклонение угла тангажа, которое на самом деле включает угол между касательной к изогнутой оси его корпуса в месте установки измерительного прибора и осью корпуса как жёсткого тела. Это означает, что упругие колебания будут оказывать влияние как на траекторию, так и на устойчивость движения.

Задача о движении ЛА под действием внешних сил в общей постановке является достаточно сложной. Упругие колебания корпуса ЛА происходят действием распределённых сил инерции и аэродинамических сил. Влияние последних на полёт ЛА и, соответственно, аэроупругость в данной работе учитывать не будем. Использовать будем расчётную модель в виде неоднородного упругого стержня, которая, как правило, удовлетворительно описывает деформации корпуса в целом [6].

Описание расчётной схемы. Поперечные деформации упругого стержня описывает уравнение Эйлера-Бернулли [5, 6]:

+ то (x)(((x, t) + (x - Хс )0(t)) - F(t) = 0, (1)

1 / ô 1 & 1 + h-

dt )dx 2

, .d 2 f (x, t) EJZ ( x) J\"

V & )

где х - координата точки на продольной оси тела, м; Е12(х) - изгибная жёсткость, Нм2;^хЛ) - прогиб, м; h - коэффициент диссипации, определяемый экспериментально [1, 6], с; т0(х) - погонная масса, кг/м; 9(/)

- угол поворота относительно центра тяжести, рад; хс - координата центра тяжести, м; F(t) - сила рулей, Н.

Выражение для силы F(t) в случае применения аэродинамических рулей можно представить в следующем приближённом виде [6]:

F 0 ) = Ч(У р.Св. р. (§в. р. )§в. р. 0 ),

где q(V) - скоростной напор, зависящий от скорости ЛА V, кг м/с2; Sв.р. - характерная площадь руля; 5в.р.

- угол поворота рулей, рад; Сар.(5ар.) - коэффициент, учитывающий форму рулей и зависящий от угла поворота рулей. В данной работе зависимость F(t) от скорости не учитывается.

79

Целесообразно для упрощения разбить ЛА на к участков длиной и с постоянными в их пределах парам етрами и т0/ [6]. Рассмотрим теперь уравнение (1) для некоторого /-го участка. Применим метод разделения переменных, положив f (х, г) = ф() [1]. После преобразований получим:

) + Ью 2 д(г) + ю 2 Я(г) )= -9(г) | т0 (х)( х - хс )ф( х)<^х + ¥ (г )ф( х р);

0

ф1Г (х) + р4ф( х) = 0. Где ю - собственная частота колебаний, рад/с; хр - координата установки рулей, м; р4 =

(2)

рЛ<<

- по-

I

стоянный коэффициент, м-4; ц = | то( х)ф2( х)^х - обобщённая масса [1, 6], кгм2.

0

На основании уравнения (2) прогиб представим в виде ряда

да

f (х г) = Ефп (х)Чп (г),

п=1

где фп(х) - п-я главная форма колебаний, м; дп(г) - обобщённая координата деформации по п-й главной форме. Каждой главной форме фп(х) при этом соответствует своё значение собственной частоты колебаний юп; Ж-ую главную форму колебаний для /-го участка в общем виде в соответствии с (6) можно выразить через тригонометрические и параболические функции или через функции Крылова [1], чем воспользуемся:

фп,/ (х) = С1пЛ (Рп,/х) + С2пТ (Рп,/х) + С3пи (Рп,/х) + С4п^ (Рп,/х), (3)

где Сп - постоянные коэффициенты; S(Pn х) - функции Крылова:

Л (рх) = 0.5(сй(рх) + ^(рх)), V (рх) = (1 / р)Л '(рх), и (рх) = (1 / р) V '(рх), Т (рх) = (1 / р)и '(рх). Рассматривая какую-либо главную форму колебаний, составим вектор формы и(х) из величин прогиба, угла поворота, изгибающего момента и перерезывающей силы на /-м участке, и матрицу перехода через /-й участок Л^х) [6]:

и/ (х) = ( (х) f ;(х) ш^цх) Ш^Цх)).

(

Л/ (х) =

л (р/х)

Т (р/х)/р/ Л (р/х)

р/^(р/х) EJzPi2U(Pix) EJzPiV(Pix) Ш2р{3Т(р{х) EJzPi2U(Pix)

и(р/x)/(EJzPi2) V(Pix)/(EJzPlЪ)Л

T(Pix)/(EJzPi) U(Pix)/(EJzPi2) Л(р/х) Т(р/х)/р/ ру (р/х) ад х) ,

Матрица составлена таким образом, что вектор формы в точке любого /-го участка можно определить через вектор формы на входе в 1-й участок:

(

и /(х) = Л/(х) Для конца тела можно записать

/-1

Л

П Л (¡п)

^ п=1

к

и1(0) = Р( х,/)и1(0)

и(1) = П Лп (¡п )и1(0) = Б^(0)

п=1 .

Коэффициенты в / и частоту колебаний находят из следующего уравнения, гарантирующего неравенство нулю всех постоянных коэффициентов в выражении (3) [6]:

Д31 В32

Б = 3,1 3,2 = 0 Б4,1 Б4,2

Выражение для /-главной формы колебаний п-го участка фу(х) после упрощений будет иметь

вид:

(

ф/, п(х) = ф/(0)

Б3 1

Р1,1( х, п)Р1,2( х, п)

Л

Б-

3,2

где фг(0) - произвольное начальное значение 1-й формы колебаний.

Изложенный алгоритм определения форм колебаний наиболее удобен для реализации на компьютере.

Вывод уравнений динамики. Уравнения динамики можно получить с помощью уравнений Лагранжа второго рода. Вектор обобщённых координат упругого тела при учёте первой главной формы колебаний представим в виде:

5(г) = ( (г) уос (г) 9(г) д(г))Т,

где х0с(г) и у0с(г) - перемещения тела вдоль неподвижных осей х0 и уо соответственно, м; 9(г) - угол поворота тела (траектории) в плоскости х0у, рад; д(г) - обобщённая координата деформации по первой главной форме.

Кинетическая энергия упругого тела определяется выражением [5] К =1 тхос 2 + — ту ос 2 + — {рА(р 2(х,г))йХ,

2

2

2;

где p(x,t) - линия движения произвольной точки центральной оси тела относительно центра тяжести: p(x, t) = ((x - xc ) cos 0( t) - f (x, t) sin 0(t))/xo + ((x - xc ) sin 0( t) + f (x, t) cos 0(t))iy0. Потенциальная энергия упругого тела определяется выражением [5]

1

l

U = - J EJZ 2 0

f 2 Л2 'д 2 f (x, t) А

dx

2

dz.

Вектор обобщённых сил, учитывающий изменение направления векторов сил Т и F(г) вследствие упругих колебаний (рис. 1):

f

Q(t) =

T cos(0(t) - f'(x, t) x,e ) + F(t) sin(0(t) + f'(x, t) T sin(0(t) - f'(x, t)| x,e ) + F(t) cos(0(t) + f'(x, t) F(t)(xр - xc )cos(f'(x,t) F(t)ф(xр )cos(f'(x,t)

Xр ))

Л

x р ) - mg

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

x )

Ар '

x )

Ар '

где f'( x, t) - угол поворота сечения,

- координата двигателя, м.

f'lxjllxp

Рис. 1. Направления векторов сил для упругого тела

Полученную после всех преобразований систему уравнений представим в нормальной форме Коши. Компоненты вектора состояния:

Х1 = х0с , х2 = УОс, х3 =0, х4 = 9, х5 = х0с, х6 = у0с, х7 = 9, х8 = д ■ Система уравнений в нормальной форме Коши:

х1 = х0с = х5; х2 = у0с = х6; х3 = 9 = х7; х4 = д = х8; х5 = х0с = ах0сс9 cos(x3 + аТдх4)+ ах^(г>Цх3 + ах0^дх4); х6 = у0с = ау0с8в sin(x3 + аТдх4)+ ау0с^(г) cos(x3 + аГдх4)" £; х7 = 9 = аё^(г)со^дх4)+ %дх8 + %дх4; х8 = д = aдFF(г)cos(aFgx4)+ аддх8 + аддх4 ■

81

Значения постоянных коэффициентов:

T 1 1 T , ,

> a xocs6 = m ' a = m ' ay0cs®= m ' aTq = -f '( xt ) xóe ' aFq =f '(xt )

°cc0 m "x0c-

aQF =

a0q =

mmm

l 2 l

(xp - xc )J m°(x)9 (x)dx -ф(xр )J m°(x)x9(x)dx ° °

2 l

/ a

зн

/ aзн ' a0q = a0q / h

aqF =

hra J m°(x)(x - xc )ф(x)dx °

l

ф(xр )JM -(xp - xc)Jm°(x)xф(x)dx

/a

зн

aqq

J т h®'

/ a зн > aqq aqq / h >

где

l 2 H ^

Jт J m°(x)ф (x)dx - J m°(x)xф(x)dx ° 1°

2

Приведём также модель динамики для жёсткой системы. Компоненты вектора состояния для жёсткого тела:

x1 = x0c ' x2 = y0c , x3 =0 ' x4 = x0c ' x5 = y0c ' x6 = e ' Система уравнений для жёсткого тела в нормальной форме Коши:

x1 = x0c = x5; x2 = y0c = x6; x3 = e = x7; x4 = x0c = aX0cce cos(x3 ) + ax0csQF(t)sin(x3 );

x5 = .У0c = ay0cse sin(x3 ) + ay0ccQF(t)cos(x3 )"£; x6 = e = aQFF(t). Значения постоянных коэффициентов:

= T = 1 = 1 = T = ,

ax0cce = m ' a*0cse = m ' ay0cce = m ' ay0cse = m ' aQF =(xp xc)' т.

Результаты численного моделирования. Примем к расчёту параметры: l = 1,5 м, хр = 1,5 м,

хдв = 0, T = 30 Н, h = 0,0001 с. Объект разобьём на 3 участка с параметрами:

1) h = 0,6 м, EJz1 = 100 Н-м2, шел = 1 кг/м;

2) I2 = 0,6 м, EJz2 = 50 №м2, m02 = 0,5 кг/м;

3) I3 = 0,3 м, EJz3 = 125 Н-м2, m03 = 0,75 кг/м.

l

Координата центра тяжести xc = — J m°( x) xdx = °,67

м.

m

°

Рассчитанная частота колебаний по первой форме ш^ = 89,4 рад/с. Первая главная форма колебаний показана на рис. 2.

Первая форма колебаний, м

- 1-2 -3

0 0 .1 0 .2 0 .3-D i .6 0 .7 0 .8 0 .9 Í 1 .2 1 .3 1 .4 1

—~

Рис. 2. Первая главная форма колебаний Произвольное управляющее воздействие показано на рис. 3.

Отклонения ЛА в вертикальном и горизонтальном перемещениях (высоте и дальности) и угле поворота относительно жёсткого ЛА показаны на рис. 4.

Отклонения крайней точки ЛА при разных И показаны на рис. 5.

82

x

a зн ~

50

Управляющее воздействие, H

■50

Time offset: 0

0 0.02 0.04 0.0Б 0.08 0.1 0.12 0.14 0.16 0.10 0.2 t, с

Рис. 3. Управляющее воздействие

Отклонение в вертикальном перемещении, м

0.2

0.4

0.6

0.8

1

t, с

Time offset: О

Рис. 4. Отклонения траектории движения упругой модели

Отклонение крайней точки тела при разных коэффициента* h при h = 0.0001

0 0.1 0.2 0.3 0.4 0.5 0.6 0.7 0.8 0.3 1 t, с

Time offset: О

Рис. 5. Отклонение крайней точки ЛА при разных коэффициентах h

За 1 с отклонение в высоте полёта упругого ЛА составило 0,03 м, в дальности - 0,022 м. И форма, и величина колебаний в значительной степени зависят от коэффициента h.

Вывод. Рассмотренная модель показывает, что упругие колебания могут в значительной степени влиять на траекторию движения летательного аппарата, накапливая ошибку из-за изменения курса с течением времени. Кроме того, существует прямая пропорциональность прогиба fx, t) и изгибающего момента EJ z ( x) f " ( x, t ), то есть влияние изгибных колебаний на прочность также может быть велико.

Система управления ЛА должна минимизировать амплитудные значения колебаний и обеспечивать коррекцию траектории полёта.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования в рамках государственного задания по теме «Развитие теории прикладных интеллектуальных систем вооружения и военной техники (FWG-2022-0003)»

Список литературы

1. Хазанов Х.С. Механические колебания систем с распределёнными параметрами: учеб. пособие. Самара: Изд-во СГАУ, 2002. 80 с.

2. Dowell EH. A modern course in aeroelasticity. 5th revised and enlarged ed. Switzerland: Springer International Publishing, 2015.

3. Martins J., Zaharuddin M., Osman Tokhi M. Approaches for dynamic modelling of flexible manipulator systems // IEE Proceedings - Control Theory and Applications, 2003. № 4(150). P. 401-411.

4. Голубев Ю.Ф. Управляемое вращение упругого стержня на плоскости // Препринты ИПМ им. М.В.Келдыша, 1999. № 46. 25 с.

5. Zhiling T. Modeling and control of flexible link robots. Singapore. Singapore: Nat. Univ. of Singapore, 2004. 153 p.

6. Колесников К.С. Динамика ракет: учебник для вузов. М.: Машиностроение, 2003. 520 с.

Ромадов Сергей Владимирович, студент, romadovsersev5@smail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Козырь Андрей Владимирович, ассистент, Kozvr_A_V@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

MODEL OF AIRCRAFT ELASTIC OSCILLATIONS S.V. Romadov, A.V. Kozyr

Constructions issues of flexible aircraft mathematical model based on Euler-Bernoulli equation are considered. A computer simulation has been done. Conclusions are drawn about the influence of experimental parameters and criteria which control system must meet.

Key words: elastic oscillations, Euler-Bernoulli model, transverse bend, flight dynamics.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Romadov Sergey Vladimirovich, student, romadovsergev5@gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Kozyr Andrey Vladimirovich, assistant, Kozyr_A_V@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 531.58

DOI: 10.24412/2071-6168-2023-1-84-88

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ НЕЛЕТАЛЬНОГО ВЫСТРЕЛА ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ

Е.Н. Патрикова, Т.С. Патрикова

В работе представлена математическая модель нелетального выстрела из боевого оружия газоотводного типа, включающая совместное решение основной задачи внутренней баллистики в канале ствола оружия со специальным надульным устройством и задачи определения параметров движения пули, подаваемой за дульным срезом оружия и разгоняемой в надульном устройстве посредством силового воздействия порохового газа, поступающего из канала ствола оружия.

Ключевые слова: нелетальное действие, специальное надульное устройство, напряженно-деформированное состояние.

Необходимость разработки соответствующей математической модели возникла вследствие необходимости теоретического рассмотрения явлений, протекающих в специальных надульных устройствах [1], обеспечивающих возможность ведения стрельбы из боевого автоматического оружия в режиме нелетального действия.

Разработанные специальные надульные устройства [1] позволяют, в зависимости от ситуации, использовать оружие, находящееся на вооружении силовых структур в двух режимах: 1- боевого оружия; 2- специального оружия нелетального действия, стреляющего сферическими резиновыми пулями, обеспечивающими, с одной стороны, останавливающее действие на правонарушителей, а, с другой стороны, проведение учебно-тренировочных боев со стрельбой «на поражение».

На рис. 1 представлена расчетная схема специального надульного устройства.

Сложность математического описания процесса выстрела сферической резиновой пулей при использовании специального надульного устройства обусловлена совместным решением основной задачи внутренней баллистики в канале ствола оружия со специальным надульным устройством при выстреле холостым патроном и задачи определения параметров движения пули, подаваемой за дульным срезом оружия. Для решения первой задачи необходимо знать силу сопротивления движению пули по каналу дополнительного ствола и силу трения на участке контакта двух пуль в каморе надульного устройства, определяемых из решения второй задачи, а для решения второй задачи необходимо знать перемещение и скорость движения пули, которые являются результатом решения первой задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.