УДК 316.334
ТУРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
И.М. Карицкая
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Статья посвящена описанию туризма как социального института. Раскрыты его структура, основные признаки и функции. Автором выделены и рассмотрены интегративная и конвергирующая функции как специфические для института туризма.
Ключевые слова: социальный институт, туризм, интеграция, конвергенция.
Институциональный подход к изучению общества как системы и взаимодействий в нем всегда был востребован социологической наукой. Его обоснование и развитие в первую очередь связывают с деятельностью таких ученых, как О. Конт, Г. Спенсер, Ф. Теннис, Э. Дюркгейм, М. Вебер и других. Различные социальные институты исследовались авторами с точки зрения выполняемых ими функций в процессе социальной интеграции и упорядочивания процессов взаимодействий как фактора обеспечения в обществе солидарности и согласия.
Среди современных социальных институтов туризм является одним из тех, которые оказывают значительное влияние на современное общество и каждого его члена. Туризм как культурное явление и средство межкультурных коммуникаций позволяет личности расширить свой кругозор, знакомясь с новыми территориями, народами, религией и культурой. В его основе лежит удовлетворение потребности в духовном освоении культуры мира, потребности в реализации личной свободы человека. Благодаря возможности путешествовать люди формируют новые социальные стандарты качества жизни, новые взгляды на уже, ка-
залось бы, изученные области знаний. Как социальный институт туризм конвергирует многие сферы жизни общества и деятельности людей, от него во многом зависят не только культура и рекреационная сфера, но и мировая политика и экономика.
В определении, предложенном А.П. Осауленко, туризм «как социальный институт представляет собой специфическое социальное образование, имеющее устойчивые типы и формы деятельности, социально-ценностное ядро, внутреннюю структуру и систему взаимодействий своих элементов, многообразие и динамичность социальных функций в обществе, что позволяет ему занимать самостоятельное место в социальной системе, обеспечивая устойчивость целой области социальных связей и отношений»1.
Субъектами института туризма являются предприятия, осуществляющие разработку, продвижение туристского продукта, а также непосредственно оказывающие туристские услуги. Это открытая социально-
1 Туризм как социальный институт: авто-реф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра социол. наук: 22.00.04 / А.П. Осауленко; Рос. акад. наук, И-нт соц.-полит. исслед. — М.. 2003. — С. 11.
профессиональная система, основными элементами которой являются следующие группы субъектов: организаторы туризма (туроператоры и турагенты), специализированные средства размещения, специализированные предприятия отдыха и развлечений, гостиницы и аналогичные средства размещения, транспортные предприятия и предприятия общественного питания. Данные предприятия невозможно отнести к одной конкретной отрасли в теоретическом и статистическом понимании этого слова. Взаимодействуя в открытой социальной среде, они являются одновременно элементами и других социальных институтов.
Социальными объектами ориентации всех субъектов института туризма вне зависимости от их масштаба и уровня являются туристский рынок, удовлетворение в получении комфортного отдыха и познавательной потребности и получение прибыли от предпринимательства в данной сфере. Как профессиональная деятельность туризм ориентирован прежде всего на клиента и на рекреационную среду (ее природную и антропологическую составляющие). Такая ориентация обусловливает целевую заданность, ценность и необходимость, а также «поле взаимодействия» и определяет его форму как обмен. При этом идея товарного обмена приобретает более широкий социальный контекст, так как объектами обмена в сфере туризма выступают не только материальные, но и культурно-духовные ценности.
Социальный институт туризма существует и как конвенция. Помимо бизнес-контактов, обусловленных функциональной необходимостью, субъекты социального института туризма вступают в различные добровольные отраслевые и межотраслевые союзы и ассоциации, действующие как на мировом, так и на национальном, федераль-
ном и областном уровнях. Нормы функционирования туристских организаций сформулированы ведущей международной организацией в области туризма — Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) — специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. В составе ЮНВТО
161 государство и более 400 присоединив-
2
шихся членов .
Крупнейшим отраслевым объединением в Российской Федерации является Российский союз туриндустрии (РСТ), являющийся членом ЮНВТО, а также Торгово-промышленной палаты РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Всего с учетом членов других туристских и гостиничных ассоциаций, вошедших в РСТ, Союз представляет интересы более 1300 предприятий туриндустрии. В структуру РСТ входят также 11 региональных отделений. Предприятия-члены РСТ зарегистрированы и имеют филиалы в более чем 70 городах России. В РСТ также входят предприятия, не являющиеся субъектами института туризма, — страховые, консалтинговые, 1Т-компании, учебные заведения, СМИ, общественные организации. Ассоциированным членом ЮНВТО является и Ассоциация туроператоров России (АТОР). На данный момент в АТОР входит около 50 крупнейших компаний-туроператоров из различных регионов России, объединяющих порядка 70 % всего туристического потока страны.
2 Присоединившиеся члены ЮЮНВТО — государственные и частные предприятия, организации, туристические центры, НПО, учебные заведения или учреждения, деятельность которых так или иначе связана с туризмом, но сами они являются, в первую очередь, субъектами других социальных институтов.
Таким образом, характер объединения в туристские ассоциации имеет несколько особенностей. Во-первых, в их составе в том числе ассоциированы предприятия, не являющиеся субъектами института туризма. Во-вторых, все организации вступают в туристские ассоциации на добровольных началах и по форме являются некоммерческими партнерства-ми. В третьих, все предприятия могут одновременно являться членами различных, в том числе внеотраслевых, ассоциаций.
В результате образуется большое количество «точек пересечения» как на функцио-нально-деятельностном, так и на территориальном уровнях, что способствует не только увеличению количества профессиональных контактов, но и усилению социального взаимодействия на всех уровнях и, как следствие, сближению и взаимопроникновению.
Для института туризма характерно наличие идеологии как системы идей, регулирующей поведение субъектов. В целом идеология туризма также носит надинституциональ-ный характер, так как его глобальные идеи и принципы — единство наций, единство культурного пространства, свобода приобщения к культурному наследию человечества вне территориальных границ — выходят далеко за рамки какого-либо определенного социального института. Социально-этические нормы деятельности в глобальной, общемировой индустрии туризма определены ЮНВТО и признаны Генеральной Ассамблеей ООН. Принципы глобального этического кодекса туризма задают вектор функционирования всей международной индустрии туризма и определяют нормы поведения ее акторов, устанавливают комплекс ориентиров для ответственного и поступательного развития мирового туризма3.
3 Глобальный этический кодекс туризма. —
URl http://www.rata.spb.ru/rspti/zakon-global-etic-kodeks-r.html, (дата обращения 10.05.2011)
Основными принципами социального института туризма являются распространение общечеловеческих этических ценностей; охрана природной среды и туристских ресурсов, являющихся всеобщим достоянием человечества; обеспечение здорового, поступательного и устойчивого экономического роста; возможность напрямую наслаждаться достопримечательностями нашей планеты для всех жителей Земли.
Правовой нормой, действующей на территории Российской Федерации и регулирующей туристскую деятельность, является Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Профессиональные взаимодействия (социальный обмен внутри институциональной структуры) на территории Российской Федерации регламентируются данным законом. Им устанавливаются и регулируются внутренние институциональные роли, стандарты поведения и взаимодействия различных туристских организаций (учреждений) и их представителей — акторов социального института туризма. В данном случае элементарное социальное поведение (непосредственное взаимодействие акторов при выполнении профессиональных ролей) определяется нормами институционального поведения.
К значимым социальным функциям туризма можно отнести функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, транслирующую,
4
коммуникативную и интегративную .
Функция воспроизводства общественных отношений реализуется в сфере туризма через вербализацию и закрепление формальных и неформальных правил и норм
4 Андреев !Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. — Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989.
поведения. Кроме того, данную функцию реализуют также невербализированные устойчивые образцы поведения, привычки, традиции, ритуалы, передаваемые от поколения к поколению в профессиональной среде туризма.
Регулятивная функция заключается прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации профессиональных отношений, в координации взаимодействия внутри туристской индустрии и вне ее. В законах и во всех конвенциальных документах закрепляются, возводятся в разряд четко урегулированных те отношения, которые представляют собой основу его нормального, стабильного функционирования, соответствуют интересам большинства его субъектов и выражают их общую волю.
Передача социального опыта в рамках реализации транслирующей функции является необходимым условием и реализуется традиционно в двух аспектах. Во-первых, путем расширения социальных границ института, что для туризма является постоянной практикой и особенно актуально из-за расширенного числа его субъектов — это пространственный аспект. Во-вторых, смена поколений профессионалов в сфере туризма также обеспечивает выполнение данной функции — временной аспект. Механизм трансляции социального опыта обеспечивается и смежными социальными институтами, например институтом образования.
Коммуникативная функция активно реализуется через продуцирование, структурирование и распространение (часто экстренное) информации через формальные и неформальные каналы. Причем каналы распространения информации могут быть как замкнутыми — между ограниченным числом субъектов профессиональной среды, так открытыми и разветвленными вну-
три профессиональной институциональной среды туризма и вне ее.
Интегративная функция в институте туризма реализуется многопланово. Существуют разные способы внутриинституциональ-ной интеграции — от поглощения конкурента до приобретения его контрольного пакета акций. Видами интеграции являются продуктовая, технологическая, интеграция выбора, интеграция позиционирования и культурная интеграция. Широко практикуются перекрестное владение акциями разных компаний, объединение усилий в области менеджмента, заключение договоров о консорциуме. Они делают интеграцию более гибкой и потому получают преобладающее значение5. Так, в статье В.Е. Шимаковой6 определяется, что эффективность туристической деятельности обеспечивается интеграционными связями, которые формируются на основании инновационных механизмов аккумуляции ресурсов, информационно-коммуникационных технологий управления. В этом состоит особенность интеграции в туризме — большие преимущества субъектов приобретаются за счет создания цепей хозяйствующих единиц.
Работы современных исследователей направлены на рассмотрение и поиск наиболее эффективных форм функционирования дезинтегрированных компонентов единого комплекса. Как правило, речь идет о внутри-институциональной, внутриотраслевой интеграции. Межинституциональная интеграция обусловливается либо экономическими интересами субъектов, либо вопросами реа-
5 Алмакучуков К.М. Платформы коммуникационной интеграции в туризме и поиск узнаваемого символа киргизского продукта / Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. — № 6. — С. 26.
6 Роль кластеризации в развитии туристического бизнеса в регионах // Шимакова В.Е. Культура народов Причерноморья. Научный журнал. —
2008. - № 137. - С. 62-66.
билитации и интеграции в общество слабо защищенных категорий населения. Таким образом, интегративная функция института туризма чаще всего реализуется в двух направлениях. Во-первых, через объединения коммерческих усилий различных субъектов данного института с целью наилучшего удовлетворения потребностей общих клиентов и, как следствие, получения большей прибыли. Во-вторых, через процессы сплочения представителей различных туристских организаций, в основе которых лежит взаимная профессиональная заинтересованность и стремление отстаивать интересы отрасли в случае возникновения каких-либо угроз.
На наш взгляд, для социального института туризма специфичной является конвергирующая функция, не выделяемая другими авторами.
Теория конвергенции «основана на идее преобладания тенденций объединения элементов в систему над процессами дифференциации, различения и индивидуализации»7. Во второй трети прошлого века теорию конвергенции разрабатывали Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Р. Аарон и Ф. Перру, Я. Тинберген, Шельски, О. Флехтгейм, Г.И. Иванов, М.П. Меняева и многие другие авторы в разных областях научных знаний. В 1940-х гг. немецкий экономист В. Ойкен впервые выдвинул концепцию конвергентного характера развития человечества.
Одним из теоретиков конвергенции считается П.А. Сорокин. Он разработал ее в своей концепции культуры в таких работах, как «Система социологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культур-
7 Polit-slovar.ru (Словарь политических терминов). — иМ http://www.polit-slovar.ru, (дата обращения 10.05.2011)
ная динамика» (1937—1941). Конвергенцию П.А. Сорокин рассматривал как процесс сближения двух культур. Условием появления общего у разных культур он считал взаимодействие, в результате которого появляются общие интересы, цели и ценности, но при этом сохраняется их самобытность. В качестве механизма культурной конвергенции выступают, во-первых, открытость систем и, во-вторых, способность к добровольным взаимным действиям, равным диалогическим отношениям, в ходе которых происходит усвоение позитивных элементов друг друга, что ведет к их обогащению и развитию8. Применительно к профессиональной культуре субъектов института туризма особое внимание в данное трактовке обращают на себя такие аспекты, как обоюдная открытость, добровольное (не декларированное) равноправие; способность «говорить на одном языке», готовность ин-териоризировать «позитивные элементы друг друга», сохранение независимости и специфичности субъектов при появлении новых качеств у каждой из них.
Интеграция и конвергенция как функции института туризма хотя и имеют общие цели, но различаются по своим подходам. Интегрируясь, субъекты института туризма и других социальных институтов объединяются для достижения какой-либо актуальной цели, в той или иной мере утрачивая свою самостоятельность, но сохраняя свои отличительные, специфические признаки. При этом социальные обмены происходят только в рамках решаемых задач. Но как только внутри каких-либо из систем/подсистем начинают происходить однотип-
8 Социокультурная реальность на рубеже XX— XXI вв. в контексте концепции конвергенции П.А. Сорокина: монография/М.П. Меняева; ЧГА-КИ, 2004. - С. 24
ные процессы, обусловленные единой целью деятельности или схожестью выполняемых задач, возникает возможность выполнения акторами задач либо схожими способами, либо по единому принципу. Для этого необходим согласованный взгляд с разных точек зрения на одни и те же проблемы, неизбежны углубление взаимосвязей и взаимообучение.
Конвергирующая функция туризма реализуется на двух уровнях — внутриинститу-циональном и институциональном. На вну-триинституциональном уровне конвергируются субъекты института туризма. Межинституциональный уровень (внешняя конвергенция) подразумевает взаимопроникновение института туризма и других социальных институтов, в частности института образования. В том и другом случае возникает некоторая универсализация акторов за счет появления общих сфер деятельности и, как следствие, расширения профессиональных функций. На том и другом уровне связи между акторами могут быть как прямыми (осуществляться через непосредственные контакты), так и опосредованными (осуществляться через посредника и/ или посредством участия в общем процессе создания туристского продукта без прямого контакта друг с другом). Конвергенция принципиально реконструирует всю систему отраслевых связей, формирует новую модель институционального и межинституционального взаимодействия.
Социальный институт туризма как открытая система объединяет различных субъектов - носителей инвариантных профессиональных культур. В процессе такого взаимодействия формируется новая социально-
профессиональная структура. При этом конвергирующая функция, с одной стороны, поддерживает целостность туристской индустрии, с другой - обеспечивает ее открытость для взаимодействия с другими социальными институтами. А в качестве си-стемообразуемого параметра социального института туризма выступает социально-профессиональная компетентность специалистов организаций, включенных в сферу данной профессиональной деятельности.
Литература
Алмакучуков К.М. Платформы коммуникационной интеграции в туризме и поиск узнаваемого символа киргизского продукта /_К.М. Алмакучуков: Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. - № 6.
Андреев Ю.П. Социальные институты: содержание, функции, структура / Ю.П. Андреев, Н.М. Коржевская, Н.Б. Костина. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. - 186 с.
Меняева М.П. Социокультурная реальность на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в контексте концепции конвергенции П.А. Сорокина: монография/ М.П. Меняева. - ЧГАКИ, 2004. - 152 с.
Осауленко А.П. Туризм как социальный институт: автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04 / А.П. Осауленко; Рос. акад. наук, И-нт соц.-полит. исслед. - М., 2003. - 50 с.
Шимакова В.Е. Роль кластеризации в развитии туристического бизнеса в регионах / В.Е. Шимакова: Культура народов Причерноморья. Научный журнал. - 2008. - № 137.
Глобальный этический кодекс туризма. -иШ http://www.rata.spb.ru/rspti/zakon-global-etic-kodeks-r.html, (дата обращения 10.05.2011).
Polit-slovar.ru (Словарь политических терминов). - иШ http://www.polit-slovar.ru, (дата обращения 10.05.2011).