Научная статья на тему 'Туризм как социальный институт'

Туризм как социальный институт Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
899
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / SOCIAL INSTITUTE / ТУРИЗМ / TOURISM / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / КОНВЕРГЕНЦИЯ / CONVERGENCE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Карицкая Ирина Михайловна

Статья посвящена описанию туризма как социального института. Раскрыты его структура, основные признаки и функции. Автором выделены и рассмотрены интегративная и конвергирующая функции как специфические для института туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AS SOCIAL INSTITUTE

Article is devoted to the description of tourism as social institute. Its features like the opened structure, principle attributes and functions are presented. The author chose and examined integrative and convergent functions as specific for the institute of tourism.

Текст научной работы на тему «Туризм как социальный институт»

УДК 316.334

ТУРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

И.М. Карицкая

Новосибирский государственный университет экономики и управления

irina-karickaya@yandex.ru

Статья посвящена описанию туризма как социального института. Раскрыты его структура, основные признаки и функции. Автором выделены и рассмотрены интегративная и конвергирующая функции как специфические для института туризма.

Ключевые слова: социальный институт, туризм, интеграция, конвергенция.

Институциональный подход к изучению общества как системы и взаимодействий в нем всегда был востребован социологической наукой. Его обоснование и развитие в первую очередь связывают с деятельностью таких ученых, как О. Конт, Г. Спенсер, Ф. Теннис, Э. Дюркгейм, М. Вебер и других. Различные социальные институты исследовались авторами с точки зрения выполняемых ими функций в процессе социальной интеграции и упорядочивания процессов взаимодействий как фактора обеспечения в обществе солидарности и согласия.

Среди современных социальных институтов туризм является одним из тех, которые оказывают значительное влияние на современное общество и каждого его члена. Туризм как культурное явление и средство межкультурных коммуникаций позволяет личности расширить свой кругозор, знакомясь с новыми территориями, народами, религией и культурой. В его основе лежит удовлетворение потребности в духовном освоении культуры мира, потребности в реализации личной свободы человека. Благодаря возможности путешествовать люди формируют новые социальные стандарты качества жизни, новые взгляды на уже, ка-

залось бы, изученные области знаний. Как социальный институт туризм конвергирует многие сферы жизни общества и деятельности людей, от него во многом зависят не только культура и рекреационная сфера, но и мировая политика и экономика.

В определении, предложенном А.П. Осауленко, туризм «как социальный институт представляет собой специфическое социальное образование, имеющее устойчивые типы и формы деятельности, социально-ценностное ядро, внутреннюю структуру и систему взаимодействий своих элементов, многообразие и динамичность социальных функций в обществе, что позволяет ему занимать самостоятельное место в социальной системе, обеспечивая устойчивость целой области социальных связей и отношений»1.

Субъектами института туризма являются предприятия, осуществляющие разработку, продвижение туристского продукта, а также непосредственно оказывающие туристские услуги. Это открытая социально-

1 Туризм как социальный институт: авто-реф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра социол. наук: 22.00.04 / А.П. Осауленко; Рос. акад. наук, И-нт соц.-полит. исслед. — М.. 2003. — С. 11.

профессиональная система, основными элементами которой являются следующие группы субъектов: организаторы туризма (туроператоры и турагенты), специализированные средства размещения, специализированные предприятия отдыха и развлечений, гостиницы и аналогичные средства размещения, транспортные предприятия и предприятия общественного питания. Данные предприятия невозможно отнести к одной конкретной отрасли в теоретическом и статистическом понимании этого слова. Взаимодействуя в открытой социальной среде, они являются одновременно элементами и других социальных институтов.

Социальными объектами ориентации всех субъектов института туризма вне зависимости от их масштаба и уровня являются туристский рынок, удовлетворение в получении комфортного отдыха и познавательной потребности и получение прибыли от предпринимательства в данной сфере. Как профессиональная деятельность туризм ориентирован прежде всего на клиента и на рекреационную среду (ее природную и антропологическую составляющие). Такая ориентация обусловливает целевую заданность, ценность и необходимость, а также «поле взаимодействия» и определяет его форму как обмен. При этом идея товарного обмена приобретает более широкий социальный контекст, так как объектами обмена в сфере туризма выступают не только материальные, но и культурно-духовные ценности.

Социальный институт туризма существует и как конвенция. Помимо бизнес-контактов, обусловленных функциональной необходимостью, субъекты социального института туризма вступают в различные добровольные отраслевые и межотраслевые союзы и ассоциации, действующие как на мировом, так и на национальном, федераль-

ном и областном уровнях. Нормы функционирования туристских организаций сформулированы ведущей международной организацией в области туризма — Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) — специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. В составе ЮНВТО

161 государство и более 400 присоединив-

2

шихся членов .

Крупнейшим отраслевым объединением в Российской Федерации является Российский союз туриндустрии (РСТ), являющийся членом ЮНВТО, а также Торгово-промышленной палаты РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Всего с учетом членов других туристских и гостиничных ассоциаций, вошедших в РСТ, Союз представляет интересы более 1300 предприятий туриндустрии. В структуру РСТ входят также 11 региональных отделений. Предприятия-члены РСТ зарегистрированы и имеют филиалы в более чем 70 городах России. В РСТ также входят предприятия, не являющиеся субъектами института туризма, — страховые, консалтинговые, 1Т-компании, учебные заведения, СМИ, общественные организации. Ассоциированным членом ЮНВТО является и Ассоциация туроператоров России (АТОР). На данный момент в АТОР входит около 50 крупнейших компаний-туроператоров из различных регионов России, объединяющих порядка 70 % всего туристического потока страны.

2 Присоединившиеся члены ЮЮНВТО — государственные и частные предприятия, организации, туристические центры, НПО, учебные заведения или учреждения, деятельность которых так или иначе связана с туризмом, но сами они являются, в первую очередь, субъектами других социальных институтов.

Таким образом, характер объединения в туристские ассоциации имеет несколько особенностей. Во-первых, в их составе в том числе ассоциированы предприятия, не являющиеся субъектами института туризма. Во-вторых, все организации вступают в туристские ассоциации на добровольных началах и по форме являются некоммерческими партнерства-ми. В третьих, все предприятия могут одновременно являться членами различных, в том числе внеотраслевых, ассоциаций.

В результате образуется большое количество «точек пересечения» как на функцио-нально-деятельностном, так и на территориальном уровнях, что способствует не только увеличению количества профессиональных контактов, но и усилению социального взаимодействия на всех уровнях и, как следствие, сближению и взаимопроникновению.

Для института туризма характерно наличие идеологии как системы идей, регулирующей поведение субъектов. В целом идеология туризма также носит надинституциональ-ный характер, так как его глобальные идеи и принципы — единство наций, единство культурного пространства, свобода приобщения к культурному наследию человечества вне территориальных границ — выходят далеко за рамки какого-либо определенного социального института. Социально-этические нормы деятельности в глобальной, общемировой индустрии туризма определены ЮНВТО и признаны Генеральной Ассамблеей ООН. Принципы глобального этического кодекса туризма задают вектор функционирования всей международной индустрии туризма и определяют нормы поведения ее акторов, устанавливают комплекс ориентиров для ответственного и поступательного развития мирового туризма3.

3 Глобальный этический кодекс туризма. —

URl http://www.rata.spb.ru/rspti/zakon-global-etic-kodeks-r.html, (дата обращения 10.05.2011)

Основными принципами социального института туризма являются распространение общечеловеческих этических ценностей; охрана природной среды и туристских ресурсов, являющихся всеобщим достоянием человечества; обеспечение здорового, поступательного и устойчивого экономического роста; возможность напрямую наслаждаться достопримечательностями нашей планеты для всех жителей Земли.

Правовой нормой, действующей на территории Российской Федерации и регулирующей туристскую деятельность, является Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Профессиональные взаимодействия (социальный обмен внутри институциональной структуры) на территории Российской Федерации регламентируются данным законом. Им устанавливаются и регулируются внутренние институциональные роли, стандарты поведения и взаимодействия различных туристских организаций (учреждений) и их представителей — акторов социального института туризма. В данном случае элементарное социальное поведение (непосредственное взаимодействие акторов при выполнении профессиональных ролей) определяется нормами институционального поведения.

К значимым социальным функциям туризма можно отнести функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, транслирующую,

4

коммуникативную и интегративную .

Функция воспроизводства общественных отношений реализуется в сфере туризма через вербализацию и закрепление формальных и неформальных правил и норм

4 Андреев !Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. — Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989.

поведения. Кроме того, данную функцию реализуют также невербализированные устойчивые образцы поведения, привычки, традиции, ритуалы, передаваемые от поколения к поколению в профессиональной среде туризма.

Регулятивная функция заключается прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации профессиональных отношений, в координации взаимодействия внутри туристской индустрии и вне ее. В законах и во всех конвенциальных документах закрепляются, возводятся в разряд четко урегулированных те отношения, которые представляют собой основу его нормального, стабильного функционирования, соответствуют интересам большинства его субъектов и выражают их общую волю.

Передача социального опыта в рамках реализации транслирующей функции является необходимым условием и реализуется традиционно в двух аспектах. Во-первых, путем расширения социальных границ института, что для туризма является постоянной практикой и особенно актуально из-за расширенного числа его субъектов — это пространственный аспект. Во-вторых, смена поколений профессионалов в сфере туризма также обеспечивает выполнение данной функции — временной аспект. Механизм трансляции социального опыта обеспечивается и смежными социальными институтами, например институтом образования.

Коммуникативная функция активно реализуется через продуцирование, структурирование и распространение (часто экстренное) информации через формальные и неформальные каналы. Причем каналы распространения информации могут быть как замкнутыми — между ограниченным числом субъектов профессиональной среды, так открытыми и разветвленными вну-

три профессиональной институциональной среды туризма и вне ее.

Интегративная функция в институте туризма реализуется многопланово. Существуют разные способы внутриинституциональ-ной интеграции — от поглощения конкурента до приобретения его контрольного пакета акций. Видами интеграции являются продуктовая, технологическая, интеграция выбора, интеграция позиционирования и культурная интеграция. Широко практикуются перекрестное владение акциями разных компаний, объединение усилий в области менеджмента, заключение договоров о консорциуме. Они делают интеграцию более гибкой и потому получают преобладающее значение5. Так, в статье В.Е. Шимаковой6 определяется, что эффективность туристической деятельности обеспечивается интеграционными связями, которые формируются на основании инновационных механизмов аккумуляции ресурсов, информационно-коммуникационных технологий управления. В этом состоит особенность интеграции в туризме — большие преимущества субъектов приобретаются за счет создания цепей хозяйствующих единиц.

Работы современных исследователей направлены на рассмотрение и поиск наиболее эффективных форм функционирования дезинтегрированных компонентов единого комплекса. Как правило, речь идет о внутри-институциональной, внутриотраслевой интеграции. Межинституциональная интеграция обусловливается либо экономическими интересами субъектов, либо вопросами реа-

5 Алмакучуков К.М. Платформы коммуникационной интеграции в туризме и поиск узнаваемого символа киргизского продукта / Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. — № 6. — С. 26.

6 Роль кластеризации в развитии туристического бизнеса в регионах // Шимакова В.Е. Культура народов Причерноморья. Научный журнал. —

2008. - № 137. - С. 62-66.

билитации и интеграции в общество слабо защищенных категорий населения. Таким образом, интегративная функция института туризма чаще всего реализуется в двух направлениях. Во-первых, через объединения коммерческих усилий различных субъектов данного института с целью наилучшего удовлетворения потребностей общих клиентов и, как следствие, получения большей прибыли. Во-вторых, через процессы сплочения представителей различных туристских организаций, в основе которых лежит взаимная профессиональная заинтересованность и стремление отстаивать интересы отрасли в случае возникновения каких-либо угроз.

На наш взгляд, для социального института туризма специфичной является конвергирующая функция, не выделяемая другими авторами.

Теория конвергенции «основана на идее преобладания тенденций объединения элементов в систему над процессами дифференциации, различения и индивидуализации»7. Во второй трети прошлого века теорию конвергенции разрабатывали Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Р. Аарон и Ф. Перру, Я. Тинберген, Шельски, О. Флехтгейм, Г.И. Иванов, М.П. Меняева и многие другие авторы в разных областях научных знаний. В 1940-х гг. немецкий экономист В. Ойкен впервые выдвинул концепцию конвергентного характера развития человечества.

Одним из теоретиков конвергенции считается П.А. Сорокин. Он разработал ее в своей концепции культуры в таких работах, как «Система социологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культур-

7 Polit-slovar.ru (Словарь политических терминов). — иМ http://www.polit-slovar.ru, (дата обращения 10.05.2011)

ная динамика» (1937—1941). Конвергенцию П.А. Сорокин рассматривал как процесс сближения двух культур. Условием появления общего у разных культур он считал взаимодействие, в результате которого появляются общие интересы, цели и ценности, но при этом сохраняется их самобытность. В качестве механизма культурной конвергенции выступают, во-первых, открытость систем и, во-вторых, способность к добровольным взаимным действиям, равным диалогическим отношениям, в ходе которых происходит усвоение позитивных элементов друг друга, что ведет к их обогащению и развитию8. Применительно к профессиональной культуре субъектов института туризма особое внимание в данное трактовке обращают на себя такие аспекты, как обоюдная открытость, добровольное (не декларированное) равноправие; способность «говорить на одном языке», готовность ин-териоризировать «позитивные элементы друг друга», сохранение независимости и специфичности субъектов при появлении новых качеств у каждой из них.

Интеграция и конвергенция как функции института туризма хотя и имеют общие цели, но различаются по своим подходам. Интегрируясь, субъекты института туризма и других социальных институтов объединяются для достижения какой-либо актуальной цели, в той или иной мере утрачивая свою самостоятельность, но сохраняя свои отличительные, специфические признаки. При этом социальные обмены происходят только в рамках решаемых задач. Но как только внутри каких-либо из систем/подсистем начинают происходить однотип-

8 Социокультурная реальность на рубеже XX— XXI вв. в контексте концепции конвергенции П.А. Сорокина: монография/М.П. Меняева; ЧГА-КИ, 2004. - С. 24

ные процессы, обусловленные единой целью деятельности или схожестью выполняемых задач, возникает возможность выполнения акторами задач либо схожими способами, либо по единому принципу. Для этого необходим согласованный взгляд с разных точек зрения на одни и те же проблемы, неизбежны углубление взаимосвязей и взаимообучение.

Конвергирующая функция туризма реализуется на двух уровнях — внутриинститу-циональном и институциональном. На вну-триинституциональном уровне конвергируются субъекты института туризма. Межинституциональный уровень (внешняя конвергенция) подразумевает взаимопроникновение института туризма и других социальных институтов, в частности института образования. В том и другом случае возникает некоторая универсализация акторов за счет появления общих сфер деятельности и, как следствие, расширения профессиональных функций. На том и другом уровне связи между акторами могут быть как прямыми (осуществляться через непосредственные контакты), так и опосредованными (осуществляться через посредника и/ или посредством участия в общем процессе создания туристского продукта без прямого контакта друг с другом). Конвергенция принципиально реконструирует всю систему отраслевых связей, формирует новую модель институционального и межинституционального взаимодействия.

Социальный институт туризма как открытая система объединяет различных субъектов - носителей инвариантных профессиональных культур. В процессе такого взаимодействия формируется новая социально-

профессиональная структура. При этом конвергирующая функция, с одной стороны, поддерживает целостность туристской индустрии, с другой - обеспечивает ее открытость для взаимодействия с другими социальными институтами. А в качестве си-стемообразуемого параметра социального института туризма выступает социально-профессиональная компетентность специалистов организаций, включенных в сферу данной профессиональной деятельности.

Литература

Алмакучуков К.М. Платформы коммуникационной интеграции в туризме и поиск узнаваемого символа киргизского продукта /_К.М. Алмакучуков: Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. - № 6.

Андреев Ю.П. Социальные институты: содержание, функции, структура / Ю.П. Андреев, Н.М. Коржевская, Н.Б. Костина. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. - 186 с.

Меняева М.П. Социокультурная реальность на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в контексте концепции конвергенции П.А. Сорокина: монография/ М.П. Меняева. - ЧГАКИ, 2004. - 152 с.

Осауленко А.П. Туризм как социальный институт: автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04 / А.П. Осауленко; Рос. акад. наук, И-нт соц.-полит. исслед. - М., 2003. - 50 с.

Шимакова В.Е. Роль кластеризации в развитии туристического бизнеса в регионах / В.Е. Шимакова: Культура народов Причерноморья. Научный журнал. - 2008. - № 137.

Глобальный этический кодекс туризма. -иШ http://www.rata.spb.ru/rspti/zakon-global-etic-kodeks-r.html, (дата обращения 10.05.2011).

Polit-slovar.ru (Словарь политических терминов). - иШ http://www.polit-slovar.ru, (дата обращения 10.05.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.