Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-01/ Дата публикации: 1.03.2015
№дК ^н/5-80. Е. В. ТымчЕНко, И. И. С котников
Модели компьютерной деловой игры как инструмент обучения
Анализируется состояние в области создания и применения компьютерной деловой игры. Статья описывает игровое обучение как образовательную технологию: ее отличие от других технологий, отношение к познавательной деятельности, возможности.
Статья описывает компьютерную деловую игру как образовательную технологию. Подчеркиваются ее наиболее важные особенности: универсальность, гибкость и эффективность метода, которые во многом определяются возможностями и свойствами комплекса программно-технических средств компьютерной деловой игры.
Описывает применение игрового обучения. Перечислены преимущества компьютерных деловых игр как средств обучения по сравнению с традиционными: меньшие временные затраты, интенсивное усвоение и запоминание учебной информации, контроль знаний в процессе игры, получение исчерпывающей информации для оценки компетентности, преодоление стереотипов, коррекция самооценки, обратная связь.
Статья описывает особенности эвристического обучения. Отмечено изменение роли преподавателя в такой образовательной технологии. Описаны характерные признаки деловой игры. Статья отмечает также недостатки компьютерной деловой игры.
Ключевые слова: образование, информация, знания, информационные модели, компьютерные деловые игры, информационные образовательные ресурсы
Perspectives of Science & Education. 2015. 1 (13)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-01/ Accepted: 20 November 2014 No. 1 (13). pp.75-80.
E. V. Tymchenko, I. I. Skotnikov
Model computer business game as a learning tool
Analyzed the state in the development and use of computer business game. This article describes's game training as an educational technology: its difference from other technologies, relevant to educational activities and opportunities.
This article describes a computer business game as an educational technology. To emphasize its most important features: versatility, flexibility and efficiency of the method, which are largely determined by the capabilities and characteristics of hardware and software computer business games.
Describes the application's game learning. Lists the advantages of computer business games as tools for learning compared to the traditional: smaller time costs, intensive learning and memorization of educational information, the control of knowledge in the game, getting comprehensive information to assess competence, stereotypes, self-correction, feedback.
This article describes the features of heuristic learning. Marked role changes of the teacher in this educational technology. Described characteristic features of the business game. Article also notes the shortcomings of computer gaming.
Keywords: education, information, information resources, knowledge, information models, computer business games, information educational resources
Введение
Важное значение среди методов обучения ЦМеют методы, обеспечивающие комплексное ¡использование обучаемыми специальных знаний иа трех уровнях усвоения [1]: на уровне воспроизводящей деятельности, на уровне преобразующей деятельности, на уровне творческо-поис-ковой деятельности. Эти уровни устанавливают пропорции между учебным временем, отводимым на пассивные методы обучения, такие как лекции, фильмы, наглядные пособия, печатные материалы, какое-либо сочетание этих средств, и учебным временем, отводимым на активные методы обучения, такие как лабораторная работа, семинар, практическое занятие, практика, стажировка, использование тренажеров, анализ ситуаций, игра и т.д. Это актуализирует поиск новых подходов к совершенствованию образования. Одним из перспективных методов совершенствования образования следует считать метод компьютерной деловой игры (КДИ) [2, 3].
Игровое обучение
Игровое обучение — форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на интерактивное усвоение знаний. Любая игра с момента возникновения выступает как форма обучения. Особую роль в современном игровом обучения сыграло стихийное развитие компьютерных игр движения, опиравшихся в первую очередь на использование деловых игр, которые послужили основой развития большой группы методов обучения, получивших название активных методов обучения. Игровое обучение отличается от других образовательных технологий тем, что игра привычная форма деятельности для человека любого возраста, вовлекающая участников в игровую деятельность за счет комплексной природы игровой ситуации. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры. При этом большое значение в современных обучающих играх занимает виртуальное обучение и виртуальные модели [4].
Игровое обучение более мотивационно по сравнению с обычным. По отношению к познавательной деятельности, оно требует творческий подход, воображение, устремленность. Принципиально компьютерные деловые игры опираются на теорию предпочтений. Компьютерная деловая игра выдвигает перед участниками имитационно-практические задачи, способствует развитию интеллекта и решения практических задач на основе теории предпочтений [5], выраженной через специальные мо-Цели и методы. Игровое обучение многофункционально, его влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, все ее возможные воздействия актуализируются одновременно. Игровое обучение преимущественно основано на групповой форме деятельно-
¡Шти, в ¡ойновекйзтброййежит соревновательный
аспект. Причем при групповой деятельности результат воспринимается через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный. В качестве соперника может выступать не только человек, но и природа.
Компьютерная деловая игра
Компьютерная деловая игра (КДИ) — это учебно-тренинговая компьютерная система, построенная на основе математической модели, описывающей хозяйственный процесс и иные приближенные к реальности ситуации по определенным правилам [5]. КДИ позволяет отрабатывать навыки принятия управленческих решений и комплексного экономического анализа в меняющейся ситуации. Универсальность, гибкость и эффективность метода компьютерной деловой игры во многом определяется возможностями и свойствами комплекса программно-технических средств компьютерной деловой игры(игровой программно-технический комплекс, КПТС КДИ).
Учитывая, что практическая реализация метода КДИ предусматривает, во-первых, привлечение к игре не только коллектива обучаемых, но и аппарата руководства игрой, авторов игры и технического персонала и, во-вторых, использования в ходе подготовки игры и ее розыгрыша значительных объемов информационных ресурсов, программно-технический комплекс КДИ представляет достаточно сложную распределенную информационную систему.
Комплекс программно-технических средств компьютерной деловой игры — это ИТ-изделие, включающее совокупность взаимосогласованных технических средств (компьютеров и периферийного оборудования) и программных средств (изделий), разработанное и изготовленное как продукция производственно-технического назначения. В состав КПТС КДИ могут включаться также другие изделия и (или) документы, входящие в информационное, лингвистическое, организационное или другие виды обеспечения автоматизированных систем. КПТС КДИ предназначен для формирования и размещения игровых моделей (учебных, исследовательских и специальных), реализации электронной среды информационного взаимодействия участников игры, а также обеспечения подготовки обучаемых, проведения исследований и оценки результатов игры. Предполагается, что КПТС КДИ будет функционировать в следующих режимах использования: администрирования; подготовки и модификации игры; обучения; розыгрыша; постановки задач и разбора.
Применение в учебном процессе
Учебные занятия с применением КДИ представляют собой сочетание традиционных лекций, семинаров и инновационных форм обучения: игровых практикумов и т.д. Последовательность внедрения КДИ в учебный курс варьируется от сложности предмета, продолжи-
Цельности и фориы обучения. Как правило,®^ интерфейсом, содержанием и правилами применения учебных компьютерных программ знакомятся на первых занятиях. После этого, во время проведения тематических и контрольных занятий, КДИ используется с разной степенью интенсивности. Иногда на их основе проводятся тесты и принимаются экзамены [6, 7]. Хотя участники КДИ имеют различные интересы, обусловленные их игровой ролью и задачей, главной целью является достижение результата всеми возможными средствами, а не на основе сухого формализованного решения.
В результате получения решения и его верификации каждый из участников решает вопросы со своих индивидуальных позиций. Вместе с тем под влиянием объективных внешних закономерностей, предопределяющих учет внешних факторов, участники КДИ вынуждены искать общее решение. Общее решение получается на основе того, что каждый участник КДИ формирует свои информационные ресурсы, но игровая ситуация позволяет использовать их совместно. Это является еще один достоинством КДИ, которое заключает в обучении получать и использовать информационные ресурсы для достижения поставленной цели [8] Все это в наибольшей степени помогает понять суть управленческих действий и согласованных решений.
Анализируя игровое задание с помощью компьютера, участники КДИ оценивают исходную информационную ситуацию [9] материал, характеризующий внешнюю и внутреннюю среду, находят ответ на поставленную перед ними сложную эвристическую задачу [10].
В КДИ при непосредственном участии преподавателя и с помощью визуальных и когнитивных средств воссоздается предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, имитируется поведение участников игры по заданным правилам, отражающим условия и динамику реальной производственной обстановки.
Создавая в обучении имитацию конкретных условий и отношений специалистов, КДИ представляет собой информационную систему, построенную на применении специальных информационных моделей [11], включая виртуальные информационные модели [4].
Развитие компетенций специалиста [3, 4, 7] в деловой игре обусловлено усвоением профессиональных действий и отношений участников производственного процесса. Методически правильно построенные деловые игры служат эффективным средством обучения технологии принятия управленческих решений.
Основными компонентами КДИ являются Вдаенарий [12, 13], программы руководителя и участника, регламент. Сценарий включает ха-ра^геристику игровой ситуации (организации), правила игры и описание производственных и
иных параметров. В регламенте фиксируются порядок тем или документов, общие требования к режиму ее проведения и к инструктивным материалам состав и описание разыгрываемых ролей, а также дополнительные материалы. Поведение участников — основной инструмент как в КДИ, так и в традиционной деловой игре. Очень важен правильный выбор временного режима проведения игры, воссоздание реальной обстановки.
Важную роль играет уровень методического мастерства преподавателя, который сказывается в том, чтобы найти оптимальную возможность применения КДИ и ее соотношения с другими методами, направления творческой мысли на решение поставленной задачи, вызова познавательного интереса, мобилизации в нужный момент общественного мнения и укреплении авторитета участника КДИ. Таким образом, очевидные преимущества КДИ как средств обучения состоят в следующем:
1.Учебные занятия с их использованием требуют меньших временных затрат по сравнению с традиционными лекциями и семинарами. У участников КДИ вырабатываются навыки и качества, которые не могут быть развиты иными методами обучения.
2.Применение КДИ способствует интенсивному усвоению и запоминанию необходимой учебной информации, связанной с профессиональной подготовкой специалистов экономического профиля.
3.КДИ позволяет контролировать знания участников игровых групп в процессе игры, что позволяет сократить время на специальную проверку знаний учащихся.
4.По результатам деятельности в КДИ можно получить достаточно сведений о профессиональных и личностных качествах, оценить их готовность к руководящей деятельности, к решению практических задач на предприятиях.
5.Данный метод провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность интерпретации, осмысления полученных результатов.
6.В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.
7.Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.
Внедрение интерактивных форм обучения — одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных и эвристических методов обучения.
Интерактивное эвристическое обучение—этет специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне кон-
крётные' и прогяозируемыецщи. Одна'" главных задач интерактивного обучения состоит в создании условий, при которых студент или слушатель стремится достичь цели успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения
В КДИ активность преподавателя отходит на второй план и уступает место активности студентов. Преподаватель выступает в роли интегратора действий обучаемых, и помогает формировать необходимые информационные ресурсы для достижения цели.
Следует подчеркнуть, что КДИ как метод обучения существенно различается на студентов и лиц, повышающих квалификацию [7]. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся. Интерактивные методы могут применяться при организации куратором следующей работы со студентами: организация проектного обучения; организация творческих коллективов при работе над учебным проектом; организация группового обучения; создание и использование групповых информационных ресурсов при достижении локальных и групповых целей.
В ходе КДИ могут быть использованы такие креативные методы как: использование кейс-технологий, мозговой штурм, фокус-группа, деловые и ролевые игры, многоуровневое тестирования.
Современная система профессионального образования в условиях рыночных отношений одним из приоритетов для успешного решения задач подготовки квалифицированных кадров выделяет принцип учета интересов обучаемого. В этой связи перед преподавателями стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые бы были нацелены на активацию творческого потенциала студента, его желания обучаться. И поэтому, от того, насколько каждый индивид-студент, будет вовлечен в процесс обучения, в конечном итоге будет зависеть уровень его образованности и интеллигентности во всех смыслах этого слова. Кроме этого, глобальная информатизация современного общества также оказала существенное влияние на образовательный процесс, на систему профессионального образования в России, потребовав радикального пересмотра используемых методик обучения.
Приобретение ключевых компетенций [14] зависит от активности самого студента. Поэтому одной из важнейших задач является внедрение в учебный процесс активных методов, которые в совокупности дают возможность организовать интерактивное обучение. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Совместная деятельность означает,
что каждый вносит в нее свой особый вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Эвристическое обучение
Эвристическое обучение — обучение основанное на применении эвристических методов [10], ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение, способствующее развитию самостоятельности учащихся, открытию истины путем собственных размышлений и исследований. Эвристическое обучение ( от греч. «эврика» — нахожу, открываю) — это обучение, при котором учитель не сообщает готовых знаний, а, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, практический опыт и наблюдения подводит их к пониманию и более самостоятельному усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов
Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условие формирования личности специалиста.
В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра—это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества». Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем:
Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений;
Реализация процесса «цепочки решений» [15]. Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений».
Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет ее исходное состояние.
Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т.д.;
РазтИчНе^ролевыХ^нрлей 'гари выработке реше- Заключение
ний, которые способствуют возникновению проти- Учебный процесс, опирающийся на испоЛь-
воречий между участниками, конфликта интересов; зование КДИ, характеризуется включением в
Взаимодействие участников, исполняющих те процесс обучения всей группы учащихся. ГрунИ
или иные роли; повое обучение означает, что каждый получает
Коллективная выработка решений участниками свой информационный ресурс, который может
игры; использовать любой другой член группы. В про-
Многоальтернативность решений; цессе обучения с применением КДИ возможно
Следует отметить и недостатки КДИ. КДИ многоцелевое обучение и ресурсное обучение.
требует формирования информационных моде- Игровые методы обучения основаны на принци-
лей, намного более сложных, чем информацион- пах информационного взаимодействия и оценки
ные модели в обычных образовательных техно- информационной ситуации. Они включают про-
логиях. Это приводит к тому, что большинство блему устранения информационной асимметрии
штанных преподавателей не в состоянии созда- [18] как фактора незнания и получение знания,
вать такие модели и вынуждены обращаться за как результата обучения. Роль преподавателя в
помощью к посредникам программистам. КДИ, КДИ меняется. Он формирует условия и сцена-
построенные на виртуальных моделях, более рии развития ситуаций и осуществляет контроль
индивидуализированы. Это повышает фактор в первую очередь за логикой действий обучае-
антропоэнтропии [16] при получении знаний и мых. В ходе КДИ создается открытая инфор-
уменьшает сходимость образовательного про- мационная среда [19], которая характеризуется
цесса [17] в сравнении с обычными информаци- динамикой, информационным взаимодействием
онными образовательными технологиями [12]. [20] участников, их информационным соответ-
Кроме того КДИ требует создания архитекту- ствием [20], накоплением совместных информа-
ры, от которой зависит эффективность приме- ционных ресурсов [8], возможность взаимной
нения метода и результативность обучения [1]. оценки и контроля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Соловьёв И.В. Компьютерная деловая игра как в совершенствовании системы высшего образования // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 3 (15). С.131-141.
2. Павлов С.Н. Компьютерные деловые игры: учебное пособие // М.: Изд. дом Русанова. 1995. 128 с.
3. Корнеева Л.И. Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежный опыт // Университетское управление: практика и анализ. 2004. №. 4. С. 78-83.
4. Майоров А.А., Цветков В.Я. Виртуальное обучение при повышении квалификации // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 9. С.4-11.
5. Цветков В.Я. Основы теории предпочтений. М.: Макс Пресс, 2004. 48 с.
6. Сланов В.П. Компьютерные деловые игры как инновационные информационные технологии обучения студентов // Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики. 2010. №. 3. С. 29
7. Кулагин В.П., Цветков В.Я. Особенности многоуровневого тестирования // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 4. С. 5-12.
8. Ожерельева Т.А. Особенности тестирования специалистов в области наук о Земле // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 7. С. 135-136.
9. Тымченко Е. В. Структуризация информационных образовательных ресурсов // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 3 (15). С.181-188.
10. Tsvetkov V. У а. Dichotomic Assessment of Information Situations and Information Superiority // European Researcher, 2014, Vol.(86), № 11-1, pp. 1901-1909.
11. Ожерельева Т. А. Организационное эвристическое управление // Государственный советник. 2014. № 4. С. 69-75.
12. Матчин В.Т. Организация моделей для обработки в интегрированных информационных системах // Вестник МГТУ МИРЭА. 2014. № 4 (5). С. 204-215.
13. Цветков В.Я., Вознесенская М.Е. Технология обучения с использованием динамических визуальных моделей // Дистанционное и виртуальное обучение. 2010. № 2 (32). С. 23-33.
14. Кудж С.А., Сценарии мультимедийного образования // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 1. С. 139-144.
15. Пушкарева К.А. Комплексное оценивание результатов обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 1. С.99-103.
16. Чубур О. В. Использование деловых компьютерных игр при подготовке менеджеров [Электронный ресурс]. URL: http://elib. altstu.ru/elib/disser/conferenc/2009/feb16_19/pdf/208chubur. pdf (дата обращения: 21.11.2014).
17. Цветков В.Я. Антропоэнтропия как характеристика процессов обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 8 (86). С. 5-11.
18. Кудж С.А., Соловьев И.В., Цветков В.Я. Сходимость как образовательная категория // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 11. С.10-15.
19. Aboody D., Lev B. Information asymmetry, R&D, and insider gains // The journal of Finance. 2000. Т. 55. №. 6. p.2747-2766.
20. Ожерельева Т.А. Об отношении понятий информационное пространство, информационное поле, информационная среда и семантическое окружение // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 10. С. 21-24.
|21. Tsvetkov УУа. Information intg&cjgpn //European Researcher, 2013, VqJL(62), № 11-1, p.2573- 2577.
REFERENCES
1. Solov'ev I.V. Computer business game as in improving the system of higher education. Upravlenie obrazovaniem: teoriia i praktika - Managing education: theory and practice, 2014, no. 3 (15), pp.131-141 (in Russian).
2. Pavlov S.N. Komp'iuternye delovye igry: uchebnoe posobie [Business computer games: training manual]. Moscow, Rusanov Publ., 1995. 128 p.
3. Korneeva L.I. Modern interactive teaching methods in the system of management development in Germany: international experience. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz - University management: practice and analysis, 2004, no. 4, pp. 78-83 (in Russian).
4. Maiorov A.A., Tsvetkov V.Ia. Virtual training at higher qualification. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie - Distance and virtual learning, 2013, no. 9, pp. 4-11 (in Russian).
5. Tsvetkov V.Ia. Osnovy teorii predpochtenii [Basic theory of preferences]. Moscow, Maks Press Publ., 2004. 48 p.
6. Slanov V.P. Computer games as an innovative information technology education students. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskoi akademii upravleniia i ekonomiki - Scientific notes of the St. Petersburg Academy of management and Economics, 2010, no. 3, p. 29 (in Russian).
7. Kulagin V.P., Tsvetkov V.Ia. Features a multi-tiered testing. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie - Distance and virtual learning, 2013, no. 4, pp. 5-12 (in Russian).
8. Ozherel'eva T.A. Peculiarities of testing specialists in the field of Earth Sciences. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniia - International journal of experimental education, 2013, no. 7, pp. 135-136 (in Russian).
9. Tymchenko E.V. Structuring information and educational resources. Upravlenie obrazovaniem: teoriia i praktika -Educational management: theory and practice, 2014, no. 3 (15), pp.181-188 (in Russian).
10. Tsvetkov V.Ya. Dichotomic Assessment of Information Situations and Information Superiority. European Researcher, 2014, Vol.(86), no. 11-1, pp. 1901-1909.
11. Ozherel'eva T.A. Organizational heuristic management. Gosudarstvennyi sovetnik - The State Counsellor, 2014, no. 4, pp. 69-75 (in Russian).
12. Matchin V.T. Organization of models for processing in integrated information systems. Vestnik MGTUMIREA, 2014, no. 4 (5), pp. 204-215 (in Russian).
13. Tsvetkov V.Ia., Voznesenskaia M.E. Technology training using dynamic visual models. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie - Distance and virtual learning, 2010, no. 2 (32), pp. 23-33 (in Russian).
14. Kudzh S.A. Scripts, multimedia education. Upravlenie obrazovaniem: teoriia i praktika - Managing education: theory and practice, 2014, no. 1, pp. 139-144 (in Russian).
15. Pushkareva K.A. Comprehensive assessment of learning outcomes. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie - Distance and virtual learning, 2013, no. 1, pp. 99-103 (in Russian).
16. Chubur O. V. Use business computer games in the training of managers. Available at: http://elib. altstu.ru/elib/disser/ conferenc/2009/feb16_19/pdf/208chubur. pdf (accessed 12 February 2015).
17. Tsvetkov V.Ia. Antropometry as the characteristics of learning processes. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie -Distance and virtual learning, 2014, no. 8 (86), pp. 5-11 (in Russian).
18. Kudzh S.A., Solov'ev I.V., Tsvetkov V.Ia. Convergence as an educational category. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie - Distance and virtual learning, 2013, no. 11, pp. 10-15 (in Russian).
19. Aboody D., Lev B. Information asymmetry, R&D, and insider gains. The Journal of Finance, 2000. T. 55, no. 6, pp.
20. Ozherel'eva T.A. On the concepts of information space, the information field, information environment and semantic environment. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii - International journal of applied and fundamental research, 2014, no. 10, pp. 21-24 (in Russian).
21. Tsvetkov V.Ya. Information interaction. European Researcher, 2013, Vol.(62), no. 11-1, pp.2573- 2577.
2747-2766.
Информация об авторах Тымченко Евгения Васильевна
(Россия, Москва) Аспирант
Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики E-mail: [email protected]
Information about the authors
Tymchenko Evgeniia Vasil'evna
(Russia, Moscow) Graduate Moscow State Technical University of Radioengineering, Electronics and Automation E-mail: [email protected]
Скотников Игорь Иванович
(Россия, Москва) Магистрант Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики E-mail: [email protected]
Skotnikov Igor' Ivanovich
(Russia, Moscow) Master
Moscow State Technical University of Radioengineering, Electronics and Automation E-mail: [email protected]