УДК 378.147.88
Общая педагогика, история педагогики и образования
Нагаева Ирина Александровна
НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий»
Россия, Москва1 Доцент, кандидат педагогических наук E-Mail: [email protected]
Технология подготовки и проведения практических онлайн-занятий
Аннотация: В статье рассматривается технология подготовки и проведения практических онлайн-занятий. Цель создания технологии заключается в расширении возможностей онлайн-обучения посредством оптимального сочетания интегрированного оборудования, программного обеспечения, педагогических технологий. Новыми технологиями проведения практических онлайн-занятий являются: Smart Virtual Classroom (открытый цифровой / виртуальный класс), Game Based Learning (обучение с помощью виртуальной игровой среды), Gesture based computing (распознавание жестов). Кроме того, применяются автоматизированные лабораторные практикумы удалённого доступа с использованием сетевых технологий: презентаций, мультимедиа-технологий, синтеза виртуальной реальности. В статье рассматриваются различные типы компьютерных практикумов, которые целесообразно использовать в обучении: виртуальная игровая среда; лабораторный практикум; практикум по решению задач, производству расчётов; компьютерные тренажёры; средства или системы виртуальной реальности и др. Перечисленные примеры современных образовательных технологий можно объединить в одну категорию, а именно, обучающие системы, как средство учебной деятельности. Существующие обучающие системы реализовывают различные режимы управления учебной деятельностью обучаемого: прямое (непосредственное), косвенное (опосредованное), динамическое. Различные методики проведения практических занятий с применением инновационных технологий зависят от цели, задач, контента, уровня подготовленности аудитории.
Ключевые слова: Подготовка и проведение практических онлайн-занятий; дистанционные образовательные технологии.
Идентификационный номер статьи в журнале 68PVN214
109004, Россия, г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 13
Применение глобальных сетей привело к созданию новой технологии проведения практических онлайн-занятий Smart Virtual Classroom (открытый цифровой / виртуальный класс) (рис. 1). Цель создания технологии заключается в расширении возможностей преподавателя с помощью оптимального сочетания интегрированного оборудования, программного обеспечения, технологии [4, 5].
Проведение занятий основывается на том, что преподаватель демонстрирует на интерактивной доске текст, рисунки, графики, презентации, при этом содержимое появляется в электронном блокноте у обучаемого. Специально разработанные цифровые блокнот и ручка используются для создания и редактирования текста и изображений, которые могут быть перенаправлены на любую поверхность через проектор. Занятия напрямую транслируются через Интернет, автоматически записываются и публикуются в глобальной или локальной сети вуза, что позволяет сохранить их для повторного использования в любое время, в любом месте, на любых мобильных устройствах. Это дает возможность не пропускать занятий и не отставать при прохождении нового материала. Записи лабораторных экспериментов помогают студентам лучше понять пройденные темы и предоставляют студентам больше возможностей для подготовки к следующим занятиям.
Рис. 1. Технология проведения практических онлайн-занятий Smart Virtual Classroom [9]
Отдельно следует рассмотреть проведение практических занятий онлайн, например, лабораторных практикумов.
Авторы публикаций по разработке компьютерных лабораторных практикумов, в частности инженерного (А.М. Зимин, А.А. Зинчик, Ю.Л. Колесников, С.В. Коршунов, Ю.М. Кузнецов, А.А. Поляков, И.Б. Федоров, Г.Ф. Филаретов и др.) рекомендуют сконцентрироваться на создании автоматизированных лабораторных практикумов удалённого доступа с использованием современных сетевых технологий: презентаций, мультимедиа-технологий, синтеза виртуальной реальности [2, 7].
Информационные технологии позволяют создавать лабораторные практикумы (рис. 2), имитирующие работу дорогостоящего стендового оборудования реальных производств, что в условиях слабой материальной базы периферийных образовательных центров позволяет организовать практическую часть учебного процесса по сети. Однако следует отметить большую эффективность использования виртуального эксперимента, который визуально не отличим от дистанционно выполняемого реального эксперимент.
Рис. 2. Страница устройства приемника излучения [12]
Другие авторы (В.К. Батоврин, А.С. Бессонов, В.В. Мошкин) акцентируют своё внимание на разработке и реализации технологии виртуальных приборов, которая, по их мнению, является базовой для эффективной компьютеризации, измерении и развития на этой основе лабораторных практикумов [1, 3].
При разработке лабораторного практикума авторы подчёркивают необходимость перехода от иллюстративно-объяснительной к инструментально-деятельной и поисковой методике.
Практикумы математического моделирования и виртуальные лабораторные работы ориентированы на выяснение физических характеристик, химического и т. п. содержания исследуемого объекта или явления и, в реальной степени, содержат условия для формирования компетенции обучаемых.
Рассмотрим типы компьютерных практикумов, которые, как показало наше исследование, целесообразно использовать в обучении:
виртуальная игровая среда;
лабораторный практикум;
практикум по решению задач, производству расчётов; компьютерные тренажёры;
средства или системы виртуальной реальности и др.
Примером применения виртуальной игровой среды является технология Game Based Learning, обучение взрослых на основе игр. Обучение, имитирующее реальную ситуацию, использует принципы организации игры, что позволяет будущим специалистам репетировать и оттачивать свои умения и навыки в режиме виртуальной чрезвычайной ситуации. Обучение в виде игры дает возможность установить связь между учебным занятием и реальной жизнью. Проанализировав учебные материалы и программное обеспечение делаем вывод, что виртуальные игры предоставляют следующие возможности для активизации обучения:
• ориентирование под нужды пользователя;
• предоставление мгновенной обратной связи;
• совершение самостоятельных действий по принятию решений и выбору действий;
• усвоение и запоминание материала;
• темп обучения с учетом индивидуальных потребностей каждого студента;
• перенос навыков, полученных в учебной ситуации, в реальные условия.
Нами выделены основные принципы обучения, реализованные технологией Game Based Learning:
• принцип последовательного усложнения: постепенное увеличение уровня сложности в игре;
• принцип моделирования: использование упрощенного варианта проблемной ситуации;
• принцип критичного изучения: действие в переменной игровой среде;
• принцип познания: сделать правильный выбор через экспериментирование.
По нашему мнению, основными преимуществами технологии Game Based Learning являются:
• низкая степень физического риска и ответственности;
• мотивация к обучению при получении положительных эмоций от выигрыша или победы;
• практика - зеркальное отображение реальной ситуации;
• своевременная обратная связь;
• выбор различных игровых ролей;
• обучение в сотрудничестве;
• выработка собственной стратегии поведения.
Примерами использования вышеназванной технологии могут служить (рис. 3):
• симулятор управляющего отделом продаж;
• симуляторы для врачей и медперсонала для отработки медицинских сценариев на компьютеризированных манекенах [8];
• симуляторы для пилотов;
• симуляторы по технике безопасности.
Рис. 3. Примеры виртуальных игр-тренажеров [8]
Технологией будущего считается технология распознавания жестов Gesture based computing (рис. 4) [11].
Рис. 4. Технология распознавания жестов Gesture based computing
Данная технология используется с целью интерпретации жестов человека через математические алгоритмы. Кинестетической характер Gesture based computing, скорее всего, приведет к новым видам обучения. Например, студенты-хирурги медицинских вузов обучаются работе с конкретными медицинскими инструментами (игра Nintendo Wii) [10].
Выше перечисленные примеры современных технологий можно объединить в одну категорию, обучающие системы. Обучающая программа - средство учебной деятельности. Обучаемый определяет постановку учебной задачи, характер и вид помощи. В случае появления затруднений обучаемый передаёт управление программе. Анализ существующих обучающих систем позволяет выделить следующие режимы управления учебной деятельностью обучаемого:
1. Прямое (непосредственное) управление. Обучающая программа предъявляет задачу, обучаемый может задать вопрос, только относящийся к данной учебной ситуации, характер помощи определяет программа.
2. Косвенное (опосредованное) управление. Обучающая программа ставит проблему, возможно в игровой ситуации, например, моделирование производственных, экономических и социальных ситуаций, допускающих различные варианты решений.
3. Динамическое управление. Обучающая программа предъявляет задачу, которая решается студентом с помощью компьютера. Уровень помощи определяют как программа, так и обучаемый.
Обучение на основе дистанционных образовательных технологий расширяет круг учебно-познавательных задач, происходит развитие операционально-технической стороны
учебной деятельности, изменяются пространственные и временные границы взаимодействия, формируется самодисциплина в работе с информационно-коммуникационными технологиями.
Практические занятия с применением дистанционных образовательных технологий имеют целью активизировать познавательную деятельность обучаемых, вызвать у них проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. Кроме этого, они способствуют приданию инновационного характера процессу обучения в современных условиях.
Таким образом, существуют различные методики проведения практических занятий с применением инновационных технологий, поэтому единого подхода для проведения качественного учебного занятия нет. Поскольку различны цели, задачи, контент, уровень подготовленности аудитории, то организатор должен владеть набором методик проведения и организации занятий, для чего необходимо специальное обучение преподавателей и других лиц, организующих их. Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения.
Учитывая вышесказанное, предлагаем методы, способствующие повышению эффективности обучения с применением дистанционных образовательных технологий, которые можно сгруппировать следующим образом:
• организационные:
• организация вебинаров с участием специалистов, экспертов;
• проведение вебинаров с последующим обязательным объявлением дополнительного времени на проведение консультаций по пройденной теме;
• использование виртуальных лабораторий, виртуальной игровой среды, лабораторного практикума, компьютерных тренажёров на практических занятиях, средств или систем виртуальной реальности;
• информирование о предполагаемых новых совместных проектах, видеоконференциях, дискуссионных форумах;
• поддержка самостоятельных исследований и поисков;
• анализ результатов проведенных занятий;
• организация взаимопомощи между обучаемыми;
• требование обязательной обратной связи от обучаемых в виде комментариев, отчетов о проделанной работе, заполнения анкет, заполнением интерактивных шаблонов;
• технологические:
• использование видео-записей, внешних открытых ресурсов, внешних ресурсов по созданию интерактивных проектов или презентаций);
• подключение к учебному пространству современных технологий взаимодействия: блоги, онлайн-сообщества, твиттеры, сайты, wiki, социальные сети);
• использование электронного путеводителя оптимизации учебной информации» с обозначением основных тем и материалов к ним;
• психолого-педагогические:
• поддержание эмоциональной связи между участниками учебного процесса;
• мотивация обучаемых на практическое применение изученного материала и проведение эксперимента;
• мотивация обучаемых к систематизации, классификации и группированию используемых терминов и понятий в небольшие по объему фрагменты с указанием ссылок на внешний ресурс;
• создание для каждого обучаемого «листа успеха».
Советский педагог и психолог М.М. Рубинштейн писал: «В работе учителя всегда должен оставаться аромат творческой работы, тем более, что никакая программа не в силах охватить и учесть тех индивидуальных положений и условий, в которых придется работать учителю» [6].
ЛИТЕРАТУРА
1. Батоврин В.К. Опыт применения новых информационных технологий при организации и проведении конференций // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2002. - № 4. - С. 29.
2. Зимин А.М. Автоматизированный лабораторный практикум с удаленным доступом в техническом университете // Информационные технологии. 2002. № 2. С. 39-43.
3. Мицель, А.А. Проблемы и перспективы информационного обеспечения инженерного открытого образования. / А.А. Мицель, В.В. Клыков. // Открытое образование - 2004. - №1. - 56-61
4. Нагаева И.А. Возможности организации практических занятий студентов при использовании дистанционных технологий // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». - № 4 - 2011.- М.: Изд-во МГОУ. - 212 с. - с. 172 - 176.
5. Нагаева И.А. Организация вебинара // Интернет-журнал «Науковедение». 2012 №3 (12) [Электронный ресурс].- М. 2012- Ид. номер ФГУП НТЦ "Информрегистр". - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik12/12-33.pdf, свободный
6. Рубинштейн М.М. Проблемы учителя. - М., 1926. - С. 167
7. Федоров И.Б., Зимин А.М., Коршунов С.В., Кузнецов Ю.М. Лабораторный практикум с удаленным доступом как средство практической подготовки специалистов в техническом университете // Индустрия образования. М.: ГосНИИСИ, 2002. Вып. 2. С. 312-319.
8. http://www.youtube.com/watch?v=1mp1WwJYRxA (дата обращения 24.02.2013)
9. http://digitalclassroom.in (дата обращения 16.02.2013)
10. http://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=18279048 (дата обращения 24.02.2013)
11. http://web.mit.edu/newsoffice/2010/gesture-computing-0520.html (дата обращения 24.02.2013)
12. http://lud.bmstu.ru/ (дата обращения 24.02.2013)
Рецензент: Симонов Валентин Петрович, профессор, доктор педагогических наук, Московский государственный областной университет.
Irina Nagaeva
Institute of Government, Right and Innovative Technologies
Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
Technology of preparation and realization of on-line seminars
Abstract: The article considers the technology of preparation and realization of on-line seminars. The purpose of the technology creation consists in expansion of e-learning possibilities through the optimal combination of the integrated hardware, the software, pedagogical technologies. New technologies of conducting online classes are: Smart Virtual Classroom (outdoor digital / virtual class), Game Based Learning (learning using virtual gaming environment), Gesture-based computing (gestures). In addition, the use of computerised laboratory workshops remote access using network technologies: presentations, multimedia technologies, synthesis of virtual reality. This article presents the different types of computer workshops, which are expedient to use in education: virtual gaming environment; laboratory workshop; the workshop on problem solving, making calculations; computer equipment; the means or systems of virtual reality and other Listed examples of modern educational technologies can be combined into a single category, namely, training systems, as a means of training activities. The existing training system is realized by the various modes of learning activity management trainee: direct, indirect, dynamic. Different methods of practical training with the use of innovative technologies depend on the goal, objectives, content, level of training of the audience.
Keywords: Preparation and realization of on-line seminars; distant educational technologies.
Identification number of article 68PVN214
REFERENCES
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. 12.
Batovrin V.K. Opyt primenenija novyh informacionnyh tehnologij pri organizacii i provedenii konferencij // Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. - 2002. - № 4. - S. 29.
Zimin A.M. Avtomatizirovannyj laboratornyj praktikum s udalennym dostupom v tehnicheskom universitete // Informacionnye tehnologii. 2002. № 2. S. 39-43.
Micel', A.A. Problemy i perspektivy informacionnogo obespechenija inzhenernogo otkrytogo obrazovanija. / A.A. Micel', V.V. Klykov. // Otkrytoe obrazovanie - 2004. -№1. - 56-61
Nagaeva I.A. Vozmozhnosti organizacii prakticheskih zanjatij studentov pri ispol'zovanii distancionnyh tehnologij // Vestnik MGOU. Serija «Pedagogika». - № 4 - 2011.- M.: Izd-vo MGOU. - 212 s. - s. 172 - 176.
Nagaeva I.A. Organizacija vebinara // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2012 №3 (12) [Jelektronnyj resurs].- M. 2012- Id. nomer FGUP NTC "Informregistr". - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/sbornik12/12-33.pdf, svobodnyj
Rubinshtejn M M. Problemy uchitelja. - M., 1926. - S. 167
Fedorov I.B., Zimin A.M., Korshunov S.V., Kuznecov Ju.M. Laboratornyj praktikum s udalennym dostupom kak sredstvo prakticheskoj podgotovki specialistov v tehnicheskom universitete // Industrija obrazovanija. M.: GosNIISI, 2002. Vyp. 2. S. 312-319.
http://www.youtube.com/watch?v=1mp1WwJYRxA (data obrashhenija 24.02.2013) http://digitalclassroom.in (data obrashhenija 16.02.2013)
http://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=18279048 (data obrashhenija 24.02.2013)
http://web.mit.edu/newsoffice/2010/gesture-computing-0520.html (data obrashhenija 24.02.2013)
http://lud.bmstu.ru/ (data obrashhenija 24.02.2013)