Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА'

ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система общего образования / федеральные государственные образовательные стандарты / федеральные основные общеобразовательные программы / готовность педагогов к реализации ФООП / общеобразовательная организация / единое образовательное пространство / general education system / federal state educational standards / federal basic general education programs / teachers’ readiness to implement the general educational program / general education organization / unified educational space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гукаленко О. В., Сериков В. В., Ускова И. В.

Статья посвящена актуальной проблеме внедрения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ в школах Российской Федерации. На основе результатов научного исследования, анализа эмпирических данных о готовности педагогов и руководителей общеобразовательных организаций к реализации федеральных основных общеобразовательных программ определены актуальные на современном этапе направления работы по внедрению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ в образовательную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гукаленко О. В., Сериков В. В., Ускова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF FEDERAL EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE CONDITIONS OF A UNIFIED EDUCATIONAL SPACE: SCIENTIFIC FOUNDATIONS AND PRACTICE

The article is devoted to the current problem of introducing updated federal state educational standards and federal basic general education programs in schools of the Russian Federation. Based on the results of scientific research and analysis of empirical data on the readiness of teachers and heads of general education organizations to implement federal basic educational programs, current directions of work on the implementation of updated federal state educational standards and federal basic general educational programs into educational practice have been identified.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА»

СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 5 (95). С. 7-21.

Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 5 (95). P. 7-21.

Научная статья

УДК 37

doi: 10.24412/2224-0772-2023-95-7-21

ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА

Ольга Владимировна Гукаленко1, Владислав Владиславович Сериков2, Ирина Владимировна Ускова3 1 2 3 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, Россия

1 olga_gukalenko@mail.ru

2 vladislav.cerikoff@yandex.ru

3 irina.uskova@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме внедрения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ в школах Российской Федерации. На основе результатов научного исследования, анализа эмпирических данных о готовности педагогов и руководителей общеобразовательных организаций к реализации федеральных основных общеобразовательных программ определены актуальные на современном этапе направления работы по внедрению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ в образовательную практику.

Ключевые слова: система общего образования, федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные основные общеобразовательные программы, готовность педагогов к реализации ФООП, общеобразовательная организация, единое образовательное пространство

О. В. Гукаленко

В. В. Сериков

И. В. Ускова

© Гукаленко О. В., Сериков В. В., Ускова И. В., 2023

Финансирование: работа выполнена в рамках государственного задания № 073-00008-23-06 от 07.06.2023 на 2023 год по теме «Научно-педагогическое исследование внедрения федеральных образовательных программ общего образования в условиях единого образовательного пространства».

Для цитирования: Гукаленко О. В., Сериков В. В., Ускова И. В. Внедрение федеральных общеобразовательных программ в условиях единого образовательного пространства: научные основы и практика // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 5 (95). С. 7-21. doi: 10.24412/2224-0772-2023-95-7-21

Original article

IMPLEMENTATION OF FEDERAL EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE CONDITIONS OF A UNIFIED EDUCATIONAL SPACE: SCIENTIFIC FOUNDATIONS AND PRACTICE

Olga V. Gukalenko1, Vladislav V. Serikov2, Irina V. Uskova3 1 2 3 Institute for Strategy of Education Development, Moscow, Russia

1 olga_gukalenko@mail.ru

2 vladislav.cerikoff@yandex.ru

3 irina.uskova@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the current problem of introducing updated federal state educational standards and federal basic general education programs in schools of the Russian Federation. Based on the results of scientific research and analysis of empirical data on the readiness of teachers and heads of general education organizations to implement federal basic educational programs, current directions of work on the implementation of updated federal state educational standards and federal basic general educational programs into educational practice have been identified.

Keywords: general education system, federal state educational standards, federal basic general education programs, teachers' readiness to implement the general educational program, general education organization, unified educational space Funding: the work was carried out within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation for the Institute for Strategy of Education Development No. 073-00008-23-06 from 07.06.2023 for the year 2023 on the theme "Scientific and pedagogical research of the implementation of federal educational programmes of general education under the conditions of a unified educational space".

For citation: Gukalenko O. V., Serikov V. V., Uskova I. V. Implementation of federal educational programs in the conditions of a unified educational space: scientific foundations and practice. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;1(5):7-21. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2023-95-7-21

Введение

В настоящее время ключевым направлением развития системы образования Российской Федерации является формирование единого образовательного пространства на всей ее территории [1; 2; 7; 15]. С целью решения этой задачи в течение последних трех лет при участии ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» были разработаны и утверждены документы, определяющие приоритетные направления реализации государственной политики в сфере общего образования: обновились федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования, внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [6; 11-13], утверждены федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) [7-10].

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования обеспечивают доступность ресурсов, равенство условий и возможностей для каждого обучающегося страны и направлены на всестороннее развитие школьников. В 2022/23 учебном году 1-е и 5-е классы общеобразовательных организаций перешли на обучение по обновленным ФГОС.

На основе федеральных государственных образовательных стандартов Федеральным законом от 24 сентября 2022 года № 371-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»» утверждены федеральные основные общеобразовательные программы. Введение ФООП стало обязательным с 1 сентября 2023 года во всех образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования. В каждой федеральной образовательной программе определенного уровня (ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО) закреплены обязательные компоненты: федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы, которые обеспечивают единство подходов к обучению и воспитанию в образовательных организациях на федеральном уровне.

Первый год реализации обновленных ФГОС в 2022/23 учебном году и введение ФООП в 2023/24 учебному году показали необходимость на-

учного исследования посредством мониторинга процессов их внедрения в образовательных организациях страны с целью выявления трудностей, возникающих у педагогов в практической реализации требований данных нормативных документов и организации научно-методической поддержки.

В данной статье изложены некоторые выводы и рекомендации, сделанные по результатам первого этапа комплексного научного исследования реализации ФГОС и подготовки к введению ФООП, проведенного в феврале — апреле 2023 года.

Методы исследования

В процессе научного исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий анализ теоретической и методической литературы, современных исследований по проблемам внедрения ФГОС общего образования, теоретическое моделирование, изучение программно-методических документов, локальных актов и иной документации общеобразовательных организаций по вопросам внедрения ФГОС общего образования и подготовки к реализации ФОП НОО, ФОП ООО и ФОП СОО; мониторинг, анкетирование, интервьюирование представителей общеобразовательных организаций по вопросам реализации ФГОС общего образования и ФООП. Эмпирическим исследованием было охвачено 36 049 педагогических работников, работающих в 2022/23 учебном году в 1-х и 5-х классах общеобразовательных организаций и 6 687 представителей администраций общеобразовательных организаций 89 субъектов Российской Федерации.

Актуальные направления работы по внедрению обновленных ФГОС общего образования и ФООП в образовательную практику

Проведенное научное исследование показало, что внедрение в образовательные организации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и федеральных основных общеобразовательных программ позволит достигнуть необходимого уровня качества общего образования только при организации системной целенаправленной работы с управленческими командами и педагогами по реализации основных идей этих документов. Больше года такую поддержку на федеральном уровне обеспечивает ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». Институт проводит мето-

дические семинары как по общим вопросам реализации ФГОС общего образования и ФООП для всех педагогов и управленческих команд образовательных организаций, так и по конкретным вопросам о реализации федеральных рабочих программ для учителей-предметников, публикует в открытом доступе на сайте «Единое содержание общего образования» методические материалы, комплекты типовых документов, видеоролики, поддерживающие педагогов в вопросах реализации государственной политики в сфере общего образования. Вместе с этим результативность внедрения ФООП будет зависеть от того, какие подходы реализует конкретная образовательная организация. Заметим, что единый подход — это не единообразие. Педагогические команды школ могут проявить свою индивидуальность при разработке учебных программ по учебным предметам, не являющихся программами непосредственного применения [3; 4; 8-10]. К ним относятся: на уровне начального общего образования федеральные рабочие программы по таким предметам, как «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир»; на уровне основного общего и среднего общего образования — «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности». Школа может проявить авторский подход при выборе варианта учебного плана; при определении и обеспечении реализации профиля старшей школы; при содержательном наполнении программы воспитания и др.

В результате исследования были выявлены актуальные направления работы образовательных организаций по внедрению обновленных ФГОС общего образования и ФООП в образовательную практику.

1. Планирование процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС и ФООП.

Исследование показало, что идеи ФГОС и ФООП в 2022/23 учебном году нашли свое отражение прежде всего в изменениях организации работы по достижению школьниками предметных результатов, а также в изменении подходов к работе на уровне школы по достижению личностных и метапредметных результатов. Например, в этой части была усилена фундаментальная составляющая каждого учебного предмета с опорой на российские культурные и образовательные традиции, реализующие идею единства формирования трех видов результатов.

При этом при постановке предметно-обучающих целей педагога важно обращать внимание на ключевые идеи и понятия изучаемого

предмета и тот круг учебных задач, в которых они находят применение. В развивающих целях, соответственно, отражаются универсальные (метапредметные) действия, значимые для развития творческих способностей школьников. В целях и задачах воспитательной деятельности должны найти отражение эмоционально-ценностные переживания школьников, связанные с изучаемым материалом. Можно предложить логику изложения материала, например: логика естественно-научных дисциплин выглядит как восхождение от проблемы к гипотезе, а затем к ее доказательству или опровержению эмпирическим или логическим путем. Логика гуманитарных дисциплин несколько иная: вопрос — сопоставление точек зрения — выбор своей позиции и ее обоснование.

2. Мотивация к учению и умение школьников учиться — важнейшие условия реализации образовательных программ.

Какие ресурсы есть у учителя, чтобы выполнить это условие? Прежде всего в процессе внедрения ФООП педагогам важно включать содержание урока в контекст жизненных интересов ученика, чтобы материал выглядел для него как значимый и близкий. Помогут в этом приемы адаптации учебного материала к возможностям обучающихся (сделать трудное легким, сложное — простым, неясное — понятным), создания условий для понимания за счет соотнесения материала с личным опытом школьников, интерпретации неясных моментов, изложения посредством доступных терминов, установления связи нового материала со старым, демонстрации истории возникновения нового знания в данной науке.

Педагогу важно знать, что развитию мотивации к учению способствует связь материала с внеучебными интересами детей, с их жизненными планами, возможность проявить свои способности, получить одобрение авторитетного учителя, проявить характер и силу воли и добиться успеха, включиться в интересные формы общения с одноклассниками, решить увлекательные проблемы, освоить полезное для своего будущего (в старших классах для будущей профессии), порадовать своими успехами родителей, проявить волю и характер, наконец, получить желаемую оценку.

Овладевая способами реализации ФООП, педагоги используют цифровые технологии для расширения пространства видения проблемы и, что очень важно, для поддержания интереса обучающихся, поскольку «цифровой мир» для большинства детей уже привычная сфера жизни.

3. Усиление внимания педагогов к формированию метапредметных

и личностных результатов освоения ФООП.

Доказано, что овладение обучающимися универсальными учебными действиями существенно повышает качество обучения. В ФООП описаны общие метапредметные результаты для каждого уровня обучения, а также конкретные метапредметные результаты, которые должен формировать каждый педагог у обучающихся в рамках своего учебного предмета. Например, умение сознательно применять операции анализа, сравнения, аргументации, выделения существенных признаков явления и другие метапредметные способы познания. Этому способствует оптимальный баланс репродуктивной и творческой работы на уроке, самоконтроль, соотнесение своих действий с образцом выполнения задания, умение прокомментировать и объяснить свои действия, готовность перенести освоенное действие, формулу, принцип, правило в новую ситуацию [14].

Формированию метапредметных способов мышления способствует применение на уроках упражнений на сравнение явлений, наблюдение и объяснение их, доказательство с опорой на факты и логические умозаключения, конструирование понятий, разработку правил, формулировку гипотез, прогнозирование, анализ ошибок, «создание теорий», придумывание вариантов развития событий «Что, если бы...», гиперболизацию, агглютинацию (соединение несоединимого), инверсию или метод обращений, «разнонаучное» видение явления, нормотворчество, рецензирование и оппонирование и др.

Человека нельзя воспитать за урок, но можно вызвать переживания, которые ведут к открытию новых смыслов знания. Чтобы вызвать переживания у детей, надо знать, что их волнует (в данный период жизни, в данной ситуации и т.д.). Важно, чтобы произошло смещение внимания педагога с формально-предметной стороны деятельности ребенка на сферу его смыслов, нравственных мотивов выполняемой деятельности и отношений с ее участниками. Важнейшее условие, побуждающее ученика к самообновлению,— это диалог — механизм взаимодействия педагога и воспитанника, фактор реализации ребенком права на свою позицию. Еще важно вызвать у школьников потребность в самом творческом процессе, а педагог должен научиться демонстрировать терпимость и культуру общения во всех ситуациях. Например, вполне уместно приведение на уроках исторических примеров о подвигах ученых в борьбе за истину, за мирное использование достижений науки; обсуждение образцов ответственности ученого за последствия

применения его открытий [15].

Новые требование к результатам обучения повышают значимость проектного метода. Учителю важно понимать его специфику. Проект предполагает рассмотрение на уроке не «явления», а какой-то практической задачи, реальной потребности человека, которая, соответственно, требует обращения к науке, к исследованию. Проектный метод предполагает вариативность путей решения, обсуждения плана работы. При выполнении проекта есть возможность максимального привлечения различных видов деятельности: эмпирического наблюдения, анализа, моделирования, проектирования и изготовления продукта (модели). В ходе проектной работы уместно использование цифровых ресурсов, поиск информации в интернете, обсуждение информации с участниками «проектной команды».

4. Педагог как центральное звено формирования единого образовательного пространства и реализации ФООП.

Что в достижении образовательных результатов зависит от самого педагога? Во-первых, педагог должен знать основные направления реализации современной государственной политики в области образования, владеть нормативно-правовой базой, что будет способствовать реализации основных идей ФГОС и ФООП. Во-вторых, помимо владения методологией, историей, современным содержанием преподаваемого предмета, традиционными и новыми методиками преподавания, педагог должен демонстрировать традиционные российские духовно-нравственные ценности, понимать ответственность за обучение и воспитание как единый процесс, направленный на всестороннее развитие личности каждого школьника. В-третьих, в работе применять современные методы, приемы и средства обучения, направленные на развитие мотивации к обучению в течение всей жизни, демонстрировать доброжелательность в общении с каждым обучающимся.

Включенность педагогического сообщества в процесс освоения федеральных основных общеобразовательных программ

На этапе подготовки к реализации федеральных рабочих программ по учебным предметам необходимо было выявить понимание педагогами представленных в них целей (ожидаемые образовательные результаты), критериев и методик их достижения и отбора видов уроков с различными структурно-функциональными характеристиками.

Для анализа результативности реализации основных идей ФГОС и ФООП было проведено комплексное исследование, включающее анкетирование, беседы, наблюдения. При этом в поле внимания были такие вопросы, как мотивация и настрой учителей на освоение новых программ; информированность педагогов о целях и процедуре внедрения ФООП; вовлеченность педагогов в разработку творческих уроков и мероприятий, а также форм внеучебной деятельности, реализующих основные идеи ФООП; наличие опыта, который может тиражироваться. Таким образом, был проанализирован процесс обновления педагогической деятельности в образовательных организациях в процессе внедрения федеральных основных общеобразовательных программ.

Анализ уже накопленного опыта реализации ФГОС говорит о том, что по-прежнему одним из проблемных вопросов остается специфика и способы применения критериев и методик оценки метапредметных и личностных результатов. Оценка вклада того или иного учебного предмета и, соответственно, педагога в достижение данных результатов или, иначе говоря, развивающих и воспитательных целей обучения.

Повышению активности учителей и образовательных организаций в реализации ФООП способствует проведение методических семинаров для профессионально-педагогического сообщества, на которых обсуждаются организационные, методические, контролирующие функции педагогов, затруднения, возникающие у них и обучающихся при достижении предусмотренных стандартом результатов.

Мониторинг готовности педагогов и представителей администрации образовательных организаций системы общего образования к внедрению ФООП

С целью выявления уровня готовности педагогов и администрации образовательных организаций системы общего образования к внедрению ФООП в рамках настоящего исследования в марте — апреле 2023 года был проведен мониторинг готовности педагогов и представителей администрации образовательных организаций системы общего образования к внедрению ФООП. В широкомасштабном опросе представителей педагогического сообщества приняло участие 6 687 управленцев (директора и завучи школ, руководители методических объединений) и 36 049 педагогов из 89 регионов Российской Федерации. Выяснялась позиция школ по ряду организационных, управленческих, методических,

образовательных и воспитательных вопросов, возникающих в условиях реализации ФГОС — как в процессе реализации ФГОС второго поколения (начало внедрения поэтапно с 2009 по 2011 год), так и обновленного варианта ФГОС (с 2022 года).

В частности, были определены:

- посещаемость педагогами и представителями управленческого звена мероприятий, посвященных внедрению ФГОС и ФООП;

- решение административным путем вопросов, возникающих у педагогов в условиях внедрения ФГОС и ФООП;

- проведение в школах консультирования педагогов по вопросам реализации обновленных ФГОС и ФООП;

- наличие тех или иных изменений в образовательном процессе после внедрения ФГОС и ФООП;

- позитивный либо негативный эффект от инноваций, заявленных во ФГОС и ФООП;

- особенности внедрения метапредметного подхода и достижения метапредметных результатов в процессе обучения;

- специфика работы педагогов по достижению обучающимися личностных результатов;

- особенности работы педагогов по формированию у обучающихся универсальных учебных действий (УУД);

- формы и методы внеурочной деятельности в контексте реализации ФГОС;

- особенности и методы достижения предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС и ФООП;

- требования педагогов к методическому обеспечению ФГОС и ФООП;

- позитивные и негативные эффекты, которые возникли в процессе внедрения обновленных ФГОС.

Согласно результатам анкетирования представителей управленческого звена образовательных организаций общего образования оказалось, что свыше половины управленцев (директора и завучи школ), а именно 54,4%, перед началом учебного года успевают посетить от двух до четырех мероприятий по вопросам реализации ФГОС (обучающие семинары, совещания, курсы и т.д.), еще 34,4% опрошенных ежегодно посещают свыше пяти подобных мероприятий. В свою очередь, в своем школьном коллективе организуют от двух до четырех методических мероприятий

в год по проблемам реализации ФГОС 61,2% опрошенных, а свыше пяти мероприятий — 29,6% респондентов. Таким образом, около 90% опрошенных руководителей достаточно ответственно подходят к вопросам организации методического сопровождения внедрения образовательных стандартов. Выяснилось также, что 84% образовательных организаций сталкиваются с теми или иными проблемами, связанными с работой в условиях обновленных ФГОС, и успешно их решают. У 11,2% респондентов подобных затруднений не возникало. И лишь 4,7% опрошенных ответили, что не все проблемы были решены.

Согласно полученным данным, вопросами консультирования педагогов по внедрению ФГОС в 84,3% случаев занимается завуч школы, в 6,2% — директор, и свыше 8% подобных вопросов решают руководители методических объединений или другие специалисты. Лишь 1,1% респондентов ответили, что в их образовательных организациях нет постоянного консультанта по внедрению и реализации ФГОС.

В условиях перехода к обновленным ФГОС особый интерес вызывает вопрос о том, изменился ли ход уроков и отбор содержания образования за последний год. Явные изменения констатируют 30,6% опрошенных. Еще 56,8% респондентов заметили определенные изменения в проектировании урока и отбора содержания к нему урока. 8,3% участников анкетирования полагают, что изменений за последний год «скорее не было». Совершенно не заметили изменений 1% опрошенных, а еще 3,3% затрудняются ответить на этот вопрос.

Наибольшую сложность в дидактическом плане представляет формирование универсальных учебных действий (УУД) (22,4% опрошенных). 49,5% представителей администрации школ полагают, что больше внимания необходимо уделять работе по достижению метапредметных результатов. Повышенное внимание к развитию личности отметили 67,8% опрошенных, 58,2% выделяют усиление внимания к проектной и исследовательской деятельности, 45% подчеркивают необходимость формирования традиционных российских ценностей у обучающихся не только во внеурочной деятельности, но и в первую очередь в процессе преподавания предметных дисциплин. При этом 11,5% респондентов не замечают какого-либо влияния обновленных ФГОС на повышение уровня освоения предметных результатов школьников.

Аналогичные варианты анкеты были предложены педагогам, преподающим в первых классах начальной школы, и педагогам-предметникам

основной школы, работающим в 5-х классах. Оказалось, что 60% опрошенных посещают от двух до четырех мероприятий в год, отражающих методические аспекты освоения новых требований образовательных стандартов, 20% — свыше пяти мероприятий ежегодно, 16% — одно мероприятие, а 3,5% учителей сказали, что подобных мероприятий в этом году не посещали.

Сопоставление ответов представителей администрации образовательных организаций общего образования и школьных учителей показывает достаточно высокое сходство результатов по многим оцениваемым параметрам, что в определенной степени позволяет говорить о достоверности полученных эмпирических результатов. 84,3% опрошенных учителей отмечают заметные позитивные результаты в процессе внедрения обновленных ФГОС, 15,7% респондентов таких результатов не видят. 68,5% педагогов отмечают значимость индивидуально-личностного подхода в обучении, 40% в качестве ключевого значимого фактора модернизации образовательного процесса выделяют важность и эффективность внеурочной деятельности. При этом больше половины педагогов не заметили какого-либо изменения в достижении предметных результатов школьников в процессе внедрения ФГОС.

Особое внимание в ходе анализа результатов анкетирования обращалось на ответы, предусматривающие возможность предоставления респондентами своего варианта ответа на предложенный вопрос. В результате анализа таких ответов были выявлены проблемы, которые необходимо осмыслить педагогам для реализации основных идей ФГОС и ФООП, и методические запросы педагогов и представителей администрации школ. Прежде всего к ним относятся понимание на теоретическом уровне основных идей ФГОС и ФООП и недостаточность практических материалов для их реализации.

Заключение

Подводя итоги настоящего исследования, отметим, что внедрение федеральных основных общеобразовательных программ следует рассматривать как долгосрочный комплексный общегосударственный проект, направленный на повышение качества общего образования, эффективности овладения его содержанием, совершенствование механизмов управления образовательной деятельностью и методов оценивания ее результатов. Единство образовательных программ — это и залог един-

ства и управляемости образовательного пространства, стабильности образовательной ситуации в масштабах страны.

Список источников

1. Иванова С. В., Иванов О. Б. Образовательное пространство как модус образовательной политики: монография. М.: Русское слово, 2020. 160 с.

2. Каниметов Ж. К. Создание единого образовательного пространства как элемент демократизации образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2004. Том 2. С. 30-34.

3. Лыкова И. А. Принцип вариативности образования: поддержка многообразия детства // Журнал педагогических исследований. 2017. Т. 2, № 5. С. 84-101. [Электронный ресурс]. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/18991/view (дата обращения: 07.06.2023).

4. Марушкин А. А. Возможности образовательного пространства школы в развитии потенциала одаренных детей // Журавлевские чтения. Трансформационные процессы в педагогической науке и образовании. Мат-лы VI Межд. научно-практич. конф., посвященной памяти Журавлева Василия Ивановича. Москва, 11-16 февраля 2022 года. Отв. редактор: Н. А. Горлова. М.: Московский государственный областной университет. 2022. С. 229-235.

5. Олефир С. В. Информационно-образовательное пространство для детей и подростков: принципы формирования // Фундаментальные исследования. 2013. № 8. Ч. 2. С. 459-463.

6. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации о направлении методических рекомендаций от 15 февраля 2022 года № АЗ-113/03. Информационно-методическое письмо о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/728265281 (дата обращения: 07.06.2023).

7. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации о направлении информации от 22 мая 2023 года № 03-870 [Электронный ресурс]. URL: https://liczej9belgorod-r31.gosweb. gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/foop/Pismo_Minprosvescheniya_Rossii_ot_22.05.2023_03-870.pdf (дата обращения: 07.06.2023).

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (зарегистрирован 12.07.2023. № 74229) [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 07.06.2023).

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (зарегистрирован 12.07.2023) [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 07.06.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (зарегистрирован 12.07.2023. № 74228) [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 07.06.2023).

11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован 05.07.2021. № 64100) с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (зарегистрирован 17.08.2022. № 69676) [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 07.06.2023).

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован 05.07.2021. № 64101) с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (зарегистрирован 17.08.2022.

№ 69675) [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 07.06.2023).

13. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован 07.06.2012. № 24480) с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413» (зарегистрирован 12.09.2022. № 70034) [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 07.06.2023).

14. Сергеев Н. К., Сериков В. В. Теория и практика целостного педагогического процесса: три десятилетия исканий (к 85-летию со дня рождения В. С. Ильина) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2007. № 1. С. 9-18.

15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 3, п. 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/36698 (дата обращения: 07.06.2023).

References

1. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Obrazovatel'noe prostranstvo kak modus obrazovatel'noj politiki: mono-grafija. M.: Russkoe slovo, 2020. 160 s. [In Rus].

2. Kanimetov Zh. K. Sozdanie edinogo obrazovatel'nogo prostranstva kak jelement demokratizacii obrazovanija // Obrazovanie cherez vsju zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo raz-vitija. 2004. Tom 2. S. 30-34. [In Rus].

3. Lykova I. A. Princip variativnosti obrazovanija: podderzhka mnogoobrazija detstva // Zhurnal peda-gogicheskih issledovanij. 2017. T. 2, № 5. S. 84-101. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://naukaru.ru/ ru/nauka/article/18991/view (data obrashhenija: 07.06.2023). [In Rus].

4. Marushkin A. A. Vozmozhnosti obrazovatel'nogo prostranstva shkoly v razvitii potenciala odarennyh detej // Zhuravlevskie chtenija. Transformacionnye processy v pedagogicheskoj nauke i obrazovanii. Mat-ly VI Mezhd. nauchno-praktich. konf., posvjashhennoj pamjati Zhuravleva Vasilija Ivanovicha. Moskva, 11-16 fevralja 2022 goda. Otv. redaktor: N. A. Gorlova. M.: Moskovskij gosudarstvennyj oblastnoj universitet. 2022. S. 229-235. [In Rus].

5. Olefir S. V. Informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo dlja detej i podrostkov: principy formirovani-ja // Fundamental'nye issledovanija. 2013. № 8. Ch. 2. S. 459-463. [In Rus].

6. Pis'mo Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii o napravlenii metodicheskih rekomendacij ot 15 fevralja 2022 goda № AZ-113/03. Informacionno-metodicheskoe pis'mo o vvedenii federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov nachal'nogo obshhego i osnovnogo obshhego obra-zovanija [Jelektronnyj resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/728265281 (data obrashhenija: 07.06.2023). [In Rus].

7. Pis'mo Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii o napravlenii informacii ot 22 maja 2023 goda № 03-870 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://liczej9belgorod-r31.gosweb.gosuslugi.ru/net-cat_files/userfiles/foop/Pismo_Minprosvescheniya_Rossii_ot_22.05.2023_03-870.pdf (data obrashhenija: 07.06.2023). [In Rus].

8. Prikaz Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 18.05.2023 № 372 «Ob utverzhde-nii federal'noj obrazovatel'noj programmy nachal'nogo obshhego obrazovanija» (zaregistrirovan 12.07.2023. № 74229) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (data obrashhenija: 07.06.2023). [In Rus].

9. Prikaz Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 18.05.2023 № 370 «Ob utverzhde-nii federal'noj obrazovatel'noj programmy osnovnogo obshhego obrazovanija» (zaregistrirovan 12.07.2023) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (data obrashhenija: 07.06.2023). [In Rus].

10. Prikaz Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 18.05.2023 № 371 «Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy srednego obshhego obrazovanija» (zaregistrirovan 12.07.2023. № 74228) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (data obrashhenija:

07.06.2023). [In Rus].

11. Prikaz Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 № 286 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija» (zaregistrirovan 05.07.2021. № 64100) s Prikazom Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii № 569 ot 18.07.2022 «O vnesenii izmenenij v federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija» (zaregistrirovan 17.08.2022. № 69676) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (data obrashhenija: 07.06.2023). [In Rus].

12. Prikaz Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 № 287 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija» (zaregistrirovan 05.07.2021. № 64101) s Prikazom Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii № 568 ot 18.07.2022 «O vnesenii izmenenij v federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart os-novnogo obshhego obrazovanija» (zaregistrirovan 17.08.2022. № 69675) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (data obrashhenija: 07.06.2023). [In Rus].

13. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 maja 2012 goda № 413 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obshhego obrazovanija» (zaregistrirovan 07.06.2012. № 24480) s Prikazom Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 12.08.2022 № 732 «O vnesenii izmenenij v federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshhego obra-zovanija, utverzhdennyj prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 maja 2012 goda № 413» (zaregistrirovan 12.09.2022. № 70034) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://edsoo. ru/normativnye-dokumenty/ (data obrashhenija: 07.06.2023). [In Rus].

14. Sergeev N. K., Serikov V. V. Teorija i praktika celostnogo pedagogicheskogo processa: tri desjatiletija iskanij (k 85-letiju so dnja rozhdenija V. S. Il'ina) // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2007. № 1. S. 9-18. [In Rus].

15. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 04.08.2023) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». St. 3, p. 4. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (data obrashhenija: 07.06.2023). [In Rus].

Информация об авторах

О. В. Гукаленко — доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории дидактики общего и профессионального образования

В. В. Сериков — доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории дидактики общего и профессионального образования

И. В. Ускова — кандидат педагогических наук, начальник управления научно-исследовательской деятельности — ученый секретарь

Information about the authors

0. V. Gukalenko — Dr. Sc. (Education), Professor, Corresponding member RAO, Chief researcher of ISRO RAO V. V. Serikov — Dr. Sc. (Education), Professor, Corresponding member RAO, Chief researcher of ISRO RAO

1. V. Uskova — PhD (Education), Scientific secretary Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute for Education Development Strategy of the Russian Academy of Education"

Статья поступила в редакцию 26.06.2023; одобрена после рецензирования 17.07.2023; принята к публикации 08.09.2023. The article was submitted 26.06.2023; approved after reviewing 17.07.2023; accepted for publication 08.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.