Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))'

МОДЕЛЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
87
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ / ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ И ЦЕННОСТИ / СФЕРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / EMPLOYMENT / UNIVERSITY GRADUATES / LIFE PLANS AND VALUES / SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Мария Семеновна, Кожурова Алина Алексеевна, Дмитриев Николай Александрович

Введение. На региональном уровне проблема трудоустройства актуальна в связи с тем, что из арктических районов и сельской местности уезжают высококвалифицированные специалисты. Это негативно сказывается на социально-экономическом благосостоянии местного коренного населения Республики Саха (Якутия). Стратегия развития ценностных ориентаций, жизненных смыслов, реального понимания окружающей действительности на внутреннем российском и мировом рынков труда определяет дальнейшее благополучное социально-экономическое развитие региона. Основным назначением этого развития являются квалифицированные трудовые ресурсы, которые будут обеспечивать экономический рост республики. Цель исследования: провести анализ намерений трудоустройства и ориентиров жизненных планов будущих молодых специалистов в современном пространстве высшего образования и на основе этого разработать модель их трудоустройства. Материалы и методы. Исследование было проведено на базе Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Арктического государственного института культуры и искусства, Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта, Якутской государственной сельскохозяйственной академии. Анкетирование было проведено среди выпускников вузов в количестве 555 респондентов. Результаты. Анализ результатов исследования показал, что многие молодые специалисты в будущем планируют поступить в магистратуру по своей специальности (22,8%), поехать в районы республики (22,3%), остаться в столице региона (21,5%). Далее по иерархии следует ответ «магистратура по другой специальности» (11,3%) как альтернатива получения второго высшего образования. Заключение. Полученные результаты позволили разработать рекомендации по регулированию молодежного рынка труда в сфере физической культуры и спорта и модель трудоустройства молодого специалиста. В результате данного исследования получен обзор общей картины оценки процесса организации трудоустройства выпускников в сфере физической культуры и спорта в контексте изучения молодых специалистов других вузов Республики Саха (Якутия) на этапе жизненного самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пономарева Мария Семеновна, Кожурова Алина Алексеевна, Дмитриев Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT MODEL OF A COMPETITIVE YOUNG SPECIALIST (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHА (YAKUTIA))

Introduction. At the regional level, the problem of employment is relevant due to the fact that highly qualified specialists are leaving the Arctic regions and rural areas, which negatively affects the socio-economic well-being of the local indigenous population of the Republic of Sakha (Yakutia). The strategy of developing value orientations, life meanings, and a real understanding of the surrounding reality in the domestic Russian and world labor markets determines the further successful socio-economic development of the region. The main purpose of this development is qualified labor resources, which will ensure the economic growth of the Republic. The purpose of the research: to analyze the intentions of employment and life plans of future young professionals in the modern space of higher education and on the basis of this to develop a model of their employment. Materials and methods. The research was conducted on the basis of the North-Eastern Federal University named After M. K. Ammosov, the Arctic state Institute of culture and art, the Churapchinsky state Institute of physical culture and sports, and the Yakut state agricultural Academy. The survey was conducted among University graduates in the number of 555 respondents. Results. Analysis of the results of the study showed that many young professionals in the future plan to enter the master's program in their specialty (22.8%), go to the regions of the Republic (22.3%), stay in the capital of the region (21.5%). Next in the hierarchy is the answer "master's degree in another specialty" (11.3%) as an alternative to obtaining a second higher education. Conclusion. The results obtained allowed us to develop recommendations for regulating the youth labor market in the field of physical culture and sports and a model for the employment of a young specialist. As a result of this research, an overview of the overall assessment of the process of organizing employment of graduates in the field of physical culture and sports in the context of studying young professionals from other universities of the Republic of Sakha (Yakutia) at the stage of life self-determination is obtained.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-04/ Дата публикации: 31.08.2020 УДК 378.095

М. С. Пономарева, А. А. Кожуровд, Н. А. Дмитриев

Модель трудоустройства конкурентоспособного молодого специалиста (на примере Республики Саха (Якутия))

Введение. На региональном уровне проблема трудоустройства актуальна в связи с тем, что из арктических районов и сельской местности уезжают высококвалифицированные специалисты. Это негативно сказывается на социально-экономическом благосостоянии местного коренного населения Республики Саха (Якутия). Стратегия развития ценностных ориентаций, жизненных смыслов, реального понимания окружающей действительности на внутреннем российском и мировом рынков труда определяет дальнейшее благополучное социально-экономическое развитие региона. Основным назначением этого развития являются квалифицированные трудовые ресурсы, которые будут обеспечивать экономический рост республики.

Цель исследования: провести анализ намерений трудоустройства и ориентиров жизненных планов будущих молодых специалистов в современном пространстве высшего образования и на основе этого разработать модель их трудоустройства.

Материалы и методы. Исследование было проведено на базе Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Арктического государственного института культуры и искусства, Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта, Якутской государственной сельскохозяйственной академии. Анкетирование было проведено среди выпускников вузов в количестве 555 респондентов.

Результаты. Анализ результатов исследования показал, что многие молодые специалисты в будущем планируют поступить в магистратуру по своей специальности (22,8%), поехать в районы республики (22,3%), остаться в столице региона (21,5%). Далее по иерархии следует ответ «магистратура по другой специальности» (11,3%) как альтернатива получения второго высшего образования.

Заключение. Полученные результаты позволили разработать рекомендации по регулированию молодежного рынка труда в сфере физической культуры и спорта и модель трудоустройства молодого специалиста. В результате данного исследования получен обзор общей картины оценки процесса организации трудоустройства выпускников в сфере физической культуры и спорта в контексте изучения молодых специалистов других вузов Республики Саха (Якутия) на этапе жизненного самоопределения.

Ключевые слова: трудоустройство, выпускники вузов, жизненные планы и ценности, сфера физической культуры и спорта

Ссылка для цитирования:

Пономарева М. С., Кожурова А. А., Дмитриева Н. А. Модель трудоустройства конкурентоспособного молодого специалиста (на примере Республики Саха (Якутия)) // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 152-163. сЬк 10.32744/р$е.2020.4.10

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-04/ Accepted: 4 June 2020 Published: 31 August 2020

M. S. Ponomareva, A. A. Kozhurova, N. A. Dmitriev

Employment model of a competitive young specialist (on the example of the republic of Sakha (Yakutia))

Introduction. At the regional level, the problem of employment is relevant due to the fact that highly qualified specialists are leaving the Arctic regions and rural areas, which negatively affects the socio-economic well-being of the local indigenous population of the Republic of Sakha (Yakutia). The strategy of developing value orientations, life meanings, and a real understanding of the surrounding reality in the domestic Russian and world labor markets determines the further successful socio-economic development of the region. The main purpose of this development is qualified labor resources, which will ensure the economic growth of the Republic.

The purpose of the research: to analyze the intentions of employment and life plans of future young professionals in the modern space of higher education and on the basis of this to develop a model of their employment.

Materials and methods. The research was conducted on the basis of the North-Eastern Federal University named After M. K. Ammosov, the Arctic state Institute of culture and art, the Churapchinsky state Institute of physical culture and sports, and the Yakut state agricultural Academy. The survey was conducted among University graduates in the number of 555 respondents.

Results. Analysis of the results of the study showed that many young professionals in the future plan to enter the master's program in their specialty (22.8%), go to the regions of the Republic (22.3%), stay in the capital of the region (21.5%). Next in the hierarchy is the answer "master's degree in another specialty" (11.3%) as an alternative to obtaining a second higher education.

Conclusion. The results obtained allowed us to develop recommendations for regulating the youth labor market in the field of physical culture and sports and a model for the employment of a young specialist. As a result of this research, an overview of the overall assessment of the process of organizing employment of graduates in the field of physical culture and sports in the context of studying young professionals from other universities of the Republic of Sakha (Yakutia) at the stage of life self-determination is obtained.

Keywords: employment, University graduates, life plans and values, sphere of physical culture and sports

For Reference:

Ponomareva, M. S., Kozhurova, A. A., & Dmitriev, N. A. (2020). Employment model of a competitive young specialist (on the example of the republic of Sakha (Yakutia)). Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 46 (4), 152-163. doi: 10.32744/pse.2020.4.10

_Введение

Динамические процессы, происходящие на мировом рынке труда, затрагивают все страны. Это имеет отношение и к нашему рынку труда. В условиях социально-экономического кризиса, молодые специалисты, не имеющие производственного опыта, оказываются неконкурентоспособными на рынке труда, и во всех странах мира их относят к социально-уязвимой группе населения. В таких сложных условиях проблема занятости молодежи, выпускников средних и высших учебных заведений, приобретает особую актуальность. На региональном уровне эта проблема актуальна в связи с некоторыми объективными и в большей мере субъективными факторами, влияющими на процесс трудоустройства молодых специалистов. Из арктических районов и сельской местности уезжают высококвалифицированные специалисты, что негативно сказывается на социально-экономическом развитии арктических районов, на благосостоянии местного коренного населения Республики Саха (Якутия).

В виду особенностей социально-экономического развития республики и ее территориальности появилась необходимость в разнообразии кадров на региональном рынке труда Якутии. Наиболее востребованным на территории республики являются профессии междисциплинарного характера, связанные и с медициной и образованием - учителя различных профилей, в том числе учителя физкультуры, воспитатели физкультуры в дошкольных учреждениях, специалисты лечебной физкультуры, тренера и другие. Цель исследования: провести анализ намерений трудоустройства и ориентиров жизненных планов будущих молодых специалистов в современном пространстве высшего образования и на основе этого разработать модель их трудоустройства.

_Обзор литературы

Вопросы психофизиологии студенческого возраста и этапы подготовки конкурентоспособного специалиста освещаются в работах Б.Г. Ананьева [1], Э.Ф. Зеера [6], А.Ю. Мельник [10], В.С. Безруковой и др. На региональном уровне проблему эффективного использования трудового потенциала изучали: И.И. Подойницына [14], С.А. Сукнёва [18], А.В. Трубина и др. Современные тенденции подготовки специалиста в системе высшего регионального образования и их оценка трудоустройства проанализированы в трудах А.Н. Алексеева [3], Д.А. Данилова [5], Е.С. Никитиной [5], В.Я. Фридовского [21], Р.И. Платоновой [12] и др.

С точки зрения отношений занятости, группообразующим признаком молодежи целесообразно, по И.В. Королеву, считать качественную характеристику рабочей силы [8]:

• состояние здоровья, пол, возраст;

• уровень квалификации, профессиональной подготовки и образования;

• производственный опыт.

Далее, к этим признакам можно выделить и инновационный трудовой потенциал. Совокупность всех перечисленных признаков качественной характеристики молодежи определяют в нашем исследовании конкурентоспособность молодежи в сфере занятости.

Мысль о конкурентоспособности как самостоятельного явления и атрибута рыночной системы хозяйства исследовалась О.С. Виханским [4], А.В. Сотниковой [17], Р.А.

Фатхутдиновым [19; 20], выявившими основные проблемы формирования конкурентоспособности уровней хозяйственной деятельности, содержание системы обеспечения конкурентоспособности.

По мнению, Н.И. Пащенко [11], с начала 1990-х гг. XX в. основным механизмом национальной стратегии развития в странах - лидерах глобализации становится конкуренция человеческих ресурсов (Edvinsson L., Malone M.S.) [22], конкуренция качества образования, получаемых выпускниками национальных учебных учреждений: «основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, ... свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к профессиональному росту».

Вместе с тем, как считают И.И. Сигов, Е.Г. Слуцкий [16], качество нынешней молодежи во многом предопределяет качество будущего экономически активного населения: его демографические и психофизиологические характеристики, уровень образования и профессиональной подготовки, состояние нравственности и гражданской зрелости, молодое поколение выступает и как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и как инновационная сила.

Повышение эффективности рынка труда молодежи необходимо рассматривать как важнейшее условие экономического и социального развития общества, в котором молодежь, в силу своего возрастного критерия, является основным обновляющим кадровым элементом, обогащающим новыми знаниями трудовой потенциал страны. Возрастной критерий молодежи, как конкурентное преимущество, должен соотноситься с уровнем образования и качеством профессиональной подготовки.

Таким образом, конкурентными преимуществами молодежи являются успешное соотношение и взаимозависимость возраста, уровня образования, качества профессиональной подготовки и активного инновационного потенциала.

_Материалы и методы

Выборку исследования составили студенты четвертых курсов вузов республики, переживающих стратегически важный этап будущего трудоустройства и жизненного самоопределения. Нами были отобраны более востребованные будущие кадры на региональном рынке труда Якутии, это: учителя школ, врачи, юристы, землеустроители, технологи и инженеры в сфере агропромышленного комплекса, электротехники в сфере комплексного промышленного освоения горнодобывающей отрасли, работники сферы развития культуры и туризма.

Для изучения заявленной проблемы, нами была разработана анкета. Вопросы для анкеты были сгруппированы по тематическому и проблемному принципам. Например, проблемы трудоустройства в выборе места жительства, дальнейшие планы после окончания учебы в ВУЗе, миграция, намерения смены специальности по разным причинам и определение жизненных ценностей.

Респондентами были студенты-выпускники 4 курса очной формы обучения бакалавриата четырех вузов республики: Арктического государственного института культуры и искусств (АГИКИ), Северо-Восточного федерального университета (СВФУ), Чу-рапчинского государственного института физической культуры и спорта (ЧГИФКиС) и

Якутской государственной сельскохозяйственной академии (ЯГСХА). Всего в результате опроса было задействовано 555 выпускников в возрасте от 19 до 31 года.

Доля респондентов по вузам составляет: АГИКИ - 3% (18 чел. из общей доли выпускников на данном вузе 25% участвовали в опросе), Институт физической культуры и спорта СВФУ - 2% (38 чел. 13%), Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ - 15% (79 чел. 90%), Медицинский институт СВФУ - 23% (121 чел.60%), Технологический институт Нерюнгринского филиала СВФУ - 6% (32 чел. 50%), Педагогический институт СВФУ - 11% (56 чел. 73%), Финансово-экономический институт СВФУ - 11% (56 чел. 73%), ЧГИФКиС - 9% (50 чел. 50%), Юридический факультет СВФУ - 5% (27 чел. 55%) и ЯГСХА - 15% (78 чел. 90%).

В выборочной совокупности преобладает молодежь, родившаяся в Центральной Якутии (28%), Западной (15%), Арктической зоне (9%), городской местности (23%) и других регионов России (1%). В исследовании приняли участие респонденты разных национальностей: саха - 83%, русские - 9%, малочисленные народы (эвены, эвенки, юкагиры) - 7%, другие национальности (башкиры, буряты, украинцы и др.) - 1%.

Согласно данным опроса, доля студентов, приехавших из сельской местности, составляет 58%. Удельный вес сельских студентов наблюдается в Педагогическом институте (78,6%), в Институте языков и культуры народов Северо-Востока РФ (73,6%), в Якутской государственной сельскохозяйственной академии (69,2%) и в ЧГИФКиС как вуз в селе составляет 70%.

_Результаты исследования

Анализ полученных результатов опроса студентов показал, что базовые жизненные ценности переоцениваются и строятся на фундаменте проблем трудоустройства в выборе места жительства и дальнейших планов после окончания учебы в вузе, что требует повышения профессиональной мобильности у выпускников в будущем.

Таким образом, пришли к выводу, что многие молодые специалисты в будущем планируют поступить в магистратуру по своей специальности (22,8%). Далее по иерархии выступает ответ «поеду работать по специальности в район» (22,3%) и «скорее останусь в городе» (21,5%). На четвертом месте популярности занимает ответ «магистратура по другой специальности» (11,3%) как альтернатива получения второго высшего образования. Ответ «вернусь на родину» выбрали из 518 только 17 выпускников (3,2%).

Таблица 1

Планы студентов после окончания учебы в зависимости от вуза (человек, %)

Рейтинг Варианты ответов вузы

Планы после окончания учебы в вузе АГИКИ ИФКиС ИЯКН МИ ТИ (Нерюн. фил) ПИ ФЭИ ЧГИФКиС ЮФ ЯГСХА Итого:

1 Магистратура по своей специальности 16,7% 13,2% 19% 26,4% 21,9% 12,5% 35,7% 26% 48,1% 12,8% 22,8%

2 Поеду работать по специальности в район 16,7% 7,9% 20,3% 23,1% 3,1% 37,5% 7,1% 36% 18,5% 25,6% 22,3%

3 Скорее останусь в городе 27,8% 23,7% 22,8% 28,1% 31,3% 17,9% 16,1% 8% 22,2% 19,2% 21,5%

4 Магистратура по другой специальности 11% 13,2% 17,7% 3,3% 3,1% 25% 23,2% 8% - 10,3% 11,3%

5 Другие намерения 11%% 10,5% 8,9% 14,9% 3,1% 1,8% 10,7% 8% 3,7% - 6,6%

6 Попытаюсь получить второе ВО по другой специальности 11°% 5,3% 2,5% - 15,6% 1,8% 5,4% 4% 3,7% 12,8% 6%

7 Не задумывался 5,6%% 13,2% 6,3% 0,8% 12,5% - - 2% 3,7% 6,4% 4%

8 Вернусь на родину - 5,3% 2,5% 3,3% - 3,6% 1,8% 8% - 3,8% 3,2%

Итого ответили: 100% 100% 100% 100% 90,6% 100% 100% 100% 100% 91% 97,7%

Не ответили: - - - - 9,4% - - - - 9% 2,3%

Всего: 18 (100%) 38 (100%) 79 (100%) 121 (100%) 32 (100%) 56 (100%) 56 (100%) 50 (100%) 27 (100%) 78 (100%) 555 (100%)

С точки зрения дальнейших планов после окончания учебы (в зависимости от вуза). Количественные показатели разнятся. Так, например, у студентов Медицинского института на первом месте стоит ответ «останусь в городе» (28,1%), так как половина выпускников являются коренными жителями города. По специфике протяженности учебы они планируют поступить в ординатуру с ответом «другие намерения» (14,9%). Среди выпускников мужского пола из ЯГСХА, ЧГИФКиС, Юридического факультета, Технологического института Нерюнгринского филиала СВФУ (электротехники) в плане «другие намерения» планируют служить в армию или заниматься индивидуальным предпринимательством. Девушки в основном планируют заниматься воспитанием ребенка, тем самым должны свободно трудоустроиться.

Очередные вопросы, на которые надо было ответить: «что не устраивает Вас по выбранной специальности?» (ответ в свободной форме), «по каким причинам Вы хотели бы сменить специальность?» (с вариантами выбора ответов) с целью диагностики причин неудовлетворенности студентами выбором своей специальности. В АГИКИ популярный в свободной форме ответ - «нет - профессиональных преподавателей» составляет 11%, и эта доля ответа, как правило, порождает проблему будущего трудоустройства (16,7%) и низкой заработной платы (27,8%) среди специалистов узкого профиля «Руководитель этнокультурным центром», что с собой представляет дальнейшие причины намерения смены специальности. Отсутствие должной профессиональной подготовки дает низкое качество труда.

В институте языка и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ 68% выпускников встревожены будущим трудоустройством (32% не ответили). 14% студентов не удовлетворены процессом поиска работы по специальности на рынке труда; это специалисты с квалификацией: «Культуролог», «Якутская филология», «Учитель якутского языка», «Сервис в индустрии моды и красоты» и «Туризм».

В медицинском институте СВФУ 65% (79 чел.) не довольны выбранной специальностью, а (35% не ответили вообще). Недовольство касается низкой заработной платы, что составляет 47%, это в основном врачи с квалификацией специальности «Лечебное дело» и «Педиатрия». Вместе с тем 25% респондентов хотели бы сменить специальность из-за низкого уровня подготовки и практики по специальности в период обучения в вузе. Вероятно, этот ответ, как правило, может отражаться часто в субъективных

причинах человеческого фактора. Причинами, по мнению, самих молодых специалистов, это: отношение с пациентами, их культура, большая ответственность работы, ненормированный рабочий день, страх, утомляемость, повышенный уровень стресса, что в совокупности составляет 22%. Доля ответов о проблеме трудоустройства врачей является самой низкой - 6 %.

Такой же опросник предложили студентам 4 курса Технологического института Не-рюнгринского филиала СВФУ, которые имеют технические специальности такие как, «Горное дело», «Электропривод и автоматизация производственных процессов». Отрицательные стороны выбранной специальности отражаются в эпизодических, единичных ответах такие как: работа зимой на холоде, физические трудная работа, берут на работу преимущественно мужчин. Вопрос, «по каким причинам Вы хотели бы сменить специальность?» был пропущен на 53%. Это говорит о том, что половина выпускников не намерены сменить специальность. 47% респондентов сменили бы профессию по причинам: проблема трудоустройства (15%), низкая заработная плата (12%), низкий уровень подготовки и практики в период обучения в вузе (9%).

Аналогичный опросник был предложен в Педагогическом институте СВФУ. «По каким причинам Вы хотели бы сменить специальность?» на 50%, как на Технологическим институте Нерюнгринского филиала СВФУ. Здесь преобладает ответ: нравится студенческая жизнь (18%), низкая заработная плата и проблема трудоустройства (12%). Что касается заработной платы и трудоустройства, то здесь ответы не обоснованы, так как учителя всегда востребованы в республике, идет обязательное гарантированное трудоустройство с хорошей заработной платой и с предоставлением жилья. Будущих учителей начальных классов тревожит в основном работа над документацией (14%).

В финансово-экономическом институте СВФУ будущих экономистов (бухгалтерский учет, анализ и аудит - 46%, экономика труда - 36%, экономика организации предприятий - 18%) не устраивает в основном рутинная, монотонная, сидячая работа (14%).

Проблема трудоустройства на Юридическом факультете СВФУ имеется у 59% выпускников. Причина неудовлетворенности выбранной специальности кроется в высокой конкуренции по профилю подготовки и в единичных ответах: в недоверии населения к государственной власти и его структурам, обширное огромное количество информации.

В Якутской государственной сельскохозяйственной академии нами опрошены будущие специалисты по разным профилям подготовки: агрономия (9%), технология продукции и организация общественного питания (11%), землеустройство и кадастры (30%), технология производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции (50%). Поменять специальность собирается 30% выпускников. Далее по иерархии популярности ответов выступают: «низкий уровень подготовки и практики в период обучения по специальности в вузе», «низкая заработная плата» - 22%. Студенты встревожены и недовольны разными факторами: плохо учат, мало практики, не готов работать по выбранной специальности, слишком нагруженная тяжелая работа.

В выборке исследования единственным вузом в сельской местности является Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта. На открытый вопрос «Что не устраивает вас в выбранной специальности?» доля ответов «все устраивает» (22%). Наряду с этим у спортивных тренеров (14%) и учителей физической культуры (86%) свободные ответы отличаются разными отзывами текущих проблем, такие как: надо много общаться с людьми, нехватка профессиональных преподавателей в вузе, условия проживания. Из-за низкой заработной платы хотели бы сменить

специальность - 30% респондентов, проблема трудоустройства составляет - 15%, что свидетельствует о положительной оценке выбора профессии. В институте физической культуры и спорта СВФУ также таких проблем трудоустройства особо не наблюдается.

_Обсуждение результатов

Наиболее остро стоит проблема трудоустройства у будущих юристов (ЮФ, СВФУ) -59%, у экономистов (ФЭИ СВФУ) - 36% и у работников агропромышленной сферы (ЯГ-СХА) - 30%. Недовольны низкой заработной платой будущие врачи, что составляет почти половина опрошенных (МИ СВФУ) 47%, работники культуры (АГИКИ) 28%. Немаловажную информацию в сфере подготовки конкурентноспособного специалиста на рынке труда дает выбранный ответ респондентами «низкий уровень подготовки и практики в период обучения по специальности в вузе». Здесь по рейтингу ответов часто наблюдается у Медицинского института, что составляет 25%, ЯГСХА - 22% и ИЯКН - 12%.

Общая картина оценки трудоустройства молодых специалистов в сфере физической культуры и спорта в контексте изучения выпускников других вузов РС(Я) на этапе жизненного самоопределения является оптимистичной. Спорт в Якутии всегда был приоритетным в последние три десятка лет. Хотели бы отметить дальнейшее трансдисциплинарное изучение значения взаимодействия социальных институтов, некоммерческих организаций, вузовской науки, качественной подготовки специалистов и запросов рынка труда, которое в настоящее время приобретает особую актуальность в спортивном сообществе с целью пропаганды здорового и спортивного образа жизни.

На период исследования на региональном рынке труда в системе приоритетов среди выпускников больше востребованы специалисты, которые нужны в сфере образования, физической культуры и спорта, чем экономисты и юристы. Об этом свидетельствует статистика численности выпуска специалистов с высшим образованием государственными образовательными организациями в регионе [7, с. 232].

Основные проблемы, характерные для молодых людей на рынке труда Республики Саха (Якутия), и пути решения указанных проблем:

- Дисбаланс между спросом на определенные специальности на рынке труда и существующим предложением специальностей. В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменениям ситуации. Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда позволит улучшить ситуацию на рынке труда спортивной молодежи региона.

- Неосведомленность населения о своих правах и возможностях в поиске работы. Для решения данной проблемы требуется работа по широкому и доступному информированию населения о существующих на рынке вакансиях, также необходимо информирование о существующих возможностях получить такого рода информацию. Анализируя ситуацию на региональном рынке труда, нами была разработана универсальная модель трудоустройства конкурентоспособного молодого специалиста.

Созданная универсальная модель трудоустройства конкурентоспособного молодого специалиста, которая позволит обеспечить взаимодействие вузов и центра занятости со всеми субъектами рынка образовательных услуг и рынка труда, такие как: взаимосвязь общеобразовательных учреждений, вузов, предприятий и средств массовой информации. Преимуществом данного механизма является нацеленность системы на

конечный результат - трудоустройство конкурентоспособного молодого специалиста, проходившего испытания через конкурентные отношения и явления на реальном секторе рынка труда.

Рисунок 1 Модель трудоустройства конкурентоспособного молодого специалиста

Данная модель состоит из определенных функций регулирования занятости молодежи. Предложены механизмы успешного трудоустройства и взаимодействия всех субъектов процесса реализации:

• проведение профориентационной работы с молодежью, начиная с общеобразовательных учреждений;

• информирование студентов, молодых специалистов через печатные и электронные средства массовой информации, информирование о трудоустройстве на предприятии в режиме он-лайн, издание справочной и информационно-методической литературы о состоянии рынка труда и мерах поддержки повышения занятости молодежи;

• предоставление заранее предприятием информации о вакантных местах или кадровом резерве по ряду востребованных им профессий не только Центру занятости, но и вузам, и заключить договор о содействии трудоустройства выпускников;

• организация вузом и Центром занятости стажировок и трудоустройства молодых специалистов на предприятиях, в организациях и государственных учреждениях на основе системы конкурсного отбора;

• совершенствование системы стимулирования со стороны вуза и Центра занятости работодателей и предприятий, обеспечивающих занятость выпускников вузов;

• наблюдение за молодым специалистом в конкурентной среде, в процессе адаптации в коллективе и развития карьеры;

• реализация переподготовки или перепрофилирования нетрудоустроенного

специалиста через Центр занятости, создавая благоприятные конкурентные условия для самореализации в области социально-трудовых отношений или поступление в вуз по востребованной специальности, заранее изучив запросы рынка труда в сфере спорта.

Таким образом, модель имеет конкретную направленность на регулирование занятости и формирование инфраструктуры, позволяющей осуществлять содействие занятости учащейся молодежи и трудоустройству конкурентоспособных выпускников учреждений высшего профессионального образования.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резюмируя общее содержание исследования, представляем краткий итог работы: были изучены междисциплинарные теоретические основы социально-демографической категории - молодежь, так как обхват нашего объекта исследования является студенческая молодежь в переходной стадии завершения обучения в вузе и трудового самоопределения; проанализировали оценку конкурентных преимуществ молодых специалистов на рынке труда в сфере физической культуры и спорта. Это успешное соотношение и взаимозависимость: возраста, силовых физических данных, уровня образования, качества профессиональной подготовки и активного инновационного потенциала. Далее, проведен анализ и оценка жизненных планов у выпускников с высшим образованием в сфере физической культуры и спорта. Сделан сравнительный анализ трудоустройства выпускников физкультурников с молодыми специалистами других специальностей. Разработаны рекомендации по регулированию молодежного рынка труда в сфере физической культуры и спорта и модель трудоустройства молодого специалиста. Основным результатом исследования является обзор общей картины оценки процесса организации трудоустройства выпускников в сфере физической культуры и спорта в контексте изучения молодых специалистов других вузов РС (Я) на этапе жизненного самоопределения, которая демонстрирует более оптимистичное поле зрения на объективность реалий организации трудоустройства и развития спорта в регионе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. СПб., 2007. 282 с.

2. Анохин А.А. Профориентация выпускников школ как один из факторов регулирования регионального рынка труда // Социальная политика и социальное партнерство. 2009. № 4. С.17-20.

3. Алексеев А.Н. Становление и развитие вузовских научных школ (к юбилею ЯГУ им. М.К. Аммосова) // Наука и техника в Якутии. 2004. № 2. С. 3-6.

4. Виханский О.В., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: «Экономистъ», 2006. 670 с.

5. Данилов Д.А., Никитина Е.С. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы. Новосибирск: Изд-во Сиб. университета, 2003. 180 с.

6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2008. 336 с.

7. Информационно-аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 20.08.2020).

8. Королев И.В. Трудовая активность работников молодежного возраста: дифференциация по гендерному признаку / Женщина и управление. П.Посад, 2009.

9. Марина М.Ю. Статус профессиональной идентичности и проблема профессионального выбора студентов-выпускников // Психология обучения. 2009. № 1. С. 74-81.

10. Мельник А. Ю. Совершенствование форм и направлений молодежной занятости. Проблемы экономики и юридической практики. 2011. № 4. С. 204-205.

11. Пащенко Н.И. Конкурентоспособность вузов и стратегия их деятельности в условиях региональной конкуренции: дис. ... канд. экон. наук. Уфа, 1999. 135 с. (С. 89).

12. Платонова Р.И. Подготовка конкурентоспособного специалиста в региональном педагогическом вузе: методология, концепции, система: монография. М.: Советский спорт, 2011. 168 с.

13. Платонова Р.И., Кожурова А.А. Успешная социальная и учебная адаптация первокурсника - как условие формирования конкурентоспособных педагогов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 5 (63). С.71-77.

14. Подойницына И.И. Этнокультурные стереотипы трудового поведения в области производства. Новосибирск: Наука, 1993. 144 с.

15. Пономарева М.С. Акмеологические особенности студенческого периода профессионального становления будущего специалиста сферы физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2015. № 10. С. 21-22.

16. Сигов И.И., Слуцкий Е.Г. Социальное государство: сущность, критерии и приоритеты развития. Издание второе, дополненное / Под ред. Проф. И.И. Сигова. СПб.: ИРЭ РАН, 2007. 152 с.

17. Сотникова А.В. Специфика профессиональной мотивации современной российской студенческой молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 3. С. 75-81.

18. Сукнёва С.А. Демографический потенциал развития населения северного региона. Новосибирск: Наука, 2010.

19. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Высшее образование в России. 1999. № 2. С. 18-22.

20. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 37-39.

21. Фридовский В.Ю. Инновационные ориентиры вузовской науки // Илин. 2009. № 1. С. 13-14.

22. Edvinsson L., Malone M.S. Intellectual Capital: Realizing your Company s True Value by Finding its Hidden Brainpower, Harper Business, New York, Harper Business, 1997, 225 pp.

23. Neustroev N.D., Kozhurova A.A., Pavlova E.P., Neustroeva E.N., Shadrina S.N., Borisova L.P. Qualitative Characteristics of Life Values of Student-age Youth (As Exemplified by the Republic of Sakha) // Indian Journal of Science and Technology, 2016, vol. 9, no. 11. DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i11/89426

REFERENCES

1. Ananiev B.G. Selected Works on Psychology. Saint-Petersburg, 2007. 282 p. (in Russ.)

2. Anokhin A.A. Career guidance of school graduates as one of the factors in the regulation of the regional labor market. Social policy and social partnership, 2009, no. 4, pp. 17-20. (in Russ.)

3. Alekseev A.N. Formation and development of high school scientific schools (for the anniversary of YSU named after M.K. Ammosov). Science and technology in Yakutia, 2004, no. 2, pp. 3-6. (in Russ.)

4. Vikhansky O.V., Naumov A.I. Management: textbook. 4th ed., Rev. and add. Moscow, Economist Publ., 2006. 670 p. (in Russ.)

5. Danilov D.A., Nikitina E.S. Regional problems of training pedagogical personnel: organizational and pedagogical foundations. Novosibirsk, Publishing House Sib. University, 2003. 180 p. (in Russ.)

6. Zeer E.F. Psychology of professions. Moscow, Academic project Publ., 2008. 336 p. (in Russ.)

7. Information and analytical materials of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation. Available at: https://www.gks.ru (accessed 20 August 2020). (in Russ.)

8. Korolev I.V. Labor activity of youth workers: gender differentiation / Woman and management. P. Posad, 2009. (in Russ.)

9. Marina M.Yu. The status of professional identity and the problem of professional choice of graduate students. Psychology of education, 2009, no. 1, pp. 74-81. (in Russ.)

10. Melnik A. Yu. Improving the forms and directions of youth employment. Problems of economics and legal practice, 2011, no. 4, pp. 204-205.(in Russ.)

11. Pashchenko N.I. Competitiveness of universities and their strategy in the context of regional competition: Diss. PhD Econ. Sci., Ufa, 1999. 135 p. (P. 89). (in Russ.)

12. Platonova R.I. Training of a competitive specialist in a regional pedagogical university: methodology, concepts, system: monograph. Moscow, Soviet sport Publ., 2011. 168 p. (in Russ.)

13. Platonova R.I., Kozhurova A.A. Successful social and educational adaptation of a freshman - as a condition for the formation of competitive teachers. Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 2010, no. 5 (63), pp. 71-77. (in Russ.)

14. Podoinitsyna I.I. Ethnocultural stereotypes of labor behavior in the field of production. Novosibirsk, Nauka Publ., 1993. 144 p. (in Russ.)

15. Ponomareva M.S. Acmeological features of the student period of professional formation of a future specialist in the sphere of physical culture and sports. Theory and practice of physical culture, 2015, no. 10, pp. 21-22. (in Russ.)

16. Sigov I.I., Slutskiy E.G. Welfare state: essence, criteria and development priorities. Second edition, supplemented / Ed. Prof. I.I. Sigova. Saint-Petersburg, IRE RAN Publ., 2007. 152 p. (in Russ.)

17. Sotnikova A.V. Specificity of professional motivation of modern Russian student youth. Historical and socio-educational thought, 2011, no. 3, pp. 75-81. (in Russ.)

18. Sukneva S.A. Demographic development potential of the population of the northern region. Novosibirsk, Nauka Publ., 2010. (in Russ.)

19. Fatkhutdinov R.A. Competitiveness as a national personnel problem. Higher education in Russia, 1999, no. 2, pp. 18-22. (in Russ.)

20. Fatkhutdinov R.A. Management of the competitiveness of the university. Higher education in Russia, 2006, no. 9, pp. 37-39. (in Russ.)

21. Fridovsky V.Yu. Innovative landmarks of university science. Ilin, 2009, no. 1, pp. 13-14. (in Russ.)

22. Edvinsson L., Malone M.S. Intellectual Capital: Realizing your Company's True Value by Finding its Hidden Brainpower, Harper Business, New York, Harper Business, 1997, 225 p.

23. Neustroev N.D., Kozhurova A.A., Pavlova E.P., Neustroeva E.N., Shadrina S.N., Borisova L.P. Qualitative Characteristics of Life Values of Student-age Youth (As Exemplified by the Republic of Sakha). Indian Journal of Science and Technology, 2016, vol. 9, no. 11. doi: 10.17485/ijst/2016/v9i11/89426

Информация об авторах Пономарева Мария Семеновна

(Россия, Якутск) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных единоборств института физической культуры и спорта Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: ponmarsem@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-9132-6046

Кожурова Алина Алексеевна

(Россия, Якутск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования педагогического института

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: kozhurova_2013@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-7036-3462 Scopus ID:57188768663

Дмитриев Николай Александрович

(Россия, Якутск) Старший преподаватель кафедры теории и методики спортивных единоборств института физической культуры и спорта Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: dmitrievsvfu@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-7933-8199

Information about the authors

Maria S. Ponomareva

(Russia, Yakutsk) PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Combat Sports of the Institute of Physical Culture and Sports M. K. Ammosov North-Eastern Federal University E-mail: ponmarsem@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-9132-6046

Alina A. Kozhurova

(Russia, Yakutsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Primary Education of the Pedagogical Institute

M. K. Ammosov North-Eastern Federal University E-mail: kozhurova_2013@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-7036-3462 Scopus ID:57188768663

Nikolay A. Dmitriev

(Russia, Yakutsk) Senior Lecturer of the Department of Theory and Methods of Combat Sports of the Institute of Physical Culture and Sports

M. K. Ammosov North-Eastern Federal University E-mail: dmitrievsvfu@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-7933-8199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.