Научная статья на тему 'ИМИТАЦИОННО-МОДЕЛИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕПОДАВАНИЮ'

ИМИТАЦИОННО-МОДЕЛИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕПОДАВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактика / контекстное обучение / имитационно-моделирующие упражнения / дополнительное профессиональное образование / дистанционная форма обучения / обучение взрослых / информационные технологии / языки программирования / didactics / contextual learning / extended professional education / simulative and modelling exercises / distance learning / adult teaching / information technology / programming languages

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швец-Тэнэта-Гурий О. А.

В статье представлены результаты исследования, посвященного применению имитационно-моделирующих упражнений в подготовке специалистов в области информационных технологий и языков программирования к преподавательской деятельности в системе дополнительного профессионального образования. Обосновывается применение таких упражнений как компонента обучения в процессе подготовки к преподавательской деятельности в системе дополнительного профессионального образования. Основное содержание статьи составляет анализ и обобщение с позиций контекстного подхода результатов эксперимента, проведенного на базе организации дополнительного профессионального образования. Показано, что применение имитационно-моделирующих упражнений, в которых слушатели участвуют как в позиции студентов, так и в позиции преподавателей, положительно влияет на результативность обучения, выраженную в виде повышения мотивации обучающихся к работе в качестве преподавателей, а также в виде высоких оценок преподавательской деятельности таких обучающихся со стороны студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Швец-Тэнэта-Гурий О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATIVE AND MODELLING EXERCISES AS A COMPONENT OF LEARNING IN THE PREPARATION OF INFORMATION TECHNOLOGY SPECIALISTS FOR TEACHING

The article presents the results of a study devoted to the use of simulative and modeling exercises in the training of specialists in the field of information technology and programming languages for teaching in the system of extended professional education. The article substantiates the use of simulative and modelling exercises as a component of training such specialists in the process of preparing for teaching in the system of additional professional education. The main content of the article is an analysis and generalization from the perspective of the contextual approach of the results of the experiment conducted on the basis of the organization of extended professional education. It is shown that the use of simulative and modelling exercises, in which learners participate both in the position of students and in the position of teachers, has a positive effect on the effectiveness of training, expressed in the form of increased motivation of learners to work as teachers, as well as in the form of high ratings of teaching activities of such learners by their students.

Текст научной работы на тему «ИМИТАЦИОННО-МОДЕЛИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕПОДАВАНИЮ»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 2 (91). С. 23-35. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 2 (91). P. 23-35.

Научная статья УДК 377

doi: 10.24412/2224-0772-2023-91-23-35

ИМИТАЦИОННО-МОДЕЛИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕПОДАВАНИЮ

Олег Александрович Швец-Тэнэта-Гурий

Институт развития стратегии образования Российской академии образования, Москва, Россия, oleg444@gmail.

О. А. Швец-Тэнэта-Гурий

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященного применению имита-ционно-моделирующих упражнений в подготовке специалистов в области информационных технологий и языков программирования к преподавательской деятельности в системе дополнительного профессионального образования. Обосновывается применение таких упражнений как компонента обучения в процессе подготовки к преподавательской деятельности в системе дополнительного профессионального образования. Основное содержание статьи составляет анализ и обобщение с позиций контекстного подхода результатов эксперимента, проведенного на базе организации дополнительного профессионального образования. Показано, что применение имитационно-моделирующих упражнений, в которых слушатели участвуют как в позиции студентов, так и в позиции преподавателей, положительно влияет на результативность обучения, выраженную в виде повышения мотивации обучающихся к работе в качестве преподавателей, а также в виде высоких оценок преподавательской

© Швец-Тэнэта-Гурий О. А., 2023

деятельности таких обучающихся со стороны студентов.

Ключевые слова: дидактика, контекстное обучение, имитацион-но-моделирующие упражнения, дополнительное профессиональное образование, дистанционная форма обучения, обучение взрослых, информационные технологии, языки программирования

Для цитирования: Швец-Тэнэта-Гурий О. А. Имитационно-моделирующие упражнения как компонент обучения ИТ-специалистов преподаванию // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 2 (91). С. 23-35. doi: 10.24412/2224-0772-2023-91-23-35.

Original article

SIMULATIVE AND MODELLING EXERCISES AS A COMPONENT OF LEARNING IN THE PREPARATION OF INFORMATION TECHNOLOGY SPECIALISTS FOR TEACHING

Oleg A. Shvets-Teneta-Gurii

Institute for Education Development Strategy Russian Academy of Education, Moscow, Russia, oleg444@gmail.com

Annotation. The article presents the results of a study devoted to the use of simulative and modeling exercises in the training of specialists in the field of information technology and programming languages for teaching in the system of extended professional education. The article substantiates the use of simulative and modelling exercises as a component of training such specialists in the process of preparing for teaching in the system of additional professional education. The main content of the article is an analysis and generalization from the perspective of the contextual approach of the results of the experiment conducted on the basis of the organization of extended professional education. It is shown that the use of simulative and modelling exercises, in which learners participate both in the position of students and in the position of teachers, has a positive effect on the effectiveness of training, expressed in the form of increased motivation of learners to work as teachers, as well as in the form of high ratings of teaching activities of such learners by their students.

Keywords: didactics, contextual learning, extended professional education, simulative and modelling exercises, distance learning, adult teaching, information technology, programming languages

For citation: Shvets-Teneta-Gurii O. A. Simulative and modelling exercises as a component of learning in the preparation of information technology specialists for teaching. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;l(2):23-35. (In Russ.). doi: https://doi.org/ 10.24412/2224-0772-2023-91-23-35.

Введение

По оценке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, дополнительная потребность в ИТ-специалистах к 2024 году в стране вырастет вдвое [19]. В связи с этим последние несколько лет растет количество курсов по ИТ-дисциплинам и языкам программирования в системе дополнительного профессионального образования, что ставит перед ней задачу подготовки в короткий срок значительного количества преподавателей курсов дополнительного профессионального образования в области ИТ-дисциплин и языков программирования.

Дефицит ИТ-специалистов в России также касается ИТ-специалистов, желающих и способных преподавать. В связи с этим многие организации дополнительного профессионального образования, испытывая потребность в преподавателях, создают собственные курсы обучения преподавателей. Одними из проблем, с которыми сталкиваются такие организации, являются, с одной стороны, дефицит ИТ-специалистов, готовых пробовать себя в преподавании, с другой — частое отсутствие опыта преподавания у ИТ-специалистов, желающих преподавать.

Одновременно с этим организации дополнительного профессионального образования не готовы нести значительные затраты на подготовку преподавателей, поэтому основные требования, предъявляемые к курсам подготовки преподавателей,— краткосрочность и дистанционная форма обучения, поскольку отрасль заинтересована в том, чтобы кандидаты в преподаватели как можно скорее приступили к работе и при этом могли находиться в любой географической точке.

По итогам подготовки к преподавательской деятельности кандидатов в преподаватели одной из организаций дополнительного профессионального образования на протяжении 2022 года было выявлено, что применение имитационно-моделирующих упражнений, в которых слушатели участвуют как в позиции студентов, так и в позиции преподавателей, позволяет эффективно и в короткие сроки готовить преподавателей к работе в системе дополнительного профессионального образования на курсах по ИТ-дисциплинам и языкам программирования для продолжающих обучение.

Анализ научных статей, опубликованных на русском и английском языках за последние десять лет, свидетельствует об интересе научного сообщества к имитационно-моделирующим упражнениям и подготовке

преподавателей с использованием контекстного подхода. Однако среди работ по данной тематике отсутствуют работы, посвященные имитаци-онно-моделирующим упражнениям, в которых слушатели участвуют как в позиции студентов, так и в позиции преподавателей, направленным на подготовку преподавателей к работе в системе дополнительного профессионального образования на курсах по ИТ-дисциплинам и языкам программирования для продолжающих обучение, а также рассмотрению таких упражнений с позиций контекстного подхода.

В статьях, посвященных имитационно-моделирующим упражнениям, таких авторов, как Т. В. Клеветова и С. А. Комиссарова [13], А. А. Кругликов [16], И. В. Кудинов, Е. В. Карунас, Н. А. Баринова и О. М. Яшина [17], Н. В. Прокофьева [18], M. Sharma [27], D. Kaufman и A. Ireland [23], A. C. Hume [22], D. Sturpe и K. Schaivone [28], S. Touran [30], A. Moreno-Guerrero [26], M. Crow [20], L. Leaman и T. Flanagan [24], отмечается высокая эффективность имитационно-моделирующих упражнений, в том числе в виде ролевых игр, при подготовке школьных учителей; также имитационно-моделирующие упражнения рассматриваются как средство активизации и индивидуализации обучения.

Среди работ, посвященных имитационно-моделирующим упражнениям на английском языке, особое место занимают работы о моделировании преподавательской деятельности с помощью виртуальных компьютерных сред, например работы L. Dieker, H. Theelen и других [21; 25; 29]. Использование в имитационно-моделирующих упражнениях виртуальных компьютерных сред выходит за рамки настоящей статьи.

В статьях, посвященных контекстному обучению за последние десять лет, среди источников на английском языке (на фоне обилия работ, посвященных опыту использования контекстного подхода в обучении школьным и прикладным предметам) опыт контекстного обучения в целях подготовки преподавателей практически не представлен. В русскоязычных источниках опыт использования контекстного подхода к обучению представлен широко в работах таких авторов, как основоположник контекстного подхода А. А. Вербицкий [7; 10], О. И. Ваганова [2], Т. А. Кот [15], Н. В. Бирюкова [1], С. П. Казанцева [12], С. В. Комиссарова и Т. В. Клеветова [14].

Как видно из изложенного выше, имитационно-моделирующие упражнения как компонент контекстного подхода в отечественной и зарубежной научной литературе рассматриваются достаточно широко, доказана их

результативность. Однако вопрос применения имитационно-модели-рующих упражнений как компонента обучения в процессе подготовки специалистов в области информационных технологий и языков программирования к преподавательской деятельности в системе дополнительного профессионального образования не изучен.

Организация исследования и ход работы

Контекстное обучение

Теория контекстного обучения, разрабатываемая в России с начала 90-х годов А. А. Вербицким, была направлена на установление принципов овладения профессиональной деятельностью через «движение от учебной деятельности академического типа через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную к собственно профессиональной и являет собой одно из направлений развития деятельностной теории усвоения опыта, отраженной в трудах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и других, в соответствии с которой усвоение содержания образования осуществляется не путем передачи обучающемуся информации, а в процессе деятельности обучающегося, направленной на предметы и явления окружающего мира и на самого себя» [3]. В работах А. А. Вербицкого [3-11] контекстное обучение представлено как ответ на основные противоречия традиционного профессионального образования. Общий смысл этих противоречий — это отсутствие связи между учебной деятельностью, которую ведут обучающиеся, и их будущей трудовой деятельностью.

Как следует из написанного А. А. Вербицким, как в общем случае, так и в частном, для того чтобы овладеть какой-то конкретной деятельностью, нужно осуществить деятельность в контексте, адекватном данному предмету, явлению или системе, которую они образуют.

Реализация контекстного обучения в рамках эксперимента

Для целей реализации контекстного обучения на курсах подготовки к преподаванию одной из организаций дополнительного профессионального образования был разработан комплекс имитационно-моде-лирующих упражнений и проведен эксперимент.

Исходные данные

Общая численность участников эксперимента — 317 специалистов по информационным технологиям и языкам программирования в возрасте от 25 до 40 лет. Размер контрольной группы — 160 человек, экспериментальной группы — 157 человек.

В контрольную группу вошли кандидаты в преподаватели, которые прошли курс обучения и приступили к преподаванию, но не участвовали в имитационно-моделирующих упражнениях.

В экспериментальную группу вошли преподаватели, которые прошли курс обучения и участвовали в имитационно-моделирующих упражнениях, после которых приступили к преподаванию.

Критерием повышения мотивации кандидатов в преподаватели к преподаванию было собственное заявление кандидата о готовности преподавать. Критерием эффективности имитационно-моделирующих упражнений были оценки студентами занятий на протяжении шести месяцев после начала ведения преподавательской деятельности участниками эксперимента.

Гипотезы

Мотивация большей части кандидатов в преподаватели к деятельности будет повышена в результате проведения имитационно-моделирующих упражнений.

Средний балл оценки занятий, проведенных участниками экспериментальной группы в течение полугода, будет устойчиво выше, чем у участников контрольной группы.

Ход эксперимента

1. В период с февраля 2021 по январь 2022 года кандидаты в преподаватели зачислялись в учебные группы курса, который состоял из двух частей: первая часть — из четырех групповых занятий, посвященных введению в преподавательскую деятельность, принципам общения с аудиторией, вторая — из трех занятий, представляющих собой ими-тационно-моделирующие упражнения, где участники выступали как в роли преподавателей, так и в роли студентов. Деятельность учебных групп осуществлялась дистанционно.

2. На первом занятии курса кандидатам в преподаватели сообщали, что курс состоит из двух частей и все они смогут приступить к работе

по итогам прохождения первой части курса, что вторая часть курса позволит им получить опыт.

3. Участники, согласившиеся на прохождение второй части курса, причислялись к экспериментальной группе, участники, отказавшиеся от нее,— к контрольной.

4. С участниками экспериментальной группы проводились следующие имитационно-моделирующие упражнения:

a) каждый участник группы готовил три пробных занятия в дистанционной форме по выбранной им ИТ-дисциплине или языку программирования и проводил его для других участников группы;

b) перед проведением собственного первого пробного занятия каждый участник получал возможность посетить пробные занятия, проводимые другими участниками, поучаствовать в них по мере заинтересованности, а также провести подготовку занятия в рамках индивидуальной сессии с методистом;

c) каждый участник группы проводил три пробных занятия, где в качестве студентов присутствовали другие участники группы;

ф по итогам каждого пробного занятия, проведенного участником самостоятельно, проводилось обсуждение занятия, где первое слово предоставлялось участнику, чтобы он первым оценил, как оно было проведено, и остальные участники не повторяли то, что ведущий участник уже сказал;

е) после слова ведущего участника высказывались другие участники, присутствовавшие на занятии, после чего методист проводил формирующее оценивание занятия, используя следующую структуру оценки:

- сильные, удачные стороны занятия;

- критические пожелания к занятию в форме предметных, безоценочных советов;

- благодарность участнику за проведенное занятие без сравнения проведенных пробных занятий между собой, оценки личностей участников, что обеспечивало выявление степени понимания обучающимися собственных достижений и развивающую, неформальную обратную связь;

О всего каждый участник экспериментальной группы проводил три пробных занятия длительностью 15, 30 и 30 минут в дистанционной форме.

Участники контрольной группы приступали к преподавательской

деятельности по итогам первой части курса, участники экспериментальной — по итогам первой и второй части курса.

После начала участниками эксперимента преподавательской деятельности в дистанционной форме в течение шести месяцев студенты проводили оценку занятий этих преподавателей. Список критериев включал пять позиций, каждая из которых оценивалась по пятибалльной шкале от одного до пяти, а именно:

- увлекательность занятия;

- доступность занятия для понимания;

- наглядность и ясность презентации;

- полезность заданий и вопросов к аудитории на занятии;

- качество звука и видео на занятии.

Общий балл оценки занятия рассчитывался как среднее арифметическое оценок, выставленных по каждому критерию.

Результаты исследования

Анализ результатов эксперимента показал следующее:

1. Повышение мотивации участников экспериментальной группы к преподаванию достигалась по итогам проведения ими имитацион-но-моделирующих упражнений в объеме трех пробных занятий. После проведения первого пробного занятия процент участников, заявлявших о высокой мотивации к преподаванию, повышался в среднем до 14%, после второго — до 62%, после третьего — до 99%. Были отдельные случаи, когда участники просили возможность провести четвертое и пятое пробные занятия.

2. Средний балл оценки занятий, проведенных участниками экспериментальной группы в течение полугода, был выше в среднем на 12,4% (0,62 балла), чем у участников контрольной группы.

Задачи, поставленные в рамках исследования, были выполнены. Проанализированы результаты проведения эксперимента, направленного на выявление влияния компонентов контекстного обучения в виде имитационно-моделирующих упражнений, в которых слушатели участвуют как в позиции студентов, так и в позиции преподавателей, на процесс подготовки специалистов в области информационных технологий и языков программирования к преподавательской деятельности. Было доказано, что в условиях, описанных в настоящей статье, такие упражнения позволяют эффективно готовить преподавателей к работе

в системе дополнительного профессионального образования на курсах по ИТ-технологиям и языкам программирования для продолжающих обучение.

Заключение

Современные отраслевые условия требуют от преподавателей курсов дополнительного профессионального образования по информационным технологиям и языкам программирования для продолжающих обучение как навыков преподавания, так и высокого уровня экспертизы в преподаваемой предметной области. Адекватный ответ на такие требования — создание организациями дополнительного образования собственных краткосрочных дистанционных курсов подготовки ИТ-специалистов к преподавательской деятельности.

Подводя итог, можно сделать заключение, что компоненты контекстного обучения, представленные в виде имитационно-моделирующих упражнений, в которых слушатели участвуют как в позиции студентов, так и в позиции преподавателей, позволяют в короткие сроки готовить преподавателей к работе в системе дополнительного профессионального образования на курсах по ИТ-технологиям и языкам программирования для продолжающих обучение, поскольку, во-первых, позволяют создать учебно-профессиональную среду и подготовить кандидатов в преподаватели к собственно профессиональной деятельности, во-вторых, представляют собой самостоятельное средство обучения, позволяющее достигать высоких образовательных результатов.

Как видно из приведенных в статье результатов эксперимента, при определенных условиях имитационно-моделирующие упражнения, в которых слушатели участвуют как в позиции преподавателей, так и в позиции студентов, могут позволить повысить мотивацию к преподаванию 99% прошедших предварительный отбор будущих преподавателей ИТ-дисциплин и языков программирования с нулевым или околонулевым уровнем преподавательского опыта по итогам проведения обучаемыми трех самостоятельных пробных занятий длительностью 15, 30 и 30 минут.

Таким образом, можно заключить, что имитационно-моделирующие упражнения, в которых слушатели участвуют как в позиции студентов, так и в позиции преподавателей, могут быть эффективно применены в целях обучения преподаванию специалистов по информационным

технологиям и языкам программирования в системе дополнительного профессионального образования.

Список источников

1. Бирюкова Н. В. Возможности контекстного обучения для формирования и развития личностных смыслов обучения у студентов вуза // МНКО. 2019. № 2 (75) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-kontekstnogo-obucheniya-dlya-formirovaniya-i-razvitiya-lichnostnyh-smyslov-obucheniya-u-studentov-vuza (дата обращения: 11.12.2022).

2. Ваганова О. И. Технология контекстного обучения педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-kontekstnogo-obucheniya-pedagoga-professionalnogo-obucheniya (дата обращения: 11.12.2022).

3. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования. М.: Логос, 2011. 288 с.

4. Вербицкий А. А. Деловая игра как форма контекстного обучения и квазипрофессиональной деятельности студентов // Педагогика и психология образования. 2009. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-kak-forma-kontekstnogo-obucheniya-i-kvaziprofessionalnoy-deyatelnosti-studentov (дата обращения: 11.12.2022).

5. Вербицкий А. А. Педагогические технологии в контекстном обучении // Педагогика и психология образования. 2011. № 1 [Электронный ресурс].URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ pedagogicheskie-tehnologii-v-kontekstnom-obuchenii (дата обращения: 11.12.2022).

6. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2006. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstnoe-obuchenie-v-kompetentnostnom-podhode-1 (дата обращения: 11.12.2022).

7. Вербицкий А. А. Деловая игра в компетентностном формате // Вестник ВГТУ. 2013. № 3-2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-v-kompetentnostnom-formate (дата обращения: 11.12.2022).

8. Вербицкий А. А. Контекстное обучение: понятие и содержание // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstnoe-obuchenie-ponyatie-i-soderzhanie (дата обращения: 11.12.2022).

9. Вербицкий А. А. Теория и практика контекстного образования: Россия и США // Педагогика и психология образования. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ teoriya-i-praktika-kontekstnogo-obrazovaniya-rossiya-i-ssha (дата обращения: 11.12.2022).

10. Вербицкий А. А. Проблемы проектно-контекстной подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-proektno-kontekstnoy-podgotovki-spetsialista (дата обращения: 11.12.2022).

11. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования / А. А. Вербицкий. МПГУ, 2017. 179 с.

12. Казанцева С. П. Модель формирования профессионально-педагогической направленности у будущих учителей в контекстном обучении // МНКО. 2015. № 1 (50) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-professionalno-pedagogicheskoy-napravlennosti-u-buduschih-uchiteley-v-kontekstnom-obuchenii (дата обращения: 11.12.2022).

13. Клеветова Т. В. Технологии контекстного обучения при подготовке магистров по направлению «Педагогическое образование» // Известия ВГПУ 2017. № 6 (119) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-kontekstnogo-obucheniya-pri-podgotovke-magistrov-po-napravleniyu-pedagogicheskoe-obrazovanie (дата обращения: 11.12.2022).

14. Комиссарова С. А., Клеветова Т. В. Имитационно-моделирующие технологии в условиях реализации практико-ориентированной подготовки магистров направления «Педагогическое образование» // Известия ВГПУ 2016. № 4 (108) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/imitatsionno-modeliruyuschie-tehnologii-v-usloviyah-realizatsii-praktiko-orientirovannoy-podgotovki-magistrov-napravleniya (дата обращения: 11.12.2022).

15. Кот Т. А. Теоретические аспекты контекстного обучения будущих педагогов //

Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-kontekstnogo-obucheniya-buduschih-pedagogov (дата обращения: 11.12.2022).

16. Кругликов А. Е. Имитационно-моделирующая образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов // Вестник Краснодарского государственного института культуры. 2019. № 2 (19) [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=40626781 (дата обращения: 11.12.2022).

17. Кудинов И. В., Карунас Е. В., Баринова Н. А. и др. Имитационные моделирующие технологии в образовательном процессе высшей школы // Высшее образование сегодня. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imitatsionnye-modeliruyuschie-tehnologii-v-obrazovatelnom-protsesse-vysshey-shkoly (дата обращения: 11.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Прокофьева Н. В. Учебно-ролевая игра как эффективный метод обучения аспирантов // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. № 1-2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-rolevaya-igra-kak-effektivnyy-metod-obucheniya-aspirantov (дата обращения: 11.12.2022).

19. Решетникова Н. Потребность экономики в ИТ-специалистах растет с каждым годом // Российская газета. 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/05/19/potrebnost-ekonomiki-v-it-specialistah-rastet-s-kazhdym-godom.html (дата обращения: 12.12.2022).

20. CrowM. L., Nelson L. P. The effects of using academic role-playing in a teacher education service-learning course. International Journal of Role Playing. 2015. No. 5. P. 26-34.

21. Dieker L. A., Rodriguez J. A., Lignugaris/Kraft B., et al. The potential of simulated environments in teacher education: Current and future possibilities. Teacher Education and Special Education. 2014 Feb. No. 37 (1). P. 21-33.

22. Hume A. C. Primary connections: Simulating the classroom in initial teacher education. Research in Science Education. 2012 Jun. No. 42 (3). P. 551-565.

23. Kaufman, David & Ireland, Alice. Enhancing Teacher Education with Simulations. Tech Trends. 2016. 60. 10.1007/s11528-016-0049-0.

24. Leaman L. H., Flanagan T. M. Authentic role-playing as situated learning: Reframing teacher education methodology for higher-order thinking. Studying Teacher Education. 2013 Apr 1. No. 9 (1). P. 45-61.

25. Ledger S., Burgess M., Rappa N., et al. Simulation platforms in initial teacher education: Past practice informing future potentiality. Computers & Education. 2022 Mar 1. No. 178. P. 104385.

26. Moreno-Guerrero A. J., Rodríguez-Jiménez C., Gómez-Garcia G., et al. Educational innovation in higher education: Use of role playing and educational video in future teachers' training. Sustainability. 2020 Mar 24. No. 12 (6). P. 2558.

27. Sharma M. Simulation Models for Teacher Training: Perspectives and Prospects. Journal of education and practice. 2015. No. 6 (4). P. 11-14.

28. Sturpe D. A., Schaivone K. A. A primer for objective structured teaching exercises. American Journal of Pharmaceutical Education. 2014 Jun 17. No. 78 (5).

29. Theelen H., Van den Beemt A., den Brok P. Classroom simulations in teacher education to support preservice teachers' interpersonal competence: A systematic literature review. Computers & Education. 2019 Feb 1. No. 129. P. 14-26.

30. Turan S. Simulation-based learning: how can be used to prepare teacher? Educa$ao, Ciencia e Cultura. 2015 Aug 6. No. 20 (1). P. 27-43.

References

1. Birjukova N. V. Vozmozhnosti kontekstnogo obuchenija dlja formirovanija i razvitija lichnostnyh smyslov obuchenija u studentov vuza // MNKO. 2019. № 2 (75) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-kontekstnogo-obucheniya-dlya-formirovaniya-i-razvitiya-li-chnostnyh-smyslov-obucheniya-u-studentov-vuza (data obrashhenija: 11.12.2022). [In Rus].

2. Vaganova O. I. Tehnologija kontekstnogo obuchenija pedagoga professional'nogo obuchenija // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2019. № 65-3 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-kontekstnogo-obucheniya-pedagoga-profession-

alnogo-obucheniya (data obrashhenija: 11.12.2022). [In Rus].

3. Verbickij A. A., Il'jazova M. D. Invarianty professionalizma: problemy formirovanija. M.: Logos, 2011. 288 s. [In Rus].

4. Verbickij A. A. Delovaja igra kak forma kontekstnogo obuchenija i kvaziprofessional'noj dejatel'nosti studentov // Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2009. № 4 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/delovaya-igra-kak-forma-kontekstnogo-obucheniya-i-kvaziprofessionalnoy-deyatelnosti-studentov (data obrashhenija: 11.12.2022). [In Rus].

5. Verbickij A. A. Pedagogicheskie tehnologii v kontekstnom obuchenii // Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2011. № 1 [Jelektronnyj resurs].URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-tehnologii-v-kontekstnom-obuchenii (data obrashhenija: 11.12.2022). [In Rus].

6. Verbickij A. A. Kontekstnoe obuchenie v kompetentnostnom podhode // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006. № 11 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstnoe-obu-chenie-v-kompetentnostnom-podhode-1 (data obrashhenija: 11.12.2022). [In Rus].

7. Verbickij A. A. Delovaja igra v kompetentnostnom formate // Vestnik VGTU. 2013. № 3-2 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-v-kompetentnostnom-formate (data obrashhenija: 11.12.2022). [In Rus].

8. Verbickij A. A. Kontekstnoe obuchenie: ponjatie i soderzhanie // Jeksperiment i innovacii v shkole. 2009. № 4 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstnoe-obuchenie-po-nyatie-i-soderzhanie (data obrashhenija: 11.12.2022). [In Rus].

9. Verbickij A. A. Teorija i praktika kontekstnogo obrazovanija: Rossija i SShA // Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2015. № 1 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-prak-tika-kontekstnogo-obrazovaniya-rossiya-i-ssha (data obrashhenija: 11.12.2022). [In Rus].

10. Verbickij A. A. Problemy proektno-kontekstnoj podgotovki specialista // Vysshee obrazovanie segod-nja. 2015. № 4 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-proektno-kon-tekstnoy-podgotovki-spetsialista (data obrashhenija: 11.12.2022). [In Rus].

11. Verbickij A. A. Teorija i tehnologii kontekstnogo obrazovanija / A. A. Verbickij. MPGU, 2017. 179 s. [In Rus].

12. Kazanceva S. P. Model' formirovanija professional'no-pedagogicheskoj napravlennosti u budu-shhih uchitelej v kontekstnom obuchenii // MNKO. 2015. № 1 (50) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-professionalno-pedagogicheskoy-napravlen-nosti-u-buduschih-uchiteley-v-kontekstnom-obuchenii (data obrashhenija: 11.12.2022). [In Rus].

13. Klevetova T. V. Tehnologii kontekstnogo obuchenija pri podgotovke magistrov po napravleniju «Pedagogicheskoe obrazovanie» // Izvestija VGPU. 2017. № 6 (119) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-kontekstnogo-obucheniya-pri-podgotovke-magistrov-po-napravleniyu-pedagogicheskoe-obrazovanie (data obrashhenija: 11.12.2022). [In Rus].

14. Komissarova S. A., Klevetova T. V. Imitacionno-modelirujushhie tehnologii v uslovijah realizacii prak-tiko-orientirovannoj podgotovki magistrov napravlenija «Pedagogicheskoe obrazovanie» // Izvestija VGPU. 2016. № 4 (108) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imitatsionno-modeliruyuschie-tehnologii-v-usloviyah-realizatsii-praktiko-orientirovannoy-podgotovki-magis-trov-napravleniya (data obrashhenija: 11.12.2022). [In Rus].

15. Kot T. A. Teoreticheskie aspekty kontekstnogo obuchenija budushhih pedagogov // Problemy sovre-mennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2019. № 62-1 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-kontekstnogo-obucheniya-buduschih-pedagogov (data obrashhenija: 11.12.2022). [In Rus].

16. Kruglikov A. E. Imitacionno-modelirujushhaja obrazovatel'naja sreda kak faktor formirovanija professional'noj kompetentnosti studentov // Vestnik Krasnodarskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2019. № 2 (19) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40626781 (data obrashhenija: 11.12.2022). [In Rus].

17. Kudinov I. V., Karunas E. V., Barinova N. A. i dr. Imitacionnye modelirujushhie tehnologii v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly // Vysshee obrazovanie segodnja. 2018. № 4 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imitatsionnye-modeliruyuschie-tehnologii-v-obrazo-vatelnom-protsesse-vysshey-shkoly (data obrashhenija: 11.12.2022). [In Rus].

18. Prokof'eva N. V. Uchebno-rolevaja igra kak jeffektivnyj metod obuchenija aspirantov // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. № 1-2 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/uchebno-rolevaya-igra-kak-effektivnyy-metod-obucheniya-aspirantov (data obrash-

henija: 11.12.2022). [In Rus].

19. Reshetnikova N. Potrebnost' jekonomiki v IT-specialistah rastet s kazhdym godom // Rossijskaja gazeta. 2021 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2021/05/19/potrebnost-ekonomiki-v-it-specialis-tah-rastet-s-kazhdym-godom.html (data obrashhenija: 12.12.2022). [In Rus].

20. Crow M. L., Nelson L. P. The effects of using academic role-playing in a teacher education service-learning course. International Journal of Role Playing. 2015. No. 5. P. 26-34.

21. Dieker L. A., Rodriguez J. A., Lignugaris/Kraft B., et al. The potential of simulated environments in teacher education: Current and future possibilities. Teacher Education and Special Education. 2014 Feb. No. 37 (1). P. 21-33.

22. Hume A. C. Primary connections: Simulating the classroom in initial teacher education. Research in Science Education. 2012 Jun. No. 42 (3). P. 551-565.

23. Kaufman, David & Ireland, Alice. Enhancing Teacher Education with Simulations. Tech Trends. 2016. 60. 10.1007/s11528-016-0049-0.

24. Leaman L. H., Flanagan T. M. Authentic role-playing as situated learning: Reframing teacher education methodology for higher-order thinking. Studying Teacher Education. 2013 Apr 1. No. 9 (1). P. 45-61.

25. Ledger S., Burgess M., Rappa N., et al. Simulation platforms in initial teacher education: Past practice informing future potentiality. Computers & Education. 2022 Mar 1. No. 178. P. 104385.

26. Moreno-Guerrero A. J., Rodríguez-Jiménez C., Gómez-García G., et al. Educational innovation in higher education: Use of role playing and educational video in future teachers' training. Sustainability. 2020 Mar 24. No. 12 (6). P. 2558.

27. Sharma M. Simulation Models for Teacher Training: Perspectives and Prospects. Journal of education and practice. 2015. No. 6 (4). P. 11-14.

28. Sturpe D. A., Schaivone K. A. A primer for objective structured teaching exercises. American Journal of Pharmaceutical Education. 2014 Jun 17. No. 78 (5).

29. Theelen H., Van den Beemt A., den Brok P. Classroom simulations in teacher education to support preservice teachers' interpersonal competence: A systematic literature review. Computers & Education. 2019 Feb 1. No. 129. P. 14-26.

30. Turan S. Simulation-based learning: how can be used to prepare teacher? Educa$ao, Ciencia e Cultura. 2015 Aug 6. No. 20 (1). P. 27-43.

Информация об авторе

О. А. Швец-Тэнэта-Гурий — аспирант

Научный руководитель: М. В. Кларин, член-корреспондент РАО, доктор наук, профессор, consult@klarin.ru

Information about the author

O. A. Shvets-Teneta-Gurii — Postgraduate student

Scientific adviser: M. V. Klarin, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Dr. Sc. (Education), Professor, consult@klarin.ru

Статья поступила в редакцию 23.01.2023; одобрена после рецензирования 06.02.2023; принята к публикации 07.03.2023. The article was submitted 23.01.2023; approved after reviewing 06.02.2023; accepted for publication 07.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.