В.В.Лагодиенко, А.В.Корниецкий ПОНЯТИЕ СУЩНОСТИ И ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ...
№1. - С. 72-82. iндустрiальнiй ochobí / Б. В. Данмв // Економжа АПК.
11. Данмв Б. В. Розвиток свинарства на - 2008. - № 10. - С. 16-25.
ПОНЯТТЯ СУТНОСТ1 ТА ФУНКЦ1Й УПРАВЛ1ННЯ В ЛОГ1СТИЧНИХ СИСТЕМАХ
© 2014
В.В. Лагодieнко, доктор економ1чних наук, професор кафедри «Св1тового сшьського господарства та ЗЕД», Миколагвський нащональний аграрний утверситет, Миколагв (Украгна) О.В. Кортецький, декан Микола1вського факультету Морського та р1чкового транспорту,
Кигвська державна академ1я водного транспорту 1мен1 гетьмана Петра Конашевича-Сагайдачного, Кшв (Украгна)
Анотащя: В статп розглянуто поняття управлшня лопстичних систем, проаналiзовано його сутнють. Автором також дослiджено основш функцiï управлiння в логiстицi, окреслено, що однieю Í3 функцiй економiчного аналiзу е контроль, який направлений на виявлення факторiв, якi знаходять вiдхилення та ïx причини. Для функцюнування системи першорядне значення мае достовiрне планування виробництва, збуту i розпод^. Причому перевага нада-еться стратепчному плануванню над оперативним. З метою досягнення високоï надiйностi такого плану необхщно вивчати динамiку зовшшнього середовища, насамперед ринку,а також правильне застосування функцiй управлiння i одержувати стратегiчнi вiдповiдi на питання, що постають у зв'язку з цим.
Ключовi слова: менеджмент, соцiально-економiчнi умови, процес, управлiння в лопстищ, меxанiзми та функцiï управлiння, оргашзащя, пiдприемство, логiстична система, планування.
CONCEPT OF ESSENCE AND CONTROL FUNCTIONS IN THE LOGISTIC SYSTEMS
© 2014
V.V. Lagodienko, doctor of economical science, professor of the chair «World agriculture and the economic relation»
Nikolaevskiy National Agrarian University, Nikolaev (Ukraine) A.V. Kornietskiy, - the dean of the department of sea and river transport,
Kyiv State Academy of Water Transport named after Hetman Petro Konashevich Sagaydachnyi, Kiev (Ukraine)
Annotation: In the article the concept of logistics systems and analyzes its essence. The authors also studied the basic functions of logistics management, outlines that one of the functions of economic analysis is to control, which aims to identify factors that are deviations and their causes. For the system is of paramount importance reliable production planning, sales and distribution. Moreover, preference is given to strategic planning of operative. In order to achieve high reliability of such a plan is necessary to study the dynamics of the environment, especially the market and the correct application management functions and to receive answers to strategic issues arising in connection therewith.
Keywords: management, socio-economic conditions, process management in logistics, mechanisms and functions of management, organization, company,_logistics system,planning.
УДК 316.422.42
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
И БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ
© 2014
М.В. Манова, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Пересечение интересов государства и бизнеса требует разработки и запуска современных механизмов взаимодействия, трансформирующих потенциальную заинтересованность в действующие технологии сотрудничества.
Ключевые слова: модель, социальное взаимодействие, социальное партнерство, технологии, конкурсные механизмы.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
На сегодняшний день отмечается разбалансирован-ность прямых и обратных связей в экономике и макроэкономическом регулировании, которая усиливается сопротивлением социальных групп со специфическими интересами — чиновников и бизнес-структур [1, с.16; 6, с. 34; 7, с.10]. Расширение самостоятельности местных органов власти и рост степени экономической свободы на всех уровнях государственно-управленческой иерархии усиливает негативные последствия рассогласования целей межинституцонального взаимодействия.
Разрешение противоречий между целями функционирования макро-, мезо- и микроэкономических систем обеспечивается выстраиванием системной иерархии целей:
1. Федеральный центр настойчиво внедряет либерально-шоковую модель модернизации экономики (реформа здравоохранения, «монетизация льгот», реформа межбюджетных отношений).
2. Значительная часть населения страны поддержи-
вает умеренно-либеральный сценарий развития России.
3. Региональные и местные органы власти стремятся законсервировать существующий кланово-бюрократи-ческий уклад (многолетнее, часто неэффективное руководство регионом, административные барьеры для межрегиональной торговли и миграции капиталов).
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Ряд функций государства тесно взаимодействует с интересами бизнеса (институциональные реформы, защита конкуренции, создание рыночных организационных структур и механизмов управления на микроуров-не)[1, с.25; 2, с. 101; 5, с. 235].
Для запуска консолидирующего общество механизма межинституционального взаимодействия необходимо выполнение ряда этапов (рисунок 1).
Технологии, предлагаемые корпорациями, позволяют решать поставленные социальные задачи при минимальных организационных затратах[6]. Помимо тра-
М.В. Манова экономическое
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ... направление
диционных форм (спонсорской помощи, меценатства, создания корпоративных университетов) к числу новых механизмов благотворительной деятельности относится использование конкурсных механизмов, которые позволяют найти наиболее эффективные способы решения проблемы.
Рисунок 1 - Формирование механизма межинституционального взаимодействия
Если спонсорская помощь направлена на отдельных людей или организации, то использование механизма конкурса позволяет найти наиболее эффективные способы решения проблемы. Поэтому, конкурсные механизмы реализации корпоративной политики социальной ответственности обладают рядом преимуществ для всех участников (рисунок 2).
Рисунок 2 - Преимущества конкурсных механизмов
Выбор механизмов привлечения средств при проведении социальных конкурсов определяется социально-экономическими условиями региона.
Таким образом, разработка и внедрение эффективной концепции межинституционального взаимодействия в корпорациях является важным этапом признания российских компаний в России и за рубежом, что способствует формированию благоприятного имиджа российского бизнеса.
Формирование целей статьи (постановка задания).
В условиях выхода из многолетнего системного трансформационного кризиса именно органы власти должны стать связующим элементом для взаимодействия разных социальных групп общества.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Развивающиеся корпорации, которые стремятся к созданию прочного дела, должны видеть вдаль и вширь. Тем более, что в современной быстроменяющейся ситуации необходимо по-новому осознать роль предприятия в экономике, управлении и обществе[4, 5, 6]. Это позволит заложить прочный фундамент практической деятельности, основанный на четких принципах и сформулированных собственных интересах [8-12]. Чем сложнее деятельность, чем больше объем предприятий, тем более требуются знания и образованность, а также практический опыт. То же самое касается и риска.
Деятельность корпорации по определению сопряжена с риском, поскольку всегда существует неопределенность результата [13]. Более того, без знаний несостоятельна свобода, риск превращается в авантюризм, а
«новизна» оказывается подделкой._
Экономика соткана из множества сложных контрактных отношений, основанных на доверии, которые трудно создать, но легко разрушить. Только при главенстве и стабильности закона возможно поступательное развитие институциональной инициативы.
Таким образом, Россия находится на начальном этапе формирования эффективной партнерской системы межинституционального взаимодействия бизнеса и органов власти.
Одним из направлений взаимодействия бизнеса и власти в Самарской области стало создание ОАО «Корпорация развития Самарской области» (КРСО), которая задумывалась как совместный проект администрации региона и «Внешэкономбанка» (ВЭБ) для привлечения инвестиций в развитие объектов дорожной, транспортной, социальной и коммунальной инфраструк-туры[3, с.3].
Первоначально планировалось, что уставной капитал компании составит 4 млрд. руб.: по 25,1% этой суммы должны были вложить областная администрация и «Внешэкономбанк», остальные 49,8% акций корпорации могли быть проданы сторонним инвесторам. Однако затем достигнутые договоренности были пересмотрены в одностороннем порядке (по инициативе ВЭБ) - стороны отказались от привлечения частных инвесторов и распределили доли в корпорации между собой в соотношении 94% (у областной администрации) к 6% («Внешэкономбанк»).
Фактически, это означало выход из проекта «Внешэкономбанка», который вложил в проект всего 60 млн. руб. Со своей стороны региональная администрация внесла 500 млн. руб. и снизила уставной капитал КРСО до 560 млн. руб. Несмотря на выход ВЭБа из проекта, региональные власти намерены реализовать несколько инвестиционных проектов в рамках «Корпорации развития Самарской области». В частности, на заседаниях правительства области уже рассматривались проекты строительства очистных сооружений в Тольятти, создания региональной авиакомпании, организации производства сухих смесей.
В условиях кризиса и наличия более серьезных социально-экономических угроз и вызовов, в области крайне негативно относятся к идее использования бюджетных средств на деятельность КРСО и финансирование ненужных инвестиционных проектов. Многие эксперты сравнивают корпорацию с министерствами областного правительства и указывают на то, что она дублирует их функции (т.е. функции исполнительных органов власти). Таким образом, проект создания «Корпорации развития Самарской области» оказался одним из самых неудачных и неэффективных проектов.
Вложение бюджетных средств в КРСО привело к сокращению собственных доходов областного бюджета на 20-25%, что является ярким примером неэффективного управления региональной экономикой. Отдельным направлением развития взаимоотношений бизнеса и власти в Самарской области стало усиление административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности в регионе[7, с. 18]. Это наглядно можно увидеть из данных Минрегиона, которые характеризуют «создание благоприятных условий для развития предпринимательской активности в субъекте РФ». Среди этих показателей есть несколько понятных и хорошо интерпретируемых индикаторов, отражающих бюрократические барьеры в регионах.
Спецификой трансформационных экономик в современном социальном взаимодействии является неопределенность границ институционализации.
Это означает, что рыночная экономика функционирует в смешанном поле хозяйственных отношений. Наконец одной из проблем межинституционального социального взаимодействия является инерционность неформальных правил и влияние изначально укоренившихся неформальных институтов.
Формирование и развитие человеческого капитала территорий
М.В. Манова
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ...
Следствием этого является зависимость текущих институциональных изменений от предшествующего пути их развития, который предопределяют институты, изначально укоренившиеся в определенном национальном сообществе. Инерционность ключевых неформальных институциональных социальных характеристик является одним из существенных факторов рыночной институ-ционализации, актуализируя проблему перехода неформальных образований в формальные.
Таким образом, чем более эффективны формальные институты и чем полнее удовлетворен спрос общества на них, тем выше ожидаемый и прогнозируемый экономический рост и тем более локализована неформальная активность. Постепенное вытеснение неформальных институтов легитимными нормами обеспечивает трансформацию спонтанного поведения экономических субъектов в моделируемое и прогнозируемое.
Так, механизм межинституционального взаимодействия корпораций и органов власти на основе легализации лоббирования интересов предприятия в рамках специально создаваемых лоббирующих организаций обеспечит снижение коррупции.
Положительными эффектами института лоббизма как формального социального механизма межинституционального взаимодействия бизнеса и органов власти, выступают:
— повышение динамики и гибкости местных органов власти;
— обеспечение самоорганизации общества, которая, влияет на социально-экономическую политику;
— реализация принципа свободы негосударственных структур (ассоциаций, общественных организаций и т.п.);
— расширение информационной и организационной базы принимаемых решений, концентрация на актуальных проблемах;
— достижение компромисса, взаимного согласования разнообразных интересов при принятии управленческих решений.
Однако можно отметить и негативные последствия:
— может стать инструментом удовлетворения иностранных интересов и давления на принятия решения местными органами власти;
— служит фактором развития ведомственности, национализма, усиливает формы удовлетворения «специальных интересов»;
— блокирует необходимые управленческие решения, сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих.
Поэтому лоббизм нуждается в институционализации. Бизнес и государство должны совместно участвовать в трансформации негативных моментов лоббирования в позитивные. Чем значительнее институты государства мотивируются частно-групповыми интересами, тем в меньшей мере экономическая политика отражает интересы гражданского общества.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
На основе анализа форм социального партнерства мы спроектировали модель социального взаимодействия органов власти и корпораций на региональном уровне, которая является наиболее эффективной, так как представляет замкнутую технологическую цепочку и достаточно гибка, чтобы отражать различные региональные особенности (рисунок 3).
Модель включает в себя три сферы: стратегическое планирование, законодательные инициативы, реализацию социальных проектов. Во всех трех сферах акторы преследуют общую цель: повышение качества жизни местного сообщества и улучшение социально-экономической обстановки. Стратегическое планирование обуславливает законодательные инициативы и направленность социальных проектов. Законотворческая деятельность оказывает непосредственное влияние на приоритеты в реализации социальных проектов. Реализация
социальных проектов позволяет проверить эффективность стратегического планирования и законотворческой деятельности. В каждой сфере конкретное местное сообщество может выбрать свои приоритетные формы (апробированные или разработанными самостоятельно) для решения конкретных социально-экономических задач.
Корпорации
Органы власти
Местное сообщество
стратегическое планирование
)1
законодательные инициативы
реализация социальных проектов
оощая цель
Л V
Развитие территорий:
- концепция
устойчивого социально-
экономического
развития;
- целевые {адр ееные) программы: -практическая ортэнизацияр эо сты с населением;
- распознаванием использование потенциала региона и т.д
Рисунок 3 - Модель институционального взаимодействия на региональном уровне
Значение данной модели заключается в том, что решение социальных проблем трансформируется в более прогнозируемый процесс, а институциональное взаимодействие становится способом получения синергетиче-ского эффекта от использования всех ресурсов территории.
Основными рекомендациями по совершенствованию механизмов межинституционального взаимодействия являются:
- создание межрегиональных центров экспертно-консультативного характера (вспомогательных институтов), способствующих эффективному межинституциональному взаимодействию;
- создание институциональной и социально-политической базы эффективного социального взаимодействия корпораций и органов власти, по аналогии дорожными картами;
- совершенствование нормативно-правовой регулятивной деятельности межинституционального взаимодействия органов власти и корпораций;
- разработка критериев эффективности реализуемых процессов государственно-частного и социального взаимодействия корпораций и органов власти;
- обеспечение баланса между обязательствами и источниками финансирования на всех уровнях бюджетной системы.
Таким образом, механизм социального взаимодействия осуществляется на основе отработки процедур согласования интересов и общих целей власти и бизнеса в рамках стратегического планирования, правового поля, принятия организационно-правовых и политических норм, гармонизирующих интересы участников этих отношений при четкой самоидентификации ими общности целей и потребности для их достижения. Формирующиеся в России механизмы межинституционального социального взаимодействия выступают в качестве амортизаторов социальной напряженности, предотвращающих открытую конфронтацию бизнеса и власти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Башмаков В.И. Социальные партнерство как новая форма институционального управления // Вестн. Гос. Ун-та упр. Сер. Социология упр. Персоналом. 2003. №1. С. 14-26.
2. Бузгалин, А.; Колганов, А.; Овсянников, А. Социум XXI века: рынок, фирма, человек в информационном обществе Текст. / А. Бузгалин, А. Колганов, А. Овсянников, М.: Теис, 2008. - 279 с.
3. Генеральный Коллективный договор ОАО « Газпром» и его дочерних обществ на 2010-2012 годы // М. 2009. - С.3.
4. Город и бизнес: формирование социальной от-
М.В. Манова
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ .
ветственности российских компаний / Ивченко С.В., Либоракина М.И., Сиваева Т.С. / Под ред. Либоракиной М.И. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.
5. Дэниеле Дж.Д., Радеба, Ли X. Международный бизнес : внешняя среда и деловые операции Текст. / Дж.Д. Дэниеле, Ли X. Радеба, М.: Дело, 2008.-746 с.
6. Исследование результатов опроса российских предпринимателей Текст., М.: «Агентство исследований и развития ТПП РФ», 2010. - 42 с.
7. Ширнина Е.В. Механизмы социального взаимодействия корпораций и органов власти на уровне региона (на примере Самарской области): автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.08 - Москва, 2012.- 28 с.
8. Плотникова И.А. Семейный бизнес как социально-институциональная форма малого бизнеса // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 212-218.
9. Руденко А.А. Государственное регулирование предпринимательства: региональный аспект, проблемы
и направления // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 24. С. 288-293
10. Плотникова И.А. Актуальные проблемы становления семейного бизнеса: региональный аспект // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 330-336.
11. Руденко А.А. Анализ и оценка эффективности ресурсного обеспечения предпринимательской деятельности в долгосрочной перспективе // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 20. С. 49-53
12. Павлов А.Ю., Кудрявцев А.А. Управление бизнес-процессами на основе модели «регион - квазифирма» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 265-271.
13. Руденко А.А., Захаров С.О. Организационные структуры управления интегрированных корпоративных структур: современное состояние и перспективы развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2009. № 7 (10). С. 185-187.
THE MODEL OF SOCIAL INTERACTION OF GOVERNMENT AND BUSINESS IN THE REGION
© 2014
M.V. Manova, candidate of sociological sciences, associate professor of the chair «Sociology»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: The intersection of the interests of the state and business requires the development and launch of modern mechanisms of interaction, transforming potential interest in current technology cooperation.
Keywords: model, social interaction, social partnership, technology, competitive mechanism.
УДК 332.1:338
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В УКРАИНЕ
© 2014
О.А. Марченко, кандидат географических наук, доцент Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого,
Мелитополь (Украина)
Аннотация: В статье обоснованы социально-экономические особенности и ресурсы совершенствования структуры и повышения эффективности регионального развития сельского туризма как важного отраслевого компонента сельской экономики. Определены факторы, способствующие развитию сельского туризма.
Ключевые слова: сельский туризм, региональное развитие, социально-экономические особенности, структура, совершенствование, эффективность.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Трансформационные процессы на уровне глобального экономического среды (динамичное развитие рыночной торговли, коммуникаций, информации, новых технологий и других инноваций), изменение статуса quo на региональном уровне (децентрализация социально-экономической деятельности, изменение политической конъюнктуры регионов, перераспределение властных полномочий), развитие европейской интеграции создали серию новых проблем вокруг организации сельских территорий и функционирования аграрного производства. Одной из основных проблем встает проблема устойчивого развития села, решения социальных и экологических проблем, формирование новой управленческой парадигмы и модели развития сельской экономики, соответствующей требованиям глобализации и европейской интеграции. В таком контексте формирования сельского туризма как альтернативного вида деятельности, которая является быстроокупной, ориентированной на региональные ресурсы, осуществляющей мягкий экологическое воздействие на окружающую среду приобретает особое значение.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследования проблематики сельского туризма в Украине осуществляют
В. Васильев, Ю. Зинка, Н. Кудла, В. Куценко, Н. Липчук, О. Орленко, Х. Роглев, М. Рутинський и др. Отдельные направления развития туризма обоснованные в трудах О. Бейдика, В. Безносюка, В. Евдокименко, В. Кифяк, Н. Конищева, М. Крачила, О. Любицевои, И. Смаля, Д. Стеченка, Т. Ткаченко, В. Федорченко, Л. Шульгина. В их трудах обоснованы теоретико-методические основы развития отрасли, выявлены его факторы и закономерности, определены механизмы и стратегии. Однако региональные аспекты функционирования сельского туризма требуют углубленного изучения.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является обоснование социально-экономических особенностей и ресурсов совершенствования структуры и повышения эффективности регионального развития сельского туризма как важного отраслевого компонента сельской экономики.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Практически все сельские регионы передовых стран мира столкнулись с подобными проблемами: уменьшение количества сельского населения, сокращение занятости крестьян, значительный экономический упадок и деградация сельских территорий, замедление демо-воспроизводственных процессов, ухудшение качества и падение уровня жизни и т.д. В течение века урбанизации и индустриализации общества, интенсификации сельского хозяйства довольно сильно изменилась поли-