УДК 338.48
ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУРИЗМА Даниленко Нина Николаевна, доктор экономических наук, профессор,
Рубцова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент,
ФБОУ ВПО Байкальский государственный университет экономики и права,
г. Иркутск
В статье рассматривается отечественный и зарубежный опыт исследований эффективности туризма, определяется необходимость комплексного подхода к оценке эффективности, предлагаются инновационные аспекты методологии оценки эффективности туризма на уровне дестинации.
Ключевые слова: туризм, социально-экономическая эффективность,
эффективность взаимоотношений.
The article considers Russian and foreign experience of tourism efficiency researches, determines the need for a complex to efficiency assessment, and offers innovation aspects of methodology of tourism efficiency assessment at destination level.
Keywords: tourism, social and economic efficiency, relationship efficiency
Интенсивное развитие туризма во второй половине ХХ в. привело к становлению одной из самых значимых сфер мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО) и Международного валютного фонда, туризм с 1998 г. вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долл. США, или 7,9% от 6,738 трлн. долл. США), обогнав автомобильную промышленность (7,8%), производство химических продуктов (7,5%), продуктов питания (6,6%), компьютеров и офисного оборудования (5,9%) и топлива (5,1%). Средние темпы роста туризма составили в 1950— 1999 гг. 7% в год, что было намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом [16]. В XXI в. туризм сохраняет позиции одной из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики.
В опубликованном Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) в октябре 2011 г. докладе «Туризм: перспектива 2030» прогнозируется, что число международных туристских прибытий к 2030 г. достигнет 1,8 миллиардов. В этом прогнозе, подтверждается, что в ближайшие два десятилетия будет продолжаться устойчивый рост международного туризма, и хотя темпы роста будут более умеренными по сравнению с
прошлыми десятилетиями, в среднем увеличение числа международных туристских прибытий в мире прогнозируется на 3,3% в год (в среднем на 43 миллиона международных туристов) [19]. Прогноз ЮНВТО на 2020 г. оценивал численность международных туристов в 1,6 млрд. человек, при этом предполагается, что темпы роста расходов туристов будут в два раза больше темпов роста их численности. Если в настоящее время суммарные расходы путешествующих составляют 445 млрд. долл. в год, то к 2020 г. они возрастут до 2 трлн. долл. [16], что, в частности, свидетельствует об инвестиционной привлекательности данной сферы хозяйствования.
Таким образом, сфера туризма по-прежнему располагает значительным потенциалом для дальнейшего роста. Сформировавшиеся и новые туристские направления могут извлечь выгоду из сложившихся тенденций и открывающихся возможностей. Туризм является одним из важнейших факторов социально-культурного развития, способствующих повышению уровня и качества жизни населения. Широта выполняемых туризмом функций позволяет рассматривать его в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического роста на макро- и мезоуровнях хозяйствования. Однако это предполагает наличие соответствующей инфраструктуры, осуществление политики, благоприятной для деловой среды, эффективное продвижение новых туристских направлений и соответствующую подготовку профессиональных кадров. Во многом возможности развития туризма определяются экономическими, социальными и культурными условиями регионов. Для России рассмотрение проблем развития туризма в региональном аспекте имеет исключительно важное значение в силу обширной территории и существенной дифференциации регионов по характеру соответствующих условий [3].
Наряду с открывающимися возможностями будут также возникать вызовы, заключающиеся в поиске оптимального сочетания максимизации социальноэкономических эффектов от туризма и сведения к минимуму его негативного воздействия [2] на окружающую среду и местный социально-культурный потенциал. В этой связи чрезвычайно важными становятся исследования в области оценки социальноэкономической эффективности туризма, которые целесообразно осуществлять на всех уровнях хозяйствования: международном, национальном, региональном, локальном.
В настоящее время в отечественной литературе вопросы эффективности туризма и ее оценки еще недостаточно разработаны. Так, Караулова Н. (2007 г.) считает, что «...сегодня не существует общепринятой методики оценки эффективности внешнеэкономической деятельности туристского предприятия.» [4]. В своей работе
автор предлагает ряд показателей для оценки эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия туризма, т.е. в данном случае речь идет об оценке эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.
Бережнова Е.И., Бородин В.В. (2010 г.) отмечают, что «.само понятие «социально-экономическая эффективность туризма» либо отсутствует, либо существуют отдельные элементы этого понятия, которые в теории не связаны друг с другом... Для туристской отрасли, и в частности для туристских организаций, в настоящее время предпринимаются попытки создания методики оценки социально-экономической эффективности» [1]. Аналогичного мнения придерживаются другие авторы. Например, Юц А.Ю. (2010 г.) констатирует, что «.несмотря на наличие значительного числа показателей, характеризующих состояние малого и среднего предпринимательства в туризме, и разнообразных исследований по данной тематике, комплексная система таких показателей, пригодная для целей управления по результатам, до сих пор не сформирована» [9]. Темный Ю.В., Темная Л.Р. (2010 г.) рекомендуют применять традиционные показатели для оценки экономической эффективности туристского предприятия, констатируя при этом, что «.эффективность производства необходимо рассматривать не как чисто экономическую, а как социально-экономическую эффективность». Для оценки социально-экономической эффективности туризма авторы предлагают использовать макроэкономические показатели развития туристской отрасли [8].
Вместе с тем научное направление, посвященное исследованию вопросов эффективности туризма в зарубежной науке, уже имеет свою историю, которая начинается с середины 90-х гг. ХХ в. Разработанная в 1999 г. Crouch G.I^ Ritchie J.R.B. концептуальная модель туристской конкурентоспособности [15] послужила основой для существенного развития исследований по проблематике эффективности туризма.
В настоящее время в зарубежной научной литературе присутствует достаточно много соответствующих исследований как сугубо теоретического, так и практического характера (литературный обзор эмпирических исследований зарубежных авторов представлен в табл. 1). Несмотря на это, зарубежные исследователи, в частности Barros С.Р., Peypoch N., Solonandrasana B. (2009 г.) [11], Cracolici M.F., Nijkamp P., Cuffaro M. (2006 г.) [15], все же констатируют недостаточную разработанность вопросов
эффективности туризма.
Таблица 1 - Зарубежные эмпирические исследования эффективности туризма
Автор (авторы) Год Метод исследования Объекты (период исследования)
Morey R.C., Dittman D.A. 1995 DEA4 15 отелей
Bell R.A., Morey R.C. 1995 DEA 31 туристическая компания
Johns N., Howcroft B., Drake L. 1997 DEA 15 отелей Великобритании
Anderson R.I., Fish M., Xia Y., Michello F. 1999 DEA и стохастический предел 31 туристическая компания
Anderson R.I., Lewis D., Parker M.E. 1999 Стохастический транслогистический предел 48 отелей
Anderson R.I., Fok R., Scott J. 2000 DEA, модель технической и аллокативной эффективности5 48 отелей
Brown J.R., Ragsdale S.T. 2002 DEA, CCR-модель и кластерный анализ 46 отелей США
Reynolds D. 2003 DEA, CCR и ВСС-модели 38 ресторанов
Hwang S.N., Chang T.Y. 2003 DEA, CCR-модель, модель суперэффективности, Malmquist-индекс6 45 тайваньских отелей
Barros С.Р. 2004 DEA, Malmquist-индекс 42 отеля (1999-2001)
Barros С.Р. 2004 Стохастическая модель границы стоимости Кобба-Дугласа 42 отеля (1999-2001)
Chiang W.E., Tsai M.H., Wang L.S.M. 2004 DEA, CCR и ВСС-модели 25 тайваньских отелей
Barros С.Р., Mascarenhas Mj. 2005 DEA, Модель аллокативной эффективности 42 отеля (2001)
Barros С.Р. 2005 DEA, CCR и ВСС-модели 42 отеля (1999-2001)
Barros С.Р. 2005 Двухэтапная модель: на первой стадии использовался Malmquist-индекс, на второй стадии - Т оЬії-модель 42 отеля (1999-2001)
Peypoch N. Solonandrasana B. 2005 Функция предельной полезности 8 отелей
Barros С.Р. 2006 Стохастическая модель технической эффективности, кривая производственных возможностей 15 португальских отелей (1998-2002)
Cracolici M.F., Nijkamp P. , Cuffaro M. 2006 DEA и Malmquist-индекс 103 итальянские туристские провинции (1998-2001)
Barros С.Р. 2006 DEA, Модель аллокативной эффективности 15 португальских отелей (1998-2002)
Barros С.Р., Peypoch N., Solonandrasana B. 2009 Функция предельной полезности и индикатор производительности Luenberger 15 португальских отелей (1998-2004)
Cracolici M.F., Nijkamp P. Cuffaro M. 2009 STE-индекс (эко-эффективности) и ЕЕ-индекс (экономической эффективности) 99 итальянских провинций (2001)
Secara M. 2010 DEA, статистический анализ, метод ранжирования Статистика туризма Румынии (2001-2009)
Kao M-C., Lin C-Y., Lai M-C., Huang Y-C. 2011 DEA, CCR и ВСС-модели, кластерный анализ Статистика туризма 31 провинции Китая
Sigala M. 2011 DEA 93 трехзвездочных отеля Великобритании (2000)
4 DEA - анализ базы данных; CCR - авторская модель [12]; ВСС - авторская модель. [9]
5 аллокативная эффективность - эффективность распределения ресурсов.
6 Malmquist-индекс - Malmquist индекс производительности (МР1). [13]
Анализ работ, представленных в таблице 1, позволяет сделать некоторые выводы о состоянии и характере зарубежных эмпирических исследований, посвященных оценке эффективности туризма:
1) круг рассматриваемых видов объектов исследования достаточно широк (туристские компании, отели, отраслевые статистические данные, предприятия общественного питания и проч.);
2) несмотря на то, что с середины 1990-х гг. изучение эффективности туризма стало актуальным научным направлением, можно отметить недостаток теоретических и практических исследований, посвященных данным проблемам, кроме того, имеющиеся разработки в основном сосредоточивают внимание на микроединицах (например, гостиницах, туристских компаниях и т.д.);
3) разработаны и активно используются разнообразные методики оценки эффективности туризма, при этом происходит их комбинирование и совершенствование;
4) наблюдается тенденция перехода от единичного (в рамках одного вида деятельности) к комплексному (в рамках совокупности видов деятельности туристской отрасли) исследованию и соответствующей оценке эффективности туризма.
Отмеченная тенденция сформировалась сравнительно недавно, но, на наш взгляд, она будет усиливаться, поскольку заметно расширяется перечень видов деятельности сферы туризма, к числу которых относятся индустрия гостеприимства, общественное питание, страхование, медицинское обслуживание, транспорт, анимационная деятельность в широком смысле, информационные сети и системы и т.д., при этом их характеристики постоянно усложняются. Например, в докладе «Рекомендации к статистическому учету в сфере туризма, 2008 г.» ЮНВТО приводится три перечня видов деятельности: типичных для туризма (табл.2) [17], прочих, прямо и косвенно связанных с туризмом (табл.3) [18].
Таблица 2 - Перечень категорий типичных туристских потребительских продуктов и типичных для туризма видов деятельности (отрасли туризма) ЮНВТО
Продукты Виды деятельности
1. Услуги по размещению посетителей 1. Размещение посетителей
2. Услуги по предоставлению питания и напитков 2. Деятельность по обеспечению питания и напитков
3. Услуги железнодорожного пассажирского транспорта 3. Железнодорожный пассажирский транспорт
4. Услуги пассажирского дорожного транспорта 4. Пассажирский дорожный транспорт
5. Услуги водного пассажирского транспорта 5. Водный пассажирский транспорт
6. Услуги воздушного пассажирского 6. Воздушный пассажирский транспорт
транспорта
7. Услуги по аренде транспортного оборудования 7. Аренда транспортного оборудования
8. Услуги туристических агентств и прочие услуги по бронированию 8. Деятельность туристических агентств и других организаций, занимающихся бронированием
9. Услуги в культурной области 9. Деятельность, связанная с оказанием услуг в культурной области
10. Спортивные и рекреационные услуги 10. Деятельность, связанная с оказанием спортивных и рекреационных услуг
11. Характерные для конкретной страны типичные туристские товары 11. Розничная торговля характерными для конкретной страны типичными туристскими товарами
12. Характерные для конкретной страны типичные услуги в сфере туризма 12. Прочие типичные виды деятельности в туризме, характерные для конкретной страны
Таблица 3 - Перечень прочих видов деятельности, прямо и косвенно связанных с туризмом
Виды деятельности, прямо связанные с туризмом Рекламные услуги в сфере туризма
Информационные услуги для посетителей
Г осударственные административные услуги, относящиеся к оптовой и розничной торговле, системе предприятий общественного питания, гостиницам и ресторанам
Г осударственные административные услуги, относящиеся к делам в сфере туризма
Виды деятельности, косвенно связанные с туризмом Услуги по исследованию рынка и опросу общественного мнения
Услуги органов полиции и противопожарной службы
Прочие услуги в области образования и профессиональной подготовки, не включенные в другие категории
Вспомогательные услуги в области образования
На необходимость комплексной оценки эффективности туризма в аспекте совокупности хозяйствующих субъектов, относящихся к сфере туристской деятельности, указывают и отечественные специалисты. Остроумова О.В. (2007 г.) отмечает, что для оценки эффективности в туризме «.необходимо учитывать специфику региональной системы, требующей расчета эффекта и затрат на конечную продукцию в виде предметов потребления и туристских услуг населению [6]. Аналогичное положение присутствует у Романовой Г.М. (2003 г.), которая пишет, что «.такой подход вызывает необходимость комплексной оценки затрат и результатов в расчете на конечную продукцию всей туристской сферы, а не отдельно гостиничной или санаторно-курортной организации» [7].
Новиков Д., Кричмарь М. (2006 г.), рассматривая эффективность туризма с позиции инновационной логистики, акцентируют внимание на том, что основу социальноэкономической природы туристского продукта составляет комплексная туристская услуга, которая включает в себя две принципиально различные группы услуг (услуги, обладающие абсолютной ценностью и самоцелью для их потребителей: потребление рекреационных ресурсов, организация экскурсий, туристические маршруты, экстремальный туризм и проч., и утилитарные услуги: транспортные, гостиничные, ресторанные и проч.). В этой связи, по их мнению, «повышение эффективности
туристского бизнеса...связано с более высоким уровнем организации текущего и стратегического управления совокупными потоковыми процессами в этой сфере [5].
Разработанные названными авторами коэффициенты эффективности позволяют оценить процесс логистизации (управления потоковыми процессами) туристической фирмы.
Таким образом, отечественные и зарубежные исследователи отмечают необходимость комплексной оценки эффективности туризма на разных уровнях хозяйствования с позиции совокупного рассмотрения всех хозяйствующих субъектов сферы туристкой деятельности. Поскольку эти субъекты осуществляют свою деятельность не автономно, а во взаимодействии друг с другом, то складывается область достижения общего результата туристкой деятельности. Взаимосвязь туризма с широким спектром деятельности различных организаций и структур обусловливает рост внимания к оценке не только его социально-экономических результатов, но и к анализу и оценке его взаимосвязей с социальными и экономическими процессами других сфер и отраслей. В связи с этим ряд стран и международных организаций участвуют в разработке концепций, баз данных и методов, которые позволили бы проводить такого рода оценки и анализ [19].
Проведенный обзор имеющихся разработок в этой области (табл. 1) показывает, что в настоящее время отсутствует методология оценки эффективности туристской деятельности в аспекте взаимодействия участников цепочки создания и распределения стоимости туристского продукта. Следовательно, возникает потребность в оценке эффективности туристской деятельности не только применительно к отдельным хозяйствующим субъектам и соответствующим им отраслям, но и в аспекте их взаимодействия и взаимной координации. Следует отметить, что данную оценку целесообразно осуществлять в рамках туристской дестинации (на региональном, местном или межрегиональном уровнях). Исходя из изложенного ранее можно утверждать, что требуется формирование инновационного подхода к разработке соответствующей методологии.
Появление инновационных аспектов в методологии оценки эффективности туристской деятельности в рамках дестинации обусловлено, на наш взгляд, рядом положений:
- происходит расширение туристских потоков, поэтому изменяется совокупность потребностей туристов и расширяется спектр предоставляемых услуг в составе цепочки создания и распределения стоимости туристского продукта;
- усложняется характер взаимодействия между участниками цепочки создания и распределения стоимости туристского продукта, предпосылками чего является увеличение числа и расширение видов и объемов деятельности акторов (асШаг);
- усиливается процесс кластеризации участников цепочки создания и распределения стоимости туристского продукта, который осуществляется как естественным (под действием «невидимой руки» рынка), так и искусственным путем (в результате разработки специальных проектов и программ);
- ужесточаются требования к отбору объектов инвестирования и оценке их инвестиционной привлекательности.
Характеристика инновационных аспектов методологии оценки социальноэкономической эффективности туристской деятельности в рамках дестинации может быть представлена следующими основными тезисами:
- оценку эффективности туристской деятельности целесообразно осуществлять не только применительно к отдельным хозяйствующим субъектам и соответствующим им отраслям, но и в аспекте их взаимодействия и взаимной координации в рамках конкретной дестинации;
- оценка эффективности туристской деятельности в рамках конкретной дестинации предполагает обоснование возможности и целесообразности учета как видов деятельности, входящих в цепочку создания и распределения стоимости туристского продукта (типичных для туризма видов деятельности), так и прочих видов деятельности, прямо и косвенно связанных с туризмом;
- оценка общей эффективности туристской деятельности наряду с оценкой экономической и социальной эффективности предполагает определение эффективности взаимоотношений субъектов конкретной туристской дестинации, а также взаимного мультипликативного влияния видов эффективности (эффективность взаимоотношений, на наш взгляд, представляет собой кумулятивную эффективность межфирменных отношений, взаимной координации и кооперации участников цепочки создания и распределения стоимости туристского продукта);
- эффективность взаимоотношений участников цепочки создания и распределения стоимости туристского продукта может рассматриваться в качестве значимой составляющей общей эффективности туристской деятельности в рамках конкретной дестинации.
В заключение отметим, что использование предложенных авторами инновационных аспектов оценки эффективности туризма позволит углубить оценку экономических и социальных эффектов функционирования конкретной дестинации; более обоснованно подойти к решению проблем управления туризмом на региональном, межрегиональном и местном уровнях; формировать действенные механизмы повышения эффективности деятельности участников цепочки создания и распределения стоимости туристского продукта; определять целесообразность инвестиций для поддержки и развития акторов цепочки. Кроме того, предложенные инновационные аспекты методологии оценки эффективности туризма можно рассматривать в качестве обоснования создания эффективных моделей туристских систем на региональном, межрегиональном и местном уровнях.
Литература
1. Бережнова Е.И., Бородин В.В. Социальный и экономический эффекты в туризме: проблемы синтеза и анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2010. №35. С. 50-53.
2. Виноградова М.В. Социально-экономическое влияние развития регионального туристского комплекса на экономику региона // Сервис в России и за рубежом (электронное периодическое издание). 2010. №1.
3. Даниленко Н.Н. Региональные туристские ресурсы: понятие, влияние на развитие туризма, стратегия управления / Н.Н. Даниленко, Л.П. Людвиг. Иркутск: изд-во БГУЭП, 2008.
4. Караулова Н. Внешнеэкономическая деятельность предприятия туризма: система показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия // Вестник ХГАЭП. 2007. №3. С. 63-68.
5. Новиков Д. Инновационная логистика в туризме / Д. Новиков, М. Кричмарь // РИСК. 2006. №3. С. 30-31.
6. Остроумова О.В. Туризм. Продвижение российского турпродукта. М.: Финансы и статистика, 2007. 128 с.
7. Романова Г.М. Стратегическое планирование развития туризма в регионе. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2003. 175 с.
8. Темный Ю.В. Экономика туризма / Ю.В. Темный, Л.Р. Темная. М.: Инфра-М, 2010. С. 330.
9. Юц А.Ю. Механизм государственной поддержки малого предпринимательства в туризме // Российское предпринимательство. 2010. №11. С. 118-124.
10. Banker RD, Charnes A, Cooper WW. 1984. Some models for estimating technical and scale inefficiencies in data envelopment analysis. ManagementScience 30(9): 1078-1092.
11. Barros С.Р., Peypoch N, Solonandrasana B. Efficiency and Productivity Growth in Hotel Industry. - International Journal of tourism research. Int. J. Tourism Res. 11, 389-402 (2009). Published online 10 December 2008 in Wiley InterScience (www.interscience.wiley.com) DOI: 10.1002/jtr.711
12. Caves, D.W., Christensen, L.R., Diewert, W.E. (1982) The Economic Theory of Index Numbers and the Measurement of Input, Output and Productivity, Econometrica, 50(6), 1393-1414.
13. Charnes A, Cooper WW, Rhodes E. 1978. Measuring the efficiency of decisionmaking units. European Journal of Operations Research 2(4): 429-444.
14. Cracolici M.F., Nijkamp P., Cuffaro M. 2006. Efficiency and productivity of Italian tourist destinations: a quantitative estimation based on data envelopment analysis and the Malmquist method. - TI 2006-096/3. Tinbergen Institute Discussion Paper. http://www.tinbergen.nl.
15. Crouch, G.I., Ritchie, J.R.B. 1999. Tourism, Competitiveness, and Societal Prosperity, Journal of Business Research, 44, 137-152.
16. http://media.unwto.org/ru/. (Дата обращения: 20.01.2012).
17. http://media.unwto.org/ru ЮНВТО: Вспомогательный счет туризма:
рекомендуемая методологическая основа, 2008 г. (Дата обращения: 20.01.2012).
18. http://media.unwto.org/ru/ ЮНВТО: Международные рекомендации по
статистике туризма, 2008 г. (Дата обращения: 20.01.2012).
19. http://media.unwto.org/ru/press-release/2011-10-12/k-2030-godu-chislo-mezhdunarodnykh-turistov-vyrastet-do-18-milliardov. (Дата обращения: 20.01.2012).