Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ю.Е. Рудаков, Б.И. Никонов, В.Б. Гурвич, Л.Г. Ананьина, И.Г. Юровских

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1998 УДК 614.3/.4(470.54)

Ю. Е. Рудаков, Б. И. Никонов, В. Б. Гурвич, Л. Г. Ананьина, И. Г. Юровских, В. В. Романенко

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ НА ПРИМЕРЕ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Областной центр Госсанэпиднадзора в Свердловской области, Екатеринбург

Принятие в 1991 г. Закона "О санитарно-эпидемио-логическом благополучии населения" и разработка на его основе новой концепции развития санитарно-эпиде-миологической службы потребовали новых подходов к организации ее управления |5|.

К моменту выхода закона у санэпидслужбы Свердловской области уже был накоплен опыт работы в условиях централизации финансирования и управления. Решением облисполкома № 455 от 11.12.90 "О переводе здравоохранения области с 1991 г. в систему нового хозяйственного механизма" было создано областное объединение "Санэпидслужба". В рамках объединения проведена централизация управления и финансирования санитарно-эпидемиологических станций. В течение ряда лет разрабатывались отдельные элементы новой системы управления.

Однако после длительных поисков в разных направлениях мы пришли к выводу о необходимости создания системной модели управления санэпидслужбой области 11-4, 9].

Переход от тотального контроля за соблюдением санитарного законодательства к целенаправленному изучению состояния здоровья населения, факторов окружающей среды и выявление связи здоровье—фактор обусловили необходимость новых подходов к организации работы.

Для санэпидслужбы области, каждого структурного подразделения, возглавляющего соответствующее направление в обеспечении санитарно-эпидемиологиче-ского благополучия населения, четко сформулирована основная цель, впервые разработано "Дерево целей" для всей службы (схема 1) |6, 8].

Цели декомпозированы в задачи, задачи — в функции. Данный системный подход использован для планирования работы санэпидслужбы.

Все центры Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) с учетом состояния материальной базы, кадрового обеспечения, количества обслуживаемого населения и уровня организации работы разделены на 4 уровня. Для каждого уровня установлено определенное количество функций, которые следует выполнять. Общее количество функций 327, в том числе для ЦГСЭН I уровня 98, II уровня 113, III уровня 116.

Чем выше уровень центра, тем большее количество функций он должен выполнять [6, 8].

В ходе дальнейшей отработки модели функции будут развернуты до действий и операций, которые предполагается описать в системе стандартов деятельности ЦГСЭН области.

Исходя из новых задач проведено изменение организационной структуры ЦГСЭН: созданы новые подразделения, изменились названия ранее существующих (схема 2).

В областном ЦГСЭН (IV уровень) появились такие подразделения, как отдел социальной гигиены, отдел организации лабораторного контроля, метрологии и стандартизации, планово-экономический отдел, отдел кадров и т. д.

Изменились традиционные названия: так, эпидотдел стал называться отделом профилактики инфекционной заболеваемости, отдел гигиены питания — отделом факторного надзора за продуктами питания населения и т. д. Аналогичные изменения произошли в городских и районных центрах.

Для контроля и стимулирования работы ЦГСЭН по внедрению новой концепции разработаны показатели, сведенные в несколько таблиц (в статье не приводятся).

Таблица 1 "Ресурсные показатели" отражает финансово-экономическую деятельность и включает такие показатели, как финансирование по бюджету, получение средств из внебюджетных источников, заработную плату и т. д.

Таблица 2 "Показатели здоровья" показывает демографическую ситуацию, состояние заболеваемости населения на территории в динамике, а также меры, принимаемые центрами в связи с повышенной заболеваемостью: административные штрафы на физических и юридических лиц, экономические санкции.

В таблицах 3.1 "Оценка химического фактора", 3.2 " Оценка биологического фактора", 3.3 "Оценка физического фактора" представлены состояние указанных факторов по данным лабораторных исследований, инструментальных замеров и меры, принимаемые ЦГСЭН по каждому случаю отклонений от норматива, иными словами нанесения вреда здоровью населения.

Таблица 4 "Нарушение действующего законодательства" отражает все меры, которые принимают ЦГСЭН в случаях нарушения законодательства.

Все перечисленные таблицы заполняются в ЦГСЭН ежеквартально. По итогам работы за квартал главные врачи 10—15 ЦГСЭН отчитываются перед главным врачом областного ЦГСЭН.

При обсуждении отчета по итогам работы за год оценка работы ЦГСЭН проводится с учетом указанных выше показателей, а также качества выполнения функций.

Во время сдачи годового отчета по каждому подразделению городского и районного ЦГСЭН определяется количество невыполненных функций. Проводится расчет их стоимости, исходя из объема финансирования, и полученная сумма снимается с годового финансирования ЦГСЭН.

От показателей качества и эффективности деятельности ЦГСЭН зависит сумма должностного оклада их главных врачей [5].

Для объективной оценки деятельности центров по всем ее видам подготовлены показатели трудозатрат в часах. Каждый специалист в отчете за месяц указывает количество времени, затраченного на те или иные виды работ. Проводится подсчет по каждому подразделению [7].

Разработаны цены по калькуляционным статьям расходов на платные работы и услуги. В дальнейшем будут разработаны цены на бюджетные виды деятельности.

Внедрение описанной модели управления невозможно без применения вычислительной техники, поэтому мы ведем работу и в этом направлении.

Схема 1. "Дерево целей"

Схема 2. Структура областного ЦГСЭН

Эпидемиология Зам. главного врача

Отдел АСУ

От внедрения автоматизированных рабочих мест по отдельным специальностям, локальных программ мы перешли к созданию единой компьютерной системы в рамках службы области.

Разработана концепция создания автоматизированной информационной системы "Санэпид" Свердловской области, ЦГСЭН приступили к ее реализации.

Разработанная модель управления службой позволяет в условиях централизации управления и финансирования:

— успешно внедрять новую концепцию развития санитарно-эпидемиологической службы области;

— в крайне сложных экономических условиях добиваться стабильного финансового состояния ЦГСЭН за счет внебюджетных источников финансирования;

— рассчитывать стоимость содержания санитарно-эпидемиологической службы области, определять экономический эффект от деятельности службы;

— правильно планировать работу, исходя из финансовых, кадровых и материальных возможностей;

— объективно оценивать деятельность каждого специалиста, в целом ЦГСЭН и проводить финансирование, исходя из объема и качества работы;

— оптимизировать структуру, целенаправленно готовить кадры для выполнения определенных функций;

— обеспечивать устойчивую деятельность центров, преемственность в работе специалистов.

Предложенная модель управления может служить базой для разработки системы нормирования труда в сан-

эпидслужбе.

Литература

1. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования). — М., 1968.

2. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. — М., 1981.

3. Вебер Л. Г. Организация санитарно-эпидемиологи-ческого дела в СССР. — М., 1968.

4. Кант В. И. Математические методы и моделирование в здравоохранении. — М., 1987.

5. Никонов Б. И., Рудаков Ю. Е., Гурвич В. Б., Ананьина Л. Г. // Годичная науч. сессия "Актуальные вопросы медицины": Тезисы докладов. — Екатеринбург, 1996.

6. Организация санитарно-эпидемиологической службы / Лучина К. И., Емельянов П. И., Тер-Ка-рапетян А. 3. и др. — М., 1977.

7. Попов Г. А. Экономика и планирование здравоохранения. — М., 1976.

8. Хромченко О. М., Куценко Г. И. Санитарно-эпиде-миологическая служба. — М., 1990.

9. Штофф В. А. Моделирование и философия. — М.; Л., 1966.

Поступила 28.03.97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.