НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 1 (97). С. 77-91. Domestic and foreign pedagogy. 2024. Vol. 1, no. 1 (97). P. 77-91.
Научная статья УДК 377
doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-77-91
МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ КРАТКОСРОЧНЫХ КУРСОВ ПОДГОТОВКИ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ
Олег Александрович Швец-Тэнэта-Гурий
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, Россия, oleg444@gmail.com
O. А. Швец-Тэнэта-Гурий
Аннотация. В статье представлены общая и частная модели создания краткосрочных курсов практико-ориентированной подготовки ИТ-специалистов к работе в системе дополнительного профессионального образования, построенные с помощью языка моделирования БРММ2.0.
Ключевые слова: дидактика, моделирование, дополнительное профессиональное образование, обучение взрослых, информационные технологии, БРМЫ2.0
Для цитирования: Швец-Тэнэта-Гурий О. А. Модель создания краткосрочных курсов подготовки ИТ-специалистов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 1 (97). С. 77-91. аок 10.24412/2224-0772-2024-97-77-91
Original article
A MODEL FOR CREATING SHORT-TERM COURSES FOR PREPARING IT SPECIALISTS
Oleg A. Shvets-Teneta-Gurii
Institute for Strategy of Education Development, Moscow, Russia, oleg444@gmail.com
Annotation. The article presents general and par-
© Швец-Тэнэта-Гурий O. А., 2024
ticular models for creating short-term courses of practice-oriented training of IT specialists to work in the system of extended professional education. The models were built using the BPMN2.0 modeling language.
Keywords: didactics, modeling, extended professional education, adult education, information technology, BPMN2.0
For citation: Shvets-Teneta-Gurii O. A. A model for creating short-term courses for preparing IT specialists. Domestic and Foreign Pedagogy. 2024;1(1):77-91. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-77-91
Введение
Согласно оценке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации потребность экономики России в ИТ-специалистах составляет 500-700 тыс. человек [2]. В связи с этим в системе дополнительного профессионального образования растет количество курсов по ИТ-дисциплинам.
Не менее острый дефицит экономика России испытывает в преподавателях ИТ-дисциплин. В связи с этим многие участники рынка образовательных услуг, занимающиеся преподаванием ИТ-дисциплин, создают собственные курсы подготовки преподавателей. Основные требования, предъявляемые к таким курсам,— краткосрочность и дистанционная форма обучения.
В ранее опубликованных автором статьях [9; 10] было выявлено, что применение имитационно-моделирующих упражнений (ИМУ) и формирующего оценивания позволяет эффективно и в короткие сроки готовить ИТ-специалистов к преподавательской работе. Настоящая статья посвящена разработке общей и частной модели создания краткосрочных курсов практико-ориентированной подготовки преподавателей ИТ-дисциплин с применением имитационно-моделирующих упражнений и формирующего оценивания.
Проведенный анализ научных статей показывает высокий интерес научного сообщества к вопросам создания педагогических моделей, в то же время среди таких статей отсутствуют работы, посвященные моделям создания курсов практико-ориентированной подготовки преподавателей ИТ-дисциплин с применением имитационно-моделирующих упражнений и формирующего оценивания, а также построению таких моделей с помощью языка моделирования BPMN2.0.
В статьях, посвященных педагогическим моделям таких авторов, как Е. Н. Землянская [1], О. А. Козырева [6], Е. А. Максимова [8], С. В. Иванова
[4], отмечается, что:
Модель — мысленная представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна в определенном отношении замещать его так, что ее изучение дает нам информацию об этом объекте.
Модель — объект, который в достаточной для исследователя степени подобен реальному изучаемому объекту, адекватен целям исследования.
Модели, следовательно, могут быть: материальные (вещественные, реальные) и мысленные (идеальные, воображаемые).
Моделирование — неотъемлемый этап в исследовании сложноорга-низованной системы, который помогает выявить взаимосвязь элементов системы, понять принципы функционирования, наметить направления будущего развития.
Модель как функциональное подобие системы позволяет более эффективно ориентироваться в исследуемой системе, управлять ею, служит образцом опыта при переосмыслении образовательных процессов.
Причинно-следственные динамичные связи элементов модели позволяют понять, как при воздействии на один из них может быть изменен весь моделируемый объект.
Моделирование как метод познания (исследования) связан с приемом аналогии — умозаключением о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. Сущность этого метода состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, заместитель — модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.
Исходя из целевой направленности создаваемой модели и из характера той стороны объекта, которая подвергается моделированию, они подразделяются на структурные и функциональные. В первом случае изучается структура объекта, во втором — его поведение (функционирование протекающих в нем процессов и т.п.).
Как видно из изложенного выше, представленные в настоящей работе модели могут быть отнесены к мысленному и функциональному типу. Также можно сделать вывод, что вопросы моделирования преподавательской деятельности в отечественной научной литературе рассматриваются широко, однако до сих пор функциональных моделей создания краткосрочных курсов практико-ориентированной подготовки ИТ-специалистов к преподавательской деятельности, построенных
с помощью языка моделирования BPMN2.0, создано не было.
Моделирование Язык моделирования BPMN2.0
Язык BPMN был создан в 2007 году некоммерческим консорциумом по стандартизации Object Management Group для целей моделирования процессов. Актуальная версия языка — 2.0.2 [11].
Основные элементы языка BPMN приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные элементы языка BPMN
о - событие начала
о - событие окончания
- действие
<х> - исключающее «или»
Л - циклическое повторение действия
- примечание
* - поток
i 1 i i i i i i ) - группа
Описание обобщенной модели
Согласно результатам исследования, реализованного в рамках создания настоящей статьи, инициация создания краткосрочного курса обучения обычно происходит по обращению заказчика обучения в свободной форме. Под заказчиком для целей настоящей модели понимается любое лицо, инициирующее запрос (событие «Запрос на обучение»).
1. В целевом блоке определяются следующие детали будущего обучения:
1.1. Будет ли являться заказчик обучения обучающимся или он заказывает обучение для другиа (действие «Определить одно ли лицо заказчики обучающиеся»).
1.1.1. Еслидостоузны ааказчттке пленируаддн, чтоон Нуддтучаство-вуое в общении в качесивя обунатащеезся (например, когда чаазнне л ицо заказывает обучение для себя лично), проводится интервью с использованием опросного листа для создания курса (рис. 1) с целью уточнения предпбладанмыб рез^ьтаиов обученич (двйдувич «Пронтдти инзхрвью с тбуаоюсцимися»).
Рисунок 1. Фрагмент опросного листа
Какие тенденции, тренды, проблемы, особенности контекста или исследования подтверждают необходимость запуска программы (или ее компонен-а)?
Какие могут быть результаты обучения для заказчика? В чем они выражаются? Как мы поймем, что цели достигнуты?
Как позиционируется продукт для обучающихся? Есть ли другие стейкхолдеры в принятии решения об обучении?
Какие поддерживающие мероприятия будут (должны быть) до, во время и после обучения?
Уровень знаний у целевой аудитории по теме курса? Этот уровень един для всей аудитории?
Какого результата хотим добиться в итоге обучения? Что будет делать, как будет поступать аудитория в результате обучения?
Что я хочу, чтобы моя аудитория начала или прекратила делать после обучения?
На чем нужно акцентировать внимание людей? Какие дополнительные задачи (мета-уровень программы) важно реализовать в процессе обучения?
Какие эксперты и роли (сопровождающие обучение) должны быть привлечены к программе?
Обязательные компоненты программы (технологии, подходы, устоявшиеся практики, видение организации)
1.1.2. Если участие заказчика обучения в качестве обучающегося не планируется илипланируется,что кроменегов обучениибудутприни-мать участие другиеобучающиеся,запрашиваетсяинтервью с будущими обучающимися дляуточненияцелей обучения(действие «Запросить интервьюсобучающимися»).
1.1.2.1. Если интервью с будущими обучающимися возможно, оно проводится с использованиемопросноголиста(действие «Провести интервьюсобучающимися»).
1.1.2.2. Если интервью с будущими обучающимися невозможно, проводится интервью с заказчиком или заказчиками обучения (действие
«Провести интервью с заказчиками обучения»).
1.1.2.3. Оба вида интервью проводятся с использованием опросного листа для создания курса; с помощью листа формулируются или уточняются цели, задачи, форма обучения и т.п.
1.1.3. По итогам проведения интервью с обучающимися и(или) заказчиками определяется основное умение/навык или несколько умений/ навыков, которые требуется сформировать у обучающихся в процессе обучения. Каждое умение/навык формулируется в виде конкретных действий, выполнение которых можно надежно опознать, например, «оценивать действия обучающихся в процессе обучения» или «давать обучающимся формирующую обратную связь» (действие «Определить основное действие обучения»).
1.1.4. На следующем этапе с помощью речевой конструкции «обучение будет считаться успешным, если...» определяются критерии, по которым будет приниматься решение об успешности/неуспешности обучения (действие «Определить критерии успешности обучения»).
1.1.5. По итогам определения целей и критериев успешности обучения проводится составление и согласование программы обучения с заказчиками/обучающимися (действие«Составить и соггасовать программу обучения»), Программа оручениясоставлястсо с форме, требуемой заказтиком/оакатчиками или г исполь зооанием шаблона (рис. 2).
Рисунок 2. Фрагмент шаблона программы обучения
1_" ''■'''_
2 Целевая аудитория
1.1.6. По итогам составления и согласования программы обучения инициируется доучебный контакт с обучающимися, чтобы подготовить обучающихся к прохождению обучения, в первую очередь — чтобы проинформировать об итоговом составе программы, длительности, условиях и необходимых средствах обучения, в частности, будет ли обучение очным или заочным, удаленным или с присутствием, сколько оно будет занимать времени в день и т.п. (действие «Инициировать доучебный контакт с обучающимися»).
2. В содержательном блоке происходит проведение обучения в соответствии с ранее составленной и согласованной программой. Входящей информацией для блока являются результаты доучебного контакта, направленного на ориентирование обучающих и получения от них обратной связи по вопросам деталей организации программы, целей обучения и т.п.
2.1. На первом занятии происходит ориентирование обучающихся на прохождение будущей программы: еще раз проговариваются цели обучения, действия обучения и другие детали прохождения программы, в том числе устанавливаются правила организации занятий, происходит знакомство обучающихся и преподавателя между собой. Одна из целей блока — обеспечение обстановки психологической безопасности обучающихся, подчеркивание возможности проявления их субъектности, свободы выбирать траекторию освоения курса и т.п. На этом же этапе возможно обеспечение обучающихся информацией знаниевого типа для проведения имитационно-моделирующих упражнений, а также проведение самих упражнений. Например, блок знакомства может быть проведен в виде короткой самопрезентации обучающихся с использованием выданного ведущими курса шаблона и приведенного примера (действие «Сориентировать обучающихся»).
2.2. На последующих занятиях проводится обеспечение обучающихся информацией знаниевого типа для проведения имитационно-моделиру-ющих упражнений, проведение таких упражнений с целью достижения целей курса, формирующее оценивание итогов упражнений со стороны обучающихся и ведущих курса. В процессе упражнений имитируются условия и создается контекст выполнения действий обучающегося, происходит достижение целей курса в соответствии с контекстным подходом к обучению (события «Обеспечить информацией знаниевого типа для проведения ИМУ», «Провести имитационно-моделирующие
упражнения», «Провести формирующее оценивание»).
2.3. По итогам каждого цикла из первых четырех событий этапа собирается обратная связь со стороны обучающихся, вносятся корректировки в процессы, действия и программу; в случае если курс не завершен, происходит циклическое повторение первых пяти событий (от «Сориентировать обучающихся» до «Собрать обратную связь в процессе курса») вплоть до завершения курса (события «Собрать обратную связь в процессе курса» и «Внести корректировки в процессы, действия, программу»).
2.4. В случае если курс завершен, происходит переход к результирующему блоку.
3. В результирующем блоке оценивается результативность курса, принимаются решения о дальнейших действиях.
3.1. На первом этапе со стороны заказчиков и обучающихся собирается обратная связь о проведении курса в свободной форме (действие «Собрать обратную связь по итогам курса»).
3.2. Далее на основе программы курса, опросного листа и критериев успешности проведения курса, сформированными на целевом этапе, организаторами, заказчиками и обучающимися принимается решение об успешности проведения курса (действие «Оценить успешность обучения по критериям»).
3.3. В случае если курс был проведен успешно, принимается решение об окончании обучения или обсуждается сопровождение обучающихся ведущими курса в профессиональной среде (действие «По запросу сопровождать обучающихся в проф. среде»).
3.4. Если курс был проведен неуспешно, анализируются причины этого неуспеха, вносятся изменения в процессы, действия и программу, по итогам этих корректировок и организационных выводов принимается решение об окончании обучения или о повторении обучения, начиная с целевого блока.
Вид обобщенной модели приведен на рисунке 3.
Описание частной модели
Проектирование краткосрочного курса обучения преподаванию происходит по итогам исполнения целевого блока обобщенной модели обучения, то есть начинается с момента, когда прояснены результаты доучебного контакта (событие «Результат доучебного контакта»).
Рисунок 3. Обобщенная модель создания краткосрочных курсов
00 (Л
о >
Е
и
(В Г
и
ч
&>
-I
<
■о
Результатом доучебного контакта является обратная связь обучающихся по вопросам организации обучения, программы, целей, средств обучения и т.п.
1. Событие «Сориентировать обучающихся» включает следующие действия:
1.1. Устанавливаются или актуализируются правила организации занятий. В случае если с обучающимися налажен контакт, правила могут быть установлены совместно; если контакт не налажен, правила устанавливает ведущий: например, каким образом задавать вопросы во время занятия (в любой момент или в специально отведенное время), как обращаться к ведущему, организация перерывов и т.п. (действие «Установить или актуализировать правила проведения занятий»).
1.2. Далее представляются цели и смысловая ориентация занятия, с помощью формулы «по итогам занятий вы сможете., для того, чтобы.» (действие «Представить цели и смысловую ориентацию занятий»).
1.3. Если обучающиеся знакомы между собой, например являются сотрудниками одной организации или ранее сформированной учебной группы, происходит представление критериев оценки имитационно-мо-делирующих упражнений, которые обучающиеся будут выполнять далее, направленных на освоение таких критериев. Иными словами, закладывается основа для освоения критериев оценки имитацион-но-моделирующих упражнений путем имитационно-моделирующих упражнений (критериальных ИМУ). Например, обучающимся излагается какая-то учебная ситуация, сообщаются критерии ее оценки, после чего обучающиеся по критериям самостоятельно оценивают успешность или неуспешность обучения в такой ситуации (событие «Представить критерии оценки критериальных ИМУ»). Для этого в рамках верхнеу-ровневого действия «Обеспечить обучающихся информацией знание-вого типа для выполнения ИМУ» выполняется действие «Обеспечить информацией знаниевого типа для выполнения критериальных ИМУ», а в рамках верхнеуровневого действия «Провести имитационно-мо-делирующие упражнения» — действие «Провести ИМУ для освоения критериев оценки».
1.4. Если обучающиеся не знакомы между собой, перед представлением критериев для оценки критериальных ИМУ проводится знакомство для создания условий взаимного обучения и поддержки. Знакомство производится также в виде имитационно-моделирующего упражнения. Например,
обучающиеся по очереди проводят самопрезентацию, используя шаблон, выданный ведущими курса. Для этого в рамках верхнеуровневого действия «Обеспечить обучающихся информацией знаниевого типа для выполнения ИМУ» реализуется действие «Обеспечить информацией знаниевого типа для выполнения ИМУ с целью знакомства», а в рамках верхнеуровневого действия «Провести имитационно-моделирующие упражнения» — действие «Провести ИМУ с целью знакомства».
1.5. После того как в результате проведения ИМУ с целью знакомства, обучающиеся познакомятся между собой, происходит переход к действию «Представить критерии оценки критериальных ИМУ» (действия «Провести ИМУ с целью знакомства» и «Представить критерии оценки критериальных ИМУ»).
1.6. После того как проведены имитационно-моделирующие упражнения с целью знакомства и освоения критериев оценки, на последующих занятиях и этапах происходит переход к ИМУ направленным на развитие преподавательских умений. Для этого в рамках верхнеуровневого действия «Обеспечить обучающихся информацией знаниевого типа для выполнения ИМУ» реализуется действие «Обеспечить информацией знаниевого типа для выполнения преподавательских ИМУ», а в рамках верхнеуровневого действия «Провести имитационно-моделирующие упражнения» — действие «Провести ИМУ для развития преподавательских умений».
2. По итогам проведения имитационно-моделирующих упражнений, направленных на развитие преподавательских умений, проводится формирующее оценивание таких упражнений обучающимися (взаимооценка) и ведущими курса (действие «Провести формирующее оценивание преподавательских ИМУ»).
3. По итогам проведения каждого цикла, с события «Установить/ актуализировать правила проведения занятий» до события «Провести формирующее оценивание преподавательских ИМУ», происходит сбор письменной и устной обратной связи (действие «Провести устные и письменные опросы»).
4. По итогам сбора устной и письменной обратной связи происходит корректировка процессов, действий и программы курса (действие «Изменить процесс, действия, программу»).
5. Далее, если курс обучения завершен, происходит переход к результирующему блоку; если курс не завершен, действия, начиная от «Установить/актуализировать правила проведения занятий» и заканчивая
Рисунок 4. Частная модель создания краткосрочных курсов подготовки ИТ-специалистов к преподаванию
«Изменить процессы, действия, программу», циклически повторяются.
Вид частной модели приведен на рисунке 4.
Апробация моделей
Обе модели были апробированы на базе организации дополнительного профессионального образования, занимающейся обучением ИТ-дисциплинам. С использованием представленных в статье моделей было спроектировано 14 серийных и разовых краткосрочных курсов по разным направлениям деятельности, было подготовлено 153 ИТ-специалиста к преподаванию в системе дополнительного профессионального образования.
Заключение
Современные условия требуют от курсов подготовки ИТ-специалистов к преподаванию краткосрочности и дистанционной формы обучения. Адекватный ответ на такие требования — формирование функциональных моделей создания таких курсов для организаций дополнительного образования.
Подводя итог, можно сделать заключение, что создание функциональных моделей с помощью языка BPMN2.0 позволит ускорить подготовку как разовых, так и серийных курсов подготовки ИТ-специалистов к преподаванию в системе дополнительного профессионального образования, поскольку такие модели, во-первых, учитывают требования к созданию функциональных педагогических моделей, во-вторых, показали эффективность разработанных и проведенных в соответствии с ними программ обучения.
Список источников
1. Вербицкий А. А. Контекстное обучение: понятие и содержание // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstnoe-obuchenie-ponyatie-i-soderzhanie (дата обращения: 14.09.2023).
2. Гуреева Ю. Минцифры: Российской IT-отрасли не хватает 500-700 тысяч специалистов // Российская газета. 2023, 17 августа [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/08/17/ mincifry-rossijskoj-it-otrasli-ne-hvataet-500-700-tys-specialistov.html (дата обращения 13.09.2023).
3. ЗемлянскаяЕ. Н. Моделирование как метод педагогического исследования // Преподаватель XXI век. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ modelirovanie-kak-metod-pedagogicheskogo-issledovaniya-1 (дата обращения: 14.09.2023).
4. Иванова С. В. Модель нейтрализации неблагоприятных внешних факторов принятия решений в системе образования // ЭТАП. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/model-neytralizatsii-neblagopriyatnyh-vneshnih-faktorov-prinyatiya-resheniy-v-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 14.09.2023).
5. Казанцева С. П. Модель формирования профессионально-педагогической направленности у будущих учителей в контекстном обучении // МНКО. 2015. № 1 (50) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-professionalno-pedagogicheskoy-napravlennosti-u-buduschih-uchiteley-v-kontekstnom-obuchenii (дата обращения: 14.09.2023).
6. Козырева О. А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. 2020. № 2 (31) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-modelirovanie-v-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya-i-nauchno-pedagogicheskogo-rabotnika (дата обращения: 14.09.2023).
7. Кудинов И. В., Карунас Е. В., Баринова Н. А. и др. Имитационные моделирующие технологии в образовательном процессе высшей школы // Высшее образование сегодня. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imitatsionnye-modeliruyuschie-tehnologii-v-obrazovatelnom-protsesse-vysshey-shkoly (дата обращения: 14.09.2023).
8. Максимова Е. А. Принципы эволюционного моделирования в исследовании развития профессионального образования // Изд. Сарат. ун-та. Сер. «Философия. Психология. Педагогика». 2022. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-evolyutsionnogo-modelirovaniya-v-issledovanii-razvitiya-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.09.2023).
9. Швец Тэнэта-Гурий О. А. Формирующее оценивание в подготовке ИТ-специалистов к преподаванию в системе дополнительного профессионального преподавания // Вестник МГОУ Серия «Педагогика». 2022. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ formiruyuschee-otsenivanie-v-podgotovke-it-spetsialistov-k-prepodavaniyu-v-sisteme-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.09.2023).
10. Швец-Тэнэта-Гурий О. А. Имитационно-моделирующие упражнения как компонент обучения ИТ-специалистов преподаванию // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imitatsionno-modeliruyuschie-uprazhneniya-kak-komponent-obucheniya-it-spetsialistov-prepodavaniyu (дата обращения: 14.09.2023).
11. Business Process Model And Notation [Электронный ресурс]. URL: https://www.omg.org/ spec/BPMN/2.0/ (дата обращения: 13.09.2023).
References
1. Verbickij A. A. Kontekstnoe obuchenie: ponjatie i soderzhanie // Jeksperiment i innovacii v shkole. 2009. № 4 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstnoe-obuchenie-po-nyatie-i-soderzhanie (data obrashhenija: 14.09.2023). [In Rus].
2. Gureeva Ju. Mincifry: Rossijskoj IT-otrasli ne hvataet 500-700 tysjach specialistov // Rossijskaja gazeta. 2023, 17 avgusta [Jelektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2023/08/17/mincifry-rossijskoj-it-otrasli-ne-hvataet-500-700-tys-specialistov.html (data obrashhenija 13.09.2023). [In Rus].
3. Zemljanskaja E. N. Modelirovanie kak metod pedagogicheskogo issledovanija // Prepodavatel' HHI vek. 2013. № 3 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-kak-metod-pedagogicheskogo-issledovaniya-1 (data obrashhenija: 14.09.2023). [In Rus].
4. Ivanova S. V. Model' nejtralizacii neblagoprijatnyh vneshnih faktorov prinjatija reshenij v sisteme ob-razovanija // JeTAP. 2018. № 3 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-neytralizatsii-neblagopriyatnyh-vneshnih-faktorov-prinyatiya-resheniy-v-sisteme-obrazovaniya (data obrashhenija: 14.09.2023). [In Rus].
5. Kazanceva S. P. Model' formirovanija professional'no-pedagogicheskoj napravlennosti u budu-shhih uchitelej v kontekstnom obuchenii // MNKO. 2015. № 1 (50) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-professionalno-pedagogicheskoy-napravlen-nosti-u-buduschih-uchiteley-v-kontekstnom-obuchenii (data obrashhenija: 14.09.2023). [In Rus].
6. Kozyreva O. A. Pedagogicheskoe modelirovanie v professional'noj dejatel'nosti uchitelja i nauchno-pedagogicheskogo rabotnika // Vestnik Mininskogo universiteta. 2020. № 2 (31) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-modelirovanie-v-professionalnoy-deyatel-nosti-uchitelya-i-nauchno-pedagogicheskogo-rabotnika (data obrashhenija: 14.09.2023). [In Rus].
7. Kudinov I. V., Karunas E. V., Barinova N. A. i dr. Imitacionnye modelirujushhie tehnologii v
obrazovatel'nom processe vysshej shkoly // Vysshee obrazovanie segodnja. 2018. № 4 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imitatsionnye-modeliruyuschie-tehnologii-v-obrazo-vatelnom-protsesse-vysshey-shkoly (data obrashhenija: 14.09.2023). [In Rus].
8. Maksimova E. A. Principy jevoljucionnogo modelirovanija v issledovanii razvitija professional'nogo obrazovanija // Izd. Sarat. un-ta. Ser. «Filosofija. Psihologija. Pedagogika». 2022. № 3 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-evolyutsionnogo-modelirovaniya-v-issle-dovanii-razvitiya-professionalnogo-obrazovaniya (data obrashhenija: 14.09.2023). [In Rus].
9. Shvec Tjenjeta-Gurij O. A. Formirujushhee ocenivanie v podgotovke IT-specialistov k prepodavaniju v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo prepodavanija // Vestnik MGOU. Serija «Pedagogika». 2022. № 3 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-v-podgotovke-it-spetsialistov-k-prepodavaniyu-v-sisteme-dopolnitelnogo-professionalnogo-obra-zovaniya (data obrashhenija: 14.09.2023). [In Rus].
10. Shvec-Tjenjeta-Gurij O. A. Imitacionno-modelirujushhie uprazhnenija kak komponent obuchenija IT-specialistov prepodavaniju // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2023. № 2 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imitatsionno-modeliruyuschie-uprazhneniya-kak-komponent-obucheniya-it-spetsialistov-prepodavaniyu (data obrashhenija: 14.09.2023). [In Rus].
11. Business Process Model And Notation [Электронный ресурс]. URL: https://www.omg.org/spec/ BPMN/2.0/ (дата обращения: 13.09.2023).
Информация об авторе
О. А. Швец-Тэнэта-Гурий — аспирант
Научный руководитель: М. В. Кларин, член-корреспондент РАО, доктор наук, профессор, consult@klarin.ru
Information about the author
O. A. Shvets-Teneta-Gurii — Graduate student
Scientific adviser: M. V. Klarin, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Dr. Sc. (Education), Professor, consult@klarin.ru
Статья поступила в редакцию 10.10.2023; одобрена после рецензирования 23.10.2023; принята к публикации 16.01.2024. The article was submitted 10.10.2023; approved after reviewing 23.10.2023; accepted for publication 16.01.2024.