Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПРОВЕДЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ ПРИ УДАЛЕННОМ ОБУЧЕНИИ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПРОВЕДЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ ПРИ УДАЛЕННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дистанционный формат / видеоконференция / презентация / личные предпочтения / практические занятия / лабораторные работы / подготовка к занятиям / видеосъёмка / обратная связь / мотивация / практические навыки.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепурных Н.К.

В статье автор осветил трудности, возникшие у преподавателей высших учебных заведений при переходе к дистанционному обучению в условиях пандемии короновируса. Отмечается, что наибольшие трудности возникли при подготовке и проведении практических и лабораторных занятий в дистанционном формате. Автор объясняет это тем, что для проведения лабораторных работ, в частности, нередко требуется специальное оборудование и инструменты. Дистанционные лабораторные работы не дают возможности отработать те или иные практические навыки, то есть не выполняют свои основные задачи. При решении задач на практических занятиях обучающимися сложно проконтролировать как выполняются расчёты, вовремя найти ошибки и просчёты, скорректировать, при необходимости, выполнение тех или иных операций. А это позднее скажется и на качестве выполненной работы, и на потерях времени при проверке, и исправлении ошибок. Указывается также на то, что качество текущего и промежуточного контроля снижается из-за отсутствия мотивации у некоторых обучающихся. Это особенно заметно у обучающихся младших курсов. В статье описан опыт подготовки к лабораторным работам по дисциплинам технической направленности. Описано несколько видов лабораторных работ и способов их подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПРОВЕДЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ ПРИ УДАЛЕННОМ ОБУЧЕНИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-190-193 NIION: 2018-0076-7/22-838 MOSURED: 77/27-023-2022-7-1036

ЧЕПУРНЫХ Н.К.,

кандидат технических наук, доцент, доцент Восточно-Сибирского института МВД,

г. Иркутск, е-таН: leonata3@yandex.ru

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПРОВЕДЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ ПРИ УДАЛЕННОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация. В статье автор осветил трудности, возникшие у преподавателей высших учебных заведений при переходе к дистанционному обучению в условиях пандемии ко-роновируса. Отмечается, что наибольшие трудности возникли при подготовке и проведении практических и лабораторных занятий в дистанционном формате. Автор объясняет это тем, что для проведения лабораторных работ, в частности, нередко требуется специальное оборудование и инструменты. Дистанционные лабораторные работы не дают возможности отработать те или иные практические навыки, то есть не выполняют свои основные задачи. При решении задач на практических занятиях обучающимися сложно проконтролировать как выполняются расчёты, вовремя найти ошибки и просчёты, скорректировать, при необходимости, выполнение тех или иных операций. А это позднее скажется и на качестве выполненной работы, и на потерях времени при проверке, и исправлении ошибок. Указывается также на то, что качество текущего и промежуточного контроля снижается из-за отсутствия мотивации у некоторых обучающихся. Это особенно заметно у обучающихся младших курсов.

В статье описан опыт подготовки к лабораторным работам по дисциплинам технической направленности. Описано несколько видов лабораторных работ и способов их подготовки.

Ключевые слова: дистанционный формат, видеоконференция, презентация, личные предпочтения, практические занятия, лабораторные работы, подготовка к занятиям, видеосъёмка, обратная связь, мотивация, практические навыки.

CHEPURNYH N.K.,

PhD in Law, Associate Professor, senior lecturer, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Irkutsk, Russia)

SOME FEATURES IN THE CONDUCT OF VARIOUS TYPES OF CLASSES IN REMOTE LEARNING

Annotation. In the article, the author highlighted the difficulties encountered by teachers of higher educational institutions during the transition to distance learning in the conditions of the coro-navirus pandemic. It is noted that the greatest difficulties arose during the preparation, conduct of practical, and laboratory classes in a remote format. The author explains this by the fact that for laboratory work, in particular, special equipment and tools are often required. Remote laboratory work does not provide an opportunity to work out certain practical skills, that is, they do not fulfill their main tasks. When solving problems in practical classes, it is difficult for students to control how calculations are performed, to find errors and miscalculations in time, to correct, if necessary, the execution of certain operations. And this will later affect the quality of the work performed, and the loss of time during verification and error correction.

The article also points out that the quality of current and intermediate control is reduced due to the lack of motivation of some students. This is especially noticeable among students of junior courses.

The article describes the experience of preparing for laboratory work in technical disciplines. Several types of laboratory work and methods of their preparation are described.

Key words: remote format, videoconference, presentation, personal preferences, practical exercises, laboratory work, preparation for classes, videography, feedback, motivation, practical skills.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

Переход на дистанционный формат в период пандемии поставил перед преподавателями высших учебных заведений ряд новых задач:

- необходимость в кратчайшие сроки переработать методические разработки учебных занятий, с целью определения бюджета времени на различные этапы занятия;

- перевести лекционный материал в видео формат;

- подобрать или разработать способы проведения практических, семинарских и лабораторных работ;

- создать комплекты заданий для проведения текущего и промежуточного контроля знаний.

Огромный объём подготовительной работы должен был быть совмещён с проведением занятий в дистанционном формате.

В лучшем положении оказались те преподаватели, кто, либо по собственной инициативе, либо по требованию руководства начали работу над созданием онлайн курсов читаемых дисциплин заранее. Однако, думается, что таких преподавателей было немного. Большая часть преподавателей непосредственно перед проведением занятий по каждой теме приводила необходимые материалы в ту форму, в которой их можно было бы применить при дистанционном обучении. Каждый преподаватель, в зависимости от опыта преподавания и личных предпочтений, сам для себя выбирал формы проведения различных видов занятий. Лекции, например, можно провести в формате видео конференции, а можно снять видео заранее и затем по расписанию подключить его. На наш взгляд наилучший вариант - это подготовка презентации и затем демонстрация её во время проведения лекции в формате видео конференции. Именно в этом случае можно в любое время остановить лекцию, чтобы дать возможность слушателям сделать записи в своих конспектах или перейти на предыдущие слайды при необходимости. В таком формате чтения лекции проще поддерживать обратную связь со слушателями. К сожалению, не всегда технические возможности позволяют лектору видеть при проведении видеоконференции достаточно большую аудиторию слушателей и это, конечно, большой недостаток дистанционного чтения лекций. Сложно в таких условиях вести диалог со слушателями.

Кроме лекционных занятий в рабочих программах по инженерным дисциплинам предусмотрено проведение большого количества практических занятий. Причем к таким занятиям относятся не только упражнения по решению задач, но и лабораторные занятия. При проведении различных практических занятий в онлайн режиме возникают разнообразные проблемы. Так на заня-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

тиях, посвященных решению задач, которые проводятся с целью углубления теоретических знаний, приобретения и отработки практических навыков, а также обучения умению пользоваться различной справочной литературой, ГОСТами и т.п. традиционно предусматривается решение задач, выполнение расчётов, составление схем и графиков. Причём очень важно при проведении практических занятий грамотно организовать коллективную работу обучающихся, не упуская из виду индивидуальную работу с каждым [1]. При организации практических занятий, на которых предполагается решение задач, бывает необходимо контролировать именно ход решения задач и правильность получения промежуточных результатов расчётов, с тем чтобы исключить появление ошибок, которые в конечном итоге могут свести на нет большой объём работы, поскольку выполнение некоторых практических работ рассчитано на 2-3, а то и 4 занятия. Как правило, любой преподаватель знает какие ошибки могут допустить обучающиеся при выполнении тех или иных расчётов и заранее старается обратить на них внимание. Но бывает и так, что обучающиеся допускают совершенно неожиданные ошибки или просчёты. И вот в этом случае хорошо использовать преимущества коллективной работы в группе [2]. Однако в условиях дистанционного проведения практических занятий это достаточно сложно.

Что касается достижения других целей практических занятий, таких как формирование навыков самостоятельной работы, умения работать с информацией, документами и пр., то при дистанционном проведении практических занятий проблем не возникает. Некоторые сложности появляются при проверке подготовленности обучающихся к занятиям, а также оценке качества их самостоятельной работы [3].

При подготовке к таким занятиям преподавателю необходимо не только подобрать варианты задач, но и различную справочную литературу, а в условиях дистанционного обучения ссылки на соответствующие источники в сети интернет [4].

Несколько иные проблемы возникают при подготовке к проведению лабораторных работ [5]. В деятельности обучающегося при выполнении лабораторной работы можно выделить три основных момента: подготовка к лабораторной работе, выполнение замеров или проведение эксперимента и обсчёт полученных данных. При проведении дистанционных лабораторных работ преподавателю приходится больше времени уделять первому этапу, а именно, подготовке [6]. В зависимости от того как планируется проведение разных видов работ, подготовка может занять довольно много времени. Особенно, если придётся подготовить видеоматериал. Если же предполагается

использование виртуальных измерительных приборов либо приборов, управляемых дистанционно, то их необходимо предварительно проверить. Однако, использование таких технологий затруднено по причине либо их отсутствия по определенным темам, либо их высокой стоимости [7-9]. Таким образом, реально проводить удаленные лабораторные работы возможно только при использовании заранее подготовленных видеоматериалов.

Опыт проведения лабораторных работ по инженерным дисциплинам показал невысокую эффективность такого способа проведения занятий. Основная причина кроется в том, что при такой организации лабораторных работ является невозможным реализация основной цели, а именно, отработка практических навыков.

Список литературы:

[1] Нагаева И.А. Возможности организации практических занятий студентов при использовании дистанционных технологий // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». - № 4 - 2011. - М.: Изд-во МГОУ. - 212 с. - с. 172 - 176.

[2] Быкова, О. П. Педагогика высшей школы: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие для магистрантов / О. П. Быкова, М. А. Мартынова, Н. Н. Сусакова ; под редакцией В. Г. Сиромахи. - Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2022. - 143 c. - ISBN 978-5-4497-1763-4. - Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop. ru/122652.html (дата обращения: 19.07.2022). -Режим доступа: для авторизир. пользователей. -DOI: https://doi.org/10.23682/122652

[3] Федоров И.Б., Зимин А.М., Коршунов С.В., Кузнецов Ю.М. Лабораторный практикум с удаленным доступом как средство практической подготовки специалистов в техническом университете // Индустрия образования. М.: ГосНИИСИ, 2002. Вып. 2. С. 312-319.

[4] Наливайко, Т. Е. Теория и практика подготовки к преподавательской деятельности в вузе : учебно-методическое пособие / Т. Е. Наливайко, М. В. Шинкорук. - Комсомольск-на-Амуре: Комсо-мольский-на-Амуре государственный университет, 2022. - 104 c. - ISBN 978-5-7765-1504-0. -Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. - URL: https://www. iprbookshop.ru/122771.html (дата обращения:

11.07.2022).--Режим доступа: для авторизир.

пользователей.

[5] Портнов Ю. А., Мальшакова И. Л. Организация лабораторных работ в условиях дистанционного обучения - Текст : электронный //Проблемы современного образования. 2021. № 3. - С. 218-226. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

organizatsiya-laboratornyh-rabot-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya/viewer (дата обращения: 20.07.2022). - Режим доступа: Научная электронная библиотека Киберленинка.

[6] Быков А.А.Киселева О.М.// Современные наукоемкие технологии. - 2021. - № 6 (часть 1) -С. 136-140.

[7] Акатьева А.М., Проектирование лабораторных работ в дистанционном формате с учетом международного опыта // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/ issues/2022/04/98018 (дата обращения: 15.07.2022).

[8] Парпура О. Н., Особенности проведения практических и лабораторных работ в условиях дистанционного обучения- Текст: электронный// Интерактивное образование.2021. № 93 URL: http://www.io.nios.ru/articles2/112/2/osobennosti-provedeniya-prakticheskih-i-laboratornyh-rabot-v-usloviyah (дата обращения: 20.07.2022).

[9] Бородина Н.В., Мирошин Д.Г., Шестакова Т. В. Педагогические условия проектирования и организации кейс-технологии в дистанционном обучении на основе модульного подхода - Текст : электронный// Образование и наука. 2011. № 5(84). - С. 99-108. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskie-usloviya-proektirovaniya-i-organizatsii-keys-tehnologii-v-distantsionnom-obuchenii-na-osnove-modulnogo-podhoda/viewer (дата обращения: 20.07.2022). - Режим доступа: Научная электронная библиотека Киберленинка.

[10] Чепурных, Н.К. Особенности организации практических занятий по дисциплине «Материаловедение» при дистанционном обучении// Образование и право. 2022.№4.- С. 299-302.

Spisok literatury:

[1] Nagaeva I.A. Vozmozhnosti organizacii prakticheskih zanjatij studentov pri ispol'zovanii dis-tancionnyh tehnologij // Vestnik MGOU. Serija «Ped-agogika». - № 4 - 2011. - M.: Izd-vo MGOU. - 212 s. - P. 172 - 176.

[2] Bykova, O. P. Pedagogika vysshej shkoly: kommunikativno-dejatel'nostnyj podhod: uchebnoe posobie dlja magistrantov / O. P. Bykova, M. A. Mar-tynova, N. N. Susakova; pod redakciej V. G. Siro-mahi. - Moskva: Aj Pi Ar Media, 2022. - 143 р. -ISBN 978-5-4497-1763-4. - Tekst: jelektronnyj // Cifrovoj obrazovatel'nyj resurs IPR SMART: [sajt]. -URL: https://www.iprbookshop.ru/122652.html (data obrashhenija: 19.07.2022). - Rezhim dostupa: dlja avtorizir. pol'zovatelej. - DOI: https://doi. org/10.23682/122652.

[3] Fedorov I.B., Zimin A.M., Korshunov S.V., Kuznecov Ju.M. Laboratornyj praktikum s udalennym dostupom kak sredstvo prakticheskoj podgotovki

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

specialistov v tehnicheskom univer-sitete // Industrija obrazovanija. M.: GosNIISI, 2002. Vyp. 2. P. 312319.

[4] Nalivajko, T. E. Teorija i praktika podgotovki k prepodava-tel'skoj dejatel'nosti v vuze: ucheb-no-metodicheskoe posobie / T. E. Nalivajko, M. V. Shinkoruk. - Komsomol'sk-na-Amure: Komso-mol'skij-na-Amure gosudarstvennyj universitet, 2022. - 104 p. - ISBN 978-5-7765-1504-0. - Tekst: jelek-tronnyj // Cifrovoj obrazovatel'nyj resurs IPR SMART: [sajt]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/122771. html (data obrashhenija: 11.07.2022). — Rezhim dostupa: dlja avtorizir. pol'zovatelej.

[5] Portnov Ju. A., Mal'shakova I. L. Organ-izacija laboratornyh rabot v uslovijah distancionnogo obuchenija - Tekst: jelektronnyj //Problemy sovre-mennogo obrazovanija. 2021. № 3. - P. 218-226. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsi-ya-laboratornyh-rabot-v-usloviyah-distantsionno-go-obucheniya/viewer (data obrashhenija: 20.07.2022). - Rezhim dostupa: Nauchnaja jelek-tronnaja biblioteka Kiberleninka.

[6] Bykov A.A.Kiseleva O.M. // Sovremennye naukoemkie tehnologii. - 2021. - № 6 (chast' 1) - P. 136-140.

[7] Akat'eva A.M., Proektirovanie laboratornyh rabot v di-stancionnom formate s uchetom mezhdun-

arodnogo opyta // Sovremennye nauchnye issledo-vanija i innovacii. 2022. № 4 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/04/98018 (data obrashhenija: 15.07.2022).

[8] Parpura O. N., Osobennosti provedenija prakticheskih i la-boratornyh rabot v uslovijah distancionnogo obuchenija- Tekst: Jelektronnyj//Interaktiv-noe obrazovanie.2021. № 93 URL: http://www.io. nios.ru/articles2/112/2/osobennosti-provedeni-ya-prakticheskih-i-laboratornyh-rabot-v-usloviyah (data obrashhenija: 20.07.2022).

[9] Borodina N.V., Miroshin D.G., Shestakova T. V. Pedagogiche-skie uslovija proektirovanija i organ-izacii kejs-tehnologii v distancionnom obuchenii na osnove modul'nogo podhoda - Tekst: Jelektronnyj// Obrazovanie i nauka. 2011. № 5(84). - P. 99-108. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogich-eskie-usloviya-proektirovaniya-i-organizat-sii-keys-tehnologii-v-distantsionnom-obuche-nii-na-osnove-modulnogo-podhoda/viewer (data obrashhenija: 20.07.2022). - Rezhim dostupa: Nauchnaja jelektronnaja biblioteka Kiberleninka.

[10] Chepurnyh, N.K. Osobennosti organizacii prakticheskih zanja-tij po discipline «Materialovede-nie» pri distancionnom obuchenii// Obrazovanie i pravo. 2022.№4.- P. 299-302.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.