Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ КРАТКОСРОЧНЫХ КУРСОВ ПОДГОТОВКИ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ'

МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ КРАТКОСРОЧНЫХ КУРСОВ ПОДГОТОВКИ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактика / моделирование / дополнительное профессиональное образование / обучение взрослых / информационные технологии / BPMN2.0 / didactics / modeling / extended professional education / adult education / information technology / BPMN2.0

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швец-Тэнэта-Гурий О. А.

В статье представлены общая и частная модели создания краткосрочных курсов практико-ориентированной подготовки ИТ-специалистов к работе в системе дополнительного профессионального образования, построенные с помощью языка моделирования BPMN2.0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL FOR CREATING SHORT-TERM COURSES FOR PREPARING IT SPECIALISTS

The article presents general and particular models for creating short-term courses of practice-oriented training of IT specialists to work in the system of extended professional education. The models were built using the BPMN2.0 modeling language.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ КРАТКОСРОЧНЫХ КУРСОВ ПОДГОТОВКИ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 1 (97). С. 77-91. Domestic and foreign pedagogy. 2024. Vol. 1, no. 1 (97). P. 77-91.

Научная статья УДК 377

doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-77-91

МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ КРАТКОСРОЧНЫХ КУРСОВ ПОДГОТОВКИ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ

Олег Александрович Швец-Тэнэта-Гурий

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, Россия, oleg444@gmail.com

O. А. Швец-Тэнэта-Гурий

Аннотация. В статье представлены общая и частная модели создания краткосрочных курсов практико-ориентированной подготовки ИТ-специалистов к работе в системе дополнительного профессионального образования, построенные с помощью языка моделирования БРММ2.0.

Ключевые слова: дидактика, моделирование, дополнительное профессиональное образование, обучение взрослых, информационные технологии, БРМЫ2.0

Для цитирования: Швец-Тэнэта-Гурий О. А. Модель создания краткосрочных курсов подготовки ИТ-специалистов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 1 (97). С. 77-91. аок 10.24412/2224-0772-2024-97-77-91

Original article

A MODEL FOR CREATING SHORT-TERM COURSES FOR PREPARING IT SPECIALISTS

Oleg A. Shvets-Teneta-Gurii

Institute for Strategy of Education Development, Moscow, Russia, oleg444@gmail.com

Annotation. The article presents general and par-

© Швец-Тэнэта-Гурий O. А., 2024

ticular models for creating short-term courses of practice-oriented training of IT specialists to work in the system of extended professional education. The models were built using the BPMN2.0 modeling language.

Keywords: didactics, modeling, extended professional education, adult education, information technology, BPMN2.0

For citation: Shvets-Teneta-Gurii O. A. A model for creating short-term courses for preparing IT specialists. Domestic and Foreign Pedagogy. 2024;1(1):77-91. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-77-91

Введение

Согласно оценке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации потребность экономики России в ИТ-специалистах составляет 500-700 тыс. человек [2]. В связи с этим в системе дополнительного профессионального образования растет количество курсов по ИТ-дисциплинам.

Не менее острый дефицит экономика России испытывает в преподавателях ИТ-дисциплин. В связи с этим многие участники рынка образовательных услуг, занимающиеся преподаванием ИТ-дисциплин, создают собственные курсы подготовки преподавателей. Основные требования, предъявляемые к таким курсам,— краткосрочность и дистанционная форма обучения.

В ранее опубликованных автором статьях [9; 10] было выявлено, что применение имитационно-моделирующих упражнений (ИМУ) и формирующего оценивания позволяет эффективно и в короткие сроки готовить ИТ-специалистов к преподавательской работе. Настоящая статья посвящена разработке общей и частной модели создания краткосрочных курсов практико-ориентированной подготовки преподавателей ИТ-дисциплин с применением имитационно-моделирующих упражнений и формирующего оценивания.

Проведенный анализ научных статей показывает высокий интерес научного сообщества к вопросам создания педагогических моделей, в то же время среди таких статей отсутствуют работы, посвященные моделям создания курсов практико-ориентированной подготовки преподавателей ИТ-дисциплин с применением имитационно-моделирующих упражнений и формирующего оценивания, а также построению таких моделей с помощью языка моделирования BPMN2.0.

В статьях, посвященных педагогическим моделям таких авторов, как Е. Н. Землянская [1], О. А. Козырева [6], Е. А. Максимова [8], С. В. Иванова

[4], отмечается, что:

Модель — мысленная представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна в определенном отношении замещать его так, что ее изучение дает нам информацию об этом объекте.

Модель — объект, который в достаточной для исследователя степени подобен реальному изучаемому объекту, адекватен целям исследования.

Модели, следовательно, могут быть: материальные (вещественные, реальные) и мысленные (идеальные, воображаемые).

Моделирование — неотъемлемый этап в исследовании сложноорга-низованной системы, который помогает выявить взаимосвязь элементов системы, понять принципы функционирования, наметить направления будущего развития.

Модель как функциональное подобие системы позволяет более эффективно ориентироваться в исследуемой системе, управлять ею, служит образцом опыта при переосмыслении образовательных процессов.

Причинно-следственные динамичные связи элементов модели позволяют понять, как при воздействии на один из них может быть изменен весь моделируемый объект.

Моделирование как метод познания (исследования) связан с приемом аналогии — умозаключением о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. Сущность этого метода состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, заместитель — модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.

Исходя из целевой направленности создаваемой модели и из характера той стороны объекта, которая подвергается моделированию, они подразделяются на структурные и функциональные. В первом случае изучается структура объекта, во втором — его поведение (функционирование протекающих в нем процессов и т.п.).

Как видно из изложенного выше, представленные в настоящей работе модели могут быть отнесены к мысленному и функциональному типу. Также можно сделать вывод, что вопросы моделирования преподавательской деятельности в отечественной научной литературе рассматриваются широко, однако до сих пор функциональных моделей создания краткосрочных курсов практико-ориентированной подготовки ИТ-специалистов к преподавательской деятельности, построенных

с помощью языка моделирования BPMN2.0, создано не было.

Моделирование Язык моделирования BPMN2.0

Язык BPMN был создан в 2007 году некоммерческим консорциумом по стандартизации Object Management Group для целей моделирования процессов. Актуальная версия языка — 2.0.2 [11].

Основные элементы языка BPMN приведены в таблице 1.

Таблица 1

Основные элементы языка BPMN

о - событие начала

о - событие окончания

- действие

<х> - исключающее «или»

Л - циклическое повторение действия

- примечание

* - поток

i 1 i i i i i i ) - группа

Описание обобщенной модели

Согласно результатам исследования, реализованного в рамках создания настоящей статьи, инициация создания краткосрочного курса обучения обычно происходит по обращению заказчика обучения в свободной форме. Под заказчиком для целей настоящей модели понимается любое лицо, инициирующее запрос (событие «Запрос на обучение»).

1. В целевом блоке определяются следующие детали будущего обучения:

1.1. Будет ли являться заказчик обучения обучающимся или он заказывает обучение для другиа (действие «Определить одно ли лицо заказчики обучающиеся»).

1.1.1. Еслидостоузны ааказчттке пленируаддн, чтоон Нуддтучаство-вуое в общении в качесивя обунатащеезся (например, когда чаазнне л ицо заказывает обучение для себя лично), проводится интервью с использованием опросного листа для создания курса (рис. 1) с целью уточнения предпбладанмыб рез^ьтаиов обученич (двйдувич «Пронтдти инзхрвью с тбуаоюсцимися»).

Рисунок 1. Фрагмент опросного листа

Какие тенденции, тренды, проблемы, особенности контекста или исследования подтверждают необходимость запуска программы (или ее компонен-а)?

Какие могут быть результаты обучения для заказчика? В чем они выражаются? Как мы поймем, что цели достигнуты?

Как позиционируется продукт для обучающихся? Есть ли другие стейкхолдеры в принятии решения об обучении?

Какие поддерживающие мероприятия будут (должны быть) до, во время и после обучения?

Уровень знаний у целевой аудитории по теме курса? Этот уровень един для всей аудитории?

Какого результата хотим добиться в итоге обучения? Что будет делать, как будет поступать аудитория в результате обучения?

Что я хочу, чтобы моя аудитория начала или прекратила делать после обучения?

На чем нужно акцентировать внимание людей? Какие дополнительные задачи (мета-уровень программы) важно реализовать в процессе обучения?

Какие эксперты и роли (сопровождающие обучение) должны быть привлечены к программе?

Обязательные компоненты программы (технологии, подходы, устоявшиеся практики, видение организации)

1.1.2. Если участие заказчика обучения в качестве обучающегося не планируется илипланируется,что кроменегов обучениибудутприни-мать участие другиеобучающиеся,запрашиваетсяинтервью с будущими обучающимися дляуточненияцелей обучения(действие «Запросить интервьюсобучающимися»).

1.1.2.1. Если интервью с будущими обучающимися возможно, оно проводится с использованиемопросноголиста(действие «Провести интервьюсобучающимися»).

1.1.2.2. Если интервью с будущими обучающимися невозможно, проводится интервью с заказчиком или заказчиками обучения (действие

«Провести интервью с заказчиками обучения»).

1.1.2.3. Оба вида интервью проводятся с использованием опросного листа для создания курса; с помощью листа формулируются или уточняются цели, задачи, форма обучения и т.п.

1.1.3. По итогам проведения интервью с обучающимися и(или) заказчиками определяется основное умение/навык или несколько умений/ навыков, которые требуется сформировать у обучающихся в процессе обучения. Каждое умение/навык формулируется в виде конкретных действий, выполнение которых можно надежно опознать, например, «оценивать действия обучающихся в процессе обучения» или «давать обучающимся формирующую обратную связь» (действие «Определить основное действие обучения»).

1.1.4. На следующем этапе с помощью речевой конструкции «обучение будет считаться успешным, если...» определяются критерии, по которым будет приниматься решение об успешности/неуспешности обучения (действие «Определить критерии успешности обучения»).

1.1.5. По итогам определения целей и критериев успешности обучения проводится составление и согласование программы обучения с заказчиками/обучающимися (действие«Составить и соггасовать программу обучения»), Программа оручениясоставлястсо с форме, требуемой заказтиком/оакатчиками или г исполь зооанием шаблона (рис. 2).

Рисунок 2. Фрагмент шаблона программы обучения

1_" ''■'''_

2 Целевая аудитория

1.1.6. По итогам составления и согласования программы обучения инициируется доучебный контакт с обучающимися, чтобы подготовить обучающихся к прохождению обучения, в первую очередь — чтобы проинформировать об итоговом составе программы, длительности, условиях и необходимых средствах обучения, в частности, будет ли обучение очным или заочным, удаленным или с присутствием, сколько оно будет занимать времени в день и т.п. (действие «Инициировать доучебный контакт с обучающимися»).

2. В содержательном блоке происходит проведение обучения в соответствии с ранее составленной и согласованной программой. Входящей информацией для блока являются результаты доучебного контакта, направленного на ориентирование обучающих и получения от них обратной связи по вопросам деталей организации программы, целей обучения и т.п.

2.1. На первом занятии происходит ориентирование обучающихся на прохождение будущей программы: еще раз проговариваются цели обучения, действия обучения и другие детали прохождения программы, в том числе устанавливаются правила организации занятий, происходит знакомство обучающихся и преподавателя между собой. Одна из целей блока — обеспечение обстановки психологической безопасности обучающихся, подчеркивание возможности проявления их субъектности, свободы выбирать траекторию освоения курса и т.п. На этом же этапе возможно обеспечение обучающихся информацией знаниевого типа для проведения имитационно-моделирующих упражнений, а также проведение самих упражнений. Например, блок знакомства может быть проведен в виде короткой самопрезентации обучающихся с использованием выданного ведущими курса шаблона и приведенного примера (действие «Сориентировать обучающихся»).

2.2. На последующих занятиях проводится обеспечение обучающихся информацией знаниевого типа для проведения имитационно-моделиру-ющих упражнений, проведение таких упражнений с целью достижения целей курса, формирующее оценивание итогов упражнений со стороны обучающихся и ведущих курса. В процессе упражнений имитируются условия и создается контекст выполнения действий обучающегося, происходит достижение целей курса в соответствии с контекстным подходом к обучению (события «Обеспечить информацией знаниевого типа для проведения ИМУ», «Провести имитационно-моделирующие

упражнения», «Провести формирующее оценивание»).

2.3. По итогам каждого цикла из первых четырех событий этапа собирается обратная связь со стороны обучающихся, вносятся корректировки в процессы, действия и программу; в случае если курс не завершен, происходит циклическое повторение первых пяти событий (от «Сориентировать обучающихся» до «Собрать обратную связь в процессе курса») вплоть до завершения курса (события «Собрать обратную связь в процессе курса» и «Внести корректировки в процессы, действия, программу»).

2.4. В случае если курс завершен, происходит переход к результирующему блоку.

3. В результирующем блоке оценивается результативность курса, принимаются решения о дальнейших действиях.

3.1. На первом этапе со стороны заказчиков и обучающихся собирается обратная связь о проведении курса в свободной форме (действие «Собрать обратную связь по итогам курса»).

3.2. Далее на основе программы курса, опросного листа и критериев успешности проведения курса, сформированными на целевом этапе, организаторами, заказчиками и обучающимися принимается решение об успешности проведения курса (действие «Оценить успешность обучения по критериям»).

3.3. В случае если курс был проведен успешно, принимается решение об окончании обучения или обсуждается сопровождение обучающихся ведущими курса в профессиональной среде (действие «По запросу сопровождать обучающихся в проф. среде»).

3.4. Если курс был проведен неуспешно, анализируются причины этого неуспеха, вносятся изменения в процессы, действия и программу, по итогам этих корректировок и организационных выводов принимается решение об окончании обучения или о повторении обучения, начиная с целевого блока.

Вид обобщенной модели приведен на рисунке 3.

Описание частной модели

Проектирование краткосрочного курса обучения преподаванию происходит по итогам исполнения целевого блока обобщенной модели обучения, то есть начинается с момента, когда прояснены результаты доучебного контакта (событие «Результат доучебного контакта»).

Рисунок 3. Обобщенная модель создания краткосрочных курсов

00 (Л

о >

Е

и

(В Г

и

ч

&>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-I

<

■о

Результатом доучебного контакта является обратная связь обучающихся по вопросам организации обучения, программы, целей, средств обучения и т.п.

1. Событие «Сориентировать обучающихся» включает следующие действия:

1.1. Устанавливаются или актуализируются правила организации занятий. В случае если с обучающимися налажен контакт, правила могут быть установлены совместно; если контакт не налажен, правила устанавливает ведущий: например, каким образом задавать вопросы во время занятия (в любой момент или в специально отведенное время), как обращаться к ведущему, организация перерывов и т.п. (действие «Установить или актуализировать правила проведения занятий»).

1.2. Далее представляются цели и смысловая ориентация занятия, с помощью формулы «по итогам занятий вы сможете., для того, чтобы.» (действие «Представить цели и смысловую ориентацию занятий»).

1.3. Если обучающиеся знакомы между собой, например являются сотрудниками одной организации или ранее сформированной учебной группы, происходит представление критериев оценки имитационно-мо-делирующих упражнений, которые обучающиеся будут выполнять далее, направленных на освоение таких критериев. Иными словами, закладывается основа для освоения критериев оценки имитацион-но-моделирующих упражнений путем имитационно-моделирующих упражнений (критериальных ИМУ). Например, обучающимся излагается какая-то учебная ситуация, сообщаются критерии ее оценки, после чего обучающиеся по критериям самостоятельно оценивают успешность или неуспешность обучения в такой ситуации (событие «Представить критерии оценки критериальных ИМУ»). Для этого в рамках верхнеу-ровневого действия «Обеспечить обучающихся информацией знание-вого типа для выполнения ИМУ» выполняется действие «Обеспечить информацией знаниевого типа для выполнения критериальных ИМУ», а в рамках верхнеуровневого действия «Провести имитационно-мо-делирующие упражнения» — действие «Провести ИМУ для освоения критериев оценки».

1.4. Если обучающиеся не знакомы между собой, перед представлением критериев для оценки критериальных ИМУ проводится знакомство для создания условий взаимного обучения и поддержки. Знакомство производится также в виде имитационно-моделирующего упражнения. Например,

обучающиеся по очереди проводят самопрезентацию, используя шаблон, выданный ведущими курса. Для этого в рамках верхнеуровневого действия «Обеспечить обучающихся информацией знаниевого типа для выполнения ИМУ» реализуется действие «Обеспечить информацией знаниевого типа для выполнения ИМУ с целью знакомства», а в рамках верхнеуровневого действия «Провести имитационно-моделирующие упражнения» — действие «Провести ИМУ с целью знакомства».

1.5. После того как в результате проведения ИМУ с целью знакомства, обучающиеся познакомятся между собой, происходит переход к действию «Представить критерии оценки критериальных ИМУ» (действия «Провести ИМУ с целью знакомства» и «Представить критерии оценки критериальных ИМУ»).

1.6. После того как проведены имитационно-моделирующие упражнения с целью знакомства и освоения критериев оценки, на последующих занятиях и этапах происходит переход к ИМУ направленным на развитие преподавательских умений. Для этого в рамках верхнеуровневого действия «Обеспечить обучающихся информацией знаниевого типа для выполнения ИМУ» реализуется действие «Обеспечить информацией знаниевого типа для выполнения преподавательских ИМУ», а в рамках верхнеуровневого действия «Провести имитационно-моделирующие упражнения» — действие «Провести ИМУ для развития преподавательских умений».

2. По итогам проведения имитационно-моделирующих упражнений, направленных на развитие преподавательских умений, проводится формирующее оценивание таких упражнений обучающимися (взаимооценка) и ведущими курса (действие «Провести формирующее оценивание преподавательских ИМУ»).

3. По итогам проведения каждого цикла, с события «Установить/ актуализировать правила проведения занятий» до события «Провести формирующее оценивание преподавательских ИМУ», происходит сбор письменной и устной обратной связи (действие «Провести устные и письменные опросы»).

4. По итогам сбора устной и письменной обратной связи происходит корректировка процессов, действий и программы курса (действие «Изменить процесс, действия, программу»).

5. Далее, если курс обучения завершен, происходит переход к результирующему блоку; если курс не завершен, действия, начиная от «Установить/актуализировать правила проведения занятий» и заканчивая

Рисунок 4. Частная модель создания краткосрочных курсов подготовки ИТ-специалистов к преподаванию

«Изменить процессы, действия, программу», циклически повторяются.

Вид частной модели приведен на рисунке 4.

Апробация моделей

Обе модели были апробированы на базе организации дополнительного профессионального образования, занимающейся обучением ИТ-дисциплинам. С использованием представленных в статье моделей было спроектировано 14 серийных и разовых краткосрочных курсов по разным направлениям деятельности, было подготовлено 153 ИТ-специалиста к преподаванию в системе дополнительного профессионального образования.

Заключение

Современные условия требуют от курсов подготовки ИТ-специалистов к преподаванию краткосрочности и дистанционной формы обучения. Адекватный ответ на такие требования — формирование функциональных моделей создания таких курсов для организаций дополнительного образования.

Подводя итог, можно сделать заключение, что создание функциональных моделей с помощью языка BPMN2.0 позволит ускорить подготовку как разовых, так и серийных курсов подготовки ИТ-специалистов к преподаванию в системе дополнительного профессионального образования, поскольку такие модели, во-первых, учитывают требования к созданию функциональных педагогических моделей, во-вторых, показали эффективность разработанных и проведенных в соответствии с ними программ обучения.

Список источников

1. Вербицкий А. А. Контекстное обучение: понятие и содержание // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstnoe-obuchenie-ponyatie-i-soderzhanie (дата обращения: 14.09.2023).

2. Гуреева Ю. Минцифры: Российской IT-отрасли не хватает 500-700 тысяч специалистов // Российская газета. 2023, 17 августа [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/08/17/ mincifry-rossijskoj-it-otrasli-ne-hvataet-500-700-tys-specialistov.html (дата обращения 13.09.2023).

3. ЗемлянскаяЕ. Н. Моделирование как метод педагогического исследования // Преподаватель XXI век. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ modelirovanie-kak-metod-pedagogicheskogo-issledovaniya-1 (дата обращения: 14.09.2023).

4. Иванова С. В. Модель нейтрализации неблагоприятных внешних факторов принятия решений в системе образования // ЭТАП. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/model-neytralizatsii-neblagopriyatnyh-vneshnih-faktorov-prinyatiya-resheniy-v-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 14.09.2023).

5. Казанцева С. П. Модель формирования профессионально-педагогической направленности у будущих учителей в контекстном обучении // МНКО. 2015. № 1 (50) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-professionalno-pedagogicheskoy-napravlennosti-u-buduschih-uchiteley-v-kontekstnom-obuchenii (дата обращения: 14.09.2023).

6. Козырева О. А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. 2020. № 2 (31) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-modelirovanie-v-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya-i-nauchno-pedagogicheskogo-rabotnika (дата обращения: 14.09.2023).

7. Кудинов И. В., Карунас Е. В., Баринова Н. А. и др. Имитационные моделирующие технологии в образовательном процессе высшей школы // Высшее образование сегодня. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imitatsionnye-modeliruyuschie-tehnologii-v-obrazovatelnom-protsesse-vysshey-shkoly (дата обращения: 14.09.2023).

8. Максимова Е. А. Принципы эволюционного моделирования в исследовании развития профессионального образования // Изд. Сарат. ун-та. Сер. «Философия. Психология. Педагогика». 2022. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-evolyutsionnogo-modelirovaniya-v-issledovanii-razvitiya-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.09.2023).

9. Швец Тэнэта-Гурий О. А. Формирующее оценивание в подготовке ИТ-специалистов к преподаванию в системе дополнительного профессионального преподавания // Вестник МГОУ Серия «Педагогика». 2022. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ formiruyuschee-otsenivanie-v-podgotovke-it-spetsialistov-k-prepodavaniyu-v-sisteme-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.09.2023).

10. Швец-Тэнэта-Гурий О. А. Имитационно-моделирующие упражнения как компонент обучения ИТ-специалистов преподаванию // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imitatsionno-modeliruyuschie-uprazhneniya-kak-komponent-obucheniya-it-spetsialistov-prepodavaniyu (дата обращения: 14.09.2023).

11. Business Process Model And Notation [Электронный ресурс]. URL: https://www.omg.org/ spec/BPMN/2.0/ (дата обращения: 13.09.2023).

References

1. Verbickij A. A. Kontekstnoe obuchenie: ponjatie i soderzhanie // Jeksperiment i innovacii v shkole. 2009. № 4 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstnoe-obuchenie-po-nyatie-i-soderzhanie (data obrashhenija: 14.09.2023). [In Rus].

2. Gureeva Ju. Mincifry: Rossijskoj IT-otrasli ne hvataet 500-700 tysjach specialistov // Rossijskaja gazeta. 2023, 17 avgusta [Jelektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2023/08/17/mincifry-rossijskoj-it-otrasli-ne-hvataet-500-700-tys-specialistov.html (data obrashhenija 13.09.2023). [In Rus].

3. Zemljanskaja E. N. Modelirovanie kak metod pedagogicheskogo issledovanija // Prepodavatel' HHI vek. 2013. № 3 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-kak-metod-pedagogicheskogo-issledovaniya-1 (data obrashhenija: 14.09.2023). [In Rus].

4. Ivanova S. V. Model' nejtralizacii neblagoprijatnyh vneshnih faktorov prinjatija reshenij v sisteme ob-razovanija // JeTAP. 2018. № 3 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-neytralizatsii-neblagopriyatnyh-vneshnih-faktorov-prinyatiya-resheniy-v-sisteme-obrazovaniya (data obrashhenija: 14.09.2023). [In Rus].

5. Kazanceva S. P. Model' formirovanija professional'no-pedagogicheskoj napravlennosti u budu-shhih uchitelej v kontekstnom obuchenii // MNKO. 2015. № 1 (50) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-professionalno-pedagogicheskoy-napravlen-nosti-u-buduschih-uchiteley-v-kontekstnom-obuchenii (data obrashhenija: 14.09.2023). [In Rus].

6. Kozyreva O. A. Pedagogicheskoe modelirovanie v professional'noj dejatel'nosti uchitelja i nauchno-pedagogicheskogo rabotnika // Vestnik Mininskogo universiteta. 2020. № 2 (31) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-modelirovanie-v-professionalnoy-deyatel-nosti-uchitelya-i-nauchno-pedagogicheskogo-rabotnika (data obrashhenija: 14.09.2023). [In Rus].

7. Kudinov I. V., Karunas E. V., Barinova N. A. i dr. Imitacionnye modelirujushhie tehnologii v

obrazovatel'nom processe vysshej shkoly // Vysshee obrazovanie segodnja. 2018. № 4 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imitatsionnye-modeliruyuschie-tehnologii-v-obrazo-vatelnom-protsesse-vysshey-shkoly (data obrashhenija: 14.09.2023). [In Rus].

8. Maksimova E. A. Principy jevoljucionnogo modelirovanija v issledovanii razvitija professional'nogo obrazovanija // Izd. Sarat. un-ta. Ser. «Filosofija. Psihologija. Pedagogika». 2022. № 3 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-evolyutsionnogo-modelirovaniya-v-issle-dovanii-razvitiya-professionalnogo-obrazovaniya (data obrashhenija: 14.09.2023). [In Rus].

9. Shvec Tjenjeta-Gurij O. A. Formirujushhee ocenivanie v podgotovke IT-specialistov k prepodavaniju v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo prepodavanija // Vestnik MGOU. Serija «Pedagogika». 2022. № 3 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-v-podgotovke-it-spetsialistov-k-prepodavaniyu-v-sisteme-dopolnitelnogo-professionalnogo-obra-zovaniya (data obrashhenija: 14.09.2023). [In Rus].

10. Shvec-Tjenjeta-Gurij O. A. Imitacionno-modelirujushhie uprazhnenija kak komponent obuchenija IT-specialistov prepodavaniju // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2023. № 2 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imitatsionno-modeliruyuschie-uprazhneniya-kak-komponent-obucheniya-it-spetsialistov-prepodavaniyu (data obrashhenija: 14.09.2023). [In Rus].

11. Business Process Model And Notation [Электронный ресурс]. URL: https://www.omg.org/spec/ BPMN/2.0/ (дата обращения: 13.09.2023).

Информация об авторе

О. А. Швец-Тэнэта-Гурий — аспирант

Научный руководитель: М. В. Кларин, член-корреспондент РАО, доктор наук, профессор, consult@klarin.ru

Information about the author

O. A. Shvets-Teneta-Gurii — Graduate student

Scientific adviser: M. V. Klarin, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Dr. Sc. (Education), Professor, consult@klarin.ru

Статья поступила в редакцию 10.10.2023; одобрена после рецензирования 23.10.2023; принята к публикации 16.01.2024. The article was submitted 10.10.2023; approved after reviewing 23.10.2023; accepted for publication 16.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.